Лаконские щенки
5.83K subscribers
1.05K photos
69 videos
16 files
1.49K links
Никита Сюндюков. Русская философия и Достоевский.

Оставить анонимный вопрос/комментарий: https://yangx.top/AskMeAboutBot?start=aAOAn

Для связи @robbietherotten

Можно поддержать: 2202 2010 8561 5942
加入频道
Спасёмся ли мы в случае ядерной войны?

Приглашаем 24 июня на авторскую лекцию философа Никиты Сюндюкова о политической философии православия в современной России "Теология Владимира Путина".

Недавно либеральный теолог отец Кирилл Говорун заявил о необходимости «депутинизации» русского богословия. Следом он анонсировал разработку проекта «экуменического богословия после христианского мира». Среди прочего этот проект подразумевает отказ от идеи «христианской Европы».

Стоит ли говорить, что «путинская теология» существует только в головах самих либеральных богословов в виде соломенного чучела. Тем не менее, это направление мысли кажется небезынтересным — хотя бы в качестве философской спекуляции.



Будем вам благодарны за любую поддержку нашего проекта. Все возможные способы помочь нам тут https://vk.com/@solsevera-obraschenie-k-storonnikam
Завтра в начинается мой очень краткий курс русской философии — четыре лекции понятно о чем в библиотеке имени Маяковского. В паблике библиотеки будет трансляция.

Курс супер-вводный, то есть если ничего о русской философии не знаете, или знаете, но только ругательное, то вам подойдёт.

Первая лекция будет обзорной. Отвечу на самые волнующие вопросы. Как то: есть ли русская философия вообще?

Регистрация: tsentralnaya-events.timepad.ru/event/2072506/
Forwarded from Poetik und Hermeneutik (Artem)
Предыдущий пост посвящён началу набора абитуриентов магистратуры на кафедру религиоведения Казанского федерального университета. У нас 58 бюджетных мест по теологии и 17 по религиоведению. Пишу прописью: семьдесят пять БЮДЖЕТНЫХ мест в магистратуру. ПАМАГИТИ! Берём всех! Любой возраст, любое первое базовое. От вас только интерес к христианству или исламу. От нас заочка, очка, индивидуальные планы, дистант и оффлайн, стипендия. От вас - ну, хоть попробуйте! Ну, не пойдёт , захотите уйти потом - без проблем, главное поступайте! Всех, всех берём. И не только про Титивилуса расскажем, но и про остальных тоже. И про гностиков, и про инквизицию, и про политическую теологию, и про кадаритов, и про матузилитов! Все есть! Даже аспирантура потом! Прошу репоста. Подача документов на сайте К(П)ФУ
Дорогие друзья! Каналу нет еще и четырех месяцев, а нас уже 1000 - это очень много. Благодарю всех подписавшихся, я уже немного освоилась - будем и дальше практиковать философию. По местной традиции даю список любимых каналов. Разумеется, я подписана на множество других каналов, среди которых, философы, историки философии, публицисты, литераторы, художники, но не уверена, что все они хотели бы оказаться в этом списке. Кроме того, список не может быть бесконечным, поэтому привожу любимых и близких по духу:

@dplatonova Дарья Платонова не нуждается в представлении, но все же: философ, политолог, человек невероятной собранности и смелости, наше окно в сложный мир геополитики и международных отношений

@aftericonproject Антон Беликов - философ, художник, создатель уникального проекта "После иконы", радикально осмысляющий иконописный канон и православную традицию

@sacrumprofanum Андрей Иванов - автор нового перевода Книги Исход, философ и религиовед, занимающийся герменевтикой Священного Писания и другими крайне серьезными темами

@podled Свят Павлов - автор лучшего (контр)культурного проекта последних лет "Под лед", организатор "Лимоновских чтений", братец по духу и панку

@solsever Николай Арутюнов - создатель образовательного проекта и петербургского культурного пространства "Солнце Севера", проводник чистой аполлонической энергии

@korobov_latyncev Андрей Коробов-Латынцев - философ и действующий офицер армии ДНР, автор книги "Философ и война", абсолютно героический мыслитель, который пишет докторскую, находясь на передовой

@hungryphil Никита Сюндюков - один из лучших, на мой взгляд, современных мыслителей, философ, специалист по Достоевскому, в тексты которого я влюблена полной философской любовью

@pepelclaasa Александр Аверин - публицист, нацбол, настоящий воин и дорогой друг, с которым мы знакомы (трудно в это поверить) уже без малого 20 лет

@rusjuche Андрей Дмитриев - публицист, историк, лидер питерских нацболов, автор книг про Лимонова и Ким Ир Сена и дорогой друг, с которым мы знакомы чуть меньше, чем с Авериным, но тоже о-очень давно

@bunkerdayly Ольга Шалина - драгоценный друг, лидер московских нацболов, человек с уникальным политическим опытом, знающий все о радикальной политике и кшатрийской системе ценностей

@apesotskiy Андрей Песоцкий - радикальный экономист, нацбол и прекрасный публицист из Петербурга

@mihailaksel Михаил Аксель - лидер московских нацболов, военкор, политический аналитик, человек длинной воли и доброй души

@philosonya Софья Метелкина - философ и журналист, евразийская красавица и добрейший человек

@chaoss_flame дорогая Ольга - не просто большой знаток магических ритуалов и тайных традиций, но настоящая практикующая ведьма и невероятно остроумный публицист

Паблики:

@adirect Прямое действие - здесь все о реальном политическом действии, радикально и честно

@russian_good Хорошее русское - канал о современной русской культуре, изящный и осмысленный

@rossia_eto_idea Россия - это идея - практический платонизм, политическая философия для неискушенных

@gintovtarchive Империя. Цветущая сложность - стратегический архив визуального наследия России, собираемый художником Алексеем Гинтовтом. Подписывайтесь, красота должна занимать весь объем телеграма

Отдельной строкой:

@oldminerkomi Дмитрий Селезнёв - любимый муж, военкор и литератор, автор WarGonzo. Заодно проверим, дочитывает ли он мои посты до конца.
Сегодня вторая лекция очень краткого курса русской философии, о Чаадаеве. Подробности и регистрация.
Здесь и софиология, и теоэстетика разом (вообще это очень близкие парадигмы).

Софиология: Бог разлит в мире, но не сводится к миру. Или через панентеизм: все в Боге, но Бог не есть все.

Теоэстетика: вернейшее доказательство бытия Божьего — это красота. Например, улыбка матери — первый опыт красоты и одновременно первая встреча с Богом.

И ещё у Бальтазара есть замечательная мысль о соотношении апофатики и катафатики. Апофатика возможна только в том случае, когда мы настолько приблизились, настолько преисполнились положительным знанием о Боге, что оно буквально ослепляет нас. Слов, положительных свойств здесь больше не остаётся. «Свят, свят, свят».

https://yangx.top/aftericonproject/653
«Исповедь Ставрогина» — наверное, самый страшный монолог из всего творчества Достоевского. Настолько страшный, что цензура не допустила к публикации главу «У Тихона», куда монолог был включён. И в итоговую редакцию «Бесов» ни глава, ни монолог не попали. Правда, его фрагменты Достоевский потом включит в монолог Версилова о судьбах "русского европейца".

Как-то в одном из салонов Петербурга собравшиеся гости обсуждали — забавы светской ради — самый страшный грех, который только можно совершить. Слово взял Достоевский. «Самый страшный грех, — заявил писатель, — это насилие над детьми». Достоевский знал это по своему опыту, и здесь речь идет не о пресловутой и путаной истории с письмом Страхова Толстому (кому интересно — вот здесь исчерпывающий анализ этой истории).

Нам следует обратиться к детству самого Федора Михайловича. Он рос во флигеле, приставленном к больнице для бедных в Москве, где служил его отец — к божедомке. В этой больнице Федя встретил своего первого друга, вернее подругу — маленькую девочку, с которой он любил лежать на траве и смотреть на солнце.

Однажды во двор больницы принесли окровавленное тело этой девочки — прямо на глазах у Феди. Спустя несколько часов его подруга скончалась. Выяснилось, что преступление над ней совершил пьяница, который несколько дней подряд околачивался у больничной ограды и наблюдал за играми детей.

Осмыслить самый страшный грех Федор Михайлович попытался при помощи фигуры Ставрогина. Парадоксально, но этот герой исповедует взгляды, близкие самому Достоевскому. Так, Ставрогину (в черновиках «Бесов») принадлежат слова, которые впоследствии станут известны в качестве «символа веры Достоевского»: «Если бы Христос был вне истины, то я скорее останусь со Христом, нежели с истиной». Впоследствии Достоевский воспроизведет эту формулу в письме к Фонвизиной, и уже из этого письма она станет известной в качестве символ веры самого писателя.

Фамилия Ставрогин означает «крест». Ставрогин должен был пойти на крестную жертву, стать новым Христом, «Иваном-царевичем», по замыслу его товарищей-революционеров. Но в итоге он обернулся кем-то между Иудой и Антихристом. Возможно, именно так и следует трактовать первоначальное прозвище Ставрогина, которое фигурирует во все тех же черновиках к «Бесам»: «Князь».
А завтра — день Достоевского и моя лекция о нем. Не о дне, о Достоевском. Подробности и регистрация.
Вспоминается моя любимая история о Флоренском. Он себя называл «анти-семинаристом», но имел в виду нечто прямо противоположное тому, что вы подумали. На рубеже веков семинарии были буквально рассадником юных атеистов, позитивистов, социалистов, метариалистов и революционеров. Даже если юноша поступал в семинарию с горячей верой в сердце, то выпускался оттуда он закоренелым нигилистом. История про Сталина-семинариста всем известна.

Так вот Флоренский именно в этом смысле называл себя «анти-семинаристом»: после окончания физмата МГУ он поступил в Московскую духовную академию и выпустился оттуда ещё более верующим человеком. Да и вообще отец Павел никогда не терял связи с религией, никогда не впадал в прелесть атеизма, в отличие от многих других русских мыслителей.

https://yangx.top/theologmemory/83
На случай важных переговоров — блестящая формулировка @LogicaSocialis
О русской идее

Тут у дорогих товарищей развязался спор о русской идее, прочесть его можно начиная вот отсюда. Я думал воздержаться от участия, но так случилось, что мы с парочкой моих студентов после лекции о существовании русской философии (запись здесь) сформулировали очень изящный, на мой взгляд, вариант этой самой идеи. Спешу поделиться.

Некоторое время назад отец Кирилл Говорун в очередной раз поднял бурю в стакане, заявив, что русская религиозная философия — это провальный проект, поскольку она основана на восприятии русского народа как народа-мессии. Но совсем уж крест на русской философии отец Кирилл ставить не спешит: заместо мессианства, пишет он, русским необходимо пестовать кенотическое начало своей культуры. То есть всячески умалять себя, указывать на свою ничтожность и подверженность всем возможным порокам: «русские должны признать собственную склонность к насилию и моральному суициду. То есть что русская душа легче подпадает под власть демонов, чем соседние народы».

И вот мы с ребятами подумали над этим рассуждением и пришли к забавному выводу. Я вспомнил любимую присказку Достоевского: самый последний русский подлец знает, что он только подлец и ничего более, и страшно своей подлостью терзается; подлости он, конечно, творить от этого не перестанет, но рано или поздно дойдет до крайности: либо деревню родную сожжет, либо оставит все и уйдет нищенствовать в Иерусалим. Русский человек находится между началом звериным и началом ангельским, пишет Бердяев, минуя начало человеческое. Серединное, умеренное, «разумное».

А как у не-русских, то есть, конкретно, у европейцев? А у них очень просто: подлость всегда находит свое оправдание и даже повод для гордости. Воруешь? Общество вынудило, оставило без хлебной крошки. Убиваешь? Ну так что ж, иной раз не убить невозможно: среда заела. Насилуешь? И поделом: гони природу в дверь, она вернется в окно. Человек — подлец — никогда не виноват, а виновато нечто, выходящее за пределы данного конкретного человека, будь то общество, природа, государство или экономика. Все, что ни есть на свете, устроено подло, за исключением самого человека.

Короче: европейский подлец всегда найдет, как себя оправдать; русский подлец всегда найдет, за что себя корить. Фактический порядок дел одинаков: и тот, и другой продолжат свои злодеяния. Духовный порядок диаметрально противоположен: русский любой ценой стремится к самоуничижению, европеец — к самоутверждению.

А дальше Федор Михайлович делает ход конем. Именно потому, что мы настолько любим самоуничижение, потому, что в нас так остро сидит потребность страдания, русский народ и является народом-мессией. Потому что мы — через страдание и соответственно через открытость к страданию другого — их понимаем, а они нас — нет. Мы готовы пострадать и за себя, и за них, а они — ни за себя, ни за другого. Наш Господь — русский Христос, Христос страдающий и умаляющийся, их — солидный Господь для солидных господ. Такова формула русской всемирной отзывчивости.

Ну тут примерно та же логика, что и у Сократа: я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. То есть русская мессианство напрямую вытекает из русского кенозиса, они неотрывно связаны друг с другом. Видеть одно и не видеть другое — значит не видеть ничего. Да, русская культура — и русская мысль в особенности — центрирована вокруг ничто, но в этом ничто и кроется подлинное всё.

И здесь еще один интересный момент открывается. Вот если Говорун хочет видеть Россию максимально опущенной, то есть кенозис без мессианства, то разного рода империалисты и националисты напротив — принимают русское мессианство без русского кенозиса. Это вечное русское самоумаление — «да мы что, мы люди маленькие, грешные, ничего не знаем и не понимаем, пущай Царь-батюшка решает»; «а может простим? тоже ведь твари Божьи» и проч. — для них все равно, что кость в горле. Они даже термин для этого специальный придумали — «национал-куколдизм».
Ну что ж, пускай. Здесь все одно — что Говорун, что ультра-национал-монархизм. Желание видеть какую-то свою, иллюзорную Россию, удобную и причесанную. Мне же более всего дорога именно эта русская слезливость, русское юродство, русское «вечно-бабье», как писал Бердяев. Да, оно наделало нам бед, это вечно-бабье. Но я убежден, что оно-то нас и спасет. И потому главное наше слово — не справедливость и даже не сострадание. А, повторю сам себя, умиление, «радоснотворный плач, возвышенный и смиренный».
Ах да, и забыл завершающее, самое-самое важное, ради чего, собственно, это все и писалось:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
7 июля в 18.30 в Библиотеке имени Маяковского — итоговая лекция очень краткого курса русской философии, о Соловьеве, его взаимоотношениях с Достоевским и роли в становлении русского религиозного ренессанса. Будет трансляция и запись.

Регистрация: vk.cc/ceTL31
Forwarded from TUGARINOV
ОМ — изначальная мантра. Основа основ. И если в индуизме этот звук знаменовал переход мира из непроявленного состояния в проявленное, то в русской культуре именно Достоевский вывел русский историал из модуса сокрытости.

Нет, тут точно нет никакой ошибки — это и есть извечная русская мантра:
ОМ Достоевский.
Мир стремительно клонится к византийскому порядку, когда наиболее адекватная кандидатура для управления государством — это придворные евнухи.

Парни, если хотите быстрой политической карьеры — вы знаете, что делать.
Национальная идея это не половая потенция, но с ней тесно связана. Потому что «народ» — это нечто народившееся. Поскольку люди рождаются не только «свыше» (Ин. 3:3), а еще и от папы с мамой. Так уж Бог устроил. Поэтому национальная идея обязательно имеет в виду рассуждения, почему и зачем мы от родителей-предков такие народились и должны ли сами дальше рожать, и зачем. Например, просто так, или чтобы хранить правую веру, или мировую справедливость, или красоту, или порядок. Народ — это передача жизни по неким линиям, и самосознание народа в немалой степени эту передачу охраняет и объясняет.

Конечно, национальная идея — это никакая не мысль Бога о неком народе. У Бога, конечно, есть мысль и промысл о каждом народе (Ам. 9:7; Деян. 17:26-27), но есть и мысль народа о самом себе. Это мысль, которой поддерживается освященная Богом передача жизни — по заповеди «плодитесь и множьтесь». И это средство, чтобы естественная кровная солидарность была направлена на некую благую цель — исходя из своих способностей, наклонностей и исторических обстоятельств.

Народ — это расширенная семья. Если человек рождается в семье, а тем более династии врачей, банкиров, военных — велик шанс, что он пойдет по семейной линии. Это логично: человек растет в некой атмосфере, напитывается некими представлениями и ценностями, изначально включен в некие социальные расклады. Вот и «лицо» семьи нарисовалось, можно не называть это «семейной идеей». Ее даже пестовать не обязательно — это просто объективное отличие данной семьи от других.

Человек рождается не в вакуум и не в крещальную купель. Он рождается в семью, а через нее в народ. Семья как часть народа и приносит человека в купель.

Атавизмом национальная идея станет, когда все будут из пробирок рождаться на комбинате имени Сороса. Пока у нас яйца на месте — мы за народ и его идею еще пободаемся.
Обратите внимание, два верхних поста хорошо друг друга дополняют.
Недавно в группе ВКонтакте у меня развязался спор о народном христианстве. Мол, христианин — это тот, кто заучил наизусть все постановления Вселенских соборов и читал всех Святых Отцов. А вот народная чернь, которая даже Библию не читала, но зато детей тащит в Церковь крестить в первые месяцы — вовсе не христиане, а в лучшем случае язычники, да даже и хуже атеистов.

И вот Блок. Хорошо. Такую Россию я знаю и люблю.
Forwarded from Владимир Даль (Кamnev Vladimir)
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.