Belarusian posting
28 subscribers
350 photos
1 video
42 files
93 links
加入频道
Forwarded from шушпинчик
Belarusian posting
Estat de l'empire de Russie et grande duché de Moscovie, Жак Маржерет, Париж, 1607 Ссылка: clck.ru/3DfJju
Предуведомление читателю.

Русское царство является частью страны, которую в старину называли Скифией. Словом "Скифы" ещё и сегодня называют Татар, которые прежде владели Русью, и великие князья прежде держали её в вассальной зависимости от Татар, зовущихся Крымскими. Эти Русские, с некоторых пор, после того, как они сброисили Татарское иго и христианский мир начал узнавать о них, прозвались Москвичами, по имени столицы Москвы, которая носит княжеский титул, но не является первым городом страны, так как князь именовался некогда Владимирским великим князем и прожолжает называться Владимирским и Московским князем по сей день. Таким образом, можно сказать, что является ошибочным не только для нас, удалённых от них, но и среди ближайших соседей, называть их Москвичами, а не Русскими. Сами же они, когда их спрашивают, какой они народности, отвечают "Russac", что значит Русский; а если их спросить, откуда они, они отвечают: "is Moscova" — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Но также нужно понимать, что есть две Руси, а именно: та, что носит царский титул, и которую Поляки называют Белой Русью; другая — Чёрная Русь, которая подчинена Польскому королевствую и примыкает к Подолью. Господином именно этой Чёрной Руси именует себя Польский король в своих титулах, когда говорит: "Великий князь Литовский, Русский, Прусский и т. д.". Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что Русские, о которых здесь идёт речь, — это те, которых в прошлом называли Скифами, а затем, ошибочно — Москвичами, поскольку жители только одного города могут называться Москвичами; как если бы всех Французов стали называть Парижанами, потому что Париж — столица Французского королевства, и то с большим основанием, поскольку Париж является столицей с древности, а Москва только последние сто или двести лет. Также сокращённый титул их князя — "Zar Hospodar y Veliquei knes N. fsia Russia", что в переводе означает: "Король, Господин и Великий князь такой-то всех Русских", или "всей Руси", поскольку это также можно понимать и в этом смысле; но не как Москвичей или Москвы. И чтобы можно было различать Чёрную Русь от этой, всё, что находится за рекой Днепр, Поляки называют Белой Русью; в противном случае, без этого различия, в данном сочинении могли бы возникать недоразумения, в котором говорится только о Белой Руси, некогда Скифии, а ныне Москве.
Туров – город в «Рустей стране».

❗️«Русь» и «Русь» встречаем мы в памятниках истории Белой Руси. Возьмем для примера «Житие» св. Кирилла Туровского.

Родился он в «Рустей стране». Молитвы, им составленные, употребляли «вернии рустии людие». Вторым Златоустом (Иоанн Златоуст – византийский проповедник конца IV – начала Vв.) Кирилл «в Руси паче всех восиа (воссиял)».

🔸Не просто так это название («Русь») употреблялось веками. Это свидетельство русского самосознания, а развилось оно на Руси благодаря христианской вере, почему «русин» стало синонимом «православного».

#Западнорусские_княжества
"Строити" у рускай мове ВКЛ
Forwarded from шушпинчик
Sarmatiae Evropeae descriptio, Александр Гваньини, Краков, 1578 г.

Ссылка: clck.ru/3CvHkB
Forwarded from шушпинчик
Belarusian posting
Sarmatiae Evropeae descriptio, Александр Гваньини, Краков, 1578 г. Ссылка: clck.ru/3CvHkB
Польское королевство. О Русских землях и поветах, включённых в Польское королевство.

/.../ Русскими землями управляют главно 2 князя, как-то: Московский великий князь, который называет себя царём всей Руси, поскольку владеет в ней многими княжествами; второй — Польский король, который также управляет Литовским великим княжеством, владеющий Русскими княжествами, включённых в Литву, как-то: Витебское, Киевское, Мстиславское и другие
.

Литовское великое княжество. Описание Литовских провинций или воеводств и основных городов.
Виленское воеводство.

/.../ В этом городе множество храмов Римской церкви и Русского обряда, возведённых за большие средства. Епископская резиденция находится в Базилике кафедрального собора, посвящённой святому Станиславу. Там же находится и Русский митрополит, в главной Базилике Русского обряда, посвящённой Приснодевы Марии.
[Римские Литовские епископы] Также во всём Литовском великом княжестве есть 5 епископий Римской церкви, а именно: Виленская, Жомойтская, Киевская, Луцкая и Яновская. Кроме того, есть 7 значительных приходов или парафий, основанные и обеспеченные Владиславом Ягайло (который первый крестил Литовцев), а именно: Вилькомирский, Мойшагольский, Неменчинский, Медницкий, Кревский, Оболецкий и Гайненский. Архиепископ, стоящий во главе вышеупомянутых Литовских епископов, имеет свою резиденцию во Львове, городе Руси. В Литве и в Руси, подчинённой Польскому королю, насчитывается 7 епископов Русского обряда. Митрополит или архиепископ имеет свою резиденцию в Вильне. [Русские епископы] Епископы же, которых Русские называют Владыками, суть следующие: Полоцкий, Владимирский, Луцкий, Пинский, Киевский, Перемышский и Львовский, который также носит митрополичий титул.
Афіцыйная пазіцыя канала, дрч. Русь яднае тры культуры, тры дзяржавы. Таксама як мноства культур і моў/дыялектаў яднаюць Скандынавія, Польшча, Германія, Італія, цюркскі, іранскі свет і інш. Кожны можа лічыць па свойму, але для мяне Русь/рускі/русін гэта ідэнтычнасць наддзяржаўная. І ў гэтага вельмі вялікі як сучасны, так і гістарычны падмурак.
⤴️ Император Николай II о Евфросинии Полоцкой и белорусском народе

Хотелось бы поделиться с подписчиками документом – Рескриптом российского императора Николая II на имя митрополита Киевского Флавиана от 23 мая 1910 г. по случаю перенесения мощей Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк.

Тут обращают на себя внимание следующие слова:

«Однимъ изъ самыхъ дорогихъ бѣлорусскихъ преданій является преданіе о жизни и дѣяніяхъ Преподобной Евфросиніи, Княжны Полоцкой, основательницы сохранившагося доселѣ Полоцкаго Спасо Евфросиніевскаго монастыря. (…) дивный свѣтильникъ вѣры поставляется нынѣ на свѣшницѣ земли Полоцкой (…) да пребудетъ святая Княжна для всего Бѣлорусскаго народа навѣки яркою путеводною звѣздою, указующею глубокую правду Православія».

👉Почему предпринята эта акция с перенесением мощей? Для укрепления русского национального самосознания среди белорусов, поскольку национальная идентичность определялась тогда в первую очередь по вере: православный, значит русский. Отрицать в связи с этим русское самосознание у белорусов (или, как это сейчас обычно делается, игнорировать его) – это искажать белорусскую историю.
#Белоруссия_в_Российской_империи
Судя по реактам люди не знают, что раньше словами русь/русин/русский называли всех восточных славян... И это наше общее название.
Forwarded from шушпинчик
Лаврентьевская летопись, 1377 г.

В лето 6751 (1243).
Великый князь Ярослав поеха в Татары к Батыеви, а сына своего Костянтина посла к канови. Батый же почти Ярослава великого честью и мужи его, и отпусти, и рече ему: "Ярославе, буди ты старей всем князем в Русском языце". Ярослав же возвратися в свою землю с великою честью.


Ссылка: clck.ru/3DLacG
Печатное издание: clck.ru/3DLaec
Forwarded from Сергей Геращенко
Вот книга 1782 года. Написано, что монастырь св. Спаса находится на Белой Руси, который дал много благочестивых монахинь.

Chronologia albo porządne według lat zebranie znacznieyszych w Koronie Polskiey y w Wiel: Xięstwie Litew: a mianowicie na Białey Rusi w Połocku dziejow y rewolucyi, zwłaszcza tych, które się tyczą tak starodawnego Monastyru S. Spasa za Połockiem
Віцебск, 1406 год, прыклад бытавога ліста. Паказвае пісьмовую мову таго часу.
Kronika Sármácyey Europskiey, Александр Гваньини, Краков, 1611 г.