ку-ку
39.3K subscribers
13.4K photos
564 videos
5 files
2.89K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#вдень

рождения (45-й) главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова желаю ему здоровья, которое ему сейчас пригодится.
И больше архитектурных проектов как арт-объектов в духе его же футуристичного дома-трубы «Русское идеальное» в Никола-Ленивце. Кстати, дом сдают в аренду, что может быть актуально тем, кто собирается на грядущее (уже в эти выходные) «Архстояние» и кто любит #пожитьэстетски

Фотографии Ильи Иванова
#представьтесебе

директор Третьяковки Зельфира Трегулова или ее защитники решили перестраховаться и слить письмо, подписанное ей. Насчёт написанного есть сомнения: коллега из галереи говорит, что текст похож на шаблон, где обычно меняют детали. Что ещё смущает в истории, сшитой белыми нитками:

▪️адресат — глава музейного департамента Минкульта Елена Харламова, занимающая должность без году неделя, при всем к ней уважении, не может реагировать на подобные документы. Просто
не ее уровень ответственности.

▪️поэтому письмо за 8 июля от зама Трегуловой, и.о. директора Рината Шигапова, которое он дополнил пакетом документов на перевозку иконы и отправил на подпись в Минкульт, было на имя первого замминистра Сергея Обрывалина. Он курировал вопрос и подписал документ 13 июля, согласовав (!) запрос галереи, а не приказав выдать памятник.

▪️если бы Трегулова хотела остановить выдачу, писала бы на имя Обрывалина, министра Ольги Любимовой или сразу — Татьяне Голиковой, зампредседателя правительства. Но это, если бы был нужен результат. Когда же нужна отписка, которой потом можно прикрыться, то это другое дело.

▪️ещё письмо имело бы смысл, если бы в нем было сказано: «икона погибнет, я против, требую учесть мнение реставраторов». А в нем что? Бюрократическое излияние, намекающее на риски. Но что главное — в нем перекладывание ответственности на Минкульт и просьба учесть риски в страховке.

▪️естественно, ответа не последовало. Снова напоминаю юридический момент — чиновники не решают выдавать или не выдавать музейные экспонаты. За это отвечают музейщики. Они и собирали пакет доков, который галерея отправила в Минкульт.

▪️вишенка на торте — дата письма. По данным моего источника из галереи, 4 июля Трегулова уже была в отпуске, вероятно, в Италии. Или она оттуда диктовала? Тогда почему же оттуда не остановила Шигапова? (Хотя и.о. без ведома или согласия директора на такое не решился бы.) Что-то не сходится. И при всем желании и умении усидеть на двух стульях — уже не получится
#представьтесебе

доказывая мысль предыдущего поста, публикую письмо за 30 июня от наместника Лавры. В нем он информирует федеральный музей о состоявшемся решении, называя это благословением Патриарха. Согласовать просит только график перемещения. То есть к этому моменту вопрос был как будто решен и оставалось утрясти техдетали. Ещё поэтому письмо за 4 июля от Зельфира Трегуловой читать было как минимум странно.

Мой остроумный собеседник, знающий ситуацию изнутри, подсказал, как мог бы поступить в этом случае «умный и искушённый директор»: «Обратить внимание на последнюю фразу в письме настоятеля Лавры. В ответ пригласить его на заседание научного совета. Там высказались бы специалисты, и он. Протокол посылается в Минкульт и Патриарху, далее — утечка в прессу. Неаргументированная позиция (а она не может быть другой, так как «Троица» не чудотворная, и у РПЦ есть ее освящённые списки и копии) церковника испортила бы церкви всю игру. В худшем варианте: Третьяковка получила бы приказ от правительства — выдать. В ответ могла бы сообщить, что донесёт икону до дверей галереи, далее — ответственность того, кто принимает конкретное решение.

Трегулова, пережидая инцидент в Италии, повела себя как минимум непатриотично. Надо всё- таки окрошку есть вместо ризотто, когда такие дела творятся. А то вернётся из отпуска и попадёт в новую ситуацию — Третьяковка станет филиалом Новодевичьего, а ей придётся постричься в игуменьи»
#вследующейжизни

▪️гонконгский коллекционер и владелец К11 Group Адриан Ченг строит арт-квартал стоимостью $1,4 миллиарда и размером с 50 футбольных полей в китайском Шэньчжэне. Помогают с этим 50 художников и архитекторов, в том числе Рем Колхас, Соу Фудзимото и Дэвид Чипперфильд. Обещают представить первые результаты с музейным комплексом, арт-центром и галереями к 2024 года.

▪️в римских Термах Диоклетиана открылся Музей спасенного искусства, где показывают древности, когда-то незаконно вывезенные из страны и возвращенные на родину. Для дебютной выставки собрали около ста этрусских, древнегреческих и древнеримских памятников.

▪️бюро Ennead Architects и Kahler Slater представили рендеры будущего общественного музея Нью-Милуоки в одноимённом штате Висконсине. Архитектура напоминает морские скалы местного парка Милл-Блафф и ландшафт региона. Музей, посвящённый истории штата, планируют открыть в 2026 году.

Фотографии с сайтов бюро,
из римского музея — NYT
#представьтесебе

директор Третьяковки Зельфира Трегулова вернулась в Россию и показалась на людях. Нет, не в реставрационных мастерских, где после турне в Лавру приходит в себя «Троица», приписываемая Андрею Рублеву. И не в офисе галереи, где вместе с Трегуловой могли собраться для обсуждения инцидента и другой виновник случившегося, а именно ее зам по стройке Ринат Шигапов. Но
у главы галереи, переживающей кризис, есть дела поважнее.

Празднование по случаю 30-летия, как Михаил Пиотровский занял кресло директора «Эрмитажа». Там и возможность была обсудить
с главным музейщиком, что же делать и как решать проблему.
Именно Михаил Борисович, как мне известно от одного из его замов, больше некоторых переживал из-за новости о возможной выдаче икон из музеев в храмы. Она возникла из-за слабости Трегуловой, но все расхлебывать теперь ему. Других героев в таком статусе не имеем.

Забавно, что Пиотровский, по моим сведениям, уважал Трегулову — до последнего момента. Более того, именно ее выделял среди всех музейных директоров. Но, как писала, «прорвало там, где не ждали». И слив в прессу защитного письма случайным образом накануне встречи не помог. Все всё понимают. Ну а что до репутации? Этого института мы в глаза не видали в России. Поэтому чему удивляться и что ждать?! Тем более когда начальство в лице Минкульта, администрации президента, правительства и РПЦ довольно.

Разве что останется обьяснить, почему витрина оказалась не климатической и где денежная разница. Ну это тоже не в первой, уже проходили, опыт имеется.

Фото и видео «Эрмитажа»
#культурныйшок

британские и европейские музейщики страдают на рабочих местах из-за аномальной жары, с которой не справляются техслужбы и системы. Работники получают тепловые удары, падают в обморок и заболевают с последствиями.

Больше всех досталось коллегам из Британского музея, где гигантская стеклянная крыша, мало кондиционеров и старая инфраструктура. Произведения искусства, в составе которых есть клей, руководство там уберегло, а вот о сотрудниках сразу не подумало. В итоге на их защиту пришли профсоюзы. Тут же участились смены, появились дополнительные перерывы, послабления в дресс-коде, бутылки с водой и даже ведра со льдом.

Тем не менее музейщики все равно недовольны. Все потому, что их начальство предупреждали о потенциальных рисках, а оно закрыло на них глаза. Это прежде всего, касается Британского музея, V&A и Лувра. Короче, везде все одинаково (в России только не жара, а дождь, после которого протекают музейные крыши и страдают в том числе экспонаты.): пока петух не клюнет — мужик не перекрестится. А на месте работников V&A я бы пошла в музейный бар-магазин и взяла компенсацию холодным пивом. Чтобы не совсем обидно было.

Фото Гала Джинга для Getty Images