Ростов Великий и Ростовская земля
897 subscribers
2.4K photos
29 videos
3 files
929 links
🌳🏰 Тематика:
📜 Ростовская земля от древних времен до сегодня
🔍 всякое археологическое и этнографическое
📚 история и историки
加入频道
Рукоделье: бисер, вышивка, дамский альбом...

От всех этих штучек - и нужных всем дамам вещичек, и абсолютно-стопроцентно-безделушек просто дух захватывает! Хочется бежать домой, отыскать давно забытые-заброшенные свои рукоделья - и вязать-шить-вышивать... 
И - хочется остаться тут же: рассматривать-рассматривать-рассматривать. Потому что понимаешь: повторить такое - НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Нитки толще, бисер крупнее, жизнь быстрее, а времени на то, чтоб часами сидеть и высчитывать бисеринки на иголке - нет. Терпения нет. Нет, наверное, и потребности в этих безделушках? 
Контракты винокуренных мастеров в маклерских книгах Ростова конца XVIII – начала XIX в.
С середины XVIII в. производство вина в России являлось монополией дворян. Согласно основательным исследованиям К.И. Юрчук, рост помещичьего винокурения позволил к концу XVIII в. полностью снабжать Ярославскую губернию вином местного изготовления. В 1799 г. 11 заводов ярославских дворян поставили в казну 127,3 тыс. ведер вина, в 1811 г. 13 заводов — уже 207 тыс. ведер. Отметим, что во второй половине XVIII — начале XIX в. на помещичьих винокуренных заводах применялся «огневой» способ производства или перегонки, при котором брага выпаривалась в котлах, вмазанных в кирпичную печь над топкой.
На многих таких заводах, помимо кадров постоянных крепостных рабочих, проблема квалифицированной рабочей силы решалась путем расширения применения вольнонаемного труда, в том числе найма мастеров-винокуров.
К 130-летию Ростовского музея: музей в 1926 г.
Фото и подпись к нему из публикации В.В. Иванова в сборнике «История и культура Ростовской земли».

ниже привожу оцифрованный текст П.С. Иванова о музее из труднодоступного издания. 


Дальше »
Тот, кто построил Ростовский музей церковных древностей

Нет, не Титов-Шляков.  Зякин!
Владимир Зякин в некий момент истории музея "Ростовский кремль" совершил подвиг - построил в Белой палате экспозицию, без которой кремлю существовать далее было просто неприлично. Это была реконструкция - по фотографиям и описаниям, с использованием подлинных экспонатов и подлинного музейного оборудования, - первоначального Ростовского музея церковных древностей. Такого, каким музей в Ростовском кремле начал складываться 130 лет назад, в 1883 году. 
Читателей, интересующихся исследованием, на основе которого шла реконструкция экспозиции, отсылаю к статье Владимира Васильевича в ИКРЗ-1993.
Экспозиция была построена в 1993 году, нынче, как понятно, ей исполнилось 20 лет…
От автора: внутренние ссылки, к сожалению, не работают. В будущем году экспозиции будет 30 лет.
К 130-летию Ростовского музея. Музей в 1920-е - 1930-е гг.

Автор публикации: Александр Киселев.


После Октябрьской революции 1917 года Ростовский музей преобразуется сначала в Государственный музей древностей, а затем - в краеведческий. Как и все российские учреждения культуры, почти на 70 лет он становится проводником государственной политики в области идеологии, что отразилось и на содержании его экспозиций, и на экскурсионно-просветительской деятельности.

В сложной исторической обстановке 1920-х – 1930-х годов, когда в стране происходило массовое разорение дворянских и купеческих усадеб, закрытие храмов и монастырей, сотрудники музея проявили себя подлинными хранителями национального культурного наследия, спасая от гибели произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства, памятники письменности и книгопечатания, документальные исторические свидетельства. Неслучайно ряд сотрудников музея был репрессирован.
Об этом и многом другом на выставке "Фотолетопись Ростовского музея"…
МЕСЯЦЕСЛОВ
19 сентября празднуется Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).
📖 В описании чуда сообщается, как при посвященном архангелу Михаилу храме фригийского города Колоссы пономарем служил прославившийся своей добродетельной христианской жизнью Архипп Херотопский. Питаемые злобой к нему язычники вознамерились уничтожить храм и убить служителя, для чего соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Архипп молился архангелу Михаилу о предотвращении бедствия – и по той молитве около храма явился святой Михаил. Ударив жезлом по горе, он открыл в ней расселину, в которую устремились воды. Так храм остался без повреждения. Город, где совершилось чудо, стал называться Хоны, что значит: расселина, отверстие.
На публикуемой здесь иконе «Архистратиг Михаил с деяниями» конца XVII – начала XVIII века святой изображен в центре, а по бокам – сцены деяний его. Чудо в Хонех помещено внизу справа от зрителя.
К юбилею Ростовского музея. Наши люди: Казимир Викентьевич Дворжецкий
Хотелось бы писать о нем много. Для нас, ростовских музейщиков, это человек, который соединяет две эпохи: эпоху нынешнюю - с эпохой восстановления Ростовского кремля после урагана 1953 года. Он живое воплощение того порывистого времени, хранитель памяти о нем.
Мы видим его часто на музейных мероприятиях. Добрый, отзывчивый человек, умный собеседник - Казимир Викентьевич Дворжецкий.
В старину бывали звания у людей: личный почетный гражданин, потомственный почетный гражданин.Так вот, по моему глубокому убеждению, Казимир Викентьевич - это личный почетный гражданин города Ростова. Пусть такого звания в природе и чиновничьем документообороте не существует, но статус и авторитет Дворжецкого вполне соответствует его месту в обществе и его роли в истории нашего города…
http://rostland.blogspot.com/2013/10/blog-post_30.html?m=1
19 сентября в России отмечается День оружейника






Из коллекции оружия музея-заповедника «Ростовский кремль» — пистолет кремневый, седельный, XVIII в., сталь, медь, дерево, ковка, чеканка, гравировка. Длина -49,5 см, дл. канала ствола - 1,5 см, длина ствола 32 см. Поступил в Ростовский музей в 1886 г. от санкт-петербургского купца, уроженца города Ростова, Алексея Леонтьевича Кекина (1838—1897).
Контекст: в XVIII столетии ростовские сокольи помытчики Кекины налаживают выгодную торговлю с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. Именно «азиатская торговля» сделала их первыми ростовскими богачами. Однако эта торговля была слишком рискованной, русские караваны часто грабили кочевники.

http://rostland.blogspot.com/2022/09/19.html?m=1
Богослов и богословцы
Прошлым летом я побывал в селе Богослов. Знаменитая Богословская деревянная церковь была построена архимандритом Богоявленского Авраамиевского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. апостол Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию Ростовскому и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, которому еще в XI веке поклонялись ростовцы.


По мимо самой церкви мое внимание привлекло маленькое сельское кладбище. Оно очень интересно, поскольку может дать представление о этническом происхождении жителей села. С керамических фото на нас глядят типично марийские лица... Да и на первый взгляд русские фамилии - Колмыковы, Коныжонковы, Шамаевы , Вагановы  в особых комментариях не нуждаются. Перед нами с высокой вероятностью потомки той самой летописной ростовской мери…

http://rostland.blogspot.com/2012/07/blog-post_6126.html?m=0#more
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ: изделия из дерева
Эта коллекция начала формироваться с момента образования Ростовского музея церковных древностей в 1883 году.
Фонд довольно разнообразен. Его составляют предметы крестьянского, купеческого и дворянского быта XIX–XX веков: посуда, пряничные доски, манеры, прялки, сельскохозяйственные орудия производства, письменные принадлежности, предметы интерьера; небольшое количество культовых предметов: кресты напрестольные, нательные, поклонные, запрестольный и закладной, образки и иконки XVII–XX веков; скульптурные композиции народных мастеров второй половины ХХ века.
В блоге сайта представлены сведения о публикуемых здесь предметах. https://www.rostmuseum.ru/museum/blog/kollektsiya-izdeliy-iz-dereva-muzeya-zapovednika-rostovskiy-kreml-/