Ростов Великий и Ростовская земля
907 subscribers
2.47K photos
29 videos
3 files
962 links
🌳🏰 Тематика:
📜 Ростовская земля от древних времен до сегодня
🔍 всякое археологическое и этнографическое
📚 история и историки
加入频道
МАЙ 1609 года в Борисоглебском монастыре: Смута, Иринарх Затворник и игумен Петр

Замечательные документы из истории Смуты были опубликованы на конференции «История и культура Ростовской земли» в 1999 году - Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Я. Сапеги // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 53–73.

Например, вот эта челобитная от мая 1609 года:

«Май 1609 г. Челобитная игумена Ростовского Борисоглебского монастыря Петра с братиею Яну Сапеге с просьбой защитить их от произвола ратных людей и облегчить налоги.

Государю гетману пану Петру Павловичю Сопеге Кошителяновичю
Киевскаму старосте Усвяцькаму и Керепецкаму бьют челомъ и плачютьца Растовского уезда Борисоглебского монастыря с устья государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Руси богомольцы и твои государевы игумен Петр з братею.

В нынешнем, государь, в 117 году по твоему государеву указу и по уложенюю имал с нас твой государев пан Олександр Ламъпицкий на тебя государя кормы всякие столовые и конские, да по государеву указу и по твоему государь платили Василью Орлову да пану Лазовскаму данные и подможные деньги, да пану Микулаю Езъдовскому платили за твой государев столовый корм деньгами з Борисоглебские вотчины, а ныне, государь, твой государев пан Олекъсандр Лампицкий на нас корм доправил по-прежнему, и впредь, государь взяти не с ково: вотчинка запустела от ратных и от загонных людей и от татар от романовских и юртовских.

А романовские, государь, татаровя з женами и детьми стояли сево дни в Борисоглебском монастыре, и, что было в селех и в деревнях крестян пограбили, и пасекли многих и села и деревни подыжгли. А тотарове романовские стоят в наших кельях, а мы, царские и твои нищие богомольцы, скитаемся в черных службах и по моныстырю из келей повысланы вон.

И монастырь и вотчинка разорена и ограблена до основания. А государевы ратные люди паны и казаки приеждают в монастырь по вся дни писать не дать по ся места.

И достальные государевы крестянишка розбрелиса розно: жены и дети емьлют на постелю. А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от велика дни и по ся места иные, государь, корму твоего государева имати не на ком потому, что стало пусто.

Да с Углеча, государь, прислан царевич Шихим Махметевич и Шарьмаханской, а с ним пятьдесят человек, а кормим, государь, его монастырем. А нынеча, государь, на нас правит воевода Матвей Иванович Плещеев з двусот вытей по полтине с выти, а у нас, государь, изкони не бывало двухсот вытей.

Великий государь, пан Ян Петр Павлович Сапега Каштелянович Киевский староста Усвяцький и Керепецький покажи, государь, милости не вели нас, нищых государевых и своих государевых богомольцов на правеже замучити и вели, государь, колготити и вели, государь, с жива взяти, чтобы мы нищые царские и твои государевы богомольцы з голоду не померьли и рознь не розбрелися!

Государь смилуйся, пожалуй!»
КОЛОКОЛЬНЫЕ ДРАЗНИЛКИ

О ростовских звонах краеведы (вроде - Тюнина?) публиковали стишки, созвучные ритму работы звонарей. «Пошехонский» том материалов Этнографического бюро сообщает о наличии таких же нескладушек о звонах в Пошехонье и окрестностях - они связываются с конкретным тамошним звонарем:

«…В конце пятидесятых годов умер в д. Новинка крестьянин Локотков, который хорошо вызванивал, что говорят колокола в каждой церкви-приходе от Пошехонья по дороге к Черновцу на расстоянии в 2 версты. Всех церквей-приходов на этом расстоянии было двенадцать. Придет ли Локотков в праздник в гости, на свадьбу, на пирушку и в кабак, — просят Локоткова, чтобы он позвонил.

Локотков звонил, приговаривая стихи, которые были сложены другим лицом. В этих стихах слышится язык крестьян, но не лишенный в то время общей обработки. Локотков умел хорошо вызванивать, что говорят колокола, начиная с большого и кончая маленькими, вписывая слова о каждом приходе, начиная с первого от г. Пошехонья.

I. Вот и Князево село, все крапивой заросло.
Подгородный в нем народ - настоящий слепород.
В Пошехонье каждый день побывать для них не лень.
В нем и бабы, мужики посещают кабаки.

II. В селе Старом хлам и лом,
Будто плачет каждый дом.
В селе Старом мучат даром барщиной.
Народ от работ - урод».

III. На горе, как на подкове, стоит церковь в Ермакове.
С виду в нем народ — простец,
А в нутро взгляни — хитрец.
Колокольца их не звонки, у попа зато две женки.

IV. Вверх за Маткомой рекой Воскресенье за горой.
Приход людный и богатый, в нем и попичек пузатый
От доходов сладко спит, брюшко гладит и растит.

V. Афанасьево в лесу, будто шишечка в носу,
Там и звоны — пустозвоны,
Слушает их лес да Господь с небес.

VI. Вдоль Ильинского села путь-дорога пролегла,
В нем народец простоватый, но приземистый, пузатый.

VII. Благовещенье в Скобе и с воды
К нам несут и везут.

Х. Сер Егорьевский приход, небогатый в нем народ.
И молиться-то ленивы, колокольца их фальшивы.

XI. Санниковское село в ручей смотрит, как в зело,
А народец в нем — бахвалы, что ни дом, то коновалы.
Хотя по виду красивы, на словах они все лживы.

XII. Спас на Мяксе стоит браво, с горы смотрит величаво,
В нем недельные базары, но плохие там товары.
В нем торгуют торгаши, наторгуют на шиши».

#РЗ_этнография
РОСТОВСКАЯ ТОРГОВЛЯ в XVIII веке

Что такое была Ростовская ярмарка в XVIII веке, как она работала, какие товары благодаря ей перемещались?

«Ведомость» 1784 года (подана в городовой магистрат городским старостой Никитой Кононовым, выборными купецким Иваном Поповым и мещанским Григорием Говядиновым) сообщает на сей счет:

«В Ростове торговля разными товарами состоит у здешних купцов:

прозументами, кружевами золотными, серебряными и мишурными разных сортов: суровыми, шелковыми, шерстяными, бумажными и нитяными;

сахаром и протчими, овощными и москательными,

разными виноградными винами, аглицким пивом,

хрустальной, глиняной и деревянной посудой,

писчею и хлопчатою бумагой,

щетинами,

мехами заячьими,

холстом, льном, пряжею,

воском, свечами восковыми и сальными,

мясом, салом,

разною рыбою: свежая и коренная астраханская, казанская, саратовская, уральская,

икрою свежею и соленою мешочною,

клеем,

и здешнею свежею рыбою,

маслом коровьим и постным,

медом, мылом,

разных сортов кожами и кожаною сбруею,

дехтем,

разным хлебом зернистым и мукою, просом и крупами,

семенем льняным и конопляным,

булками, калачами, пряниками,

рогожами, лаптями,

железными гвоздями и разного из железа протчею мелочью,

и разными огородными овощами,

по примеру на шестьдесят тысяч рублей.

Оные товары и съестные припасы [купцы] получают покупкою из городов:

прозументы, кружева, овощные и москательные, виноградные вина, аглицкое пиво, хрустальную и глиняную и серебряную посуду, бумагу пишую, хлопчатую и железо из Санктпетербурга, Москвы, Астрахани, Оренбурга и Ярославля.

Рыбу, икру и клей из Астрахани, Казани, Саратова и Уральска.

Воск, масло, сало, мед, мыло, щетины, кожи и конскую сбрую, деготь, рогожи, лапти из Москвы, Тулы, Калуги, Казани, Арзамаса.

Из Суздаля разный хлеб, просо, крупы,

из тех же городов Арзамаса, Суздаля, Юрьев Польского и Саранска холст, лен, пряжу...

не по малой части все оные товары покупаются на бывшей в Ростове каждогодно на второй неделе Великого поста ярмарке.

Купцы из Ростова отвозят товары из покупных:

рыбу свежую и коренную, астраханскую, казанскую и уральскую икру свежую и соленую мешочную.

Клей, воск, мед, масло коровье и постное, сало, мыло, щетину, бумагу хлопчатую, холст, лен, пряжу, по примеру на 50 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Курск, Харьков и протчие города.

И частию оным и прочим вышезначущим товаром продажа происходит в Ростове.

Да свои здесь производимые фабричные нитяные ткани, разные полотна, флотские равендушные, сурик, белила и купорос синий по примеру на 10 000 руб. в Санкт-Петербург, Москву, Оренбург,

частью сурик белила и купорос в Ярославль».

Цитата взята из статьи: Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. Торгово-предпринимательская деятельность ростовского купечества в конце XVIII — начале XIX в. (по маклерским книгам) - в сборнике: Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв. : сборник материалов Третьей международной научной конференции (г. Коломна, 24–26 сентября 2013 г.). Коломна, 2015. Т. 1 : XVI–XVIII вв.
ДОХОД ОТ ЯРМАРКИ

Все о той же ярмарке - но о временах позднейших: 19 век, начало 20-го, отсюда:
Доход от ярмарки: и слава, и деньги: Из прошлого местного самоуправления

«…То, что Ростов издавна славился своей ярмаркой — общеизвестно. То, что Ростовская ярмарка имела миллионные обороты, числясь среди крупнейших ярмарочных торжищ Российской империи — общее место. Как и то, что проведение ярмарки в Великий пост обусловлено было необходимостью для купеческого люда совместить торговые дела с паломничеством к Ростовским святыням. «Сборная ярмарка», «Сбор» - вот, так сказать, официального именование этого великопостного события в ростовской жизни.

Но уже во второй половине прошлого века местные торговые люди стали бить тревогу: снижаются обороты ярмарки, уменьшается ее значение в российской экономике, падают городские доходы от ярмарки.

Назывались многие причины этого явления. Среди объективных было и приличное времени совершенствование товарообмена, и (что особо отмечали) устройство железнодорожной сети, обеспечивавшей быстрое и регулярное перемещение товаров по России. Но были и причины субъективные: недостатки в организации ярмарки. Их устранение могло бы дать стабильный рост прихода денег в городскую казну.

Вопрос о падении доходности для города ярмарки поднимался на заседаниях ростовского городской думы практически с начала ее существования. со времени формирования думы по Городовому положению 1870 г. В одном из заседаний думы 1881 г. особо подчеркивалось: «хотя ростовская ярмарка не развивается, оставаясь более 10 лет в одном и том же положении, но и в этом положении занимает такие значительные размеры, при которых может доставлять городу гораздо более доходов, нежели сколько оных поступает в действительности…».

В течение первых десяти лет местная дума приняла ряд документов, которые на многие годы вперед обеспечили и жизнеспособность самой ярмарки, и стабильность городских доходов с нее. В частности, очень тщательно готовилось решение от 20 января 1882 года. Оно упорядочило деятельность ярмарочного комитета, утвердило новые таксы на сдачу помещений и мест для торговли, приняло правила устройства временных балаганов для торговли, для сдачи их с торгов в аренду.

Участники заседания — в большинстве своем купцы и мещане, занимавшиеся торговлей — принимали правила и таксы, заботясь и о том, чтобы «торговле стеснения не было», и о том, чтобы «публики» ничто не мешало путешествовать по ярмарочным рядам. А также о том, чтобы никто не смог уклониться от уплаты положенных правилами сборов — то есть о выгоде города.

И выгоду Ростов от ярмарки получал. Вплоть до революции ярмарка оставалась одним из значительных доходных пунктов в отчетах Ростовской городской управы. Сдача земли под застройку временными ярмарочными помещениями, отдача в аренду лавок в общественных зданиях, сборы за место для торговли — все это приносило городу деньги, позволяло год от года увеличивать субсидии и на здравоохранение, и на народное образование, на благоустройство, содержание богаделен…

А кроме того, поддержание жизнеспособности Ростовской ярмарки работало на престиж города. Ведь статус Ростова тогда, в общем-то был довольно незначителен: всего лишь уездный городишко. Но из общего ряда подобных Ростов выделяло его древнее прошлое, его святыни, его ярмарка. И раз в году к этой крапинке на карте России устремлялись по шоссейным и железным дорогам товары, съезжались люди. Раз в году население уездного городка на несколько недель многократно увеличивалось. С устройством в Ростове музея поездка сюда в ярмарочные дни стала весьма привлекательной не только для людей, занятых торговлей, но и для интересующихся историей России, ее культурой.

Даже в годы первой мировой войны ярмарка сохраняла свой размах и значение — и в торговле, и в увеселениях. Послереволюционная разруха прервала на некоторое время традицию — но уже с 1922 года делались попытки традицию возродить, вновь устраивались ярмарки в обычные для Ростова дни Великого поста. Попытки такие предпринимались вплоть до 30—40 годов…»
РОСТОВ 1614 года «ВЕЛИКОЕ НЕПОГОДЬЕ И ГРЯЗИ»

В 1619 году, 24 октября царь Михаил Федорович отцу своему, патриарху Филарету сообщал «об облегчении болезни матери его, инокини Марфы»:

«Высокопрестолнейшему и превысочайшему отцу отцем и учителю Христовых велений и апостолских преданий, кормчию Христова карабля, во пристанище спасения невлаемо той направляющу, великому государю отцу нашему, святейшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, сын вашего по плоти благородия, изряднее же и по духу присвоения, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии челом бьет.

Писали есмя к тебе ко государю, что мы из села Великово пошли Октября в 22 день, и того же дни пришли в Ростов на вечер поздо; и для великово непогодья и грязей, произволили есмя в Ростове дневати.

А Божиею, государь, милостию и вашими святыми молитвами, государыне нашей матери, великой старице иноке Марфе Ивановне от болезни облехченье есть.

А из Ростова, государь, пошли есмя Октября в 24 день, в неделю; а идем, государь, мешкатно для того, что дозжи и снеги идут безпрестанно и грязи немерные, поспешить никоими мерами нелзе.

Молим же крайнее ваше святителство, да принесеши ко всемогущему Богу о нас и о матери нашей, государыне великой старице иноке Марфе Ивановне, честныя ваша молитвы, яко да твоих ради ходатайств сподобит нас Бог видети святолепное ваше лице и в веселии целовати руку вашу и в радости стопам вашим поклонитися и челом ударити».

Отсюда взято
КАК В РОСТОВЕ НЕВЕСТ ДЛЯ ГРОЗНОГО ЦАРЯ НЕ НАШЛОСЬ

ОТПИСЬ КН. Ф. С. МЕЗЕЦКОГО И ДЬЯКА Д. ГОРИНА ИВАНУ IV С ИЗЛОЖЕНИЕМ ХОДА СМОТРА НЕВЕСТ В РОСТОВЕ И РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ

Около 31 декабря 1546 г.

Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии [холопи] твои Федорец Мезетцкой да Митька Горин челом бьют. Ве[лено], государь, нам, приехав в Ростов свои государевы грамоты роз[ослать] в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским, [а на]завтрее, государь, велел еси розослати нам свои грамоты в Ростовской уезд.

И мы, государь, по твоему государеву наказу твои государевы грамоты в Ростовской уезд ко князем и к детем боярским розослали, а назавтрее, государь, в Ростовской ж уезд розослали есмя свои грамоты по твоему ж государеву наказу.

И которых есмя, государь, розсыльщиков с твоими государевыми грамотами и своими грамотами посылали, и те, государь, розсылыцики все к нам в Ростов съехались.

И после того есмя, государь, жили в Ростове неделю, и к нам, государь, из Ростовского уезду не бывал никаков человек.

А сказали, государь, нам — у князя у Петра да у князя у Ивана у Яновых их дочери. И у тех есмя, государь, смотрили. Да и у владычних есмя, государь, детей боярских и у городцких людей смотрили ж.

И велел еси, государь, из Ростова мне, холопу своему Федорцу, отпустити к себе на Москву диака своего Дмитрея Горина. И мне, государь, холопу твоему государеву, диака твоего из Ростова отпустити было к тебе, ко государю не с чем.

А нынеча есмя, государь, по твоему государеву наказу поехали в Ярославль.

На обороте вверху: — [Г]рамоты присыльные о девках; в середине — Государю великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии; Лета 7055 декабря 31 д[ень] з Доможиром с Витовтовым.

ЦГАДА, ф. 135, отд. IV, рубр. II, № 5, л. 55. Подлинник.

Цитируется публикация отсюда. Там же - прочее по теме.
МЁДЫ ДЛЯ ЦАРСКОГО СТОЛА

В Описании России неизвестного англичанина служившего зиму 1557—1558 годов при царском дворе нашелся список «некоторых сортов напитков, употребляемых в России, обыкновенно подаваемых при Царском дворе»:

«Первый
и употребительнейший мед приготовляется из сока и жидкости ягоды, называемой в России Малина (Malieno), удивительно сладкой на вкус, темно-красного цвета; эту ягоду я видел в Париже.

Второй сорт — называется Вишневый, приготовляется из ягоды того же имени, похожей на черный кружевник; по цвету и вкусу этот напиток походит на красное французское вино.

Третий сорт — Смородиновка (Amarodina a Smorodina) — из небольшой ягоды, очень похожей на мелкий виноград; растет эта ягода по России в большом изобилии.

Четвертый — Черемуха, приготовляется из дикой черной вишни.

Пятый — из меду, воды и других примесей.

Есть еще тонкий напиток из кореньев березы; его пьют люди знатные в Апреле, Мае и Июне, три весенние месяца, после этих месяцев сок дерева высыхает, и нельзя уже иметь его».
МЕД МАЛИННЫЙ…

Не отпускает тема меда с малиной! Век спустя после неизвестного англичанина ее рассмотрел Адам Олеарий - снабдив нас, потомков, рецептом!

«…Для питья у простонародья служит квас, который можно сравнивать с нашим слабым пивом или кофентом, а также пиво, мед и водка. Водка у всех обязательно служит началом обеда, а затем во время еды подаются и другие напитки. У самых знатных лиц, наравне с хорошим пивом, подаются за столом также испанское, ренское и французское вино, разных родов меды и двойная водка.

У них имеется и хорошее пиво, которое в особенности немцы у них умеют очень хорошо варить и заготовлять весною.

У них устроены приспособленные для этой цели ледники, в которых они снизу кладут снег и лед, а поверх их ряд бочек, затем опять слой снега и опять бочки, и т. д. Потом все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. Для пользования они постепенно отрывают одну бочку за другою. Вследствие этого они имеют возможность получать пиво в течение всего лета — у них довольно жаркого — свежим и вкусным.

Вино получают они через Архангельск в свою страну; русские, предпочитающие хорошую водку, любят его гораздо меньше, чем немцы.

Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен и др. Малинный мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу.

Меня учили варить его следующим образом: прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду; затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого (или отделенного от воска) пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина водки, смотря по тому, предпочитают ли сладкий или крепкий мед.

Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазано немного нижних или верховых дрожжей; когда начнется брожение, хлеб вынимают, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней.

Некоторые, желая придать меду вкус и запах пряностей, вешают [в бочку] завернутые в лоскуток материи гвоздику, кардамон и корицу. Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже и через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место и оттянуть его от дрожжей.

Некоторые иногда наливают плохую водку в малину, затем мешают ее и, дав постоять сутки, сливают настойку и смешивают ее с медом; говорят, получается при этом очень приятный напиток. Так как водка теряет свое действие и смешивается с малинным соком, то, как говорят, ее вкус уже более не ощущается в этом напитке…»