Фальтер
1.51K subscribers
339 photos
48 videos
366 links
Литературное медиа. Андеграунд, которого вы не просили.

Сайт: falter-media.ru

Сотрудничество: [email protected]

Периодически мы проводим опен-коллы — следите за новостями: https://falter-media.ru/authors
加入频道
Сегодняшний #пятничный_тост — сентиментальный.

На фото — первое мероприятие «Фальтера», посвященное знакомству с читателями. Как видите, собрали стадион!

И получили милый фидбэк.

«Вы очень искренние».

«Приехав из эмиграции, я впервые за долгое время почувствовал умиротворение».

«Ощущения такие: жизнь продолжается».

Думаем, это повод для новых встреч. А пожелать вам хотим, чтобы свои люди всегда находились вовремя. Такие, с которыми пьянеешь не от алкоголя, а от вайбов 🖤
В гараже можно найти всё: диафильмы, фотоальбомы и семейные тайны. Самый ненадежный рассказчик — ребенок. Сложно угадать, скрывается за его словами что-то невинное или жуткое.

Кого больше любишь: маму или папу? Обоих, очень сильно. У детей своя оптика. И в рассказе «Сына, гля» Ксения Забуга передает ее точно и тонко.

Даже ужасных людей кто-то любит. Даже если папа делал страшные вещи: это мой папа и я его люблю.

Ксения — прозаик и драматург. Прошла в лонг-листы «Ремарки» и «Исходного события», а также в шорт-лист «Евразии». Помогает собакам и работает над романом. Ведет телеграм-канал «сорян, пишу».

Рассказ — по ссылке: https://telegra.ph/Kseniya-Zabuga-Syna-glya-09-16
Смотрим, как легли карты, и делимся новостями. Одна из них — о новой книге Пелевина.

Главное

• Мы публикуем опрос для читателей, чтобы стать лучше и подготовиться к запуску сайта. Будем очень рады узнать ваше мнение о нашей работе — и о том, каким вам хотелось бы видеть «Фальтер» в дальнейшем 🖤

• Книгу «Путешествие в Элевсин» Пелевина, ставшую продолжением «Transhumanism Inc» и «KGBT+», начнут продавать 29 сентября в 20:23. Пелевин, как водится, переосмысляет актуальные события в мире. Экранизация трех книг выйдет на «Кинопоиске».

• Премия «Ясная Поляна» проводит читательское голосование. Книги из шорт-листа в номинации «Современная русская проза» будут в бесплатном доступе до 4 октября.

• В возрасте 94 лет умер поэт Николай Добронравов — автор песен «Как молоды мы были», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща».

• Хотим рассказать о проекте, с которым дружим — «Люди читают рассказы»: это классные встречи в Москве и Петербурге, на которых выступают прозаики. Например, 21 сентября пройдет чтение откровенных рассказов в петербургском баре «Фаренгейт».

Писателям

✍️ CWS и Школа литературных практик запускают большой курс творческого письма, проектного менеджмента и литкритики. В нем учли опыт магистерской программы Школы в Шанинке. Академическую базу заявляют как не имеющую аналогов. Среди мастеров курса — писательницы Евгения Некрасова, Полина Барскова, Оксана Васякина и Ольга Брейнингер. Старт — 23 октября.
Привет! На связи обозреватель Оля Кондрахина, автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». #новинки этой недели — беспощадная мрачная проза, история о филологе и инфантильное искусство.

«Рассказы» Наталии Мещаниновой от «Сеанса»

Переиздание дебютной книги Натальи Мещаниновой — режиссера «Школы» и «Комбината „Надежда“», автора сценария «Аритмии». В свое время рассказы Мещаниновой поразили меня уровнем жести при совершенно отстраненном рассказчике. Мещанинова умеет делать то, что не умеют многие автофикшн-авторы — говорить о тяжелом опыте емко, едко и без драматизации. Не утверждаю, что так обязательно должно быть в автофикциональных текстах, но «Рассказы» этим необычны.

«Берлин» Би Сеттон от Inspiria

Текст для филологов всех мастей! 26-летняя героиня с проблемами и бесполезным (в ее случае) дипломом филфака пытается сбежать от трудностей, переехав в Берлин. План работает: Дафна заводит новый дом и новых друзей, но внезапно ее начинает преследовать нечто... Разбивает окно и посуду. Неясно, мистика ли это, преследователь или наша рассказчица привирает, но новую жизнь оказывается не так-то просто начать. Из похожего вспоминается «Комната Вагинова» Антона Секисова, где филолог тоже встречает чертовщину, но в питерской коммуналке и с соседом-маньяком. Текст Секисова на удивление смешной — и в романе Би Сеттон не без ироничных наблюдений. Видимо, черный юмор очень близок филологам.

«Безречие авангарда. Эстетика инфантилизма в русском авангардe» Сары Панкеньер Вельд от Academic Studies Press

Во-первых, это красиво. Исследование о том, как художники и писатели разных времен использовали эстетику инфантилизма, вдохновленную детским искусством, языком, перспективой или логикой повествования. Во-вторых, книга объединяет сразу нескольких знаковых авторов: Михаила Ларионова, Алексея Кручёных, Виктора Шкловского, Даниила Хармса и других. Кстати, иллюстраций много — книгу можно исследовать как фотоальбом, где каждый примитивный рисунок о чем-то говорит.
Иногда мы задумываемся о мерче «Фальтера»... Но хочется выдумать что-нибудь эдакое, необычное. Впечатляющий пример — напиток под названием «Наша водка», которой мы и посвятим наш #пятничный_тост.

Вот что об этом мерче начала 90-х рассказывает писатель и критик Александр Етоев в «Литературной матрице»:

«На бутылочной этикетке в качестве рекламной уловки печатали мелким шрифтом рассказы Зощенко. То есть можно было купить этой водки, к примеру, ящик, отделить наклейки, аккуратно переплести их в книжечку и получить таким образом собрание рассказов писателя».

Восхищаемся величием «Нашей водки» и уходим в выходные, чтобы отдохнуть душой и сердцем — и открыть разум столь же потрясающим идеям. Чего и вам желаем 🍷
Теперь у «Фальтера» есть сайт!

Там — всё, что мы так ценим: красота, свободное слово и любовь.

Ряд деталей еще осмысляем. Но похвастаться-то уже можно, правда?

https://falter-media.ru
«Мальчик, кого ты видел?
Я видел Бога.
Он отнимал мой воздух,
и ему было очень трудно».

Сегодня — стихи обозревателя «Фальтера» Ольги Кодрахиной. Ее поэзия выворачивает жизнь наизнанку, чтобы показать, из чего эта жизнь состоит. Мальчик вырастает в великана, но остается мальчиком; умирающая рыба мечтает попасть на небо, но попадает в рот.

В подборке «Черная вода» — нежность и смерть, блинчики по воде и ночные кошмары. А хрупкость человека — не только печальна, но и по-своему красива.

Ольга — поэт, прозаик и литкритик. Стихи публиковались в «Полутонах», рецензии — в Bookmate Journal, «Литературно», на «Дискурсе». Ведет телеграм-канал «Кухарка Гегеля».

Стихи — по ссылке: http://falter-media.ru/poetry/tpost/94lzbd8411-olga-kondrahina-chernaya-voda
Смотрим, как легли карты на этой неделе, и делимся новостями. А заодно предлагаем вдохновиться модными луками от Маяковского и Брик, чтобы осень прошла красиво.

Главное

• Букеровская премия объявила шорт-лист. В том числе в него попали: The Bee Sting («Укус пчелы») Пола Мюррея о проблемном семействе, This Other Eden («Другой Эдем») Пола Хардинга о жизни островитян и Study for Obedience («Уроки послушания») Сары Бернстайн о ксенофобии.

• Литературная премия «Новые горизонты» тоже назвала номинантов. Среди них — «Пути сообщения» Ксении Буржской о попытках спасти себя, спасая другого, «Ваша жестянка сломалась» Аллы Горбуновой о разуме и безумии, а также «KGBT+» Виктора Пелевина о «титане перформанса и духа».

• Образовательный проект «Полка» опубликовал лекцию филолога Дины Магомедовой о футуризме. А именно — о словоновшестве Хлебникова, Кручёных и Гуро. И конечно, об «Облаке в штанах» Маяковского.

• Петербургское кафе «Огурцы» запускает книжный клуб, посвященный нон-фикшну 🥒 Первая встреча пройдет 27 сентября по адресу: Набережная реки Фонтанки, 96. Начало — в 19:00. Выступят и сотрудники «Фальтера». Ни на что не намекаем, но...

Авторам

✍️ Писательская школа Band и журнал Psychologies проводят опен-колл «Как память становится текстом». Партнер — проект «Что я знаю о папе» Марины Кочан, автора романа «Хорея» об отце с болезнью Гентингтона. Лучшие тексты опубликует Psychologies, финалисты смогут бесплатно учиться в Band. Объем — до 10 тысяч знаков. Дедлайн — 18 октября. Детали — по ссылке.
«У художника смерть всегда при себе». Три романа Генриха Бёлля о повседневности на историческом сломе

Генрих Бёлль — лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года, голос «маленьких людей», один из главных представителей «поколения вернувшихся», гуманист и моралист, соединяющий пронзительную лирику с кровоточащим юмором, мишень консерваторов, самый советский из немецких писателей и друг советских же диссидентов.

Ира Копланова рассказывает о романах Бёлля «Где ты был, Адам?», «Глазами клоуна» и под «Под конвоем заботы» — исследованиях человечности и ее отсутствия: https://falter-media.ru/books/tpost/kikmfacoj1-u-hudozhnika-smert-vsegda-pri-sebe-tri-r
Кринж или рофл? «Фальтер» собирает истории писателей об их отношениях с ранними текстами

Боитесь, что кто-то найдет ваши подростковые стихи в сети? Удалили ранние тексты с ноута? А может, напротив, бережно их храните и предаетесь ностальгии?

Присылайте свою историю сюда: @Falter_Stories_Bot. Редакционный голубь Колян доставит письмо 🕊

Форма свободная: от нескольких фраз до 2000 знаков с пробелами. Подчеркиваем, что речь идет не о художественных текстах, а о репликах для материала. Вот пример. Дедлайн — 10 октября включительно. При желании можно сохранить анонимность.

Спасибо 🖤
Привет! На связи обозреватель Оля Кондрахина, автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». #новинки этой недели — о душевной болезни, школьных проблемах и НЛО. А еще вас ждет мое неожиданное признание...

«Черная Сибирь» Софии Cиницкой от «Лимбус Пресс»

Софии Синицкой свойственна ускоренная динамика повествования. На десяти страницах книги может пролететь целая жизнь и историческое десятилетие. Когда время несется так быстро — практически карнавально по Бахтину, — читатель успевает понять, что Синицкая с историческими материями обращается крайне вольно, и это помогает по-новому переживать самые жестокие события в истории человечества. В новом романе французский волонтер бежит от экзистенциальной тоски на юго-восток Украины — и в зоне военных действий пытается найти смысл жизни. А еще он страдает меланхолией, поэтично обозначенной как «Черная Сибирь».

«Уфологи в штатском. Как спецслужбы работают с НЛО» Марка Пилкингтона от Individuum

Мало кто знает, но в детстве, посмотрев «Секретные материалы», я решила стать уфологом. А потом я выросла и поняла, что стать уфологом непросто: тут ни образования, ни вакансий на HeadHunter. И вот британский исследователь паранормальных явлений Марк Пилкингтон написал книгу о том, чем занимаются секретные агенты, одним из которых могла бы стать я. Получилось исследование НЛОмании, охватившей планету в ХХ веке, истории про съезды уфологов, куча необычных (и иногда кринжовых) случаев.

«Синяя птица» Киёси Сигэмацу от «Поляндрии»

Мне часто хочется такого чтения, чтобы погрузиться целиком и полностью и больше не отрываться. «Синяя птица» — именно такая книга. Вызывает сочувствие, потому что о школе, подростках и становлении. В каждой из глав-рассказов герои сталкиваются с трудностями — по их мнению, безвыходными. Но им приходит на помощь Мураути-сэнсэй, учитель японского. Мураути заикается, и речь для него мучение, поэтому он обладает необыкновенным даром — говорить только о том, что важно. И это чаще всего оказывается спасением для самых заблудших подростков.
«Однажды, придя домой пьяным, вдруг озарился и решил написать рассказ. Идея в дороге пришла мощнейшая. Сел за машинку, вдохновенно стучал, параллельно добавляя градусы…»

Как думаете, эта история закончится провалом или созданием шедевра?

Сегодняшний #пятничный_тост — очень писательский: он — из сборника статей и эссе Владимира Георгиевича Сорокина, великого и ужасного.

«Лег спать кр-р-р-р-райне удовлетворенным: давно так яростно не писал! Утром прочитал, рассмеялся, скомкал и выбросил в мусорное ведро. Естественно, эксперимент этот никогда больше не повторяю».

Желаем, чтобы ваши творческие порывы приводили только к великолепным результатам 🍷

Хороших выходных!
В подвальных уголках Коломны живут бесы. Точнее, биси. Измельчавшие и поглупевшие. Помнящие большую Неву и корабельные сосны на месте улиц. Они пугают детей и пьяненьких, избегают солнца и дворника, доводят до нервного тика весь район. И вот Лиличка (из дома-за-сквером) рассердила их не на шутку и они решают с ней зло поиграть.

Для тех, кто любит магический реализм, городские легенды и видит преследующие тени на улицах, — рассказ Марины Мельниковой «Про Лиличку и про нас».

Марина — магистр филологии, училась на курсах «Ковена Дур», в CWS и в Школе литературных практик. Публиковалась в изданиях «Иначе» и «Пашня». Иллюстрирует детские книги. Ведет телеграм-канал «Сказочная кабарга».

Рассказ — по ссылке: https://falter-media.ru/prose/tpost/hszzh3c781-marina-melnikova-pro-lilichku-i-pro-nas
Смотрим, как легли карты на этой неделе, и делимся новостями. Текущее настроение — Уайльд на диване с книгой.

Главное

• 25 сентября прошлого года состоялись Маяковские чтения стихов, после которых Артема Камардина, Егора Штовбу и Николая Дайнеко обвинили в «призывах к деятельности, направленной против безопасности государства». Издание DOXA поговорило с женой Камардина Александрой Поповой о его заключении.

• Наши классные друзья — сервис для творческого краудфандинга «Френдли» — опубликовали интервью с Ольгой Аристовой, создательницей Book Stand-Up. Она рассказала, как родился проект и зачем говорить о литературе с юмором.

• «Альпина» запустила издательство «Бель Летр». Его направление — современная европейская проза о женщинах. Темы книг — самореализация, ментальное здоровье, эмпансипации, отношения в семье и свобода выбора.

• 6 октября в петербургском литературном музее «XX век» откроют фестиваль молодых детских авторов «Как хорошо уметь писать». Среди выступлений — лекции о детлите и издании первой книги. Подробности — по ссылке.

• 8 октября в московском музее «Гараж» пройдет благотворительный книжный маркет «Фонарь». В программе — книжная барахолка, издательский маркет, лекции и дискуссии. Вырученные средства отправят фонду «Шалаш», поддерживающему детей с трудным поведением. Можете принести свои книги в пункты сбора до 6 октября. Детали — по ссылке.

Опен-коллы

• АСПИР и издательский дом «Городец» приглашают авторов детской и подростковой прозы в литературную резиденцию на территории историко-культурного заповедника «Горки». Чтобы поучаствовать, нужно прислать отрывок из работы. Дедлайн — 5 октября. Подробности — по ссылке.

• Музей «Гараж» объявил конкурс для исследователей искусства. Рукописи победителей опубликуют в издательской серии «Гаража». Объем — до 10 авторских листов, включая иллюстрации. Дедлайн — 19 ноября. Детали — по ссылке.
«ДрАнтология» — посвящение легенде андеграунда. Отрывок о поэтическом языке Вени Д’ркина

Издательство «Выргород» выпустило «ДрАнтологию» — книгу, посвященную поэту, музыканту и сказочнику Александру Литвинову, известному под псевдонимом Веня Д’ркин. В нее вошли все его сохранившиеся стихи, сказки, «прибаусеньки и прибамбасеньки». А также рассказы друзей поэта, статьи о нем, концертография, снимки и рисунки.

Легенда андеграунда 1990-х, Литвинов не дожил и до 30 лет, сгорев от лимфосаркомы, но впечатление, которое он произвел на слушателей, неизгладимо.

С разрешения издательства «Фальтер» публикует отрывок из литературоведческой статьи Оли Чен о поэтическом языке Вени Д’ркина: https://falter-media.ru/fragments/tpost/gexv6ktc41-drantologiya-posvyaschenie-legende-andeg
Дружеская рекомендация: писательница Ольга Брейнингер прочитает онлайн-лекцию «Автофикшн в современной женской прозе» 🖤

Ольга рассмотрит романы Вирджинии Вулф, Энн Секстон, Сильвии Плат и Элизабет Вуртцель, расскажет о тенденциях в российском и зарубежном автофикшне, а также поделится методами, благодаря которым можно создать собственный текст.

Встреча состоится 7 октября в 15:00. Вход свободный, но необходимо зарегистрироваться.

Вебинар пройдет в преддверии курса Ольги в Creative Writing School «Автофикшн: как писать о себе современным языком», который начнется 8 октября.
— Да?
— Да...

Ни слова больше. Читайте короткий и пронзительный рассказ Насти Морозовской «Да», разбивающий сердце.

Настя — юрист и прозаик, автор трех детских книг. Заняла первое место на фестивале короткого рассказа «Кора», писала для Mel.fm.

Рассказ — по ссылке: https://falter-media.ru/prose/tpost/jccvyn2r51-nastya-morozovskaya-da
⚡️Нобелевскую премию по литературе получил норвежский писатель Юн Фоссе

Его наградили «за новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».
Привет! На связи Оля Кондрахина, обозреватель и автор телеграм-канала «Кухарка Гегеля». Надеюсь, вы привыкли к моей книжной кровожданости, ведь сегодняшние #новинки — истории о жертвоприношениях, ироничные стихи и исследование нежелания работать.

«Стихи» Олега Григорьева от издательства «Мелик-Пашаев»

Очень симпатичное иллюстрированное собрание стихотворений Олега Григорьева. Сам он едва не стал художником, и, возможно, попытка проиллюстрировать стихи Григорьева — частичное продолжение его поэтики.

Известен Григорьев, например, благодаря таким юморескам:

Жену свою я не хаю
И никогда не брошу ее.
Это со мной она стала плохая,
А взял-то я ее хорошую.

Но поэт бывает лиричен и кроток. Впрочем, все мы знаем, что за смехом порой стоит много боли.

«Кровь и символы. История человеческих жертвоприношений» Олега Ивика от «Альпины»

Под псевдонимом Олега Ивика скрываются журналистка Ольга Колобова и археолог Валерий Иванов. Оба регулярно участвуют в экспедициях и популяризируют историю, культурологию и археологию. Они посвящают книги браку и свадьбам, сексуальным запретам, загробной жизни. В «Крови и символах» — как описания страшных ритуалов, так и духовных обрядов, где никто не лишается жизни, но переходит в новое агрегатное состояние на поприще метафизического бытия. Надеюсь, именно это происходит с нами сегодня — новые формы инициаций.

«Неработа. Почему мы говорим „стоп“» Джоша Коэна от Аd Marginem

Британский психоаналитик выявил одну из самых популярных проблем людей, приходящих на прием — недовольство работой. Этот кризис чем-то похож на феномен «бредовой работы», описанный антропологом Гребером, но Коэн идет дальше. Он признается в неприязни к продуктивности, а по современным меркам «успешного успеха» это сильный конфликт с реальностью. Коэн пытается легитимизировать нежелание бегать за капиталистическими ачивками. И возможно, если у вас подобный кризис, книга поможет с ним справиться. А еще здорово просто увидеть, что все мы переживаем похожие проблемы — и это нормально.