Кто такой антихрист?
В Библии есть пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. Но что же это за загадочный персонаж? Разбираемся в #фома_слайды
В Библии есть пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. Но что же это за загадочный персонаж? Разбираемся в #фома_слайды
Мартовский номер «Фомы» уже в продаже!
Вопрос номера: Чем молитва отличается от медитации?
Также в выпуске:
— «Я благодарен Богу за то, что нам пришлось ждать детей так долго". Разговор Антона Макарского и Владимира Легойды;
— «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст;
— Пять любимых фотографий священника Дионисия Ворсобина;
— «Я стал играть роль старца — и начались дикие головные боли». Протоиерей Максим Первозванский в проекте «Призвание»
— Где можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Путешествуем в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в проекте "Дорога к храму";
— Константин Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу;
— Так и было. Вспоминаем вместе события 2007 года;
— Хоспис — это школа жизни. Выдержки из дневников Елизаветы Глинки, которые публиковали в архивном номере и публикуем снова.
Купить номер в бумаге и электронных версиях
Вопрос номера: Чем молитва отличается от медитации?
Также в выпуске:
— «Я благодарен Богу за то, что нам пришлось ждать детей так долго". Разговор Антона Макарского и Владимира Легойды;
— «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст;
— Пять любимых фотографий священника Дионисия Ворсобина;
— «Я стал играть роль старца — и начались дикие головные боли». Протоиерей Максим Первозванский в проекте «Призвание»
— Где можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Путешествуем в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в проекте "Дорога к храму";
— Константин Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу;
— Так и было. Вспоминаем вместе события 2007 года;
— Хоспис — это школа жизни. Выдержки из дневников Елизаветы Глинки, которые публиковали в архивном номере и публикуем снова.
Купить номер в бумаге и электронных версиях
Редактор «Фомы» рассказывает о новой книге Евгения Водолазкина «Оправдание острова».
— На мой взгляд, в «Оправдании Острова» — очередное развитие темы времени и вечности. Мне кажется, автор задается вопросом: если время условно, если по-настоящему важна лишь вечность, то зачем же существует время? Причем даже не вообще время как таковое, а конкретнее: в чем смысл человеческой истории от Воскресения Христова до Страшного суда? Зачем все эти тысячелетия нужны? Почему Господь все длит и длит историю, почему медлит снова прийти и ее завершить? Ведь не случайно же?
Вот этот смысл в «Оправдании Острова» и пытается, по-моему, найти Водолазкин. Это даже из названия книги видно: оправдание Острова есть оправдание всей истории человечества за последние две тысячи лет.
«Оправдание Острова»: Водолазкин задал нам всем новую и очень сложную загадку
— На мой взгляд, в «Оправдании Острова» — очередное развитие темы времени и вечности. Мне кажется, автор задается вопросом: если время условно, если по-настоящему важна лишь вечность, то зачем же существует время? Причем даже не вообще время как таковое, а конкретнее: в чем смысл человеческой истории от Воскресения Христова до Страшного суда? Зачем все эти тысячелетия нужны? Почему Господь все длит и длит историю, почему медлит снова прийти и ее завершить? Ведь не случайно же?
Вот этот смысл в «Оправдании Острова» и пытается, по-моему, найти Водолазкин. Это даже из названия книги видно: оправдание Острова есть оправдание всей истории человечества за последние две тысячи лет.
«Оправдание Острова»: Водолазкин задал нам всем новую и очень сложную загадку
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Что такое «Неопалимая купина»?
Разберем церковнославянское выражение из Библии «неопалимая купина». Купина̀ неѡпали́маѧ — несгорающий терновый куст, через который, согласно Ветхому Завету, Бог обратился к Моисею, призвав вести израильский народ в обетованную землю. В книге Исход читаем: «Яви́ся же ему́ а́нгелъ Госпо́день въ пла́мени о́гненнѣ изъ купины́: и ви́дитъ, я́ко купина́ гори́тъ огне́мъ, купина́ же не сгара́ше». То есть «явился ему Ангел Господень в пламени огня из тернового куста. И увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Существует также особый тип иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», так как христианская традиция видит в ветхозаветной купине прообраз Богоматери-заступницы.
#я_люблю_церковнославянский
Разберем церковнославянское выражение из Библии «неопалимая купина». Купина̀ неѡпали́маѧ — несгорающий терновый куст, через который, согласно Ветхому Завету, Бог обратился к Моисею, призвав вести израильский народ в обетованную землю. В книге Исход читаем: «Яви́ся же ему́ а́нгелъ Госпо́день въ пла́мени о́гненнѣ изъ купины́: и ви́дитъ, я́ко купина́ гори́тъ огне́мъ, купина́ же не сгара́ше». То есть «явился ему Ангел Господень в пламени огня из тернового куста. И увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Существует также особый тип иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», так как христианская традиция видит в ветхозаветной купине прообраз Богоматери-заступницы.
#я_люблю_церковнославянский
Камень или деньги. Притча
Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую сумму денег. Каждый день приходил он караулить свое сокровище, чтобы его никто не украл.
Но однажды рабочие обратили внимание на странное поведение этого человека, проследили, куда он ходит, и украли деньги.
Впал человек в страшное уныние. Целыми днями сидел он возле входа в подвал и лил слезы.
Мимо проходил мудрый старик. Узнав, что случилось, он дал бедняге камень и сказал:
— Вот тебе камень, храни его в стене и успокойся. Для тебя это будет то же самое, что и сокровище. Раз ты свои деньги все равно не тратил, значит, для тебя нет никакой разницы между деньгами и камнем.
#притча
Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую сумму денег. Каждый день приходил он караулить свое сокровище, чтобы его никто не украл.
Но однажды рабочие обратили внимание на странное поведение этого человека, проследили, куда он ходит, и украли деньги.
Впал человек в страшное уныние. Целыми днями сидел он возле входа в подвал и лил слезы.
Мимо проходил мудрый старик. Узнав, что случилось, он дал бедняге камень и сказал:
— Вот тебе камень, храни его в стене и успокойся. Для тебя это будет то же самое, что и сокровище. Раз ты свои деньги все равно не тратил, значит, для тебя нет никакой разницы между деньгами и камнем.
#притча
Forwarded from Владимир Легойда
18 февраля в своем первом комментарии по теме памятника на Лубянской площади я сказал о том, что лучшим решением было бы не ставить там никакого памятника, сохранить площадь в том виде, в котором она есть сейчас. В этом тоже есть особый символизм.
Было предложено многих разных исторических фигур для увековечивания, среди которых много достойных исторических деятелей – Александр Невский, Иван III и другие.
Но в итоге осталось лишь два претендента, и многие, естественно, отдали свои голоса нашему великому предку — Александру Невскому. Вместе с тем, промежуточные итоги голосования со всей очевидностью продемонстрировали, что сформулированный таким образом вопрос по поводу памятника на Лубянской площади раскалывает общество. И это невозможно игнорировать.
В подобных ситуациях Церковь всегда занимала и занимает евангельскую — миротворческую, объединяющую — позицию. Наше общество сегодня остро нуждается в единстве и объединяющих символах.
Поэтому принятое мэром решение совершенно правильно. Сегодня не то время, когда мы можем позволить себе вносить в нашу жизнь разделения.
Спасибо всем, кто отдал свои голоса на Александра Невского. Памятник этому святому и выдающемуся государственному деятелю должен обязательно появиться и занять достойное место в год празднования 800-летия святого благоверного князя. Надо внимательно и спокойно подумать о том, где он должен быть поставлен.
Было предложено многих разных исторических фигур для увековечивания, среди которых много достойных исторических деятелей – Александр Невский, Иван III и другие.
Но в итоге осталось лишь два претендента, и многие, естественно, отдали свои голоса нашему великому предку — Александру Невскому. Вместе с тем, промежуточные итоги голосования со всей очевидностью продемонстрировали, что сформулированный таким образом вопрос по поводу памятника на Лубянской площади раскалывает общество. И это невозможно игнорировать.
В подобных ситуациях Церковь всегда занимала и занимает евангельскую — миротворческую, объединяющую — позицию. Наше общество сегодня остро нуждается в единстве и объединяющих символах.
Поэтому принятое мэром решение совершенно правильно. Сегодня не то время, когда мы можем позволить себе вносить в нашу жизнь разделения.
Спасибо всем, кто отдал свои голоса на Александра Невского. Памятник этому святому и выдающемуся государственному деятелю должен обязательно появиться и занять достойное место в год празднования 800-летия святого благоверного князя. Надо внимательно и спокойно подумать о том, где он должен быть поставлен.
Forwarded from Митрополит Віктор (Коцаба)
Згідно традиції телеграму, після досягнення певного рубіжу, публікую ті канали, які читаю сам і на які раджу підписатися:
Митрополит Лука (Коваленко) https://yangx.top/Lekarzp
Єпископ Савва (Тутунов) https://yangx.top/kartezianec
Єпископ Питирим (Творогов) https://yangx.top/pitirimtvorogov
Протоієрей Миколай Данилевич https://yangx.top/MykolayDanylevych
Протоієрей Александр Овчаренко https://yangx.top/ovchapriest
Протоієрей Геннадій Єлін https://yangx.top/gencek
Протоієрей Ігор Рябко https://yangx.top/Kerigma_orthodox
Священник Миколай Бабкін https://yangx.top/orthodoxpriest
Протоієрей Олександр Авдюгін https://yangx.top/avdjugin
Протоієрей Димитрій Карпенко https://yangx.top/karpenkodm
Вадим Новинський https://yangx.top/v_novynskyi
Володимир Легойда https://yangx.top/vladimirlegoyda
Вахтанг Кіпшидзе https://yangx.top/angry_opposum
Сергій Худієв https://yangx.top/sergey_hudiev
Євгенія Жуковська https://yangx.top/evgeniya_e_zh
Інформаційно просвітницький відділ УПЦ https://yangx.top/upc_news
Центр інформації УПЦ https://yangx.top/church_information_center
СПЖ https://yangx.top/cu_ua
Святогірська Лавра https://yangx.top/svlavra
Одеська єпархія єпархія https://yangx.top/odeparh
Чернівецько-Буковинська єпархія https://yangx.top/orthobuk
Львівська єпархія https://yangx.top/church_galicia
Київська Духовна академія https://yangx.top/kdaiskievua
Костромська семінарія https://yangx.top/seminaria44
«Пастир і паства» https://yangx.top/UOCpip
«Фома в Україні» https://yangx.top/FOMA_in_Ukraine
«Православие.ру» https://yangx.top/pravoslavie_ru
«Приходи.ру» https://yangx.top/prichodru
«Лабарум» https://yangx.top/hrizmasimpobedishi
«Восточная Церковь» https://yangx.top/Easternchurch
«Богослов.ру» https://yangx.top/bogoslovru
«Экзегет.ру» https://yangx.top/ekzeget
Евангелие https://yangx.top/gospeleveryday
Православный календарь https://yangx.top/pravcalendar
Азбука веры https://yangx.top/azbyka
Журнал «Фома» https://yangx.top/foma_ru
Митрополит Лука (Коваленко) https://yangx.top/Lekarzp
Єпископ Савва (Тутунов) https://yangx.top/kartezianec
Єпископ Питирим (Творогов) https://yangx.top/pitirimtvorogov
Протоієрей Миколай Данилевич https://yangx.top/MykolayDanylevych
Протоієрей Александр Овчаренко https://yangx.top/ovchapriest
Протоієрей Геннадій Єлін https://yangx.top/gencek
Протоієрей Ігор Рябко https://yangx.top/Kerigma_orthodox
Священник Миколай Бабкін https://yangx.top/orthodoxpriest
Протоієрей Олександр Авдюгін https://yangx.top/avdjugin
Протоієрей Димитрій Карпенко https://yangx.top/karpenkodm
Вадим Новинський https://yangx.top/v_novynskyi
Володимир Легойда https://yangx.top/vladimirlegoyda
Вахтанг Кіпшидзе https://yangx.top/angry_opposum
Сергій Худієв https://yangx.top/sergey_hudiev
Євгенія Жуковська https://yangx.top/evgeniya_e_zh
Інформаційно просвітницький відділ УПЦ https://yangx.top/upc_news
Центр інформації УПЦ https://yangx.top/church_information_center
СПЖ https://yangx.top/cu_ua
Святогірська Лавра https://yangx.top/svlavra
Одеська єпархія єпархія https://yangx.top/odeparh
Чернівецько-Буковинська єпархія https://yangx.top/orthobuk
Львівська єпархія https://yangx.top/church_galicia
Київська Духовна академія https://yangx.top/kdaiskievua
Костромська семінарія https://yangx.top/seminaria44
«Пастир і паства» https://yangx.top/UOCpip
«Фома в Україні» https://yangx.top/FOMA_in_Ukraine
«Православие.ру» https://yangx.top/pravoslavie_ru
«Приходи.ру» https://yangx.top/prichodru
«Лабарум» https://yangx.top/hrizmasimpobedishi
«Восточная Церковь» https://yangx.top/Easternchurch
«Богослов.ру» https://yangx.top/bogoslovru
«Экзегет.ру» https://yangx.top/ekzeget
Евангелие https://yangx.top/gospeleveryday
Православный календарь https://yangx.top/pravcalendar
Азбука веры https://yangx.top/azbyka
Журнал «Фома» https://yangx.top/foma_ru
Telegram
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)
Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.
Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.
Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Неделя о блудном сыне
Каждое слово в притче о Блудном Сыне важно, и Церковь веками и тысячелетиями вникала в ее смысл. Однако то, как мы видим ее, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем и сын-отступник в глазах своей семьи считался мертвым, хуже чем мертвым, как будто и не бывшим.
Оскорбить отца — гнусное преступление, которое по Ветхозаветному закону заслуживало смерти. Блудный сын — не просто бедный парень, попавший в трудную жизненную ситуацию. Он мерзавец, которому не место среди приличных людей. И притча говорит о том, что он это понимает — «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Лк 15:18,19).
О требовательном блудном сыне
Каждое слово в притче о Блудном Сыне важно, и Церковь веками и тысячелетиями вникала в ее смысл. Однако то, как мы видим ее, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем и сын-отступник в глазах своей семьи считался мертвым, хуже чем мертвым, как будто и не бывшим.
Оскорбить отца — гнусное преступление, которое по Ветхозаветному закону заслуживало смерти. Блудный сын — не просто бедный парень, попавший в трудную жизненную ситуацию. Он мерзавец, которому не место среди приличных людей. И притча говорит о том, что он это понимает — «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Лк 15:18,19).
О требовательном блудном сыне
Что такое Синодальный период?
Так историки называют эпоху с февраля 1721 года по ноябрь 1917 года — без малого 200 лет. Все это время высшим органом власти Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учрежденный Петром I. Это было собрание самых влиятельных иерархов Русской Церкви, возглавлявших крупнейшие российские кафедры — Петербургскую, Московскую, Казанскую, Киевскую.
При Петре Синод мыслился как церковное правительство. Он занимался делами духовного порядка, назывался Правительствующим и «крайним судией» имел самого императора (как и Сенат, тоже созданный Петром и отвечавший за дела гражданские). Позже он превратился в некое подобие министерства по делам Церкви. В официальных бумагах XIX века Синод именовался «ведомством православного исповедания», по аналогии с ведомствами военным, финансовым, внутренних дел и т. п.
10 наивных вопросов о Синодальном периоде
Картина: Петр I учреждает Святейший синод. Иван Тупылев. 1801 год
Так историки называют эпоху с февраля 1721 года по ноябрь 1917 года — без малого 200 лет. Все это время высшим органом власти Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учрежденный Петром I. Это было собрание самых влиятельных иерархов Русской Церкви, возглавлявших крупнейшие российские кафедры — Петербургскую, Московскую, Казанскую, Киевскую.
При Петре Синод мыслился как церковное правительство. Он занимался делами духовного порядка, назывался Правительствующим и «крайним судией» имел самого императора (как и Сенат, тоже созданный Петром и отвечавший за дела гражданские). Позже он превратился в некое подобие министерства по делам Церкви. В официальных бумагах XIX века Синод именовался «ведомством православного исповедания», по аналогии с ведомствами военным, финансовым, внутренних дел и т. п.
10 наивных вопросов о Синодальном периоде
Картина: Петр I учреждает Святейший синод. Иван Тупылев. 1801 год
— «У Бога нет иных рук, кроме наших» — что на самом деле означает эта чеканная формула? Ясно же, что Он может обойтись и без нас, как обошелся при обращении, например, апостола Павла. Для меня эта метафора увязывается скорее с мыслью, которую не так давно в программе «Парсуна» выразил митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии. Он сказал, что на Страшном суде нам будет задан только один вопрос: как мы вели себя по отношению к ближним? И значит, речь не о том, что Господь действует только через нас и иначе не может, а о том, что человек способен возвыситься до состояния помощника Бога в своем отношении к другим людям.
Мартовская колонка главного редактора «Фомы» Владимира Легойды @vladimirlegoyda
Мартовская колонка главного редактора «Фомы» Владимира Легойды @vladimirlegoyda
Православный журнал «Фома»
«Я не верю в Христа, но если Он есть, то мне зачтутся мои хорошие поступки». Что не так с этой позицией?
Образ Божий появляется в человеке не тогда, когда он приходит в храм. Он есть в каждом — от рождения.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Какие необычные слова мы встречаем в утренней молитве
Разберем некоторые слова из повседневной утренней молитвы святого Макария Великого. Она простая, практически все слова из нее встречаются в современном русском, кроме некоторых редких или устаревших. Подвиза́юсѧ с буквой «юс» на конце слова, соответствующей современной букве «я». Начальная форма этого глагола — «подвизaтисѧ», то есть «устремиться, приняться, поспешить, прийти в движение». Подвизаюсь — спешу, устремляюсь. То есть «к Тебе, Боже, восстав от сна, обращаюсь и за угодные Тебе дела принимаюсь по милосердию Твоему, и молюсь Тебе».
Далее мы встречаем призыв избавить от «дiӓ́вольскагѡ поспѣше́нiѧ». Слово поспѣшенїе, которое пишется через букву «ять» в корне, соответствующей современной букве «е», означает здесь «помощь, содействие». Само по себе слово с положительным значением, однако здесь оно сочетается с определением дьявольский. То есть мы здесь просим Господа уберечь нас от дьявольского соблазна и содействия.
#я_люблю_церковнославянский
Разберем некоторые слова из повседневной утренней молитвы святого Макария Великого. Она простая, практически все слова из нее встречаются в современном русском, кроме некоторых редких или устаревших. Подвиза́юсѧ с буквой «юс» на конце слова, соответствующей современной букве «я». Начальная форма этого глагола — «подвизaтисѧ», то есть «устремиться, приняться, поспешить, прийти в движение». Подвизаюсь — спешу, устремляюсь. То есть «к Тебе, Боже, восстав от сна, обращаюсь и за угодные Тебе дела принимаюсь по милосердию Твоему, и молюсь Тебе».
Далее мы встречаем призыв избавить от «дiӓ́вольскагѡ поспѣше́нiѧ». Слово поспѣшенїе, которое пишется через букву «ять» в корне, соответствующей современной букве «е», означает здесь «помощь, содействие». Само по себе слово с положительным значением, однако здесь оно сочетается с определением дьявольский. То есть мы здесь просим Господа уберечь нас от дьявольского соблазна и содействия.
#я_люблю_церковнославянский
«До сих пор не верю, что живу в таком красивом месте»: 5 любимых фотографий человека, который уехал из города в деревню
— Мы живем в очень живописной глуши на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Сначала мы с женой уехали на лето, но оно плавно перешло в осень, а потом и в первую зиму на новом месте, которая, кстати, оказалась теплой. Мы втянулись в размеренный загородный быт и решили остаться насовсем. Моя жена — мастер-кукольник, а я работаю удаленно в компании, торгующей стройматериалами. Дети живут в городе. Периодически у нас гостит внук. Он есть на одном из пяти фото. Несмотря на то, что без дела в деревне не сидишь — огород там, стройка без конца, мы ни разу не пожалели, что уехали из Смоленска. До сих пор не верится, что живем в таком красивом месте.
Спустя год беспорядочного фотографирования всего вокруг пришло осознание, что снимать для меня — значит сохранять.
Дмитрий Смагин, д. Боровики, Смоленская область
Прочитать историю всех фотографий
— Мы живем в очень живописной глуши на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Сначала мы с женой уехали на лето, но оно плавно перешло в осень, а потом и в первую зиму на новом месте, которая, кстати, оказалась теплой. Мы втянулись в размеренный загородный быт и решили остаться насовсем. Моя жена — мастер-кукольник, а я работаю удаленно в компании, торгующей стройматериалами. Дети живут в городе. Периодически у нас гостит внук. Он есть на одном из пяти фото. Несмотря на то, что без дела в деревне не сидишь — огород там, стройка без конца, мы ни разу не пожалели, что уехали из Смоленска. До сих пор не верится, что живем в таком красивом месте.
Спустя год беспорядочного фотографирования всего вокруг пришло осознание, что снимать для меня — значит сохранять.
Дмитрий Смагин, д. Боровики, Смоленская область
Прочитать историю всех фотографий