ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ – Егор Яковлев
49.3K subscribers
5.62K photos
346 videos
420 files
4.52K links
Официальный телеграм-канал проекта Егора Яковлева «Цифровая история»

Другие соцсети:

YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCmNDf2w5wy9m61bq7IqmWZg
ВК: https://vk.com/dighistory

Номер заявления регистрации в Роскомнадзоре: № 4966819380
加入频道
​​Башкир. Уфимская губерния, начало 20 века. Фотография Михаила Антоновича Круковского из этнографического путешествия по Южному Уралу.

Рубеж XIX и XX вв. был расцветом российского народоведения и фотографии, которые стали «партнерами» в деле представления этнографических культур. В 1908 году Михаил Антонович путешествовал по Южному Уралу, где заинтересовался многообразием этнографических культур региона: он описывал башкир, мещеряков, русских, нагайбаков, киргиз-кайсаков. Кроме того, он изучал заводскую жизнь и жизнь старообрядцев, казаков, уделял внимание живописным местам Южного Урала. Уфимская и Оренбургская губернии всегда были вместе, перетекая друг в друга, меняясь уездами. История их существования неразрывно связана между собой.

Круковский описывал башкир в теплых тонах: «Симпатичной стороной их характера можно считать нелюбовь к корысти, к стяжанию, чего нельзя сказать про других, соседних азиатских народов: татар, мещеряков, киргиз» По наблюдению путешественника, башкир «подвижен до юркости и ловок, но движения его не грубы, а мягки, он любит веселиться до бесконечности, шутить и смеяться; у него юмористическая складка ума, он умеет подметить все веселое, смешное».

На груди мужчины знак, с хорошо читаемой надписью - "сотский".
А кто же такой сотский? Это выборное лицо обычно от 100 дворов, сперва только от городского посадского населения, а после реформы 1861 года и от крестьянства. На сотского были возложены общественные и полицейские обязанности.

Источник: Дед-краевед

#репост_ци
Видео с откликом на известный сериал. Сразу прошу прощения за хрипящий голос: был нездоров. Второе уведомление. В комментариях замечен наплыв граждан с рассеянным вниманием, которые пишут, будто я уравнял режиссера Крыжовникова с Фёдором Михайловичем Достоевским. Специально для таких граждан поясняю ещё раз. В ролике не сравниваются художественные достоинства произведений творцов. Речь идёт о том, что они используют похожий приём для развития действия. Их герои придумывают себе теории, которые дают санкцию на насилие (Раскольников «право имеет», а Андрей, Вова и Марат становятся «пацанами»). Эти теории в ходе событий трещат по швам и приводят героев к жизненному краху. Человек, который напишет, что я назвал Крыжовникова современным Достоевским, не способен мыслить логически. В остальном приятного просмотра.
"Вечерний Ленинград ", 4 января 1950 года
Forwarded from Das Boot
А в каких советских фильмах и самое главное - когда в советском кино начали упоминать штрафников и штрафные части?

Поставил перед собой этот вопрос и задумался. Но примеров нашел в памяти не очень много. Вернее, совсем мало. Понятно, что тема штрафных частей в советской послевоенной культуре не была под запретом, раз кино и телевидение СССР позволяли себе их упоминать. Но это было редким явлением. С одной стороны, помещать тему штрафников в табу было глупо, так как поколение зрителей, которого коснулась Великая Отечественная прекрасно о ней знало. С другой стороны, эта тема не вписывалась в исключительно светлый образ Красной Армии, который начали создавать после войны. Поэтому предположу, что тогда могла действовать позиция, что штрафбаты - это неотъемлемая часть войны и из песни слов не выкинешь, но петь их совсем необязательно. Тем не менее, некоторые режиссеры, снимавшие военное и околовоенное кино, обладали достаточной твердостью, что бы пробить это "необязательно" и напомнить зрителю в своих картинах о том, что штрафники были.

Самым известным примером является шедевр Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Предположу, что для советского времени этот фильм является главной "штрафной" картиной, потому что с этой темой в нем связан один из главных героев фильма - Левченко, отлично воплощенный на экране Виктором Павловым. Исключить его из сценария было нельзя, так как это бы просто разрушило картину, где финал является пиком эмоций для зрителя.

Но при этом, нельзя утверждать, что Говорухин стал первым из режиссеров, кто так смело стал оперировать в кино термином "штрафбат". Дорогу к этому ему проторили здесь другие. Например, Леонид Федорович Быков использовал его в своем незабвенном "В бой идут одни старики". Тема штрафных частей в нем всплывает во время разговора комэска "Маэстро" и его ведомого Сергея, где они беседует по душам и последний в отчаянии признается командиру, что сломался для неба, но готов воевать на земле в пехоте и даже в штрафбате. Все это произошло на экране раньше "Места встречи", так как "Старики" вышли в прокат в 1973-м, а "Место встречи" родилось лишь в 1979-м.

Но вот стал ли Быков первым в этом деле? Ответа на этот вопрос у меня пока нет.

Владимир Нагирняк

https://www.youtube.com/watch?v=xYHmAc1ycto
​​15 января 1919 года были убиты руководители Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург

С 5 января 1919 года в ходе масштабной демонстрации началось восстание спартаковцев в Берлине. Революционеры боролись за создание советской республики. Восстание было стихийным, плохо подготовленным и организованным, и в условиях сильного сопротивления не имело шансов на успех.

15 января Карла Либкнехт и Розу Люксембург схватили на коспиративной квартире. Арестом руководил глава фрайкора Вальдемар Пабст, а приказ отдал рейхсминистр обороны Веймарской республики социал-демократ Густав Носке, который позже отрицал свою причастность. Во время ареста несколько раз ударили Карла и Розу прикладом винтовки по голове. На просьбы дать бинт никто не реагировал. Затем их якобы отправили в тюрьму.

Либкнехта грубо посадили в машину, отвезли в городской сад Тиргартен, где в полубессознательном состоянии вытащили из машины и застрелили якобы при попытке к бегству. Люксембург вывезли в безлюдное место Ландер-канала между парком Гитгартен и Зоопарком. Ей выстрелили в висок, а тело сбросили в канал между мостами.