Журнал «Фома»
49.8K subscribers
4.82K photos
826 videos
1 file
2.52K links
Журнал «Фома» — о православии и жизни современным языком.

🔴 Контакты: [email protected]
🔴 Другие каналы: hipolink.me/foma_magazine
🔴 Поддержать: foma.ru/donation

Мы благодарим Фонд Президентских грантов за поддержку

Заявление в РКН: № 4945206728
加入频道
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🚀 Лётчик-космонавт из Новосибирска Анна Кикина теперь — Герой России! 🇷🇺 Посмотрите наш сюжет о ней!

#фомавидеоистории
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
❤️ Как и где мы искали будущих жен?

Картошка, бал, семинария и храм на Юго-Западной — сегодня в выпуске #Райсовет вы услышите удивительные истории знакомств. Четыре наших гостя расскажут о том, как и где они встретили своих будущих жен.

Почему не надо искать жену? Современному человеку семья не нужна? Как избавиться от мыслей о разводе? Что такое ответственность? Промысел Божий или влюбленность? Что значит фраза «завоевать женщину»?

В гостях:

Александр Ананьев @ananev_mitrofanova
Иерей Николай Конюхов @svnikolaikon
Протоиерей Максим Первозванский @pervozvansky
Диакон Богдан Мошура @bogdanmoshurachannel

💻 Этот выпуск на YouTube: https://youtu.be/kGFcUCvzpJk
Может ли христианин жить комфортно в мире, пропитанном злом?

Размышляет наш постоянный автор Александр Ткаченко.

Журнал «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вот это тяжелое, беспросветное для большинства людей бытие: тяжкий труд, войны, жестокость, насилие — и определило, что в религии наш народ видит, может быть, некоторое отражение своего страдания. Христос страдал. И именно такой, страдающий, Он ближе нашему народу, в отличие от протестантской традиции, где есть нотка такого вот благополучного Христа, как бы абсурдно такое определение ни звучало по отношению к Нему.

Да и мне самому действительно свойственно вглядывание в это наше убожество с какой-то щемящей нежностью (...) Это чувство похоже на то, как нам может быть близок и симпатичен какой-то великий, выдающийся, но очень неблагополучно живущий человек. Тот же Достоевский, скажем. Он тяжеловато жил вообще-то. На эшафоте стоял и так далее. Но — он великий. И Россия при всей своей «несчастности» — она великая страна, с великой культурой, с великими достижениями, одна из крупнейших культур мировых.

При этом сам я все-таки хотел бы, чтобы Россия была страной благополучной, сытой, удобной, где люди бы жили хорошо. И я совершенно не идеализирую убогость и не считаю, что люди, живущие среди убогости, ближе к свету. Ни к какому свету они не ближе. Православное христианство — это религия сложная, требующая больших знаний и понимания, мне кажется. Ну, например, учение о Троице — трудно же понять, или что такое искупление, почему необходима была именно такая жертва. А бедному человеку, ему часто не до богословия. Ему и голову поднять невозможно. Его жизнь все время прижимает, ему выжить нужно, семью прокормить. А чтобы думать о Боге, нужно немножко расправить плечи, найти возможность вообще о чем-то задуматься. Вот так, отвлеченно уставившись в окно на зимний лес. У бедного человека если есть под боком зимний лес, то для него это просто источник дров, которые нужно мучительно добывать, а не источник высоких размышлений: вот, вроде мысль какая интересная в голову пришла... Нет, ему, бедному человеку, редко приходят в голову интересные мысли, потому что для этого нужно время и некая остановка бега. А он все время в колесе.

Естественно, каждому человеку воздастся по его возможностям, и старенькой деревенской бабушке, которая не могла получить богословское образование и читать творения святых отцов, — ей воздастся за ее простую веру. Но идеализировать ее веру и говорить, что она лучше веры образованного (не исключено, что и в области богословия), притом финансово благополучного человека, не надо. В последнее время я все больше склоняюсь к тому, что этот феномен внешнего благополучия вообще не имеет какого-то религиозного измерения. Благополучный, богатый житель Швейцарии с миллионным счетом в банке может быть ближе к Богу, чем наш несчастный Кузьмич с семечками. А Кузьмич с семечками может вообще Богом не интересоваться.

💬 Писатель Дмитрий ДАНИЛОВ @ddanilov_blog

Это текст — отрывок из интервью. Читайте полностью:

💻 Дмитрий Данилов: «Мне отвратительно деление людей на рукопожатных и нерукопожатных»
Без Креста нет и не может быть Воскресения. Он не только орудие страданий, но и символ надежды, спасения и вечной жизни, провозвестник победы над адом и смертью...

Разбираемся в смыслах третьей (Крестопоклонной) недели Великого поста вместе со священником Евгением Мурзиным.
7 апреля — Крестопоклонная Неделя — середина Великого Поста

Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. В поэтических богослужебных текстах этого дня раскрывается таинственный, духовный смысл события, которое в тропаре — главном песнопении праздника — называется «сердцевиной, сутью нашего спасения».

Тайна Боговоплощения в своей полноте непознаваема человеческим разумом и невыразима словами, как и Сам Бог «неизреченен, недоведом, невидим, непостижим» и «милость Его безмерна и человеколюбие неизреченно» (слова из священнических молитв литургии Иоанна Златоуста). Богослужение Благовещения во многом раскрывает эту мысль. Самой важной и интересной частью его является канон. Вся гимнография на день Благовещения представляет собой пространное толкование евангельского текста о благовестии архангела Гавриила, обращенном к Пресвятой Деве Марии. В каноне же это толкование представлено, как прямой диалог Богородицы и архангела Гавриила. С богословской точки зрения это может показаться неожиданным, если не сказать спорным, художественным ходом.

Пресвятой Матери Христа, Бога и Спасителя нашего, и одному из архангелов как бы приписываются слова, которые они буквально не говорили, более того, и не могли сказать в то время: еще не было слов и богословских формул, которыми можно было бы говорить так, как это представлено в каноне. Но в данном случае художественная правда творца канонов (в большинстве рукописей им называется монах Иоанн, т. е. Иоанн Дамаскин) хотя и не совпадает буквально с правдой исторической (но и не приходит с ней в противоречие), однако же предельно возможно отражает правду вневременную, как бы давая взгляд на событие из вечности.

Архангел Гавриил открывает Богородице «неизглаголанную (несказанную) радость»: «приклони ухо Твое и вонми ми, Бо́жие возвеща́ющу безсе́менное зача́тие, обрела́ бо еси́ благода́ть пред Бо́гом, ея́же никогда́же обре́те друга́я, Всечи́стая» (Склони ухо Твое и внемли мне, возвещающему о зачатии Бога без семени; ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая, какой ни одна жена никогда не обретала!).

Дева Мария недоумевает: «Ка́ко зачну́, Де́ва су́щи, Отрокови́ца? Ка́ко же и Ма́ти бу́ду Зижди́теля Моего́?» (Как зачну Я, Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью Моего Создателя?).

В ответ архангел Гавриил, по сути, говорит Ей о невозможности ответа на этот вопрос — и тем не менее всё сказанное должно чудесно свершиться:: «И́щеши от мене́ уве́дети, Де́во, о́браз зача́тия Твоего́, но той несказа́нен есть: Дух же Святы́й, зижди́тельною си́лою осени́в Тя, соверши́т» (Ты стремишься, Дева, от меня узнать образ Твоего зачатия? Но он неизъясним; совершит же это Дух Святой, осенив Тебя творческою силою). Еще раньше в каноне утверждается: «Бо́гу бо хотя́щу, удо́бь сконча́ются и пресла́вная» (Когда угодно Богу, легко совершается и необычайное). Словом «пресла́вная» переводится на церковнославянский язык греческое παράδοξος, т. е. что-то не просто необычайное, но парадоксальное, невозможное для человеческого рассудка...


...Несмотря на то, что человеческий разум не способен в полноте вместить всю глубину Благовещения, мы, вслушиваясь в слова богослужения, можем хотя бы отдаленно приблизиться к пониманию происходившего в Назарете во время чудесной встречи Девы Марии и архангела Гавриила. Канон Благовещению читаются на всенощном бдении (вечерней службе), посвященном празднику Благовещения, т.е. 6 апреля вечером.

Читайте полностью:

📖 Таинственные образы Боговоплощения в службе Благовещения Пресвятой Богородицы

А также:

📓Текст канона Благовещению Пресвятой Богородице
«Я родился и вырос в обычной советской семье, где про Бога не говорили. Счастливое детство, юность, никаких потрясений. Я стал физиком-ядерщиком, и даже успел поработать по специальности до того, как жизнь развернула меня в совершенно другую сторону. В неполные 30 лет, меня, недавно крещённого человека, стали почитать за старца, из-за чего у меня начались дикие головные боли…»

Эту историю из жизни рассказал протоиерей Максим Первозванский @pervozvansky, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе.

💻 Смотреть на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=8-TEbGy_I7k