ку-ку
39.8K subscribers
13.4K photos
564 videos
5 files
2.9K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#представьтесебе

юбилейные выставки МуАРа и ММОМА оказались показателями средней температуры по музеям.

ММОМА к 25-летию отдал под главный проект года даже не всё здание, хотя можно было бы растянуть проект на 6 филиалов, а 1 из 3 этажей Петровки. Без идеи, хотя и симпатично выставили не лучшие вещи богатой коллекции.

У музея нет внятной политики. Хорошие выставки случаются изредка, когда их делают пришлые галеристы либо это исключения типа юбилейного показа Зураба Церетели. Какова концепция площадок – непонятно. Они то тихо открываются, как это было с «китайским центром» на Тверской, то также безмолвно закрываются. Будущее важных проектов — например, Молодой биеннале, которая нужна сегодня как никогда художникам всей страны — окутано мраком.

Но не все пессимистично: музей Сидура процветает, издается хороший арт-журнал, в музее трудится много толковой молодежи. Но кто ее направляет? Кто де-факто стоит у руля музея? При всем уважении к Василию Церетели, его чаще видно на заграничных ярмарках, биеннале, виноградниках, а ещё в грузинских ресторанах, за которые он взялся. Василий — хороший человек, но это — не профессия. Когда есть сильные замы, то проблема решена. Но есть ли они? Пока Зураб Константинович у руля, вопросы снимаются.

Противоположная ситуация у другого юбиляра — Музея Архитектуры, который отмечает 90-летие отличной выставкой. Взяли молодых кураторов, архитекторов (хорошая работа бюро Saga), здорово представили материл. Если бы ещё помыли окна в последнем фотозале — цены бы не было. Хотя весь грязный фасад не помешает почистить — такого, тем более почти у Кремля не должно быть.

Надеюсь, новый директор Наталья Шашкова справится с этим наследством и главное — с получением нового большого здания. Музей задыхается, нужна постоянная экспозиция истории русской архитектуры. Под это хотят здание Главпочтамта, но нужно уговорить выехать из него «Почту России». Если не на Мясницкой, то где-то в центре должны найти адекватное место под национальное достояние.

Что касается выставок в МуАре: они идут одна за другой и разного уровня. Не хватает сильных и показа современных архитекторов. Присутствие музея в регионах качественно увеличилось, где только он не знакомит теперь с историей архитектуры. В итоге Шашкова, которую до сих пор сравнивают с предшественницей Елизаветой Лихачевой, держит марку музея и, надеюсь, приведет его к достижению главной цели.

А ММОМА под руководством Церетели, хочется верить, выйдет из дремы и тоже чем-то порадует. Самой полезной инициативой было бы — развернуть в одном из зданий постоянную экспозицию российского современного искусства из коллекции музея
#непроходитемимо

Третьяковка запартнерилась с шоколадной фабрикой «Счастье», чтобы воссоединить и привести в порядок два деревянных ангела XIX века. Оба пока без крыльев, а один из них недавно находился в частной коллекции. В 2025 году их отреставрированных выставят в галерее. Чтобы ускорить процесс, «Счастье» выпустило шоколадных ангелов по мотивам редких скульптур, украшавших алтари. Идеальный подарок себе и близким. Можно побольше таких полезных и вкусных коллабов?
#вдень

65-летия нью-йоркского музея Соломона Гуггенхайма, напомню, что его филиал хотели открыть и в Росиии. Директор Томас Кренц рассматривал под него в Москве:

1) ГЭС-1 напротив Кремля, 2) гараж Константина Мельникова на Новорязанской, где откроется Музей транспорта Москвы, 3) в Парке Горького шестигранник, 4) провиантские склады, которые теперь Музея Москвы. Дальше слов ничего не дошло, поэтому переехали с идеей в Питер, где её поддержали Анатолий Собчак и Михаил Пиотровский.

Собирались в Главном штабе открыть совместный с Эрмитажем филиал Гуггенхайма. Но как и в случае Москвы, не сошлись по деньгам. Никто не был готов платить американцам миллионы долларов за бренд. Так что имеем сегодня только Гуггенхайм местного разлива в лице славного МАММ, который по дизайну перекликается с коллегой из США
#полноекуку

Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов и его зам по культуре в курсе, что у них могут уничтожить музей «Семенково»? В России это единственный музей, знакомящий с северной русской деревней. Музей — народный: музейщики с местными жителями изучают этнографические архивы, на их основе пишут сценарии экскурсий и вместо обычных гидов играют роли крестьян, интеллигенции и чиновников.

Нынешние чиновники решили их потеснить, хотя семенковцы — визитная карточка Вологодчины. Сначала забрали автостоянку, теперь разбили парк с мангалами у музея. Огонь горит прям у стен федерального памятника деревянного зодчества и Георгиевской церкви 1700 года.

Если бы огонь просто горел, его чаще всего разжигают пьяные люди, приехавшие на шашлыки. Для них тут поставили медведя с балалайкой (не шутка). Врубают шансон или горланят песни. Этот гул накрывает этнографический музей, который погружает в совершенно другой уклад. Когда пьяным наскучивает, они лезут через забор в музей и буянят там, пугая посетителей и музейщиков.

Они замучились жаловаться и получать отказы от чиновников — сидите тихо, как-нибудь уляжется. Вот пост директора Натальи Киршиной, которая устала молчать. Музейщики понимают, что заступиться за них некому, музей не может развиваться при этом, а может вообще сгореть
#непроходитемимо

В музее нумизматики Вагита Алекперова, который занимает московский особняк в Большом Афанасьевском, представили выставку византийских монет. Их — редчайшие дошедшие до нас образцы — собрали более 500: половина из коллекции основателя музея, другие — из Эрмитажа.

Получилась портретная галерея византийских императоров, обрамленная памятниками той же эпохи и архитектурой с отсылкой к Небесному Иерусалиму. Музей компактный, но таит шедевры — Константиновский рубль, золото Романовых и многое другое — и здорово обустроен технически.

Видно, что миллиардера не разводят на излишки, а бюджеты тратят грамотно. Это один из немногих примеров частных музеев, к которым нет вопросов. Есть только пожелание — стать более доступными, а то слишком сложно к вам попасть, коллеги
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#непроходитемимо

Концепция «Третьего места» пошла в народ. Подписчик и житель нижегородской деревни Черемисское прислал мне этот ролик про их диковинный «Озон». Он стал не только пунктом выдачи заказов, ещё и арт-пространством, где местные жители приятно проводят время. Женщина устроила это в своем частном доме, решив заняться малым бизнесом и довести его со временем до галереи.

Затея по созданию скромными силами культурных мест притяжения встречается все чаще. Иногда она развивает экономику и сохраняет старый фонд. Тот же «Озон» способствует этому и поощряет открытие пунктов в частных зданиях с нестандартной архитектурой.

Раз малый бизнес поддерживается большим, есть шанс, что все получится. Буду следить за продолжением этой истории
#представьтесебе

замдиректора по науке Татьяна Карпова объяснила в интервью Жанне Васильевой из «РГ», почему Третьяковка реорганизовала отдел новейших течений (ОНТ). Из него узнаем много нового:

▪️Галерея не закрывает дверь новому искусству. В планах — выставки Кирилла Александрова, Франциско Инфанте и Валерия Юрлова.

▪️ОНТ стал сектором внутри отдела искусства второй половины ХХ века (Отдела живописи — ОЖ). Сектор сохранит самостоятельность и остается во главе с той же Натальей Сидоровой, сменившей Ирину Горлову.

▪️В галерее было три отдела, которые занимались искусством конца ХХ века и рубежа веков. Помимо ОЖ и ОНТ, это ещё фонд экспериментального искусства. Он возник в 1980-х, до прихода Андрея Ерофеева и создания ОНТ в 2001. Три отдела объединили, чтобы было удобнее делать ретроспективы и каталоги. Это авторы, которые занимаются(лись) и живописью, и инсталляциями, и фотографией, чьи произведения находятся сразу в трех фондах.

▪️Минкульт утвердил новую инструкцию по учету и хранению музейных ценностей. В частности больших инсталляций, работ с использованием новых материалов и на цифровых носителях. Инструкция предполагает для хранения таких произведений создать фонд экспериментального искусства. Так как в ГТГ был отдел с таким названием, но другими задачами, реорганизация отделов была необходима и по этой причине.

▪️Разобраться с фондами временного хранения в течение нескольких лет — это требование Минкульта. Надо учитывать, что в конце 2026 года Новая Третьяковка закроется на реконструкцию и переедет. Комплектование отдела искусства XX-XXI века замедлят, но не прекратят пополнять новейшим искусством и его выставлять. После реконструкции будет больше возможностей показывать новейшие течения рубежа веков.

▪️ГТГ проводит конкурс среди молодых художников и планирует предоставить им резиденции. По результатам кого-то возьмут в собрание, других — в коллекцию Самарского филиала. Возможно потом распространят его на все филиалы.

▪️Калининградский филиал откроют мультимедиа проектами в конце этого года. Представят детский музей и экспозицию об истории ГТГ. Первую выставку покажут весной, когда отладят климат. Это будет проект «Пять веков русского искусства»: от иконы — до конца ХХ века. Второй большой проект — «Искусства пяти веков» станет диалогом авангарда и ХХ-ХХI веков.

▪️Карпова сравнивает ГТГ с Tate Britain и Tate Modern, которые занимаются искусством страны на протяжении нескольких веков, показывают его на двух площадках и разбавляют выставки новейшим искусством.

▪️Ну и главное — Карпова заверила, что подарившие ГТГ работы художники и коллекционеры могут быть спокойны за их сохранность. Но не уточнила, что будет с неоформленными в музейный фонд работами, которых по словам Ерофеева, около 3000 (!). Если это правда, то чем занимались все 23 года работники ОНТ и что мешало эти работы оформить? Это же музейное преступление
#представьтесебе

Музей русского импрессионизма — единственный на две столицы, кто стабильно за последние 2,5 года делает выставки одну другой лучше. Открывающаяся завтра — про забытое «Новое общество художников» — не исключение.

Речь идет о союзе 218 авторов начала XX века, которые работали в Петербурге Серебряного века. Среди них есть первые имена вроде Александра Бенуа и Бориса Кустодиева и менее звонкие как Ольга Делла-Вос-Кардовская и Елена Киселева. Художниц в союзе была четверть, а среди авторов встречаются и архитекторы как Алексей Щусев.

Живопись и скульптуру (редкую Дмитрия Стеллецкого) свезли почти из 50 российских музеев с такой географией, куда мы едва доедем + из частных собраний. Не ищите здесь глубоких смыслов — их тут нет. Зато есть упоительные и романтичные истории общества и художников, подзабытых, но заслуживающих внимания