Голос Арцаха
1.53K subscribers
2.84K photos
1.14K videos
35 files
4.04K links
Независимый информационно-просветительский канал из самого сердца Арцаха.
Всегда достоверная информация.
Вопросы и предложения:@Voiceofartsakh_Bot
加入频道
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В начале XIX века, после перехода Арцаха из-под власти Персии в состав Российской империи в истории края начался период мирной жизни, который в целом продолжался до 1917 года.
Эти годы стали благоприятным периодом не только для хозяйственного развития края, но и дали новый импульс развитию жизни духовной.
По всему Арцаху (Нагорному Карабаху) восстанавливаются древние, старые храмы, строятся новые.
После столетия войн с османскими турками, персами и нашествий кочевых племен, интриг инородных и иноверных персидских ханов и шахов, XIX век стал временем возрождения Арцахского (карабахского)
архитектурного, и, прежде всего, церковного зодчества.
Именно в этот период возведены десятки новых церквей
и храмов, многие из которых отличались оригинальностью
и весьма смелыми по тем временам, если не сказать модернистскими архитектурными решениями.
В Шуше, ставшей
центром культурной жизни края, возводятся сразу несколько
церквей, в том числе и греко-православная.
Величественная церковь Христа Спасителя или, как ее еще
называют, «Казанчецоц» (от имени квартала, в котором она находилась — Казанчи), построенная в 1868–1887 гг., явила собой редкостный образец гармонического слияния монументального сооружения с окружающей средой. Эта церковь стала крупнейшей
из всех ранее построенных армянских церквей не только
в Закавказье, но и на всей территории Армянского нагорья.
Кст. Эту самую церковь азербайджанские власти бомбили во время Арцахской войны 20-года , а после оккупации Шуши , назвали ее удинской , мол Армянам не принадлежит.
Как видите факты показывают обратное.
К 1914 году Арцахская (Карабахская )епархия Армянской Апостольской церкви имела 222 действующие церкви и 188 священнослужителей.
В том же году началась Первая мировая война; вскоре последовал большевистский переворот 1917 года.
С этого времени для Арцаха (Нагорного Карабаха) наступил тяжелый период, который
трагически сказался и на судьбе всей духовной жизни края.
После включения Арцаха( Нагорного Карабаха) в состав Азербайджанской ССР духовная жизнь армян Арцаха (Карабаха фактически)
попала под двойной гнет большевиков-атеистов и националистов из руководства АзССР.
Церкви закрывались одна за другой, намеренно разрушались, священники подвергались репрессиям.
Сохранилось письмо последнего предводителя Арцахской епархии епископа Вртанеса, адресованное Католикосу всех армян Хорену Мурадбекяну. В нем епископ пишет о сокращающемся изо дня в день числе действующих церквей в Арцахе, уменьшении количества церковнослужителей, сообщая, что по данным 1931 года, в крае оставалось 112 действующих церквей и 18 монастырей, а священнослужителей и монахов — 276.
Вскоре после этого
письма епископ был арестован и сослан, как и многие другие
служители культа.

Продолжение следует.....


Подпишись!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

После 1932 года в крае были закрыты абсолютно все армянские церкви и монастыри. С тех пор и до 1989 года в Арцахе (Нагорном Карабахе) не было ни одного действующего храма. Нагорно-Карабахскую автономную область, остававшуюся на протяжении лет
советской власти единственной территориальной единицей армян Арцаха с формальными чертами автономии, в бывшем СССР Арцах иногда называли «атеистической областью».
Это, конечно, по сути, было неверно, ибо атеизм был навязан сверху, в условиях, когда любое недовольство людей гонениями на духовную жизнь жестоко преследовалось как союзными властями, то есть Москвой, так и руководством Азербайджанской ССР.
Положение не изменилось ни после Второй мировой
войны, когда советский лидер Иосиф Сталин«заморозил»
антицерковные репрессии и сделал некоторые послабления
для верующих граждан, ни после относительной либерализации советского режима в период постсталинской «оттепели»
1960-х.
Католикос всех армян Вазген I, занимавший этот пост
с 1955 по 1994 годы,
неоднократно обращался к правительству Азербайджанской ССР с просьбой открыть в Арцахе (Нагорном Карабахе) хотя бы один храм, но неизменно получал отказ.
Тем самым, национальная дискриминация, которой подвергалось коренное армянское население Арцаха (Нагорного Карабаха) на протяжении всех лет азербайджанского владычества, сопровождалось и грубой дискриминацией в области духовной жизни.
Памятники армянской архитектуры края, и, прежде всего, архитектуры церковной, в те годы делили судьбу Арцахских (карабахских )армян, чьи предки воздвигали храмы на протяжении почти полутора тысячелетий, но которые сами вынуждены были многие десятилетия покидать родные земли под давлением политики дискриминации и вытеснения, проводимой официальным Баку.
На территории бывшей АзССР памятники армянской культуры составляли абсолютное большинство среди памятников
всех культур как исчезнувших, так и здравствующих народов
республики. А именно около 11 тысяч.
Тем не менее, в списке охраняемых памятников истории
и культуры, подлежащих государственной охране, который
был утвержден Постановлением 140 от 2 апреля 1968 года
Советом Министров АзССР, в число 591 памятника вошли
всего лишь… 25 армянских. Только из НКАО и без указания
этнической принадлежности!
На деле же, на территориях Арцаха (Нагорного Карабаха)
(в его полном, а не усеченном до куцых границ НКАО понимании)
и Нахичевана находились практически лишь одни армянские исторические памятники.
«Мусульманские» памятники прошлых веков можно было буквально посчитать по пальцам. Поэтому в числе охраняемых памятников, которых хотя и с натяжкой, но все же можно было отнести к тюрко-мусульманскому («азербайджанскому») наследству, в основном были немногочисленные
мечети, жилые дома и иные постройки XIX века.
Так, в списке азербайджанских памятников Шуши, опубликованном в бакинской газете «Зеркало» в 2001 году, перечислены 19 памятников: жилые дома, мечети и два караван-сарая.
Из них практически все — второй половины XIX века. И лишь один
из домов заявлен памятником XVIII века. И всё. Вот и "древняя азербайджанская"земля вам.
При этом из 7 названных в списке мечетей реально в советское время существовали
3, остальные, вероятно, числились лишь на бумаге: скорее всего, это были деревянные строения XIX века, впоследствии, после строительства каменных мечетей, разобранные за ветхо-
стью (такой же путь — из деревянных в каменные — прошли в XIX веке и 5 армянских храмов Шуши). Отметим также, что в списке «Зеркала» в качестве «азербайджанского памятника» числился и дом известных армянских купцов и меценатов Джамгаровых.

Вот так вот дорогие читатели.
Если эта исконно их земля не пойми с какого века, то где памятки ? Только не говорите что армяне уничтожили .


Будь с нами!Будешь знать правду!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах -жив!
Борьба продолжается!

Целенаправленная политика властей АзССР в отношении
памятников христианской армянской культуры осуществлялась по следующим основным направлениям:
– умалчивание о них в официальных изданиях, справочниках и путеводителях;
– фальсификация этнокультурной и религиозной принадлежности;
– сознательное их разрушение и надругательство над ними;
– поощрение и попустительство кладоискательству (в том
числе с применением динамита) и другим актам вандализма
(использование храмов в качестве хлева для скота; разборка
памятников на камни для нужд индивидуального и колхозного
строительства и т. п.);
– переделка армянских храмов под мусульманские сооружения;
– препятствование проведению восстановительных работ;
– препятствование посещению и изучению памятников
советскими и иностранными исследователями.
Укрывание многих тысяч памятников армянской истории
способствовало их сознательному разрушению.
За годы советской власти сотни церквей, часовен, кладбищ были уничтожены — прежде всего в районах Бердадзора и Карвачара (Лачина-Кельбаджара)и Северного Арцаха
(Нагорного Карабаха).
Как правило, памятники сознательно разрушались, а их обломки, или целые плиты, надгробья использовались в качестве строительных материалов для нужд жителей азербайджанских и курдских деревень.
Известный исследователь памятников армянской архитектуры Самвел Карапетян много лет занимался полевыми исследованиями в Арцахе(Нагорном Карабахе), Азербайджанской ССР
и Республике Грузия.
За последнее десятилетие он выпустил целую серию ценных изданий о замалчиваемых и подвергающихся разрушению армянских памятниках старины
в Закавказье.
Еще в 1970–1980-х гг.
С. Карапетян пешком обошел практически всю бывшую Азербайджанскую ССР в поисках заброшенных армянских памятников.
Основным предметом его интереса был Арцах
(Нагорный Карабах), где он многократно становился свидетелем варварского
разрушения памятников
армянского архитектурного наследия......

Сейчас на территории Арцаха происходит тоже самое.

Продолжение следует...

Будь с нами! Будешь знать!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Британский журналист и штатный «миротворец» Томас де Ваал в своей книге «Черный сад», к которой мы еще вернемся
отдельно, записал один из рассказов С. Карапетяна о его изысканиях советского периода. «В Азербайджане нет ни одного
районного центра, где бы я хоть раз не попадал в милицию или
местное отделение КГБ», — вспоминает он.
Очень скоро причина стала ему ясна.
По его словам, он стал препятствием в целенаправленной кампании по «азербайджанизации» культурной
истории республики путем уничтожения всех армянских артефактов. Возвращаясь сюда каждый год, вспоминает Самвел, он обнаруживал уничтоженные памятники, которые еще совсем
недавно стояли целые и невредимые, как, например, церковь девятого века в Кедабекском районе. «Я приехал туда во второй раз в 1982 году, — а первый раз побывал там в 1980-м, — и она была наполовину разрушена. Я увидел лопату и топор на земле, словно кто-то оставил их там, а сам ушел обедать. Единственное,
что мне оставалось, — выбросить инструменты в ущелье».
Массовый характер приняло разграбление, разрушение
и осквернение храмов в ходе поисков действительных и мнимых (чаще последнее) кладов. Подчас при этом использовалась и взрывчатка: так было в Амарасе, Каланкатуйке, пещерах
Азоха и Мец Таглара, где искали церковные ценности, спрятанные после большевизации.
Под некоторыми монастырями,
в том числе и под известным в крае монастырем Дадиванк, под
видом геологических работ были прорыты многочисленные
тоннели, что способствовало разрушению храмов.
На деле копатели преследовали цель кладоискательства.
Один из наиболее ярких примеров надругательства над христианскими культовыми сооружениями имел место в прилегающем к НКАО Физулинском районе Азербайджанской ССР
в начале 1970-х гг.
Близ азербайджанского райцентра Физули в ходе земляных работ была обнаружена армянская церковь,
которая вначале была разграблена, а затем закопана. Над ней был насыпан искусственный холм, на вершине которого водрузили надпись «Слава КПСС!»
Наглядным примером изменения внешнего вида храма в ходе
его «реставрации» азербайджанскими специалистами стала
армянская церковь Сурб Саркис в древнем городе Гандзаке
(Елизаветполь, Кировабад, Гянджа).
В 1970-х гг. она была отреставрирована таким образом, — к ней сделали пристройки в «восточном» стиле, стерли со стен армянские надписи и убрали кресты,
— что внешне она стала походить на мусульманскую мечеть.

После оккупации Шуши, нынешние власти азербайджана, вновь принялись за
" реставрацию" (кст.после своих же попаданий высокоточным оружием ) церкви Казанчецоц, которую превратили в албанскую .


Будь с нами.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах -жив!
Борьба продолжается!

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в азербайджанской Академии наук появилась и стала широко разрабатываться псевдонаучная теория, которая гласила, что памятники христианской
культуры Арцаха
( Нагорного Карабаха)вовсе не принадлежат христианам-армянам.
А будто бы это памятники материальной культуры мусульман-азербайджанцев, предками которых те были
жители исчезнувшего с карты мира еще в IX веке государства
Кавказская Албания (Алуанк, Агванк), чье население исповедовало христианство.
Антинаучность данной «научной теории» стала в свое
время предметом разбирательства со стороны тогдашней Академии наук СССР. Однако это не помешало появлению в Баку все новых фальсификаций, ибо эта политика направлялась со стороны партийно-правительственного руководства АзССР при молчаливом попустительстве Кремля.
Последнему была вполне выгодна якобы «полная неразбериха» в научных спорах и изысканиях армянских и азербайджанских ученых.
Не случайно после февраля 1988-го, то есть после начала современного этапа карабахской проблемы советский Генсек Михаил Горбачев и иные партийные боссы неоднократно говорили, что, дескать,невозможно разобраться в национальной принадлежности Арцаха ( Нагорного Карабаха), ибо армянские ученые говорят одно, а азербайджанские — другое.
Несомненно, что эта демагогия была частью общей линии
поведения Кремля в отношении многочисленных национальных проблем Советского Союза.
Албанская теория гласила и о «пришлом характере» армян
в регионе, хотя это легко опровергалось всеми имеющимися историческими источниками прошлого:
как собственно армянскими, так и греческими, арабскими, персидскими, европей-
скими, русскими и т. д.
Характерно, что все эти псевдонаучные изыскания на деле носили сугубо прикладной характер: они были призваны воспрепятствовать не только открытию армянских храмов, но и их изучению армянскими и, шире, советскими учеными-исследователями.
Сами составители исторических баек и местные чиновники на деле прекрасно осознавали армянское происхождение христианских памятников Арцаха, поэтому под завесой околонаучных рассуждений об «албанском» происхождении храмов края на деле происходило их сознательное уничтожение.
Любопытное тому свидетельство привел азербайджанский
журналист Искандер Гаджиев в своей статье «Лек-кала — такая
близкая и такая недосягаемая крепость», опубликованной
в бакинской газете «Вышка» в марте 2000 года.
В материале, в частности, говорилось о монастыре Дадиванк — известном армянском монастырском комплексе IV–XIII вв., который при создании АОНК был отрезан от нее к соседнему Кельбаджарскому району АзССР. До большевистского переворота 1917 года монастырь был действующим, и в конце XIX века ему принадлежали значительные (до половины территории этого района бывшей АзССР) земли, а полукочевые курды платили монастырю немалые суммы за пользование расположенными на его землях пастбищами.
Азербайджанский журналист, видимо, искренне веривший
в «албанское» происхождение храмов Арцаха
(Нагорного Карабаха),
писал: «Но с этим памятником, уже в наше время, связана
и печальная история.
Дело в том, что местное мусульманское население, не знакомое с историей своего края, усматривало в нем остатки армянской христианской религии и как могло разрушало монастырь, в котором автор этих строк еще застал фрагменты настенной росписи XII–XIII вв. Возмущенный таким отношением к историческим памятникам, расположенным на территории Кельбаджарского района, я обратился тогда, а дело было в середине 1980-х, к первому секретарю райкома с просьбой пресечь разрушение памятников, к тому же включенных в Список памятников, подлежащих охране государством. Но, к своему удивлению, в ответ услышал такое, от чего до сих пор не могу успокоиться: “Какое отношение к нам имеет этот армянский монастырь?

Понимай !
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Первым камнем в фундамент «албанской теории» стала
монография известного азербайджанского фальсификатора от
науки Зии Буниятова «Азербайджан в VII–IX вв.».
Уже само название этого труда свидетельствовало о его антинаучности, ибо любому специалисту-историку было очевидно, что никакого Азербайджана севернее Аракса не было ни тогда, ни тысячелетием позже.
А именно — вплоть до 1918 года, когда турецкие интервенты создали в экспансионистских целях марионеточное образование, «одолжив» для него название северной провинции Ирана.
Зия Буниятов был известен не только своими антинаучными
методами, но и профессиональной непорядочностью.
Он, например, мог переиздавать ранее издававшиеся работы авторов прошлых столетий, выкидывая из них неугодные отрывки.
Так, при переиздании в Баку книги «Путешествие Ивана
Шильтбергера по Европе, Азии и Африке», изданной в переводе и с примечаниями Ф. Бруна в Одессе в 1866 году, Буниятов изъял из текста оригинала абзац из повествования Ганса Шильтбергера, побывавшего в начале XV века в Армении, где он, в частности, говорит о Карабахе, что эта область «лежит
в Армении».
Точно так же Буниятов поступил и с рядом других пассажей из записок немецкого путешественника, касающихся
Армении.
Буниятов мог также позволить себе опубликовать под своей
фамилией переводы чужих научных статей, произвольно
сокращая их и не указывая настоящего авторства.
Так он поступил, например, с работой известного на Западе кавказоведа Роберта Хьюсена, посвященной хронологии древнего армянского историка Мовсеса Каланкатваци (известного в советской
историографии также как Моисей Каланкатуйский).
Вообще, стиль работы и научная непорядочность «албановедов» были столь вопиющи, что порой просто шокировали некоторых «непосвященных» ученых из московских и ленинградских
академических учреждений; они даже и не понимали, как можно
всерьез полемизировать с творцами столь очевидного бреда.
Известный советский историк архитектуры академик Анатолий Якобсон как нельзя лучше охарактеризовал в одной из своих критических статей попытки присвоения «албановедом» Р. Геюшевым наиболее выдающегося армянского архитектурного
памятника Арцаха (Нагорного Карабаха) храма Гандзасар: "Рассуждения Р. Геюшева нелепы, беспочвенны и тенденциозны, а потому антинаучны.Они ни в малейшей степени не способны изменить существующие представления — ни об Албании, ни о Хачене,ни о Гандзасарском монастыре,который вопреки незадачливому автору был и остается выдающимся памятником армянской культуры, и им вправе гордиться армянский народ ,а заметка Р. Геюшева только засоряет историческую науку".
Одной из старейших и наиболее известных представительниц азербайджанской «албанистики», автором многочисленных
изданий на этот счет с середины 1970-х гг. и по наши дни является бакинский профессор Фарида Мамедова.
В своей статье: «Причинно-следственная связь карабахской проблемы»,
несколько лет назад размещенной на одном из азербайджанских интернет-сайтов она подчеркивала,что дает «историческую справку албанского христианского населения Карабаха-Арцаха
с IV века до н.э. по XIX в.».
То есть по Мамедовой получалось,что христиане появились в крае задолго до рождения Иисуса Христа!


Замечу, что это всего лишь несколько фактов по теме переписывания истории и присвоения чужой культуры.
В азербайджане данный вид деятельности уже давно перерос в национальную политику и уже на протяжении многих лет азербайджанские дети,да и взрослые тоже,изучают историю построенную не на фактах,а на вымыслах построенных по заданию государства.
Другой пример такой же политики оболванивания населения показали нам в укрорейхе,про древних укров, выкопанное море и то что они самые древние.
Итог мы видим невооружённым глазом только за прошлый год потери мужского населения привышают 600.000 и это только один год .
Сначала обованили население лживой историей,привили ненависть к соседу,а потом пустили себя в расход.
Думаю что азеров ждёт похожая картина.Когда турок их отправить в пекло новой войны.

Думай!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Советский академик
Юлиан Бромлей писал о такого рода «исследователях»:
«В Азербайджане за последние десятилетия получала развитие особая теория о якобы издревле оседлом образе жизни тюрок, которые будто бы являются исконными жителями Восточного Закавказья.
Все археологические ценности при этом рассматриваются как реликты древнетюркской
национальной культуры.
Между тем, о кочевниках Азербайджана существует значительная литература, в том числе и местных
авторов».
А вот как просто в исполнении «албановеда» Давуда Ахундова объяснялось происхождение закавказских тюрок
и Арцахских (карабахских) армян:
«Большая часть албан, исповедавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедавшие христианство после присоединения их церквей
в 1836 году к русской церкви, путем объединения с армянской
(присоединенной к русской церкви в 1828 г.) постепенно стали называться армянами».
На логичный вопрос, откуда же взялись многочисленные
и порой весьма древние (в том числе и датируемые V веком)
надписи на армянском языке на практически всех христианских храмах и надгробиях Арцаха (Нагорного Карабаха), азербайджанская наука тоже нашла столь же простой ответ. Оказывается, после присоединения края к России «постепенно ставшие
называться армянами» албаны и «пришлые» армяне по заданию Эчмиадзинского Католикосата с молоточками в руках стали сбивать и уничтожать все старые «албанские» надписи,
заменив их новыми, армянскими.
Таким же образом, по распространенному в научных кругах Азербайджана поверью, что армяне поступили и также и албанской литературой:
все рукописи и книги сожгли, предварительно переведя на армянский, чтобы впоследствии выдавать их за свои. 🤦‍♂🤦‍♂🤦‍♂
На международный уровень весь этот бред азербайджанские ученые, естественно, не выносили, оставляя его для внутреннего потребления.
Благо, как уже говорилось выше, Москва смотрела на все эти шалости сквозь пальцы.
(Вопрос : а почему ? Кто смотрел сквозь эти пальцы?)
К слову говоря, «албанская теория» была относительно
молода, и еще в начале 1960-х в Баку о ней практически не говорили.
Так, в 1960 году Академиями наук Армении и Азербайджана было решено собирать и публиковать древнейшие надписи, находящиеся на территории обеих республик и имеющие важное значение для истории и культуры обоих народов.
По взаимному согласию Института археологии
и этнографии АН Армении и Института истории АН Азербайджана была создана совместная экспедиция исследователей двух республик. Изучение надписей в Арцахе длилось 4 года, а по итогам экспедиции никакой речи об «албанских» памятниках не было! Как не было об этом речи и в вышеупомянутом Постановлении № 140 от 2 апреля 1968 года Совета Министров АзССР, утверждавшим список памятников, подлежащих государственной охране.

К слову сказать что список этот был и все объекты входящие в список , описали и задокументировали, интересно знать сколько из того списка осталось сейчас?
И не забываем на нанесенный урон культурному наследию в 18-е, 20-е и все последующие годы до 1968-го ,когда появился перечень культурного наследия.
Зная события тех лет могу представит сколько не дошло до списка 1968года.


Понимай !
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Практическое применение «албанская» теория получила
с началом в 1988 году движения за присоединение НКАО
к Армянской ССР.
В известном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о социально-экономическом развитии НКАО, принятом
24 марта 1988 года содержался пункт, касающийся культурного наследия Арцаха.
В Постановлении, в частности, говорилось: «Разработать
и осуществить комплекс мероприятий по дальнейшему проведению работ по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры, находящихся на территории
Арцаха Нагорно-Карабахской автономной области, имея в виду привлекать к этим работам армянских мастеров-специалистов по реставрации».
На основании этого пункта Постановления в Главном управлении по охране и использованию памятников истории и культуры при Совмине АрмССР была развернута работа по уточнению списков памятников армянской архитектуры в Арцахе
(Нагорном Карабахе) и Нахичевани.
Планировалось в 1988–1995 гг. провести реставрацию, восстановление и консервацию около 100 историко-культурных памятников Арцаха.
Понятно, что такое решение вопроса означало официальное
признание того непреложного факта, что христианские храмы
на территории Арцаха
(Нагорного Карабаха) имеют армянское происхождение.
Это не только противоречило официальной политике Баку, заявлявшей в далеко идущих целях о «пришлости»
армян в регионе, но и открывало реальную перспективу возрождения духовной жизни Арцахских (карабахских) армян, что было абсолютно неприемлемо для руководства Азербайджанской ССР.
Поэтому эти предложения встретили категорический отказ
со стороны Министерства культуры АзССР.
В официальном ответе министерства на предложения армянских специалистов
говорилось:
«Предложение о создании комплексной экспеди-
ции для изучения памятников истории и культуры, находящих-
ся на территории НКАО АзССР, на наш взгляд, противоречит
положению о принадлежности союзной республике всех нахо-
дящихся на ее территории памятников независимо от их
национальной принадлежности, и в условиях сложившихся
межнациональных отношений в регионе в настоящее время,
не будет способствовать стабилизации обстановки».
Сразу же после принятия Постановления от 24 марта 1988
года, в недрах Министерства культуры АзССР поспешно закипела работа по фальсификации принадлежности памятников Арцаха.
27 апреля 1988 года Совмин АзССР утвердил Постановлени-
ем № 145 список памятников истории и культуры, находящихся
в НКАО, подготовленный Минкультом АзССР, Академией наук республики и азербайджанским Добровольным обществом охраны памятников истории и культуры.
Естественно, в этом списке не было ни одного памятника
армянского зодчества. Все они были объявлены «албанскими»,
а отсюда — азербайджанскими. Абсурдность ситуации подчерки-
валась тем, что в уже упоминавшемся Постановлении Совета Министров АзССР № 140 от 2 апреля 1968 года, утверждавшем список памятников, подлежащих государственной охране, ни
о каком «албанском зодчестве» вообще ничего не говорилось.
Однако подобные «мелочи» никогда не смущали власти
Азербайджанской ССР.
Главным для них в 1988-м году было пресечь на корню процесс возвращения Арцахским (карабахским) армянам
отчужденного от них исторического и духовного наследия.


Очень интересно неправда ли?
Отчётливо показан механизм отчуждения армянского наследия края в пользу кавказкой Албании, которая вообще закончила свое существование за много веков до появления предков нынешних азербайджанцев и не имеет к ним-азербайджанцам ни какого отношения. Это было тогда и продолжается сегодня тоже ,на примере церкви в Шуши. Плюсом добавилось то,сто оказывается азербайджанцы являются по их мнению потомками тех албанцев.
Интересно что бы на это сказали сами албанцы?.....


Думай и понимай !
Подпишись.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В 1988–1989 гг. верующие Арцаха (Нагорного Карабаха) стали своими силами восстанавливать поступившие до того церкви.
В период существования в НКАО Комитета особого управления (КОУ) во главе с крупным советскимруководителем-промышленником Аркадием Вольским, назначенным Кремлем фактическим наместником Москвы в Арцахе Карабахе, вопрос об официальной передаче верующим ряда закрытых в 1920–1930-х гг. храмов, казалось, получил поддержку на государственном уровне.
В начале 1990 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР (советско-партийная инстанция, призванная контролировать религиозные конфессии и общины бывшего
СССР) санкционировал передачу верующим Арцаха (Карабаха) шести храмов, в том числе и уже упоминавшихся выше храмов Амарас и Гандзасар.
Однако с роспуском в начале 1990 г. комитета Вольского
и введением в Арцахе (Карабахе) чрезвычайного, — а фактически воен- ного — положения, руководство Азербайджана развязало настоящую кампанию террора против армян Арцаха (Карабаха).
Нападения на села и автотранспорт, угоны скота, поджоги, наконец, захваты людей в заложники и их убийства стали повседневной действительностью жизни горного края.
Акты вандализма
были направлены и против духовных и культурных ценностей
Арцахских (карабахских) армян.
Вот что писала, например, в постоянной рубрике
«Противостояние продолжается» областная газета
«Советский Карабах» в номере от 20 мая 1990 г.:
«Азербайджанские вооруженные бандформирования не прекращают зверства в долине Амараса.
После разгрома и разграбления расположенных здесь хозяйственных построек...
18–19 мая объектом их злодейства стал монастырь Амарас.
Приведя с собой всю необходимую для разрушения технику, вплоть до автокрана, преступники средь бела дня разбили двери и окна монастыря, украли мебель, похитили монастырскую казну».
Следует отметить, что ранее были осквернены и подожжены
армянские церкви в Кировабаде(Гандак, Гянджа), в ходе погромов в ноябре-декабре 1988 года, и в Баку, в январе 1990 года. А в декабре 1989-го большая толпа азербайджанцев осквернила церковь Казанчецоц
(Храм Христа Спасителя) в Шуши. Был снесен главный купол,
частично восстановленный в ходе начавшейся во второй поло-
вине 1980-х реставрации храма, разбиты, украдены фигуры анге-
лов и крест с церковной колокольни…
Газета «Советский Карабах», чей корреспондент, как и многие тысячи жителей соседних армянских сел, мог воочию
наблюдать происходившее с противоположной стороны
ущелья, свидетельствовала:
«21 декабря 1989 года в 18 часов
в городе Шуши перед зданием райкома партии по инициативе
местного отделения Народного фронта Азербайджана состоял-
ся несанкционированный митинг. В этом антиармянском митин-
ге приняло участие более 5 тысяч человек… По окончании
митинга толпа численностью в 2–3 тысячи человек двинулась в
сторону армянской церкви Казанчецоц. Варвары, поднявшись на купол церкви, подожгли деревянные конструкции каркаса».
Между прочим, в том же материале газета задавалась вполне логичным вопросом: «Интересно, чем заняты районные правоохранительные органы и дислоцированные в районе подразделения внутренних войск?».
Таким образом, очевидно,
что введенные еще весной 1988 года в НКАО части и подразде-
ления внутренних войск МВД СССР фактически бездействова-
ли, когда речь шла о защите прав, имущества и культурного
наследия армянского большинства автономной области.
Потому что управлять из Баку и вполне понятной целью-изгнание Армян .


Будь с нами. Будешь знать.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Наиболее же сильный поток миграции тюрко- и персоязыч-
ного мусульманского населения в Закавказье приходится на
конец XIX века. В этой связи уместно привести некоторые дан-
ные из советских азербайджанских, — по выражению В. Бар- тольда, «этого Азербайджана», — источников. В трехтомной
«Истории Азербайджана», изданной в АзССР в 1960 г., читаем,
что, по далеко неполным данным, с 1880 года число отходников
лишь из северо-западных районов персидского Азербайджана
«составляло 30–35 тыс. человек в год. В действительности их
было значительно больше: многие отходники не брали консуль-
ских приходных свидетельств и паспортов, переходили границу
нелегально. Только районы Велькидж и Ардебиль выделяли
почти по 20 тыс. отходников в год, т. е. в среднем по одному чело-
веку от каждого крестьянского двора. Большинство отходников
оседало на предприятиях в Баку»34.
В оригинальном тексте упоминается не персидский,
а «Южный Азербайджан», — то есть используется термин, при-
думанный в Баку уже в советское время. Суть имевшего место
процесса, однако, от этого не меняется.
Таким образом, из миллиона с лишним «кавказских татар»,
проживавших в Бакинской и Елизаветопольской губерниях
в начале XX века, по крайней мере 600 тыс., или почти 50%,
прибыли в Закавказье с территории Персии, начиная с 1880
года! И это по далеко неполным данным. На самом же деле чис-
ленность переселенцев, как это и подтверждается самими
советскими азербайджанскими академиками, была намного
больше.Кстати говоря, большинство мусульман Бакинского уезда
даже в ходе сельскохозяйственной переписи АзССР 1921 года
идентифицировали себя не с «татарами», а с «татами», то есть
не с тюрками, а с персоязычными татами-мусульманами –
недавними выходцами из Ирана35.
Таким образом, не в фальсификаторских фантазиях, а реаль-
но в Закавказье на протяжении XIX века имел место следующий
процесс.
В 1813–1828 гг. разнородные и разноплеменные персидские
Закавказские ханства переходят под власть России. Заинтере-
сованная в заселении этих значительно опустошенных и обез-
люженных в ходе десятилетий смут и разрухи земель, русскаявласть приглашает на эти земли переселенцев из Османской
империи и Ирана – как христиан, так и мусульман.
Вследствие массового переселения мусульман из Персии
(Азербайджана), в «юго-восточном углу» Закавказья создаётся
относительное тюркско-мусульманское большинство, получив-
шее собирательное название «кавказских татар». Под воздей-
ствием Османской Турции в массы кавказских татар (азербай-
джанских тюрок) проникают идеи пантюркизма и ирредентиз-
ма. При оккупации в 1918 году большей частья Закавказья
турко-германцами на турецких штыках объявляется «Азербай-
джанская Демократическая Республика», претендующая не
только на настоящий, персидский Азербайджан, но и практи-
чески на весь Южный Кавказ (за исключением большей части
Грузии), то есть практически на все армянские области бывшей
Российской империи.
Тем самым массовое переселение тюркского населения из
Азербайджана в Закавказье и последующие события привели
к созданию в Закавказье протурецкого государства, получивше-
го название по имени соседней иранской провинции. Следую-
щий шаг – геноцид и поглощение армян и Армении, присоеди-
нение новоявленного Азербайджана к Османской империи и
дальнейшая ее экспансия на Восток с поглощением Персии и
выходом в Туркестан
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В то же время советские внутренние войска,направленные
Москвой в Арцах (Карабах), выполняли функции не пойми чего, призванные защитить безопасность граждан, по итогу силой подчинили народ края репрессивной власти Баку. Террор со стороны войск, направленный против гражданского населения, вскоре
распространился и на духовную жизнь Арцахских (карабахских) Армян.
Вот лишь один из примеров действий советских войск МВД
и азербайджанской милиции того периода, рассказанный главным редактором московского журнала «Столица»
Андреем Мальгиным:
«8 сентября жители сел Сос и Мачкалашен торжественно открыли храм — Амарасскую церковь.
А на следующий день около 8 часов вечера в храм ворвались военнослужащие,
учинили в нем разгром, осквернили его, угрожая священнику.
Мне тут же об этом сообщили, я связался с военным комендантом района Фоменко и попросил немедленно обеспечить охра-
ну храма. Он отказался это сделать!»
Католикос всех армян Вазген Первый направил 14 сентября
1990 года телеграмму Президенту СССР Михаилу Горбачеву, в кото-
рой, в частности, говорилось:
«...В воскресенье, девятого сентября, армянский монастырь Амарас, основанный в четвертом веке, после совершения торжественной литургии, дважды подвергся нападению со стороны группы людей, одетых в военную форму, открывших огонь по стенам монастыря, повергая в ужас духовно служителей и безоружных сторожей.
В опасности опять наши
вновь открытые монастыри и церкви, а также жизни духовно служителей.
Мы обращаемся к Вам с нашими тяжелыми переживаниями, надеясь еще, что Ваш высокий авторитет, сила закона,
право наций на самоопределение и взятие Арцаха (Нагорного Карабаха) под президентскую власть положат конец трагедии армян этой автономной области. Чаша терпения бесправных армян давно переполнена, и они готовы умереть свободными, нежели жить в рабстве, как герои Фермопил, Валми и Куликова...»
Тем временем, по указанию из ЦК КПСС, 21 ноября 1990 года Совет по делам религий при Совмине СССР отменил свое предыдущее решение о передаче двух наиболее известных храмов Арцаха (Карабаха) Гандзасар и Амарас христианам Арцаха.
Это было сделано по требованию Совмина АзССР, который
ранее обратился в Совет по делам религий при Совмине СССР
с требованием отменить «принятые в нарушение суверенитета республики решения Совета» по вопросу «передачи памятников истории и культуры Азербайджана» и усиленно лоббировал
в Москве вопрос отмены решения о передаче храмов Арцахским (карабахским) верующим.
Напомним читателю, что это произошло в то время, когда
в СССР так много говорилось о правах верующих, а в других
регионах страны массово передавали церкви ранее закрытые, недействующие храмы. Однако в Арцахе (Нагорном Карабахе), подвер-
гавшемся блокаде и тотальному террору со стороны Азербайджана, разговоры о правах человека, в том числе о свободе совести, были просто пустым звуком.
По иронии судьбы, фамилия партийного чиновника, руко-
водившего Советом по делам религий и выполнявшего волю
Баку и ЦК КПСС о лишении верующих Арцаха(Карабаха) храмов, была... Христораднов!
«Как я оцениваю позицию Совета по делам религий?
Христораднов, который является председателем этого совета — партийный функционер, назначенный на это место, —
сказал в интервью московской газете «Армянский вестник»
народный депутат СССР от НКАО Борис Дадамян. — Партийный функционер подписывает документы не сообразно исторической справедливости, а поддерживая линию партии
в конкретный политический момент. Вы же не будете отрицать, что дискриминация армянского народа осуществляется
не только Советом по делам религий, но и ЦК КПСС.
Сам Президент занимается этой неблагодарной деятельностью».
А вот некоторые цитаты из откликов ряда деятелей религии и культуры бывшего СССР на отчуждение карабахских
армян от их наиболее известных духовных святынь.


Думай. Понимай .
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах -жив!
Борьба продолжается!

Отец Иозеф Гунчага, помощник настоятеля костела св. Людовика в Москве: «Мне кажется, что идет психологическая война
против христианства в этих краях, чтобы сделать их жизнь более трудной, а в духовном смысле, может быть, и невозможной... Я слышал, что в Арцахе (Карабахе) долгое время не было христианских храмов, но были мечети, и я боюсь, что если эти храмы попадут в
руки врагов христианства, то могут быть уничтожены».
Клара Халлик, народный депутат СССР, ведущий научный
сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Эстонии, бывший член Комиссии ВС СССР по Арцаху (Нагорному Карабаху):
«Решение Совета по делам религий — это попытка прибавить к уже существующему в регионе противостоянию новый конфликт, уже на конфессиональном уровне, что крайне безответственно, просто провокационно в политическом отношении. Это — посягательство на самые святые права людей, попытка унизить армянское население Арцаха (Нагорного Карабаха). Похоже, что те, кто принял столь провокационное решение, уверены, что нынешнее — фактически военное положение в Арцахе (Нагорном Карабахе) будет продолжаться до бесконечности...
Это грубое оскорбление религиозных чувств
армянского, то есть христианского населения. Попытка лишить армян Арцаха (Нагорного Карабаха) их святынь настолько вопиющая и беспрецедентна, что и не нуждается в особых комментариях».
Александр Огородников, председатель Христианско-Демократического Союза (ХДС) России: «Беспрецедентное решение, которое кроме как возбуждения религиозной розни, ненависти, ничего иного не принесет... Отдали на растерзание
армянскую национальную святыню в ситуации, когда армянский народ Арцаха (Карабаха) борется за право жить на своей скромной территории... Это удар, посягающий на веру, это духовный геноцид армян, как продолжение геноцида».
Однако этот геноцид продолжался. Пользуясь Советской Армией как собственным карательным корпусом с молчаливого согласия Москвы, власти АзССР в апреле-августе 1991 года
начали силами союзных войск и республиканского МВД операцию по депортации армян из Арцаха (Карабаха). В ходе операции, получившей название «Кольцо», было изгнано население 24 сел
Ханларского, Шаумянского, Шушинского и Гадрутского районов Арцаха (Нагорного Карабаха). Сотни людей были убиты и ранены, тысячи ограблены и изгнаны из своих домов, а их села были
разграблены, опустошены и отданы переселенцам-азербайджанцам для последующего заселения.
В ходе военных акций против мирных жителей судьбу
последних разделили и их храмы.


Знай как это было.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах -жив!
Борьба продолжается!


1 мая 1991 г. в ходе депортации Советской Армией, внутренними войсками и отрядами ОМОН МВД АзССР армянских сел Геташен и Мартунашен Ханларского района
выстрелами прямой наводкой из танковых орудий уничтожена
расположенная близ села Геташен церковь монастыря Егникасар (Оленья гора) VIII века.
В Гадрутском районе Арцаха (Карабаха), в депортированных армянских селах были разрушены и осквернены церкви: в селе Доланлар — церковь Сурб Аствацацин XIX века; в селе Хандзадзор — церковь Сурб Ованес, 1698 г. постройки; в селе Баназур — церковь Сурб Аствацацин; в селе Цамдзор — церковь XVII века;
в селе Аракел (Аракюль) — церковь Мариам Аствацацин,
построенная в 1902–1907 гг. (один из наиболее известных
в Арцахе памятников поздней, современной церковной архитектуры).
В указанных селах, а также в населенных пунктах Цор,
Джраберд, Караглух, Арпагядук, Бинятлу, Джилан, Спитака-
шен, Петросашен осквернены кладбища, хачкары (кресты-
камни) и ряд других памятников.
В июле-сентябре 1991 года в занятых частями Советской
Армии и МВД Азербайджанской ССР селах Манашид, Эркеч
и Бузлух Шаумянского района были осквернены и разрушены
расположенные в этих селах средневековые церкви, отреставрированные на средства местных жителей в 1990–1991 гг.
После провала в августе 1991 года коммунистического путча
в СССР ситуация в Арцахе (Нагорном Карабахе) стала меняться. Советская Армия и внутренние войска постепенно прекратили свое вмешательство в конфликт между Арцахом (Нагорным Карабахом)
и Азербайджаном на стороне последнего.
В Арцахе (Карабахе) были
воссозданы органы власти, легализованы вооруженные отряды самообороны, провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР).
В декабре 1991 года, на основании действовавшего тогда
законодательства бывшего СССР в НКР был проведен всенародный референдум, в ходе которого подавляющая часть населения края высказалась за независимость от Азербайджана. Последний, сформировав собственные войска на базе дислоцированной в АзССР 4-й армии вооруженных сил СССР, начал войну против Арцаха (Карабаха).
Эта война, как известно, продолжалась с осени
1991 года до мая 1994 года с переменным успехом.
9 мая 1992 г. Арцахские (карабахские) силы самообороны штурмом взяли город Шуши. Сразу же после освобождения города началось восстановление храма Христа Спасителя (известного также как церковь Казанчецоц), в котором азербайджанские солдаты, обстреливавшие из Шуши Степанакерт, складировали боеприпасы для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ–21 «Град».
Летом 1992 года азербайджанские войска оккупировали весь Шаумянский и почти две трети Мардакертского района НКР, подвергнув разрушению многочисленные населенные пункты, в том числе десятки церквей и кладбищ.
И сегодня Шаумянский район остается под оккупацией; по имеющимся сведениям, в районе практически завершено разрушение армянских церквей и историко-культурных памятников.
Сильно пострадали храмы и иные памятники архитектуры
в приграничных населенных пунктах Аскеранского, Гадрутского и Мартунинского районов НКР, подвергавшихся обстрелам азербайджанской артиллерии, авианалетам. Некоторые из этих сел оказались в зоне боев, временнонаходились под азербайджанской оккупацией, сопровождавшейся повальным разрушением зданий, культовых сооружений, осквернением кладбищ.
В ходе боевых действий азербайджанские войска регулярно
подвергали ракетно-бомбовым и артиллерийским ударам горо-
да и села края; удары целенаправленно наносились и по храмам.
Например, летом 1992 года бомбардировке 500-килограммовыми бомбами с боевых самолетов подвергся храм Гандзасар, — был разрушен ряд строений храмового комплекса, лишь
по воле Божьей сам храм не пострадал.

Знай как это было.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Невозможно точно подсчитать размер ущерба, который понесли материальные памятники христианской армянской культуры Арцаха (Карабаха) в ходе навязанной Азербайджаном
войны.
Шаумянский район НКР полностью,а Мардакертский
и Мартунинский НКР — частично все еще оккупированы войсками Азербайджана.
Ясно одно, — потери эти огромны и во многом невосполнимы.
Мало сведений об армянских храмах и иных памятниках
материальной культуры в Северном Арцахе,откуда армянское население было изгнано еще в 1988-1990 гг.
По данным исследователя армянской архитектуры Самвела
Карапетяна,в 2006 году в селе Чирагидзор Дашкесанского района была разрушена церковь Святой Богоматери,а в 2007 году
в селах Мирзик и Восканапат Ханларского района были полно-
стью разрушены армянские церкви XVII века.
Ведь на протяжении всех последних лет властями Азербайджанской Республики уничтожались все следы материальной культуры исконных хозяев этих территорий — армян. Не кто иной, как сам президент АР Ильхам Алиев, выступая
с речью по случаю 60-летия азербайджанской Академии наук, заявил: «Армяне,являясь гостями, появившимися в Арцахе (Карабахе) в 70-х годах XIX века,не имеют исторических прав на территории Арцаха (Нагорного Карабаха)».
Вы только вдумайтесь!
А поскольку сами древние армянские храмы являются доказательством абсурдности подобных заявлений,они и подлежат варварскому уничтожению.
При этом поражает цинизм и бездействие европейских
структур в связи с варварскими актами азербайджанской сто-
роны.
Так с 1998 года началось уничтожение крупного средневекового армянского кладбища в нахичеванской Джульфе (Джуге),где к тому времени еще насчитывалось около 3000 хачкаров и несколько часовен.
Вандализм возобновился в
2003 году,а вопрос необходимости сохранения старинного кладбища неоднократно поднимался неправительственными организациями перед ЮНЕСКО и Советом Европы.
В декабре 2005 года это армянское кладбище было окончательно разрушено силами местного гарнизона,а на его месте построено стрельбище.
По требованию Республики Армения подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
по вопросам культуры принял решение о направлении в регион
миссии по оценке состояния памятников культуры.
В распоряжение ПАСЕ были предоставлены фото и видеоматериалы о разрушении всемирно известного своими хачкарами кладбища Джульфы, сделанные с сопредельной территории Ирана.
Первоначально визит докладчика подкомитета Эдварда
О’Хара был запланирован на май 2006 года,однако затем сроки
визита миссии переносились на осень 2006 г.,весну и лето 2007
года.К июлю 2008 года,когда работа над этой книгой завершалась, «культуртрегеры» из ПАСЕ так и не добрались до
региона.Они увязли в дипломатической переписке с официальным Баку,чьи капризы и ответные требования каждый раз являются поводом для очередного откладывания в долгий ящик визита миссии.
Наконец,еще один яркий,совсем свежий пример попытки
отчуждения азербайджанским «учеными» армянских храмов от
их создателей, — на этот раз уже в третьей стране.
В июле 2008 года,по представлению властей Исламской Республики Иран,Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО
включил в список объектов этого наследия три армянских монастыря на северо-востоке Ирана. Факт,этот,кстати, наглядно демонстрирует,что уважение к культурному наследию соседей
является категорией нравственной и вовсе не зависит от конфессиональных различий.
Вскоре после известия о включении армянских монастырей в Иране в список всемирного наследия азербайджанские
и армянские СМИ сообщили,что азербайджанские ученые
и МИД этой страны готовят… протест в ЮНЕСКО,пытаясь
«объяснить»миру,что монастыри,дескать,вовсе не армянские.


Ну тут но чего не обычного: турки в своем репертуаре, а Европецы аналогичным видом влияют задом , причем не туда сюда, а ни туда и ни сюда.
Тоже самое происходит сейчас с Украиной, тоже самое мы видим в Грузии тоже самое ждёт и Армению к сожалению.


Понимай.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В декабре 2005 года это армянское кладбище было окончательно разрушено силами местного гарнизона, а на его месте построено стрельбище.
По требованию Республики Армения подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
по вопросам культуры принял решение о направлении в регион
миссии по оценке состояния памятников культуры.
В распоряжение ПАСЕ были предоставлены фото и видеоматериалы о разрушении всемирно известного своими хачкарами кладбища Джульфы, сделанные с сопредельной территории Ирана.
Первоначально визит докладчика подкомитета Эдварда О’Хара был запланирован на май 2006 года, однако затем сроки визита миссии переносились на осень 2006 г., весну и лето 2007
года.
К июлю 2008 года, когда работа над этой книгой завершалась, «культуртрегеры» из ПАСЕ так и не добрались до региона.
Они увязли в дипломатической переписке с официальным Баку, чьи капризы и ответные требования каждый раз являются поводом для очередного откладывания в долгий ящик визита миссии.
Наконец, еще один яркий, совсем свежий пример попытки
отчуждения азербайджанским «учеными» армянских храмов от
их создателей, — на этот раз уже в третьей стране.
В июле 2008 года, по представлению властей Исламской Республики Иран, Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО включил в список объектов этого наследия три армянских монастыря на северо-востоке Ирана.
Факт, этот, кстати, наглядно
демонстрирует, что уважение к культурному наследию соседей
является категорией нравственной и вовсе не зависит от конфессиональных различий.
Вскоре после известия о включении армянских монасты-
рей в Иране в список всемирного наследия азербайджанские
и армянские СМИ сообщили, что азербайджанские ученые
и МИД этой страны готовят… протест в ЮНЕСКО, пытаясь
«объяснить» миру, что монастыри, дескать, вовсе не армянские.
Так, вопреки общеизвестным фактам известная своими
фальсификациями вышеупомянутая Фарида Мамедова голословно заявила: «Сами эти три монастырских ансамбля не могут, строго говоря, считаться армянскими. Эти ансамбли в свое время были возведены сирийцами, выселенными из Малой Азии».
А кандидат наук Лятифа Мамедова, и вовсе выдала:
«Конечно же, все это полная ерунда. Я считаю, что в данном
случае мы имеем дело с очередными происками международного армянского лобби, не более того».


Думай.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В 1993 году Армия обороны Арцаха (Нагорного Карабаха) переломила ход войны и освободила большинство территорий НКР, заняв в ходе последующих боевых действий ряд прилегающих к ней районов Нагорного и равнинного Арцаха (Карабаха), входивших
непосредственно в бывшую АзССР.
До 2020 Армия обороны Арцаха контролировала 8 процентов территории Азербайджанской Республики, в то время как последняя продолжалатзанимать 15 процентов территории НКР (образованной в 1991 г. путем объединения бывшей НКАО и примыкающего к ней
Шаумянского района
Нагорного Карабаха).
Обнадеживающие живал тот факт, что на территории края, контролируемой властями Арцаха, духовная жизнь возрождалась повсеместно. Силами населения, при
поддержке властей Арцаха, помощи благотворительных организаций Республики Армения, армянской диаспоры и некоторых международных организаций восстанавливаются и открывивались ранее отобранные и заброшенные храмы.
В Арцахе действовала возглавляемая архиепископом Паркевом Мартиросяном Арцахская епархия Армянской Апостольской церкви (ААЦ). В Шуши при епархиальном центре были открыты специальные учебные заведения для детей.
В открывающиеся
церкви направлялись священнослужители.
Рядом с монастырским комплексом храма Гандзасар
закончено строительство семинарии.
Немалая заслуга в этом и зарубежных религиозных организаций и объединений.
В храмах можно видеть все больше людей, особенно в дни
праздников.
Важно и то, что на занятых в ходе военных действий исторических территориях Арцаха, ранее практически недоступных для армянских исследователей, — прежде всего в Бердадзоро-Карвачарском регионе — выявлены, взяты на учет сотни памятников армянской христианской культуры.
Исследователь Самвел
Карапетян в ходе многолетних полевых исследований
в этом и других регионах Арцаха провел обмеры, описи и фотографирование этих памятников.
В результате этой кропотливой работы на средства международной Организации
по изучению армянской архитектуры был издал специальный труд на Русском, армянском и английском языках.
Некоторые из вновь открытых и спасенных памятников были успешно отреставрированы, как, например, храм Цицернаванк (Ласточкина церковь) V–VII вв. в Лачинском, ныне Кашатагском районе Арцаха. Кстати, этот выдающийся памятник армянского зодчества числится в уже упоминавшемся списке «азербайджанских» памятников Арцаха (Карабаха),
опубликованном в бакинской газете «Зеркало» от 7 сентября 2001 года.
Между прочим, он указан в качестве единственного «азербайджанского» памятника Лачинского района
бывшей АзССР. Как говорится, комментарии излишни.
Интересно отметить, что не только в этих, но и других
перешедших под контроль Арцахцев районах бывшей АзССР
мусульманских культовых сооружений или не было вовсе, или они были относительно современными, то есть датировались
прошлым веком.
25 ноября 1996 года в жизни жителей Арцаха произошло важное событие.
Над восстановленным куполом храма во имя Христа Спасителя в Шуши, — стоявшего на протяжении 76 лет без креста и со снесенным куполом, торжественно, в присутствии большого числа людей, руководителей Арцаха был водружен 5-метровый крест. Крест словно вознесся над огромным зданием храма, купол которого сегодня — как и в начале прошлого века — являет собой наиболее высокую точку городской застройки. Это укрепляло надежду Арцахцев на то, что духовная жизнь христиан Арцаха отныне не будет нарушена злой волей, От куда бы она не приходила.

Во времена первой войны в Арцахе азербайджанцы в церкви про купол которой написано выше, хранили боеприпасы .
Во времена второй войны, в восстановленную церковь несколько раз прилетал высокоточный боеприпас.
Причем целенаправленно в купол. Второй раз залетел в первую пробоину.
Думаю многие об этом случае знают , там ещё был ранен военкор Котенок.


Знай как это было.
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская република, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое...
На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово
Азербайджан употребляется в двух смыслах — в качестве персидского Азербайджана и осо-
бой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду,
Азербайджан персидский или этот Азербайджан...
Василий Бартольд, академик, востоковед.
В дальнейшем надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения.
Мы должны сделать это.
Мы должны открыть дорогу будущим поколениям.
Гейдар Алиев, президент АР.
«Бакинский рабочий»,
11 февраля 1999 года.

Мифы о якобы имеющих место спорах об историческом
первенстве армян или азербайджанцев в Закавказье лишены какой-либо не только научной, но и логической базы. Ибо в принципе невозможно ставить на одну доску исторические реалии и высосанные из пальца псевдоисторические доктрины,
пусть и освященные на «самом верху» в период коммунистического беспредела в исторической науке. Нижеследующий случай из реальной жизни как нельзя лучше характеризует суть
этих «исторических споров».
Очередное заседание Минской группы СБСЕ по Арцаха (Нагорному Карабаху) проходило летом 1992 года в Риме. Заместитель руководителя карабахской делегации Аркадий Гукасян — в последующем министр иностранных дел и президент Арцаха (Нагорно-Карабахской) Республики, отличаясь остроумием и быстротой реакции, часто ставил оппонентов в неловкое положение.
Пресекая рассуждения одного из членов азербайджанской делегации, заявившего, что Арцах (Карабах) всегда был частью Азербайджана, Гукасян резонно заметил, что нельзя говорить
о Арцахе (Карабахе) как составной части Азербайджана, коли Арцах или Карабах известен всему миру более тысячи лет, а Азербайджану всего-то чуть более 70-ти.
В перерыве к Аркадию подходит Низами Бахманов, представлявший в бакинской делегации азербайджанцев Карабаха. Уже тогда взрослый дядька, бывший прораб Бахманов пробыл мэром Шуши всего две недели до взятия города Арцахским (карабахскими) силами самообороны.
Этот человек сильно уставал в зале переговоров, ибо мало понимал, что происходит вокруг, и вообще плохо говорил по-русски.
Бахманов говорит Гукасяну, которого знал еще по
прошлой, мирной жизни: «Слушай, Аркадий, зачем ты такое говоришь? Мой дед жил в Шуши, прадед 150 лет назад жил
в Шуши, а ты говоришь, что Азербайджану 70 лет, да?!»
Вечером Аркадий Гукасян идет на прогулку по Риму и натыкается на мост, на котором барельефно изображена карта Древнего мира, включая Римскую империю и Великую Армению. Гукасян возвращается в гостиницу, находит Низами Бахманова
и говорит тому: «Низами, я был не прав: только что я видел
в городе древнюю карту мира, и на ней есть Азербайджан!» Он
объясняет Бахманову, как пройти до искомого места.
Бахманов собирает азербайджанскую делегацию, и они направляются к указанному Гукасяном мосту. Приближаются
к нему и… застывают в немой сцене!
Потому что видят только персидский азербайджан, и конечно же Армению в составе которой уже тогда находился Арцах и кстати говоря почти весь Апшеронский полуостров включая то место которое сейчас Баку название.


Вот как то так дорогие читатели...

Понимай
https://yangx.top/golos_artsakha
В этот день мы вспоминаем выдающегося русского дипломата, писателя, историка Александра Сергеевича Грибоедова.

* Многие знают Александра Грибоедова по его знаменитой пьесе в стихах «Горе от ума», которая остается актуальной во все времена.
Однако он был не просто писателем, а одним из лучших дипломатов России.
11 февраля 1829 года, когда уже был подписан Туркманчайский договор между Россией и Персией, Александр Грибоедов отправляется в столицу – Тегеран.

Но там произошло несчастье: толпа фанатиков вторглась в русское посольство, дипломат погиб.

Вспомним несколько интересных фактов из жизни Грибоедова:

- во время Отечественной войны 1812 года вступил в ряды добровольцев;
- отказался от места чиновника русской миссии в США;
- участвовал в боях за освобождение от персидского ига Эривани в 1827 году и стал автором текста Туркманчайского мирного договора в 1828 году;
- первая постановка «Горе от ума» состоялась в освобожденной Ереванской крепости;
- на дуэли с Якубовичем был ранен в кисть левой руки, именно по этому шраму и опознали его тело после налета на посольство в Персии;

- в Лорийской области в Армении есть перевал - место, где, якобы, Пушкин встретил казаков и арбу, на которой везли тело Грибоедова в Тифлис (так пишет он в своем «Путешествии в Арзрум»). Перевал сейчас называется Пушкинским. Там часто проходят памятные мероприятия, связанные с именами двух Александров Сергеевичей;
-написал знаменитые вальсы, звучащие по сей день – «Вальс ми минор» и «Вальс ля бемоль мажор».

*Ежегодно Русский дом в Ереване проводит флешмоб у памятника А.С.Грибоедову в столице, где школьники и жители города зачитывают стихи писателя и вспоминают интересные факты из его биографии.

Хотелось бы добавить о том, что не менее важно культурной деятельности Александра Сергеевича, это его участие в составлении туркманчайчайского мирного договора, правильнее будет сказать что весь текст этого договора от первого его слова до последнего это его творение.
Справка:Заслуга Грибоедова - Туркманчайский договор
10 (22 февраля) 1828 года подписан чрезвычайно выгодный для России мирный договор между Россией и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну
1826—1828 годов.
Договор состоял из 16-ти статей. В нём провозглашался мир между Россией и Ираном (Персией).
Одна из статей этого договора позволяла армянам Персии беспрепятственно вернуться на свои земли , в основном это была территория Арцаха,от куда их насильственно переселили предыдущие властители Персии.
Кст.сказать азербайджанцы часто пытаются рассказывать сказки о том, что армян в Арцахе да и в Армении не было, мол Армян переселили на территорию Армении, и мол они пришлые😂🤦‍♂ однако соседи постоянно забывают что армян вернули обратно, а не заселили в первые.
Смерть Грибоедова была жестокой: 11 февраля 1829г. Персидские фанатики убили его вместе с 35 казаками и армянами скрывавшихся от верной гибели в посольстве империи в Тегеране.
Грибоедов и казаки отказались выдать армян фанатикам.
Александра Сергеевича удалось опознать только по шраму на руке в тот день выжил только один человек и то спрятавшись в ковер.( Где он спрятался на самом деле доподлинно установить не удалось).
Шах Персии осознав что за кого рода убийство русской миссии неминуемо последует ответ Российской империи, он собрал извинительное посольство во главе со своим внуком и направил его к императору в Петербург.
по прибытию преподнес в знак извинения Алмаз Шах 88,7 карата, который не когда украшал трон великих монголов и который до сих пор хранится в алмазном фонде кремля в Москве.
Александр Сергеевич внёс большой положительный вклад в судьбу армянского народа.
Низкий вам поклон и царство небесное.

Помни!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

В советское время, особенно после Второй мировой войны,
история Закавказья была извращена самым бессовестным
образом.
Среднестатистический советский человек, даже студент-историк,
обучавшийся по препарированным коммунистами учебным пособиям, был уверен, что все три закавказские советские республики – Грузия, Армения и Азербайджан – были древними государствами, существовавшими под своими названиями не одно тысячелетие. Если бы тот же советский человек заглянул
в зарубежные учебники (что было, по понятным причинам,
Было практически невозможно), дореволюционные или первого
десятилетия советской власти справочники и энциклопедии,
он бы страшно удивился.
Ибо он не нашел бы в них никакого Азербайджана севернее Аракса, — то есть на той территории Российской империи, а затем – Советской России, на которой была создана Азербайджанская ССР.
Вот пример реакции на столь ошеломляющее открытие,
взятый из статьи Андрея Сербы «Уральское казачество хочет
быть в составе России», опубликованной в приложении
«Содружество» к «Независимой газете» в апреле 1999 года.
Автор, рассуждая о судьбах народов, отрезанных ленинско-сталинским волюнтаризмом от своих стран и народов и насильно
присоединенных к совершенно чуждым национально-территориальным образованиям, рассматривает в качестве примера Арцах
и (Нагорный Карабах).
«Заглянув в русский Энциклопедический словарь издания 1901 г., об Армении мы не узнаем ничего нового:
страна суще-ствует с древнейших времен... Гумбольдт называл ее центром тяжести античного мира. Относительно Арцаха(Карабаха) история свидетельствует, что он был заселен армянами как минимум за полтора тысячелетия!!! до того, как в Закавказье появились первые
кочевники-тюрки.
А вот об Азербайджане из словаря можно приобрести преж-
де неизвестную информацию: «Азербейджан, или Адербейджан
(степная страна), в древности Атропатена, провинция Персии;
104 000 кв. км с 1,5 млн. жителей, премущественно туркмен и кур-
дов…» Вот он, дореволюционный Азербайджан – персидская
провинция, не имеющая к России никакого отношения!
Но кто же тогда обитал на территории, которую несколько последних десятилетий называли “Советским Азербайджаном”, как и почему возникло это словосочетание?»
Да и в первые десятилетия советской власти, — по крайней
мере, в период существования Закавказской Федерации (ЗСФСР) – в советских справочных изданиях не скрывали, что Советский
Азербайджан есть не что иное, как искусственное!!! производное
от провинции «Азербайджан» в соседнем с СССР Иране.

Представьте картину: страна родившиеся в кабинете у Сталина , рассуждает о древности соседей!
И это ещё в таком месте где тысячелетиями жили хозяева этих земель и описывали свою жизнь на разных языках.

Выводы делать Вам.
Продолжение следует...

Думай!
https://yangx.top/golos_artsakha
Всем добра друзья!
Арцах-жив!
Борьба продолжается!

Посмотрим, что говорится об Азербайджане в I-м томе (1932 г.)
Малой Советской энциклопедии. «Азербайджан:
1) крупная сев. провинция Персии, площадь–ок.104тыс.км2.
Главные города – Тавриз, соединен жел.дор. с СССР
(через Джульфу), Урмия, Хой, Соудж-Булак, Ардебиль, судоходное озеро Урмия, реки Аракс и Кизил-Узен. А. связан с дорогой Эрзерум–Трапезунд с Черным морем.
Богатый фруктами район, хлопководство.
Оживленные торговые сношения с СССР.
Импорт – около 20 млн. р., экспорт — около 12 млн. р.
И не слова о азербайджане тех лет с столицей в Баку.
2).Азербайджан – провинция на севере Ирана.
Азербайджан трансформировавшееся сначала в арабской, а затем
в тюркской транскрипции иранское название этой земли — «Атрпатакан».
Последнее же происходит от греческого «Атропатена», то есть страна Атропата, сатрапа Александра Македонского,
создавшего на развалинах былой империи государство, которое
сатрап назвал собственным именем.
Понимаете с какого века все известно и описано!
Отметим, что ни в МСЭ, ни в дореволюционных изданиях
Азербайджан никогда не называется ни страной, ни государством. И это правильно, ведь Азербайджан — всего лишь историческая провинция государства Персия.
Обратим внимание в той же МСЭ на статью, посвященную
Армении: «Армения, горная страна между Малой Азией
и Каспийским морем. Состоит из высоких горных хребтов.
Много потухших вулканов (Арарат, Алагез и друг.). Между горными хребтами лежат высокие котловины или нагорные плато.
Реки принадлежат к бассейнам Черного моря, Каспийского
моря (Аракс) и Персидского залива (Евфрат). Имеются большие озера: Ван, Урмия, и сточные Севан.
Климат континентальный с суровыми зимами. Растительность по б. ч. степная. Местами распространены леса. Население – армяне, курды, азербайджанские тюрки( жители той самой провинции Персии) и турки-османы.
В политическом отношении Армения разделена на три части: Армянскую ССР, Турецкую А. и Персидскую А.»
3)Лишь на стр. 422 в статье
«Армянская ССР» прочитаем об Армении советской.
Как говорится, почувствуйте разницу! Армения – «страна
между Малой Азией и Каспийским морем»; Азербайджан –
«северная провинция Персии».

Правильно говорят Персы сейчас азербайджанцам из Баку, когда те пытаются предъявить территориальные претензии материнской Персии(Иран), мол скорее вы вернётесь домой блудные дети.
И вот сейчас эти блудные дети , причем в прямом смысле этого слова пытаются рассказать армянам и всему миру что территории Армении это их исконные земли и готовы развязать очередную войну .


Понимай .
https://yangx.top/golos_artsakha