В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды искателей легкой наживы, грабившие и убивавшие население. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.
Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.
⚔️ Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города. В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в западне. С другой стороны, в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.
Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли.
Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.
С 1649 года этот день — 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
📖 Версию этой истории, пересказанную для детей, читайте в нашем проекте История в картинках:
https://foma.ru/den-narodnogo-edinstva-i-1612-god.html
Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.
⚔️ Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города. В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в западне. С другой стороны, в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.
Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли.
Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.
С 1649 года этот день — 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
📖 Версию этой истории, пересказанную для детей, читайте в нашем проекте История в картинках:
https://foma.ru/den-narodnogo-edinstva-i-1612-god.html
Православный журнал «Фома»
День народного единства и 1612 год. История в картинках
Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник, но у него глубокие исторические корни
Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. День народного единства связан с освобождением Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Тогда все силы нашего народа соединились, чтобы спасти нашу страну от гибели.
🔥 Что помогло жителям городов поддерживать порядок в условиях отсутствия законной власти? Кто такой Кузьма Минин? Почему Дмитрий Пожарский не стал царём после освобождения Москвы?
🔸 Ответы на эти и другие вопросы ищите в серии анимационных проектов «Минутная история».
🔸 Наши текстовые материалы о Дне народного единства читайте тут.
🔥 Что помогло жителям городов поддерживать порядок в условиях отсутствия законной власти? Кто такой Кузьма Минин? Почему Дмитрий Пожарский не стал царём после освобождения Москвы?
🔸 Ответы на эти и другие вопросы ищите в серии анимационных проектов «Минутная история».
🔸 Наши текстовые материалы о Дне народного единства читайте тут.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл явил обретенную чудотворную Казанскую икону Божией Матери, перед которой молились Минин и Пожарский.
📹 Видео Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси @patriarchia
📹 Видео Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси @patriarchia
В последнее десятилетие на православных сетевых форумах то и дело вспыхивают дискуссии на тему истинности, или ложности тезиса «Бог есть любовь, и только любовь». Кто-то утверждает, что никакого правосудия в Боге нет, и быть не может, потому что правосудие противоположно любви. Кто-то напротив, утверждает, что любовь без правосудия невозможна. У каждой стороны – свои аргументы, свои ссылки на святых отцов, своя правда.
Сориентироваться в этом бесконечном споре человеку без серьезной богословской подготовки бывает очень и очень непросто. Я, например, честно пытался разобраться, но так и не понял, на чьей стороне тут истина. Зато нашел для себя объяснение, позволяющее рассматривать этот сложный вопрос в несколько ином ракурсе, без такого жесткого противопоставления позиций. Дело в том, что настойчивое желание исключить правосудность из свойств Бога, на мой взгляд, продиктовано у большинства спорящих обыкновенным страхом. Ну вот, просто – страшно думать о том, что Бог будет нас судить по делам нашим. Потому что знаем мы цену этим делам, причем, не в полной мере даже знаем. Но уж, во всяком случае, догадываемся, что хвалить нас особо не за что. И тут срабатывает своего рода психологическая защита: сознание начинает выискивать в Священном Писании, и в трудах Отцов именно те места, где речь идет только о любви Божией, и о том, что любовь несовместима со справедливостью. Хочешь, или не хочешь, а думаешь так. Потому что иначе – страшно. Но разве можно бояться Того, Кто есть любовь? Значит, нужно просто взять и убрать из рассуждения правосудие Божие, оставив там одну лишь любовь. И тогда можно будет уже не бояться Бога, не бояться, что Он отправит тебя в геенну. Ведь Любовь же никого не может отправить в геенну...
Такая вот, примерно логика. В ней есть известная стройность, но есть и один очень существенный изъян. Дело в том, что страх – это проявление в живом существе инстинкта самосохранения. Если человек перестанет бояться высоты, он может начать бесстрашно прогуливаться по карнизам высотного здания. И в конце концов рухнет и разобьется об асфальт. Если перестанет бояться утонуть – заплывет в море так далеко, что на возвращение к берегу у него уже не хватить сил. Страх – благое дело, для человека отпавшего от Бога. А ведь мы в таком состоянии сейчас и находимся по преимуществу – в отпавшем. Не зря же на каждой исповеди батюшка читает над нами молитву – «…примири, и соедини его святей твоей Церкви». Так что же будет, если страх вечной погибели нас оставит, и свою духовную жизнь мы будем проводить без него? Думаю, ничего хорошего. А напоследок, хотел бы предложить слова святого Исаака Сирина о том, зачем нужен человеку страх перед правосудием Божьим, и в каком соотношении он находится с Божественной любовью:
«Как невозможно переплыть море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребницы страха. Но если сии гребницы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего приходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и приводит к божественной пристани, которая есть любовь».
💬 Александр ТКАЧЕНКО
Сориентироваться в этом бесконечном споре человеку без серьезной богословской подготовки бывает очень и очень непросто. Я, например, честно пытался разобраться, но так и не понял, на чьей стороне тут истина. Зато нашел для себя объяснение, позволяющее рассматривать этот сложный вопрос в несколько ином ракурсе, без такого жесткого противопоставления позиций. Дело в том, что настойчивое желание исключить правосудность из свойств Бога, на мой взгляд, продиктовано у большинства спорящих обыкновенным страхом. Ну вот, просто – страшно думать о том, что Бог будет нас судить по делам нашим. Потому что знаем мы цену этим делам, причем, не в полной мере даже знаем. Но уж, во всяком случае, догадываемся, что хвалить нас особо не за что. И тут срабатывает своего рода психологическая защита: сознание начинает выискивать в Священном Писании, и в трудах Отцов именно те места, где речь идет только о любви Божией, и о том, что любовь несовместима со справедливостью. Хочешь, или не хочешь, а думаешь так. Потому что иначе – страшно. Но разве можно бояться Того, Кто есть любовь? Значит, нужно просто взять и убрать из рассуждения правосудие Божие, оставив там одну лишь любовь. И тогда можно будет уже не бояться Бога, не бояться, что Он отправит тебя в геенну. Ведь Любовь же никого не может отправить в геенну...
Такая вот, примерно логика. В ней есть известная стройность, но есть и один очень существенный изъян. Дело в том, что страх – это проявление в живом существе инстинкта самосохранения. Если человек перестанет бояться высоты, он может начать бесстрашно прогуливаться по карнизам высотного здания. И в конце концов рухнет и разобьется об асфальт. Если перестанет бояться утонуть – заплывет в море так далеко, что на возвращение к берегу у него уже не хватить сил. Страх – благое дело, для человека отпавшего от Бога. А ведь мы в таком состоянии сейчас и находимся по преимуществу – в отпавшем. Не зря же на каждой исповеди батюшка читает над нами молитву – «…примири, и соедини его святей твоей Церкви». Так что же будет, если страх вечной погибели нас оставит, и свою духовную жизнь мы будем проводить без него? Думаю, ничего хорошего. А напоследок, хотел бы предложить слова святого Исаака Сирина о том, зачем нужен человеку страх перед правосудием Божьим, и в каком соотношении он находится с Божественной любовью:
«Как невозможно переплыть море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребницы страха. Но если сии гребницы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего приходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и приводит к божественной пристани, которая есть любовь».
💬 Александр ТКАЧЕНКО
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🔊 Послушайте, как два человека говорят о своей смерти. Редкая видеозапись встречи двух старцев...
📄 Одна незаметная причина, по которой впадаешь в уныние и теряешь веру...
Те самые лепты вдовы, на которые указал Христос: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12:41–44).
Вдруг задумался. Кто кроме Спасителя мог знать, что эта женщина отдала последнее? И кто, кроме Него обратил бы внимание на женщину, которая что-то пожертвовала... Мало ли кто и что жертвует и почему.
Я по десять раз на дню читаю в комментариях к родному «Фоме» про то, что в Церкви нет благодати; что верующие равнодушны к страданиям ближних, а если и делают нечто, то напоказ. Я без радости, но вполне допускаю, что мы совершаем множество грехов. И часто даже не скрываясь. Но неужели в мире, в Церкви нашей и впрямь одни грехи, и ничего доброго? А может, это обман зрения, привычного выхватывать то, что дурно? Святое и истинно доброе чаще всего незаметно и редко ценится по достоинству. Если бы Христос, будучи прозорлив, не указал на подвиг той женщины, то кто бы вообще обратил на неё внимание? Кто узнал бы, что человек отдаёт последнее?.. Пожалуй, вообще никто. Да и так ли уж часто даже видимые и известные мне проявления благодати, любви, добра, я ценю по достоинству?
И подумалось: быть может, это неумение видеть, а через то и любить в человеке образ Божий — это и есть то самое «бревно» (точнее одно из многих «брёвен»), какое надо вынуть из собственного глаза, прежде чем рассуждать о ближнем? Возможно, одно из калечащих душу свойств как раз и есть неумение замечать и радоваться доброму. И напротив, стремление созерцать именно и только дурное (даже доброе перетолковывая и извращая)? Если это верно, то «Не судите» особенно важно. Поскольку «бревном» осуждения в глазу извожу себя самого. Впадаю в уныние. Теряю веру.
Вынуть бы это «бревно», как призывает Господь! И быть может, столько бы открылось доказательств присутствия Божия! Столько благодати бы оказалось даже в нынешнем, падшем мире! Сколько добрых человеческих поступков, вплоть до тайных подвигов открылось бы глазу. Каким и были те две лепты нищей женщины, потерявшей мужа...
💬 Владимир ГУРБОЛИКОВ @gurbolikov
Те самые лепты вдовы, на которые указал Христос: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12:41–44).
Вдруг задумался. Кто кроме Спасителя мог знать, что эта женщина отдала последнее? И кто, кроме Него обратил бы внимание на женщину, которая что-то пожертвовала... Мало ли кто и что жертвует и почему.
Я по десять раз на дню читаю в комментариях к родному «Фоме» про то, что в Церкви нет благодати; что верующие равнодушны к страданиям ближних, а если и делают нечто, то напоказ. Я без радости, но вполне допускаю, что мы совершаем множество грехов. И часто даже не скрываясь. Но неужели в мире, в Церкви нашей и впрямь одни грехи, и ничего доброго? А может, это обман зрения, привычного выхватывать то, что дурно? Святое и истинно доброе чаще всего незаметно и редко ценится по достоинству. Если бы Христос, будучи прозорлив, не указал на подвиг той женщины, то кто бы вообще обратил на неё внимание? Кто узнал бы, что человек отдаёт последнее?.. Пожалуй, вообще никто. Да и так ли уж часто даже видимые и известные мне проявления благодати, любви, добра, я ценю по достоинству?
И подумалось: быть может, это неумение видеть, а через то и любить в человеке образ Божий — это и есть то самое «бревно» (точнее одно из многих «брёвен»), какое надо вынуть из собственного глаза, прежде чем рассуждать о ближнем? Возможно, одно из калечащих душу свойств как раз и есть неумение замечать и радоваться доброму. И напротив, стремление созерцать именно и только дурное (даже доброе перетолковывая и извращая)? Если это верно, то «Не судите» особенно важно. Поскольку «бревном» осуждения в глазу извожу себя самого. Впадаю в уныние. Теряю веру.
Вынуть бы это «бревно», как призывает Господь! И быть может, столько бы открылось доказательств присутствия Божия! Столько благодати бы оказалось даже в нынешнем, падшем мире! Сколько добрых человеческих поступков, вплоть до тайных подвигов открылось бы глазу. Каким и были те две лепты нищей женщины, потерявшей мужа...
💬 Владимир ГУРБОЛИКОВ @gurbolikov
Сегодня нет нового выпуска подкастов журнала «Фома», зато есть повод напомнить, что у нашего главного редактора Владимира Романовича Легойды выходит собственный подкаст на Первом ⬇️
Forwarded from Владимир Легойда
Как представляется, получился глубокий и интересный разговор
https://rutube.ru/video/83262e4f50c69622e5553fb26f9ff5a3/
https://rutube.ru/video/83262e4f50c69622e5553fb26f9ff5a3/
RUTUBE
Собрались с мыслями. Евгений Водолазкин. Память как надежда и проклятие. Выпуск от 30.10.2023
Что такое память? Надо ли ее тренировать и как? Почему невозможно помнить абсолютно? Тождественен ли человек памяти о событиях своей жизни? Исчезает ли человеческий опыт после смерти? Почему культуру называют коллективной памятью?
Эти и другие вопросы ведущий…
Эти и другие вопросы ведущий…
Forwarded from Академия журнала «Фома»
130 лет назад умер Петр Чайковский (1840–1893). Чем именно он прославился, рассказывает пианистка, искусствовед Юлия Казанцева.
🎶 Подробнее о курсе «Музыка и Бог» здесь.
Академия журнала «Фома»
🎶 Подробнее о курсе «Музыка и Бог» здесь.
Академия журнала «Фома»
Forwarded from Владимир Гурболиков
В Живом Журнале прочел реплику о современных разборах популярных советских фильмов: "Иронии судьбы", "Москва слезам не верит" и многих других, когда жестко критикуют Лукашина, Надежду, Гошу, отношения между героями. Там автор посчитал, что причина, возможно, в нежелании поверить в возможность этих героев быть счастливыми. Или даже в зависти к ним... Есть ли тут зависть, не знаю. Может, этими фильмами просто уже перекормили? И негатив в каком-то смысле — это способ продления интереса к тому, что знаемо почти наизусть? Ну и для психологов, конечно же, такие культовые фильмы очень удобны как иллюстрации проблем и сбоев в отношениях. А любое серьезное произведение — оно ведь проводит зрителя, читателя через кризис. Вот, этот кризис и можно разобрать с самых разных сторон. Такую тему стоило бы обсудить с гостями "Фомы" на наших видео-каналах. Как вы думаете? И как сами относитесь к таким критическим кино-разборам?
… в нашей жизни самое светлое и дорогое, что осталось нам, что поддерживает душу, не дает мутно плещущим волнам хаоса затопить в ней благодать Божию – это лучи любви Божией к человеку, это молитва и миги человеческих встреч, то доброе, то светлое, что встречаем иногда, внезапно, среди окружающей злобы и безнадежности.
... Как хорошо знать, что все Божье, что нет какого‑то отдельного Божьего дела, нет каких‑то особенных мест или положений для служения Ему, а всякое дело может быть Его делом… Вот эта убогая, каменистая, вьющаяся среди маленьких елок и только что распустившихся кустов дорога – Его дорога… Вот этот труд над переброской и выниманием бревен и досок – Его дело, служение Ему, и, наконец, этот дощатый барак с койками – может быть Его таинственным и полным благодати и трепещущих ангельских крыльев царством.
... Хорошо жить на Божьем свете, когда сквозь всю непроглядную жесткую кору жизни могут пробиться доброта, любовь, внимание, даже в самое суровое время, при самых тяжелых условиях.
📖 Из дневников свящ. Анатолия Жураковского в заключении на Соловках
#помним_новомучеников
... Как хорошо знать, что все Божье, что нет какого‑то отдельного Божьего дела, нет каких‑то особенных мест или положений для служения Ему, а всякое дело может быть Его делом… Вот эта убогая, каменистая, вьющаяся среди маленьких елок и только что распустившихся кустов дорога – Его дорога… Вот этот труд над переброской и выниманием бревен и досок – Его дело, служение Ему, и, наконец, этот дощатый барак с койками – может быть Его таинственным и полным благодати и трепещущих ангельских крыльев царством.
... Хорошо жить на Божьем свете, когда сквозь всю непроглядную жесткую кору жизни могут пробиться доброта, любовь, внимание, даже в самое суровое время, при самых тяжелых условиях.
📖 Из дневников свящ. Анатолия Жураковского в заключении на Соловках
#помним_новомучеников
📖 Человек: не игрушка, но сын
Можно по-разному видеть одни и те же вещи и, соответственно своему видению, давать им разные имена. В Библии Бог назван Отцом, потому что человек — любимое его дитя. Иногда — своевольное, иногда — глупое, иногда — жестокое, жадное и безжалостное даже к себе самому. Но от этого не переставшее быть для Отца — любимым. И вся история человечества, по сути, — история взросления этого Божьего ребенка. Трудная, временами даже трагическая, со взлетами и падениями, с катастрофическими ошибками и долгим и тяжелым их исправлением. Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. И Бог не ограничивает его в этой свободе. Он просто всегда находится рядом с человеком и в любой момент готов помочь. В выборе между жизнью и смертью Он всегда предлагает человеку пути жизни. Он оставляет человека свободным, но делает все, чтобы тот смог реализовать эту свободу во благо. В притче о блудном сыне Христос показал самую суть этих отношений: хочешь уйти — иди, но будь готов к тому, что тебе придется очень туго. Захочешь прийти назад, знай — Отец всегда тебе рад, и примет тебя с любовью, из какой бы мерзости ты к Нему ни возвратился. Можно ли назвать это отношением хозяина к игрушке? Наверное, можно, если бы не одно обстоятельство: ни один Карабас-Барабас не согласится принять мучительную смерть ради спасения своих кукол. На такое способен лишь Творец, защищающий любимое творение, или Отец, спасающий своих детей, попавших в беду. Именно таким самопожертвованием заканчивается библейский рассказ об отношениях Бога и человека. И лишь из этой перспективы можно правильно увидеть и понять истории Каина, Иова, Иуды и еще многих и многих людей, чья непростая судьба описана в Библии.
Александр ТКАЧЕНКО
Можно по-разному видеть одни и те же вещи и, соответственно своему видению, давать им разные имена. В Библии Бог назван Отцом, потому что человек — любимое его дитя. Иногда — своевольное, иногда — глупое, иногда — жестокое, жадное и безжалостное даже к себе самому. Но от этого не переставшее быть для Отца — любимым. И вся история человечества, по сути, — история взросления этого Божьего ребенка. Трудная, временами даже трагическая, со взлетами и падениями, с катастрофическими ошибками и долгим и тяжелым их исправлением. Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. И Бог не ограничивает его в этой свободе. Он просто всегда находится рядом с человеком и в любой момент готов помочь. В выборе между жизнью и смертью Он всегда предлагает человеку пути жизни. Он оставляет человека свободным, но делает все, чтобы тот смог реализовать эту свободу во благо. В притче о блудном сыне Христос показал самую суть этих отношений: хочешь уйти — иди, но будь готов к тому, что тебе придется очень туго. Захочешь прийти назад, знай — Отец всегда тебе рад, и примет тебя с любовью, из какой бы мерзости ты к Нему ни возвратился. Можно ли назвать это отношением хозяина к игрушке? Наверное, можно, если бы не одно обстоятельство: ни один Карабас-Барабас не согласится принять мучительную смерть ради спасения своих кукол. На такое способен лишь Творец, защищающий любимое творение, или Отец, спасающий своих детей, попавших в беду. Именно таким самопожертвованием заканчивается библейский рассказ об отношениях Бога и человека. И лишь из этой перспективы можно правильно увидеть и понять истории Каина, Иова, Иуды и еще многих и многих людей, чья непростая судьба описана в Библии.
Александр ТКАЧЕНКО