Какие слова мы пропустили? Николай Асеев:
Мой голос брошен с размаху в пропасть, /
весь в черной пене качает берег, / срываю с сердца и ложь и робость, / **
Мой голос брошен с размаху в пропасть, /
весь в черной пене качает берег, / срываю с сердца и ложь и робость, / **
Anonymous Quiz
24%
ныряю страстно во тьму бретелек
5%
среди флегматиков я холерик
7%
твои повсюду сверкнули серьги
64%
хочу разбиться о птичий верезг
Борис Кутенков // Кухня с выходом в рай (об эссеистической серии издательства «Синяя гора»)
Эссеистика здесь особого свойства — не побоимся сказать даже, «формата». Но формат не прокрустов. «Задание» к каждой из книг выдержано в определённом ключе, что даёт верное соотношение свободы и внутреннего ограничения. От 20 до 25 (ни больше, ни меньше) любимых стихотворений, к каждому из которых предложено написать короткий комментарий, — идеальное количество. Меньше — просто мало: и так всегда возникает соблазн продолжить, опасение, что забыл того и этого. Но больше — уже избыток, отсутствие ограничителя, который «вынуждает» выбрать лучшее из хорошего. Ещё одно требование к формату — что должны присутствовать классика и современная поэзия: пропорции — на усмотрение пишущего…
О каждом стихотворении — короткий, на страницу-две, максимум на три (у Севрюгиной) комментарий. (Стихотворение помещено тут же, рядом). Благодаря лаконизму комментариев эти книги легко читать — и чувствуется, что так же легко писать. Кстати, и воспринимать каждую книгу вполне можно, открывая на любом из её текстов: композиция текуча, произвольна, но персональная система эссеиста располагает и к обобщениям о личном вкусе пишущего, и — порой — о соотношении выбора и комментариев с его же стихами.
https://formasloff.ru/2024/04/15/boris-kutenkov-kuhnja-s-vyhodom-v-raj-ob-jesseisticheskoj-serii-izdatelstva-sinjaja-gora/
#формаслов_книги
Эссеистика здесь особого свойства — не побоимся сказать даже, «формата». Но формат не прокрустов. «Задание» к каждой из книг выдержано в определённом ключе, что даёт верное соотношение свободы и внутреннего ограничения. От 20 до 25 (ни больше, ни меньше) любимых стихотворений, к каждому из которых предложено написать короткий комментарий, — идеальное количество. Меньше — просто мало: и так всегда возникает соблазн продолжить, опасение, что забыл того и этого. Но больше — уже избыток, отсутствие ограничителя, который «вынуждает» выбрать лучшее из хорошего. Ещё одно требование к формату — что должны присутствовать классика и современная поэзия: пропорции — на усмотрение пишущего…
О каждом стихотворении — короткий, на страницу-две, максимум на три (у Севрюгиной) комментарий. (Стихотворение помещено тут же, рядом). Благодаря лаконизму комментариев эти книги легко читать — и чувствуется, что так же легко писать. Кстати, и воспринимать каждую книгу вполне можно, открывая на любом из её текстов: композиция текуча, произвольна, но персональная система эссеиста располагает и к обобщениям о личном вкусе пишущего, и — порой — о соотношении выбора и комментариев с его же стихами.
https://formasloff.ru/2024/04/15/boris-kutenkov-kuhnja-s-vyhodom-v-raj-ob-jesseisticheskoj-serii-izdatelstva-sinjaja-gora/
#формаслов_книги
Формаслов
Борис Кутенков // Кухня с выходом в рай (об эссеистической серии издательства «Синяя гора») - Формаслов
Читать рецензию Бориса Кутенкова "Кухня с выходом в рай": анализ 4 книг эссеистики в литературном журнале Формаслов. Современна критика
Какие слова мы пропустили? Николай Гумилёв:
Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой, То сделает меня Творец ***
Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой, То сделает меня Творец ***
Anonymous Quiz
20%
Негоциантом белокурым.
44%
Персидскою миниатюрой.
25%
Незавершенной увертюрой.
11%
Стрелою пухлого Амура.
Ирина Роднянская // Заметки о литературных и общекультурных публикациях 2023 года
В предшествующих нерегулярных обзорах подобного рода я имела обыкновение жаловаться на ограниченный круг своего актуального чтения, который и нынче вынужденно отличается тем же ввиду сложившихся жизненных обстоятельств. Однако на сей раз укажу и на позитивный в некотором роде критерий отбора: здесь будут представлены тексты, с авторами которых чувствую потребность вступить в мысленный, обогащающий меня диалог, — никакого «зоильства» и отрицательной рефлексии: только благодарность тем, подчас случайным, обстоятельствам, в силу которых эти сочинения попались мне на глаза.
#формаслов_книги
В предшествующих нерегулярных обзорах подобного рода я имела обыкновение жаловаться на ограниченный круг своего актуального чтения, который и нынче вынужденно отличается тем же ввиду сложившихся жизненных обстоятельств. Однако на сей раз укажу и на позитивный в некотором роде критерий отбора: здесь будут представлены тексты, с авторами которых чувствую потребность вступить в мысленный, обогащающий меня диалог, — никакого «зоильства» и отрицательной рефлексии: только благодарность тем, подчас случайным, обстоятельствам, в силу которых эти сочинения попались мне на глаза.
#формаслов_книги
А еще сегодня день рождения у нашего владетеля электронной библиотеки и покорителя пдф-версий прозаика Бориса Пономарёва!
Дорогой Боря! Благодарных тебе читателей, больших тиражей и всяческого процветания!
#формаслов_редакция
Дорогой Боря! Благодарных тебе читателей, больших тиражей и всяческого процветания!
#формаслов_редакция
Полёт разборов, серия 97, часть 1 // Алиса Вересова
***
тёплая снежная зимняя ночь
точно ангела души тишина
вышла, идёт по тропе
ко мне, сделать меня
ничьей
ведь он весь —
чаша из ватки
в её колыбель опадает слеза
ничья
сотворённая из вещества
детских снов, церковных трав
божиих бодяков, возвещающих
псалмы полей
весь он — точно пение
точно дыханье души
сделать ничьей — для Него
***
прячась в ботинок
упадёт резинка с волос
может дразнит кого
а может просто
мечтает
распустить
дыхание мира
***
саночные следы
рисуют
детство Бога
Представляем стихи Алисы Вересовой и рецензии Льва Оборина, Ольги Балла, Влады Баронец, Лизы Хереш и Валерия Шубинского о них: https://formasloff.ru/2024/04/15/poljot-razborov-serija-97-chast-1-alisa-veresova/
#ПолетРазборов
#формаслов_стихи
***
тёплая снежная зимняя ночь
точно ангела души тишина
вышла, идёт по тропе
ко мне, сделать меня
ничьей
ведь он весь —
чаша из ватки
в её колыбель опадает слеза
ничья
сотворённая из вещества
детских снов, церковных трав
божиих бодяков, возвещающих
псалмы полей
весь он — точно пение
точно дыханье души
сделать ничьей — для Него
***
прячась в ботинок
упадёт резинка с волос
может дразнит кого
а может просто
мечтает
распустить
дыхание мира
***
саночные следы
рисуют
детство Бога
Представляем стихи Алисы Вересовой и рецензии Льва Оборина, Ольги Балла, Влады Баронец, Лизы Хереш и Валерия Шубинского о них: https://formasloff.ru/2024/04/15/poljot-razborov-serija-97-chast-1-alisa-veresova/
#ПолетРазборов
#формаслов_стихи
Полёт разборов, серия 97, часть 2 // Владимир Коркунов
*
«не засоряйте мне ленту
ужасные феминистки» — сказала девочка
Анна Голубкова
гусь бьёт крыльями — значит готов принести себя в жертву
овца пытается вырваться — значит готова принести себя в жертву
и когда мужчина берёт нож она дрожит
и говорит нет — всё громче и чаще
но автоинструктор стягивает с неё трусы
нет — и вспарывает одежду
нет — и душит душит душит это клокочущее горло
нет — и заворачивает тело в ткань
нет — и вывозит на участок на талажском шоссе
нет — и прячет тело в канаве слегка привалив мусором
она не сдала на права распоряжаться собой
провалила внутренний экзамен
утром её обгорелое тело отнесут на допрос
врач нашинкует мозг «листочками» —
на каждом из них проступит слово «нет»
врач напишет в заключении добровольная смерть
потому что послушай женщину и сделай наоборот
потому что бьёт значит любит бить
потому что гусь и овца —
а это уже прецедент
каждый день попытка вырваться отнимает жизнь
каждый день попытка сбежать/улететь отнимает жизнь
каждый день слово «нет» отнимает жизнь
потому что слово «нет» в патриархальной культуре
означает готовность принести себя в жертву
Представляем стихи Владимира Коркунова и рецензии Льва Оборина, Ольги Балла, Влады Баронец, Лизы Хереш и Валерия Шубинского о них: https://formasloff.ru/2024/04/15/poljot-razborov-serija-97-chast-2-vladimir-korkunov/
#ПолетРазборов
#формаслов_стихи
*
«не засоряйте мне ленту
ужасные феминистки» — сказала девочка
Анна Голубкова
гусь бьёт крыльями — значит готов принести себя в жертву
овца пытается вырваться — значит готова принести себя в жертву
и когда мужчина берёт нож она дрожит
и говорит нет — всё громче и чаще
но автоинструктор стягивает с неё трусы
нет — и вспарывает одежду
нет — и душит душит душит это клокочущее горло
нет — и заворачивает тело в ткань
нет — и вывозит на участок на талажском шоссе
нет — и прячет тело в канаве слегка привалив мусором
она не сдала на права распоряжаться собой
провалила внутренний экзамен
утром её обгорелое тело отнесут на допрос
врач нашинкует мозг «листочками» —
на каждом из них проступит слово «нет»
врач напишет в заключении добровольная смерть
потому что послушай женщину и сделай наоборот
потому что бьёт значит любит бить
потому что гусь и овца —
а это уже прецедент
каждый день попытка вырваться отнимает жизнь
каждый день попытка сбежать/улететь отнимает жизнь
каждый день слово «нет» отнимает жизнь
потому что слово «нет» в патриархальной культуре
означает готовность принести себя в жертву
Представляем стихи Владимира Коркунова и рецензии Льва Оборина, Ольги Балла, Влады Баронец, Лизы Хереш и Валерия Шубинского о них: https://formasloff.ru/2024/04/15/poljot-razborov-serija-97-chast-2-vladimir-korkunov/
#ПолетРазборов
#формаслов_стихи
Формаслов
Полёт разборов, серия 97, часть 2 // Владимир Коркунов - Формаслов
Владимир Коркунов: читать стихи в рамках проекта "Полёт разборов" в литературном журнале "Формаслов". Современная поэзия, проза, критика.
Пётр Воротынцев // Экзамен без права пересдачи (о российских сериалах про подростков)
Отечественный кинематограф исторически успешно и глубоко разрабатывает ювенальную тему. Классические советские фильмы о школе и подростках («Чучело», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» и т.д.)[1] и сегодня смотрятся с напряженным восторгом. В постсоветские времена в подростковую нишу со «Школой» и «Все умрут, а я останусь» успешно вклинилась Валерия Гай Германика.
Чем же захватывают и будоражат нас подростковые сериалы сейчас? Будущее нынче видится крайне тревожным, недружелюбным, а местами и откровенно зловещим. Порой кажется, что день грядущий и вовсе отменен. Это, несомненно, преувеличение. Какие бы катаклизмы на нас ни сыпались, вычеркнуть категорию будущего не под силу ни одному агенту зла и борцу с прогрессом. А вот каким именно будет «завтра» — вопрос сложный и безответный. Никакого «прекрасного далёка» на горизонте не просматривается, а вот «жестоко» вполне. И это, надо сказать, очень подростковое мироощущение.
https://formasloff.ru/2024/04/15/pjotr-vorotyncev-jekzamen-bez-prava-peresdachi-o-rossijskih-serialah-pro-podrostkov/
#формаслов_кино
Отечественный кинематограф исторически успешно и глубоко разрабатывает ювенальную тему. Классические советские фильмы о школе и подростках («Чучело», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» и т.д.)[1] и сегодня смотрятся с напряженным восторгом. В постсоветские времена в подростковую нишу со «Школой» и «Все умрут, а я останусь» успешно вклинилась Валерия Гай Германика.
Чем же захватывают и будоражат нас подростковые сериалы сейчас? Будущее нынче видится крайне тревожным, недружелюбным, а местами и откровенно зловещим. Порой кажется, что день грядущий и вовсе отменен. Это, несомненно, преувеличение. Какие бы катаклизмы на нас ни сыпались, вычеркнуть категорию будущего не под силу ни одному агенту зла и борцу с прогрессом. А вот каким именно будет «завтра» — вопрос сложный и безответный. Никакого «прекрасного далёка» на горизонте не просматривается, а вот «жестоко» вполне. И это, надо сказать, очень подростковое мироощущение.
https://formasloff.ru/2024/04/15/pjotr-vorotyncev-jekzamen-bez-prava-peresdachi-o-rossijskih-serialah-pro-podrostkov/
#формаслов_кино
Формаслов
Пётр Воротынцев // Экзамен без права пересдачи (о российских сериалах про подростков) - Формаслов
Пётр Воротынцев рассуждает об отечественных сериалах про подростков (о «Слове пацана» тоже). Читать журнал «Формаслов».
Ура, наш главред Анна Маркина в финале "Лицея" со сборником рассказов "Рыба моя рыба"! От души поздравляем, мысленно рядом!
Кое-кто из редакции еще и отправится на Красную площадь, дабы разделить минуты заслуженной радости. Мурк!
А пока что можно выразить свои чувства, прикупив Анин роман "Кукольня":
https://www.ozon.ru/product/anna-markina-kukolnya-sovremennaya-proza-roman-triller-detektiv-1381877820/
Кое-кто из редакции еще и отправится на Красную площадь, дабы разделить минуты заслуженной радости. Мурк!
А пока что можно выразить свои чувства, прикупив Анин роман "Кукольня":
https://www.ozon.ru/product/anna-markina-kukolnya-sovremennaya-proza-roman-triller-detektiv-1381877820/
Вера Зубарева // Южнорусская школа: стихи и проза, Пушкин – Гоголь
Тем, кто хотел бы получить живое представление о Южнорусской школе в историческом разрезе, рекомендую блестящую книгу безвременно ушедшей Елены Каракиной (11.02.1957 — 4.22.2023), выпускницы ОГУ (Одесского Государственного Университета), учёного секретаря Одесского литературного музея, «По следам “Юго-Запада”». Написанное захватывающе, образно и остроумно исследование Каракиной уходит корнями в историю Одессы, проводя читателя по основным периодам создания города и становления литературной Одессы, той среды, в которой позднее будет зарождаться «Юго-Запад» Багрицкого. Как уточняет Виктор Шкловский в одноименном материале, «“Юго-Запад” — это географически Одесса… В статье я буду говорить об юго-западной литературной школе, традиция которой еще не выяснена.» [Шкловский 1990: 470]. В эту школу Шкловский включал Э. Багрицкого, И. Бабеля, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, Л. Никулина, И. Сельвинского [Чудаков 1990: 21].
Читать дальше: https://formasloff.ru/2024/04/15/vera-zubareva-juzhnorusskaja-shkola-stihi-i-proza-pushkin-gogol/
#формаслов_ликбез
#формаслов_статьи
Тем, кто хотел бы получить живое представление о Южнорусской школе в историческом разрезе, рекомендую блестящую книгу безвременно ушедшей Елены Каракиной (11.02.1957 — 4.22.2023), выпускницы ОГУ (Одесского Государственного Университета), учёного секретаря Одесского литературного музея, «По следам “Юго-Запада”». Написанное захватывающе, образно и остроумно исследование Каракиной уходит корнями в историю Одессы, проводя читателя по основным периодам создания города и становления литературной Одессы, той среды, в которой позднее будет зарождаться «Юго-Запад» Багрицкого. Как уточняет Виктор Шкловский в одноименном материале, «“Юго-Запад” — это географически Одесса… В статье я буду говорить об юго-западной литературной школе, традиция которой еще не выяснена.» [Шкловский 1990: 470]. В эту школу Шкловский включал Э. Багрицкого, И. Бабеля, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, Л. Никулина, И. Сельвинского [Чудаков 1990: 21].
Читать дальше: https://formasloff.ru/2024/04/15/vera-zubareva-juzhnorusskaja-shkola-stihi-i-proza-pushkin-gogol/
#формаслов_ликбез
#формаслов_статьи
Формаслов
Вера Зубарева // Южнорусская школа: стихи и проза, Пушкин – Гоголь - Формаслов
Вера Зубарева рассказывает о Южнорусской поэтической и прозаической школе в литературном журнале "Формаслов". Современная критика
Май в этот раз выдался непривычно холодным, а на солнце была зафиксирована мощнейшая вспышка за 25 лет. Нам остается только пережидать холода, магнитные бури и прочие сложности. А вместе — это всегда легче! Так что открывайте новый номер «Формаслова». №95!
И не забывайте про наши соцсети:
https://vk.com/formasloff
https://yangx.top/formasloff
Поэзия:
Андрей Любченко // К утру высыхал
Наталья Игнатьева // Голубиная стая
Вадим Месяц // Я счастья не выбираю
Евгений Дьяконов // Очередь
Проза:
Владимир Сотников // Разговоры с Богом о любви
Сергей Смирнов // Электрические рассказы
Виктория Орлова // Рассказы
Оксана Габбасова // Девять жизней Манечки
Детлит:
Герман Лукомников // Тут такое происходит!
Алина Лацинник // Страна, где исполняются желания
Маргарита Голенко // Туфли
Конкурс переводов им. Михаила Яснова (2024) // Елена Савина, Татьяна Романова, Татьяна Захарова, Виктория Tопоногова
#светская_жизнь
Борис Кутенков беседует с Майей Кучерской
Анна Аликевич — о втором томе избранных писем Райнера Марии Рильке
Опрос памяти Татьяны Бек: отвечают Василий Нацентов, Данила Кудимов, Марта Бартновская, Дариа Солдо, Денис Плескачев, Ярослав Минаев, Гора Орлов, Саша Ембулаева, Максим Плакин, Алиса Вересова, Егор Моисеев, Илья Склярский
В рубрике #буквенныйсок Михаил Квадратов и Егор Фетисов — о романах «Чагин» Евгения Водолазкина, «Дар речи» Юрия Буйды и сборнике рассказов «Самоубийцы и другие шутники. Почти простые истории» Евгения Чижова
Юрий Крохин — о жизни и творческом пути Натальи Горбаневской
Эссе Вероники Ворониной о Клайде Томбо, станции «Новые горизонты» и космическом символизме
В #ПолетеРазборов стихи Стаса Мокина и Максима Плакина рецензируют Ольга Аникина, Дмитрий Гвоздецкий, Лиза Хереш, Владимир Пряхин, Ростислав Ярцев
Колонки про кино:
Сергей Лёвин — продолжение обзора про примечательные российские фильмы последних лет
Пётр Воротынцев — о фильме Антона Коломейца «Свет»
Как всегда, поздравляем авторов с публикациями, а редакцию благодарим за проделанную работу!
Номер будет доступен по ссылке в течение месяца.
https://formasloff.ru/
И не забывайте про наши соцсети:
https://vk.com/formasloff
https://yangx.top/formasloff
Поэзия:
Андрей Любченко // К утру высыхал
Наталья Игнатьева // Голубиная стая
Вадим Месяц // Я счастья не выбираю
Евгений Дьяконов // Очередь
Проза:
Владимир Сотников // Разговоры с Богом о любви
Сергей Смирнов // Электрические рассказы
Виктория Орлова // Рассказы
Оксана Габбасова // Девять жизней Манечки
Детлит:
Герман Лукомников // Тут такое происходит!
Алина Лацинник // Страна, где исполняются желания
Маргарита Голенко // Туфли
Конкурс переводов им. Михаила Яснова (2024) // Елена Савина, Татьяна Романова, Татьяна Захарова, Виктория Tопоногова
#светская_жизнь
Борис Кутенков беседует с Майей Кучерской
Анна Аликевич — о втором томе избранных писем Райнера Марии Рильке
Опрос памяти Татьяны Бек: отвечают Василий Нацентов, Данила Кудимов, Марта Бартновская, Дариа Солдо, Денис Плескачев, Ярослав Минаев, Гора Орлов, Саша Ембулаева, Максим Плакин, Алиса Вересова, Егор Моисеев, Илья Склярский
В рубрике #буквенныйсок Михаил Квадратов и Егор Фетисов — о романах «Чагин» Евгения Водолазкина, «Дар речи» Юрия Буйды и сборнике рассказов «Самоубийцы и другие шутники. Почти простые истории» Евгения Чижова
Юрий Крохин — о жизни и творческом пути Натальи Горбаневской
Эссе Вероники Ворониной о Клайде Томбо, станции «Новые горизонты» и космическом символизме
В #ПолетеРазборов стихи Стаса Мокина и Максима Плакина рецензируют Ольга Аникина, Дмитрий Гвоздецкий, Лиза Хереш, Владимир Пряхин, Ростислав Ярцев
Колонки про кино:
Сергей Лёвин — продолжение обзора про примечательные российские фильмы последних лет
Пётр Воротынцев — о фильме Антона Коломейца «Свет»
Как всегда, поздравляем авторов с публикациями, а редакцию благодарим за проделанную работу!
Номер будет доступен по ссылке в течение месяца.
https://formasloff.ru/
ВКонтакте
Формаслов: книги, стихи, литература
«Формаслов» — это литературный проект. Здесь вы найдете современные стихи и прозу (для взрослых и детей), интервью с писателями, обзоры книг, фильмов и спектаклей, а также статьи об искусстве. Сотрудничаем как с известными, так и с начинающими авторами.…
Владимир Сотников // Разговоры с Богом о любви
И началось странное время — совсем, совсем не прямолинейное. Можно сказать, что тогда уже было и настоящее время, в котором я вспоминаю и пишу об этом. Потому что, сами того не понимая, не осознавая и даже не чувствуя, сорок лет назад мы творили, создавали, словно ткали в воздухе, окружавшем нас, воздух сегодняшний, которым дышим теперь. Любви, как и детства, хватает на всю жизнь, и кажется, отсюда, из оставшихся последних лет, можно, наконец, вдохнуть ее полной грудью. Как будто я писал всю жизнь лучшую свою книгу — мысленную, внутреннюю, и сейчас перечитываю ее не торопясь, с радостью и удивлением. Я был растворен в ней тогда — теперь вижу всю и читаю.
Читать дальше: https://formasloff.ru/2024/05/15/vladimir-sotnikov-razgovory-s-bogom-o-ljubvi/
#формаслов_проза
И началось странное время — совсем, совсем не прямолинейное. Можно сказать, что тогда уже было и настоящее время, в котором я вспоминаю и пишу об этом. Потому что, сами того не понимая, не осознавая и даже не чувствуя, сорок лет назад мы творили, создавали, словно ткали в воздухе, окружавшем нас, воздух сегодняшний, которым дышим теперь. Любви, как и детства, хватает на всю жизнь, и кажется, отсюда, из оставшихся последних лет, можно, наконец, вдохнуть ее полной грудью. Как будто я писал всю жизнь лучшую свою книгу — мысленную, внутреннюю, и сейчас перечитываю ее не торопясь, с радостью и удивлением. Я был растворен в ней тогда — теперь вижу всю и читаю.
Читать дальше: https://formasloff.ru/2024/05/15/vladimir-sotnikov-razgovory-s-bogom-o-ljubvi/
#формаслов_проза
Какие слова мы пропустили?
Черубина де Габриак:
Помнишь, сквозь снег над порталом / Готической розы цветок? / *** / Как ты поверить мог?
Черубина де Габриак:
Помнишь, сквозь снег над порталом / Готической розы цветок? / *** / Как ты поверить мог?
Anonymous Quiz
29%
Как я тебя обижала, —
9%
Как я себя разрушала, —
49%
Как я другим шептала, —
13%
Потную грудь вокзала? —