Журнал «Фома»
49.6K subscribers
4.78K photos
822 videos
1 file
2.51K links
Журнал «Фома» — о православии и жизни современным языком.

🔴 Контакты: [email protected]
🔴 Другие каналы: hipolink.me/foma_magazine
🔴 Поддержать: foma.ru/donation

Мы благодарим Фонд Президентских грантов за поддержку

Заявление в РКН: № 4945206728
加入频道
Радоница — день особого поминовения усопших, отмечаемый во второй после Пасхи вторник.

С этого дня в церквях вновь начинают совершаться заупокойные службы, которые отменялись на период от Великого Четверга до Фоминой недели, и обычно верующие идут в храм, а затем отправляются на могилы своих близких, чтобы навести там порядок, помолиться и разделить с умершими пасхальную радость.

Собрали для вас самые популярные вопросы об этом дне.

📘 Журнал «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Мы выиграем, не уничтожая то, что мы ненавидим, а спасая то, что мы любим».

Сегодня Джорджу Лукасу — 80! Режиссер создал настолько яркую и масштабную вселенную, что она до сих пор пленяет многих. Первый эпизод вышел в далеком 1977. Однако это не мешает старым фильмам оставаться более убедительными и жизнеутверждающими. Почему?

Подготовили для вас видеоэссе про «Звездные войны» по тексту нашего лектора и автора курсов
Марии Штейнман.

Вопросы разбираем серьезные: на чем строится этическая система «Звездных войн»? Какая человеческая история стоит за космической картинкой? Что выбросил Disney в новых фильмах? И возможно ли заслужить прощение, даже если ты — Дарт Вейдер?

🌐 Смотреть: https://youtu.be/6SILk15JuKk

#видеоэссе
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ещё одно из 5 добрых дел на Пасху:

Марине Наумовой 27 лет. Она родилась в Тульской области, росла здоровым и крепким ребёнком. Но в 2005 году девочка вдруг начала ходить больше на носочках, ей стало тяжело подниматься по ступенькам. Родители, заметив изменения, забили тревогу, но врачи долгое время не могли понять, что происходит с ребёнком и разводили руками. Спустя время, в генетическом научном центре Марине поставили диагноз «миопатия Дюшенна» — орфанное заболевание, характерной чертой которого является мышечная дистрофия. К 12 годам Марина почти не могла ходить, а вскоре оказалась в инвалидном кресле, полностью лишившись опоры в ногах.

Несмотря на болезнь, Марина не отчаялась, закончила школу, получила высшее образование и вышла замуж.

На данный момент девушке удалось трижды попасть на лечение в дорогостоящий реабилитационный центр. Лечение дало очень хорошие результаты: девушка смогла сама переворачиваться в кровати, научилась с минимальной помощью пересаживаться на коляску и смогла ползать на четвереньках. Марина очень увлечённая девушка — дома она продолжает своё физическое восстановление.

Чтобы добиться своей цели, Марине необходима новая реабилитация. Друзья, давайте станем для этой сильной духом девушки поддержкой, которая позволит ей вновь научиться ходить!

❤️ ПОДДЕРЖАТЬ

#фома_времямилосердия
«Ее муж поклялся перед мужиками, что никогда крещения не примет»: история из жизни

Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан

У меня была очень верующая прихожанка, а у нее очень неверующий муж Александр. Он ревновал ее к Богу, к Церкви, к службам и агрессивно сопротивлялся любому проявлению святости. Что больше всего расстраивало мою прихожанку, так это то, что муж был все еще не крещен. Она слезно скорбела об этом обстоятельстве, уговаривая его покреститься, но муж был непреклонен. И более того, однажды, чтобы особо досадить жене, Александр решил произнести «торжественную клятву» перед собравшимися за выпивкой колхозными мужиками, что никогда и ни при каких обстоятельствах он не примет крещения. За что они дружно выпили, сказав, что он «настоящий кремень». Это был тупик, и горе моей прихожанки было велико. Она безутешно скорбела: понятно было, что перед своими друзьями он «никогда не опозорится».

Но, тем не менее, она не отступала и в сокрушении сердца «нудила волю Божью», прося меня и прихожан молиться о вразумлении раба Божьего Александра. Народ ей сочувствовал, но настроен был скептически, понимая, каковы законы сельской жизни, равно как и понятия о «чести» в безбожном колхозном сообществе. То есть в душе заранее все решили за Бога, забывая, что «непостижимы судьбы Его и неисследимы! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим.11,33).

Моя же героиня вымаливала у Господа спасение своему Александру, твердо веря, что Господу все не сложно, хотя нам не дано «понять мысль Его» — «пути Его кто постигнет?» (Сир.16,21).

Что же касается нашей истории, то вскоре в Варзуге наступила весна, и лед на реке стал подтаивать. Колхозники на тракторе решили рискнуть и проехать по льду, но провалились под лед. За рулем был лучший друг Александра, как говорится, с детства не разлей вода. Он успел среагировать и вытолкнул из кабины напарника, а сам уже не успел — ушел под лед. Остались вдова и трое сыновей. Горе на селе было нешуточное.

Когда стали спрашивать про отпевание — выяснилось, что он тоже был некрещеный, и стало еще тяжелее. Ни тебе молитвы, ни звона колоколов. Одна пьянка. Народ приходил, жена, сыновья, и все спрашивали — чем можно помочь, как молиться… А чем тут поможешь?

Наревевшись вдоволь, вдова решила срочно крестить сыновей. И тут случилось то, ради чего, собственно, все и произошло. Младший сын, восьмилетний пацан, пришел домой к нашему Александру и, взяв его за руку, сказал: «Дядя Саша, будь моим крестным, чтобы был ты мне как за отца». Это, конечно, было от Бога, и в самое сердце. Это было то, в чем отказать не сможет никто и никогда.

Крестил я их всех вместе. Сначала крестного «дядю Сашу», потом крестника. Моя прихожанка, помню, стояла в храме, замерев, не веря в происходящее, и на всякий случай дежурила в дверях, чтобы ловить мужа, если попытается сбежать.

Никто, конечно, никуда не бежал. И долго на селе обсуждали эту историю, так что не было никого, «кто во всем этом не узнал, что рука Господа сотворила сие» (Иов.12,9).
15 мая Церковь празднует память перенесения мощей страстотерпцев, святых князей Бориса и Глеба. Но знали ли вы, что до этого момента не существовало чина святых «страстотерпец»? И что это вообще значит?

Есть два основных значения слова «страстотерпец». В более широком значении, так можно назвать любого христианского мученика. Например, в богослужебных текстах часто встречается термин «страстотерпец» в значении претерпевшего спасительные страсти (мучения, искушения, страдания) за веру в Господа.

Ну а в более узком смысле, возникшем именно после подвига Бориса и Глеба, страстотерпцами называют особый чин святости. Чтобы не спутать их с мучениками, необходимо понимать два принципиальных различия. Мученики страдали за исповедание веры в Иисуса Христа и принимали смерть от рук язычников или еретиков. Страстотерпцы же страдали за исполнение Христовых заповедей и погибали зачастую от рук своих же единоверцев. От мучеников их убийцы всегда требовали отречься от Спасителя. От страстотерпцев отрекаться никто не требовал. Но, уподобляясь Спасителю, они сами смиренно и безропотно принимали страдания и смерть.

Именно поэтому, прославляя в данном чине, Церковь особо подчеркивает характер совершенного духовного подвига — беззлобие, смирение, непротивление врагам.

В истории Русской Православной Церкви, помимо святых Бориса и Глеба, к чину страстотерпцев причислены, например, князь Игорь Черниговский (†1147), царевич Димитрий Угличский (†1591), семья последнего российского императора Николая II: сам государь, его супруга Александра Федоровна и их дети — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей (все †1918).

Единственным святым древнехристианской Церкви, кого в наше время называют страстотерпцем, является преподобный Дула — египетский монах, живший предположительно в период между III и VI веками. В течение двадцати лет святой подвергался насмешкам и травле со стороны других монахов монастыря, в котором он подвизался. Преподобный Дула был несправедливо обвинен в воровстве церковных сосудов, его пытали, изувечили, позже его оправдали, но он благодарил своих мучителей за возможность уподобиться Христу. Святой скончался в своей келье во время коленопреклоненной молитвы.

Начиная с XI века, когда был поставлен вопрос о прославлении святых Бориса и Глеба, соборным решением в Константинополе чин страстотерпцев был окончательно введен в жизнь Православной Церкви.

📖 Журнал «Фома»
Дорогие друзья, ждём вас! 🌹 Это будет теплый и насыщенный смыслом вечер ⬇️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Евангелие про женщин»: журнал «Фома» приглашает на живую пасхальную встречу «Райсовета»!

🎤 Дни после Пасхи – время радостных встреч! 17 мая участники нашей любимой четверки из подкаста «Райсовет» – отец Павел Великанов, отец Стефан Домусчи, отец Димитрий Барицкий и, конечно, владыка Феоктист – тоже вновь соберутся вместе, чтобы пообщаться друг с другом и с вами в эти праздничные пасхальные дни. В преддверии дня жен-мироносиц будем говорить на тему «Евангелие про женщин».

📍 Журнал «Фома» приглашает всех, кто хочет вживую пообщаться с нашими героями и увидеть, как рождаются те самые разговоры, полюбившиеся тысячам зрителей. Во второй части вы сможете задать вопросы и неформально пообщаться с батюшками.

📍 Также вас ждет распродажа наших фирменных толстовок, кружек и шоперов, фотозона, авторский кофе и возможность познакомиться с новыми друзьями!

🗓 Дата и время: 17 мая (пятница), сбор к 18:15, начало – 19:00.
👉 БИЛЕТЫ

🏛 Адрес: г. Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32 (ст. м. «Шоссе Энтузиастов»)
Приглашаем вас попробовать себя в качестве редактора одного из направлений в журнале «Фома»! 💥

Вам предстоит создавать материалы пастырской, психологической и педагогическо-воспитательной тематики.

Это работа для вас, если вы:

любите и умеете работать с текстами, имеете опыт взаимодействия с авторами и координации производства материалов

понимаете специфику текстов для разных медиаплощадок (сайт, соцсети, печатный журнал) и умеете работать с разными форматами: от сценариев для коротких роликов до проблемных журналистских материалов.

хотели бы участвовать в творческой работе редакции и разделяете ценности журнала «Фома»

💫 Подробнее об условиях и задачах

Если вакансия вам интересна, расскажите нам о себе в письме и присылайте резюме на адрес ➡️ [email protected], указав в теме письма «Редактор ЧБД».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
💬 Молодые люди в черном. Семинаристы делятся тайнами

В новом выпуске #Райсовета поговорим о том, как становятся семинаристами. Будущие священнослужители поделятся опытом получения церковного образования, расскажут, что происходит в семинариях за закрытыми дверьми, как устроен распорядок дня и проходят уроки, сложно ли во время обучения найти матушку и нужно ли. Смотрите честный разговор в неформальной обстановке: радости, переживания и юмор.

Обсудим:

▪️Четыре года под постоянным надзором, многочисленные послушания, четкий распорядок дня — есть ли здесь место свободе?
▪️Ложиться спать по звонку — каково это?
▪️Что делать, если за четыре года не нашел себе матушку?
▪️Приводить людей к Богу — это особая профессия, которой нужно обучаться?
▪️Нужно особое призвание, чтобы быть священником?
▪️Почему могут не рукоположить?

Ведущий: Матвей Кипнис @kipnisvideo

В гостях:

• Андрей Лебедев, 2 курс бакалавриата Сретенской Духовной Академии
• Диакон Евгений Тимофеев, 2 курс магистратуры СПбДА
• Роман Башкиров, 1 курс магистратуры СПбДА

💻 Смотреть на YouTube: https://youtu.be/0fzZ4AQTkOY
...Сейчас, когда я пишу эти строки, у нас самое замечательное время года — весна, время после Пасхи. Душа радуется и чувствует себя полноценной. Наверное, это и есть самое здоровое состояние души, близкое к норме, — радость. Христос так обращался к своим ученикам: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15: 11). Действительно, пришла радость, и чувствуешь ее как здоровье души, естественное состояние, которое хочется удержать навсегда и жить этим чувством с утра до вечера, и не будет тогда усталости.

Такая радость не равна удовлетворению. Ведь есть, конечно, и такая маленькая радость, что сегодня «на уроке не проверили домашнее задание». Сказал в кавычках, поскольку сюда укладывается любой вариант, когда не надо отвечать за сделанное или за несделанное. Нет ответственности — и в этом есть кажущееся ощущение свободы. Маленькая радость.

Но в маленькой больше удовлетворения, чем настоящей радости. Пасхальная же радость скорее знакома подсолнуху, которому удалось повернуть голову к солнцу. В пасхальной радости есть состояние свободы, и не случайно Антоний Сурожский подарил своему духовному сыну Алексею Фоогду книгу «на радость», он хорошо знал это переживание.

Однако по опыту своей христианской жизни я знаю, что скоро (относительно скоро) эта пасхальная радость от меня отойдет, как будто какие-то силы растащат ее по клочкам, спрячут по всяким щелям, и мне придется эту радость искать и отстаивать заново.

Силы, что крадут радость, назовутся в дальнейшем событиями повседневной жизни, необходимостью работать, заботами о семье, о детях, но какая разница, как их назвать! Главное — вместо радости появится суета. А суета — конец свободы.

Тогда я начну вспоминать: как хорошо было во время Великого поста, как легко! Хотя на самом деле было совсем не легко — с трудом давались молитвы, с трудом приходилось уворачиваться от всяких соблазнов. «Вот искушение!» — любимая фраза православных людей во время поста. «Искушение» — это то, что совсем неожиданно ломает все твои планы быть христианином хотя бы 40 дней в году.

Да, искушения были, но и настрой был решительный. Ведь главное во время поста и даже до его начала — это правильно настроиться и выбрать цель. Не ставить каких-то общих размытых задач: к Пасхе, мол, я стану хорошим, а сразу выбрать нечто определенное — скажем, хорошо бы обуздать свой гнев или приступы раздражения — и с этим работать. Когда работаешь с конкретной задачей, то и искушений меньше, ведь смотришь больше вперед, туда, где цель, а не по сторонам.

<...>

Пасха должна приходить заново с каждым воскресным днем, но вот, однако, не получается. Потому и рождается странная, казалось бы, тоска по Великому посту: скорей бы снова пост. Ведь иначе, без поста, здоровья не хватает, чтобы сопротивляться новым искушениям...

💬 Протоиерей Сергий ОВСЯННИКОВ