Журнал «Фома». Архивный канал
8.68K subscribers
2.24K photos
153 videos
3 files
1.88K links
Хорошая новость каждый день, две тысячи лет подряд. Просто христианство как оно есть.

Другие наши каналы:

Евангелие @gospeleveryday
Православный календарь @pravcalendar
Вопрос священнику @priestquestion

Подробнее www.foma.ru
加入频道
Умеют ли некоторые журналисты читать и хотя бы немного думать?

В недавней записи https://yangx.top/vladimirlegoyda/3980 я сказал, что практика суррогатного материнства неизбежно будет приводить к случаям, подобным тому, что недавно стал известен: в московской квартире найдены рожденные для иностранных пар «суррогатными матерями» младенцы, которые готовились к отправке заграницу.

И добавил: “Чем шире будет развиваться в России практика суррогатного материнства, тем чаще мы будем встречаться с подобными случаями, убеждающими нас в ее моральной недопустимости.”

Из этого ну никак не следуют такие заголовки: “В РПЦ увидели связь между суррогатным материнством и ростом преступности”, “РПЦ: суррогатное материнство приведет к росту числа преступлений”, “Суррогатное материнство будет приводить к преступлениям, считают в РПЦ”.

В общем, опять двойка, коллеги! Может быть, хотя бы извинитесь?
7 таинств Православной Церкви

Таинство — священнодействие, через которое на человека действует Благодать Божия. Таинства установлены Христом и Его апостолами и призваны изменить внутреннюю жизнь человека.

Крещение
Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.

Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь".

Миропомазание
Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.

Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами "Печать дара Духа Святаго. Аминь".

Причащение
Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.

Главное священнодействие: На Литургии в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы, которые вкушают верующие. Центральным моментом Литургии является "Анафора" - чтение молитв с благословением хлеба и вина. Из этих молитв верующие в храме слышат только слова, сказанные Христом при установлении Евхаристии на Тайной Вечери: "Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Аминь. Пийте от нея вси, сия кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия проливаемая во оставление грехов! Аминь".

Покаяние
Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.

Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова "примири и соедини его со Святой Твоей Церковью". Вторая называется "разрешительной": "Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь"

Брак
Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.

Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: "Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их)".

Елеосвящение
Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.

Главное священнодействие: Чтение семи отрывков из Апостольских посланий и Евангелия. После каждого чтения священник произносит молитву о больном и совершает помазание его лба, щек, груди и рук освященным маслом - елеем. По окончании последнего чтения священник возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении его грехов.

Священство
Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.

Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. Чин и порядок поставления в разные степени священства (диакон, священник, епископ) различен. В завершении чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при это архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает "Аксиос!" (греч. - "достоин"), на что священники и хор отвечают троекратным "Аксиос!" - "Достоин!".

Скачать инфографику «7 таинств» в pdf
6 причин «затяжной» канонизации Серафима Саровского

Святой Серафим преставился в 1833 году, а канонизирован только в 1903, хотя народное почитание подвижника началось еще при жизни.

1. Утрата опыта канонизации святых в синодальный период
В 1721 году император Петр I передал управление Русской Церковью Святейшему правительствующему синоду. Почти на 200 лет Церковь утратила самоуправление. В течение этого периода времени было канонизировано лишь пять святых. Утрата ясности в определении критериев святости проявились в момент, когда по инициативе императора Николая II возник вопрос о прославлении новых святых. Например, большие сомнения при канонизации Преподобного Серафима возникли, когда не обнаружили нетленного тела святого, а «только» кости.

2. Сложные отношения между Святейшим синодом и Государем
Несмотря на то, что императорская особа формально обладала неограниченной властью, Святейший синод вовсе не был безгласным и покорным. В случае несогласия с мнением государя, возникали трения, бюрократические проволочки, закулисные скандалы. При прославлении преподобного Серафима один из инициаторов дела, архимандрит Серафим (Чичагов), сознательно передал свою книгу о Преподобном лично императору — в обход синода.

3. Регламентированность церковной жизни в синодальный период
За Синодальный период сложилось особенное отношение к тому, как должна быть устроена монастырская и приходская жизнь. Церковный быт был строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог повлечь за собой большие неприятности. Возрождение старчества и возвращение афонской монашеской традиции воспринимались с известной долей подозрительности, а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима, рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также выбивался из привычного представления об укладе монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция, исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный, вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый мистицизм.

4. «Сомнительная» открытость Преподобного мирскому народу
Начальству казалось, что большое количество людей, которые стекались к таким подвижникам, как Серафим Саровский, могли нарушить размеренную жизнь монастыря. Преподобный Серафим Саровский принимал всех, без различения пола и звания. Ложные слухи и подозрения вызывала опека над дивеевскими сестрами.

5. Апокрифические сказания как следствие народного почитания
После кончины Серафима Саровского возникло множество апокрифических сюжетов якобы из его жизни. Эти «сказания» стали жить параллельно с подлинными свидетельствами подвига Серафима. Отличить «зерна от плевел» было крайне затруднительно.

6. Особое мнение обер-прокурора синода — Константина Победоносцева
Когда возник вопрос об официальной канонизации Серафима Саровского, обер-прокурором Священного синода был Константин Победоносцев. Сторонник образования простого народа через систему церковно-приходских школ, он воспринимал канонизацию Серафима Саровского как дань мистическим новациям. Поэтому обер-прокурор и упорствовал до конца, затормаживая процесс прославления Преподобного.

Серафим Саровский: трудности канонизации
Дружба Серафима Саровского с медведем — выдумка? — рассказывает автор самой подробной книги о святом

Святой Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых России и основатель знаменитой Дивеевской обители. Еще при жизни за духовной поддержкой к нему обращалось множество людей, но не все рассказанное ими о преподобном стоит воспринимать как документальное описание реальности.

Среди первых авторов житийных рассказов о преподобном Серафиме бывали и малообразованные люди, которые излишне его приукрасили. Но это проблема не только конкретных житий — любой исторический персонаж со временем начинает «обрастать» домыслами.

— Дело в том, что основными источниками сведений о жизни преподобного Серафима Саровского, как известно, послужили воспоминания монашествующих Саровской пустыни. Сами же паломники дополнили их новыми подробностями. Естественно, случалось, что эти дополнения были некорректными, — рассказал «Фоме» исследователь и автор книги о преподобном Серафиме в серии «ЖЗЛ» Валентин Степашкин.

Житийные повествования — это не документалистика. Они строятся совсем по другой логике и ставят перед собой совершенно другие задачи.

— Агиографический жанр — это не историческая хроника и не сборник свидетельских показаний,— поясняет Валентин Степашкин.— Это рассказ о христианском подвиге реально существовавшего человека, который формируется и пишется по совершенно иным канонам — с акцентом на проявления его личной святости, на моменты, через которые все больше и больше проступает процесс преображения человека. В конце концов, мы же ведь не сравниваем икону и картину — они из совершенно разных миров и, очевидно, служат разным целям. Также и здесь. Нужно всегда помнить об этой границе и не стирать ее.

Один из самых знаменитых сюжетов иконы преподобного Серафима: святой кормит из рук медведя. Об этом же пишут и некоторые издания — к лесной келье подвижника якобы приходят звери и птицы. Такую информацию Валентин Степашкин считает приукрашенной учеником преподобного схиигуменом Серафимом (Толстошеевым). Вот как было на самом деле по мнению исследователя:

— Рядом с кельей преподобного находился огород, где святой выращивал для себя овощи. Здесь же он обустроил и несколько ульев для пчел. Естественно, что на запах меда к нему из леса иногда приходил и медведь, которого святой, хоронясь за заборчиком, угощал своим медом. А вот рассказы, присутствующие в некоторых изданиях, о том, что к Серафиму Саровскому, якобы, со всех сторон приходили разные звери и проползали гады, которых он кормил и которые с ним как-то общались, я отвергаю. Убежден, что это домыслы, которые очень далеки от реальной жизни и от подлинного подвига преподобного, — считает Валентин Степашкин.

В этом сюжете мы видим скорее силу народного почитания, любви, стремящейся приукрасить увиденное и услышанное. Это вовсе не означает, что все или многие имеющиеся сведения о святом Серафиме можно подвергнуть сомнению — нет, сам исследователь прямо говорит:

«Важно, что события, изложенные именно в официальном, принятом Церковью житии святого — сомнений не вызывает. Сразу же после канонизации церковная цензура отцеживала из жизнеописания святого все, что было явно окрашено людской фантазией».

Речь лишь о нескольких моментах, в которых сказалось желание людей приукрасить действительность — подробнее об этих эпизодах (например, про падение с колокольни в детстве и тысячедневное моление на камне) читайте здесь.

На самом деле, не столь важно: был медведь или нет. Это никак не умаляет святость подвижника. Главное понимать, что мы читаем жития святых не для того, чтобы удивляться их чудесам, а для того, чтобы учиться у них. Чудеса святых — это уже результат их святости. Для нас же важнее понять, как они стали святыми. И просить их помощи на нашем пути к Богу.
Из всех ветхозаветных праведников Господь удостоил беседы на Фаворе только двух — Моисея и Илию.

Почему Моисея — вроде бы понятно. Моисей единственный из всех израильтян говорил с Богом лицом к лицу; он вывел израильтян из Египта, где они были рабами, в землю обетованную; он написал первые пять библейских книг… Писание называет его кротчайшим из всех людей на земле (Чис 12:3).

А пророк Илия? От него не сохранилось никаких писаний, непонятно даже, что за пророчества он изрекал!

Тут нужно вспомнить, что пророк вовсе не обязательно предсказатель или создатель каких-то текстов: не оставил нам писаний, например, и Иоанн Предтеча, а Господь назвал его величайшим из пророков, рожденных женами (ср.: Лк 7:28). Библейский пророк — это человек, говорящий с народом от лица Бога, возвещающий Его волю. Именно это и делал пророк Илия.

Почему именно пророк Илия был с Господом во время Преображения?
Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?

Читайте ниже👇
Ветхий Завет не самая «добрая» часть Священного Писания: грехопадение, потоп, плен, казни, идолопоклонство и много, много крови. Но одно дело — описание человеческих нравов до пришествия Христа, другое — молитвы человека, которого Церковь считает святым, — пророка, царя Давида.

Речь о его Псалтири, тексты которой часто используются в современном богослужении. И там есть действительно жуткие вещи для неподготовленного читателя. Например: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад (54:16), — желает врагам Давид; или: И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (142:12). И таких примеров много.

Ветхозаветная жестокость шокирует не только современников. Блаженный Августин, живший в V веке, прямо писал в «Исповеди», что чтение Ветхого Завета его «убивает». Святому понадобились 10 лет и встреча с Амвросием Медиоланским, чтобы изменить свои взгляды.

Так почему же в Псалтири можно найти столько проклятий, жестокости по отношению к врагам?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сделать пояснение, о каких врагах речь. В первую очередь, это враги Бога, которые нарушают Его заповеди. И как следствие, они становятся врагами самого псалмопевца.

А еще нужно понимать, что Псалтирь — это образец предельно честного и открытого разговора человека с Богом. Именно в силу этой потрясающей открытости, обращенности к Богу, а не безгрешности царь Давид и прославлен в лике святых.

Псалмопевец еще не знает евангельской максимы любите врагов ваших, да, вероятно, он и не мог бы принять ее в свою жизнь. Но очень важно, что суд над врагами — чего бы он ни желал им лично — Давид доверяет Богу.

То есть множество «проклятий» — как раз потому, что Давид не лукавит, а открывает Богу свое сердце как оно есть. При этом он не мстит врагам сам, а призывает на них суд Божий. И для Ветхого Завета, для мира, в котором сила решает все, это важный шаг в сторону Завета Нового.

Заметим, что так же честно Давид просит Бога наказать и его самого, если он поступил несправедливо по отношению к другим: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою (Пс. 7:4–6).

Для правильного понимания недостаточно просто читать Священное Писание — важно изучать толкования, чтобы осознавать духовный смысл, исторический контекст и аллегорическое значение некоторых сложных его мотивов и эпизодов. Псалтирь состоит не только из ненависти и злобы. Там много покаяния и того, что сегодня мы называем «криком души».

Для современного человека псалмы Давида — словно зеркало, в котором, по мере чтения, все объемнее отражается его внутренний мир с сомнениями, раскаянием, злостью, любовью. И важно не просто ужаснуться, заглянув туда, но и постараться навести в нем порядок.

Изображение: «Давид и Голиаф», Сикстинская капелла.
4 августа 2003 отошёл в вечность митрополит Сурожский Антоний. К этому дню вспоминаем слова владыки, пожалуй, о центральных темах его проповеди — встречи и любви.

1. Меня очень поражает слово встреча… – это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту двойственность… это единство двух.

2. …надо сознавать,.. как важны и драгоценны все наши человеческие отношения, как они могут сыграть решающую роль в абсолютных событиях нашей жизни. Как нам надо воспринимать и бережно, и вдумчиво, и целостно все отношения, какие у нас есть; потому что каждое отношение определяет ситуацию, которая может расцвести в чудо – в чудо встречи с Богом.

3. …одна из самых трагических вещей на свете – это когда два человека или две группы людей не могут встретиться, не только не имеют общего языка, но не имеют даже точки соприкосновения, когда они, как две параллельные линии, идут каждая в свою строну, как две противоположные бесконечности.

4. …совсем нелегко научиться слушать с намерением услышать, очень трудно смотреть с намерением увидеть.

5. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования.

6. Любовь сказывается вот в чем: в человеке мы вдруг прозреваем что-то, чего никто не видел; человек, который проходил незамеченный, оставленный, отброшенный, чужой, человек, который был просто в массе человечества, вдруг нами замечен, делается значительным, единственным и приобретает в этом смысле окончательное значение.

7. Не потому Церковь, отдельный человек так воспринимаются, чтятся, что есть эта чистота и добродетель, а потому что человек, которого полюбили, делается тем, чем он, может, никогда и не был. Он получает качество вечности.

8. Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины...

9. И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в двух лицах; и разумеется, в этом не может быть греха по существу…

10. …свобода… это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении…

Читать высказывания владыки Антония
Два слова о сыновьей и родительской любви. Священник Павел Островский

1.
В прошлом году я тяжело заболел, была вполне реальная угроза жизни, и я всерьез, основательно начал готовиться к смерти — соборовался, исповедовался. И, конечно, по-новому взглянул на обычные житейские вещи — мы ведь, когда все хорошо, их не замечаем. Например, тогда, во время своей болезни, я почти не мог ходить. То есть передвигался на своих ногах, но очень медленно, как престарелые люди. Однажды меня обогнал медленно едущий инвалид-колясочник — и в этот момент я осознал, насколько же это здорово — ходить, насколько прекрасно — спать и высыпаться (во время той болезни я почти не мог спать). Словом, то, что раньше воспринималось как данность, теперь осознаешь как дар Божий.

И, конечно, близкие люди тебе становятся дороже, чем обычно. Я видел переживания своих родителей и беспокоился за них больше, чем за себя. Такое беспокойство, как я убедился на своем опыте, гораздо тяжелее, чем жуткие физические боли.

Мой отец тоже священник, в прошлом году именины его выпали как раз на время моей болезни — и я решил сделать ему подарок. Обычно меня причащали в больнице, но в этот день я договорился с водителем, полчаса шел до машины (хотя там было идти всего метров пятьсот), и водитель привез меня в отцовский храм на службу. Так же медленно я заковылял к храму и ближе к концу Литургии пришел в алтарь, там причастился со священнослужителями и поехал обратно в больницу. Надо ли пояснять, какой это был подарок для отца?

2.
А много раньше, когда я был еще ребенком, отец сделал подарок нам, детям (нас в семье четверо сыновей). Это была книжка «Жития святых», которую он — тогда еще не священник, а алтарник — сам написал для нас, потому что это были восьмидесятые годы, и никакой православной литературы для детей (как, впрочем, и для взрослых) тогда еще не издавалось. Та книга — это много тетрадок в клеточку, сшитых вместе, то есть довольно толстый том. И печатными буквами отец писал в этих тетрадках истории из жизни святых — основываясь на классических «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, но излагая их языком, который интересен и понятен детям. Кроме того, он вклеивал туда картинки. Получилась огромная рукописная книга.

Вот так материализовалась любовь отца к нам, и мы, дети, прекрасно это чувствовали, мы понимали, что эта книга — нечто гораздо большее, чем просто книга.

Когда отец ее писал, то вряд ли думал, что когда-нибудь она будет издана. Но в 1991 году ее все же издали в сокращенном виде, а в 1997 — полностью, и с тех пор она выдержала несколько изданий, последнее было в прошлом году — как раз тогда, когда я сделал свой подарок отцу.

Подготовил Илья Журавлёв
Как закон охраняет тайну исповеди?

Для многих удивительно, что понятие «тайна исповеди» сохранилось до наших дней. Более того, оно закреплено на законодательном уровне многих стран. Россия не исключение. Рассказываем в #фома_слайды
Список грехов

Один мой хороший знакомый однажды заявил:

— Собираюсь на Афон.

— В паломничество? — уточнила я.

— Нет, пожить. Пока что на три года, а потом… посмотрим, может, и навсегда.

— Неожиданно… И почему тебе вдруг пришла в голову такая идея?

— Покаяться нужно…

Ничего себе «покаяться»! — подумала я. — Нельзя, что ли, найти место для покаяния поближе? Заходи в любой храм на исповедь и кайся сколько угодно. Зачем на Афон?

— Мне уже тридцать лет, а я до сих пор не покаялся, — уточнил знакомый.

— Что же ты тогда делал на исповеди все эти годы? — иронизировала я, зная, что этот самый знакомый исповедуется каждую неделю. — Успел сугубо нагрешить, что ли? Теперь простое покаяние не подходит, подавай тебе пещеру, вериги и власяницу?

— Исповедь исповедью, — ответил он, — но покаяние — это же не только участие в Таинстве покаяния. Это изменение ума. Ну и образа жизни соответственно. Вот я и хочу в корне изменить свою жизнь.

Читать все письма
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
6 августа 1945 года американский бомбардировщик сбросил на Хиросиму атомную бомбу. Можно ли было обойтись без этого? Смотрите в проекте #минуты_победы
#минутная_история