Церковь мучеников Адриана и Наталии на 1-й Мещанской. Чёрно-белая фотография — 1882 год. Нижний снимок — 140 лет спустя. Сейчас это проспект Мира. Двор за домом Наркомата связи СССР. Геометка.
Деревянный храм во имя мучеников Адриана и Наталии был возведён в 1671 году. Освящён по именинам царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матушки будущего императора Петра I. Храм горел, был восстановлен в кирпиче. На фасаде была изразцовая доска, сообщавшая, что он поставлен по велению братьев Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи. Летом 1926 года здесь отпевали великого русского художника Васнецова.
В 1936 году храм был закрыт и разобран. В 1937 году на красной линии 1-й Мещанской архитектор Булгаков начал перестраивать, надстраивать и объединять два старых доходных дома, которые в итоге стали жилым комплексом Наркомата связи. Место храма осталось нетронутым.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Деревянный храм во имя мучеников Адриана и Наталии был возведён в 1671 году. Освящён по именинам царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матушки будущего императора Петра I. Храм горел, был восстановлен в кирпиче. На фасаде была изразцовая доска, сообщавшая, что он поставлен по велению братьев Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи. Летом 1926 года здесь отпевали великого русского художника Васнецова.
В 1936 году храм был закрыт и разобран. В 1937 году на красной линии 1-й Мещанской архитектор Булгаков начал перестраивать, надстраивать и объединять два старых доходных дома, которые в итоге стали жилым комплексом Наркомата связи. Место храма осталось нетронутым.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Настасьинский переулок. Ссудная казна. Старинная фотография — 1923 год. Нижний снимок — 99 лет спустя.
Один из ярких памятников старой России — неорусский стиль. Корпус Ссудной казны заложен в 1913-м, в год 300-летия Дома Романовых. Архитектурный проект Богдана Михайловича Нилуса и Владимира Александровича Покровского был утверждён императором Николаем II. Строительство завершено в 1916-м, за несколько месяцев до революции.
С 1920-го здесь Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина). Сюда свозили реквизированные, национализированные, да и просто отобранные сокровища: золото, платину, камни, серебро и прочая. Всё сваливалось в кучу, без всякого учёта, как вспоминал замнаркома торговли РСФСР Георгий Соломон.
С 1941 года здесь Госбанк СССР. Через хранилища дома проходили и проходят по сей день все наличные деньги страны. С 2002 года это хранилище Центробанка России. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Один из ярких памятников старой России — неорусский стиль. Корпус Ссудной казны заложен в 1913-м, в год 300-летия Дома Романовых. Архитектурный проект Богдана Михайловича Нилуса и Владимира Александровича Покровского был утверждён императором Николаем II. Строительство завершено в 1916-м, за несколько месяцев до революции.
С 1920-го здесь Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина). Сюда свозили реквизированные, национализированные, да и просто отобранные сокровища: золото, платину, камни, серебро и прочая. Всё сваливалось в кучу, без всякого учёта, как вспоминал замнаркома торговли РСФСР Георгий Соломон.
С 1941 года здесь Госбанк СССР. Через хранилища дома проходили и проходят по сей день все наличные деньги страны. С 2002 года это хранилище Центробанка России. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Большая Полянка. Храм Косьмы и Дамиана в Кадашах. 1914 год. Нижний снимок примерно с той же точки с разницей 108 лет.
Космодамианский был одним из красивейших храмов старой Москвы. Внутри стоял пятиярусный золочёный иконостас. Образа создавали иконописцы Оружейной палаты. В 1930 году храм был закрыт. С того времени его начали постепенно разбирать.
К 1933 году от церкви осталось пустое место. Знаменитый иконостас был сожжён и переплавлен на драгметалл. В 1939 году рядом с храмовым пустырём встал крупноблочный жилой дом (№4/10) архитекторов Бурова и Блохина. Он хорошо виден на нижнем снимке.
В 1969-м Большая Полянка была соединена с Большой Якиманкой Якиманским проездом. В результате была сильно нарушена историческая ткань. Тогда же была уничтожена старинная церковь Праведников Иоакима и Анны (которая, собственно, дала имя Якиманским улицам). Стало на Большой Полянке лучше или хуже, решать только вам.
Снимал наш автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Космодамианский был одним из красивейших храмов старой Москвы. Внутри стоял пятиярусный золочёный иконостас. Образа создавали иконописцы Оружейной палаты. В 1930 году храм был закрыт. С того времени его начали постепенно разбирать.
К 1933 году от церкви осталось пустое место. Знаменитый иконостас был сожжён и переплавлен на драгметалл. В 1939 году рядом с храмовым пустырём встал крупноблочный жилой дом (№4/10) архитекторов Бурова и Блохина. Он хорошо виден на нижнем снимке.
В 1969-м Большая Полянка была соединена с Большой Якиманкой Якиманским проездом. В результате была сильно нарушена историческая ткань. Тогда же была уничтожена старинная церковь Праведников Иоакима и Анны (которая, собственно, дала имя Якиманским улицам). Стало на Большой Полянке лучше или хуже, решать только вам.
Снимал наш автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
5 декабря 1931 года (была суббота) в Москве двумя взрывами был разрушен один из главных символов старой России — храм Христа Спасителя. На уничтожении памятника настаивали члены Политбюро ЦК ВКП(б). Решение принято в кабинете председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова в начале июня 1931 года. Храм был уничтожен за 45 минут. Уже на пенсии Молотов скупо вспоминал: «Приняли решение храм Христа Спасителя заменить Дворцом Советов. За это я проголосовал».
Построить дворец не получилось. На храмовом месте долгое время работал открытый бассейн «Москва». В конце 1990-х была воссоздана копия храма по проекту Посохина, Денисова и скульптора Церетели.
Чёрно-белая фотография сделана 5 декабря 1931 года. Нижний снимок — летом 2022 года. Обе фотокарточки с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Построить дворец не получилось. На храмовом месте долгое время работал открытый бассейн «Москва». В конце 1990-х была воссоздана копия храма по проекту Посохина, Денисова и скульптора Церетели.
Чёрно-белая фотография сделана 5 декабря 1931 года. Нижний снимок — летом 2022 года. Обе фотокарточки с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Лаврушинский переулок. На фасаде читается надпись: Пріютъ для вдовъ и сиротъ русскихъ художниковъ имени П.М. Третьякова
Вдовий дом был заложен в 1910 году на участке, принадлежащем Павлу Михайловичу Третьякову. Проектировал Николай Сильвестрович Курдюков. Неорусский стиль, популярный в те годы. Завершено строительство в 1912-м.
Третьяков завещал 150 тысяч рублей на возведение и эндаумент, проценты с которого помогали содержать приют. Здесь было 16 квартир с общими кухнями. Вдовы и дети русских художников проживали бесплатно. Дочери до замужества, юноши до совершеннолетия. Преимущественное право на жильё имели семьи тех, чьи работы выставлены или хранились в галерее Третьяковых.
В годы советской власти приют был закрыт. Но его обитатели продолжали жить здесь. В 1931-м дом был надстроен на два этажа трестом «Моснадстрой». Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Вдовий дом был заложен в 1910 году на участке, принадлежащем Павлу Михайловичу Третьякову. Проектировал Николай Сильвестрович Курдюков. Неорусский стиль, популярный в те годы. Завершено строительство в 1912-м.
Третьяков завещал 150 тысяч рублей на возведение и эндаумент, проценты с которого помогали содержать приют. Здесь было 16 квартир с общими кухнями. Вдовы и дети русских художников проживали бесплатно. Дочери до замужества, юноши до совершеннолетия. Преимущественное право на жильё имели семьи тех, чьи работы выставлены или хранились в галерее Третьяковых.
В годы советской власти приют был закрыт. Но его обитатели продолжали жить здесь. В 1931-м дом был надстроен на два этажа трестом «Моснадстрой». Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Трубная площадь. Чёрно-белая фотография из журнала «Московскiй листокъ» за 9 декабря 1901 года. Перед вами трёхэтажный дом купчихи Кононовой с надписью «Мануфактурный магазинъ Чернятина». До Чернятина, который торговал на Трубе стройматериалами, тут был известный трактир «Крымъ». При Брежневе дом был снесен. На этом месте построен Дом политпросвещения Московского горкома КПСС, но его тоже снесли в нулевые.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 121 год. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 121 год. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
3-я Сокольническая улица. 1908 год. Двухэтажный корпус. На фасаде икона с лампадой и надпись: Домъ безплатныхъ квартиръ имени Эмиліи Карповны Рахмановой. Дом назвали рогатым из-за двух необычных шпилей. Архитектор Иван Гаврилович Кондратенко.
Он построен в 1907 году на деньги семьи Рахмановых — это очень известная московская купеческая фамилия из старообрядцев, торговавшая хлебом. В доме пятнадцать двухкомнатных и пять однокомнатных квартир. Предназначались они для тех, кто впалъ въ бѣдность либо вслѣдствіе потери мѣста, либо по причинѣ болѣзни или разстройства дѣлъ
В советские годы богадельня была закрыта. Здание перешло на баланс Сокольнического мелькомбината для организации жилья сотрудников. Пришлось надстроить ещё два этажа. Икону убрали, надпись тоже, снесли красивый портик. Наверное, можно было бы восстановить икону в память о Рахмановых. Сейчас здесь КБ Трансмаша. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Он построен в 1907 году на деньги семьи Рахмановых — это очень известная московская купеческая фамилия из старообрядцев, торговавшая хлебом. В доме пятнадцать двухкомнатных и пять однокомнатных квартир. Предназначались они для тех, кто впалъ въ бѣдность либо вслѣдствіе потери мѣста, либо по причинѣ болѣзни или разстройства дѣлъ
В советские годы богадельня была закрыта. Здание перешло на баланс Сокольнического мелькомбината для организации жилья сотрудников. Пришлось надстроить ещё два этажа. Икону убрали, надпись тоже, снесли красивый портик. Наверное, можно было бы восстановить икону в память о Рахмановых. Сейчас здесь КБ Трансмаша. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Петербургское шоссе. Нынешний Ленинградский проспект. Вероятно, 1909 год. Перед вами доходный дом Алексея Акимовича Судакова. Проектировал Адольф Эрнестович Эрихсон.
Судаков начинал мойщиком посуды в трактире. С годами выбился в люди и стал хозяином ресторана «Яръ», самого популярного тогда (при Советской власти ресторан был перестроен в гостиницу «Советская»). В начале XX века многие москвичи с деньгами поняли, что самая доходная инвестиция в Москве — строительство жилья и сдача квартир внаём. О том, что будет революция, знали (предчувствовали), но мало кто мог предположить, что революционный вихрь почти всех лишит имущества.
Эрихсон построил в стиле питерского модерна. К нашему времени дом дошёл изрядно потрёпанным: не уцелели большой стеклянный купол, шпиль, лепнина, а также интерьеры. Он по-прежнему не признан памятником архитектуры. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 113 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Судаков начинал мойщиком посуды в трактире. С годами выбился в люди и стал хозяином ресторана «Яръ», самого популярного тогда (при Советской власти ресторан был перестроен в гостиницу «Советская»). В начале XX века многие москвичи с деньгами поняли, что самая доходная инвестиция в Москве — строительство жилья и сдача квартир внаём. О том, что будет революция, знали (предчувствовали), но мало кто мог предположить, что революционный вихрь почти всех лишит имущества.
Эрихсон построил в стиле питерского модерна. К нашему времени дом дошёл изрядно потрёпанным: не уцелели большой стеклянный купол, шпиль, лепнина, а также интерьеры. Он по-прежнему не признан памятником архитектуры. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 113 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Пятницкая. 1914 год. Удивительно, что сейчас для автомобильного движения выделена ровно та часть дороги, что век назад предназначалась для трамвая. Он появился на Пятницкой в 1909 году, а в 1963-м движение трамваев здесь было убрано.
Жёлтый дом на современной фотокарточке — новодел главного дома усадьбы купцов Самгиных (она видна на чёрно-белом снимке). Постройка была в реестре памятников истории и архитектуры. В 1997 году под видом реконструкции историческое здание было снесено. На месте была построена отдалённо похожая копия. Геометка.
В доме Самгиных жил до революции Яков Александрович Протазанов, русский кинорежиссёр, один из пионеров отечественного кинематографа. Он снял десятки фильмов до 1917 года и не меньше при Советской власти.
Вдали справа на старинной фотокарточке видна колокольня церкви Параскевы Пятницы.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 108 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Жёлтый дом на современной фотокарточке — новодел главного дома усадьбы купцов Самгиных (она видна на чёрно-белом снимке). Постройка была в реестре памятников истории и архитектуры. В 1997 году под видом реконструкции историческое здание было снесено. На месте была построена отдалённо похожая копия. Геометка.
В доме Самгиных жил до революции Яков Александрович Протазанов, русский кинорежиссёр, один из пионеров отечественного кинематографа. Он снял десятки фильмов до 1917 года и не меньше при Советской власти.
Вдали справа на старинной фотокарточке видна колокольня церкви Параскевы Пятницы.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 108 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Лужниковский переулок (ныне Вишняковский). 1910-е годы. Наверное, это классический пейзаж старой Москвы. Сад, усадьба с колоннами (купеческий или дворянский дом); рядом старенькая церквушка. От того пейзажа здесь остался Троицкий храм в Вишняках. Он хорошо виден на двух фотографиях слева. Храм стал ориентиром, по которому была вычислена старая точка съёмки.
Перед вами дом семьи Третьяковых, известных в России производителей тканей. Сразу отметим, что отношения к известным братьям Третьяковым эта семья не имеет. У наших Третьяковых была фабрика в деревне Скрылья Серпуховского уезда и бумаго-ткацкая фабрика в имении Горенки Московского уезда.
Дом в Лужниковском возведён в 1810-е годы на основе старинных каменных палат. Третьяковым принадлежало несколько домов на Пятницкой. Скорее всего, этот был разрушен в 1920-е или 1930-е годы. Ныне здесь двор жилого дома № 27 по Вишняковскому переулку.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Перед вами дом семьи Третьяковых, известных в России производителей тканей. Сразу отметим, что отношения к известным братьям Третьяковым эта семья не имеет. У наших Третьяковых была фабрика в деревне Скрылья Серпуховского уезда и бумаго-ткацкая фабрика в имении Горенки Московского уезда.
Дом в Лужниковском возведён в 1810-е годы на основе старинных каменных палат. Третьяковым принадлежало несколько домов на Пятницкой. Скорее всего, этот был разрушен в 1920-е или 1930-е годы. Ныне здесь двор жилого дома № 27 по Вишняковскому переулку.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Богословский переулок (ныне Петровский). 1901 год. Переулок назывался так по церкви Григория Богослова. Храм виден на дальнем плане старинной фотографии. К сожалению, он был разрушен в 1930-е годы.
По центру двух снимков театр Фёдора Адамовича Корша. Здание в неорусском стиле возведено в 1880-х по проекту Михаила Николаевича Чичагова. Деньги и земельный участок подарил Коршу Александр Алексеевич Бахрушин — большой поклонник театра.
30 августа 1885 года театр открылся первой постановкой. Корш придумал «утренники» — утренний спектакль, где можно было посмотреть постановку за небольшую цену.
После революции это уже Третий театр РСФСР, затем «Комедия (бывший Корш)», последнее название — Московский драматический театр. Сейчас здесь Театр наций. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
По центру двух снимков театр Фёдора Адамовича Корша. Здание в неорусском стиле возведено в 1880-х по проекту Михаила Николаевича Чичагова. Деньги и земельный участок подарил Коршу Александр Алексеевич Бахрушин — большой поклонник театра.
30 августа 1885 года театр открылся первой постановкой. Корш придумал «утренники» — утренний спектакль, где можно было посмотреть постановку за небольшую цену.
После революции это уже Третий театр РСФСР, затем «Комедия (бывший Корш)», последнее название — Московский драматический театр. Сейчас здесь Театр наций. Геометка.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Советские мозаики, росписи и рельефы… В их темах отражена история нашей страны. Это далеко не всегда идеология, которую государство пыталось донести до граждан, но и яркие отражения эпохи и просто красивые творения профессиональных художников.
Авторский канал MONUMENT исследователя Александра Зиновьева знакомит вас с лучшими образцами художественных работ в архитектуре и их авторами. Эксклюзивные фотографии мозаик и их история, видеоинтервью с советскими художниками и репортажи с выставок современных монументалистов — подпишитесь, будет интересно!
@monumentalno
Авторский канал MONUMENT исследователя Александра Зиновьева знакомит вас с лучшими образцами художественных работ в архитектуре и их авторами. Эксклюзивные фотографии мозаик и их история, видеоинтервью с советскими художниками и репортажи с выставок современных монументалистов — подпишитесь, будет интересно!
@monumentalno
Забытый московский топоним: Моисеевская площадь. Ныне перекрëсток Тверской и Охотного Ряда. Чёрно-белая фотография сделана в 1914 году. Нижний снимок — 108 лет спустя.
Справа — чугунная часовня Александра Невского, возведëнная Дмитрием Николаевичем Чичаговым в 1880-х годах в память о победе русской армии в войне с османами. В 1922 году часовня была снесена. В 1990-е её хотели восстановить Лужков и Церетели, но не случилось.
На втором плане стариной фотокарточки храм Параскевы Пятницы. В 1928 году он был снесён из-за строительства корпуса Совета труда и обороны, где сейчас восседает Госдума. Также была снесена гостиница «Международная» в бывшем доходном доме Михаила Герасимовича Комиссарова — известного театрала, издателя московской газеты «Народное дело».
О том, что обе фотографии сделаны с одной точки, напоминает лишь фасад гостиницы «Националь» слева на двух снимках. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Справа — чугунная часовня Александра Невского, возведëнная Дмитрием Николаевичем Чичаговым в 1880-х годах в память о победе русской армии в войне с османами. В 1922 году часовня была снесена. В 1990-е её хотели восстановить Лужков и Церетели, но не случилось.
На втором плане стариной фотокарточки храм Параскевы Пятницы. В 1928 году он был снесён из-за строительства корпуса Совета труда и обороны, где сейчас восседает Госдума. Также была снесена гостиница «Международная» в бывшем доходном доме Михаила Герасимовича Комиссарова — известного театрала, издателя московской газеты «Народное дело».
О том, что обе фотографии сделаны с одной точки, напоминает лишь фасад гостиницы «Националь» слева на двух снимках. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Остоженка (в годы Советской власти — Метростроевская). На современной фотографии справа — два доходных дома, принадлежащих Анне Ионовне Кекушевой и Василию Ивановичу Грязнову. Они были возведены в самом начале 1900-х годов. На старинной фотокарточке ещё не построены. Скорее всего, это самый конец XIX века.
Красивый храм с высоким шпилем освящен во имя Воскресения Словущего. В 1925 году, за несколько дней до кончины, здесь служил патриарх Тихон. В 1931 году храм был закрыт, через несколько лет снесен (как были уничтожены все церкви на Остоженке) под предлогом строительства метро. На месте церкви сейчас сквер.
Купола храма Христа Спасителя закрыты элитным ЖК «Остоженка, 11». Но если увеличить нижний снимок, то над крышей еще можно разглядеть крест главного купола.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 или 130 лет.
Москва, было — стало.
Красивый храм с высоким шпилем освящен во имя Воскресения Словущего. В 1925 году, за несколько дней до кончины, здесь служил патриарх Тихон. В 1931 году храм был закрыт, через несколько лет снесен (как были уничтожены все церкви на Остоженке) под предлогом строительства метро. На месте церкви сейчас сквер.
Купола храма Христа Спасителя закрыты элитным ЖК «Остоженка, 11». Но если увеличить нижний снимок, то над крышей еще можно разглядеть крест главного купола.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 или 130 лет.
Москва, было — стало.
Коровий Вал. Конец 1920-х.
В 1914-м на Коровьем Валу был построен самый большой на то время кинотеатр Москвы — на 670 зрителей. Назывался «Великан». В начале 1930-х он был переоборудован и переименован в «Спорт». В первые дни войны, в 1941-м, в здание попала немецкая бомба. На этом месте долгое время был пустырь. Но в 1957 году был возведён новый кинотеатр «Буревестник» по проекту архитектора Жолтовского. Геометка.
Кстати, в конце ноября исполнилось 155 лет со дня рождения замечательного Ивана Владиславовича Жолтовского, непревзойдённого зодчего.
«Буревестник» — типовой проект. Такой же, под именем «Победа», встал в том же 1957 году на Абельмановской улице и на шоссе Энтузиастов под именем «Слава». Строились они и в других городах СССР, например в Череповце.
В 1991 году «Буревестник» был передан мэрией Александру Градскому для музыкального театра. Теперь здесь «Градский Холл».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 90 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
В 1914-м на Коровьем Валу был построен самый большой на то время кинотеатр Москвы — на 670 зрителей. Назывался «Великан». В начале 1930-х он был переоборудован и переименован в «Спорт». В первые дни войны, в 1941-м, в здание попала немецкая бомба. На этом месте долгое время был пустырь. Но в 1957 году был возведён новый кинотеатр «Буревестник» по проекту архитектора Жолтовского. Геометка.
Кстати, в конце ноября исполнилось 155 лет со дня рождения замечательного Ивана Владиславовича Жолтовского, непревзойдённого зодчего.
«Буревестник» — типовой проект. Такой же, под именем «Победа», встал в том же 1957 году на Абельмановской улице и на шоссе Энтузиастов под именем «Слава». Строились они и в других городах СССР, например в Череповце.
В 1991 году «Буревестник» был передан мэрией Александру Градскому для музыкального театра. Теперь здесь «Градский Холл».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 90 лет. Снимал наш автор Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Зарядье. Максимовский (он же Малый Знаменский) переулок. 1940-й или 1941 год. От прежней жизни и от переулка сохранилась лишь колокольня Знаменского монастыря. Дома, что на старинном снимке, находились во владении монастыря. В годы Советской власти здесь было коммунальное жильё.
Максимовский переулок круто поднимался к Гостиному двору, а спускался к Елецкому (он же Большой Знаменский). Ныне рельеф безнадёжно сглажен, а спуститься с Варварки на Зарядье можно разве что по лестнице. Когда-то с наступлением зимы снег здесь не убирали, и местные дети катались по переулку как с горки: кто на чём.
В начале 1960-х здесь начали возводить самую большую гостиницу в Европе — «Россия». В середине 2000-х она была снесена. Теперь на месте старинных переулочков Зарядья одноимённый парк. Мы сюда ещё вернёмся.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Максимовский переулок круто поднимался к Гостиному двору, а спускался к Елецкому (он же Большой Знаменский). Ныне рельеф безнадёжно сглажен, а спуститься с Варварки на Зарядье можно разве что по лестнице. Когда-то с наступлением зимы снег здесь не убирали, и местные дети катались по переулку как с горки: кто на чём.
В начале 1960-х здесь начали возводить самую большую гостиницу в Европе — «Россия». В середине 2000-х она была снесена. Теперь на месте старинных переулочков Зарядья одноимённый парк. Мы сюда ещё вернёмся.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Посмотрите, какой прекрасный вид на Кремль и Лаврушинский переулок открывался из окон Демидовского дворца. Чёрно-белая фотография сделана в 1860-е годы. Спустя 160 лет на современном снимке угадываются лишь знаменитые демидовские ворота дворца да Большой Кремлёвский дворец на дальнем плане.
Большую часть панорамы заграждает Писательский дом — тоже памятник своей эпохе. Первая очередь дома была сдана в 1937 году. Вторая — уже после войны. Писательский закрыл вид на храм Воскресения в Кадашах.
Редакция канала «Москва. Было — стало» выражает благодарность коллективу Научной педагогической библиотеки имени Ушинского за помощь в организации съёмок.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Большую часть панорамы заграждает Писательский дом — тоже памятник своей эпохе. Первая очередь дома была сдана в 1937 году. Вторая — уже после войны. Писательский закрыл вид на храм Воскресения в Кадашах.
Редакция канала «Москва. Было — стало» выражает благодарность коллективу Научной педагогической библиотеки имени Ушинского за помощь в организации съёмок.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Пречистенка (в 1921-м была переименована в улицу Кропоткинскую). Начало 1930-х годов.
Дом с куполом на углу Гоголевского бульвара известен тем, что в 1865 году здесь жил квартирантом великий русский живописец Иван Николаевич Крамской. Он расписывал купол строящегося храма Христа Спасителя и жильё выбрал неподалёку от места работы. Геометка.
Соседний одноэтажный домик с мезонином — это лавка. Здесь торговали чаем, если не ошибаюсь. Постройка находилась во владении храма Сошествия Святого Духа. Бывшая лавка была снесена в середине 1990-х.
Храм Сошествия Святого Духа виден на чёрно-белой фотографии справа. В 1931 году он был закрыт и ждал сноса из-за строительства станции метро «Дворец Советов»: кресты сброшены, купола снесены. Дворец Советов так и не был построен. Станция со временем стала «Кропоткинской».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет.
Москва, было — стало.
Дом с куполом на углу Гоголевского бульвара известен тем, что в 1865 году здесь жил квартирантом великий русский живописец Иван Николаевич Крамской. Он расписывал купол строящегося храма Христа Спасителя и жильё выбрал неподалёку от места работы. Геометка.
Соседний одноэтажный домик с мезонином — это лавка. Здесь торговали чаем, если не ошибаюсь. Постройка находилась во владении храма Сошествия Святого Духа. Бывшая лавка была снесена в середине 1990-х.
Храм Сошествия Святого Духа виден на чёрно-белой фотографии справа. В 1931 году он был закрыт и ждал сноса из-за строительства станции метро «Дворец Советов»: кресты сброшены, купола снесены. Дворец Советов так и не был построен. Станция со временем стала «Кропоткинской».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет.
Москва, было — стало.
Раушская набережная. 1912 год. Дом Петра Петровича Боткина. Если увеличить старинную фотокарточку, то над кровлей можно увидеть вывеску: Т-во чайной торговли. Компания «Петра Боткина Сыновья» была одной из крупнейших в Империи по торговле чаем, кофе и сахаром. Семейство Боткиных оставило след в русской истории, и не только в торговле. Брат Петра Петровича — Сергей Петрович был известным врачом. В медицине есть термин «болезнь Боткина».
В основе дома лежат очень старые постройки. Одно время домом владел князь Александр Григорьевич Щербатов. Здание часто перестраивалось. Нынешний облик ему придал архитектор Михаил Николаевич Чичагов. В 1930-е годы дом был надстроен четвёртым этажом.
Компания Боткина обанкротилась относительно незадолго до революции. В советские годы здесь было управление городского трамвая. Теперь — Мосгортранс. Геометка.
Рядом колокольня храма Святителя Николая.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Снимал наш автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
В основе дома лежат очень старые постройки. Одно время домом владел князь Александр Григорьевич Щербатов. Здание часто перестраивалось. Нынешний облик ему придал архитектор Михаил Николаевич Чичагов. В 1930-е годы дом был надстроен четвёртым этажом.
Компания Боткина обанкротилась относительно незадолго до революции. В советские годы здесь было управление городского трамвая. Теперь — Мосгортранс. Геометка.
Рядом колокольня храма Святителя Николая.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Снимал наш автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Земляной вал. Электротеатр «Вулканъ». 1916 год.
Театральная жизнь на Таганке возникла довольно давно. Здание возведено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха. Здесь крутили немое кино, выступали, читали лекции. Вот одно из объявлений:
Билеты на лекцію д-ра Грановскаго по алкоголизму, имѣющую быть 15 декабря, въ 10 ч. утра, въ электротеатрѣ Вулканъ (Таганка), можно получать въ бюро об-ва ежедневно вечеромъ. Цѣна билета 10 коп.
После революции и национализации здесь Рогожско-Симоновский театр и студия Вахтангова. С 1922 года — филиал Малого театра. Затем здание передано было на баланс Театру на Таганке и остаётся частью этого знаменитого театра по сей день.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 106 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Театральная жизнь на Таганке возникла довольно давно. Здание возведено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха. Здесь крутили немое кино, выступали, читали лекции. Вот одно из объявлений:
Билеты на лекцію д-ра Грановскаго по алкоголизму, имѣющую быть 15 декабря, въ 10 ч. утра, въ электротеатрѣ Вулканъ (Таганка), можно получать въ бюро об-ва ежедневно вечеромъ. Цѣна билета 10 коп.
После революции и национализации здесь Рогожско-Симоновский театр и студия Вахтангова. С 1922 года — филиал Малого театра. Затем здание передано было на баланс Театру на Таганке и остаётся частью этого знаменитого театра по сей день.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 106 лет. Снимал наш постоянный автор и фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Водонапорная башня станции Угрешская Московской окружной железной дороги. Кто служил и призывался из Москвы, хорошо помнит её. Башня выходит на плац Московского городского сборного пункта.
Движение по окружной было открыто летом 1908 года. Это была одна из современных и благоустроенных железных дорог России. Станция Угрешская включала в себя казармы, столовую, туалеты, больничный пункт и водонапорную башню. Геометка.
Все постройки МОЖД выполнены в одном стиле. Ими занимался прекрасный архитектор Александр Никанорович Померанцев с командой инженеров. Обязательно посмотрите на другие станции и постройки МОЖД:
Остановочный пункт Потылиха
Жилой дом на станции Угрешская
станция Канатчиково
станция Черкизово
Станция Воробьёвы горы
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 75 лет. Снимал наш постоянный фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.
Движение по окружной было открыто летом 1908 года. Это была одна из современных и благоустроенных железных дорог России. Станция Угрешская включала в себя казармы, столовую, туалеты, больничный пункт и водонапорную башню. Геометка.
Все постройки МОЖД выполнены в одном стиле. Ими занимался прекрасный архитектор Александр Никанорович Померанцев с командой инженеров. Обязательно посмотрите на другие станции и постройки МОЖД:
Остановочный пункт Потылиха
Жилой дом на станции Угрешская
станция Канатчиково
станция Черкизово
Станция Воробьёвы горы
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 75 лет. Снимал наш постоянный фотограф Владимир Иваний
Москва, было — стало.