Замечали? Почему так — отвечает иконописец Дмитрий Трофимов.
А если вы хотите узнать больше интересного о церковном искусстве — приходите на грандиозный фестиваль «Видеть и слышать» @videt_i_slyshat. Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.
⏰ КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11
Подробнее о фестивале читайте тут:
https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat
А если вы хотите узнать больше интересного о церковном искусстве — приходите на грандиозный фестиваль «Видеть и слышать» @videt_i_slyshat. Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.
⏰ КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11
Подробнее о фестивале читайте тут:
https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat
Одна из самых известных и любимых родительских суббот года приходится на ноябрь (в 2023 году — 28 октября). Это последняя родительская суббота в году.
Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых. Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа, а наоборот защищал их, за что и был казнен. А традиция осеннего поминовения, согласно преданию Русской Церкви, была введена святым благоверным князем Димитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле. Со временем Димитриевская стала просто днем молитвы об усопших, когда верующие приходят в храм на заупокойное богослужение, жертвуют на нужды церкви и раздают милостыню в память о своих умерших родных и близких.
🔸 Зачем молиться об умерших?
Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.
📖 Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? Ответы на эти и еще 9 вопросов о поминовении усопших читайте на нашем сайте.
📖 Дмитрий Донской. История в картинках
📖 Димитрий Солунский: за что римская власть убила чиновника, которого сама же и назначила?
Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых. Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа, а наоборот защищал их, за что и был казнен. А традиция осеннего поминовения, согласно преданию Русской Церкви, была введена святым благоверным князем Димитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле. Со временем Димитриевская стала просто днем молитвы об усопших, когда верующие приходят в храм на заупокойное богослужение, жертвуют на нужды церкви и раздают милостыню в память о своих умерших родных и близких.
🔸 Зачем молиться об умерших?
Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.
📖 Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? Ответы на эти и еще 9 вопросов о поминовении усопших читайте на нашем сайте.
📖 Дмитрий Донской. История в картинках
📖 Димитрий Солунский: за что римская власть убила чиновника, которого сама же и назначила?
Forwarded from Духовный дневник с журналом «Фома»
В родительские субботы нужно в первую очередь молиться.
Христиане верят, что со смертью тела душа не умирает. «Все там будем» — так говорят часто даже неверующие люди, видимо, все же надеясь, что где-то «там» умершие близкие живы. Но теперь им не получится ни позвонить, ни написать письма, ни передать гостинец... И самым деятельным проявлением любви становится молитва — о прощении грехов, которые умершим уже не исправить, о милости к ним Господа, о спокойствии для их душ.
Родительские субботы установлены в богослужебном календаре специально для того, чтобы верующие могли помолиться на панихиде вечером накануне и на Литургии и панихиде утром вместе со всей Церковью. Чтобы имена близких были включены священнослужителями в общее поминовение, нужно написать записку и лучше всего подать ее за свечной ящик вечером.
Уже после службы можно отправиться на кладбище и навести порядок на могилах, а также совершить мирским чином литию (короткую заупокойную службу). Впрочем, съездить на кладбище можно практически в любой день года. Родительских же суббот, когда вся Церковь объединяется в прошении к Господу за тех, кого уже нет на земле, в году всего восемь.
В дни поминовения также принято приносить в храм продукты и класть на специальный панихидный столик, канун. В родительские субботы он обычно помещается в центре храма. Пожертвование и милостыня тоже считаются помощью живых усопшим.
Если уж совсем никак не получается прийти ни в храм, ни на кладбище, помяните своих родных дома, можно своими словами, лучше — молитвами из молитвослова или прочтите канон о упокоении.
📖 Подпишись на Духовный дневник с журналом «Фома»
Христиане верят, что со смертью тела душа не умирает. «Все там будем» — так говорят часто даже неверующие люди, видимо, все же надеясь, что где-то «там» умершие близкие живы. Но теперь им не получится ни позвонить, ни написать письма, ни передать гостинец... И самым деятельным проявлением любви становится молитва — о прощении грехов, которые умершим уже не исправить, о милости к ним Господа, о спокойствии для их душ.
Родительские субботы установлены в богослужебном календаре специально для того, чтобы верующие могли помолиться на панихиде вечером накануне и на Литургии и панихиде утром вместе со всей Церковью. Чтобы имена близких были включены священнослужителями в общее поминовение, нужно написать записку и лучше всего подать ее за свечной ящик вечером.
Уже после службы можно отправиться на кладбище и навести порядок на могилах, а также совершить мирским чином литию (короткую заупокойную службу). Впрочем, съездить на кладбище можно практически в любой день года. Родительских же суббот, когда вся Церковь объединяется в прошении к Господу за тех, кого уже нет на земле, в году всего восемь.
В дни поминовения также принято приносить в храм продукты и класть на специальный панихидный столик, канун. В родительские субботы он обычно помещается в центре храма. Пожертвование и милостыня тоже считаются помощью живых усопшим.
Если уж совсем никак не получается прийти ни в храм, ни на кладбище, помяните своих родных дома, можно своими словами, лучше — молитвами из молитвослова или прочтите канон о упокоении.
📖 Подпишись на Духовный дневник с журналом «Фома»
Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Икона — тоже изображение, на иконах мы видим лики Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых. Значит ли это, что икона — тоже идол? Нет, и этому есть одно главное объяснение.
Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.
Икона — явление принципиально другого порядка. Есть очень удачное сравнение, которое помогает понять отличие молитвы перед иконой от идолопоклонства. Икона — это как бы фотография любимого человека. Когда мы смотрим на фото любимого и чувствуем бесконечные любовь и нежность, мы испытываем их не к куску бумаги с цветным отпечатком, а к тому, кто на нем запечатлен. Фотография — лишь подспорье для нас, чтобы пробудить в душе весь спектр чувств к сфотографированным. Так и икона священна не сама по себе, это не истукан, перед которым мы преклоняем колени.
Икона — наш помощник в молитве, напоминание о незримом Боге, который тем не менее всегда рядом с нами. Именно поэтому, кстати, правильно говорить не «я молюсь иконе», а «я молюсь перед иконой», ведь адресат нашей молитвы — не изображение, а Тот или те, кто на ней изображен.
💬 Анатолий ВЛЕЗЬКО
Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.
Икона — явление принципиально другого порядка. Есть очень удачное сравнение, которое помогает понять отличие молитвы перед иконой от идолопоклонства. Икона — это как бы фотография любимого человека. Когда мы смотрим на фото любимого и чувствуем бесконечные любовь и нежность, мы испытываем их не к куску бумаги с цветным отпечатком, а к тому, кто на нем запечатлен. Фотография — лишь подспорье для нас, чтобы пробудить в душе весь спектр чувств к сфотографированным. Так и икона священна не сама по себе, это не истукан, перед которым мы преклоняем колени.
Икона — наш помощник в молитве, напоминание о незримом Боге, который тем не менее всегда рядом с нами. Именно поэтому, кстати, правильно говорить не «я молюсь иконе», а «я молюсь перед иконой», ведь адресат нашей молитвы — не изображение, а Тот или те, кто на ней изображен.
💬 Анатолий ВЛЕЗЬКО
Forwarded from Академия журнала «Фома»
Для чего существуют сказки? Чем так интересны волшебные миры? Что значит «творить свою реальность»? Почему бегство от действительности – не всегда плохо? И что на это скажет Толкин?
Разбираем феномен фэнтези вместе с кандидатом филологических наук, профессором НИУ ВШЭ Марией Штейнман в нашей новой лекции:
https://youtu.be/_fqrcCD1Hzs?si=mHc3ajar-s4e4sUd
Лекция реализована в рамках проекта «Христианские корни Запада и России».
Благодарим «Президентский фонд культурных инициатив» за поддержку и возможность делиться материалами бесплатно!
Академия журнала «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
📄 29 октября — память святого мученика Лонгина сотника (+ I в.), римского воина, видевшего смерть и воскресение Христа
Воин, стоящий рядом с Иоанном Богословом в сцене Распятия, — это тот самый сотник, который был стражем и уверовал в Спасителя: Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник (Лк 23:47). Согласно апокрифическим источникам, имя его было Лонгин. Став свидетелем Распятия и Воскресения, Лонгин оставил военную службу и отправился в родную Каппадокию проповедовать Евангелие, за что был обезглавлен. Как принявший смерть за Христа, Лонгин прославлен Церковью в лике мучеников.
Поэтому в некоторых вариантах иконографий Распятия его пишут уже с нимбом. Святой Лонгин взирает на Крест и энергично, высоко поднятой вверх рукой указывает на Спасителя со словами, и мы почти слышим его слова: Воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). Церковные художники акцентируют внимание зрителя на этом жесте удивления и потрясения. Римский центурион становится верующим на наших глазах. Позже образ святого, который будто замер за спиной плачущего Иоанна Богослова, вошел и в один из изводов иконы «Не Рыдай Мене, Мати».
Святого Лонгина, как правило, изображают в традиционном одеянии римского воина: на нем короткая туника, доспехи, поверх которых накинут плащ. В сцене Распятия Лонгин держит в руке длинное копье, а на одиночных изображениях в руке может быть и крест, символ мученической смерти. Встречаются иконы и росписи, где Лонгин Сотник изображен рядом со святыми воинами: Иоанном, Феодором Стратилатом и другими.
Понравился материал? Поддержите журнал «Фома»
Воин, стоящий рядом с Иоанном Богословом в сцене Распятия, — это тот самый сотник, который был стражем и уверовал в Спасителя: Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник (Лк 23:47). Согласно апокрифическим источникам, имя его было Лонгин. Став свидетелем Распятия и Воскресения, Лонгин оставил военную службу и отправился в родную Каппадокию проповедовать Евангелие, за что был обезглавлен. Как принявший смерть за Христа, Лонгин прославлен Церковью в лике мучеников.
Поэтому в некоторых вариантах иконографий Распятия его пишут уже с нимбом. Святой Лонгин взирает на Крест и энергично, высоко поднятой вверх рукой указывает на Спасителя со словами, и мы почти слышим его слова: Воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). Церковные художники акцентируют внимание зрителя на этом жесте удивления и потрясения. Римский центурион становится верующим на наших глазах. Позже образ святого, который будто замер за спиной плачущего Иоанна Богослова, вошел и в один из изводов иконы «Не Рыдай Мене, Мати».
Святого Лонгина, как правило, изображают в традиционном одеянии римского воина: на нем короткая туника, доспехи, поверх которых накинут плащ. В сцене Распятия Лонгин держит в руке длинное копье, а на одиночных изображениях в руке может быть и крест, символ мученической смерти. Встречаются иконы и росписи, где Лонгин Сотник изображен рядом со святыми воинами: Иоанном, Феодором Стратилатом и другими.
Понравился материал? Поддержите журнал «Фома»
Лица и лики: 7 фотографий новомучеников до и после ареста
Священный Синод благословил ежегодно 30 октября совершать на территории России заупокойные богослужения обо всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины. Среди убитых и замученных — огромное множество как мирян, так и монахов, священнослужителей.
📄 Истории новомучеников читайте в нашей рубрике.
Священный Синод благословил ежегодно 30 октября совершать на территории России заупокойные богослужения обо всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины. Среди убитых и замученных — огромное множество как мирян, так и монахов, священнослужителей.
📄 Истории новомучеников читайте в нашей рубрике.
Forwarded from Соколов и медиа
Ну с Хэллоуином и прочей попсой все ясно. Однако, феномен Самайна следует понимать просто для общекультурного развития. Слишком велико его влияние в англо-саконской, а следом и мировой и культуре.
Думаю, вы и сами это знаете. Но если хотите знать больше - наша #минутнаяистория сегодня про кельтов, их культуру и то, как она выжила вопреки всему.
Ну и, конечно, о нашем православном святом - Патрикии и всех святых земли Ирландской. Ведь это их трудами самый страшный день года как-то вдруг превратился в праздник.
@sokolovmedia
Думаю, вы и сами это знаете. Но если хотите знать больше - наша #минутнаяистория сегодня про кельтов, их культуру и то, как она выжила вопреки всему.
Ну и, конечно, о нашем православном святом - Патрикии и всех святых земли Ирландской. Ведь это их трудами самый страшный день года как-то вдруг превратился в праздник.
@sokolovmedia
YouTube
Хэллоуин или Самайн? (Соколов, Гурков, Занегина) / "Минутная История"
Кто такие кельты и где они жили? Правда ли, что их культура представлена сейчас только в Ирландии? И какое отношение имеет сейчас Хэллоуин к древним праздникам кельтов?
В гостях — Ася Занегина — литературовед, специалист по кельтскому искусству, историк философии…
В гостях — Ася Занегина — литературовед, специалист по кельтскому искусству, историк философии…
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«Я готов» – сказал протоиерей и первым подошел к вырытой могиле. История священномученика Иоанна (Восторгова) – одна из тысяч историй, которые нам нельзя забыть. #фомавидеоистории
Сегодня, 30 октября, – день памяти жертв политических репрессий. Уже больше 20 лет журнал «Фома» рассказывает о жизни людей, пострадавших за Христа в годы репрессий. Это истории о невыносимой боли, о нестерпимом страхе, но в то же время и о невероятно сильной вере и любви. Многие из них вы можете прочитать на сайте журнала «Фома» в рубрике «Новомученики» и здесь по хештегу #помним_новомучеников
Сегодня, 30 октября, – день памяти жертв политических репрессий. Уже больше 20 лет журнал «Фома» рассказывает о жизни людей, пострадавших за Христа в годы репрессий. Это истории о невыносимой боли, о нестерпимом страхе, но в то же время и о невероятно сильной вере и любви. Многие из них вы можете прочитать на сайте журнала «Фома» в рубрике «Новомученики» и здесь по хештегу #помним_новомучеников