
GIFIS
Языковой пуризм – интересная тема, и мировым образцом сохранения национального языка является, конечно, Исландия. Не секрет, что исландцы крайне редко заимствуют слова из других языков, а в случаях, когда необходимо придумать новое слово (например, в связи с появлением технических новшеств), они берут корни слов, вышедших из употребления, близких по значению к необходимому, и преобразовывают их в новые слова. Например, слово телефон в исландском обозначается словом, которое буквально переводится как «длинная нить», а танк - «ползущий дракон». И, так как Исландия всегда стояла особняком не только от всех других стран, но даже и от Скандинавии, такая языковая политика поспособствовала сохранению культурной идентичности исландцев.
Но главное то, что такой курс был принят еще в 18 веке и не нес в себе никакой политической подоплеки – языковой пуризм в Исландии работает для чего-то, а не против чего-то. Это дань многовековой традиции, а не знак чьих-то шовинистских амбиций.
Возникает логичный вопрос: борьба за чистоту языка в контексте международной напряженности – это точно про язык, а не про очередной политический жест на тему изоляции от всего западного?
Но главное то, что такой курс был принят еще в 18 веке и не нес в себе никакой политической подоплеки – языковой пуризм в Исландии работает для чего-то, а не против чего-то. Это дань многовековой традиции, а не знак чьих-то шовинистских амбиций.
Возникает логичный вопрос: борьба за чистоту языка в контексте международной напряженности – это точно про язык, а не про очередной политический жест на тему изоляции от всего западного?

GIFIS
Издательство «МИФ» выпустило новую книгу американского философа, автора интегральной теории Кена Уилбера. Рекомендуем всем, кого интересуют вопросы философии, религии, трансформации сознания, интегрального подхода. Количество экземпляров крайне невелико, всего 500 шт., прогнозируем, что всё раскупят за январь-февраль, поэтому кому действительно необходимо - не откладывайте приобретение на потом. Команда переводчиков данной книги в своём телеграм канале любезно опубликовали промо код на хорошую скидку.

GIFIS
Своих не бросаем
Оппозиция «свой-чужой» – важнейший элемент политического дискурса. Можно сказать, что «свой-чужой» так же важно для области политической, как «добро-зло» для морали, «красивое-уродливое» для эстетики.
Тонкость в том, что «свой-чужой» это не такая абстрактная и не такая простая категория, как может показаться. Для политического дискурса разных видов, разных уровней, она будет своя.
1. Для политического дискурса, который мы обозначаем как красный (по Интегральной теории Уилбера и Спиральной динамике), или «имперский» (по аналогии с имперским умом по Кигану) «свой-чужой» зачастую может означать «сильный-слабый», а еще, так как многое на этом уровне завязано на фигуру лидера-самодержца, «одобряемый/близкий/верный лидеру – не одобряемый/не близкий/не верный лидеру», то есть, может быть использовано в целях выявления «внутреннего врага», предателя, «крысы», что характерно в том числе и для таких иерархий, как тюремная, мафиозная, и, конечно, для тоталитарных государственных структур.
2. Для янтарного уровня (конформистского) разграничение «свой-чужой» будет завязано на народ, общность (часто религиозную или этническую): «свой» – земляки, единоверцы, так как на этом уровне уже более сильны коллективистские установки, связанные с религией и этнической принадлежностью. Для этой стадии характерно использование коммуникативных и пропагандистских приемов для создания в основном внешнего врага – как ни парадоксально, «чужой» на этом уровне автоматически отчуждается от сообщества, даже если ранее считался частью системы («враг народа» – как бы уже не часть народа).
3. На оранжевом уровне, для которого характерна бОльшая субъектность, ориентация на личность, оппозиция «свой-чужой» усложняется и может дробиться, например, по экономическому принципу: «бедный-богатый», «белый воротничок-синий воротничок», «начальник-подчиненный», и даже «народ-власть» – в отличие от предыдущих двух, где они солидаризируются в своей «свойственности/чуждости» (являются неотъемлемой частью друг друга). Также, в отличие от янтарного, «свой-чужой» здесь может означать «сограждане-граждане другой страны», так как на этом уровне гражданственность уже не связана с этнической/религиозной принадлежностью (условно, для белого американца христианина черный американец мусульманин будет «свой», а белый христианин гражданин Великобритании - «чужой»).
4. Зеленый уровень располагает еще более сложной структурой деления, и больше завязан на ценностные категории, то есть, «свой-чужой» означает «разделяющий наши ценности-не разделяющий». Он сосредотачивается не на национальном признаке, религиозной принадлежности, а на ценностных категориях: «толерантный-не толерантный», «не гомофоб-гомофоб», «мясоед-вегетарианец», «феминист-патриархальный», «пацифист-милитарист» и великое множество других.
В этом главный парадокс зеленого уровня: стремясь интегрировать в себя как можно большее разнообразие взглядов, концепций, принципов, внутри этого разнообразия он всё равно дробится по некоторым приоритетным направлениям, которые в конечном итоге закольцовываются на «зеленый-не зеленый», тем самым отчуждая сам зеленый от предыдущих уровней, которые вообще-то в него включены по принципу спирали.
Оппозиция «свой-чужой» – важнейший элемент политического дискурса. Можно сказать, что «свой-чужой» так же важно для области политической, как «добро-зло» для морали, «красивое-уродливое» для эстетики.
Тонкость в том, что «свой-чужой» это не такая абстрактная и не такая простая категория, как может показаться. Для политического дискурса разных видов, разных уровней, она будет своя.
1. Для политического дискурса, который мы обозначаем как красный (по Интегральной теории Уилбера и Спиральной динамике), или «имперский» (по аналогии с имперским умом по Кигану) «свой-чужой» зачастую может означать «сильный-слабый», а еще, так как многое на этом уровне завязано на фигуру лидера-самодержца, «одобряемый/близкий/верный лидеру – не одобряемый/не близкий/не верный лидеру», то есть, может быть использовано в целях выявления «внутреннего врага», предателя, «крысы», что характерно в том числе и для таких иерархий, как тюремная, мафиозная, и, конечно, для тоталитарных государственных структур.
2. Для янтарного уровня (конформистского) разграничение «свой-чужой» будет завязано на народ, общность (часто религиозную или этническую): «свой» – земляки, единоверцы, так как на этом уровне уже более сильны коллективистские установки, связанные с религией и этнической принадлежностью. Для этой стадии характерно использование коммуникативных и пропагандистских приемов для создания в основном внешнего врага – как ни парадоксально, «чужой» на этом уровне автоматически отчуждается от сообщества, даже если ранее считался частью системы («враг народа» – как бы уже не часть народа).
3. На оранжевом уровне, для которого характерна бОльшая субъектность, ориентация на личность, оппозиция «свой-чужой» усложняется и может дробиться, например, по экономическому принципу: «бедный-богатый», «белый воротничок-синий воротничок», «начальник-подчиненный», и даже «народ-власть» – в отличие от предыдущих двух, где они солидаризируются в своей «свойственности/чуждости» (являются неотъемлемой частью друг друга). Также, в отличие от янтарного, «свой-чужой» здесь может означать «сограждане-граждане другой страны», так как на этом уровне гражданственность уже не связана с этнической/религиозной принадлежностью (условно, для белого американца христианина черный американец мусульманин будет «свой», а белый христианин гражданин Великобритании - «чужой»).
4. Зеленый уровень располагает еще более сложной структурой деления, и больше завязан на ценностные категории, то есть, «свой-чужой» означает «разделяющий наши ценности-не разделяющий». Он сосредотачивается не на национальном признаке, религиозной принадлежности, а на ценностных категориях: «толерантный-не толерантный», «не гомофоб-гомофоб», «мясоед-вегетарианец», «феминист-патриархальный», «пацифист-милитарист» и великое множество других.
В этом главный парадокс зеленого уровня: стремясь интегрировать в себя как можно большее разнообразие взглядов, концепций, принципов, внутри этого разнообразия он всё равно дробится по некоторым приоритетным направлениям, которые в конечном итоге закольцовываются на «зеленый-не зеленый», тем самым отчуждая сам зеленый от предыдущих уровней, которые вообще-то в него включены по принципу спирали.

GIFIS
Прекращение действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы и денонсация различных европейских конвенций не добавляют перспектив для возвращения в Россию уехавших граждан. Неуклонный тренд на «мордоризацию» будет способствовать ещё большему оттоку тех, кто продолжает считать Россию и себя частью Европы в широком смысле. Сложившаяся ситуация все больше становится похожа то ли на тотальное обнуление всего, что создавалось последние 30 лет, то ли на русскую сказку «О рыбаке и рыбке». В сказке, кстати, у разбитого корыта оказалась не только старуха с амбициями владычицы морской, но и старик, который поплатился за свою бесхребетность и бессубъектность.

GIFIS
Метамодернизм и философия будущего
Согласно современным исследованиям в области психологии, именно в скандинавских странах, где уровень сознания населения стран в среднем находится на более высокой стадии развития (преимущественно плюралистическая, мироцентрическая, приближающаяся к интегральной), возникают благоприятные условия для формирования новой парадигмы мышления или интегральной философии будущего – метамодернизма.
Метамодернизм представляет собой не строгую философскую систему, а, скорее всего, комплекс взглядов на жизнь, ценностей, мировоззренческих установок, духовных практик и соответствующих институтов, некое интегральное целое, организованное в соответствии с холистическим принципом.
Метамодернизм является коррелятом "Четвертой промышленной революции", эпохи, в которой субъект перестаёт непосредственно участвовать в процессе производства и распределения товаров, а «Интернет» становится действительно конститутивным фактором, определяющим характер и особенности жизни человека, его модус бытия. Новая парадигма в контексте здорового становления органично интегрирует или объединяет веру Модерна в прогресс и науку, в ценность личности и демократию, в ratio и меритократический социальный порядок с критическим сомнением Постмодерна в науке и знании, с его подозрением к «большим нарративам», иерархиям, истинам, социальным надстройкам, которые угнетают личность.
В интегральной перспективе метамодернизма вырисовывается абрис новой реальности, которая предполагает прохождение человеком пути от простой картины мира к более сложной и экзистенциально глубокой (учитывая разные линии развития сознания).
Согласно современным исследованиям в области психологии, именно в скандинавских странах, где уровень сознания населения стран в среднем находится на более высокой стадии развития (преимущественно плюралистическая, мироцентрическая, приближающаяся к интегральной), возникают благоприятные условия для формирования новой парадигмы мышления или интегральной философии будущего – метамодернизма.
Метамодернизм представляет собой не строгую философскую систему, а, скорее всего, комплекс взглядов на жизнь, ценностей, мировоззренческих установок, духовных практик и соответствующих институтов, некое интегральное целое, организованное в соответствии с холистическим принципом.
Метамодернизм является коррелятом "Четвертой промышленной революции", эпохи, в которой субъект перестаёт непосредственно участвовать в процессе производства и распределения товаров, а «Интернет» становится действительно конститутивным фактором, определяющим характер и особенности жизни человека, его модус бытия. Новая парадигма в контексте здорового становления органично интегрирует или объединяет веру Модерна в прогресс и науку, в ценность личности и демократию, в ratio и меритократический социальный порядок с критическим сомнением Постмодерна в науке и знании, с его подозрением к «большим нарративам», иерархиям, истинам, социальным надстройкам, которые угнетают личность.
В интегральной перспективе метамодернизма вырисовывается абрис новой реальности, которая предполагает прохождение человеком пути от простой картины мира к более сложной и экзистенциально глубокой (учитывая разные линии развития сознания).

GIFIS
Среди главных гибких навыков (soft skills) будущего выделяют 4К навыка: креативность, коммуникативность, кооперативность и критичность. Попробуем разобраться, какие факторы являются неблагоприятными для формирования указанных навыков в современной России. Начнём с конца:
1. Критичность. Чрезмерная цензура является одним из самых серьезных вызовов для успешного развития критического мышления. Если озвученная вами публично точка зрения не совпадает с «генеральной линией партии», то вы рискуете попасть под статью о дискредитации армии/госдумы/теории плоской земли и т.п. или можете ненароком оскорбить чувства верующих (тоже наказуемо), случайно вспомнив университетский курс философии и озвучив христианскую заповедь «не убей» (неправильно трактуя заповеди вы можете оскорбить истинно верующих, ведь они вам объяснят, что на самом деле имелось в виду другое - убивать можно, а иногда даже и нужно). Доминирующая плоская и простая картина мира не приемлет сомнений и критики в любых, даже самых конструктивных, её формах. Говорить «по-другому» опасно, а если не будете говорить, то и думать однажды разучитесь (язык=мышление).
2. Кооперативность. Самоорганизация и сотрудничество людей для достижения общих целей приветствуется на уровне деклараций. На практике же, кооперироваться можно только для достижения «правильных» целей (что правильно, а что не правильно за вас решит начальство т.к. вам не следует критически мыслить). Например, вы не можете собраться с соседями и провести митинг у администрации с требованием закрыть свалку, которая загрязняет экологию вашего города и вредит здоровью ваших детей, зато вы можете поучаствовать в патриотической акции. Подавление мотивированной кооперации, и подмена её искусственной ведёт к разрыву «живых» гражданских и общественных кооперативных устремлений и связей. «Разорванным» обществом проще управлять.
3. Коммуникативность. При отсутствии критического мышления не от куда взяться и сложным коммуникативным компетенциям, а в ввиду снижения кооперативности они и вовсе могут быть не нужны. Кроме того, в эпоху уходящей на второй план дипломатии коммуникативность не самое конкурентное преимущество.
4. Креативность. Создание чего-то нового всегда сопряжено с визионерством, взглядом в будущее, туда, чего ещё как бы не существует. Когда доминирует прошлое, а будущее «как никогда туманно», расчитывать на успешное развитие креативных навыков не приходится.
1. Критичность. Чрезмерная цензура является одним из самых серьезных вызовов для успешного развития критического мышления. Если озвученная вами публично точка зрения не совпадает с «генеральной линией партии», то вы рискуете попасть под статью о дискредитации армии/госдумы/теории плоской земли и т.п. или можете ненароком оскорбить чувства верующих (тоже наказуемо), случайно вспомнив университетский курс философии и озвучив христианскую заповедь «не убей» (неправильно трактуя заповеди вы можете оскорбить истинно верующих, ведь они вам объяснят, что на самом деле имелось в виду другое - убивать можно, а иногда даже и нужно). Доминирующая плоская и простая картина мира не приемлет сомнений и критики в любых, даже самых конструктивных, её формах. Говорить «по-другому» опасно, а если не будете говорить, то и думать однажды разучитесь (язык=мышление).
2. Кооперативность. Самоорганизация и сотрудничество людей для достижения общих целей приветствуется на уровне деклараций. На практике же, кооперироваться можно только для достижения «правильных» целей (что правильно, а что не правильно за вас решит начальство т.к. вам не следует критически мыслить). Например, вы не можете собраться с соседями и провести митинг у администрации с требованием закрыть свалку, которая загрязняет экологию вашего города и вредит здоровью ваших детей, зато вы можете поучаствовать в патриотической акции. Подавление мотивированной кооперации, и подмена её искусственной ведёт к разрыву «живых» гражданских и общественных кооперативных устремлений и связей. «Разорванным» обществом проще управлять.
3. Коммуникативность. При отсутствии критического мышления не от куда взяться и сложным коммуникативным компетенциям, а в ввиду снижения кооперативности они и вовсе могут быть не нужны. Кроме того, в эпоху уходящей на второй план дипломатии коммуникативность не самое конкурентное преимущество.
4. Креативность. Создание чего-то нового всегда сопряжено с визионерством, взглядом в будущее, туда, чего ещё как бы не существует. Когда доминирует прошлое, а будущее «как никогда туманно», расчитывать на успешное развитие креативных навыков не приходится.

GIFIS
Шведский кейс: Коран и НАТО
На днях датско-шведский политический и общественный деятель ультраправой направленности Расмус Палудан провёл акцию у турецкого посольства в Стокгольме, в рамках которой сжег Коран. Вследствие чего президент Турции Эрдоган решил отложить на неопределённый срок переговоры о вступлении Швеции в блок НАТО.
В этой ситуации есть сразу несколько интересных деталей. Есть некоторые моменты, которые указывают на то, что подлинным вдохновителем данной акции был шведский журналист и политик Чанг Фрик. Которому небезосновательно приписывают связи с Россией, а отдельные факты из его биографии прямо на это указывают. Собственно и сама логика подсказывает, что Россия безусловно заинтересована в том, чтобы Швеция и Финляндии не вступали в НАТО (Финляндия ранее заявляла, что без Швеции страна вступать в альянс не будет).
Но помимо России и в самой Швеции есть силы, которые крайне заинтересованы в таком исходе. Речь идет не о маргинальных ультраправых, а о вполне респектабельном и влиятельном прогрессивном крыле шведских социал-демократов. Прогрессисты разделяют постмодернистские ценности, не любят увеличивать расходы на военный бюджет, и, что самое главное, очень гордятся в контексте внешней политики шведским уникальным статусом внеблоковой, пацифистской и нейтральной страны, который будет утрачен в случае вступления в НАТО.
С одной стороны, часть шведского населения, которую можно отнести к условным «реалистам», всерьёз опасается агрессии со стороны России в отношении своей страны, и игнорировать их опасения социал-демократы не могут, поэтому вынуждены были пойти на переговоры о вступлении страны в НАТО еще при предыдущем премьер-министре, которая представляла правящую на тот момент социал-демократическую партию.
С другой стороны, та часть населения, которую можно отнести к условным «идеалистам» не готова из своего кармана оплачивать дополнительные военные расходы вместо экологии, образования, и здравоохранения. «Идеалисты», безусловно, рассматривают действия России как агрессию, но склонны считать, что нет острой необходимости вступать в НАТО, т.к. у России банально не будет сил на войну со Швецией и Финляндией, а жертвовать привлекательным моральным статусом нейтральной страны из-за мнимой угрозы не целесообразно.
В любом случае, с большой долей вероятности, данная неприятная история с сожжением Корана все таки позволит Швеции сохранить внеблоковый статус или, как минимум, оттянуть время пока не завершатся трагические события в Украине, чтобы необходимость вступления в альянс отпала сама собой.
На днях датско-шведский политический и общественный деятель ультраправой направленности Расмус Палудан провёл акцию у турецкого посольства в Стокгольме, в рамках которой сжег Коран. Вследствие чего президент Турции Эрдоган решил отложить на неопределённый срок переговоры о вступлении Швеции в блок НАТО.
В этой ситуации есть сразу несколько интересных деталей. Есть некоторые моменты, которые указывают на то, что подлинным вдохновителем данной акции был шведский журналист и политик Чанг Фрик. Которому небезосновательно приписывают связи с Россией, а отдельные факты из его биографии прямо на это указывают. Собственно и сама логика подсказывает, что Россия безусловно заинтересована в том, чтобы Швеция и Финляндии не вступали в НАТО (Финляндия ранее заявляла, что без Швеции страна вступать в альянс не будет).
Но помимо России и в самой Швеции есть силы, которые крайне заинтересованы в таком исходе. Речь идет не о маргинальных ультраправых, а о вполне респектабельном и влиятельном прогрессивном крыле шведских социал-демократов. Прогрессисты разделяют постмодернистские ценности, не любят увеличивать расходы на военный бюджет, и, что самое главное, очень гордятся в контексте внешней политики шведским уникальным статусом внеблоковой, пацифистской и нейтральной страны, который будет утрачен в случае вступления в НАТО.
С одной стороны, часть шведского населения, которую можно отнести к условным «реалистам», всерьёз опасается агрессии со стороны России в отношении своей страны, и игнорировать их опасения социал-демократы не могут, поэтому вынуждены были пойти на переговоры о вступлении страны в НАТО еще при предыдущем премьер-министре, которая представляла правящую на тот момент социал-демократическую партию.
С другой стороны, та часть населения, которую можно отнести к условным «идеалистам» не готова из своего кармана оплачивать дополнительные военные расходы вместо экологии, образования, и здравоохранения. «Идеалисты», безусловно, рассматривают действия России как агрессию, но склонны считать, что нет острой необходимости вступать в НАТО, т.к. у России банально не будет сил на войну со Швецией и Финляндией, а жертвовать привлекательным моральным статусом нейтральной страны из-за мнимой угрозы не целесообразно.
В любом случае, с большой долей вероятности, данная неприятная история с сожжением Корана все таки позволит Швеции сохранить внеблоковый статус или, как минимум, оттянуть время пока не завершатся трагические события в Украине, чтобы необходимость вступления в альянс отпала сама собой.

GIFIS
Sapere aude!
Эпохой Просвещения открывается эпоха Модерна, ознаменовавшая переход на новый, оранжевый уровень сознания (см. работы К. Уилбера, Д. Бека и К. Кована). Теперь мир понимается как рациональный и хорошо смазанный «механизм», которым можно управлять и манипулировать в своих интересах только при соблюдении одного условия – необходимо изучить те законы, по которым он живет. Наука набирает популярность в обход церкви, чьи интерпретационные стратегии мироустройства перестают удовлетворять постепенно усложняющиеся сознание и картину мира человека.
Но в большинстве своем люди по-прежнему находились в состоянии «несовершеннолетия», оставаясь глухими к современным тенденциям и веяниям. Иммануил Кант в конце XVIII века, уловив тектонические изменения, которые в итоге привели сначала к Великой буржуазной революции во Франции, а затем к «революции духа» Гегеля, задался очень важным вопросом, подводящим черту столетия: «Что такое Просвещение?»
Ответ, который дал философ, прозвучал как приговор для современников и диагноз для будущих поколений. Просвещение, по Канту, это сложный внутренний процесс, который должен в итоге вывести человека из состояния несовершеннолетия, в котором он оказался по собственной вине. А несовершеннолетие – «это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Причины незрелости и инфантильности человечества Кант видит в отсутствии решимости и мужества, а также лени и трусости пользоваться умом самостоятельно.
«Sapere aude!» – призывает Кант, таким образом, превращая латинское выражение – «Имей мужество пользоваться собственным умом!» – в девиз Просвещения.
Эпохой Просвещения открывается эпоха Модерна, ознаменовавшая переход на новый, оранжевый уровень сознания (см. работы К. Уилбера, Д. Бека и К. Кована). Теперь мир понимается как рациональный и хорошо смазанный «механизм», которым можно управлять и манипулировать в своих интересах только при соблюдении одного условия – необходимо изучить те законы, по которым он живет. Наука набирает популярность в обход церкви, чьи интерпретационные стратегии мироустройства перестают удовлетворять постепенно усложняющиеся сознание и картину мира человека.
Но в большинстве своем люди по-прежнему находились в состоянии «несовершеннолетия», оставаясь глухими к современным тенденциям и веяниям. Иммануил Кант в конце XVIII века, уловив тектонические изменения, которые в итоге привели сначала к Великой буржуазной революции во Франции, а затем к «революции духа» Гегеля, задался очень важным вопросом, подводящим черту столетия: «Что такое Просвещение?»
Ответ, который дал философ, прозвучал как приговор для современников и диагноз для будущих поколений. Просвещение, по Канту, это сложный внутренний процесс, который должен в итоге вывести человека из состояния несовершеннолетия, в котором он оказался по собственной вине. А несовершеннолетие – «это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Причины незрелости и инфантильности человечества Кант видит в отсутствии решимости и мужества, а также лени и трусости пользоваться умом самостоятельно.
«Sapere aude!» – призывает Кант, таким образом, превращая латинское выражение – «Имей мужество пользоваться собственным умом!» – в девиз Просвещения.

GIFIS
Сколько людей, столько и мнений о культуре отмены.
Но мы бы хотели поговорить не столько о самой культуре отмены и ее недочетах, сколько о ее приложении к процессу интегрального развития. То, что Кен Уилбер называет «аперспективным безумием» – например, когда профессора лучшего университета страны увольняют за то, что он «оскорбил женщин, сказав, что существуют биологические различия между женским и мужским мозгом» – есть крайнее проявление культуры отмены, за которое ее в основном и ругают. При этом, как и любое явление, культура отмены может иметь и здоровые формы, например, в случаях когда высокие заслуги, например, на научном поприще или в бизнесе не защищают человека от правосудия и остракизма, если он совершил доказанные преступления или позволил себе неприемлемое поведение. Можно сказать, что вот таким вот нездоровым образом культура отмены пытается нам указать на простую и естественную вещь: теперь уже мало быть умным и успешным, надо быть еще и этичным: не оскорблять людей, не посягать на их границы, не совершать безнравственных поступков, пользуясь своим положением.
Тот самый Айзенк (автор известного теста на IQ) признавал и сам, что интеллект – будучи очень важным показателем для жизнеспособности человека и общества – далеко не главный признак, имеющий значение. История знает множество людей с высоким уровнем интеллекта, которые творили аморальные, жестокие, страшные вещи. Поэтому психология развития личности с каждым годом всё ближе подходит к тому, что нельзя довольствоваться только лишь когнитивным развитием, или только морально-нравственным – они должны развиваться параллельно. До Кена Уилбера, который объединил эти подходы, добавив к ним еще и львиную долю такой наименее изученной области как духовность, к этому подошел Роберт Киган, переосмысливший идеи Пиаже (который не разделял когнитивный и моральный аспекты личности), расширив их от одного интеллекта к таким категориям как мораль, и сопоставив несколько подходов, включая уровни морали Кольберга, уровни я-идентичности Левинджер и даже уровни потребностей Маслоу. Аперспективное безумие новой этики и культуры отмены может сказать нам, что все возможные уровневые подходы – это путь к разобщению и дискриминации, но кто говорил, что будет легко?
При этом, помимо того, что и интеллектуальное, и морально-нравственное развитие происходят от уровня к уровню, они одинаково важны и должны происходить параллельно, потому что эффективность индивида и общества измеряется не только его экономикой и знаниями, но и морально-нравственными категориями, такими, как справедливость, уважение и другие.
Получается, что, точно так же, как в обществе модерна и капитализма «хороший человек – не профессия» (в смысле, что надо обладать hard skills, чтобы быть полезным обществу и экономике), так же и в обществе постмодерна быть просто эффективным недостаточно, надо еще быть и хорошим (в смысле, обладать soft skills, чтобы вести себя этично даже если ты очень умный).
Но мы бы хотели поговорить не столько о самой культуре отмены и ее недочетах, сколько о ее приложении к процессу интегрального развития. То, что Кен Уилбер называет «аперспективным безумием» – например, когда профессора лучшего университета страны увольняют за то, что он «оскорбил женщин, сказав, что существуют биологические различия между женским и мужским мозгом» – есть крайнее проявление культуры отмены, за которое ее в основном и ругают. При этом, как и любое явление, культура отмены может иметь и здоровые формы, например, в случаях когда высокие заслуги, например, на научном поприще или в бизнесе не защищают человека от правосудия и остракизма, если он совершил доказанные преступления или позволил себе неприемлемое поведение. Можно сказать, что вот таким вот нездоровым образом культура отмены пытается нам указать на простую и естественную вещь: теперь уже мало быть умным и успешным, надо быть еще и этичным: не оскорблять людей, не посягать на их границы, не совершать безнравственных поступков, пользуясь своим положением.
Тот самый Айзенк (автор известного теста на IQ) признавал и сам, что интеллект – будучи очень важным показателем для жизнеспособности человека и общества – далеко не главный признак, имеющий значение. История знает множество людей с высоким уровнем интеллекта, которые творили аморальные, жестокие, страшные вещи. Поэтому психология развития личности с каждым годом всё ближе подходит к тому, что нельзя довольствоваться только лишь когнитивным развитием, или только морально-нравственным – они должны развиваться параллельно. До Кена Уилбера, который объединил эти подходы, добавив к ним еще и львиную долю такой наименее изученной области как духовность, к этому подошел Роберт Киган, переосмысливший идеи Пиаже (который не разделял когнитивный и моральный аспекты личности), расширив их от одного интеллекта к таким категориям как мораль, и сопоставив несколько подходов, включая уровни морали Кольберга, уровни я-идентичности Левинджер и даже уровни потребностей Маслоу. Аперспективное безумие новой этики и культуры отмены может сказать нам, что все возможные уровневые подходы – это путь к разобщению и дискриминации, но кто говорил, что будет легко?
При этом, помимо того, что и интеллектуальное, и морально-нравственное развитие происходят от уровня к уровню, они одинаково важны и должны происходить параллельно, потому что эффективность индивида и общества измеряется не только его экономикой и знаниями, но и морально-нравственными категориями, такими, как справедливость, уважение и другие.
Получается, что, точно так же, как в обществе модерна и капитализма «хороший человек – не профессия» (в смысле, что надо обладать hard skills, чтобы быть полезным обществу и экономике), так же и в обществе постмодерна быть просто эффективным недостаточно, надо еще быть и хорошим (в смысле, обладать soft skills, чтобы вести себя этично даже если ты очень умный).

GIFIS
Тезис о том, что минские соглашения были лишь уловкой, который уже неоднократно звучал в выступлениях бывших западных лидеров, подтверждает и Порошенко. Но можно ли считать и воспринимать данные признания как искренние? С точки зрения логики психологических операций и противостояния, данный тезис призван скорее десакрализовать многолетний миф о прозорливости Путина и его позиционирование как гроссмейстера геополитической шахматной игры, который годами культивировался среди российского населения. Мол посмотрите как ловко мы обвели его вокруг пальца. За данным тезисом прослеживаются намёки на профнепригодность обманутого оппонента и отсутствие у него т.н «хитрого плана». В этом ключе российской пропаганде, конечно, не остаётся ничего другого кроме как представлять данные «признания» как коллективную явку с повинной, оставляя за скобками вопрос о том, как вообще стал возможен такой грандиозный обман длительностью в 8 лет и почему его жертвой стал политик с 20 летним стажем.
Telegram
BRIEF
Порошенко публично признал, что Минские соглашения во многом были лишь уловкой для подготовки ВСУ к военным действиям.
"Знаете, в чем состоит успех Минских соглашений? Этот документ дал Украине восемь лет для строительства армии, экономики и глобальной проукраинской…
"Знаете, в чем состоит успех Минских соглашений? Этот документ дал Украине восемь лет для строительства армии, экономики и глобальной проукраинской…

GIFIS
Увлекательная конспирология
Многие люди во всех странах мира и на всех континентах зачастую склонны придерживаться конспирологических интерпретаций тех или иных событий и глобальных процессов. Например, согласно результату последних опросов ВЦИОМ - каждый третий россиянин верит в теории заговоров.
Золотой миллиард, масоны, сионисты, бильдерберский клуб, рептилоиды, планы по уничтожению большей части населения планеты, разные элитарные ордена и сообщества - все это лишь малая часть большого океана конспирологических концепций. Все эти понятия, организации и планы являются настолько тайными и секретными, что их обсуждают на каждой третей кухне. Парадокс? Отнюдь.
Конспирология из безобидного и увлекательного упражнения для мозга превратилась в настоящий инструмент массовой манипуляции, и все чаще его жертвами становятся вполне образованные люди, которым никак нельзя отказать в наличии развитых когнитивных способностей.
У этого явления есть несколько причин:
⁃ по мнению когнитивных нейробиологов Колина Элларда и Бо Лотто, одной из причин является страх неопределенности, в результате эволюции наш мозг и поведение стали ориентироваться на то, чтобы в любых обстоятельствах сводить неопределенность к минимуму, делать мир понятным. Чем сложнее мир и чем более сложные процессы в нем происходят, тем больше рождается конспирологических концепций, чтобы наделить происходящее какой-то стройной логикой.
⁃ исследовательница теорий заговора Рэйчел Рунелс сюда же относит и понятие нарратив, набор историй, который помогает справиться с неизвестностью и сложностью мира. «Паттерны вместо шума. Нарративы вместо фактов». Она полагает, что эволюционной задачей нарративов является не описать мир с научной точностью, а объяснить, что делать, чтобы избежать угроз и выжить. Тем более, что долгое время источником нарративов были мифы и религиозные тексты.
⁃ также, одним из факторов является древний страх угрозы со стороны «чужих», не таких как мы. Где-то на уровне подсознания наше самозащищающееся эго постоянно ищет угрозу со стороны других, а чтобы подкрепить это подсознательное ощущение необходимо наделить хоть какой-то логикой действия потенциального агрессора. Отсюда часто рождаются фейковые цитаты приписываемые самым разным личностям. Одним из лидеров по количеству фейковых цитат, например, является Збигнев Бжезинский, которому, что ни день, то приписывают новые красочные высказывания о том, как надо расправиться с другими странами.
⁃ отдельно стоит отметить и стремление людей прикоснуться к сакральному, тайному знанию. Люди склонны верить в теории заговора, потому что чувствуют свою сопричастность к обладанию секретной информацией, и здесь уже даже не важно, что этой же информацией также обладает таксист, который везет тебя утром на работу, или продавщица в магазине, любезно упаковавшая тебе сэндвич на обед.
Конспирология заставляет нас закрывать глаза на реальную сложность нашего мира, предлагая взамен готовый концептуальный фастфуд, простой и понятный.
Многие люди во всех странах мира и на всех континентах зачастую склонны придерживаться конспирологических интерпретаций тех или иных событий и глобальных процессов. Например, согласно результату последних опросов ВЦИОМ - каждый третий россиянин верит в теории заговоров.
Золотой миллиард, масоны, сионисты, бильдерберский клуб, рептилоиды, планы по уничтожению большей части населения планеты, разные элитарные ордена и сообщества - все это лишь малая часть большого океана конспирологических концепций. Все эти понятия, организации и планы являются настолько тайными и секретными, что их обсуждают на каждой третей кухне. Парадокс? Отнюдь.
Конспирология из безобидного и увлекательного упражнения для мозга превратилась в настоящий инструмент массовой манипуляции, и все чаще его жертвами становятся вполне образованные люди, которым никак нельзя отказать в наличии развитых когнитивных способностей.
У этого явления есть несколько причин:
⁃ по мнению когнитивных нейробиологов Колина Элларда и Бо Лотто, одной из причин является страх неопределенности, в результате эволюции наш мозг и поведение стали ориентироваться на то, чтобы в любых обстоятельствах сводить неопределенность к минимуму, делать мир понятным. Чем сложнее мир и чем более сложные процессы в нем происходят, тем больше рождается конспирологических концепций, чтобы наделить происходящее какой-то стройной логикой.
⁃ исследовательница теорий заговора Рэйчел Рунелс сюда же относит и понятие нарратив, набор историй, который помогает справиться с неизвестностью и сложностью мира. «Паттерны вместо шума. Нарративы вместо фактов». Она полагает, что эволюционной задачей нарративов является не описать мир с научной точностью, а объяснить, что делать, чтобы избежать угроз и выжить. Тем более, что долгое время источником нарративов были мифы и религиозные тексты.
⁃ также, одним из факторов является древний страх угрозы со стороны «чужих», не таких как мы. Где-то на уровне подсознания наше самозащищающееся эго постоянно ищет угрозу со стороны других, а чтобы подкрепить это подсознательное ощущение необходимо наделить хоть какой-то логикой действия потенциального агрессора. Отсюда часто рождаются фейковые цитаты приписываемые самым разным личностям. Одним из лидеров по количеству фейковых цитат, например, является Збигнев Бжезинский, которому, что ни день, то приписывают новые красочные высказывания о том, как надо расправиться с другими странами.
⁃ отдельно стоит отметить и стремление людей прикоснуться к сакральному, тайному знанию. Люди склонны верить в теории заговора, потому что чувствуют свою сопричастность к обладанию секретной информацией, и здесь уже даже не важно, что этой же информацией также обладает таксист, который везет тебя утром на работу, или продавщица в магазине, любезно упаковавшая тебе сэндвич на обед.
Конспирология заставляет нас закрывать глаза на реальную сложность нашего мира, предлагая взамен готовый концептуальный фастфуд, простой и понятный.

GIFIS
«Код – это общая система того, как мы мыслим, а не набор тех вещей, о которых мы думаем. Например, нас обоих может заботить проблема войны. Но говоря вам, что я патриот, я могу понимать это слово несколько по-другому, чем вы. То, как мы понимаем патриотизм, определяет используемый нами код. Для меня быть патриотом – значит пойти добровольцем в армию и при необходимости сражаться, защищая родину и существующий в ней образ жизни. Для вас же быть патриотом может означать протестовать против несправедливой войны и быть готовым пойти в тюрьму, чтобы спасти свою страну от дорогостоящей ошибки. Кто из нас патриот? Оба. Просто мы по-разному думаем о том, что именно лучше для нашей страны. И причина того, что мы по-разному думаем, состоит в том, что каждый из нас руководствуется своей системой ценностей, своим кодом».
*Дон Бек, Тедди Ларсен. "Спиральная динамика на практике: модель развития личности, организации и человечества".
*Дон Бек, Тедди Ларсен. "Спиральная динамика на практике: модель развития личности, организации и человечества".

GIFIS
Семиотика моды
Давно уже известно, что одежда – это не просто эстетика, это statement – заявление своей позиции и отношения к жизни/ситуации. Тренд на оверсайз, например, оценивается многими экспертами в сфере моды как воплощение идеи освобождения человеческого тела от сексуализации и оценивания извне, а также приоритета комфорта над «красотой». Тем более естественно, что тенденция носить более комфортную и свободную одежду усилилась после пандемии – люди привыкли к ощущению комфорта и не захотели с ним расставаться.
Так мы видим, что социальные явления сильно влияют на то как мы одеваемся, и одежда является отражением настроений в обществе, а иногда и политической ситуации. Вспомните любое важное событие в мире моды – от избавления от корсета до повального ношения джинсов, которые раньше считались одеждой для рабочих, или появление тех же джинсов в России в конце XX века – всё это стало маркерами беспрецедентных социальных изменений.
Не будем говорить банальностей про знаменитые черные водолазки Стива Джобса, но что-то нам подсказывает, что выступление некоего лидера страны на одной европейской политической площадке в черном свитшоте вместо костюма – не просто лень в выборе одежды.
Восприятие политических лиц народом также обусловлено культурой и ценностями, доминирующими в обществе, и, если для одних костюм, например, Brioni и часы, например, Blancpain – показатель статуса, власти и высокого места человека в общественной иерархии, то для других джинсы, футболка или свитшот неизвестных брендов – показатель близости человека к повседневной жизни обывателя, демократичности во взглядах и свободы в самовыражении.
Политика во многом – язык символов, и одежда – один из самых простых способов сделать заявление ещё до того, как у ваших губ окажется микрофон.
Давно уже известно, что одежда – это не просто эстетика, это statement – заявление своей позиции и отношения к жизни/ситуации. Тренд на оверсайз, например, оценивается многими экспертами в сфере моды как воплощение идеи освобождения человеческого тела от сексуализации и оценивания извне, а также приоритета комфорта над «красотой». Тем более естественно, что тенденция носить более комфортную и свободную одежду усилилась после пандемии – люди привыкли к ощущению комфорта и не захотели с ним расставаться.
Так мы видим, что социальные явления сильно влияют на то как мы одеваемся, и одежда является отражением настроений в обществе, а иногда и политической ситуации. Вспомните любое важное событие в мире моды – от избавления от корсета до повального ношения джинсов, которые раньше считались одеждой для рабочих, или появление тех же джинсов в России в конце XX века – всё это стало маркерами беспрецедентных социальных изменений.
Не будем говорить банальностей про знаменитые черные водолазки Стива Джобса, но что-то нам подсказывает, что выступление некоего лидера страны на одной европейской политической площадке в черном свитшоте вместо костюма – не просто лень в выборе одежды.
Восприятие политических лиц народом также обусловлено культурой и ценностями, доминирующими в обществе, и, если для одних костюм, например, Brioni и часы, например, Blancpain – показатель статуса, власти и высокого места человека в общественной иерархии, то для других джинсы, футболка или свитшот неизвестных брендов – показатель близости человека к повседневной жизни обывателя, демократичности во взглядах и свободы в самовыражении.
Политика во многом – язык символов, и одежда – один из самых простых способов сделать заявление ещё до того, как у ваших губ окажется микрофон.

GIFIS
«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Эти слова Виктора Черномырдина, ставшие крылатым выражением, очень хорошо отражают суть современных отношений России с бывшими постимперскими и постсоветскими республиками, получившими независимость. От Финляндии и прибалтийских стран до Грузии, Казахстана и, конечно же, Украины.
Спустя 30 лет после распада СССР абсолютное большинство этих стран не только не стремится вернуться обратно, туда, где «было так хорошо и замечательно», но и даже не горит желанием ориентироваться на Россию на международной арене, предпочитая искать поддержку в Пекине, Лондоне, Брюсселе или Вашингтоне. Кроме того, в этих странах фиксируется уровень русофобии выше среднего среди простого населения. Примечательно и то, что в лидерах по таким настроениям в общемировом рейтинге находятся страны Прибалтики, Польша (бывшая страна соцлагеря) и Украина (вторая по значимости республика в составе СССР).
Как так получилось, что многие из тех, кто раньше был тесно связан с Россией больше не хочет иметь с ней ничего общего? Некоторые эксперты рассматривают этот вопрос в логике постколониальных отношений между бывшей метрополией и бывшими колониями. В то же время, в российской официальной историографии не принято рассматривать явление колониализма по отношению к Российской Империи и СССР, мол колониализмом страдали страны Запада, а в России было «собирание и гармоничная интеграция земель».
В первом случае образуется вполне логичная картинка, в которую вписываются аналогичные исторические кейсы других стран: проявления англофобии в США или Индии, франкофобии в Алжире и т.п. Несмотря на былые трудности большинству стран удалось посредством совместной рефлексии в значительной степени улучшить свои отношения, перешагнув через горький опыт колониализма. Но решение проблемы начинается с признания самого факта ее существования. Если нет признания - не будет и решения, а проблема будет усугубляться.
В отечественной политологической и политической публицистике скорее можно встретить противоположный подход: «Россия веками кормила население этих территорий, бескровно интегрировала, сохраняла их культуру и защищала, а они неблагодарные не оценили этого и отвергли доброту». Подобный однобокий взгляд на вещи, неспособность или нежелание посмотреть на ситуацию глазами другого всегда приводит к конфликтам. России стратегически необходимо дать старт широкой общественной и экспертной дискуссии о фундаментальном осмыслении своей истории, без страха и лицемерия, дать оценку многим событиям, утвердить свою правоту там, где это справедливо, но вместе с этим и признать все свои ошибки.
Эти слова Виктора Черномырдина, ставшие крылатым выражением, очень хорошо отражают суть современных отношений России с бывшими постимперскими и постсоветскими республиками, получившими независимость. От Финляндии и прибалтийских стран до Грузии, Казахстана и, конечно же, Украины.
Спустя 30 лет после распада СССР абсолютное большинство этих стран не только не стремится вернуться обратно, туда, где «было так хорошо и замечательно», но и даже не горит желанием ориентироваться на Россию на международной арене, предпочитая искать поддержку в Пекине, Лондоне, Брюсселе или Вашингтоне. Кроме того, в этих странах фиксируется уровень русофобии выше среднего среди простого населения. Примечательно и то, что в лидерах по таким настроениям в общемировом рейтинге находятся страны Прибалтики, Польша (бывшая страна соцлагеря) и Украина (вторая по значимости республика в составе СССР).
Как так получилось, что многие из тех, кто раньше был тесно связан с Россией больше не хочет иметь с ней ничего общего? Некоторые эксперты рассматривают этот вопрос в логике постколониальных отношений между бывшей метрополией и бывшими колониями. В то же время, в российской официальной историографии не принято рассматривать явление колониализма по отношению к Российской Империи и СССР, мол колониализмом страдали страны Запада, а в России было «собирание и гармоничная интеграция земель».
В первом случае образуется вполне логичная картинка, в которую вписываются аналогичные исторические кейсы других стран: проявления англофобии в США или Индии, франкофобии в Алжире и т.п. Несмотря на былые трудности большинству стран удалось посредством совместной рефлексии в значительной степени улучшить свои отношения, перешагнув через горький опыт колониализма. Но решение проблемы начинается с признания самого факта ее существования. Если нет признания - не будет и решения, а проблема будет усугубляться.
В отечественной политологической и политической публицистике скорее можно встретить противоположный подход: «Россия веками кормила население этих территорий, бескровно интегрировала, сохраняла их культуру и защищала, а они неблагодарные не оценили этого и отвергли доброту». Подобный однобокий взгляд на вещи, неспособность или нежелание посмотреть на ситуацию глазами другого всегда приводит к конфликтам. России стратегически необходимо дать старт широкой общественной и экспертной дискуссии о фундаментальном осмыслении своей истории, без страха и лицемерия, дать оценку многим событиям, утвердить свою правоту там, где это справедливо, но вместе с этим и признать все свои ошибки.

GIFIS
Взгляд изнутри: подборка интересной социологии
🔹Согласно социологическому исследованию «Левада-центр» за 2020 год, 75% населения страны считают себя православными, однако ежемесячно и еженедельно в церковь ходят всего 14% россиян. В то время как на Западе картина иная: согласно данным социологического исследования, проведенного в 2019 году Pew Research Center, 80% жителей стран ЕС относят себя к христианам, однако регулярно посещают храмы не более половины от общего числа верующих, то есть регулярных прихожан – 40 %.
🔹К вопросу о гаджетах и технологиях: результаты социологического исследования, которое в 2022 году провела технологическая компания Mediascope (лидер российского рынка медиаисследований), показали, что 69% россиян в возрасте от 12 до 64 лет иногда играют в игры на разных платформах, 55% регулярно проводят время за компьютерными играми.
🔹Кроме того, в рамках недавнего европейского социологического исследования о ценностях россиян и жителей европейских стран-лидеров было установлено следующее: ценностный аналог фактора «стремление к богатству» показывает, что стремление к накоплению материальных благ свойственно россиянам в большей степени, чем европейцам. Ценностный аналог фактора «предприимчивость» констатирует тот факт, что среди россиян в процентном соотношении меньше тех, кто стремится к новаторству и творчеству, по сравнению с европейцами. Граждане РФ в меньшей степени испытывают ощущение общности, следствием чего является более низкая степень взаимного доверия и уважения в российском обществе.
🔹По данным ВЦИОМ в 2020 году только 48% россиян полагают, что охрана окружающей среды является одной из самых главных задач государства. Экологическое сознание россиян пока находится на бытовом уровне и ограничивается раздельным сбором мусора, в то время как об экоактивизме (волонтерство, пожертвования, петиции) и деятельности экозащитных организаций имеют представление 7% россиян.
🔹Согласно социологическому исследованию «Левада-центр» за 2020 год, 75% населения страны считают себя православными, однако ежемесячно и еженедельно в церковь ходят всего 14% россиян. В то время как на Западе картина иная: согласно данным социологического исследования, проведенного в 2019 году Pew Research Center, 80% жителей стран ЕС относят себя к христианам, однако регулярно посещают храмы не более половины от общего числа верующих, то есть регулярных прихожан – 40 %.
🔹К вопросу о гаджетах и технологиях: результаты социологического исследования, которое в 2022 году провела технологическая компания Mediascope (лидер российского рынка медиаисследований), показали, что 69% россиян в возрасте от 12 до 64 лет иногда играют в игры на разных платформах, 55% регулярно проводят время за компьютерными играми.
🔹Кроме того, в рамках недавнего европейского социологического исследования о ценностях россиян и жителей европейских стран-лидеров было установлено следующее: ценностный аналог фактора «стремление к богатству» показывает, что стремление к накоплению материальных благ свойственно россиянам в большей степени, чем европейцам. Ценностный аналог фактора «предприимчивость» констатирует тот факт, что среди россиян в процентном соотношении меньше тех, кто стремится к новаторству и творчеству, по сравнению с европейцами. Граждане РФ в меньшей степени испытывают ощущение общности, следствием чего является более низкая степень взаимного доверия и уважения в российском обществе.
🔹По данным ВЦИОМ в 2020 году только 48% россиян полагают, что охрана окружающей среды является одной из самых главных задач государства. Экологическое сознание россиян пока находится на бытовом уровне и ограничивается раздельным сбором мусора, в то время как об экоактивизме (волонтерство, пожертвования, петиции) и деятельности экозащитных организаций имеют представление 7% россиян.

GIFIS
Обращаете ли вы внимание на лайки-эмоджи в крупных телегам каналах? Сегодня очень удачно совпало, что в канале brief практически друг за другом вышли два поста-цитирования: Михаил Ходорковский (сценарии будущего России) и Сергей Кириенко (онтология изрядно затянувшегося настоящего). В обоих случаях с отрывом лидируют два разных эмоджи: в первом случае «👍🏻», во втором «🖕🏻».
Такая вот нынче телеграм-социология.
Такая вот нынче телеграм-социология.

GIFIS
Сегодняшние выступления Путина и Байдена совершенно разные по формату, в первом случае это установочная, рамочная, протокольная и плановая история в закрытом помещении перед представителями элиты, во втором случае - мотивационная речь на площади перед большой толпой народа.
Данные форматы сами по себе и вне контекста не совсем корректно сравнивать, тем не менее, общий глобальный контекст более чем актуален, и именно он, как ожидалось, и задаст тон обоим выступлениям. В случае с посланием Путина: текущему мировому контексту было уделено меньше внимания, хотя России он касается самым непосредственным образом и в значительно большей степени чем США. В случае с Байденом: всё выступление целиком и полностью было посвящено мировым событиям.
Как итог: «приостановка договора о СНВ» VS «международный трибунал».
Ждём на днях китайский план урегулирования от председателя Си.
Данные форматы сами по себе и вне контекста не совсем корректно сравнивать, тем не менее, общий глобальный контекст более чем актуален, и именно он, как ожидалось, и задаст тон обоим выступлениям. В случае с посланием Путина: текущему мировому контексту было уделено меньше внимания, хотя России он касается самым непосредственным образом и в значительно большей степени чем США. В случае с Байденом: всё выступление целиком и полностью было посвящено мировым событиям.
Как итог: «приостановка договора о СНВ» VS «международный трибунал».
Ждём на днях китайский план урегулирования от председателя Си.

GIFIS
Подлинный суверенитет - это когда, по словам источников, участие президента в митинге-концерте зависит от переговоров с высокопоставленным китайским чиновником. Политика Москвы теперь определяется в Пекине?
Telegram
BRIEF
Брифинг-2.
Митинг-концерт в Лужниках ориентировочно начнется в 15:00. Там соберутся около 200 тыс. человек.
Участие Путина пока Кремлем не подтверждено. «Идет встреча с Ван И и участие Путина в митинге концерте будет зависеть от этого»,-говорит источник.…
Митинг-концерт в Лужниках ориентировочно начнется в 15:00. Там соберутся около 200 тыс. человек.
Участие Путина пока Кремлем не подтверждено. «Идет встреча с Ван И и участие Путина в митинге концерте будет зависеть от этого»,-говорит источник.…

GIFIS
На Ютуб-канале Комсомольской правды в чате к трансляции митинга-концерта в Лужниках происходит масштабная бот-спам-атака под кодовым названием #СнарядыВагнерам. Каждое второе сообщение, в том числе, и во время выступления президента, призывает дать снаряды бойцам ЧВК Вагнер. Напомним, что позавчера Пригожин довольно эмоционально прокомментировал свои отношения с Минобороны, вчера упомянул, что не успел посмотреть обращение президента, так как был занят организацией боевых действий (подразумевая: «занят настоящей работой, в отличие от всех вас»).
Потом была какая-то странная история с якобы интервью «Радио Свобода», которого теперь нигде не найти.
А сегодня был использован излюбленный информационный приём, блицкриг огромной фабрики троллей, в создании которой Евгений Пригожин недавно признался. Для такого количества и, главное, частоты отправки комментов, должно быть очень много аккаунтов, потому что Ютуб технически не позволяет отправлять несколько комментов подряд с одного аккаунта (там должен быть перерыв в несколько секунд).
Потом была какая-то странная история с якобы интервью «Радио Свобода», которого теперь нигде не найти.
А сегодня был использован излюбленный информационный приём, блицкриг огромной фабрики троллей, в создании которой Евгений Пригожин недавно признался. Для такого количества и, главное, частоты отправки комментов, должно быть очень много аккаунтов, потому что Ютуб технически не позволяет отправлять несколько комментов подряд с одного аккаунта (там должен быть перерыв в несколько секунд).