Фальтер
1.51K subscribers
339 photos
48 videos
366 links
Литературное медиа. Андеграунд, которого вы не просили.

Сайт: falter-media.ru

Сотрудничество: [email protected]

Периодически мы проводим опен-коллы — следите за новостями: https://falter-media.ru/authors
加入频道
«Мальчик, кого ты видел?
Я видел Бога.
Он отнимал мой воздух,
и ему было очень трудно».

Сегодня — стихи обозревателя «Фальтера» Ольги Кодрахиной. Ее поэзия выворачивает жизнь наизнанку, чтобы показать, из чего эта жизнь состоит. Мальчик вырастает в великана, но остается мальчиком; умирающая рыба мечтает попасть на небо, но попадает в рот.

В подборке «Черная вода» — нежность и смерть, блинчики по воде и ночные кошмары. А хрупкость человека — не только печальна, но и по-своему красива.

Ольга — поэт, прозаик и литкритик. Стихи публиковались в «Полутонах», рецензии — в Bookmate Journal, «Литературно», на «Дискурсе». Ведет телеграм-канал «Кухарка Гегеля».

Стихи — по ссылке: http://falter-media.ru/poetry/tpost/94lzbd8411-olga-kondrahina-chernaya-voda
Смотрим, как легли карты на этой неделе, и делимся новостями. А заодно предлагаем вдохновиться модными луками от Маяковского и Брик, чтобы осень прошла красиво.

Главное

• Букеровская премия объявила шорт-лист. В том числе в него попали: The Bee Sting («Укус пчелы») Пола Мюррея о проблемном семействе, This Other Eden («Другой Эдем») Пола Хардинга о жизни островитян и Study for Obedience («Уроки послушания») Сары Бернстайн о ксенофобии.

• Литературная премия «Новые горизонты» тоже назвала номинантов. Среди них — «Пути сообщения» Ксении Буржской о попытках спасти себя, спасая другого, «Ваша жестянка сломалась» Аллы Горбуновой о разуме и безумии, а также «KGBT+» Виктора Пелевина о «титане перформанса и духа».

• Образовательный проект «Полка» опубликовал лекцию филолога Дины Магомедовой о футуризме. А именно — о словоновшестве Хлебникова, Кручёных и Гуро. И конечно, об «Облаке в штанах» Маяковского.

• Петербургское кафе «Огурцы» запускает книжный клуб, посвященный нон-фикшну 🥒 Первая встреча пройдет 27 сентября по адресу: Набережная реки Фонтанки, 96. Начало — в 19:00. Выступят и сотрудники «Фальтера». Ни на что не намекаем, но...

Авторам

✍️ Писательская школа Band и журнал Psychologies проводят опен-колл «Как память становится текстом». Партнер — проект «Что я знаю о папе» Марины Кочан, автора романа «Хорея» об отце с болезнью Гентингтона. Лучшие тексты опубликует Psychologies, финалисты смогут бесплатно учиться в Band. Объем — до 10 тысяч знаков. Дедлайн — 18 октября. Детали — по ссылке.
«У художника смерть всегда при себе». Три романа Генриха Бёлля о повседневности на историческом сломе

Генрих Бёлль — лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года, голос «маленьких людей», один из главных представителей «поколения вернувшихся», гуманист и моралист, соединяющий пронзительную лирику с кровоточащим юмором, мишень консерваторов, самый советский из немецких писателей и друг советских же диссидентов.

Ира Копланова рассказывает о романах Бёлля «Где ты был, Адам?», «Глазами клоуна» и под «Под конвоем заботы» — исследованиях человечности и ее отсутствия: https://falter-media.ru/books/tpost/kikmfacoj1-u-hudozhnika-smert-vsegda-pri-sebe-tri-r
Кринж или рофл? «Фальтер» собирает истории писателей об их отношениях с ранними текстами

Боитесь, что кто-то найдет ваши подростковые стихи в сети? Удалили ранние тексты с ноута? А может, напротив, бережно их храните и предаетесь ностальгии?

Присылайте свою историю сюда: @Falter_Stories_Bot. Редакционный голубь Колян доставит письмо 🕊

Форма свободная: от нескольких фраз до 2000 знаков с пробелами. Подчеркиваем, что речь идет не о художественных текстах, а о репликах для материала. Вот пример. Дедлайн — 10 октября включительно. При желании можно сохранить анонимность.

Спасибо 🖤
Привет! На связи обозреватель Оля Кондрахина, автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». #новинки этой недели — о душевной болезни, школьных проблемах и НЛО. А еще вас ждет мое неожиданное признание...

«Черная Сибирь» Софии Cиницкой от «Лимбус Пресс»

Софии Синицкой свойственна ускоренная динамика повествования. На десяти страницах книги может пролететь целая жизнь и историческое десятилетие. Когда время несется так быстро — практически карнавально по Бахтину, — читатель успевает понять, что Синицкая с историческими материями обращается крайне вольно, и это помогает по-новому переживать самые жестокие события в истории человечества. В новом романе французский волонтер бежит от экзистенциальной тоски на юго-восток Украины — и в зоне военных действий пытается найти смысл жизни. А еще он страдает меланхолией, поэтично обозначенной как «Черная Сибирь».

«Уфологи в штатском. Как спецслужбы работают с НЛО» Марка Пилкингтона от Individuum

Мало кто знает, но в детстве, посмотрев «Секретные материалы», я решила стать уфологом. А потом я выросла и поняла, что стать уфологом непросто: тут ни образования, ни вакансий на HeadHunter. И вот британский исследователь паранормальных явлений Марк Пилкингтон написал книгу о том, чем занимаются секретные агенты, одним из которых могла бы стать я. Получилось исследование НЛОмании, охватившей планету в ХХ веке, истории про съезды уфологов, куча необычных (и иногда кринжовых) случаев.

«Синяя птица» Киёси Сигэмацу от «Поляндрии»

Мне часто хочется такого чтения, чтобы погрузиться целиком и полностью и больше не отрываться. «Синяя птица» — именно такая книга. Вызывает сочувствие, потому что о школе, подростках и становлении. В каждой из глав-рассказов герои сталкиваются с трудностями — по их мнению, безвыходными. Но им приходит на помощь Мураути-сэнсэй, учитель японского. Мураути заикается, и речь для него мучение, поэтому он обладает необыкновенным даром — говорить только о том, что важно. И это чаще всего оказывается спасением для самых заблудших подростков.
«Однажды, придя домой пьяным, вдруг озарился и решил написать рассказ. Идея в дороге пришла мощнейшая. Сел за машинку, вдохновенно стучал, параллельно добавляя градусы…»

Как думаете, эта история закончится провалом или созданием шедевра?

Сегодняшний #пятничный_тост — очень писательский: он — из сборника статей и эссе Владимира Георгиевича Сорокина, великого и ужасного.

«Лег спать кр-р-р-р-райне удовлетворенным: давно так яростно не писал! Утром прочитал, рассмеялся, скомкал и выбросил в мусорное ведро. Естественно, эксперимент этот никогда больше не повторяю».

Желаем, чтобы ваши творческие порывы приводили только к великолепным результатам 🍷

Хороших выходных!
В подвальных уголках Коломны живут бесы. Точнее, биси. Измельчавшие и поглупевшие. Помнящие большую Неву и корабельные сосны на месте улиц. Они пугают детей и пьяненьких, избегают солнца и дворника, доводят до нервного тика весь район. И вот Лиличка (из дома-за-сквером) рассердила их не на шутку и они решают с ней зло поиграть.

Для тех, кто любит магический реализм, городские легенды и видит преследующие тени на улицах, — рассказ Марины Мельниковой «Про Лиличку и про нас».

Марина — магистр филологии, училась на курсах «Ковена Дур», в CWS и в Школе литературных практик. Публиковалась в изданиях «Иначе» и «Пашня». Иллюстрирует детские книги. Ведет телеграм-канал «Сказочная кабарга».

Рассказ — по ссылке: https://falter-media.ru/prose/tpost/hszzh3c781-marina-melnikova-pro-lilichku-i-pro-nas
Смотрим, как легли карты на этой неделе, и делимся новостями. Текущее настроение — Уайльд на диване с книгой.

Главное

• 25 сентября прошлого года состоялись Маяковские чтения стихов, после которых Артема Камардина, Егора Штовбу и Николая Дайнеко обвинили в «призывах к деятельности, направленной против безопасности государства». Издание DOXA поговорило с женой Камардина Александрой Поповой о его заключении.

• Наши классные друзья — сервис для творческого краудфандинга «Френдли» — опубликовали интервью с Ольгой Аристовой, создательницей Book Stand-Up. Она рассказала, как родился проект и зачем говорить о литературе с юмором.

• «Альпина» запустила издательство «Бель Летр». Его направление — современная европейская проза о женщинах. Темы книг — самореализация, ментальное здоровье, эмпансипации, отношения в семье и свобода выбора.

• 6 октября в петербургском литературном музее «XX век» откроют фестиваль молодых детских авторов «Как хорошо уметь писать». Среди выступлений — лекции о детлите и издании первой книги. Подробности — по ссылке.

• 8 октября в московском музее «Гараж» пройдет благотворительный книжный маркет «Фонарь». В программе — книжная барахолка, издательский маркет, лекции и дискуссии. Вырученные средства отправят фонду «Шалаш», поддерживающему детей с трудным поведением. Можете принести свои книги в пункты сбора до 6 октября. Детали — по ссылке.

Опен-коллы

• АСПИР и издательский дом «Городец» приглашают авторов детской и подростковой прозы в литературную резиденцию на территории историко-культурного заповедника «Горки». Чтобы поучаствовать, нужно прислать отрывок из работы. Дедлайн — 5 октября. Подробности — по ссылке.

• Музей «Гараж» объявил конкурс для исследователей искусства. Рукописи победителей опубликуют в издательской серии «Гаража». Объем — до 10 авторских листов, включая иллюстрации. Дедлайн — 19 ноября. Детали — по ссылке.
«ДрАнтология» — посвящение легенде андеграунда. Отрывок о поэтическом языке Вени Д’ркина

Издательство «Выргород» выпустило «ДрАнтологию» — книгу, посвященную поэту, музыканту и сказочнику Александру Литвинову, известному под псевдонимом Веня Д’ркин. В нее вошли все его сохранившиеся стихи, сказки, «прибаусеньки и прибамбасеньки». А также рассказы друзей поэта, статьи о нем, концертография, снимки и рисунки.

Легенда андеграунда 1990-х, Литвинов не дожил и до 30 лет, сгорев от лимфосаркомы, но впечатление, которое он произвел на слушателей, неизгладимо.

С разрешения издательства «Фальтер» публикует отрывок из литературоведческой статьи Оли Чен о поэтическом языке Вени Д’ркина: https://falter-media.ru/fragments/tpost/gexv6ktc41-drantologiya-posvyaschenie-legende-andeg
Дружеская рекомендация: писательница Ольга Брейнингер прочитает онлайн-лекцию «Автофикшн в современной женской прозе» 🖤

Ольга рассмотрит романы Вирджинии Вулф, Энн Секстон, Сильвии Плат и Элизабет Вуртцель, расскажет о тенденциях в российском и зарубежном автофикшне, а также поделится методами, благодаря которым можно создать собственный текст.

Встреча состоится 7 октября в 15:00. Вход свободный, но необходимо зарегистрироваться.

Вебинар пройдет в преддверии курса Ольги в Creative Writing School «Автофикшн: как писать о себе современным языком», который начнется 8 октября.
— Да?
— Да...

Ни слова больше. Читайте короткий и пронзительный рассказ Насти Морозовской «Да», разбивающий сердце.

Настя — юрист и прозаик, автор трех детских книг. Заняла первое место на фестивале короткого рассказа «Кора», писала для Mel.fm.

Рассказ — по ссылке: https://falter-media.ru/prose/tpost/jccvyn2r51-nastya-morozovskaya-da
⚡️Нобелевскую премию по литературе получил норвежский писатель Юн Фоссе

Его наградили «за новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».
Привет! На связи Оля Кондрахина, обозреватель и автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». Надеюсь, вы привыкли к моей книжной кровожданости, ведь сегодняшние #новинки — истории о жертвоприношениях, ироничные стихи и исследование нежелания работать.

«Стихи» Олега Григорьева от издательства «Мелик-Пашаев»

Очень симпатичное иллюстрированное собрание стихотворений Олега Григорьева. Сам он едва не стал художником, и, возможно, попытка проиллюстрировать стихи Григорьева — частичное продолжение его поэтики.

Известен Григорьев, например, благодаря таким юморескам:

Жену свою я не хаю
И никогда не брошу ее.
Это со мной она стала плохая,
А взял-то я ее хорошую.

Но поэт бывает лиричен и кроток. Впрочем, все мы знаем, что за смехом порой стоит много боли.

«Кровь и символы. История человеческих жертвоприношений» Олега Ивика от «Альпины»

Под псевдонимом Олега Ивика скрываются журналистка Ольга Колобова и археолог Валерий Иванов. Оба регулярно участвуют в экспедициях и популяризируют историю, культурологию и археологию. Они посвящают книги браку и свадьбам, сексуальным запретам, загробной жизни. В «Крови и символах» — как описания страшных ритуалов, так и духовных обрядов, где никто не лишается жизни, но переходит в новое агрегатное состояние на поприще метафизического бытия. Надеюсь, именно это происходит с нами сегодня — новые формы инициаций.

«Неработа. Почему мы говорим „стоп“» Джоша Коэна от Аd Marginem

Британский психоаналитик выявил одну из самых популярных проблем людей, приходящих на прием — недовольство работой. Этот кризис чем-то похож на феномен «бредовой работы», описанный антропологом Гребером, но Коэн идет дальше. Он признается в неприязни к продуктивности, а по современным меркам «успешного успеха» это сильный конфликт с реальностью. Коэн пытается легитимизировать нежелание бегать за капиталистическими ачивками. И возможно, если у вас подобный кризис, книга поможет с ним справиться. А еще здорово просто увидеть, что все мы переживаем похожие проблемы — и это нормально.
Уже не в первый раз мы посвящаем #пятничный_тост тексту «Максим и Федор» художника Владимира Шинкарева, сооснователя творческой группы «Митьки». Это одно из самых известных произведений самиздата 1970–1980-х — и во дни сомнений оно очень выручает.

«На алтарь мысли Максим мог положить всё, даже предметы первой необходимости.
Однажды он сказал:
— Когда я думаю, что пиво состоит из атомов, мне не хочется его пить».

Атомно-молекулярная структура не раз упоминается в тексте, и кажется, по большей части эти рассуждения — не про пиво, а про литературу. В качестве доказательства приводим другую цитату:

«Максим, заметив неприязнь Петра к рассказам Федора, сказал: „Даже о литературном произведении нельзя судить по содержащимся в нем словам!“»

Желаем, чтобы вас радовало и общее, и частное! И не судите исключительно по словам.

Отличных выходных 🥂
Смотрим, как легли карты на этой неделе, и делимся новостями, пока мир в огне. Текущее настроение: меланхоличный Мандельштам. Сегодня — много о премиях.

Главное

• Нобелевскую премию мира получила иранская правозащитница и политзаключенная Наргиз Мохаммади — за «борьбу против угнетения женщин и продвижение прав человека». Нобелевской премией по литературе наградили норвежского писателя Юна Фоссе — «за новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».

• «Ясная Поляна» тоже объявила лауреатов. Вот номинации и победители:
«Современная русская проза»: Саша Николаенко c романом «Муравьиный бог» о детстве без защиты взрослых;
«Иностранная литература»: Венко Андоновский и переводчица Ольга Панькина с философским романом «Пуп света»;
«Пропущенные шедевры»: Ирина Доронина с переводом книги Чинуа Ачебе «Всё рушится» о конфликте европейцев и «черных дикарей»;
«Личность»: Юрий Арабов был награжден за «виртуозное мастерство сценариста, драматурга, поэта и прозаика».
Приз «Выбор читателей» получил Рагим Джафаров с книгой «Его последние дни» о природе творчества, автором лучшей рецензии стала Дина Озерова.

• Научно-популярная премия «Просветитель» назвала участников шорт-листа. Среди них — «Корпорация самозванцев» Олега Хлевнюка, «Парадокс добродетели» Ричарда Рэнгема и «Быть собой» Анила Сета.

• Премия Андрея Белого сначала объявила о закрытии, а потом вернулась в игру. По крайней мере, лауреатов этого года обещают назвать.

• Издательство Ad Marginem запустило проект «Город глазами книжного» о неочевидных достопримечательностях России. О своих городах уже рассказали петербургский «Все свободны», казанская «Смена», ZAMAN BOOKSTORE в Уфе и другие книжные.

Писателям

✍🏻 Царский подгон: в Creative Writing School выложили бесплатную подборку вебинаров об автофикшне. Лекции читают писательницы Ольга Брейнингер, Арина Бойко и Наталья Калинникова.
«Фальтер» запустит мастерскую для писателей 🖤

Привет, друзья! После небольшого перерыва, связанного с тем, что вся команда слегла, возвращаемся с классной новостью. Совсем скоро мы запустим литературную мастерскую в Петербурге.

Мы планируем набрать группу из 10 писателей и 10 слушателей, которые хотят посмотреть на разбор со стороны. К обсуждениям присоединятся и редакторы «Фальтера».

В течение месяца мы проведем четыре встречи — и разберем произведения в формате воркшопа. У участников будет по несколько минут, чтобы поделиться впечатлениями от текста по кругу. Имя автора мы объявим лишь после разбора, чтобы его рассказ оценивали максимально объективно.

Тексты для обсуждения в тот или иной день выберет жеребьевка. Знакомиться с ними заранее не нужно: ведущий прочитает текст вслух, а параллельно мы дадим доступ к документу.

Участие бесплатное, но мы будем рады донатам.

Об официальном запуске и регистрации объявим немного позже.

Как вам идея? Если что, докрутим ее, учтя ваши пожелания!
«Черная Сибирь» Софии Синицкой. Отрывок из романа о Юго-Востоке Украины и душевной болезни

В издательстве «Лимбус Пресс» вышел новый роман Софии Синицкой, лауреата премии Гоголя. Заглавие отсылает к Бодлеру — «Черной Сибирью» поэт называл депрессию. Главный герой — француз Гастон Мушабьер — едет на Юго-Восток Украины, где идут боевые действия, чтобы сбежать от тоски.

София говорила в интервью «Фальтеру»: «Я пишу о мире, в котором, как на иконе, рядом ад и рай». «Черная Сибирь» — тому пример.

С разрешения издательства публикуем отрывок из романа: https://falter-media.ru/fragments/tpost/2ear9isjp1-chernaya-sibir-sofii-sinitskoi-otrivok-i
Привет! На связи обозреватель Оля Кондрахина, автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». Сегодня — #новинки о страшных петербургских коммуналках, семейных тайнах и книги о книгах.

«Комната Вагинова» Антона Секисова от «Альпины»

Совсем недавно писала о «Берлине» Би Сеттон, сравнивая этот текст с «Комнатой Вагинова»: в обоих романах филологи сталкиваются с мистикой. Тогда текст Секисова вышел только онлайн на «Букмейте», и наконец его издала «Альпина».

Молодой филолог Сеня переезжает в квартиру на Грибоедова, где когда-то жил Константин Вагинов, чтобы написать его биографию. Соседями оказываются по-питерски странные персонажи: полубезумный одинокий поэт, девушка, ведущая блог про своего енота, итальянец-алкоголик и любитель античной философии. Но за дверью одной из комнат кто-то насильно удерживает девушку. Кто? Зачем? Или это и вовсе больной вымысел ненадежного нарратора? Ответы — в романе. Кстати, довольно смешном.

«Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло от «Альпины»

Не знаю, как относиться к дебютному тексту Манойло «Отец смотрит на запад». С одной стороны, прекрасный мистический текст. С другой, в конце романа события ускоряются и обращаются немного голливудским боевиком. Следить за литературным путем писательницы интересно: есть в слоге Манойло нечто чарующее. В новом тексте — снова семейные тайны, непонимание, как быть с родителями и нелюбовью, обманы и даже убийство. Обещают остросоциальную прозу и роуд-муви.

«Обаяние „бумажной“ книги» Феликса Лурье и Юрия Шестакова от издательства «Альфарет»

Если я усну и проснусь через сто лет, а меня спросят, что сейчас происходит в книжном мире, я отвечу: обсуждают смерть «бумажной» книги. Авторы «Обаяния» рассуждают как раз о судьбах «бумажной» книги в пору торжества электронных устройств, но судьбоносный рок в их понимании не всегда приводит к смерти. Они рассказывают об элементах, связанных (простите за пафос) с душой книги: например, о таланте организовать фамильную библиотеку. А еще делятся историями важных коллекций и коллекционеров.
Этот #пятничный_тост — классический, ведь мы вспоминаем Достоевского и его рассказ «Честный вор».

Астафий Иванович знакомится в одной харчевне с «пьянчужкой» и «тунеядцем» по имени Емельян Ильич и берет его к себе жить. Вскоре у Астафия подозрительным образом пропадают рейтузы. Сделал ли это Емельян Ильич? И признает ли вину, если это его рук дело? Оказывается, вокруг рейтуз могут разгореться не просто экзистенциальные метания, но и настоящее перерождение человеческой души.

А вот и противоречивая цитата из текста:

«Я-то есть много не ем, а пьющий человек, известно, ничего не ест: ему бы только настоечки да зелена винца».

Желаем вам оставаться голодными хотя бы до духовной пищи. И пусть посиделки с друзьями — с винцом или без — всегда приводят исключительно к счастливым событиям.

Отличных выходных 🍸
«Валсарб» Хелены Побяржиной — это история о девочке, играющей со словами; о преследующих ее людях, которые прежде жили в Валсарбе, но после смерти оказались безымянными. Дебютный роман переводчицы и поэтессы вошел в лонг премии «Ясная Поляна» и в финал «Большой книги».

О буквенном мире и нежелании героев услышать друг друга рассказывает критик Мария Лебедева: https://falter-media.ru/reviews/tpost/dyzck0xc11-s-kakoi-storoni-ni-smotri