Заметки историка / Historian's notes
4.79K subscribers
9.96K photos
367 videos
1.13K files
6.9K links
Центр по излучению истории, войн и геополитики.
Непрочитанные книги умеют мстить
加入频道
Channel name was changed to «Заметки историка Historian's notes»
Channel name was changed to «Заметки историка / Historian's notes»
Из ресторанного князя и фарцовщика – в завхозы советского архиерея: кривая судьбы Михаила Чавчавадзе
Часть 4/7

Спустя полгода после репатриации, в конце 1949 года, М.Н. Чавчавадзе был арестован, осужден за «антиреволюционную деятельность» ("младоросское" прошлое) и сослан в исправительно-трудовой лагерь на Воркуту (поселок Инта). Скоро в склеп пришли с ночным обыском, а потом увезли всю семью в ссылку.

Здесь же, в Ворлаге уже находился еще один представитель #младороссы А.А. Угримов. Он также принял участие в восстании в Ворлаге в 1953 г. После освобождения Угримов работал переводчиком, в 1966 году познакомился с А.И. Солженицыным через Н.И. Столярову (бывший секретарь И. Эренбурга). Угримов помогал тайной поездке Солженицына на юг для сбора сведений о Новочеркасском расстреле и был одним из главных хранителей архива писателя-эмигранта

На фото князь Михаил Николаевич Чавчавадзе (второй справа во втором ряду). Исправительно-трудовой лагерь в Инте.
#РоссияИзЧемодана
Продолжение следует
Интересно, не хотят ли наши правоохранители вспомнить о статье 119 Уголовного кодекса Российской Федерации? По-моему некие дипломаты уже распоясались
Историческая речь Путина

Можно спорить по отдельным моментам, но не в концепции того, что Запад ломает Россию через балансирование на грани войны (brinkmanship), возведённый в главный инструмент американской политики Дж.Ф. Кеннаном. Об этом прямо говорится в его "длинной телеграмме". Этот же архитектор холодной войны задействовал и содержал весь нацистский инструментарий против СССР, вдохнул в него новую жизнь.

Да, я не согласен с переваливанием вины на "произвол коммунистов" в определении границ УССР. Ленинское правительство действовало в условиях, когда в Малороссии действовали более или менее ярые националисты, взращенные в Австро-Венгрии. Это были будущие главари ОУН, которые сохранились и использовались и Третьим рейхом, и англо-американскими спецслужбами в годы холодной войны (посмотрите на руководство "Антибольшевистского блока народов", например).

Справедливо говоря о национализме позднесоветских республиканских элит, президент обошел вопрос о Межрегиональной депутатской группе Ельцина-Сахарова, где советником, например, был афилированный с ЦРУ Александр Рар.

Но в целом возразить нечего. Справедливая, тяжелая, выстраданная и справедливая речь. Единственно, что недоработала российская дипломатия - рассказать всему миру о преступлениях майданного режима.
Из ресторанного князя и фарцовщика – в завхозы советского архиерея: кривая судьбы Михаила Чавчавадзе
Часть 5/7

В Ворлаге Михаил Чавчавадзе сколотил кружок, в который вошел также и бывший офицер-пропагандист коллаборантского 15-го казачьего корпуса на Балканах Б.К. Ганусовский, попавший в Советский Союз после «выдачи в Лиенце».

В лагере князь рассказывал своим «кружковцам» подробности расстрела семьи Николая II на основании документов и некоторых артефктов, собранных следователем Н.А. Соколовым, которые генерал Жанен вывез в Европу. Поскольку великий князь Николай Николаевич отказался принять этот чемодан с бумагами и останками, Жанен передал его бывшему царскому послу в Италии Гирсу.

Как рассказывал М.Н. Чавчавадзе, «лет через 10 после этого два короля — Дании и Югославии - предложили монархистам-легитимистам принять Царские смертные останки для временного упокоения в Дании или Сербии. Когда делегация легитимистов явилась к Гирсу, прося выдать останки, тот наотрез отказался. Повторный визит имел такой же успех. Один из родственников Чавчавадзе, будучи масоном, заявил ему, что Гирс, который был также масоном какого-то крупного ранга, не мог выдать останков, по приказу этих же "братьев"» .

Очевидно, что безымянным родственником князя являлся Александр Казем-бек , вожака #младороссы Он, кстати, не забыл свояка, и, после его освобождения выхлопотал ему и его семье (своей сестре с проживавшими вместе с ней детьми и ее отцом, Львом Казем-беком). Казем-бек добился их перевода из поселения в казахстанских степях в Вологду. Пока же (уже легальная) жена Михаила и мать Зураба, Мария Львовна, устроилась машинисткой в местный колхоз и вместе с дочерью от Некрасова (монахиней Ольгой, которая работала маляром) кормила семью.
#РоссияИзЧемодана
Из ресторанного князя и фарцовщика – в завхозы советского архиерея: кривая судьбы Михаила Чавчавадзе
Часть 6/7


В мае 1958 г. Чавчавадзе, с тремя детьми, выехали из Алма-Аты в Вологду. Здесь семью Чавчавадзе приютил епископ Мстислав (П.А. Волонсевич) – человек высокомерный и тщеславный, который ранее руководил рядом сибирских епархий. Несмотря на то, что Мстислав умел только портить отношения с уполномоченными из компартии, при нем Вологодская епархия не потеряла ни одного прихода.

Епископ быстро и тесно сошёлся с семьей Чавчавадзе, главу которой назначил своим помощником по хозяйственным вопросам. Об этом остались весьма яркие донесения уполномоченного И.М. Иванова: «Сам он в церкви бывает редко (это, конечно, хорошо), по воскресеньям и праздникам, никуда не выезжает, все дни находится в квартире Чечевадзе, играет в шахматы, устраиваются обеды и завтраки, везде называет себя советским епископом, а что он представляет из себя конкретно — установить еще не удалось».

Обретя «твердую почву под ногами», с 1958 г. семейство «ресторанного князя», вернулось к обычному для себя, «богемному» образу жизни. Как вспоминал о них епископ Мудьюгин, «на советском фоне Чавчавадзе сильно выделялись. Они устраивали вечеринки, Мара выпивала, Мишель закрывал глаза на кокетничанье жены. Они давали очень веселые, но не очень «православные» приемы, под сенью епархии! В 1960 г. меня назначили в Устюжну, но я часто бывал в Вологде, где встречался с Казем-Беком, который приезжал к сестре. Он приезжал один. Это был очень образованный̆ человек, очень простой̆, но общаться с ним было нелегко, потому что он говорил слишком быстро и проглатывал половину слов. Он был открытым, веселым, но в его веселье было что-то принужденное, и можно было догадываться, что он живет двойной жизнью. В патриархии пользовались его феноменальной памятью и эрудицией (он знал наизусть весь состав папской курии), но держали его в тени, потому что он не был «агентом» .
#РоссияИзЧемодана
Forwarded from Толкователь
Великая Отечественная война – главная скрепа российского общества. Однако среди молодёжи эта скрепа постепенно уходит. Это показывает исследование социологов Виктора Филоненко и Алексея Магранова из Центра социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета («Власть», №6, 2021).
Социологи опросили 1841 студента в 8 вузах и 3 филиалах вузов региона (Ростовской области). Некоторые результаты их работы:
- «На Ваш взгляд, справедливы ли обвинения СССР в развязывании Второй мировой войны?» Полностью несправедливыми подобные обвинения считают меньше половины донских студентов – 40,8%. При этом в 2015 г. таковых было 61%. Каждый третий (29,5%) выбрал вариант ответа «в чем-то справедливы, в чем-то нет». Почти треть респондентов (27,5%) не смогли дать однозначную оценку роли руководства СССР в развязывании Второй мировой войны, а в 2015 г. таковых было 11,9%.
- 9,6% уверены, что после освобождения своей территории Советский Союз оккупировал ряд европейских стран (Молдавия, Польша, Литва, Эстония и т.д.); 13,3% скорее согласны с данным утверждением. Полностью отрицают подобные обвинения около трети студентов – 27,9% против 45,8% в 2015 г. А 33,8% затруднились с ответом, что на 10,5% больше, чем в изыскании 2015 г.

- «Экономическую основу победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки оружия, техники от стран-союзников»: 8,6% абсолютно уверены в этом, а 22,1% выбрали вариант ответа «скорее согласен». 25,6% скорее не согласны с этим утверждением. Полностью отрицают правдивость данного тезиса 17,5%, однако в 2015 г. таковых было вдвое больше – 37,4%; четвертая часть опрошенных (26,2%) не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос (против 15,6% в 2015 г.)

- 7,1% опрошенных уверены, что деятельность РОА (А.Власов), ОУН (С.Бандера) и других движений была направлена не на борьбу против Красной армии, а против сталинского большевистского режима, а 17,9% склонны верить этому утверждению в большей степени (в сумме 25%). При этом число несогласных с данным утверждением уменьшилось почти в 2 раза за 5 лет: 12% против 22,2% в 2015 г. А вот число затруднившихся с ответом на этот вопрос достигло практически половины – 47,1%, тогда как в 2015 г. таковых было 36,2%.
- Значимость политического и военного руководства И.В.Сталина отметили 14%, тогда как в 2015 г. данный фактор указывал каждый пятый студент (20,4%).
неКОЛЛАБОРАНТ #ИванИльин в роли посредника

Интересно, а знают ли апологеты Ильина, которые плачутся о "русском мыслителе", преследуемом и гонимом гестапо, про такой сюжет?

"При консультативном участии Ильина в 1938 г. НТС вел переговоры с представителями германского военного министерства. (Инициатива исходила от немцев, НТС воспользовался ею, чтобы побудить Германию отказаться от разрабатывавшейся тогда расистской политики на Востоке. В результате этой неудачной попытки, всем известным членам НТС, во избежание ареста, пришлось вскоре покинуть Германию", - как пишет М.В. Назаров монархист-антисемит, перебежчик, а ныне - один из колумнистов РПЦ и, как водится, член НТС.

Получается, что незадолго до отъезда в Швейцарию у Ильина были не такие уж и плохие отношения с нацистским режимом, если он был посредником в переговорах #НТС и вермахта. И уже тогда, в 1938 г. "нацмальчики" знали, какой преступный оккупационный режим планировал создать нацизм на нашей земле. И это им никак не помешало в мае 1941 г. заключить сделку с РСХА, а затем и с Абвером.
#РоссияИзЧемодана
НТС: в связях, не порочащих его, замечен не был
Немного юмора в этот праздничный день
Из ресторанного князя и фарцовщика – в завхозы советского архиерея: кривая судьбы Михаила Чавчавадзе
Часть 7/7
Тесные отношения Вологодского епископа Мстислава с Михаилом Чавчавадзе, подтверждает и сын последнего, Зураб: «Владыку Мстислава я с самого начала помню. Он был из белорусов, подвизался в одном из монастырей на западной Украине. Был в эмиграции, потом его отозвали — наступил “дефицит” епископов, очень многие сидели в лагерях... Владыка Мстислав был человеком более светским. Мы подружились. Он приходил к нам обедать, ужинать... Сейчас этого дома нет. Дом был большим, деревянным. На втором этаже находилось епархиальное управление, а на первом была квартира, в которой мы жили. И часто владыка, после утренних приемов и иных дел, спускался к нам обедать и оставался побеседовать. Он назначил секретарем епархиального управления моего отца — потому что это был единственный человек, не боявшийся уполномоченных… потому что уже прошел лагерь. И вообще, мой отец показался владыке самым близким человеком. Плюс он был в хороших отношениях со Святейшим Патриархом Алексием (Симанским)… Кстати, любимой фразой владыки, ставшей впоследствии знаменитой, была: “Я — советский архиерей!”» . Так монархо-фашист Михаил Чавчавадзе проник в сердцевину Московского Патриархата РПЦ, с которым сегодня его сын, Зураб, реализует множество совместных проектов.

В 1963 г. семья Чавчавадзе была вынуждена вернуться в Тбилиси, где его ждал двоюродный брат, Н. Чавчавадзе – директор Института философии Академии наук Грузинской ССР. Он принял родственника на работу, дав ему для перевода книгу Ж.-П. Сартра на французском языке. Не закончив перевода, М.Н. Чавчавадзе скончался.

#РоссияИзЧемодана
Лоллий Львов: Еще один поэт-неКОЛЛАБОРАНТ из окружения #ИванИльин

Знакомьтесь, уважаемые читатели, еще один автор ильинского "Русского колокола. Журнал волевой идеи", Лоллий Иванович Львов (21.05.1888, Москва или Казань - апрель 1967, Мюнхен). Окончил историко-филологический факультет Московского университета. После 1917 г. эмигрировал вначале в Финляндию, затем - Эстонию. Помимо восторгов о Пушкине и Лермонтове, о которых он также писал стихи, Лоллий был представителем #НациональныйЦентр - одной из ранних антисоветских организаций.

В годы Второй мировой войны сотрудничал в пронацистских изданиях, служил переводчиком в Русской освободительной армии генерала Власова. После войны некоторое время находился в лагере в американской зоне на территории Германии. С 1945 жил в Мюнхене. Работал на радио "Свобода" и в Институте по изучению истории и культуры СССР - шпионско-тренировочной базе #НТС , о которой написал подробную монографию смоленский историк Евгений Кодин

#РоссияИзЧемодана
«Французский связной» Константина Малофеева: Зураб Чавчавадзе
Часть 1/7

Один из связных Малофеева со «старыми» европейскими праворадикалами, берущими свои истоки еще в послевоенных союзах фашистов и коллаборантов, - Зураб Чавчавадзе. Зураб Михайлович Чавчавадзе родился 22 января 1943 года в Париже от отношений двух потомков знатных российских родов, эмигрировавших в Европу после 1917 г. – Михаила Николаевича Чавчавадзе и Марии Львовны Казем-бек. Не получив разводов от своих супругов (соотв. Любови Хвольсен и Александра Некрасова), Михаил Чавчавадзе с 1939 г. сожительствовал с Марой (Марией Львовной) Казем-бек, сестре создателя партии «младороссов», в которой уже состоял 10 лет. Родившийся в 1943 г. у них Зураб получит документы только в Советском Союзе, куда репатриируются его родители.

На советской границе Михаил, как говорилось, был задержан за то, что провозил подшивку монархо-«младоросской» газеты «Искра». Через 2 года этот инцидент станет поводом для его ареста, осуждения и заключения (до 1956 г.) Михаила в воркутинский ИТЛ в деревне Инта (десятилетие спустя там же родится будущий «попечитель» малофеевского «Фонда Василия Великого» С.Ю. Рудов).

До ареста семья жила в Грузии, перебиваясь случайными заработками. После возвращения Михаила из лагеря – по указанию митрополита Николая (Ярушевича) – будет принят завхозом к епископу Мстиславу (Волонсевичу).
Тот же Ярушевич пригласит в Отдел внешних церковных сношений и брата Марии, создателя монархо-фашистской партии «Младороссы» Александра Львовича Казем-бека. В годы Второй мировой войны Казем-бек, эмигрировавший в США, – агент политической и военной разведок США.

Приехав в СССР, Александр Казем-бек принесет в МП РПЦ монархизм, антисемитизм, экуменизм, комплекс неполноценности РПЦ перед РПЦЗ и стремление к объединению Московского патриархата с этим антисоветским осиным гнездом. Одним из учеников Александра Казем-бека и близким другом его племянника (Зураба Чавчавадзе) будет литератор-перерожденец Владимир Солоухин – русский националист, который «был убежденным монархистом и таковым он умер».

Таким образом, к родственным связям (двоюродный брат, Николай Чавчавадзе – директор Института философии АН Грузинской ССР) семье родителей Зураба Чавчавадзе добавился контакт со вторым лицом в Московском Патриархате, Михаилом Ярушевичем. При этом сам Московский Патриархат не позднее, как с 1957 г. (с возращения в СССР Александра Казем-бека) был заражен и постепенно изнутри разлагался в антисоветском духе под действием шовинистически-монархической пропаганды.

Из издательского и внешнецерковного отделов Патриархата в середине 1960-х – середине 1990-х гг. на общественно-политическую арену выйдут представители «христианского социализма» и откровенные монархо-фашисты, начиная с #православныебоевики «Всероссийского социал-христианского союза освобождения народов» заканчивая создателя «Союза православных граждан» Валентина Лебедева и мистика Владимира Карпеца - одного из учителей Александра Дугина.
#СпецоперацияВСРФнаУКраине: правые НЕдруги России

Что и требовалось доказать: вся пророссийскость европейских "новых правых" (замаскированных неофашистов) быстро улетучилась, когда Россия начала жёстко действовать в своих национальных интересах.

Европейским "новым правым" не нужна Россия, осознающая свои национальные интересы. Им нужен #ЧерныйИнтернационал , в котором Россией будут править националистические прозападные марионетки.

Или вы вправду верили в то, что белоэмигранты и НТСники, коллаборировавшие со всеми антироссийскими спецслужбами, - это нравственные идеалы? Или вы и вправду верили, что Россию олицетворяют люди с гимном на мотив "Хорста Весселя" (РНЕ)? Или что наше будущее - это дебилы, развешивающие немецкие руны? Какую русскую национальную идею могут нести те, кто "торчат" с СС (как "Сорок сороков") или крутятся вокруг идей Хайдеггера, Генона и Эволы (как Дугин)?
Советское наследие
Проект "Исторические материалы" опубликовал сканы статистических сборников об экономиках союзных республик накануне #распадСССР
Сейчас ведется много споров об этом периоде нашей жизни, поэтому я решил загрузить их в комментариях к этому сообщению. Цифры останутся цифрами вне зависимости от интерпретаций.
«Французский связной» Константина Малофеева: Зураб Чавчавадзе
Часть 2/7

Дядя Зураба по отцовской линии и его супруга, вынужденные сменить фамилию на Бен-Чавчавадзе, запятнали себя коллаборационизмом и членством во власовских структурах: Георгий – также политическим бандитизмом в первые послевоенные годы, Ирина – также участием в агитационном проекте «Винета». Разумеется, пара была желанными гостями в швейцарском доме #ИванИльин

Еще один яркий представитель рода Чавчавадзе, Давид Павлович – кадровый офицер УСС и ЦРУ, лично работавший с бежавшей Светланой Алилуевой и не только.

Генерал Спиридон Чавчавадзе – представитель грузинской националистической политэмиграции, участвовал в формировании нацистского батальона спецназа «Бергман» (там же служил еще один Давид или Додик Чавчавадзе) и грузинской политической коллаборантской ячейки в составе «зондерштаба Кавказ». Спиридон, прибыв в Грузинскую ССР, был осужден и умер в заключении.

Но все эти факты активного коллаборационизма его родственников не смогли сломать будущее Зураба, который находился под покровительством своего грузинского клана и Московского Патриархата.
#Маннергейм: реклама позвала в дорогу

Авторитетный электронный словарь решил порекламировать книгу финского фашиста. Что ж, мне есть, что ответить на это:
- не Маннергейм "отделился от России", а ленинский Совнарком признал первый в истории Финляндии суверенитет;
- Маннергейм утопил в крови свою гражданскую войну, где потери после ее окончания были в 2,5 раза больше боевых потерь в ее ходе;
- Маннергейм трижды отдавал Финляндию на откуп иностранным войскам, надеясь сохранить свою личную власть;
- Маннергейм был последовательным союзником Гитлера с 1933 до лета 1944 г.;
- Маннергейм напрямую причастен к режиму этнических чисток в оккупированной им Карелии в 1941 - 1944 гг. Подробнее о режиме "зоны-вакуум" смотри здесь, а о преступлениях против белорусов - здесь;
- наконец, подчиненные Маннергейму диверсионно-разведывательные группы в советском тылу творили военные преступления.

Биографию барона-маршала читайте в книге профессора Барышникова "Маннергейм и Советский Союз"
«Французский связной» Константина Малофеева: Зураб Чавчавадзе
Часть 3/7

Зураб Михайлович Чавчавадзе окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского университета, где клан Чавчавадзе издавна имел сильные позиции. Благодаря им же и получил свою первую работу: 1969—1971 — старший научный сотрудник Грузинского НИИ научной информации (г. Тбилиси); 1971—1989 — старший преподаватель кафедры новых методов обучения Грузинского государственного университета.

Работа в университете не мешала ему активно ездить к своему дяде, Александру Казем-беку в Москву. Через него Зураб познакомился с писателями-черносотенцами, группировавшимися вокруг бывшего фюрера «младороссов», и основной фигурой здесь был Владимир Солоухин.

В 1980-е годы секретарем Солоухина работала молодая выпускница журфака МГУ Елена Приписцова – будущая супруга Зураба Чавчавадзе, которая станет проводником белогвардейской линии в российской культуре в первые десятилетия XXI века.

Но тогда, в 1980-е Солоухин уже имел сформированное мировоззрение: «Есть понятие народ и есть понятие населения. Население — это совокупность граждан, которые не находятся в тесном единении друг с другом. Это разброд, шатание. А народ — это спаянное одной национальной идеей население, вместе строящее национальный дом”. Такая была у него теория. Есть народ, а есть население — разница между ними в этом. Населением могут управлять президенты, генсеки — кто угодно, а народом — только государь, только царь. Русским народом». Поэтому, - как отмечал в интервью популяризаторскому проекту «Русской инициативы» Зураб Чавчавадзе, - для него магистральной идеей было, чтобы русское население превратилось в слово русский народ. А также понимание того, что такое национальный дом, который нужно отстраивать, украшать и делать сильным. Это основная идея, которую он проносил сквозь свое творчество, а потом и публицистику и поэзию. Он был убежденным монархистом и таковым он умер».

Продолжение следует
Forwarded from МИГ России
❗️Дорогие подписчики! Многие из вас спрашивают - чем помочь? Есть очень большая просьба. Вот прекрасный материал британского журналиста Грэхема Филипса о нацизме на Украине. Предельно объективный, на английском языке. ОЧЕНЬ, КРИТИЧЕСКИ ВАЖНО донести эту точку зрения до англоязычного обывателя в США и Европе. Можно оставлять на него ссылки в комментариях, заливать себе на англоязычные странички, распространять в мессенджерах и т.д. и т.п.

Хотите помочь? Работайте, братья!

https://youtu.be/FG1fuhKwXVA