Исчезнувший более полувека назад старинный дом купца Алексея Гладышева, наверное, можно назвать самым театральным домом Москвы. Он стоял на Триумфальной площади, на углу с 1-й Брестской улицей.
Здесь в 1910 году открылся первый театр-варьете «Альказар». После революции поочередно работали Малый театр и Пресненский районный театр. Затем 1-я студия Московского художественного театра. В 1930 году переехал Театр сатиры. В 1954-м он перебрался в новое здание, и здесь до 1961 года обосновался Театр эстрады. С 1961 года работала студия, ставшая затем известным театром «Современник».
Здание было снесено в 1974-м. Говорят, когда разбирали дом, москвичи уносили кирпичики домой — на память. На этом месте уже много лет парковка.
Сейчас лишь гостиница «Пекин» напоминает о прошлом. Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Здесь в 1910 году открылся первый театр-варьете «Альказар». После революции поочередно работали Малый театр и Пресненский районный театр. Затем 1-я студия Московского художественного театра. В 1930 году переехал Театр сатиры. В 1954-м он перебрался в новое здание, и здесь до 1961 года обосновался Театр эстрады. С 1961 года работала студия, ставшая затем известным театром «Современник».
Здание было снесено в 1974-м. Говорят, когда разбирали дом, москвичи уносили кирпичики домой — на память. На этом месте уже много лет парковка.
Сейчас лишь гостиница «Пекин» напоминает о прошлом. Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон построил этот красивый дом на площади Старых Триумфальных ворот в 1906 году. Он принадлежал компании братьев Видоновых — были в старой Москве такие торговцы обувью и владельцы обувного производства. Надпись на фризе: «Торгово-промышленное производство обуви основано в 18... году». После революции, в годы НЭПа здесь тоже торговали обувью, но уже не Видоновы, а трест «Москож».
В 1938 году дом Видоновых был капитально перестроен и надстроен на два этажа по проекту известного Дмитрия Николаевича Чечулина и полностью потерял свой модерновый вид. В перестроенном доме разместился Наркомат вооружений СССР. В 1950-х здание было перестроено еще раз: расширено и объединено в одно с кинотеатром «Москва» (мы недавно рассказывали о нём). Сейчас здесь заседает Минэкономразвития. Геометка.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 110 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
В 1938 году дом Видоновых был капитально перестроен и надстроен на два этажа по проекту известного Дмитрия Николаевича Чечулина и полностью потерял свой модерновый вид. В перестроенном доме разместился Наркомат вооружений СССР. В 1950-х здание было перестроено еще раз: расширено и объединено в одно с кинотеатром «Москва» (мы недавно рассказывали о нём). Сейчас здесь заседает Минэкономразвития. Геометка.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 110 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Еще в марте мы с Владимиром запланировали показать вам, как выглядел кинотеатр Александра Алексеевича Ханжонкова, что в декабре 1913 года открылся на нынешней Триумфальной площади. Вот он на черно-белой фотографии справа на углу с 1-й Брестской улицей.
Кинотеатр стоял рядом с торговым домом Видоновых и так же, как видоновский пассаж, был до неузнаваемости перестроен и встроен как кинотеатр «Москва» в здание министерства оборонной промышленности СССР. Огромный административный корпус времен борьбы с архитектурными излишествами загородил открытый проезд на 1-ю Брестскую улицу.
Черно-белая фотография сделана в 1934 году. Кинотеатр Ханжонкова уже переименован в «Горн». Скоро его перестроит незабвенный Дмитрий Николаевич Чечулин.
На верхней карточке слева в кадр лезет Театр сатиры (мы о нем уже рассказывали третьего дня).
Обе фотографии сделаны с одной точки. Разница между снимками почти 90 лет. Снимал Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Кинотеатр стоял рядом с торговым домом Видоновых и так же, как видоновский пассаж, был до неузнаваемости перестроен и встроен как кинотеатр «Москва» в здание министерства оборонной промышленности СССР. Огромный административный корпус времен борьбы с архитектурными излишествами загородил открытый проезд на 1-ю Брестскую улицу.
Черно-белая фотография сделана в 1934 году. Кинотеатр Ханжонкова уже переименован в «Горн». Скоро его перестроит незабвенный Дмитрий Николаевич Чечулин.
На верхней карточке слева в кадр лезет Театр сатиры (мы о нем уже рассказывали третьего дня).
Обе фотографии сделаны с одной точки. Разница между снимками почти 90 лет. Снимал Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Ничего не сохранилось на старой площади у Красных ворот. Единственное здание напоминает о прошлом — корпус бывшего третьего городского казённого училища (его торец виден на двух фотографиях слева).
Каменная церковь Трёх Святителей Вселенских, где был крещён Лермонтов, и Триумфальные Красные ворота были снесены в конце 1920-х для расширения Садовой-Черногрязской. Мы подробно и не раз рассказывали о храме и воротах в наших прошлых выпусках (прочитать о них вы можете здесь и здесь).
Старинная фотография очень интересна деталями былой московской жизни: водовоз на телеге, двухэтажные вагоны конно-железной дороги, торговые подводы. Теперь площадь с этой стороны украшают вестибюль станции место «Красные ворота» и жилой дом кооператива работников Наркоматов иностранных дел и труда СССР.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей ровно 120 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Каменная церковь Трёх Святителей Вселенских, где был крещён Лермонтов, и Триумфальные Красные ворота были снесены в конце 1920-х для расширения Садовой-Черногрязской. Мы подробно и не раз рассказывали о храме и воротах в наших прошлых выпусках (прочитать о них вы можете здесь и здесь).
Старинная фотография очень интересна деталями былой московской жизни: водовоз на телеге, двухэтажные вагоны конно-железной дороги, торговые подводы. Теперь площадь с этой стороны украшают вестибюль станции место «Красные ворота» и жилой дом кооператива работников Наркоматов иностранных дел и труда СССР.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей ровно 120 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Улица Воронцово Поле. Верхний снимок — 1 мая 1950 года. Нижняя фотография — 72 года спустя. Один из сохранившихся уголков старой Москвы.
Впрочем, в 1950-м Воронцово Поле называлось улицей Обуха, в память о Владимире Обухе, заведующем Московским городским отделом здравоохранения и личном враче Ленина. Кстати, Обуху принадлежит идея сохранения тела вождя.
Здание на первом плане справа — это Дом беседующих змей. Построен (вернее, перестроен) архитектором Иваном Тимофеевичем Барютиным в 1911 году. На фотографиях не разглядеть, но светильники, что стоят на аттике, обвивают змеи. Расположены они так, что создается впечатление, будто ведут беседу (фото в комментариях).
Домом владел фабрикант Михаил Никифорович Бардыгин. В советские годы здание было национализировано, а затем передано Институту экспериментальной биологии. С 1952 года — в бессрочном пользовании посольства Индии. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Впрочем, в 1950-м Воронцово Поле называлось улицей Обуха, в память о Владимире Обухе, заведующем Московским городским отделом здравоохранения и личном враче Ленина. Кстати, Обуху принадлежит идея сохранения тела вождя.
Здание на первом плане справа — это Дом беседующих змей. Построен (вернее, перестроен) архитектором Иваном Тимофеевичем Барютиным в 1911 году. На фотографиях не разглядеть, но светильники, что стоят на аттике, обвивают змеи. Расположены они так, что создается впечатление, будто ведут беседу (фото в комментариях).
Домом владел фабрикант Михаил Никифорович Бардыгин. В советские годы здание было национализировано, а затем передано Институту экспериментальной биологии. С 1952 года — в бессрочном пользовании посольства Индии. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Верхняя фотография — Московское училище ордена Святой Екатерины на Екатерининской площади. 1910 год. Нижний снимок — Центральный дом Российской армии на площади Суворова. Разница между фотографиями 112 лет.
Институтский корпус был возведён (вернее, перестроен из загородного дома вице-губернатора Владимира Семёновича Салтыкова) отцом и сыном Жилярди. Иван Дементьевич в 1802-м построил первый корпус института, но он пострадал в великом пожаре 1812 года. Спустя два десятилетия отстроен заново Доменико Ивановичем и Афанасием Григорьевым.
Институт для девиц дворянского сословия основан в 1802-м, чуть позже Екатерининского института в Петербурге. Какое-то время принимали на учёбу недворянок. Но в 1890-е был учреждён мещанский — Александровский женский институт. После революции здесь недолго работал Центральный дом коммунистического воспитания молодёжи. С 1928 года и по сей день — Дом Красной Армии. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Институтский корпус был возведён (вернее, перестроен из загородного дома вице-губернатора Владимира Семёновича Салтыкова) отцом и сыном Жилярди. Иван Дементьевич в 1802-м построил первый корпус института, но он пострадал в великом пожаре 1812 года. Спустя два десятилетия отстроен заново Доменико Ивановичем и Афанасием Григорьевым.
Институт для девиц дворянского сословия основан в 1802-м, чуть позже Екатерининского института в Петербурге. Какое-то время принимали на учёбу недворянок. Но в 1890-е был учреждён мещанский — Александровский женский институт. После революции здесь недолго работал Центральный дом коммунистического воспитания молодёжи. С 1928 года и по сей день — Дом Красной Армии. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
На правах взаимного пиара хочу представить вам дружеский канал о Второй мировой войне: WWII День за днём.
Канал построен по принципу календаря и действительно рассказывает о событиях войны в режиме день за днём. Каждый день — новая страница истории. Сражения, тайные операции, секретные архивные документы, редкие фото, судьбы героев — всё на @historyWWII
Канал построен по принципу календаря и действительно рассказывает о событиях войны в режиме день за днём. Каждый день — новая страница истории. Сражения, тайные операции, секретные архивные документы, редкие фото, судьбы героев — всё на @historyWWII
Вид на Рождественку с Трубной площади. Верхний снимок сделан, вероятно, в 1935 году. Современная фотография — спустя 87 лет. Черно-белая карточка интересна не столько архитектурой, сколько деталями прошлой московской жизни. Мальчишки катаются на лыжах и санках со спуска Рождественского бульвара. Стоят сани — здесь было удобно поить лошадей. Совершенно не читаются вывески. Но отчетливо видна одна, с правого края, — «Столовая» и угадывается вывеска магазина «Хлеб».
В 1948 году Рождественке дадут имя Андрея Жданова, а в 1989 году историческое название вернулось. Мы тоже сюда еще вернемся.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
В 1948 году Рождественке дадут имя Андрея Жданова, а в 1989 году историческое название вернулось. Мы тоже сюда еще вернемся.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Домъ безплатных квартиръ для вдовъ и сиротъ имени братьев Петра, Александра и Василия Алексеевичей Бахрушиныхъ на углу Фалеевского переулка и Болотной улицы. Построен в 1898-м. В 1902-м корпус был продолжен со стороны Софийской набережной.
Сейчас трудно (почти невозможно) понять, почему семейство Бахрушиных выстроило дом для бесплатного размещения нуждающихся прямо напротив Кремля. Часть этого дома со стороны Софийской набережной вообще выглядит как дворец для аристократии (там теперь штаб-квартира Роснефти).
Бахрушины занимались кожевенным и суконным производством, получали огромные прибыли и тратили гигантские деньги (миллиарды рублей в нынешнем исчислении) на благотворительность.
В этом доме жило около 2000 человек. Для них работали столовая, детсады, ремесленное и начальное училища. Память о себе Бахрушины оставили великую.
Слева на двух снимках видна колокольня Ивана Великого.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Сейчас трудно (почти невозможно) понять, почему семейство Бахрушиных выстроило дом для бесплатного размещения нуждающихся прямо напротив Кремля. Часть этого дома со стороны Софийской набережной вообще выглядит как дворец для аристократии (там теперь штаб-квартира Роснефти).
Бахрушины занимались кожевенным и суконным производством, получали огромные прибыли и тратили гигантские деньги (миллиарды рублей в нынешнем исчислении) на благотворительность.
В этом доме жило около 2000 человек. Для них работали столовая, детсады, ремесленное и начальное училища. Память о себе Бахрушины оставили великую.
Слева на двух снимках видна колокольня Ивана Великого.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Арбатская площадь так фатально изменилась за последние 100 лет, что вы не сразу поверите, что две фотографии сделаны с одной точки. И тем не менее это так. Верхний снимок — в 1925 году. Нижний — 97 лет спустя.
Сохранившихся зданий ровно три.
Дом Моссельпрома (тучерез на дальнем плане).
Кинотеатр «Художественный» (справа).
Дом Димитрия Тимофеевича Осиповского вдали за кинотеатром. Сегодня его занимает Россотрудничество.
В 1930 году уничтожен храм Бориса и Глеба. В 1950-х сломана была аптека Романа Романовича Кёллера (мы на неё еще посмотрим вблизи). Трёхэтажный жилой дом сразу за «Художественным» разрушен немецкой авиабомбой в 1941-м. «Соловьиный дом» (часть его видна на фоне Моссельпрома) снесен при Лужкове в 1997 году.
История Москвы в двух кадрах.
Снимал наш друг и постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Сохранившихся зданий ровно три.
Дом Моссельпрома (тучерез на дальнем плане).
Кинотеатр «Художественный» (справа).
Дом Димитрия Тимофеевича Осиповского вдали за кинотеатром. Сегодня его занимает Россотрудничество.
В 1930 году уничтожен храм Бориса и Глеба. В 1950-х сломана была аптека Романа Романовича Кёллера (мы на неё еще посмотрим вблизи). Трёхэтажный жилой дом сразу за «Художественным» разрушен немецкой авиабомбой в 1941-м. «Соловьиный дом» (часть его видна на фоне Моссельпрома) снесен при Лужкове в 1997 году.
История Москвы в двух кадрах.
Снимал наш друг и постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Богословский переулок (ныне Петровский). Прекрасное здание, выстроенное в 1880-х по проекту Михаила Николаевича Чичагова. Это бывший театр Фёдора Адамовича Корша. Мы недавно вспоминали Бахрушиных. Деньги на строительство театра и земельный участок Коршу предоставил Александр Алексеевич Бахрушин. Он был поклонником театра. Строительство обошлось в невероятные для тех времен 50 тысяч рублей. Чичагов построил в модном неорусском стиле. Начинка была современнейшей. Даже в Малом и Большом театрах в 1885-м не было электроосвещения, а у Корша везде горели лампочки.
30 августа 1885-го — первая постановка. Кажется, именно Корш придумал понятие «утренник» — утренний спектакль, где можно было посмотреть постановку за небольшую цену.
После революции театр меняет названия: 3-й театр РСФСР, затем «Комедия (бывший Корш)», последнее название — Московский драматический театр. Сейчас здесь Театр наций. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
30 августа 1885-го — первая постановка. Кажется, именно Корш придумал понятие «утренник» — утренний спектакль, где можно было посмотреть постановку за небольшую цену.
После революции театр меняет названия: 3-й театр РСФСР, затем «Комедия (бывший Корш)», последнее название — Московский драматический театр. Сейчас здесь Театр наций. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Наша рубрика «Как выглядела бы Москва, если...» Если бы не разрушили храм Григория Богослова в нынешнем Петровском переулке.
Вчера несколько наших подписчиков усомнились в том, что Петровский переулок до революции назывался Богословским. Всё потому, что в Москве есть ещё один Богословский переулок, пересекающий Большую Бронную. При царях улицы и переулки часто получали названия по церквям и храмам. Богословский (ныне Петровский) назывался так по церкви Григория Богослова. Она стояла рядом с театром Корша, но была разрушена в 1930-е годы.
Храм в том виде, что на фотографии, построил в 1880 году Иосиф Степанович Каминский. Кроме колокольни, она была возведена в 1709-м. В 1929 году храм был закрыт, а в 1932 году уничтожен. Взамен планировали построить что-то грандиозное советское, но не случилось. В итоге вырос палисадник (фото палисадника в комментах). Впрочем, сохранился дом церковного причта. Он на правом крае снимка.
Фото: Владимир Иваний
Коллаж: Ян Гордеев
Москва, было — стало.
Вчера несколько наших подписчиков усомнились в том, что Петровский переулок до революции назывался Богословским. Всё потому, что в Москве есть ещё один Богословский переулок, пересекающий Большую Бронную. При царях улицы и переулки часто получали названия по церквям и храмам. Богословский (ныне Петровский) назывался так по церкви Григория Богослова. Она стояла рядом с театром Корша, но была разрушена в 1930-е годы.
Храм в том виде, что на фотографии, построил в 1880 году Иосиф Степанович Каминский. Кроме колокольни, она была возведена в 1709-м. В 1929 году храм был закрыт, а в 1932 году уничтожен. Взамен планировали построить что-то грандиозное советское, но не случилось. В итоге вырос палисадник (фото палисадника в комментах). Впрочем, сохранился дом церковного причта. Он на правом крае снимка.
Фото: Владимир Иваний
Коллаж: Ян Гордеев
Москва, было — стало.
В нашем канале очень редко встречается Кремль. В последний раз мы были в Кремле на Красной площади два года назад. Сегодня же мы на Сапожковой площади: перед Манежем, Кутафьей и Троицкой башнями.
Верхний снимок сделан, вероятно, в 1909 году. Нижняя фотография — спустя 113 лет. Вроде бы ничего не изменилось здесь, хотя нет. Справа от Троицкой башни выглядывает хрущевский Дворец съездов. На старом снимке на этом месте видна часть снесенной старой Оружейной палаты.
Сапожковая площадь тоже не изменилась. Только трамвайную линию с неё убрали. Когда-то напротив Манежа стояла старая Никольская церковь с иконой Николая Чудотворца в серебряных сапожках. От этой иконы пошло название храма — Никола в Сапожке, а затем и площадь стала носить то же имя. Храм был разобран по распоряжению императора Николая I.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Upd: Можно ещё добавить, что официально исчезло и название площади
Москва, было — стало.
Верхний снимок сделан, вероятно, в 1909 году. Нижняя фотография — спустя 113 лет. Вроде бы ничего не изменилось здесь, хотя нет. Справа от Троицкой башни выглядывает хрущевский Дворец съездов. На старом снимке на этом месте видна часть снесенной старой Оружейной палаты.
Сапожковая площадь тоже не изменилась. Только трамвайную линию с неё убрали. Когда-то напротив Манежа стояла старая Никольская церковь с иконой Николая Чудотворца в серебряных сапожках. От этой иконы пошло название храма — Никола в Сапожке, а затем и площадь стала носить то же имя. Храм был разобран по распоряжению императора Николая I.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Upd: Можно ещё добавить, что официально исчезло и название площади
Москва, было — стало.
Мы на Маросейке. Перед вами бывший доходный дом купцов (торговцев сукном) Еремеевых. Проектировал Василий Алексеевич Балашов в 1850-е, а может быть, и раньше. На первом этаже торговля, верхние этажи — номера, гостиница. Старая фотография сделана более полувека назад, в 1970 году. Маросейка тогда называлась улицей Богдана Хмельницкого, а в еремеевском доме располагалось общежитие Центросоюза.
Обратите внимание на крайний справа вход в здание — там, где небольшая белая вывеска «Оптика» и мастерская очков GLAZCO. С нами связались ребята из «Оптики» и попросили рассказать об истории их здания. Они же сделали фотографию с того же ракурса. Ребята ведут свой тг-канал, где рассказывают много полезного про зрение и здоровье глаз. Подписывайтесь! Также назовите менеджеру промокод STALO, чтобы получить скидку 20% на оправу и 10% на первый ремонт в мастерской. Кому нужно — геометка дома.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Москва, было — стало.
Обратите внимание на крайний справа вход в здание — там, где небольшая белая вывеска «Оптика» и мастерская очков GLAZCO. С нами связались ребята из «Оптики» и попросили рассказать об истории их здания. Они же сделали фотографию с того же ракурса. Ребята ведут свой тг-канал, где рассказывают много полезного про зрение и здоровье глаз. Подписывайтесь! Также назовите менеджеру промокод STALO, чтобы получить скидку 20% на оправу и 10% на первый ремонт в мастерской. Кому нужно — геометка дома.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Москва, было — стало.
Мы завершаем наше гуляние по Богословскому переулку (ныне Петровский) у необычного дома, некогда принадлежавшего знакомому вам Александру Алексеевичу Бахрушину.
С виду это типичный московский доходный дом конца XIX века, возведенный по проекту Александра Лаврентьевича Обера. И вроде бы можно было пройти мимо (сколько в Москве таких домов), но бывшие жители не дают.
Дело в том, что здесь в разные годы жили поэты Сергей Александрович Есенин и Анатолий Борисович Мариенгоф. Здесь жил актёр Дмитрий Николаевич Орлов (кто смотрел эйзенштейновский фильм «Александр Невский», должен помнить обаятельного мастера Игната «Эх, коротка кольчужка»). Здесь жили пианист Константин Николаевич Игумнов и актриса Мария Ивановна Бабанова (её голос звучит во многих советских мультфильмах).
Кому нужно, геометка дома.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
С виду это типичный московский доходный дом конца XIX века, возведенный по проекту Александра Лаврентьевича Обера. И вроде бы можно было пройти мимо (сколько в Москве таких домов), но бывшие жители не дают.
Дело в том, что здесь в разные годы жили поэты Сергей Александрович Есенин и Анатолий Борисович Мариенгоф. Здесь жил актёр Дмитрий Николаевич Орлов (кто смотрел эйзенштейновский фильм «Александр Невский», должен помнить обаятельного мастера Игната «Эх, коротка кольчужка»). Здесь жили пианист Константин Николаевич Игумнов и актриса Мария Ивановна Бабанова (её голос звучит во многих советских мультфильмах).
Кому нужно, геометка дома.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Храм Николая Чудотворца у Тверской заставы и 3-й Лесной переулок. Верхний снимок — 1916 год. Нижняя фотография — спустя 106 лет.
Старый переулок давно сменил бизнес-центр «Белая площадь». Получился один из символов современной Москвы. Но храм только кажется старым. Это модернистское строение, возведенное по новейшим технологиям 1910-х годов. Кажется, один из первых московских храмов из железобетона.
На этом месте стояла деревянная часовенка. После указа царя Николая II об укреплении начал веротерпимости община решила возвести здесь большой храм. Но строительство затянулось. Церковь по проекту Антона Михайловича Гуржиенко закончили в 1915 году, а освятили уже при Ленине, в 1920-м.
После войны церковь была закрыта, с колокольни и главного барабана сняли шатер и купола. Одно время здесь была мастерская скульптора Сергея Михайловича Орлова. Он ваял в храме Юрия Долгорукого. В 1992-м храм возвращен общине. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Старый переулок давно сменил бизнес-центр «Белая площадь». Получился один из символов современной Москвы. Но храм только кажется старым. Это модернистское строение, возведенное по новейшим технологиям 1910-х годов. Кажется, один из первых московских храмов из железобетона.
На этом месте стояла деревянная часовенка. После указа царя Николая II об укреплении начал веротерпимости община решила возвести здесь большой храм. Но строительство затянулось. Церковь по проекту Антона Михайловича Гуржиенко закончили в 1915 году, а освятили уже при Ленине, в 1920-м.
После войны церковь была закрыта, с колокольни и главного барабана сняли шатер и купола. Одно время здесь была мастерская скульптора Сергея Михайловича Орлова. Он ваял в храме Юрия Долгорукого. В 1992-м храм возвращен общине. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Садовая-Кудринская. Дом Скопника. Петр Александрович Скопник остался в истории как первый владелец дома. В церковной истории города он значится как ктитор храма на Спиридоновке.
Архитектор дома Густав Августович Гельрих построил его в 1900-х. Этнический немец, он прожил в Москве много лет, возвел десятки зданий, но был вынужден вернуться в Германию с началом Войны 1914 года.
Квартиры здесь сдавались внаём: и тогда, как и сейчас, все стремились в Москву, однако жилье было дешевле снимать.
Буквально перед революцией, словно предчувствуя её, Скопник продал свой дом разбогатевшему ярославскому купцу, бывшему крестьянину Геннадию Алексеевичу Бурнаеву-Курочкину. Новый владелец поставил на ворота дома свой вензель — БК. К сожалению, вензель не сохранился, как не сохранились богатый декор и интерьеры (все погибло в капитальных ремонтах). Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 90 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Архитектор дома Густав Августович Гельрих построил его в 1900-х. Этнический немец, он прожил в Москве много лет, возвел десятки зданий, но был вынужден вернуться в Германию с началом Войны 1914 года.
Квартиры здесь сдавались внаём: и тогда, как и сейчас, все стремились в Москву, однако жилье было дешевле снимать.
Буквально перед революцией, словно предчувствуя её, Скопник продал свой дом разбогатевшему ярославскому купцу, бывшему крестьянину Геннадию Алексеевичу Бурнаеву-Курочкину. Новый владелец поставил на ворота дома свой вензель — БК. К сожалению, вензель не сохранился, как не сохранились богатый декор и интерьеры (все погибло в капитальных ремонтах). Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 90 лет. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Друзья, нас теперь 11.000 подписчиков в канале! В конце марта мы встречали 10-тысячного читателя, а на днях нас стало ещё на тысячу больше. Напомним новоприбывшим, что движение «Было — стало» — это не только Москва, но ещё Казань, Уфа, Екатеринбург и Нижний (ссылки вы найдёте в описании). Своей целью мы видим привлечение внимания к наследию и сохранению старинной архитектуры.
Друзья, сегодня я прошу всех поддержать нашего друга и постоянного автора Владимира Ивания за его удивительный труд. Именно удивительный. Владимир смотрит на современную Москву как никто другой. Он невероятным способом находит старые ракурсы: и если для этого нужно выйти на середину оживлённой трассы, залезть на дерево, забор или проникнуть на закрытую территорию, он сделает это. На фото: будни работы нашего автора у Савёловского вокзала. Благодаря Владимиру наш канал стал таким ярким и увлекательным.
Поддержать вы можете по карте Сбера на имя Владимира Ивановича 5469 3800 9056 6703
Друзья, сегодня я прошу всех поддержать нашего друга и постоянного автора Владимира Ивания за его удивительный труд. Именно удивительный. Владимир смотрит на современную Москву как никто другой. Он невероятным способом находит старые ракурсы: и если для этого нужно выйти на середину оживлённой трассы, залезть на дерево, забор или проникнуть на закрытую территорию, он сделает это. На фото: будни работы нашего автора у Савёловского вокзала. Благодаря Владимиру наш канал стал таким ярким и увлекательным.
Поддержать вы можете по карте Сбера на имя Владимира Ивановича 5469 3800 9056 6703
Петровка. Колокольня Высоко-Петровского монастыря, давшего имя всей улице, и братский монастырский корпус. Его называют: палаты бояр Нарышкиных. Семейство матери Петра Великого жило на территории монастыря.
Братский корпус, говорят, был возведён по приказу молодого Петра Алексеевича в 1690-х и при строительстве бывшую нарышкинскую усадьбу встроили в новое здание. Геометка.
Долгие годы в палатах Нарышкиных размещался Государственный литературный музей, а до революции первый этаж занимали торговые лавки и магазины, что хорошо видно по всевозможным вывескам: Часы, Посуда, Лампы, Чайная лавка, Жжёный кофе и так далее. При реставрации братский корпус был немного надстроен, а первому этажу возвращён первоначальный облик. Монастырь был закрыт в 1926 году и возвращён в 1990-е.
Интересно, что Петровку заасфальтировали относительно недавно — в конце 1950-х. До этого здесь была красивая мостовая.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 108 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Братский корпус, говорят, был возведён по приказу молодого Петра Алексеевича в 1690-х и при строительстве бывшую нарышкинскую усадьбу встроили в новое здание. Геометка.
Долгие годы в палатах Нарышкиных размещался Государственный литературный музей, а до революции первый этаж занимали торговые лавки и магазины, что хорошо видно по всевозможным вывескам: Часы, Посуда, Лампы, Чайная лавка, Жжёный кофе и так далее. При реставрации братский корпус был немного надстроен, а первому этажу возвращён первоначальный облик. Монастырь был закрыт в 1926 году и возвращён в 1990-е.
Интересно, что Петровку заасфальтировали относительно недавно — в конце 1950-х. До этого здесь была красивая мостовая.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 108 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Дом Николая Васильевича Игумнова на Большой Якиманке. Один из известных московских памятников.
Игумнов, совладелец Большой Ярославской мануфактуры пригласил городского архитектора Ярославля Николая Ивановича Поздеева построить на участке родителей новый дом, соразмерный его положению.
Для Поздеева это был последний проект — он скончался в 1893 году. В течение следующих двух лет строил его брат, не менее талантливый зодчий Иван Иванович. Игумнов угрохал невероятные деньги, но его жилище и сейчас поражает воображение.
После революции дом был национализирован, а в 1925-м передан Институту переливания крови, которым заведовал гениальный и таинственный Александр Богданов (один из прародителей кибернетики, писатель-фантаст и большевик). Богданов проводил опыты по переливанию крови на себе и погиб во время одного из них в 1928-м. Потом здесь был Институт мозга, а с 1938-го — французское посольство. Геометка.
Разница между фотографиями около 120 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Игумнов, совладелец Большой Ярославской мануфактуры пригласил городского архитектора Ярославля Николая Ивановича Поздеева построить на участке родителей новый дом, соразмерный его положению.
Для Поздеева это был последний проект — он скончался в 1893 году. В течение следующих двух лет строил его брат, не менее талантливый зодчий Иван Иванович. Игумнов угрохал невероятные деньги, но его жилище и сейчас поражает воображение.
После революции дом был национализирован, а в 1925-м передан Институту переливания крови, которым заведовал гениальный и таинственный Александр Богданов (один из прародителей кибернетики, писатель-фантаст и большевик). Богданов проводил опыты по переливанию крови на себе и погиб во время одного из них в 1928-м. Потом здесь был Институт мозга, а с 1938-го — французское посольство. Геометка.
Разница между фотографиями около 120 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Ориентир — единственный сохранившийся со старой фотографии дом купца Шерупенкова (он слева, с остроконечной башенкой).
Место для Триумфальной арки выбрали особое. У Тверских ворот. Здесь императора Александра I, победителя Наполеона, вернувшегося с триумфом из Парижа, встречала вся Москва. Первую арку, еще деревянную, возвели в мае 1814 года, как только генерал-губернатор Федор Васильевич Ростопчин узнал о заключенном мире.
Каменную арку строили уже при Николае I, в 1829−1834-м. Проект Осипа Ивановича Бове царь утверждал лично. Спустя 100 лет, в 1936-м, во время сталинской реконструкции Москвы, ворота были разобраны с намерением собрать их заново перед Белорусским вокзалом. Помешала война. Декор и архитектурные детали были сохранены. Правда, чугунные колонны пошли на переплавку.
Железобетонную копию арки воздвигли на Кутузовском проспекте уже при Брежневе, в 1966−1968-м, по проекту Владимира Яковлевича Либсона.
Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Место для Триумфальной арки выбрали особое. У Тверских ворот. Здесь императора Александра I, победителя Наполеона, вернувшегося с триумфом из Парижа, встречала вся Москва. Первую арку, еще деревянную, возвели в мае 1814 года, как только генерал-губернатор Федор Васильевич Ростопчин узнал о заключенном мире.
Каменную арку строили уже при Николае I, в 1829−1834-м. Проект Осипа Ивановича Бове царь утверждал лично. Спустя 100 лет, в 1936-м, во время сталинской реконструкции Москвы, ворота были разобраны с намерением собрать их заново перед Белорусским вокзалом. Помешала война. Декор и архитектурные детали были сохранены. Правда, чугунные колонны пошли на переплавку.
Железобетонную копию арки воздвигли на Кутузовском проспекте уже при Брежневе, в 1966−1968-м, по проекту Владимира Яковлевича Либсона.
Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.