Crossroads | Астер на перекрёстке
215 subscribers
1.41K photos
24 videos
267 links
Истории и арты
Для связи:
https://yangx.top/AsterTr
加入频道
В затылок бьёт тишина – огромная, без неба, без горизонта, везде.
Что-то значит, только не вспомнить, что.
Зеру пытается удержать шаг, двигаться быстрее, но рыхлая земля тянет во тьму.
Похожее было когда-то.
Обложка к рассказу Анастасии Елагиной "Безумец". Почитать его можно здесь:
https://author.today/work/216632
Crossroads | Астер на перекрёстке pinned «https://author.today/work/247605 В общем, это был анонс в связи с тем, что я решил опубликовать что-нибудь на АТ. Заходите почитать)) #рассказ»
«Красная тетрадь», Дария Беляева

С творчеством Дарии Беляевой я знаком довольно давно, и считаю, что её тексты – одни из самых интересных в современной российской прозе, а уж в фантастике – тем более. Чаще всего такие характеристики, как «прекрасный язык», «яркие герои» или там «умопомрачительный фантдоп» звучат слишком обобщённо и не дают представления о тексте. Но в книгах Дарии (по крайней мере, в тех, что мне довелось прочесть) действительно есть все перечисленные достоинства, плюс очень характерный, необычный авторский взгляд, непредсказуемость, самобытность.

Возможно, из-за предыдущего опыта я приступал к «Красной тетради» с несколько завышенными ожиданиями, и в итоге она не произвела столь яркого впечатления, как могла бы. А может, дело в чём-то ещё – попробую разобраться.

В прочтённом недавно «Библиотекаре» описан феномен воздействия «Книги Памяти» – она способна вызвать у человека ностальгию по поддельному, но очень светлому и трогательному прошлому, такому, что помогает смотреть в будущее, жить и бороться. «Красная тетрадь» по ощущениям пытается добиться схожего эффекта: история лишь маскируется под фантастику, на деле предлагая ворох щемящих воспоминаний о каникулах на море и о стране, что больше не существует. При этом собрано это прошлое из достаточно обобщённых деталей: песни, лозунги, собака Найда, щербет, столовая в пансионате… С одной стороны, сами моменты этого лета, изменившего судьбы героев, подобраны так, что читать интересно несмотря на то, что сюжет большую часть времени описывает обычную пионерскую повседневность. Как показывает пример некоторых других пионерских книг, этого добиться не так-то просто! С другой стороны, на мой взгляд, получилось так, что фантастический элемент не позволяет сделать «реалистичную» часть достаточно живой, фактурной и настоящей, а реальность, в свою очередь, не даёт раскрыться фантастике.

Фантастика в «Красной тетради» меня, если честно, расстроила. Мир за пределами копирующей СССР Авроры очень схематичен. Никакого особенного боди-хоррора я в книге не обнаружил, все особенности, которые возникают в результате экспериментов (вроде той же эмпатии и регенерации) работают очень уж избирательно, по сюжетной необходимости. Можно сказать, и вполне справедливо, что фантастика здесь – лишь метафора, и книга не об этом.
Но о чём же она тогда?
Вот это самый, наверное, сложный и даже скользкий момент.

Происходящее с героями и отношение к жителям Авроры, честно говоря, ужасно. Система, которая вот так обращается с людьми, глубоко аморальна и цинична. Но почему-то мир, выстроенный этой системой, показан в основном радостным, справедливым и светлым, тёмные его пятна мелькают лишь изредка, почти за гранью восприятия. А в финале весь фокус смещается на больного ребёнка, именно его делая главным злодеем – при том, что без всех предыдущих событий и экспериментов трагедии, вероятно, не произошло бы. Это мне совершенно не понравилось и именно это стало причиной не самой высокой оценки.

Что мне понравилось, это то, что книга очень увлекательная – повторюсь, рассказывая о повседневности пионеров добиться этого очень непросто. Многие сюжетные ходы легко просчитываются, но читать всё равно интересно. Я не особенно оценил стилистический эксперимент с речью Арлена, временами это было мучительно (и авторские объяснения, что, дескать, так проявляются связи между людьми, меня не утешили)), но зато в целом сама концепция тетради получилась очень живой и классной. Герои тоже здоровские, разве что Борис, ну, то есть, Боря, очень уж очевидный любимчик автора и это местами мешает.
Очень, очень понравился Максим Сергеевич. Его сказки просто потрясающие и показались мне одними из самых живых моментов книги.

В целом, книга получилась неординарной и почитать её стоило. Может быть, это тот случай, когда нужно расценивать вещь не как фантастику или так постмодерн, а как внежанровое произведение, живущее по собственным законам.
#книги23
Возвращаемся к персонажам «Предвестников Мельтиара»
Я рассказала о тех, кто окружает Арцу, а теперь поговорим о тех, кто рядом с Эли.
И первой, конечно же, будет Нима. Эли часто повторяет: «Нима мне как сестра». Он знает ее с ранних лет, они вместе выросли в Роще, у них один учитель. Именно Ниме Эли доверил свою самую сокровенную тайну.
Но Эли ушел из Рощи, а Нима там осталась. Ей чужды мысли о войне, она не хочет сражаться и не стремится овладеть разрушительной магией. Нима любит мирное волшебство и видит в людях лучшее.

В качестве иллюстрации – портрет Нимы и Роща, оба арта нарисовал А. Кластер.
Ещё один арт для поста про квартал отверженных, который я когда-нибудь да сделаю))
#За_солнцем
В последнее время часто вспоминаю этот разговор из "Источника" (ещё одна книга, о которой хочу как-нибудь рассказать). И тут вижу его на одном из каналов. Удивительное дело. Я, правда, вспоминаю немного другую цитату, которую, наверное, размещу ниже.
Несколько лет назад, когда у меня был "период мании", то есть энергии и желания что-то делать было много - я прочитал книгу "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд. И это одна из трёх книг, которая меня впечатлила и стала фундаментом моего мировоззрения.

Теперь я решил прочесть ещё одну её большую книгу, но уже в "период депрессии". "Источник" пока что выглядит очень похоже на Атланта, всё та же философия рационального индивидуализма:

"— Вы хотите сказать, что всерьёз думаете строить таким образом, когда станете архитектором — если, конечно, станете?
— Да.
— Мой дорогой друг, кто вам позволит?
— Это не главное. Главное — кто меня остановит?
— Послушайте, это серьёзно. Мне жаль, что я не поговорил с вами подробно и основательно намного раньше… Знаю, знаю, знаю, не перебивайте меня, вы увидели одно-два модернистских здания и вообразили… Но понимаете ли вы, что весь так называемый модерн — преходящий каприз? Вы должны осознать и принять — и это подтверждено всеми авторитетами, — что всё прекрасное в архитектуре уже сделано. Каждый стиль прошлого — неисчерпаемый кладезь. Мы можем только брать из великих стилей прошлого. Кто мы такие, чтобы поправлять или дополнять их? Мы можем лишь, преисполняясь почтения, пытаться их повторить."

Говард Рорк в начале книги выглядит как смесь персонажей (из Атланта) Дагни Таггерт и Джона Голта - уже осознаёт свою индивидуальность, но вынужден жить в мире где этому нет места.

Надеюсь, что я не заброшу эту книгу - выглядит пока интересно, хоть и строится сюжет очень похоже на сюжет Атланта.

#литература
"Каждая форма имеет собственный смысл, а каждый человек сам находит для себя смысл, форму и назначение. Почему так важно, что сделали остальные? Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства? Почему истина стала фактом арифметики, точнее, только сложения? Почему все выворачивается и уродуется, лишь бы только соответствовать чему-то другому? Должна быть какая-то причина. Я не знаю и никогда не знал. Я бы хотел понять."
(с)
Немного повседневности в эскизах
#rlife
Новые иллюстрации к "Маяку ветров" - готовы все картинки к первой части книги))
#Маяк_ветров