Трудно узнать в гостинице «Советская», что на Ленинградском проспекте, старинный ресторанъ «Яръ», возведенный по проекту Адольфа Эрихсона.
При советской власти дома Адольфа Эрнестовича нещадно перестраивались в безликие коробки. Вспомнить хоть дворец братьев Видоновых на Триумфальной. Но ресторану «Яръ» повезло больше. У него снесли купола, надстроили и расширили. Красивые эрихсоновские арочные окна сохранились, и по ним прежнее здание легко угадывается под советскими напластованиями.
«Яръ» на Петербургском шоссе появился в 1910 году на месте старого деревянного ресторана. Здесь бывали многие герои русской истории: Распутин, Горький, Шаляпин.
В первые годы соввласти «Яр» прикрыли. Затем он был перестроен несколько раз. Сначала как Центральный дом гражданского воздушного флота с самолетом на фронтоне. Затем под гостиницу. Сейчас, кажется, ресторан при отеле снова называется «Яр» и восстановлены прежние интерьеры.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей больше 80 лет. Москва, было — стало.
При советской власти дома Адольфа Эрнестовича нещадно перестраивались в безликие коробки. Вспомнить хоть дворец братьев Видоновых на Триумфальной. Но ресторану «Яръ» повезло больше. У него снесли купола, надстроили и расширили. Красивые эрихсоновские арочные окна сохранились, и по ним прежнее здание легко угадывается под советскими напластованиями.
«Яръ» на Петербургском шоссе появился в 1910 году на месте старого деревянного ресторана. Здесь бывали многие герои русской истории: Распутин, Горький, Шаляпин.
В первые годы соввласти «Яр» прикрыли. Затем он был перестроен несколько раз. Сначала как Центральный дом гражданского воздушного флота с самолетом на фронтоне. Затем под гостиницу. Сейчас, кажется, ресторан при отеле снова называется «Яр» и восстановлены прежние интерьеры.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей больше 80 лет. Москва, было — стало.
Никитские Ворота считаются одной из главных исторических площадей Москвы. Хотя за последние 100 лет она лишилась почти всех своих исторических построек. Если сравнить старинную и современную фотографии, видно, что сохранился лишь один «Унiонъ» (там сейчас театр «У Никитских ворот»).
Площадь сильно пострадала в октябре 1917 года — здесь был настоящий ад. Несколько дней постоянных пожаров и обстрелов. Шли тяжелые бои между большевистскими боевиками и правительственными частями. Почти все дома на площади были разбиты артиллерией, немало сгорели.
Например, доходный дом Николая Аполлоновича Колокольцева (он виден справа на верхнем снимке с надписью «Лечебница») был сильно разбит, но отремонтирован и простоял еще несколько десятилетий. Мы о нем поговорим в следующие дни.
Был полностью разрушен и снесен дом князя Гагарина (он виден на верхнем снимке слева). На его месте в ноябре 1923 года поставили памятник Тимирязеву — стоит до сих пор.
Оба снимка почти с одной точки с разницей 107 лет. Москва, было — стало.
Площадь сильно пострадала в октябре 1917 года — здесь был настоящий ад. Несколько дней постоянных пожаров и обстрелов. Шли тяжелые бои между большевистскими боевиками и правительственными частями. Почти все дома на площади были разбиты артиллерией, немало сгорели.
Например, доходный дом Николая Аполлоновича Колокольцева (он виден справа на верхнем снимке с надписью «Лечебница») был сильно разбит, но отремонтирован и простоял еще несколько десятилетий. Мы о нем поговорим в следующие дни.
Был полностью разрушен и снесен дом князя Гагарина (он виден на верхнем снимке слева). На его месте в ноябре 1923 года поставили памятник Тимирязеву — стоит до сих пор.
Оба снимка почти с одной точки с разницей 107 лет. Москва, было — стало.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вестибюль бывшей станции метро «Первомайская» Арбатско-Покровской линии. Она проработала меньше 10 лет и была закрыта в 1961 году.
Вестибюль, кажется, переделали в актовый зал депо «Измайловская». На самой станции сейчас расположен цех подъемочного ремонта и обточки колёсных пар.
Это была самая первая наземная станция Московского метро и самая последняя, сохранявшая на своем фасаде имя Лазаря Кагановича. В последние годы зачем-то сбили историческую надпись
Ее спроектировал за два года до открытия архитектор Николай Иванович Демчинский (автор цветовой навигации метро). Открылась «Первомайская» в сентябре 1954 года.
Старый вестибюль до сих пор можно увидеть на бывшем бульваре (ныне застроенном), во дворах по 1-й Парковой улице, недалеко от Измайловской площади.
Закрыли станцию в год полета Гагарина, с введением в строй нового участка линии и новой станции «Первомайская».
Москва, было — стало.
Вестибюль, кажется, переделали в актовый зал депо «Измайловская». На самой станции сейчас расположен цех подъемочного ремонта и обточки колёсных пар.
Это была самая первая наземная станция Московского метро и самая последняя, сохранявшая на своем фасаде имя Лазаря Кагановича. В последние годы зачем-то сбили историческую надпись
Метрополитен им. Л.М. Кагановича
станция
"ПЕРВОМАЙСКАЯ
" Ее спроектировал за два года до открытия архитектор Николай Иванович Демчинский (автор цветовой навигации метро). Открылась «Первомайская» в сентябре 1954 года.
Старый вестибюль до сих пор можно увидеть на бывшем бульваре (ныне застроенном), во дворах по 1-й Парковой улице, недалеко от Измайловской площади.
Закрыли станцию в год полета Гагарина, с введением в строй нового участка линии и новой станции «Первомайская».
Москва, было — стало.
Для тех, кто не любит GIF, публикую фотографии предыдущего поста в классическом формате.
Вестибюль бывшей станции метро «Первомайская» Арбатско-Покровской линии. Она проработала меньше 10 лет и была закрыта в 1961 году.
Обе фотографии сделаны почти с одного места с разницей около 67 лет. Москва, было — стало.
Фото Евгения Болучевского
Вестибюль бывшей станции метро «Первомайская» Арбатско-Покровской линии. Она проработала меньше 10 лет и была закрыта в 1961 году.
Обе фотографии сделаны почти с одного места с разницей около 67 лет. Москва, было — стало.
Фото Евгения Болучевского
Наверное, Алексей Кучеров и Николай Порфирьев — архитекторы дома-коммуны на углу Мытной и Шухова не подозревали, что в историю Москвы он войдет под именем «Три поросенка».
Это был экспериментальный восьмиподъездный дом очень высокого инженерного качества. Например, в каждой квартире была смонтирована индивидуальная вытяжка.
В начале 1930-х в советских городах испытывали разные способы индустриального строительства, чтобы возводить быстро, много и дешево. В начале 1930-х застроили подобными монолитно-блочными домами всю бывшую Дровяную площадь. Этот дом сдали в 1936 году.
На первом этаже разместился магазин «Бакалея» (потом «Гастроном»). На витрину мясного отдела зачем-то выставили фигуры трех поросят из папье-маше — героев диснеевского мультика. Так магазин, а потом и весь дом стали называть «Три поросенка».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 80 лет. Москва, было — стало.
Это был экспериментальный восьмиподъездный дом очень высокого инженерного качества. Например, в каждой квартире была смонтирована индивидуальная вытяжка.
В начале 1930-х в советских городах испытывали разные способы индустриального строительства, чтобы возводить быстро, много и дешево. В начале 1930-х застроили подобными монолитно-блочными домами всю бывшую Дровяную площадь. Этот дом сдали в 1936 году.
На первом этаже разместился магазин «Бакалея» (потом «Гастроном»). На витрину мясного отдела зачем-то выставили фигуры трех поросят из папье-маше — героев диснеевского мультика. Так магазин, а потом и весь дом стали называть «Три поросенка».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 80 лет. Москва, было — стало.
Forwarded from Архитектурасы (Adel Mars)
Нижние Вязовые
Часовня в честь 300-летия дома Романовых
1913
в год юбилея царской фамилии под Казанью достроили мост через Волгу
уже было решено назвать мост Романовским, и губернское земство предложило поставить здесь часовню
средства собирали всем миром
проект заказали А.В. Щусеву (в том же году он начал Казанский вокзал в Москве; до мавзолея остается около 10 лет)
11 июля 1913 года, в день открытия Романовского моста, торжественно заложили часовню, следующей весной началось строительство
к началу Первой мировой вырос первый ярус; а потом стало не до Романовской часовни
так она и стояла недостроем с колоннами, складом железной дороги
в 1987-м завод им. Горького решил достроить часовню и открыть в ней заводской музей
архитектор М.Ю. Степанова встретилась в Москве с внуком Щусева, в семейном архиве нашлись чертежи
но случилась перестройка всей страны, и о часовне вновь забыли на 20 лет
в 2012-м ее наконец достроили; до внутренней отделки, правда, дело не дошло
предполагается сделать здесь музей
Часовня в честь 300-летия дома Романовых
1913
в год юбилея царской фамилии под Казанью достроили мост через Волгу
уже было решено назвать мост Романовским, и губернское земство предложило поставить здесь часовню
средства собирали всем миром
проект заказали А.В. Щусеву (в том же году он начал Казанский вокзал в Москве; до мавзолея остается около 10 лет)
11 июля 1913 года, в день открытия Романовского моста, торжественно заложили часовню, следующей весной началось строительство
к началу Первой мировой вырос первый ярус; а потом стало не до Романовской часовни
так она и стояла недостроем с колоннами, складом железной дороги
в 1987-м завод им. Горького решил достроить часовню и открыть в ней заводской музей
архитектор М.Ю. Степанова встретилась в Москве с внуком Щусева, в семейном архиве нашлись чертежи
но случилась перестройка всей страны, и о часовне вновь забыли на 20 лет
в 2012-м ее наконец достроили; до внутренней отделки, правда, дело не дошло
предполагается сделать здесь музей
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Стрелка Мясницкой и Милютинского переулка. Знакомый многим корпус Высшей школы экономики.
До 1700-х годов Мясницкая называлась Евпловкой по церкви Святаго Евпла Архидіакона. Первый, еще деревянный, храм на этом месте возвели в XV веке, а каменный построили в 1750-е годы на деньги генеральской вдовы Дарьи Лукиничны Томиловой.
Говорят, что церковные службы здесь не прекращались при французской оккупации Москвы в 1812 году. К сожалению, при советской власти все церкви на Мясницкой были уничтожены. Архидьякона Евпла снесли, сопровождая заявлениями, что сохранять церковь «только потому, что это памятник старины, бесполезно и даже вредно». На освободившемся месте обещали поставить Дом трестов, но оставили пустырь на все советские десятилетия, а в нулевые годы тут начали строить бизнес-центр.
Левая сторона Милютинского переулка осталась целой. Мы на эти дома еще посмотрим.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Новую фотографию я делал в 2019 году. Москва, было — стало.
До 1700-х годов Мясницкая называлась Евпловкой по церкви Святаго Евпла Архидіакона. Первый, еще деревянный, храм на этом месте возвели в XV веке, а каменный построили в 1750-е годы на деньги генеральской вдовы Дарьи Лукиничны Томиловой.
Говорят, что церковные службы здесь не прекращались при французской оккупации Москвы в 1812 году. К сожалению, при советской власти все церкви на Мясницкой были уничтожены. Архидьякона Евпла снесли, сопровождая заявлениями, что сохранять церковь «только потому, что это памятник старины, бесполезно и даже вредно». На освободившемся месте обещали поставить Дом трестов, но оставили пустырь на все советские десятилетия, а в нулевые годы тут начали строить бизнес-центр.
Левая сторона Милютинского переулка осталась целой. Мы на эти дома еще посмотрим.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Новую фотографию я делал в 2019 году. Москва, было — стало.
Как вы считаете, стоит ли установить на месте снесенных и перестроенных в советские годы храмов, церквей, костелов памятные таблички или знаки?
Anonymous Poll
77%
Да, я согласен
10%
Нет, я не согласен
8%
Затрудняюсь ответить
5%
Не участвую/хочу посмотреть результаты
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вчерашняя публикация о храме Архидиакона Евпла на Мясницкой хорошо разошлась, неожиданно для меня. Поэтому сегодня та же Мясницкая, тот же храм, но с другого ракурса.
Сразу прошу извинить за качество фото. Оно сделано осенью 2019 года, еще в докоронавирусные времена.
Почти 200 лет храм был деревянным, в 1657 году был выстроен в камне. В 1750 году на деньги по завещанию скончавшегося генерал-майора Антона Томилина была построена новая церковь взамен ветхой. Она была снесена до фундамента большевиками в 1920-е. Фундаменты без изучения были уничтожены уже в 2000-е годы, когда началось строительство бизнес-центра, более известного теперь как корпус ВШЭ на Мясницкой.
Прихожанами храма были князья Салтыковы, в том числе генерал-фельдмаршал Николай Иванович Салтыков; князья Кольцовы-Масальские; коллежский асессор, содержатель различных фабрик Михаил Андреевич Милютин и его сын, статский советник Алексей Михайлович.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 100 лет. Москва, было — стало.
Сразу прошу извинить за качество фото. Оно сделано осенью 2019 года, еще в докоронавирусные времена.
Почти 200 лет храм был деревянным, в 1657 году был выстроен в камне. В 1750 году на деньги по завещанию скончавшегося генерал-майора Антона Томилина была построена новая церковь взамен ветхой. Она была снесена до фундамента большевиками в 1920-е. Фундаменты без изучения были уничтожены уже в 2000-е годы, когда началось строительство бизнес-центра, более известного теперь как корпус ВШЭ на Мясницкой.
Прихожанами храма были князья Салтыковы, в том числе генерал-фельдмаршал Николай Иванович Салтыков; князья Кольцовы-Масальские; коллежский асессор, содержатель различных фабрик Михаил Андреевич Милютин и его сын, статский советник Алексей Михайлович.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 100 лет. Москва, было — стало.
Наверное, его можно назвать гением. Архитектор Илья Александрович Голосов. Вы можете не помнить или не знать его имени, но его дома, раз увиденные, останутся в памяти. Что-то есть в них необъяснимо притягательное. Например, дом треста «Теплобетон» на месте разрушенной Спиридоньевской церкви.
Клуб профсоюзов коммунальников имени рабочего Зуева на Лесной улице — самый известный проект Голосова, известный далеко за пределами России.
Клуб заложен к 10-летию Октябрьского переворота в 1927 году. Тогда по всей стране начали строить массово — больницы, дома культуры, клубы, — многие из них стали памятниками, другим повезло меньше — снесли.
Закончили строить в 1929-м, спустя 90 лет мы видим сильно потрепанное здание с замурованными окнами. Очень жду того времени, когда памятнику вернут исторический вид.
Благодаря Голосову в русской культуре сохранилось имя рабочего Миусского парка Сергея Зуева, прославившегося убийством своего начальника инженера Кребса. Символы страшного XX века.
Москва, было — стало.
Клуб профсоюзов коммунальников имени рабочего Зуева на Лесной улице — самый известный проект Голосова, известный далеко за пределами России.
Клуб заложен к 10-летию Октябрьского переворота в 1927 году. Тогда по всей стране начали строить массово — больницы, дома культуры, клубы, — многие из них стали памятниками, другим повезло меньше — снесли.
Закончили строить в 1929-м, спустя 90 лет мы видим сильно потрепанное здание с замурованными окнами. Очень жду того времени, когда памятнику вернут исторический вид.
Благодаря Голосову в русской культуре сохранилось имя рабочего Миусского парка Сергея Зуева, прославившегося убийством своего начальника инженера Кребса. Символы страшного XX века.
Москва, было — стало.
Наземный вестибюль станции метро «Кировская». Ей 85 лет, из них только последние 30 лет она называется «Чистые пруды», а ее проектное название и вовсе было «Мясницкие ворота».
Это самый прекрасный вестибюль во всей Москве. Нет второго такого похожего. Вернее, не осталось уже. Почти близнец был на станции «Смоленская», но его снесли еще в конце 1930-х. И у той и у другой станции одни и те же архитекторы — Николай Джеймсович Колли, Сергей Григорьевич Андриевский.
Вывеска МЕТРО — единственная во всем метрополитене, сохранившаяся с того времени. Такая же вывеска с противоположного входа давно пропала. Не сохранилась и надпись «имени Л.М. Кагановича». Но упоминание о Лазаре Моисеевиче отовсюду вымарали после 1957 года.
Дом на втором плане построен в 1900 году для сотрудников Императорского почтамта. В 1952 году его надстроили еще на три этажа.
Ограждения и полиция на нижнем снимке —это сегодня. За фото спасибо @zhdanovrt.
Обе фотографии сделаны с одного места с разницей больше 80 лет. Москва, было — стало.
Это самый прекрасный вестибюль во всей Москве. Нет второго такого похожего. Вернее, не осталось уже. Почти близнец был на станции «Смоленская», но его снесли еще в конце 1930-х. И у той и у другой станции одни и те же архитекторы — Николай Джеймсович Колли, Сергей Григорьевич Андриевский.
Вывеска МЕТРО — единственная во всем метрополитене, сохранившаяся с того времени. Такая же вывеска с противоположного входа давно пропала. Не сохранилась и надпись «имени Л.М. Кагановича». Но упоминание о Лазаре Моисеевиче отовсюду вымарали после 1957 года.
Дом на втором плане построен в 1900 году для сотрудников Императорского почтамта. В 1952 году его надстроили еще на три этажа.
Ограждения и полиция на нижнем снимке —это сегодня. За фото спасибо @zhdanovrt.
Обе фотографии сделаны с одного места с разницей больше 80 лет. Москва, было — стало.
Настоящее название этой постройки на Лесной улице — сарай для вагонов электрического трамвая Миусского парка. Городская управа начала строить его осенью 1907 года. Самое обширное здание в Москве на тот год — больше, чем Манеж.
В примечательный 1907 год Миусский парк перешел только на обслуживание трамваев. До этого (с 1870-х годов) здесь правила конка — конно-железная дорога. Парк начали перестраивать архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Но ангар проектировал великий инженер Шухов.
Черно-белая фотография сделана в 1940-е годы. Тогда это уже было трамвайное депо имени слесаря Щепетильникова.
Благодаря фанатам электротранспорта мы знаем, что двухосный вагон №476 был построен в 1909 году на Балтийском заводе, поступил в Москву и несколько десятков лет служил москвичам верой и правдой. Обратите внимание на рекламу сберкасс на крыше вагона.
В 2014 году парк был закрыт и приспособлен под иные нужды. С недавних пор здесь рестораны «Депо».
Москва, было — стало.
В примечательный 1907 год Миусский парк перешел только на обслуживание трамваев. До этого (с 1870-х годов) здесь правила конка — конно-железная дорога. Парк начали перестраивать архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Но ангар проектировал великий инженер Шухов.
Черно-белая фотография сделана в 1940-е годы. Тогда это уже было трамвайное депо имени слесаря Щепетильникова.
Благодаря фанатам электротранспорта мы знаем, что двухосный вагон №476 был построен в 1909 году на Балтийском заводе, поступил в Москву и несколько десятков лет служил москвичам верой и правдой. Обратите внимание на рекламу сберкасс на крыше вагона.
В 2014 году парк был закрыт и приспособлен под иные нужды. С недавних пор здесь рестораны «Депо».
Москва, было — стало.
Мы вчера вспоминали Миусский трампарк. Вот еще одно сравнение с Лесной улицы. Разница между фотографиями небольшая — около 33 лет, но изменения разительные.
Перед вами бывший трамвайный ангар, возведенный в 1908 году на месте бывших конюшен, где с 1870-х годов держали лошадей для московской конки. Архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков.
10 огромных проемов ангара, через которые раньше въезжали и выезжали трамваи, век спустя превратились в панорамные окна красивых ресторанов.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Москва, было — стало.
Перед вами бывший трамвайный ангар, возведенный в 1908 году на месте бывших конюшен, где с 1870-х годов держали лошадей для московской конки. Архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков.
10 огромных проемов ангара, через которые раньше въезжали и выезжали трамваи, век спустя превратились в панорамные окна красивых ресторанов.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Москва, было — стало.
На верхней фотографии — Дворец физкультуры государственного авиазавода имени Авиахима на Ленинградском проспекте сразу после постройки. На нижней фотографии — то, что стало с дворцом много лет спустя. Теперь это спорткомплекс «Крылья Советов».
Дворец строился с 1931-го по 1934 год по проекту архитектора Николая Александровича Метлина как образцовое спортивное учреждение Москвы. Рядом в то же время вырос стадион «Динамо».
Здесь занимались теннисом, баскетболом, боксом, борьбой. Позади был пристроен зал для выступлений на 500 зрителей — бывший гимнастический манеж Рябушинских.
Дворец в хрущевскую оттепель использовали как место для модных показов. Наверное, самое известное выступление здесь — дефиле моделей французского дома мод Кристиана Диора в 1959 году.
В поздние советские годы здание было перестроено, и прекрасный фасад в духе конструктивизма с гипсовыми статуями атлетов — строителей социализма ушел в прошлое. И очень жаль.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Москва, было — стало.
Дворец строился с 1931-го по 1934 год по проекту архитектора Николая Александровича Метлина как образцовое спортивное учреждение Москвы. Рядом в то же время вырос стадион «Динамо».
Здесь занимались теннисом, баскетболом, боксом, борьбой. Позади был пристроен зал для выступлений на 500 зрителей — бывший гимнастический манеж Рябушинских.
Дворец в хрущевскую оттепель использовали как место для модных показов. Наверное, самое известное выступление здесь — дефиле моделей французского дома мод Кристиана Диора в 1959 году.
В поздние советские годы здание было перестроено, и прекрасный фасад в духе конструктивизма с гипсовыми статуями атлетов — строителей социализма ушел в прошлое. И очень жаль.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Москва, было — стало.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Раз у нас пошла неделя конструктивизма, то вот еще один памятник на том же Ленинградском шоссе. Фабрика-кухня МОСПО №1 имени 12-й годовщины Октябрьской революции. (МОСПО — Московский союз потребительских обществ.)
Это был прообраз нынешнего торгового центра: чего здесь только не было в 1930-е — столовая для рабочих восьми московских заводов, магазин, рабочее кафе, почта, телеграф, телефон, сберкасса. Самая первая в Москве фабрика-кухня имела механический конвейер для мытья посуды.
Здание было построено в 1929-м по проекту Алексея Ивановича Мешкова. Тот год был пиком конструктивизма в СССР. К сожалению, испытание временем, климатом и советским бытом почти ни один конструктивистский памятник не прошел: ленточное остекление, открытые террасы-палубы, крыши-солярии, стеклянные галереи — все застраивалось, убиралось и закрывалось.
В 1950-е здесь разместился ресторан «Спорт». Его быстро облюбовали стиляги, и ресторан пришлось прикрыть. Теперь тут институт прикладной механики.
Москва, было — стало.
Это был прообраз нынешнего торгового центра: чего здесь только не было в 1930-е — столовая для рабочих восьми московских заводов, магазин, рабочее кафе, почта, телеграф, телефон, сберкасса. Самая первая в Москве фабрика-кухня имела механический конвейер для мытья посуды.
Здание было построено в 1929-м по проекту Алексея Ивановича Мешкова. Тот год был пиком конструктивизма в СССР. К сожалению, испытание временем, климатом и советским бытом почти ни один конструктивистский памятник не прошел: ленточное остекление, открытые террасы-палубы, крыши-солярии, стеклянные галереи — все застраивалось, убиралось и закрывалось.
В 1950-е здесь разместился ресторан «Спорт». Его быстро облюбовали стиляги, и ресторан пришлось прикрыть. Теперь тут институт прикладной механики.
Москва, было — стало.
Для тех, кто не любит GIF, публикую фотографии предыдущего поста в классическом формате.
Фабрика-кухня МОСПО №1 имени 12-й годовщины Октябрьской революции на Ленинградском проспекте. Здание было построено в 1929-м по проекту Алексея Ивановича Мешкова.
Обе фотографии сделаны с одного места с разницей около 90 лет. Москва, было — стало.
Фото: Дмитрий Сасин
Фабрика-кухня МОСПО №1 имени 12-й годовщины Октябрьской революции на Ленинградском проспекте. Здание было построено в 1929-м по проекту Алексея Ивановича Мешкова.
Обе фотографии сделаны с одного места с разницей около 90 лет. Москва, было — стало.
Фото: Дмитрий Сасин
Нижняя фотография сделана с точки чуть дальше, чем верхняя, но они показывают одно и то же место на Цветном бульваре, где уже более 140 лет работает цирк.
Первое цирковое здание здесь построил архитектор Август Егорович Вебер по заказу Альберта Вильгельмовича Саламонского. Цирк открылся осенью 1880 года и Саламонский управлял им вплоть до своей кончины в 1913 году. В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и стал первым государственным.
В 1932 году здание Вебера было надстроено и перестроено.
Когда в 1980-х директором цирка стал Юрий Владимирович Никулин, появился проект капитальной реконструкции старого здания с увеличением площади и даже с сохранением старого фасада. Проектировали в Гипротеатре. Большинство москвичей помнили фасад 1932 года, потому было решено при реконструкции его сохранить. Но не получилось, цирк горел, здание полностью снесли зимой 1986 года, а на его месте выстроили новый корпус, в центре которого была почти что копия старого фасада. Почти.
Москва, было — стало.
Первое цирковое здание здесь построил архитектор Август Егорович Вебер по заказу Альберта Вильгельмовича Саламонского. Цирк открылся осенью 1880 года и Саламонский управлял им вплоть до своей кончины в 1913 году. В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и стал первым государственным.
В 1932 году здание Вебера было надстроено и перестроено.
Когда в 1980-х директором цирка стал Юрий Владимирович Никулин, появился проект капитальной реконструкции старого здания с увеличением площади и даже с сохранением старого фасада. Проектировали в Гипротеатре. Большинство москвичей помнили фасад 1932 года, потому было решено при реконструкции его сохранить. Но не получилось, цирк горел, здание полностью снесли зимой 1986 года, а на его месте выстроили новый корпус, в центре которого была почти что копия старого фасада. Почти.
Москва, было — стало.
Сегодня будет не про историю, а про настоящее и, к сожалению, не хорошие новости.
Похоже, что Москва может лишиться еще одного памятника старины — 120-летнего доходного дома Чебышевой на Космодамианской набережной (дом 4/22, строение 8). Не нашел старинных снимков дома, только фрагменты. Вот он на двух фотографиях слева, примыкает к РГУ Косыгина.
Как сообщает канал «Москвитянин», дом возведен в 1901-м архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским как доходный с трактиром и принадлежал П.К. Чебышевой.
В советское время здесь разместилась гостиница министерства среднего машиностроения СССР. Позднее здание перешло к Росатому.
В 2020 году участок, на котором стоит здание, выкупила подконтрольная ВТБ компания «Галс-девелопмент». Она намерена построить на этом месте «элитные» апартаменты.
У здания слабый охранный статус — исторически ценный градоформирующий объект. Но статус позволяет снести дом полностью, сохранив фасад. Что случалось не один раз.
Общественные обсуждения, естественно, не проводились.
Похоже, что Москва может лишиться еще одного памятника старины — 120-летнего доходного дома Чебышевой на Космодамианской набережной (дом 4/22, строение 8). Не нашел старинных снимков дома, только фрагменты. Вот он на двух фотографиях слева, примыкает к РГУ Косыгина.
Как сообщает канал «Москвитянин», дом возведен в 1901-м архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским как доходный с трактиром и принадлежал П.К. Чебышевой.
В советское время здесь разместилась гостиница министерства среднего машиностроения СССР. Позднее здание перешло к Росатому.
В 2020 году участок, на котором стоит здание, выкупила подконтрольная ВТБ компания «Галс-девелопмент». Она намерена построить на этом месте «элитные» апартаменты.
У здания слабый охранный статус — исторически ценный градоформирующий объект. Но статус позволяет снести дом полностью, сохранив фасад. Что случалось не один раз.
Общественные обсуждения, естественно, не проводились.