#полноекуку
когда выставку в ММОМА «Тонкие граждане», не проработавшую и дня, закрыли якобы по звонку из Депкультуры. В музее, конечно, говорят, что по техническим причинам. А вот что пишут на сайте:
«Музей предоставил свои залы Высшей школе экономики и Музею «Гараж» для выставочного выпускного дипломного проекта магистерской программы. Проект не подразумевал политического контекста и финансировался за счет частных средств. В течение двух лет студенты готовили выставку, однако в процессе формирования экспозиции в первоначальную концепцию были внесены изменения. В результате в проект оказались привнесены смыслы и заявления с политическим подтекстом, который ММОМА как государственное учреждение, не считает допустимым транслировать на своей площадке. В связи с этим организаторы и участники приняли совместное решение о завершении проекта. Запланированное ими открытие выставки не состоится».
Да уж, извернулись, как могли. Но хорошо, что вообще отреагировали.
Нам все равно уже не привыкать. Такова теперь реальность. No comments. А кто собирался посетить, смотрите репортаж #культурнойСтоляр. Больше всего внимания привлекло участие в проекте художника Игоря Самолёта, который не стеснялся высказывать позицию по понятной ситуации. Но кому уже какое дело?
когда выставку в ММОМА «Тонкие граждане», не проработавшую и дня, закрыли якобы по звонку из Депкультуры. В музее, конечно, говорят, что по техническим причинам. А вот что пишут на сайте:
«Музей предоставил свои залы Высшей школе экономики и Музею «Гараж» для выставочного выпускного дипломного проекта магистерской программы. Проект не подразумевал политического контекста и финансировался за счет частных средств. В течение двух лет студенты готовили выставку, однако в процессе формирования экспозиции в первоначальную концепцию были внесены изменения. В результате в проект оказались привнесены смыслы и заявления с политическим подтекстом, который ММОМА как государственное учреждение, не считает допустимым транслировать на своей площадке. В связи с этим организаторы и участники приняли совместное решение о завершении проекта. Запланированное ими открытие выставки не состоится».
Да уж, извернулись, как могли. Но хорошо, что вообще отреагировали.
Нам все равно уже не привыкать. Такова теперь реальность. No comments. А кто собирался посетить, смотрите репортаж #культурнойСтоляр. Больше всего внимания привлекло участие в проекте художника Игоря Самолёта, который не стеснялся высказывать позицию по понятной ситуации. Но кому уже какое дело?
Сводила друзей и коллег в Дом Мельникова на экскурсию директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой. Это был джекпот. Дом-икона, который поражает формой и содержанием
+ скоро уходит на долгую реставрацию. Елизавета — медиатор, от чьего рассказа с неожиданной драматургией, юмором и острыми деталями как минимум у меня случилось откровение. Компания, состоящая сплошь из симпатичных людей, за которыми вы наверняка следите: Антиглянец, Московская сторожевая, Ксения Соловьева, Евгений Тихонович, ты сегодня такой Пепперштейн, ÖMANKÖ и другие, у кого нет публичных каналов. А чтоб вам не было обидно читать это и грезить о попадании в чудо-дом, устраиваю розыгрыш двух мест на экскурсию туда. Повод солидный — мой канал перевалил за 10 000 подписчиков. Кому-то повезёт оказаться в прекрасном месте с не менее прекрасным гидом. Кому? Узнаем счастливчика в субботу днём
Победитель(-и): рина Разор
+ скоро уходит на долгую реставрацию. Елизавета — медиатор, от чьего рассказа с неожиданной драматургией, юмором и острыми деталями как минимум у меня случилось откровение. Компания, состоящая сплошь из симпатичных людей, за которыми вы наверняка следите: Антиглянец, Московская сторожевая, Ксения Соловьева, Евгений Тихонович, ты сегодня такой Пепперштейн, ÖMANKÖ и другие, у кого нет публичных каналов. А чтоб вам не было обидно читать это и грезить о попадании в чудо-дом, устраиваю розыгрыш двух мест на экскурсию туда. Повод солидный — мой канал перевалил за 10 000 подписчиков. Кому-то повезёт оказаться в прекрасном месте с не менее прекрасным гидом. Кому? Узнаем счастливчика в субботу днём
Победитель(-и): рина Разор
#культурныйшок
сотрудники древнерусского отдела Третьяковской галереи находятся сейчас на рабочем месте и готовят к транспортировке «Троицу», приписываемую Андрею Рублеву, на однодневное богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Теперь речь идёт о менее веском поводе — дне памяти Сергия Радонежского.
Ещё до обеда коллеги из галереи, готовые пойти на увольнения, пытались отстоять икону. Но им дали понять, что приказ пришел «сверху» (какого именно, мне ещё предстоит узнать), и сопротивляться ему бесполезно.
Главная проблема — любые передвижения губительны для иконы, как мне только что пояснили реставраторы. А «саркофаг», который молниеносно смастерили специально для этой перевозки, не гарантирует сохранности.
Первые вопросы, которые я задала коллегам, — где Зельфира Исмаиловна и как это возможно, пока она директор музея? Мне ответили, что она ушла в отпуск и оставила вместо себя зама как ио, а он не противостоит. (Как это было во время закрытия выставок Гриши Брускина и «Выход в красную дверь», когда у неё тоже были отпуска.) Не хочется в это верить
сотрудники древнерусского отдела Третьяковской галереи находятся сейчас на рабочем месте и готовят к транспортировке «Троицу», приписываемую Андрею Рублеву, на однодневное богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Теперь речь идёт о менее веском поводе — дне памяти Сергия Радонежского.
Ещё до обеда коллеги из галереи, готовые пойти на увольнения, пытались отстоять икону. Но им дали понять, что приказ пришел «сверху» (какого именно, мне ещё предстоит узнать), и сопротивляться ему бесполезно.
Главная проблема — любые передвижения губительны для иконы, как мне только что пояснили реставраторы. А «саркофаг», который молниеносно смастерили специально для этой перевозки, не гарантирует сохранности.
Первые вопросы, которые я задала коллегам, — где Зельфира Исмаиловна и как это возможно, пока она директор музея? Мне ответили, что она ушла в отпуск и оставила вместо себя зама как ио, а он не противостоит. (Как это было во время закрытия выставок Гриши Брускина и «Выход в красную дверь», когда у неё тоже были отпуска.) Не хочется в это верить
#непроходитемимо
«ГЭС-2», где аудиальную выставку «Настройки» усилили визуальным искусством, получив «Настройки — 2». Диалог между архитектурой и музыкой разбавили живописью, скульптурой, видео. Все это из коллекции фонда V—A—C, то есть его владельца Леонида Михельсона.
А там, что неудивительно, только первые имена и произведения музейного уровня. Но перед нами не высыпали шедевры из сундука, точнее российского хранилища на 500 единиц, и не предъявили все подряд в ковровойбомбардировке развеске. Она, кстати, остроумная — в виде нотного стана. Настраивает на маршруты для зрителей разной подготовки: одним — ликбез по истории живописной абстракции и скульптуры ХХ века; другим — срез неожиданных пересечений между именами и течениями; третьим — ребус из сложных связей между изобразительным и аудиальным.
Но это мои домыслы. Кураторы же разложили проект на главы: I — эволюция живописи от русского и европейского авангарда до современности (Бурлюк, Пеноне, Польке, Экстер…); II — путь европейской скульптуры за 100 лет (Буржуа, де Кунинг, Мур…); III — тотальная инсталляция из работ, растворяющихся в воздухе (Боэтти, Пумхёсль, Чарлсворт…); IV — сонастраивание звука и изображения на примере фильма Виктора Алимпиева и «Весны священной» Энрико Давида.
Все это дополняется новыми сочинениями композиторов Марка Булошникова и Ивана Бушуева. Прислушайтесь к их звукам на Парковке и Проспекте, глядя на ещё одну работу Пеноне, но уже в роще.
Что же до хайлайтов на экспозиции:
▪️«Первый крик» Константина Бранкузи
▪️«Стоящая женщина» Альберто Джакометти
▪️«Резкий и мягкий» Василия Кандинского
▪️«Капилляры» — трубки с образцами ядов (!) Даниэля Кнорра
▪️«Абстракция 721-3» Герхарда Рихтера
Кажется, коллекция тяготеет перерасти в постоянную экспозицию институции, став первой в России фундаментальной
и общедоступной по современному искусству. Не калькой с МоМА, Центра Помпиду или Тейт, а чем-то особенным. Тем более, при таких ресурсах — есть все шансы
«ГЭС-2», где аудиальную выставку «Настройки» усилили визуальным искусством, получив «Настройки — 2». Диалог между архитектурой и музыкой разбавили живописью, скульптурой, видео. Все это из коллекции фонда V—A—C, то есть его владельца Леонида Михельсона.
А там, что неудивительно, только первые имена и произведения музейного уровня. Но перед нами не высыпали шедевры из сундука, точнее российского хранилища на 500 единиц, и не предъявили все подряд в ковровой
Но это мои домыслы. Кураторы же разложили проект на главы: I — эволюция живописи от русского и европейского авангарда до современности (Бурлюк, Пеноне, Польке, Экстер…); II — путь европейской скульптуры за 100 лет (Буржуа, де Кунинг, Мур…); III — тотальная инсталляция из работ, растворяющихся в воздухе (Боэтти, Пумхёсль, Чарлсворт…); IV — сонастраивание звука и изображения на примере фильма Виктора Алимпиева и «Весны священной» Энрико Давида.
Все это дополняется новыми сочинениями композиторов Марка Булошникова и Ивана Бушуева. Прислушайтесь к их звукам на Парковке и Проспекте, глядя на ещё одну работу Пеноне, но уже в роще.
Что же до хайлайтов на экспозиции:
▪️«Первый крик» Константина Бранкузи
▪️«Стоящая женщина» Альберто Джакометти
▪️«Резкий и мягкий» Василия Кандинского
▪️«Капилляры» — трубки с образцами ядов (!) Даниэля Кнорра
▪️«Абстракция 721-3» Герхарда Рихтера
Кажется, коллекция тяготеет перерасти в постоянную экспозицию институции, став первой в России фундаментальной
и общедоступной по современному искусству. Не калькой с МоМА, Центра Помпиду или Тейт, а чем-то особенным. Тем более, при таких ресурсах — есть все шансы
#культурныйшок
продолжается из-за «Троицы», приписываемой Андрею Рублеву. Завтра произойдёт историческое событие — икона покинет стены Третьяковки и уедет в Троице-Сергиеву лавру. А это значит, что 1) чиновники больше ни во что не ставят музейщиков, даже таких как Зельфира Трегулова; 2) распоряжаются вещами из музеев как личными, бездумно и как заблагорассудится; 3) есть риск потерять самый знаменитый памятник русского искусства, который с трудом дошёл до нас. Но обо всем по порядку:
Сторона РПЦ
Церковники не получили икону на празднование Троицы 12 июня, зато теперь решили взять «своё» на день памяти Сергия Радонежского 18 июля. Но как с ним связана «Троица» и зачем это надо, не совсем понятно. Для привлечения внимания? Но у «Троицы» в отличие от Владимирской иконы нет статуса чудотворной. Никакого религиозного смысла брать ее нет.
Не исключаю, что представители Московской патриархии вслед за священником Всеволодом Чаплиным, который бился за «Троицу», путают ее с той же Владимирской. Они, живя в Москве, разве не в курсе, что икона раз в год выносится на богослужение в домовую церковь Третьяковки? (Владимирская, кстати, хранится там же.) И это как раз акт компромисса.
Доставка в Лавру сейчас еще опаснее, так как несколько участков дороги ремонтируют. Для видимости их могут залатать за ночь, но для памятника, который дышит на ладан, это сильно не поможет. Еще из дополнительных рисков: в Троицком храме, куда вывезут икону, нет ни охранной, ни пожарной сигнализаций. Про создание киота из антивандального, безосколочного стекла уже молчу.
Сторона Минкульта
В ведомстве этим вопросом занимается первый замминистра Сергей Обрывалин, на котором охрана культурного наследия и военно-историческое общество. Мой собеседник в Минкульте сказал, что это не инициатива чиновника, ему спустили поручение «сверху». Речь идёт об администрации президента, руководителю которой Антону Вайно звонил патриарх по этому делу?
В тот раз решение оставили за галереей, а в этот раз не прокатило. Тогда и сейчас якобы Трегулова передавала эту задачу реставраторам. Их выслушивают, но к из мнению не прислушиваются. При этом дополнительно эксперты привлекались самые разные: от Центра Грабаря до музеев и Андрея Рублева.
Именно там хранится лучший список «Троицы», то есть ее воспроизведение. Это он ездил на выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в музеи Ватикана. Не знаю, почему чиновники и РПЦ не запрашивают его или не удовлетворяются ещё двумя иконами «Троицы», которые хранятся в лавре. Это тоже список с иконы, сделанный по заказу Бориса Годунова, и отличная копия 1920-х иконописца, с точностью повторившего оригинал.
Сторона Третьяковки
В галерею принесли не приказ и не распоряжение, а документ «О временной выдаче музейного предмета» за подписью Обрывалина. В нем есть фраза о том, что Минкульт разрешает в порядке исключения организовать галереи перемещение иконы. Трегулова случайным образом снова (как при преждевременном закрытии последних выставок) в момент икс оказалась в отпуске, поэтому все согласовал ее зам по строительству Ринат Шигапов.
Хранители и реставраторы боролись, сколько могли, но сдались, когда поняли, что руководство умыло руки. Кто-то готов уволиться, но сначала подготовить и сопроводить икону. Ее доски после деформаций можно сберечь только при неизменных условиях их пребывания в музее. Это же касается хрупкой и подвижной системы грунта и красочного слоя. После любых действий они вспучиваются, отслаиваются, осыпаются. Сберечь икону можно только, не трогая ее + сохраняя температуру и влажность.
По «саркофагу», в котором хотят перевести «Троицу», нет сертификата и понимания, соответсвует ли он требованиям. Если с иконой что-то случится, виновных мы знаем. А на месте тех, кто ловко уходит от ответственности, я бы подала в отставку. Не знаю, чем они могут быть полезны, когда главная миссия деятеля культуры — сохранять — нарушается
продолжается из-за «Троицы», приписываемой Андрею Рублеву. Завтра произойдёт историческое событие — икона покинет стены Третьяковки и уедет в Троице-Сергиеву лавру. А это значит, что 1) чиновники больше ни во что не ставят музейщиков, даже таких как Зельфира Трегулова; 2) распоряжаются вещами из музеев как личными, бездумно и как заблагорассудится; 3) есть риск потерять самый знаменитый памятник русского искусства, который с трудом дошёл до нас. Но обо всем по порядку:
Сторона РПЦ
Церковники не получили икону на празднование Троицы 12 июня, зато теперь решили взять «своё» на день памяти Сергия Радонежского 18 июля. Но как с ним связана «Троица» и зачем это надо, не совсем понятно. Для привлечения внимания? Но у «Троицы» в отличие от Владимирской иконы нет статуса чудотворной. Никакого религиозного смысла брать ее нет.
Не исключаю, что представители Московской патриархии вслед за священником Всеволодом Чаплиным, который бился за «Троицу», путают ее с той же Владимирской. Они, живя в Москве, разве не в курсе, что икона раз в год выносится на богослужение в домовую церковь Третьяковки? (Владимирская, кстати, хранится там же.) И это как раз акт компромисса.
Доставка в Лавру сейчас еще опаснее, так как несколько участков дороги ремонтируют. Для видимости их могут залатать за ночь, но для памятника, который дышит на ладан, это сильно не поможет. Еще из дополнительных рисков: в Троицком храме, куда вывезут икону, нет ни охранной, ни пожарной сигнализаций. Про создание киота из антивандального, безосколочного стекла уже молчу.
Сторона Минкульта
В ведомстве этим вопросом занимается первый замминистра Сергей Обрывалин, на котором охрана культурного наследия и военно-историческое общество. Мой собеседник в Минкульте сказал, что это не инициатива чиновника, ему спустили поручение «сверху». Речь идёт об администрации президента, руководителю которой Антону Вайно звонил патриарх по этому делу?
В тот раз решение оставили за галереей, а в этот раз не прокатило. Тогда и сейчас якобы Трегулова передавала эту задачу реставраторам. Их выслушивают, но к из мнению не прислушиваются. При этом дополнительно эксперты привлекались самые разные: от Центра Грабаря до музеев и Андрея Рублева.
Именно там хранится лучший список «Троицы», то есть ее воспроизведение. Это он ездил на выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в музеи Ватикана. Не знаю, почему чиновники и РПЦ не запрашивают его или не удовлетворяются ещё двумя иконами «Троицы», которые хранятся в лавре. Это тоже список с иконы, сделанный по заказу Бориса Годунова, и отличная копия 1920-х иконописца, с точностью повторившего оригинал.
Сторона Третьяковки
В галерею принесли не приказ и не распоряжение, а документ «О временной выдаче музейного предмета» за подписью Обрывалина. В нем есть фраза о том, что Минкульт разрешает в порядке исключения организовать галереи перемещение иконы. Трегулова случайным образом снова (как при преждевременном закрытии последних выставок) в момент икс оказалась в отпуске, поэтому все согласовал ее зам по строительству Ринат Шигапов.
Хранители и реставраторы боролись, сколько могли, но сдались, когда поняли, что руководство умыло руки. Кто-то готов уволиться, но сначала подготовить и сопроводить икону. Ее доски после деформаций можно сберечь только при неизменных условиях их пребывания в музее. Это же касается хрупкой и подвижной системы грунта и красочного слоя. После любых действий они вспучиваются, отслаиваются, осыпаются. Сберечь икону можно только, не трогая ее + сохраняя температуру и влажность.
По «саркофагу», в котором хотят перевести «Троицу», нет сертификата и понимания, соответсвует ли он требованиям. Если с иконой что-то случится, виновных мы знаем. А на месте тех, кто ловко уходит от ответственности, я бы подала в отставку. Не знаю, чем они могут быть полезны, когда главная миссия деятеля культуры — сохранять — нарушается
Telegram
ку-ку
#культурныйшок
сотрудники древнерусского отдела Третьяковской галереи находятся сейчас на рабочем месте и готовят к транспортировке «Троицу», приписываемую Андрею Рублеву, на однодневное богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Теперь речь идёт о менее веском…
сотрудники древнерусского отдела Третьяковской галереи находятся сейчас на рабочем месте и готовят к транспортировке «Троицу», приписываемую Андрею Рублеву, на однодневное богослужение в Троице-Сергиеву лавру. Теперь речь идёт о менее веском…
#непроходитемимо
Победителем розыгрыша билетов на экскурсию в Дом Мельникова стала Марина Разорёнова. Рекомендую ей одеваться теплее, так как там всегда минимум на пять градусов ниже, чем на улице. В последний раз я ходила туда в легком костюме по эскизу Варвары Степановой и замерзла.
Хорошо, рядом были ребята из ÖMANKÖ, укутали в свою новую худи. И это не реклама, в которой они не нуждаются. Многие в курсе, что у них самый #зачетныймерч в городе. Он запредельного качества, выходит лимитированными тиражами и улетает на глазах. Переживала, что зарылась в расследованиях и не успела на их последний дроп, а зря 🤍
Победителем розыгрыша билетов на экскурсию в Дом Мельникова стала Марина Разорёнова. Рекомендую ей одеваться теплее, так как там всегда минимум на пять градусов ниже, чем на улице. В последний раз я ходила туда в легком костюме по эскизу Варвары Степановой и замерзла.
Хорошо, рядом были ребята из ÖMANKÖ, укутали в свою новую худи. И это не реклама, в которой они не нуждаются. Многие в курсе, что у них самый #зачетныймерч в городе. Он запредельного качества, выходит лимитированными тиражами и улетает на глазах. Переживала, что зарылась в расследованиях и не успела на их последний дроп, а зря 🤍
#успетьбы
пока лето на выставки в усадьбах:
▪️до 22 июля на «Между прошлым и будущим» в музей «Люблино». Галерея Аскери устроила интервенцию современного искусства в отреставрированный дворец XIX века графа Дурасова.
▪️до 14 августа на «Гравюру петровского времени» в музей «Кусково», где показали и работы Адриана Шхонебека. Он учил Петра I гравюре. Ее история в России началась именно с приезда Шхонебека, как и пропаганда
через этот вид искусства.
▪️до 28 августа на «Мамонтова и Станиславского. Жизнь в искусстве» в музей «Абрамцево». Проект погружает в историю домашних или любительских театров России на примере двух видных купеческих семей.
▪️до 31 октября на «Сады искусств. Метаморфозы» в музей «Архангельское». Там благодаря поддержке «ЛСР» и ее основателя Андрея Молчанова открыли новое пространство «Ботанические оранжереи». Дебютный проект соединил работы современных художников («МишМаш», Артём Филатов, Игорь Шелковский…) для проведения параллелей между архитектурной историей усадьбы
и виденьем ее будущего
пока лето на выставки в усадьбах:
▪️до 22 июля на «Между прошлым и будущим» в музей «Люблино». Галерея Аскери устроила интервенцию современного искусства в отреставрированный дворец XIX века графа Дурасова.
▪️до 14 августа на «Гравюру петровского времени» в музей «Кусково», где показали и работы Адриана Шхонебека. Он учил Петра I гравюре. Ее история в России началась именно с приезда Шхонебека, как и пропаганда
через этот вид искусства.
▪️до 28 августа на «Мамонтова и Станиславского. Жизнь в искусстве» в музей «Абрамцево». Проект погружает в историю домашних или любительских театров России на примере двух видных купеческих семей.
▪️до 31 октября на «Сады искусств. Метаморфозы» в музей «Архангельское». Там благодаря поддержке «ЛСР» и ее основателя Андрея Молчанова открыли новое пространство «Ботанические оранжереи». Дебютный проект соединил работы современных художников («МишМаш», Артём Филатов, Игорь Шелковский…) для проведения параллелей между архитектурной историей усадьбы
и виденьем ее будущего