Сейчас будет очень необычный запрос, даже для этого канала. Я хотел бы поговорить с кем-нибудь из верующих христиан, кого всерьез беспокоит судьба их не-верующих / не-христианских родных и близких.
И не просто поговорить, а попробовать в разговоре вместе разобраться, что лежит в основе этого беспокойства, используя несколько инструментов из когнитивно-поведенческой психотерапии: вопросы и моделирование ситуации.
К себе самому с этим вопросом не могу прийти, потому что меня он не беспокоит, однако, я понимаю, что это частая, вполне нормальная, но непонятная лично для меня история.
Если захотите поговорить об этом, напишите, пожалуйста, в личку или в бота @eto_b_bot. Разговор предложу провести в формате аудио-созвона, конфиденциальность и соблюдение всех этических моментов гарантирую. Уточню: меня интересует именно позиция, нет желания что-то оспаривать или переубеждать
И не просто поговорить, а попробовать в разговоре вместе разобраться, что лежит в основе этого беспокойства, используя несколько инструментов из когнитивно-поведенческой психотерапии: вопросы и моделирование ситуации.
К себе самому с этим вопросом не могу прийти, потому что меня он не беспокоит, однако, я понимаю, что это частая, вполне нормальная, но непонятная лично для меня история.
Если захотите поговорить об этом, напишите, пожалуйста, в личку или в бота @eto_b_bot. Разговор предложу провести в формате аудио-созвона, конфиденциальность и соблюдение всех этических моментов гарантирую. Уточню: меня интересует именно позиция, нет желания что-то оспаривать или переубеждать
Узнал про "Эффект Матфея" – социологический термин, вновь открытый учёными в середине двадцатого века : "всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Матфея 25:29). Оказалось, что он работает чуть меньше, чем во всех сферах жизни: социологии, экономике, психологии, даже в химии.
Возможно, тут можно было бы поговорить о справедливости, но меня этот принцип не возмущает, а обнадеживает. Вижу в нем не приговор, а обещание. И сразу оговорюсь: речь не про "евангелие процветания" с его навязчивой идеей земного благополучия.
Нет, "Эффект Матфея", если вдуматься, – это не про "здесь и сейчас", а про вечность. Про то, что если в тебе уже есть семя веры, если ты уже открыл свое сердце Богу (пусть и не полностью, пусть и с сомнениями), то Он обязательно даст тебе больше. Не обязательно земных благ, но точно – Своей благодати, силы, мудрости, любви. А, в конечном итоге, и введёт в Своё Царство.
Хорошо, но что делать, если кажется, что тебе "не дано" вообще ничего? Что ты – тот самый "неимеющий", загнанный в угол жизнью и обстоятельствами?
Мне вспоминается история о бедной вдове и пророке Елисее (4 Царств 4). У нее, кроме долгов и отчаяния, не было ничего, разве что крошечный кувшинчик с маслом. И именно это "ничего" и стало отправной точкой для чуда.
Эта история – как напоминание. О том, что Бог действует всегда, даже когда нам кажется, что надежды нет. Что наша задача – не опускать руки, а искать то, что у нас уже есть, найти и довериться Господу, Который обещал дать ещё больше. Богу, Который всегда верен Своим обетованиям.
Ведь, если уж на то пошло, "Эффект Матфея" – это не про Божью "несправедливость". Это про Его верность. Верность Своим словам. И если мы уже на Его стороне, если уже ищем Его, пусть даже и спотыкаемся на этом пути, то можем быть уверены: Он всегда рядом и щедрость Его не имеет границ
Возможно, тут можно было бы поговорить о справедливости, но меня этот принцип не возмущает, а обнадеживает. Вижу в нем не приговор, а обещание. И сразу оговорюсь: речь не про "евангелие процветания" с его навязчивой идеей земного благополучия.
Нет, "Эффект Матфея", если вдуматься, – это не про "здесь и сейчас", а про вечность. Про то, что если в тебе уже есть семя веры, если ты уже открыл свое сердце Богу (пусть и не полностью, пусть и с сомнениями), то Он обязательно даст тебе больше. Не обязательно земных благ, но точно – Своей благодати, силы, мудрости, любви. А, в конечном итоге, и введёт в Своё Царство.
Хорошо, но что делать, если кажется, что тебе "не дано" вообще ничего? Что ты – тот самый "неимеющий", загнанный в угол жизнью и обстоятельствами?
Мне вспоминается история о бедной вдове и пророке Елисее (4 Царств 4). У нее, кроме долгов и отчаяния, не было ничего, разве что крошечный кувшинчик с маслом. И именно это "ничего" и стало отправной точкой для чуда.
Эта история – как напоминание. О том, что Бог действует всегда, даже когда нам кажется, что надежды нет. Что наша задача – не опускать руки, а искать то, что у нас уже есть, найти и довериться Господу, Который обещал дать ещё больше. Богу, Который всегда верен Своим обетованиям.
Ведь, если уж на то пошло, "Эффект Матфея" – это не про Божью "несправедливость". Это про Его верность. Верность Своим словам. И если мы уже на Его стороне, если уже ищем Его, пусть даже и спотыкаемся на этом пути, то можем быть уверены: Он всегда рядом и щедрость Его не имеет границ
[Опрос для христиан] Вернёмся к важным вопросам. Как вы считаете, в этом году случится Второе Пришествие?
Anonymous Poll
3%
Да, скорее всего
30%
Нет, скорее нет
23%
Не знаю, хотел бы, чтобы да
7%
Не знаю, хотел бы, чтобы нет
19%
Не знаю, ничего по этому поводу не думаю
3%
Второго Пришествия не будет
1%
Второе пришествие уже было
2%
Другой ответ (какой?)
7%
Вариант для не-христиан
6%
Посмотреть ответы
Два слова про свободу выбора
К теме про возвращение Господа мы ещё вернёмся, а пока два слова на вечную тему, при которой я сразу хватаюсь за пистолет — вопрос свободы выбора. Недавно понял, что именно меня так триггирит — абсурдность этих рассуждений.
Абсурдность заключается в том, что о важности свободы выбора говорят люди, которые этой самой свободы выбора никогда не испытывали. То есть, буквально, собрались рабы (в нашем случае, рабы греха и смерти), и рассуждают о том, как хорошо быть свободным человеком, полагая себя свободными.
Не могу представить большей насмешки греха и большей дьявольской уловки, заставляющей даже христиан порой полагать что так выглядит свобода.
Свобода это действительно рабство, но, парадоксально, и "свобода выбора" это рабство, только куда более безнадёжное, потому что предполагает бесконечный бунт против Господа, а значит, и против самого себя и своей природы.
Что же тогда настоящая свобода? Это свобода следовать за реализацией своей подлинной природы.
Свободный Господь свободно движется "по рельсам" Своей воли, не нуждаясь в развилках и выборах.
Свободный человек Иисус Христос свободно следовал "по рельсам", в том числе, и Своей человеческой природы, "поработив" Себя Закону, не нуждаясь в "свободе" выбрать грех.
Каждый праведный святой под Новым Небом и на Новой Земле будет свободно "по рельсам" реализовывать Свою природу и славить Господа в нескончаемой литургии, не нуждаясь в "свободе" отказа от Господа.
К теме про возвращение Господа мы ещё вернёмся, а пока два слова на вечную тему, при которой я сразу хватаюсь за пистолет — вопрос свободы выбора. Недавно понял, что именно меня так триггирит — абсурдность этих рассуждений.
Абсурдность заключается в том, что о важности свободы выбора говорят люди, которые этой самой свободы выбора никогда не испытывали. То есть, буквально, собрались рабы (в нашем случае, рабы греха и смерти), и рассуждают о том, как хорошо быть свободным человеком, полагая себя свободными.
Не могу представить большей насмешки греха и большей дьявольской уловки, заставляющей даже христиан порой полагать что так выглядит свобода.
Свобода это действительно рабство, но, парадоксально, и "свобода выбора" это рабство, только куда более безнадёжное, потому что предполагает бесконечный бунт против Господа, а значит, и против самого себя и своей природы.
Что же тогда настоящая свобода? Это свобода следовать за реализацией своей подлинной природы.
Свободный Господь свободно движется "по рельсам" Своей воли, не нуждаясь в развилках и выборах.
Свободный человек Иисус Христос свободно следовал "по рельсам", в том числе, и Своей человеческой природы, "поработив" Себя Закону, не нуждаясь в "свободе" выбрать грех.
Каждый праведный святой под Новым Небом и на Новой Земле будет свободно "по рельсам" реализовывать Свою природу и славить Господа в нескончаемой литургии, не нуждаясь в "свободе" отказа от Господа.
Два слова о воцерковлении психологии
Уже пару лет изучаю психологию, и с недавних пор решил сосредоточиться на когнитивно-поведеческой терапии (КПТ), как единственной психологической школе, имеющей доказательную эффективность в улучшении психологического состояния людей. Второй плюс: антропология (учение о человеке), которое даёт КПТ, в отличие от других психологических школ, не противоречит христианскому.
И вот, недавно я наткнулся на телеграм-канал и лекции по “христианского подходу в КПТ”. Ознакомился и ссылки здесь нет. Почему? Потому что под громкой вывеской оказалось, что авторы, несмотря на то, что некоторые из них являются действующими священниками и проводят консультации, в реальности не говорят ни о христианстве, ни (как ни странно), о КПТ.
Проще всего показать на примере:
Начинается видео, что я смотрел с утверждения: монахи открыли КПТ задолго до психологов. Схема знакома многим: прилог (помысел) -> приражение (внимание к помыслу) -> сочетание (обдумывание) -> пленение (помысел овладевает человеком) -> страсть (устойчивая привычка) -> грех (действие). По словам лектора, в КПТ тоже есть автоматические мысли (прилоги), которые потом утверждаются в человеке и создают страсть. В монашеской же традиции прилог – это первичный импульс. Он может быть от Бога, от бесов или от нашего естества (например, голод – это естественный прилог). Но он не является продуктом наших глубинных убеждений.
Однако, в КПТ автоматические мысли – это не начало, а следствие. Они – верхушка айсберга, а под водой скрываются глубинные и промежуточные убеждения. Глубинные убеждения – это наши самые фундаментальные представления о себе, мире и других людях. Они формируются в детстве и часто вообще не осознаются. Например: "Я никчемный", "Мир несправедлив", "Людям нельзя доверять". Промежуточные убеждения – это правила и установки, которые "вытекают" из глубинных. Например: "Если я буду всем угождать, меня будут любить", "Я должен быть идеальным, чтобы меня ценили". Когда происходит какая-то ситуация, наши глубинные и промежуточные убеждения "фильтруют" ее, и в результате возникают автоматические мысли. То есть, не мысль порождает убеждение, а убеждение порождает мысль!
Получается, что содержание очень похоже, но порядок полностью противоположен. С позиции КПТ, если работать только с автоматическими мыслями, игнорируя глубинные убеждения, то это все равно, что косить траву, не вырывая корни. Проблемы будут возвращаться снова и снова. С позиции монашеской аскезы — наоборот.
Почему священник и его помощники продвигают такую идею? По ошибке или сознательно, чтобы воцерковить популярную психологическую методику, притянув её за уши к святоотеческому учению? Не знаю. Но знаю точно: такое упрощение и искажение вредит как пониманию духовной жизни, так и самой КПТ.
Уже пару лет изучаю психологию, и с недавних пор решил сосредоточиться на когнитивно-поведеческой терапии (КПТ), как единственной психологической школе, имеющей доказательную эффективность в улучшении психологического состояния людей. Второй плюс: антропология (учение о человеке), которое даёт КПТ, в отличие от других психологических школ, не противоречит христианскому.
И вот, недавно я наткнулся на телеграм-канал и лекции по “христианского подходу в КПТ”. Ознакомился и ссылки здесь нет. Почему? Потому что под громкой вывеской оказалось, что авторы, несмотря на то, что некоторые из них являются действующими священниками и проводят консультации, в реальности не говорят ни о христианстве, ни (как ни странно), о КПТ.
Проще всего показать на примере:
Начинается видео, что я смотрел с утверждения: монахи открыли КПТ задолго до психологов. Схема знакома многим: прилог (помысел) -> приражение (внимание к помыслу) -> сочетание (обдумывание) -> пленение (помысел овладевает человеком) -> страсть (устойчивая привычка) -> грех (действие). По словам лектора, в КПТ тоже есть автоматические мысли (прилоги), которые потом утверждаются в человеке и создают страсть. В монашеской же традиции прилог – это первичный импульс. Он может быть от Бога, от бесов или от нашего естества (например, голод – это естественный прилог). Но он не является продуктом наших глубинных убеждений.
Однако, в КПТ автоматические мысли – это не начало, а следствие. Они – верхушка айсберга, а под водой скрываются глубинные и промежуточные убеждения. Глубинные убеждения – это наши самые фундаментальные представления о себе, мире и других людях. Они формируются в детстве и часто вообще не осознаются. Например: "Я никчемный", "Мир несправедлив", "Людям нельзя доверять". Промежуточные убеждения – это правила и установки, которые "вытекают" из глубинных. Например: "Если я буду всем угождать, меня будут любить", "Я должен быть идеальным, чтобы меня ценили". Когда происходит какая-то ситуация, наши глубинные и промежуточные убеждения "фильтруют" ее, и в результате возникают автоматические мысли. То есть, не мысль порождает убеждение, а убеждение порождает мысль!
Получается, что содержание очень похоже, но порядок полностью противоположен. С позиции КПТ, если работать только с автоматическими мыслями, игнорируя глубинные убеждения, то это все равно, что косить траву, не вырывая корни. Проблемы будут возвращаться снова и снова. С позиции монашеской аскезы — наоборот.
Почему священник и его помощники продвигают такую идею? По ошибке или сознательно, чтобы воцерковить популярную психологическую методику, притянув её за уши к святоотеческому учению? Не знаю. Но знаю точно: такое упрощение и искажение вредит как пониманию духовной жизни, так и самой КПТ.
Быть
Два слова о воцерковлении психологии Уже пару лет изучаю психологию, и с недавних пор решил сосредоточиться на когнитивно-поведеческой терапии (КПТ), как единственной психологической школе, имеющей доказательную эффективность в улучшении психологического…
В предыдущем посте я говорил о том, как "христианские психологи" искажают суть КПТ. Но это еще полбеды. Хуже, что они искажают христианство. Покажу это на примере того, как они предлагают помогать людям, страдающими обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) на религиозной почве.
Что такое религиозное ОКР? Это навязчивые, мучительные мысли и страхи, связанные с религией. Например, человек может панически бояться осквернить святыню, неправильно помолиться, согрешить мыслью или делом, вызвать гнев Божий. Он может часами мыть руки до крови, боясь прикоснуться к иконе, бесконечно повторять молитвы, стремясь к "идеальному" исполнению. По сути, это человек, который предельно серьезно относится к Закону и осознает свою полную несостоятельность перед ним.
И вот, казалось бы, что должен предложить такому человеку христианский психолог, а тем более священник? Может быть, рассказать о Евангелии? О Христе, Который исполнил Закон и освободил нас от его проклятия? О благодати, которая дается незаслуженно, по вере?
Нет. Вместо этого специалист предлагает... отменить Закон. Внедрить в сознание пациента идею, что "Бог на самом деле никого не наказывает", что "наказывает себя сам человек”. То есть, человеку предлагается просто отрицать реальность Закона, "зажмуриться и решить, что его нет".
Во-первых, это прямое противоречие Евангелию. Христос не отменял Закон, Он его исполнил (Матфея 5:17). Да, мы спасаемся не делами Закона, а верой во Христа (Римлянам 3:28), но Закон остается мерилом святости, обличителем греха и детоводителем ко Христу (Галатам 3:24). Отрицать Закон – значит, отрицать саму нужду во Христе.
Во-вторых, это грубейшая ошибка с точки зрения КПТ. При ОКР навязчивые мысли (обсессии) вызывают тревогу, а ритуалы (компульсии) служат для временного снижения этой тревоги. Но чем больше человек совершает ритуалы, тем сильнее становятся обсессии. Задача КПТ – разорвать этот порочный круг, научить человека переносить тревогу, не прибегая к ритуалам, и переосмысливать свои страхи. А "отмена" Закона – это не переосмысление, а избегание, попытка "закрыть глаза" на проблему. Это все равно, что лечить головную боль гильотиной.
Как следствие, такой подход крайне опасен для христиан с ОКР. Он не только не решает проблему, но и может усугубить ее, ввергнув человека в еще больший хаос и отчаяние. И это всё подается как "христианский подход к консультированию для христиан”. Удивительно ли, что после работы в таком подходе, люди со временем разочаровываются и в психологии, и в христианстве, видя в них лишь набор бессмысленных, противоречивых и лицемерных утверждений.
Что такое религиозное ОКР? Это навязчивые, мучительные мысли и страхи, связанные с религией. Например, человек может панически бояться осквернить святыню, неправильно помолиться, согрешить мыслью или делом, вызвать гнев Божий. Он может часами мыть руки до крови, боясь прикоснуться к иконе, бесконечно повторять молитвы, стремясь к "идеальному" исполнению. По сути, это человек, который предельно серьезно относится к Закону и осознает свою полную несостоятельность перед ним.
И вот, казалось бы, что должен предложить такому человеку христианский психолог, а тем более священник? Может быть, рассказать о Евангелии? О Христе, Который исполнил Закон и освободил нас от его проклятия? О благодати, которая дается незаслуженно, по вере?
Нет. Вместо этого специалист предлагает... отменить Закон. Внедрить в сознание пациента идею, что "Бог на самом деле никого не наказывает", что "наказывает себя сам человек”. То есть, человеку предлагается просто отрицать реальность Закона, "зажмуриться и решить, что его нет".
Во-первых, это прямое противоречие Евангелию. Христос не отменял Закон, Он его исполнил (Матфея 5:17). Да, мы спасаемся не делами Закона, а верой во Христа (Римлянам 3:28), но Закон остается мерилом святости, обличителем греха и детоводителем ко Христу (Галатам 3:24). Отрицать Закон – значит, отрицать саму нужду во Христе.
Во-вторых, это грубейшая ошибка с точки зрения КПТ. При ОКР навязчивые мысли (обсессии) вызывают тревогу, а ритуалы (компульсии) служат для временного снижения этой тревоги. Но чем больше человек совершает ритуалы, тем сильнее становятся обсессии. Задача КПТ – разорвать этот порочный круг, научить человека переносить тревогу, не прибегая к ритуалам, и переосмысливать свои страхи. А "отмена" Закона – это не переосмысление, а избегание, попытка "закрыть глаза" на проблему. Это все равно, что лечить головную боль гильотиной.
Как следствие, такой подход крайне опасен для христиан с ОКР. Он не только не решает проблему, но и может усугубить ее, ввергнув человека в еще больший хаос и отчаяние. И это всё подается как "христианский подход к консультированию для христиан”. Удивительно ли, что после работы в таком подходе, люди со временем разочаровываются и в психологии, и в христианстве, видя в них лишь набор бессмысленных, противоречивых и лицемерных утверждений.
Быть
В предыдущем посте я говорил о том, как "христианские психологи" искажают суть КПТ. Но это еще полбеды. Хуже, что они искажают христианство. Покажу это на примере того, как они предлагают помогать людям, страдающими обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР)…
Завершая мыслепоток. Совместимо ли христианство с психологией и нужно ли искать "правильную" и безопасную психологическую школу?
Легче ответить через второй вопрос: несмотря на то, что условное КПТ на первый взгляд не противоречит христианству, это не защищает его (как и другое учение), от искажений людьми, способными под одной вывеской продавать другое. Верно и обратное: несмотря на то, что некоторые психологические школы были основаны людьми, стоящими на анти-христианских взглядах на природу человека, сегодня встречаются христиане, которые берут из них то, что работает, отсекая ложь.
Например, наш душепопечитель Мария, семинар которой я недавно посещал, работает в психоаналитической парадигме. Однако, это не делает её подход автоматически неприемлемым для христиан, иначе, полагаю, Мария бы им и не занималась. Психоанализ позволяет заглянуть глубже в себя, найти ещё более глубокие вещи, чем те, что предлагает КПТ. А вот то, какими они окажутся и что вам с этим делать — разговор отдельный.
И если вы в результате терапии поняли, что вы не христианин, никогда им не были и христианство вам не нужно, то это не проблема терапии или подхода. Это, будем честны, большая радость и для вас (потому что даёт вам шанс для будущего покаяния), и для Церкви, избавляя человека от лже-брата или сестры.
Легче ответить через второй вопрос: несмотря на то, что условное КПТ на первый взгляд не противоречит христианству, это не защищает его (как и другое учение), от искажений людьми, способными под одной вывеской продавать другое. Верно и обратное: несмотря на то, что некоторые психологические школы были основаны людьми, стоящими на анти-христианских взглядах на природу человека, сегодня встречаются христиане, которые берут из них то, что работает, отсекая ложь.
Например, наш душепопечитель Мария, семинар которой я недавно посещал, работает в психоаналитической парадигме. Однако, это не делает её подход автоматически неприемлемым для христиан, иначе, полагаю, Мария бы им и не занималась. Психоанализ позволяет заглянуть глубже в себя, найти ещё более глубокие вещи, чем те, что предлагает КПТ. А вот то, какими они окажутся и что вам с этим делать — разговор отдельный.
И если вы в результате терапии поняли, что вы не христианин, никогда им не были и христианство вам не нужно, то это не проблема терапии или подхода. Это, будем честны, большая радость и для вас (потому что даёт вам шанс для будущего покаяния), и для Церкви, избавляя человека от лже-брата или сестры.
Telegram
"Да не бомбит у меня!"
Тем временем, я потерялась в пространстве и так и не сделала пост с информацией о себе как о специалисте. С 1 марта работе быть! Напоминаю, что если мы с вами знакомы лично, взять вас в терапию я не смогу.
https://telegra.ph/Obo-mne-02-13-12
https://telegra.ph/Obo-mne-02-13-12
Сегодня на малой группе продолжали обсуждать апостольский символ веры, и снова не обошлось без шизотеории.
Говорили про небеса из "вознесшегося на Небеса". Стало интересно, какое слово используется в греческом подстрочнике. Оказалось, что это οὐρανός, слово, которое переводится как Небо или.. Уран
Дальше моего внутреннего эзотерика, натренированного на годах ведения Быта было не остановить. Получается, что Христос вознёсся на Уран? Удивительно, что такую версию я не встречал ни у кого из знатоков тайного знания
В общем, малые группы проходят интересно
Говорили про небеса из "вознесшегося на Небеса". Стало интересно, какое слово используется в греческом подстрочнике. Оказалось, что это οὐρανός, слово, которое переводится как Небо или.. Уран
Дальше моего внутреннего эзотерика, натренированного на годах ведения Быта было не остановить. Получается, что Христос вознёсся на Уран? Удивительно, что такую версию я не встречал ни у кого из знатоков тайного знания
В общем, малые группы проходят интересно
Я думаю, что все люди созданы для любви. В том же смысле, как птица созданы для полета или рыбы для моря. Люди созданы для любви. А как и для чего мы ещё можем быть созданы, если мы созданы по образу и подобию Божьему, Который есть любовь
Так естественное состояние птицы требует ей жить в небе, рыбы в воде, а человеку — в Божьей любви. Однако, со времён грехопадения, мы, как вид, как будто бы отделены от этой любви, как будто бы живём вне её. Говорю, как будто бы, потому что на самом деле мы продолжаем жить в этой любви, просто не замечая
Здесь любые аналогии начинают хромать на две ноги: сложно представить рыбу, которая жила бы в воде, но не осознавала, что она в ней живёт, испытывая острую нехватку этой самой воды. А люди живут именно так: окружённые Божьей любовью и милостью ежедневно, ежеминутно, ежесекундно, не замечают её.
Почему так? Почему жажда этой любви не утоляется, заставляя искать новые и новые способы её найти? Почему так выходит, что мимолётные, земные вещи, вроде успеха, денег, семейного счастья, политики и иных религий, вполне себе успешно выполняют эту функцию, затыкая, вопреки расхожему мнению, место в душе "в форме Бога".
Почему выходит, что человек, однажды будто бы напившийся живой воды Христова Таинства, погрузившийся во имя Отца, Сына и Святого Духа, вкусивший истинные Тело и Кровь, вопреки слову Господа продолжает жаждать и алкать, пока не вернётся, по словам апостола Петра, к прежнюю грязь или не найдет новую, и в том найдет успокоение?
Может ли быть повреждение столь велико, что даже Господь не в силах его заполнить? В это я не верю. Может быть, для разных людей Он устраивает разные пути, открываясь одному как распятый Спаситель, а другому мальчик-пастух с огромным либидо? И в это я не верю. Может быть, Он ненавидит этих людей и потому обрекает их на жизнь в тьме? И это кажется заблуждением.
Можно было бы закончить это размышление на благочестивом лютеранском утверждении о незнании Господних путей и том, что мы, покуда живём здесь, не можем знать всех ответов. Однако, мне кажется, что это было бы лукавством. Лукавством, сопряжённым со стыдом от тех ответов, которые Господь прямо даёт, о которых Он говорит
Почему не все люди понимали Его притчи? Почему Он зовёт всех, но не каждый отзывается или остаётся на брачный пир? Ответ прост и однозначен: имеющие уши услышат; овцы Его слышат голос Его; много званных, но мало избранных.
Каждый человек создан для любви, по образу и подобию Божьему. Каждый человек живёт в любви Божьей и наполняется Им. Каждого Он призывает к покаянию и для каждого Он приготовил место. За грехи каждого Господь Иисус Христос взошел на крест, умер и ради каждого воскрес.
И все же, подлинную радость вечной жизни во Христе вкусят лишь те, кто был к этому предуготован Господом. Кто был не только избран, но и призван, оправдан и прославлен. Те, кто был дан Отцом в руку Сына и кого никто и никогда не сможет похитить из руки Его.
Почему так? Вот здесь самое время для блаженного лютеранского "Не знаю". Я правда не знаю, почему Господь устроил мир именно так, но уверен, что в этом нет никакой несправедливости, ошибки или тени злого умысла
Так естественное состояние птицы требует ей жить в небе, рыбы в воде, а человеку — в Божьей любви. Однако, со времён грехопадения, мы, как вид, как будто бы отделены от этой любви, как будто бы живём вне её. Говорю, как будто бы, потому что на самом деле мы продолжаем жить в этой любви, просто не замечая
Здесь любые аналогии начинают хромать на две ноги: сложно представить рыбу, которая жила бы в воде, но не осознавала, что она в ней живёт, испытывая острую нехватку этой самой воды. А люди живут именно так: окружённые Божьей любовью и милостью ежедневно, ежеминутно, ежесекундно, не замечают её.
Почему так? Почему жажда этой любви не утоляется, заставляя искать новые и новые способы её найти? Почему так выходит, что мимолётные, земные вещи, вроде успеха, денег, семейного счастья, политики и иных религий, вполне себе успешно выполняют эту функцию, затыкая, вопреки расхожему мнению, место в душе "в форме Бога".
Почему выходит, что человек, однажды будто бы напившийся живой воды Христова Таинства, погрузившийся во имя Отца, Сына и Святого Духа, вкусивший истинные Тело и Кровь, вопреки слову Господа продолжает жаждать и алкать, пока не вернётся, по словам апостола Петра, к прежнюю грязь или не найдет новую, и в том найдет успокоение?
Может ли быть повреждение столь велико, что даже Господь не в силах его заполнить? В это я не верю. Может быть, для разных людей Он устраивает разные пути, открываясь одному как распятый Спаситель, а другому мальчик-пастух с огромным либидо? И в это я не верю. Может быть, Он ненавидит этих людей и потому обрекает их на жизнь в тьме? И это кажется заблуждением.
Можно было бы закончить это размышление на благочестивом лютеранском утверждении о незнании Господних путей и том, что мы, покуда живём здесь, не можем знать всех ответов. Однако, мне кажется, что это было бы лукавством. Лукавством, сопряжённым со стыдом от тех ответов, которые Господь прямо даёт, о которых Он говорит
Почему не все люди понимали Его притчи? Почему Он зовёт всех, но не каждый отзывается или остаётся на брачный пир? Ответ прост и однозначен: имеющие уши услышат; овцы Его слышат голос Его; много званных, но мало избранных.
Каждый человек создан для любви, по образу и подобию Божьему. Каждый человек живёт в любви Божьей и наполняется Им. Каждого Он призывает к покаянию и для каждого Он приготовил место. За грехи каждого Господь Иисус Христос взошел на крест, умер и ради каждого воскрес.
И все же, подлинную радость вечной жизни во Христе вкусят лишь те, кто был к этому предуготован Господом. Кто был не только избран, но и призван, оправдан и прославлен. Те, кто был дан Отцом в руку Сына и кого никто и никогда не сможет похитить из руки Его.
Почему так? Вот здесь самое время для блаженного лютеранского "Не знаю". Я правда не знаю, почему Господь устроил мир именно так, но уверен, что в этом нет никакой несправедливости, ошибки или тени злого умысла