Журнал «Фома»
47.9K subscribers
4.54K photos
797 videos
1 file
2.43K links
Журнал «Фома» — о православии и жизни современным языком.

🔴 Контакты: [email protected]
🔴 Другие каналы: hipolink.me/foma_magazine
🔴 Поддержать: foma.ru/donation

Мы благодарим Фонд Президентских грантов за поддержку

Заявление в РКН: № 4945206728
加入频道
Наши друзья устраивают грандиозный фестиваль церковного искусства!

Фестиваль «Видеть и слышать» – это место встречи профессионалов и зрителей, интересующихся русской православной культурой. Он помогает каждому желающему найти опорную точку в богатой церковной традиции, и на её основе выстроить своё творчество, обрести мировоззренческую целостность.

Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.

КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11

Подробнее о фестивале читайте тут:

https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat

💌 А также подписывайтесь на e-mail рассылку, чтобы получать расписание фестиваля и программу секций прямо на свою почту.

Приходите!
26 октября — день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Иногда можно увидеть, что эту икону называют также Вратарницей. Почему?

В XI веке монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они увидели святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.

Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская.

☦️ Тропарь, глас 1:

От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
⬇️ Что Алексей, философ Виктор Лега и команда Академии делают во Пскове?

Читайте тут: https://yangx.top/foma_academy/383
Сегодня в гости к нам зашел коллега, старый добрый друг Алексей Соколов, исполнительный директор Foma.ru. Как когда-то писали в таких случаях, "состоялось плодотворное общение в дружеской обстановке".

А если серьезно, то, конечно, обсудили совместные проекты.

Кстати, Алексей и его коллеги сегодня выступают в «Точки кипения» ПсковГУ, а завтра с лекцией в Псково-Печерской семинарии.
Казанская, Владимирская, Умиление, Тихвинская, Дивеевская и другие — в чем разница между ними и как отличить одну от другой в храме?

Сколько всего икон Богородицы сказать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия. К одному типу может относиться несколько сотен образов.

Сколько типов икон Богородицы? Единого мнения на этот счет нет, выделяют до 9-ти. Среди них есть три основных: Оранта («Неупиваемая Чаша», Курская-Коренная, «Знамение», Мирожская), Елеуса (Владимирская, Федоровская, Почаевская, «Взыскание погибших», Донская, Корсунская) и Одигитрия (Смоленская, Грузинская, Иверская, «Троеручица», Казанская, «Страстная», Ченстоховская).

Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным. В его основе может лежать любой из основных типов с добавлениями различных элементов из гимнографии (чаще всего из акафистов). Например, икона «Неопалимая Купина» относится к типу Одигитрия, но в обрамление центрального образа добавлены ангелы.
💔 Последнее стихотворение Леонида Филатова

Внучке Оле

Тот клятый год уж много длился лет.
Я иногда сползал с больничной койки –
Сгребал свои обломки и осколки
И свой реконструировал скелет.

И крал себя у чутких медсестер,
Ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле
Туда, на жизнью пахнущий простор.

Мы с Олей отправлялись в детский парк,
Садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженное ели,
Глазели на гуляющих собак.

Аттракционов было пруд пруди,
Но день сгорал и солнце остывало.
И Оля уставала, отставала
И тихо ныла: деда, погоди...

Оставив день воскресный позади,
Я возвращался в стен больничных голость,
Но и в палате слышал Олин голос:
Дай руку, деда! Деда, погоди…

И я годил, годил сколь было сил,
А на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили,
Никто их погодить не попросил.

Когда я чую жжение в груди,
То вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля
С истошным криком: «Дедааа! Погодии…»

И я гожу, я все еще гожу
И кажется, стерплю любую муку,
Пока еще ту крохотную руку
В измученной руке своей держу.

•••

Поэт, драматург, актер, телеведущий Леонид Филатов скончался ровно 20 лет назад, 26 октября 2003 года

Подпишись на канал 🍁 Цитаты со смыслом: помним важные даты
Помните хрестоматийную фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»?

Понятно, что эта фраза — всего лишь аллегория великого писателя, призванная подчеркнуть духовную значимость человека. На самом деле говорить о борьбе дьявола против Бога не приходится: слишком уж несопоставимые величины они собой представляют. Бог — Творец всего мира, в том числе — и ангелов, одним из которых по природе своей является дьявол. И дьявол — один из ангелов, до неузнаваемости извративший свое естество неповиновением Богу. Это даже не моська против слона, это куда более существенная разница в весовых категориях. Творение не в состоянии бороться со своим Творцом, и каково настоящее соотношение сил в такой борьбе очень наглядно описано в Евангелии, когда падшие ангелы при виде воплотившегося Бога тут же начали скулить, что Он пришел мучить их раньше времени, и униженно просили не посылать их в бездну.

🔹 Дьявол не может бороться с Богом, потому что в такой борьбе он изначально обречен на поражение. И все же слова Федора Михайловича Достоевского, несмотря на свою аллегоричность, описывают вполне реальный феномен внутренней жизни человека, когда наше сердце действительно оказывается предметом противостояния духовных сил. Вот только борьба здесь предполагается опосредованная, когда с каждой из сторон действуют существа одной природы.

Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

Вот честно скажу, когда прочитал это, как-то не по себе стало. То, что Бог нас всегда видит — понятно, и не очень страшно, хотя требует определенной ответственности. Ведь Он же добрый, Бог-то. Ежели и не так чего по мелочи — простит слабому человеку. И ангел-хранитель тоже не обидит, ну может отойдет в крайнем случае, пока я побезобразничаю тут слегка. Вроде ничего страшного. Но вот тот факт, что у меня, оказывается, есть демон, персонально ко мне приставленный от дьявола... Тут уже не до расслабухи. Жить, достоверно зная, что за тобой, пускай невидимо, но неотступно и постоянно крадется жуть похлеще киношного Чужого, которая периодически подсказывает тебе всякие гадости, чтобы тебя погубить... Тут безобразничать уже как-то совсем не хочется. Когда знаешь, что за тебя борются с одной стороны — светлый ангел, а с другой — такая вот дрянь, и каждой мыслью, словом, поступком ты неизбежно помогаешь либо одному, либо другому...

Поневоле хочется стать лучше. Хотя бы из чувства самосохранения.

💬 Александр ТКАЧЕНКО

Хотите видеть больше похожих материалов? Пожалуйста, поддержите журнал «Фома».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Николай Караченцов: «Если у нас есть такое раритетное понятие, как стыд, – тогда мы еще люди».

Сегодня, 27 октября, исполнилось бы 79 лет советскому и российскому актеру театра и кино Николаю Караченцову. А 26 октября 2018 года, ровно 5 лет назад, он ушел из жизни...
Замечали? Почему так — отвечает иконописец Дмитрий Трофимов.

А если вы хотите узнать больше интересного о церковном искусстве — приходите на грандиозный фестиваль «Видеть и слышать» @videt_i_slyshat. Вас ждут концерты духовной музыки, мастер-классы художников, мастерские для детей и взрослых, лекции по христианскому искусству, ежедневные экскурсии и многое другое.

КОГДА: 27 октября – 4 ноября
📍 ГДЕ: Московский Дом художника Кузнецкий мост, 11

Подробнее о фестивале читайте тут:

https://academy.foma.ru/videt-i-slyshat
Одна из самых известных и любимых родительских суббот года приходится на ноябрь (в 2023 году — 28 октября). Это последняя родительская суббота в году.

Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых. Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа, а наоборот защищал их, за что и был казнен. А традиция осеннего поминовения, согласно преданию Русской Церкви, была введена святым благоверным князем Димитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле. Со временем Димитриевская стала просто днем молитвы об усопших, когда верующие приходят в храм на заупокойное богослужение, жертвуют на нужды церкви и раздают милостыню в память о своих умерших родных и близких.

🔸 Зачем молиться об умерших?

Чтобы облегчить им загробную участь. Насколько это действительно им поможет — сказать трудно. По словам апостола Павла все христиане — единый организм, который может влиять друг на друга. Хочется верить, что не только в отрицательную сторону. Душа человека бессмертна и ее окончательная участь решается не после смерти тела, а после Второго Пришествия Христова. И до него мы можем молиться за умерших, так как сами они уже не могут повлиять на свое посмертие. Остаемся только мы — пока еще живые родственники и просто близкие люди, которые помнят умершего и переживают за него душой.

📖 Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? Ответы на эти и еще 9 вопросов о поминовении усопших читайте на нашем сайте.

📖 Дмитрий Донской. История в картинках

📖 Димитрий Солунский: за что римская власть убила чиновника, которого сама же и назначила?
В родительские субботы нужно в первую очередь молиться.

Христиане верят, что со смертью тела душа не умирает. «Все там будем» — так говорят часто даже неверующие люди, видимо, все же надеясь, что где-то «там» умершие близкие живы. Но теперь им не получится ни позвонить, ни написать письма, ни передать гостинец... И самым деятельным проявлением любви становится молитва — о прощении грехов, которые умершим уже не исправить, о милости к ним Господа, о спокойствии для их душ.

Родительские субботы установлены в богослужебном календаре специально для того, чтобы верующие могли помолиться на панихиде вечером накануне и на Литургии и панихиде утром вместе со всей Церковью. Чтобы имена близких были включены священнослужителями в общее поминовение, нужно написать записку и лучше всего подать ее за свечной ящик вечером.

Уже после службы можно отправиться на кладбище и навести порядок на могилах, а также совершить мирским чином литию (короткую заупокойную службу). Впрочем, съездить на кладбище можно практически в любой день года. Родительских же суббот, когда вся Церковь объединяется в прошении к Господу за тех, кого уже нет на земле, в году всего восемь.

В дни поминовения также принято приносить в храм продукты и класть на специальный панихидный столик, канун. В родительские субботы он обычно помещается в центре храма. Пожертвование и милостыня тоже считаются помощью живых усопшим.

Если уж совсем никак не получается прийти ни в храм, ни на кладбище, помяните своих родных дома, можно своими словами, лучше — молитвами из молитвослова или прочтите канон о упокоении.

📖 Подпишись на Духовный дневник с журналом «Фома»
Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Икона — тоже изображение, на иконах мы видим лики Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых. Значит ли это, что икона — тоже идол? Нет, и этому есть одно главное объяснение.

Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.

Икона — явление принципиально другого порядка. Есть очень удачное сравнение, которое помогает понять отличие молитвы перед иконой от идолопоклонства. Икона — это как бы фотография любимого человека. Когда мы смотрим на фото любимого и чувствуем бесконечные любовь и нежность, мы испытываем их не к куску бумаги с цветным отпечатком, а к тому, кто на нем запечатлен. Фотография — лишь подспорье для нас, чтобы пробудить в душе весь спектр чувств к сфотографированным. Так и икона священна не сама по себе, это не истукан, перед которым мы преклоняем колени.

Икона — наш помощник в молитве, напоминание о незримом Боге, который тем не менее всегда рядом с нами. Именно поэтому, кстати, правильно говорить не «я молюсь иконе», а «я молюсь перед иконой», ведь адресат нашей молитвы — не изображение, а Тот или те, кто на ней изображен.

💬 Анатолий ВЛЕЗЬКО