МАЙ 1609 года в Борисоглебском монастыре: Смута, Иринарх Затворник и игумен Петр
Замечательные документы из истории Смуты были опубликованы на конференции «История и культура Ростовской земли» в 1999 году - Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Я. Сапеги // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 53–73.
Например, вот эта челобитная от мая 1609 года:
«Май 1609 г. Челобитная игумена Ростовского Борисоглебского монастыря Петра с братиею Яну Сапеге с просьбой защитить их от произвола ратных людей и облегчить налоги.
Государю гетману пану Петру Павловичю Сопеге Кошителяновичю
Киевскаму старосте Усвяцькаму и Керепецкаму бьют челомъ и плачютьца Растовского уезда Борисоглебского монастыря с устья государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Руси богомольцы и твои государевы игумен Петр з братею.
В нынешнем, государь, в 117 году по твоему государеву указу и по уложенюю имал с нас твой государев пан Олександр Ламъпицкий на тебя государя кормы всякие столовые и конские, да по государеву указу и по твоему государь платили Василью Орлову да пану Лазовскаму данные и подможные деньги, да пану Микулаю Езъдовскому платили за твой государев столовый корм деньгами з Борисоглебские вотчины, а ныне, государь, твой государев пан Олекъсандр Лампицкий на нас корм доправил по-прежнему, и впредь, государь взяти не с ково: вотчинка запустела от ратных и от загонных людей и от татар от романовских и юртовских.
А романовские, государь, татаровя з женами и детьми стояли сево дни в Борисоглебском монастыре, и, что было в селех и в деревнях крестян пограбили, и пасекли многих и села и деревни подыжгли. А тотарове романовские стоят в наших кельях, а мы, царские и твои нищие богомольцы, скитаемся в черных службах и по моныстырю из келей повысланы вон.
И монастырь и вотчинка разорена и ограблена до основания. А государевы ратные люди паны и казаки приеждают в монастырь по вся дни писать не дать по ся места.
И достальные государевы крестянишка розбрелиса розно: жены и дети емьлют на постелю. А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от велика дни и по ся места иные, государь, корму твоего государева имати не на ком потому, что стало пусто.
Да с Углеча, государь, прислан царевич Шихим Махметевич и Шарьмаханской, а с ним пятьдесят человек, а кормим, государь, его монастырем. А нынеча, государь, на нас правит воевода Матвей Иванович Плещеев з двусот вытей по полтине с выти, а у нас, государь, изкони не бывало двухсот вытей.
Великий государь, пан Ян Петр Павлович Сапега Каштелянович Киевский староста Усвяцький и Керепецький покажи, государь, милости не вели нас, нищых государевых и своих государевых богомольцов на правеже замучити и вели, государь, колготити и вели, государь, с жива взяти, чтобы мы нищые царские и твои государевы богомольцы з голоду не померьли и рознь не розбрелися!
Государь смилуйся, пожалуй!»
Замечательные документы из истории Смуты были опубликованы на конференции «История и культура Ростовской земли» в 1999 году - Тюменцев И.О., Тюменцева Н.Е. Жители Ростовского уезда и воры в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Я. Сапеги // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000. С. 53–73.
Например, вот эта челобитная от мая 1609 года:
«Май 1609 г. Челобитная игумена Ростовского Борисоглебского монастыря Петра с братиею Яну Сапеге с просьбой защитить их от произвола ратных людей и облегчить налоги.
Государю гетману пану Петру Павловичю Сопеге Кошителяновичю
Киевскаму старосте Усвяцькаму и Керепецкаму бьют челомъ и плачютьца Растовского уезда Борисоглебского монастыря с устья государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Руси богомольцы и твои государевы игумен Петр з братею.
В нынешнем, государь, в 117 году по твоему государеву указу и по уложенюю имал с нас твой государев пан Олександр Ламъпицкий на тебя государя кормы всякие столовые и конские, да по государеву указу и по твоему государь платили Василью Орлову да пану Лазовскаму данные и подможные деньги, да пану Микулаю Езъдовскому платили за твой государев столовый корм деньгами з Борисоглебские вотчины, а ныне, государь, твой государев пан Олекъсандр Лампицкий на нас корм доправил по-прежнему, и впредь, государь взяти не с ково: вотчинка запустела от ратных и от загонных людей и от татар от романовских и юртовских.
А романовские, государь, татаровя з женами и детьми стояли сево дни в Борисоглебском монастыре, и, что было в селех и в деревнях крестян пограбили, и пасекли многих и села и деревни подыжгли. А тотарове романовские стоят в наших кельях, а мы, царские и твои нищие богомольцы, скитаемся в черных службах и по моныстырю из келей повысланы вон.
И монастырь и вотчинка разорена и ограблена до основания. А государевы ратные люди паны и казаки приеждают в монастырь по вся дни писать не дать по ся места.
И достальные государевы крестянишка розбрелиса розно: жены и дети емьлют на постелю. А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от велика дни и по ся места иные, государь, корму твоего государева имати не на ком потому, что стало пусто.
Да с Углеча, государь, прислан царевич Шихим Махметевич и Шарьмаханской, а с ним пятьдесят человек, а кормим, государь, его монастырем. А нынеча, государь, на нас правит воевода Матвей Иванович Плещеев з двусот вытей по полтине с выти, а у нас, государь, изкони не бывало двухсот вытей.
Великий государь, пан Ян Петр Павлович Сапега Каштелянович Киевский староста Усвяцький и Керепецький покажи, государь, милости не вели нас, нищых государевых и своих государевых богомольцов на правеже замучити и вели, государь, колготити и вели, государь, с жива взяти, чтобы мы нищые царские и твои государевы богомольцы з голоду не померьли и рознь не розбрелися!
Государь смилуйся, пожалуй!»
КРЕСТЬЯНСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ
Старинная моя статья, первая публикация ее была в незапамятные времена в интернет-журнале «Школа Жизни»
Старинная моя статья, первая публикация ее была в незапамятные времена в интернет-журнале «Школа Жизни»
Telegraph
Как питались русские крестьяне?
Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например…