Журнал «Фома»
49.8K subscribers
4.82K photos
825 videos
1 file
2.52K links
Журнал «Фома» — о православии и жизни современным языком.

🔴 Контакты: [email protected]
🔴 Другие каналы: hipolink.me/foma_magazine
🔴 Поддержать: foma.ru/donation

Мы благодарим Фонд Президентских грантов за поддержку

Заявление в РКН: № 4945206728
加入频道
Подарки на Рождество Христово — это источник настоящей радости для тех, кто чувствует себя одиноким и нуждающимся. Присоединяйтесь к нашему благотворительному сбору и помогите нам создать волшебное Рождество для детей воспитанников детского дома, детей, находящихся на лечении, детей из малообеспеченных семей и одиноких пожилых людей. Цена каждого подарка невелика, и с вашей помощью мы сможем порадовать множество людей. Для закупки более 500 подарков нам необходимо собрать 218 400 рублей. Вместе мы сможем подарить веру в чудо тем, кто в этом больше всего нуждается!

Присоединитесь к нашей совместной с Фондом «Мои друзья» благотворительной акции и станьте частью этого Рождественского волшебства!

🎁 ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Выражение «Воля Божия» для многих людей становится способом снять с себя ответственность за бездействие, или наоборот, слишком жёсткие реакции на какие-то события. Как это характеризует священник Стефан Домусчи?

В продолжении темы читайте:

Что значит «на все воля Божия»? Получается, что все наши действия, в том числе греховные, заранее предопределены?

Как узнать волю Бога обо мне?

Полный выпуск Райсовета

⚪️ Журнал «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔 Как можно ненавидеть грех, но любить грешника?

Иисус не имел в Себе никакого греха, но с милосердием относился к грешникам, как бы низко они ни пали. Кем же будем выглядеть в Его очах мы, если вдруг решим, будто кто-то из людей по своим грехам оказался ниже нас и теперь мы имеем право говорить или пускай даже только думать о таких грешниках с пренебрежением?

Неужели со своими грехами мы настолько уже разобрались, что пришла пора обратить внимание на чужие?

Ведь именно о них, о совершивших явный грех людях, об этих тростинках надломленных и едва тлеющих клочках льна, заботится Господь более, чем о ком-либо. Ради каждой из таких заблудших овец готов Он оставить послушное стадо и отправиться на поиски в смертельно опасное путешествие. Страшную смерть на кресте принял Он за согрешивших, а не за праведных. И каждому из нас в любой момент может напомнить о наших собственных грехах — так же, как в тот раз, когда, склонив голову, Он писал на песке имена обуянных праведным гневом обличителей.

Грех нужно ненавидеть. Но ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной даже для святых людей. В древнем патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его — в Царство или в муку?“ Потрясенный этим, святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его грех, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти. Но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех прежде всего в себе самом. А ко всем прочим людям относиться так, как относился к ним Господь наш Иисус Христос — с любовью и состраданием. Конечно, сказать это гораздо проще, чем сделать. И все же вряд ли получится найти какой-либо иной практический способ исполнения этого парадоксального правила: ненавидь грех и люби грешника.

Психолог Александр ТКАЧЕНКО

💻 Читать материал полностью: Правила христианской ненависти

⚪️ Журнал «Фома»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Если после работы человек пребывает в раздражении, советую зайти в храм, поставить свечку, постоять десять-пятнадцать минут на службе или посидеть где-нибудь в сквере и почитать Евангелие, для того, чтобы умиротвориться. После этого пусть человек идет домой — умиротворенный и улыбающийся. Надо стараться все проблемы оставлять за дверью своего дома.

📝 Паисий Святогорец

🤍 Что будем делать?

Подпишись!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Любовь к молитве - это содержание духовной жизни

«Молитва - одно из важных и сокровенных христианских деланий. Любовь к молитве - это содержание церковной духовной жизни. Поэтому ее нужно стараться сохранять, и стараться самим приобщаться к этому, насколько это возможно для каждого из нас»

- протоиерей Михаил Потокин в «Вечере на СПАСе».

Телеканал «СПАС»
☦️ Христос искупил всех людей от греха. Что это значит для нас?

Христиане называют Сына Божия Иисуса Христа Спасителем. И первое, от чего Он спас нас, — это власть греха.

Грех властвует над всяким человеком, потому что всякий генетически связан с Адамом и Евой. Но эта власть слабеет и истончается с тех пор, как человек обратится к Церкви и ее таинствам — особым благодатным действиям, которые Господь совершает через священника (или епископа) для помощи человеку и для его спасения.

Первое из таинств — Крещение — вводит человека в Церковь. Отныне он уже не раб своих инстинктов и желаний, внезапно возникающих и так же внезапно сменяющих друг друга. Отныне он или она — сын Божий или дочь Божия. Как пишет об этом апостол Павел: мы не должники плоти, чтобы жить по плоти... Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления… Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:12, 14–16). Греховные помыслы и желания могут бороть и крещеного человека, и крещеный человек может совершать страшные преступления. Но у крещеного человека всегда есть возможность покаяться, то есть не просто согласиться с фактом своей виновности, но попросить у Бога помощи для исправления своей исковерканной души — и эту помощь получить.

Скольких убил и ограбил разбойник, распятый на кресте рядом с Господом Иисусом? Наверное, многих. Но в самые последние часы своей земной жизни, тяжко страдая на кресте, он признал, что приемлет достойное по делам своим, а вот распятый рядом с ним Праведник страдает абсолютно безвинно. Он попросил у Христа вроде бы не так много — помянуть его в Царствии Небесном, и был спасён! (ср.: Лк 23:40–43). Другой головорез, Моисей Мурин (IV век по Р. Х.), однажды устал от беспутной жизни, пришел в монастырь, покаялся и сумел стать образцовым монахом! Бесстыдная блудница Мария Египетская (конец IV — начало V века по Р. Х.) так впечатлилась уроком, преподанным ей Богородицей в Иерусалиме, что ушла в пустыню и 38 лет каялась в полном одиночестве, под конец жизни поразив священника Зосиму святой кончиной.

Своей бесценной Кровью, пролитой на Голгофе, Христос выкупил нас из рабства диаволу, обманувшему первых людей и, казалось, навсегда подчинившему себе их потомков. Нам достаточно только прибегнуть к таинству Покаяния и искренне взмолиться Христу: «Помоги, спаси, помилуй!» И мы будем спасены от мучившего нас греха — не теоретически, не в мечтах, а вполне ощутимо.

💬 Диакон Игорь ЦУКАНОВ

💻 Читать полностью: Почему в Церкви говорят, что человек не может спасти себя сам?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть.

📝 Александр Островский

Подпишись на душевный канал

❄️ Цитаты со смыслом
...Все ближе и ближе праздник. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры ангелов, торопят от Персиды мудрецов востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпразднественного ликования и зовут к нему небо и землю.

Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, безсильным в своей слабой вере и решимости идти к Нему, как бы долог и тяжел не был путь?! Его ясли да научат нас смирению, вертеп — не бояться бедности и убожества, пастухи — простоте и незлобию, волхвы — подчинять свое мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда — ходить в свете просвещенной Его благодатью совести, ангелы — взаимному миру и славословию, Иосиф — праведности, а Дева Матерь непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе...

✉️ Священномученик, епископ Герман (Ряшенцев), письмо из ссылки на Рождество 1937 года

#помним_новомучеников
Для меня счастье — это момент, когда твердо и ясно сознаешь, что Бог рядом, и что ты спасен. Насколько бы ни казались бы неразрешимы твои проблемы. Все чего ты можешь лишиться и трясешься по этому поводу, Он может тебе вернуть. Потому что в Нем - мы все, в Нем все лучшее, что мы хотели бы сотворить. Когда начинаешь верить в это всецело – вот это настоящее подлинное счастье. Я заметил, что это состояние посещает людей в самые трудные и страшные моменты, когда понимаешь, какое счастье Бог. Так было и со мной. Радость и счастье приходило в момент, когда есть только непонимание и страх. И вдруг ты счастлив...
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
25 декабря — день памяти свт. Спиридона Тримифунтского

🙏 Рассказываем об удивительном обычае, связанном с мощами святого
А мы пока начинаем подводить итоги года. Сегодня наш основной канал на YouTube добрался до красивой цифры. И что особенно важно: мы остаемся верны своей установке, когда количество достигается не во вред качеству.

Интересно, что в этом году несколько человек, узнавших о нас благодаря подкасту, присоединилсь к нашей команде. И теперь мы делаем "Фому" вместе.

Дорогие зрители и читатели! Спасибо, что были и остаетесь с нами! С наступающим!)

@sokolovmedia
Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна его ступня была перемотана черным полиэтиленовым пакетом. Не знаю, закамуфлировал ли он ее под больную или действительно повредил. Прихрамывая и опираясь на свою трость, мужчина собирал подаяние. Судя по виду — в том числе и на алкоголь.

Однажды легендарный архиепископ Гавриил (Стеблюченко) благословил меня отгонять попрошаек от центрального входа, чтобы не мешали верующим беспрепятственно попадать в храм. И я принялся за дело. Самой большой моей проблемой и стал Хромой. Так называл его про себя, не зная имени. Только я его отгоню, не успею отойти — он тут как тут. И по-хорошему его просил, объясняя, что мне Владыка голову «отвернет», если увидит его. Но результат был тот же. В очередной (наверное, десятый) раз я разозлился на Хромого не на шутку. Стал его буквально толкать, а он на меня — отборным матом. Откровенно признаюсь, еле удержался, чтобы ему пинка не поддать. Буквально вышел из себя... В общем, у нас с Хромым необъявленная война началась. Гонял его с паперти систематически.

Спустя несколько дней — звонок в домашнюю дверь. Гляжу в глазок... Хромой! Но он не мог знать, где я живу. Открываю и гляжу на него с недоумением. Он же меня спрашивает с таким видом, будто впервые видит: «Воды не дадите попить?» В этот момент я совершенно ясно понимаю, что сейчас меня испытывает Бог. Я почувствовал это со всей четкостью по радости в сердце, которое бешено колотилось в груди. Вы не поверите, но мне очень хотелось обнять этого мужика, которого я третировал. Еле сдержался (а может, не надо было?). На глаза набежали слезы от ощущения того, что, вполне возможно, там у дверей стоит не Хромой, а Христос. Мысли о том, чтобы просто набрать воды из-под крана, сразу были отвергнуты. Взял из холодильника минеральной воды и налил полный стакан. Вынес, протягиваю. Он не торопясь выпил, поблагодарил и отправился восвояси.

Сейчас я осознаю, что именно так мы должны смотреть на каждого человека. Видеть в нем образ Божий, который, может быть, даже потускнел. Но, к сожалению, очень сложно бывает за туманом страстей и эмоций разглядеть в ближнем Христа. Пишу эти строки и не сомневаюсь, что тогда ко мне приходил именно Он. И думаю, что вряд ли бы я Его узнал и почувствовал, если бы Спаситель Сам не открыл мне это. Поэтому моей заслуги в том не было никакой. Просто Господь помог мне по-другому взглянуть на людей.

💬 Священник Святослав ШЕВЧЕНКО @pravfut
Мозаика как декоративно-прикладное искусство известна с IV тысячелетия до нашей эры. Своего расцвета она достигла в XI–XII веках, во времена Византийской империи. В этот период в Византии техника изготовления и производства разноцветной смальты получила невероятный размах. Мозаика стала одним из самых популярных жанров церковного искусства. С падением Константинополя под ударами Османской империи в 1453 году это искусство (как и многие другие) пришло в упадок.

Несмотря на это, на Руси, принявшей христианство из Византии, известно всего пять храмов, украшенных мозаикой, и лишь в Софии Киевской мозаика сохранилась до наших дней. Дело в том, что мозаика — одна из сложнейших и дорогостоящих техник. В период междоусобиц и последовавшего татаро-монгольского ига русские князья просто не могли ее себе позволить.

В относительно стабильную экономическую пору, когда в стране началось строительство каменных церквей (XIV в.), популярность приобрела фреска. Но не только потому, что живопись по сырой штукатурке обходится дешевле. Увы, учиться и заимствовать технику мозаики больше было не у кого.

Первоначально фреску использовали для изображения второстепенных сюжетов и украшения менее значимых частей храма, но именно в России мастера начинают заполнять фресками все пространство храма. Несмотря на климатические особенности региона, не лучшим образом влияющие на сохранность настенной живописи, фреска становится основным видом монументального церковного искусства в России.

Возрождение мозаики в России приходится на начало XX века, когда в Санкт-Петербурге, на месте гибели императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Парланда был воздвигнут собор Спаса на Крови. Здесь площадь стен, покрытых мозаикой, достигает более семи тысяч квадратных метров. Это крупнейшая коллекция мозаики в Европе.

💬 Иконописец Александр ЛАВДАНСКИЙ
Вышел в свет новый рождественский январский номер журнала «Фома»

❄️ Говорят, что крестить ребенка, чтобы он не болел, — неправильно? Но зачем тогда его вообще крестить? Пусть вырастет и сам решит! Как христиане объясняют необходимость крещения? Разбираемся в вопросе номера.

❄️ Христос говорит: «Не заботьтесь о том, что есть или что пить, или во что одеться», Отец Небесный даст всё, что вам нужно. Но мы же видим, что так не работает! Или нет?

❄️ О чем поют на Рождественской службе? Разбираем канон праздника Рождества.

❄️ Что будет, если отдашь свой крестик другому человеку? Читайте в рубрике «Простые вопросы».

И многое другое — в новом номере журнала «Фома»!

➡️ Купить свой экземпляр в бумаге или цифре
❄️ На этой картине Брейгеля большими хлопьями падает снег. И это само по себе уже чудо — чудо живописи: ни в одном пейзаже до Брейгеля такого не было.

Более того: когда с нее делали копии, то падающих хлопьев уже не писали, хотя добавить их было не сложно. Вывод: современники брейгелевский снегопад не оценили. А ведь снег здесь вовсе не случайная деталь, он напрямую связан с замыслом художника. Давайте попробуем понять — как.

Размышляя о человечестве, Брейгель приходит к выводу о слепоте человека, о недостатке у него духовного зрения. Его персонажи, особенно собравшиеся вместе, как будто иллюстрируют слова Евангелия: видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф 13:13). В Вифлееме только что произошло величайшее чудо, родился Спаситель мира, но жители городка заняты своими делами. И не только персонажи картины не замечают чудесного события. Брейгель делает следующий ход: он заставляет нас пережить эту слепоту, почувствовать ее на себе. Ведь и ты, зритель, минуту назад не видел главного, — говорит художник.

В «Поклонении волхвов в снегу» в задачу Брейгеля входило сделать рождественскую сцену незаметной, и художник предпринял для этого все возможное.

Во-первых, передвинул сцену в угол картины, во-вторых, сделал едва различимыми фигуры волхвов и повернул их к нам спиной. Сделал практически невидимым Иосифа, едва наметил лица Марии и Христа и закрыл их фигуры стеной. Нищета, бедность обстановки усугубляются этой незаметностью, отсутствием привычных деталей: дорогой вышивки нарядов, драгоценных сбруй, сверкающих чаш с дарами — ничего этого в «Поклонении волхвов в снегу» нет.

Вглядываясь и вдумываясь в изображение, мы вдруг понимаем: падающий снег помогает Брейгелю, он тоже часть замысла, он не просто создает зимнюю атмосферу и придает картине удивительное единство, цельность. Снег участвует в сокрытии чуда Рождества, мешает ясно, в деталях, разглядеть происходящее.

📖 Читайте полностью рассказ Михаила Кукина о том, почему Рождество на картине Брейгеля спрятано.

#искусство_возвращающее_надежду
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Петр Мамонов: «Я никогда не умру»...

#фомавидеоистории
🎉 Сегодня юбилей отмечает большой друг редакции журнала «Фома» священник Игорь Палкин. Отец Игорь, как руководитель Фотослужбы пресс-службы Патриарха Кирилла, очень часто оказывает нам неоценимую помощь, за что мы его сердечно благодарим!

А еще отец Игорь – блестящий фотограф. Он был первым фотографом, чьи работы мы опубликовали в полюбившейся читателям рубрике «5 любимых фотографий» – посмотрите снимки отца Игоря и прочитайте его интересные рассказы о них: https://foma.ru/5-lyubimyih-kadrov-fotografa-svyashhennika-igorya-palkina.html.

С днем рождения, отче! Здоровья, благополучия, новых прекрасных фотографий и, конечно же, помощи Божией в Ваших трудах!
Никогда такого не было — и вот опять! Перед каждым Новым годом наблюдается трудно объяснимый логически и при этом поразительно массовый всплеск внимания к восточным традициям. Фигурки и изображения так называемого символа будущего года заполоняют всё — от праздничных столов и подарков до семейных чатов в Ватсапе.

В этом году таким символом выступает дракон. Оставляя за скобками анализ самого феномена увлечения китайскими календарями, мы решили вспомнить, что обозначает дракон в православной традиции.