Костромской ДуховникЪ
1.74K subscribers
1.66K photos
237 videos
15 files
296 links
Канал посвящён костромским церковно-научным вопросам, а также актуальным темам религиозного характера

Связь: @duhovnik44_bot
加入频道
Маршал Василевский — церковнослужитель

Такой вывод можно сделать на основании обнаруженного архивного документа, в котором указано, что в 1914 г. выпускник Костромской семинарии и будущий Маршал Советского Союза был посвящён в церковную степень чтеца.

Обряд состоялся в ныне восстановленном Богоявленском соборе Костромского кремля в День ангела будущего военачальника на праздник св. кн. Александра Невского (23.11 по ст.ст.)

Согласно каноническому праву, после посвящения Александр перестал быть мирянином и стал кли́риком (служителем) Церкви. По понятным причинам в советское время он скрывал этот факт даже от близких.

Подробнее в статье ректора КоДС священника Георгия Андрианова, опубликованной в "Ипатьевском вестнике" №1 за 2023 г. : https://cyberleninka.ru/article/n/marshal-a-m-vasilevskiy-posvyaschenie-v-stihar-novyy-arhivnyy-dokument-k-biografii-voennonachalnika/viewer
__________
Фото: Бюст маршала А.М. Василевского на фоне Костромского кремля, где состоялось посвящение #кодс_василевский #кодс_кремль
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Изготовление свечей в Ипатьевском монастыре

Сегодня семинаристы посетили Свечной цех Ипатьевского монастыря. Мастерская небольшая и обеспечивает только богослужебные потребности обители. Каждый смог принять участие в изготовлении партии свечей из настоящего воска. Ароматно-медовые свечи, которые ещё долго держали тепло, раздали присутствующим на память.

Визит в монастырь продолжился посещением Свечного корпуса обители, где раньше размещалось крупное церковное производство. Теперь здесь выставочные музейные залы с потрясающей коллекцией икон и утвари, в основном костромских мастеров.

Большая благодарность казначею монастыря, преподавателю КоДС иеромонаху Никону за помощь в организации мероприятия #кодс_учёба
Костромская икона Благовещения Пресвятой Богородицы из собрания музея Ипатьевского монастыря.

Круг иконописца Гурия Никитина Кинешемцева. Кострома. 17 век. Дерево, темпера. Происходит из костромской церкви Воскресения-на-Дебре #кодс_арт
Костромская икона "Воскрешение Лазаря" из собрания музея Ипатьевского монастыря.

г.Галич Костромской области. 1723 год.
Дерево, темпера.
Происходит из Ильинской церкви погоста Прудовка Галичского района Костромской области #кодс_святцы #кодс_арт
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
День рождения костромской Снегурочки

"Гостей сказочных приедет очень, очень, очень много. И Тол Бабай из Удмуртии, и Кикимора Вятская из Кирова, и Баба Яга из Кукобоя, и Мороз-Добродеевич из Ленинградской области, и Василиса Премудрая из Иваново. И, конечно, главный морозный волшебник страны — Дедушка Мороз [из Великого Устюга]"
_______
Проект "Кострома — Родина Снегурочки" начался в 2004 году. Аналогичные проекты по сказочным персонажам существуют в разных регионах России #кодс_регион
Знаки Страстей Христовых

Символы, связанные со страданиями Господа, часто изображаются на церковных предметах. Определить их, как показывает практика, может даже далеко не каждый.

Поэтому в качестве образца рассмотрим напрестольный крест из Костромского кафедрального собора, который выносится из ризницы на Великий пост.

Здесь изображены: хитон (одежда) Христа, о котором метался жребий в виде игральных костей (Ин 19, 23-24); копьё, которым пронзили Спасителя; 30 серебрянников; бич и столб бичевания — знаки избиения Спасителя до распятия; молоток и гвозди палачей; рука заушающая как символ ударов по лицу Христа; трость с о́цетом (уксусом) — когда один из воинов "взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить" (Мф 27, 45); меч апостола Петра, которым он пытался защитить Учителя, а также Петух — символ Петрова предательства (птица пропела, когда он трижды отрёкся от Спасителя) #кодс_арт
Моление о чаше. 1784 год

Дерево, темпера, резьба, золочение

Собрание музея Ипатьевского монастыря. Происходит из Преображенской церкви погоста Попково Галичского района Костромской области #кодс_арт
Ввёл Юрия Гагарина в православие — формулировка выговора по партийной линии за организацию поездки в Троице-Сергиеву Лавру

Весной 1964 года (после 30-летия Юрия Гагарина) его коллега Валентин Петров предложил съездить в Лавру. Офицеры посетили ЦАК (церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии), пообщались с духовенством. Это произвело на лётчиков большое впечатление.

Позднее В. Петров вспоминал: "Когда мы возвращались в тот раз из Лавры, на нас такое впечатление произвело всё увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: "Валентин, вдумайся в слова: "иже еси на небеси"". Я распахнул глаза: "Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!" Он говорит: "А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь"... [За поездку] я получил выговор по партийной линии за то, что "ввёл Юрия Гагарина в православие", и теперь этим очень горжусь
______
Из интервью доцента Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковника В.Петрова "Интерфакс-религия" в 2006г. #кодс_персона
Кустоди́я — интересное слово, которым заканчивается чтение 12 Страстных Евангелий на славянском языке: "Они же ше́дше утверди́ша гроб, зна́менавше ка́мень с кустоди́ею" (Мф 27, 66).

Первосвященники и фарисеи, несмотря на субботний запрет, пришли к месту погребения Христа, проверили состояние надгробного камня, опечатали захоронение и установили стражу (кустоди́ю).

Этот поступок, совершённый в состоянии необычайной злобы, послужил к славе Божией. Они сами ещё раз убедились в телесной смерти Спасителя и окончательно убедили в этом всех. Поэтому все их дальнейшие попытки противостоять вести о Воскресении Спасителя выглядили нелепо и только укрепляли веру во Христа
_____
Печать на Гробе Господнем в представлении солигаличского иконописца. Фрагмент иконы 1813 года. Происходит из церкви Ризоположения с.Озерки Чухломского района Костромской области. Из собрания музея Ипатьевского монастыря #кодс_святцы
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Видеозарисовка к пророчеству о костях (книга пророка Иезекииля, гл. 37, ст. 1-14), которое читается на утрене Великой Субботы

"... И когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои..." (ст.7-10).

Нравственный смысл этой величественной картины — возрождение человека от умертвляющей греховной жизни через духовное воскресение по призыву Божьему #кодс_арт
Особенностью привычной иконы Воскресения Христова является сюжет Сошествия во ад

Спаситель изображается на ней, как правило, дважды: Воскресающим и Сходящим во ад. Кажется, что это традиционный приём. Но только в 16 веке эти два разных сюжета были объединены в одну икону. Позднее, примерно в 18 веке, фигура Христа стала располагаться дважды по центральной вертикали.

Такую композицию искусствоведы объясняют западным влиянием, где эти сюжеты имели своё обоснование, но были творчески восприняты в православной иконописи.

Христос торжественно выходит из гроба (центральная часть иконы). Ниже Он изображён сходящим во ад. Из пасти преисподней (левый нижний угол) Он за руку выводит людей. В правом верхнем углу иконы видны Илья и Енох, которые встречают первого вошедшего в Рай — Благоразумного разбойника.

Подобные иконы в науке имеют двойное название "Воскресение Христово — Сошествие во ад", что представляется более точным.
_
Костромская икона 18 века из собрания музея Ипатьевского монастыря #кодс_арт
Христос воскресе!
Воистину воскресе!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Разговляемся аккуратно)

— Ну, а ты, что вся в каше ухомызгалась?
— Подумаешь, разговелась немножко!

квн-2008 #кодс_забава
Продолжение фильма "Страсти Христовы" будет посвящено Воскресению Христа

Что известно на данный момент?

Режиссёр первой части Мэл Гибсон ранее сообщал, что временные рамки фильма охватят период с трёх часов дня Страстной пятницы до Пасхального воскресенья. В нём будут шаг за шагом описываться события в нашем мире и духовном измерении. В частности, Гибсон планирует показать сошествие Христа во ад и победу над диаволом.

Существует несколько вариантов сценария, который режиссёр разработал вместе с Рэндаллом Уоллесом, сценаристом фильма "Храброе сердце" (1995).

Через двадцать лет роль Иисуса Христа сыграет тот же актёр (Джим Кэвизел), что и первой части 2004 года. В сиквеле также задействованы другие артисты из первого фильма. Съёмки в основном пройдут в Италии.

Ждём более подробной информации о проекте.
_______
Картинка: Постер фильма на киносайте IMBd, согласно которому фильм получил название: "Страсти Христовы: Воскресение" #кодс_арт
Ангел со свитком "Жатву и весну ты создал еси я" (цсл текст Пс 73, 17) из Пермского музея деревянной скульптуры #кодс_арт
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Атеист и религиовед Константин Михайлов доступно рассказал о признании в науке историчности Христа
Атеист и религиовед Константин Михайлов доступно рассказал о признании в науке историчности Христа

— Абсолютный научный мейнстрим: 99% исследователей считают, что это историческая личность. Это не значит, что они считают, что Он Сын Божий. Но то, что это был реальный человек, который жил в начале первого века нашей эры — практически все сходятся сейчас.

— Какие доказательства, что Он был реально?

— Я скажу вам так. У нас существует большое количество исторических источников, которые сообщают о Нём. На самом деле, для человека античности, для человека первого века у нас об Иисусе чрезвычайно много информации. Мы о многих исторических личностях этой эпохи знаем гораздо меньше, чем о Нём. Но при этом совершенно не сомневаемся в их историчности.

Про многих римских императоров у нас информации на порядок меньше, но все считают их реальными историческими личностями. Не говоря уже о Пифагоре. Вообще подлинной информации о Пифагоре нет почти совсем, но мы уверены, что он был на самом деле. Про Иисуса у нас есть комплекс христианских источников. Очень интересных, в том числе немножко расходящихся друг с другом, спорящих. И это для нас важно. У нас есть кое-какие иудейские и римские источники, которые подтверждают существование раннехристианской общины на уровне второй половины первого века вскоре после Иисуса.

То есть в принципе у нас довольно много данных на самом деле. Разумеется, тонкие детали биографии Иисуса мы не можем восстановить. Есть масса белых пятен, есть очень много спорных моментов. Но, скажем, больших оснований сомневаться в Его историчности как таковой у нас вообщем-то нет. Источники говорят, что Он был. Нет в данном случае особенных причин ставить их под вопрос #кодс_факт
Ленин стреляет из нагана по Церковному Кораблю — фрагмент иконы "Таинственный образ Святой нашей Церкви".

Считается, что оригинал икон такого типа — это фреска, возможно, 18 века в болгарском монастыре Зограф на Афоне. Но на самом деле сюжет "Церковного Ковчега, атакуемого врагами" берёт начало в западной традиции ещё в 15 в. Наибольшее распространение — период Реформации, когда его одновременно использовали католики и протестанты. На Руси он появляется в 17 веке у старообрядцев.

В 2006 г. Ленин возникает на иконе, написанной в раскольнической юрисдикции — Подлинной Православной Церкви в Америке (GOCA).

Иконописный сюжет "Атакуемой Церкви-Ковчега" широко известен, хотя не укоренился в нашей традиции. Главный мотив его понятен: борьба против Истины. Появление Ленина на таких иконах было вопросом времени, т.к. личное богоборчество "вождя мировой революции" и преступления его последователей стали беспрецедентными #кодс_арт