Рецензия Анны Маркиной на книгу Евгения Кремчукова «Волшебный хор»
Новый роман Евгения Кремчукова, вышедший в «Альпине», в завязке своей не сложен. Главный герой, Дмитрий Баврин, узнает об аресте друга детства, Михаила Протасова. Интрига, скажем прямо, не нова, но работает, сколько ее не объезжай, безупречно: виновен персонаж или нет — будет, действительно, интересно узнать. Этот сюжетный крючок, заботливо привинченный в прихожей романа, словно бы приглашает читателя оставить все лишнее и с любопытством расположиться в гостях у книги. Использовать такого рода крючки современное массовое искусство умеет, вспомним недавние сериалы «Лестница», «Отыграть назад», «Защищая Джейкоба» и др., которые тоже начинаются с ареста и представляют собой судебные драмы с попыткой разобраться — где правда и что произошло на самом деле. Но в «Волшебном хоре», во-первых, важен повод для возбуждения дела: Протасов — учитель истории, и его обвиняют в оправдании нацизма, а во-вторых, как бы это странно ни прозвучало, итоговый ответ на вопрос «виновен ли?» оказывается менее значимым, чем все остальное.
Преступление, которое приписывают Протасову, становится поводом для глубокого разговора о болезненных вещах. Разговора, который в сегодняшней России почти не возможен. Проследовать дорогой общественной памяти о Великой Отечественной войне, сохраняя уважение к этой памяти и при этом — допуская подлинную свободу высказывания — мало кому удастся, это как идти по минному полю. Здесь нужно обладать природной деликатностью, отвагой и масштабом слуха, который вычленяет самые разные голоса и ноты, при этом не допускает фальши. У Кремчукова, безусловно, все эти качества есть. Комментарии на городских форумах, статьи в газетах, суждения главного героя и его знакомых об уголовном деле, из которого публике не озвучено ни единого факта, — воспроизведены с большой правдоподобностью. Общественное мнение сразу и бесповоротно начинает крениться в сторону виновности Протасова. Сопротивляться давлению этой махины становится практически невозможно. И Баврин, и почти все его окружение заранее смиряются: дыма без огня не бывает, а государственная система априори права. Собственно, таково развитие сюжета — Баврин ведет медленное расследование, сотканное из неверия в невиновность друга и верности прошлым отношениям. Похоже, что он ищет сам себе оправдания за отказ от дружбы, за свою более рациональную и счастливую жизнь, на фоне которой судьба Протасова кажется менее устроенной. Особенно пронзительными выглядят беседы Баврина с сыном Егоркой, одним из немногих, кто готов защищать «дядю Мишу». «Ты сидишь себе ровно на своих воспоминаниях о давней дружбе, а в неудобном настоящем ничего делать не хочешь…» — укоряет отца школьник. Это голос безусловной любви, на которую способен ребенок или подросток, но которая теряется у большинства взрослых за бесконечными «но», «всякое бывает», «люди меняются»…
Читать полностью
#формаслов_критика
Новый роман Евгения Кремчукова, вышедший в «Альпине», в завязке своей не сложен. Главный герой, Дмитрий Баврин, узнает об аресте друга детства, Михаила Протасова. Интрига, скажем прямо, не нова, но работает, сколько ее не объезжай, безупречно: виновен персонаж или нет — будет, действительно, интересно узнать. Этот сюжетный крючок, заботливо привинченный в прихожей романа, словно бы приглашает читателя оставить все лишнее и с любопытством расположиться в гостях у книги. Использовать такого рода крючки современное массовое искусство умеет, вспомним недавние сериалы «Лестница», «Отыграть назад», «Защищая Джейкоба» и др., которые тоже начинаются с ареста и представляют собой судебные драмы с попыткой разобраться — где правда и что произошло на самом деле. Но в «Волшебном хоре», во-первых, важен повод для возбуждения дела: Протасов — учитель истории, и его обвиняют в оправдании нацизма, а во-вторых, как бы это странно ни прозвучало, итоговый ответ на вопрос «виновен ли?» оказывается менее значимым, чем все остальное.
Преступление, которое приписывают Протасову, становится поводом для глубокого разговора о болезненных вещах. Разговора, который в сегодняшней России почти не возможен. Проследовать дорогой общественной памяти о Великой Отечественной войне, сохраняя уважение к этой памяти и при этом — допуская подлинную свободу высказывания — мало кому удастся, это как идти по минному полю. Здесь нужно обладать природной деликатностью, отвагой и масштабом слуха, который вычленяет самые разные голоса и ноты, при этом не допускает фальши. У Кремчукова, безусловно, все эти качества есть. Комментарии на городских форумах, статьи в газетах, суждения главного героя и его знакомых об уголовном деле, из которого публике не озвучено ни единого факта, — воспроизведены с большой правдоподобностью. Общественное мнение сразу и бесповоротно начинает крениться в сторону виновности Протасова. Сопротивляться давлению этой махины становится практически невозможно. И Баврин, и почти все его окружение заранее смиряются: дыма без огня не бывает, а государственная система априори права. Собственно, таково развитие сюжета — Баврин ведет медленное расследование, сотканное из неверия в невиновность друга и верности прошлым отношениям. Похоже, что он ищет сам себе оправдания за отказ от дружбы, за свою более рациональную и счастливую жизнь, на фоне которой судьба Протасова кажется менее устроенной. Особенно пронзительными выглядят беседы Баврина с сыном Егоркой, одним из немногих, кто готов защищать «дядю Мишу». «Ты сидишь себе ровно на своих воспоминаниях о давней дружбе, а в неудобном настоящем ничего делать не хочешь…» — укоряет отца школьник. Это голос безусловной любви, на которую способен ребенок или подросток, но которая теряется у большинства взрослых за бесконечными «но», «всякое бывает», «люди меняются»…
Читать полностью
#формаслов_критика
Поздравляем наших дорогих друзей и сотрудников, Марию Тухватулину, Бориса Пономарева и Варвару Заборцеву, ставших финалистами премии "Лицей"! А Дениса Ткачука — с финалом премии им. Казинцева! Итоги премий будут подведены уже через три недели. Желаем удачи и будем болеть! 👏👏👏
Интервью Бориса Кутенкова с Сергеем Беляковым
Б.К.: Вы как-то заметили, что «настоящим бестселлером становится та книга, которую все ожидали, но о которой боялись даже подумать». Поясните, что это такое — «все ожидали»? Как формируется этот пул читательских ожиданий, разве есть что-то «всеобщее» в ситуации информационной раздробленности? И с чем связана «боязнь подумать»?
С.Б.: Я бы уточнил: не «боязнь подумать», речь о том, что писатель может предвосхитить ожидания читателей и сказать то, что они сами еще сказать не готовы. Может быть, в самом деле не решаются. Не решаются, но так или иначе ждут. В этом плане объясним успех романа «Лавр». В русской литературе очень давно не было привлекательного героя, положительного героя. Литература была как Летний сад зимой, из которого убрали все статуи. Критики любили писать, что герой уже и не нужен, что время героев прошло. Помню, умнейшая и много-много знающая Ирина Роднянская мне говорила, что современный герой — это герой-повествователь из текста Олега Сивуна «Бренд», который в 2008 году прогремел в «Новом мире». Ну и где сейчас этот герой? И многие ли помнят этот некогда нашумевший текст?
Б.К.: А у читателя была тоска по настоящему герою?
С.Б.: У читателя, очевидно, была эта тоска по настоящему герою, его ожидание. И вот сначала Фандорин у Акунина, а затем, с большим перерывом, появился Арсений-Лавр. Совсем другой герой, в том числе и для другого читателя.
Читать полностью
#формаслов_беседы
Б.К.: Вы как-то заметили, что «настоящим бестселлером становится та книга, которую все ожидали, но о которой боялись даже подумать». Поясните, что это такое — «все ожидали»? Как формируется этот пул читательских ожиданий, разве есть что-то «всеобщее» в ситуации информационной раздробленности? И с чем связана «боязнь подумать»?
С.Б.: Я бы уточнил: не «боязнь подумать», речь о том, что писатель может предвосхитить ожидания читателей и сказать то, что они сами еще сказать не готовы. Может быть, в самом деле не решаются. Не решаются, но так или иначе ждут. В этом плане объясним успех романа «Лавр». В русской литературе очень давно не было привлекательного героя, положительного героя. Литература была как Летний сад зимой, из которого убрали все статуи. Критики любили писать, что герой уже и не нужен, что время героев прошло. Помню, умнейшая и много-много знающая Ирина Роднянская мне говорила, что современный герой — это герой-повествователь из текста Олега Сивуна «Бренд», который в 2008 году прогремел в «Новом мире». Ну и где сейчас этот герой? И многие ли помнят этот некогда нашумевший текст?
Б.К.: А у читателя была тоска по настоящему герою?
С.Б.: У читателя, очевидно, была эта тоска по настоящему герою, его ожидание. И вот сначала Фандорин у Акунина, а затем, с большим перерывом, появился Арсений-Лавр. Совсем другой герой, в том числе и для другого читателя.
Читать полностью
#формаслов_беседы
Дорогие наши читатели!
А вот и результаты конкурса подоспели! 👏👏👏
🌻Благодарим участников за отвагу и доверие к нашему журналу!🌻
Скажем честно, в этот раз работы были разного уровня — от совсем слабых до очень приличных. Много стихов прислали начинающие авторы. Надеемся, что они останутся с нами и после завершения конкурса — ведь самый быстрый способ повысить мастерство — это быть в контексте современной литературы. А мы стараемся создавать для вас эту возможность, публикуя авторов разных направлений, возрастов и степеней признанности.💫
Были также и крепкие подборки уже имеющих опыт авторов, которым немного не хватило. Были и участники прошлых конкурсов. А выбирали мы, как всегда, искренне, не ориентируясь ни на что, кроме личной симпатии к представленным здесь и сейчас текстам.
🔥Поздравляем победителей, скоро свяжемся с вами и будем готовить публикацию в рубрике #магнитный_момент!🔥
Из участников в VK выбрали стихи
— Ульяны Опалевой
— Айлинн Лэйн
— Екатерины Кузнецовой
— Андрея Бондаренко
Из участников двух туров в Telegram выбрали стихи
— Ларисы Зеваковой
А приз зрительских симпатий уходит к Ирине Пославской, ее подборка набрала больше всего реакций.
До новых встреч и конкурсов. Кстати, скоро планируем классный книжный розыгрыш! Оставайтесь с нами.
А вот и результаты конкурса подоспели! 👏👏👏
🌻Благодарим участников за отвагу и доверие к нашему журналу!🌻
Скажем честно, в этот раз работы были разного уровня — от совсем слабых до очень приличных. Много стихов прислали начинающие авторы. Надеемся, что они останутся с нами и после завершения конкурса — ведь самый быстрый способ повысить мастерство — это быть в контексте современной литературы. А мы стараемся создавать для вас эту возможность, публикуя авторов разных направлений, возрастов и степеней признанности.💫
Были также и крепкие подборки уже имеющих опыт авторов, которым немного не хватило. Были и участники прошлых конкурсов. А выбирали мы, как всегда, искренне, не ориентируясь ни на что, кроме личной симпатии к представленным здесь и сейчас текстам.
🔥Поздравляем победителей, скоро свяжемся с вами и будем готовить публикацию в рубрике #магнитный_момент!🔥
Из участников в VK выбрали стихи
— Ульяны Опалевой
— Айлинн Лэйн
— Екатерины Кузнецовой
— Андрея Бондаренко
Из участников двух туров в Telegram выбрали стихи
— Ларисы Зеваковой
А приз зрительских симпатий уходит к Ирине Пославской, ее подборка набрала больше всего реакций.
До новых встреч и конкурсов. Кстати, скоро планируем классный книжный розыгрыш! Оставайтесь с нами.
Сергей Лёвин // Кино неочевидное. Или не очень видное? // Обзор фильмов, которые не стали хитами проката
Кто там?
Год: 2022
Режиссеры: Владимир Маслов, Виталий Дудка, Михаил Морсков
Возраст: 18+
Нет, это не ремейк триллера с Киану Ривзом, а пример редкого для российского кино жанра антологии, более всего близкой по духу аргентинским «Диким историям» 2014 года.
Пять новелл, перекликающихся между собой в мелких деталях, объединены темой угрозы, скрывающейся за закрытой дверью. Воры ли это, бывший муженек-абьюзер или полицейские с пистолетами, не так важно. Главное, спляшешь ли ты под дудку вторженцев или рискнешь гнуть свою линию?
Каждая история содержит сюжетный твист, переворачивающий все с ног на голову, и особенно удачно это реализовано в эпизоде про самолет, идейно близком той самой серии про премьер-министра и свинью из «Черного зеркала».
Для скромного проекта здесь неприличное количество отечественных звезд. В кадре — Владимир Машков, Кирилл Кяро, Тихон Жизневский, Александра Бортич, Марьяна Спивак и другие лицедеи. Еще одно неоспоримое преимущество «Кто там» — скромный хронометраж. Заскучать не придется точно.
Кто там?
Год: 2022
Режиссеры: Владимир Маслов, Виталий Дудка, Михаил Морсков
Возраст: 18+
Нет, это не ремейк триллера с Киану Ривзом, а пример редкого для российского кино жанра антологии, более всего близкой по духу аргентинским «Диким историям» 2014 года.
Пять новелл, перекликающихся между собой в мелких деталях, объединены темой угрозы, скрывающейся за закрытой дверью. Воры ли это, бывший муженек-абьюзер или полицейские с пистолетами, не так важно. Главное, спляшешь ли ты под дудку вторженцев или рискнешь гнуть свою линию?
Каждая история содержит сюжетный твист, переворачивающий все с ног на голову, и особенно удачно это реализовано в эпизоде про самолет, идейно близком той самой серии про премьер-министра и свинью из «Черного зеркала».
Для скромного проекта здесь неприличное количество отечественных звезд. В кадре — Владимир Машков, Кирилл Кяро, Тихон Жизневский, Александра Бортич, Марьяна Спивак и другие лицедеи. Еще одно неоспоримое преимущество «Кто там» — скромный хронометраж. Заскучать не придется точно.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Надежда Шемякина
Мышка и книжка
Растрёпанная книжка
Валялась на полу,
Расстроенная мышка
Нашла её в углу.
И день, и ночь малышка
Читала книжку в норке,
И выучила книжку
От корки и до корки.
От точки и до точки —
Всю знала назубок,
Ведь так приятно строчки
Ложились на зубок!
Я и жук
Жук летел, расправив крылья,
И жужжал, как эскадрилья.
Я бежал, расправив руки,
Повторяя эти звуки.
И за то, как я жужжал,
Жук меня зауважал!
Лера и кавалеры
На скакалке скачет Лера
В ярком платье простеньком,
А за нею кавалеры
Следом скачут хвостиком.
Подрастёт и станет Лера
Девушкой Валерией,
И поскачут кавалеры
Целой кавалерией!
#формаслов_стихи #формаслов_детское
Мышка и книжка
Растрёпанная книжка
Валялась на полу,
Расстроенная мышка
Нашла её в углу.
И день, и ночь малышка
Читала книжку в норке,
И выучила книжку
От корки и до корки.
От точки и до точки —
Всю знала назубок,
Ведь так приятно строчки
Ложились на зубок!
Я и жук
Жук летел, расправив крылья,
И жужжал, как эскадрилья.
Я бежал, расправив руки,
Повторяя эти звуки.
И за то, как я жужжал,
Жук меня зауважал!
Лера и кавалеры
На скакалке скачет Лера
В ярком платье простеньком,
А за нею кавалеры
Следом скачут хвостиком.
Подрастёт и станет Лера
Девушкой Валерией,
И поскачут кавалеры
Целой кавалерией!
#формаслов_стихи #формаслов_детское
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🎉 У нас РОЗЫГРЫШ! Подарим любую книгу или книги на сумму до 1000 pyблeй! 🎉
Правила просты:
🌱Быть подписанным на канал "Формаслов" (и по желанию — на страницу в VK)
🌱Написать порядковый номер в комментариях к этому посту. Если номера повторяются — выигрывает первый❗️А вместе с номером (один — от участника, даже если книг несколько) оставить скриншоты ваших книжных радостей с Ozon или Wildberries
🌱Для тех, у кого свой канал больше 50 человек, — можете сделать репост к себе и оставить комментарий с еще одним номерком
🌱Розыгрыш также проводится у нас в VK: подписывайтесь, чтобы повысить шансы на выигрыш
🌱Рядом с вами должен быть пункт выдачи Ozon или Wildberries, куда подарок доставят
Розыгрыш завершим 7 июня 2023 года в 12-00
Победителя определим так:
• в Телеге выберем одного победителя с помощью генератора случайных чисел по номеркам
• в VK выберем одного победителя с помощью приложения
• выберем победителя между двумя победителями 😆 с помощью генератора случайных чисел
#формаслов_розыгрыш
Правила просты:
🌱Быть подписанным на канал "Формаслов" (и по желанию — на страницу в VK)
🌱Написать порядковый номер в комментариях к этому посту. Если номера повторяются — выигрывает первый❗️А вместе с номером (один — от участника, даже если книг несколько) оставить скриншоты ваших книжных радостей с Ozon или Wildberries
🌱Для тех, у кого свой канал больше 50 человек, — можете сделать репост к себе и оставить комментарий с еще одним номерком
🌱Розыгрыш также проводится у нас в VK: подписывайтесь, чтобы повысить шансы на выигрыш
🌱Рядом с вами должен быть пункт выдачи Ozon или Wildberries, куда подарок доставят
Розыгрыш завершим 7 июня 2023 года в 12-00
Победителя определим так:
• в Телеге выберем одного победителя с помощью генератора случайных чисел по номеркам
• в VK выберем одного победителя с помощью приложения
• выберем победителя между двумя победителями 😆 с помощью генератора случайных чисел
#формаслов_розыгрыш
Какие слова мы пропустили?
Иосиф Бродский:
Страницу и огонь, зерно и жернова, / *** *** и усечённый волос — / Бог сохраняет всё; особенно — слова / прощенья и любви, как собственный свой голос.
Иосиф Бродский:
Страницу и огонь, зерно и жернова, / *** *** и усечённый волос — / Бог сохраняет всё; особенно — слова / прощенья и любви, как собственный свой голос.
Anonymous Quiz
18%
раскаянье твоё
73%
секиры остриё
3%
рассветы над жнивьём
6%
для Чехова ружьё
Дмитрий Дедюлин // Листья-стрелы
Волшебный билборд
Однажды зимним вечером Ваня шёл в кружок по изучению йоги. Кружок находился в помещении школы. Ваня шёл под падающими и порхающими снежинками. Проходя мимо билборда, установленного неподалёку от дороги, Ваня заметил странное свечение, исходящее от него. Ваня остановился и подошёл к билборду. На рекламном щите двигалось живое изображение. «Установили монитор, — подумал Ваня. — Только зачем? В таком безлюдном месте?» И Ваня придвинулся к светящемуся изображению. На экране была весна: летали птицы, шумели деревья и вовсю сияло солнце. Изображение было столь чётким, что создавало полную иллюзию реальности. Изображение манило Ваню — захотелось дотронуться руками до экрана, что Ваня и сделал. К ужасу его настоящему вроде бы его рука провалилась в экран и стала видимой на изображении. Ваня резко отпрянул, выдернув свою руку из изображения. Он стоял и соображал о том, что всё это могло значить. «Нет, это не монитор, — решил Ваня, — но что же это такое?» И он снова подошёл к тому, что, видимо, нужно было называть «окном». Только окном куда? У Вани не было ответа на этот вопрос. И Ваня стоял и смотрел, как порхают снежинки, а за «окном» сияет весна. И Ване захотелось ощутить всею кожею эту весну. «В конце концов я всегда смогу вернуться обратно», — подумал Ваня. И он, схватившись за край окна, подтянувшись, проник в него. Весна с головы до ног охватила его. В душе наступило какое-то блаженное размягчение. Он скинул с себя почти всю одежду и в майке и трусах пошёл вдаль, скоро превратившись в точку на горизонте. Впрочем, никто не наблюдал за ним в эту минуту.
Зимой мне снятся странные сны. Один из них таков: я иду под снегопадом и вижу на гладком озере полынью. Я подхожу к ней и вижу держащийся в ней странным образом оловянный крест. Я прыгаю в полынью — и крест проходит сквозь части моего тела, и я оказываюсь в стране предков. Предки окружают меня с возгласами, хлопают меня по плечу. И я становлюсь невесомым и прозрачным, как они, и растворяюсь в темноте.
А есть ещё один сон. Я иду по неизведанной земле. Вокруг летают птицы, шумят деревья, солнце сияет вовсю. И вот мне навстречу идёт мальчик. Он в майке и трусах. Он говорит мне: «Дядя, я не знаю, как я сюда попал, но мне необходимо вернуться обратно. Там меня ждут семья и школа». И он кивает мне головой. И я тут же объясняю ему, что всё это иллюзия. И что он и так дома, и так в школе. И что всё проходит, всё развеется, как дым. И всё, что останется, — это светящееся окно. Там — по дороге домой. И, однажды заглянув в него, ты никогда не вернёшься обратно. И он кивает мне головой и говорит, что он превратился в светящееся изображение. Только молчаливые звёзды мигают над билбордом. Да ещё одинокий путник бредёт, чтобы обрести свой такой неожиданный, такой сияющий, такой законный «заоконный» рай.
#формаслов_проза
Волшебный билборд
Однажды зимним вечером Ваня шёл в кружок по изучению йоги. Кружок находился в помещении школы. Ваня шёл под падающими и порхающими снежинками. Проходя мимо билборда, установленного неподалёку от дороги, Ваня заметил странное свечение, исходящее от него. Ваня остановился и подошёл к билборду. На рекламном щите двигалось живое изображение. «Установили монитор, — подумал Ваня. — Только зачем? В таком безлюдном месте?» И Ваня придвинулся к светящемуся изображению. На экране была весна: летали птицы, шумели деревья и вовсю сияло солнце. Изображение было столь чётким, что создавало полную иллюзию реальности. Изображение манило Ваню — захотелось дотронуться руками до экрана, что Ваня и сделал. К ужасу его настоящему вроде бы его рука провалилась в экран и стала видимой на изображении. Ваня резко отпрянул, выдернув свою руку из изображения. Он стоял и соображал о том, что всё это могло значить. «Нет, это не монитор, — решил Ваня, — но что же это такое?» И он снова подошёл к тому, что, видимо, нужно было называть «окном». Только окном куда? У Вани не было ответа на этот вопрос. И Ваня стоял и смотрел, как порхают снежинки, а за «окном» сияет весна. И Ване захотелось ощутить всею кожею эту весну. «В конце концов я всегда смогу вернуться обратно», — подумал Ваня. И он, схватившись за край окна, подтянувшись, проник в него. Весна с головы до ног охватила его. В душе наступило какое-то блаженное размягчение. Он скинул с себя почти всю одежду и в майке и трусах пошёл вдаль, скоро превратившись в точку на горизонте. Впрочем, никто не наблюдал за ним в эту минуту.
Зимой мне снятся странные сны. Один из них таков: я иду под снегопадом и вижу на гладком озере полынью. Я подхожу к ней и вижу держащийся в ней странным образом оловянный крест. Я прыгаю в полынью — и крест проходит сквозь части моего тела, и я оказываюсь в стране предков. Предки окружают меня с возгласами, хлопают меня по плечу. И я становлюсь невесомым и прозрачным, как они, и растворяюсь в темноте.
А есть ещё один сон. Я иду по неизведанной земле. Вокруг летают птицы, шумят деревья, солнце сияет вовсю. И вот мне навстречу идёт мальчик. Он в майке и трусах. Он говорит мне: «Дядя, я не знаю, как я сюда попал, но мне необходимо вернуться обратно. Там меня ждут семья и школа». И он кивает мне головой. И я тут же объясняю ему, что всё это иллюзия. И что он и так дома, и так в школе. И что всё проходит, всё развеется, как дым. И всё, что останется, — это светящееся окно. Там — по дороге домой. И, однажды заглянув в него, ты никогда не вернёшься обратно. И он кивает мне головой и говорит, что он превратился в светящееся изображение. Только молчаливые звёзды мигают над билбордом. Да ещё одинокий путник бредёт, чтобы обрести свой такой неожиданный, такой сияющий, такой законный «заоконный» рай.
#формаслов_проза
Михаил Щерб — о поэтической книге Алены Бабанской в книге «Медведи средней полосы»
Начинаешь читать книгу Алены Бабанской «Медведи средней полосы», и первое, что бросается в глаза — метаморфозы. Туча превращается в оркестр, кресло — в лебедя («В огороде мокнет кресло / Белые сложив крыла.»), чайник — в сумасшедшего «патриота», сбежавшее молоко — в (потерянное) время, а швейная машинка — в революционный пулемет:
Храбрый портной не сбивается с ритма,
Без остановки вращается втулка,
Шьет, где опасно раскроено бритвой.
Стук в пустоте разлетается гулко.
…
Мимо струится вода дождевая.
А в ателье не смолкает работа.
К старому миру жизнь пришивают.
Шелковой нитью, кровью и потом.
Быстро взлетает самолет и земля превращается в стеганое пэчворк-одеяло, и все наши жизни становятся игрушечными. И чувства они вызывают соответствующие — сплав ностальгии (высокой поэзии) и грустной иронии (к игрушкам ведь никак нельзя относиться серьезно). Заметнее всего этот сплав в стихотворении «Дремлют сад, огород и так далее…», где соседствуют две строчки, которые, кажется, ни коим образом не могут соседствовать: «Спит плотина на речке в огнях / Спят в корове продукты молочные». Читатель представляет себе речную плотину, крепко спящую в теплом одеяле огней — и тут же, с размаху, «приземляется» спящими «молпродуктами», а потом стих снова взлетает в метафизику: «мир иной, не помянутый мной» Бабанской перекликается с ахматовской «дорогой не скажу куда». Этот прием Алена блистательно повторяет вновь и вновь, создавая неповторимый авторский стиль...
#формаслов_критика
Начинаешь читать книгу Алены Бабанской «Медведи средней полосы», и первое, что бросается в глаза — метаморфозы. Туча превращается в оркестр, кресло — в лебедя («В огороде мокнет кресло / Белые сложив крыла.»), чайник — в сумасшедшего «патриота», сбежавшее молоко — в (потерянное) время, а швейная машинка — в революционный пулемет:
Храбрый портной не сбивается с ритма,
Без остановки вращается втулка,
Шьет, где опасно раскроено бритвой.
Стук в пустоте разлетается гулко.
…
Мимо струится вода дождевая.
А в ателье не смолкает работа.
К старому миру жизнь пришивают.
Шелковой нитью, кровью и потом.
Быстро взлетает самолет и земля превращается в стеганое пэчворк-одеяло, и все наши жизни становятся игрушечными. И чувства они вызывают соответствующие — сплав ностальгии (высокой поэзии) и грустной иронии (к игрушкам ведь никак нельзя относиться серьезно). Заметнее всего этот сплав в стихотворении «Дремлют сад, огород и так далее…», где соседствуют две строчки, которые, кажется, ни коим образом не могут соседствовать: «Спит плотина на речке в огнях / Спят в корове продукты молочные». Читатель представляет себе речную плотину, крепко спящую в теплом одеяле огней — и тут же, с размаху, «приземляется» спящими «молпродуктами», а потом стих снова взлетает в метафизику: «мир иной, не помянутый мной» Бабанской перекликается с ахматовской «дорогой не скажу куда». Этот прием Алена блистательно повторяет вновь и вновь, создавая неповторимый авторский стиль...
#формаслов_критика