ку-ку
39.3K subscribers
13.4K photos
564 videos
5 files
2.89K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#представьтесебе

всё-таки не пронесло, и выдача «Троицы», приписываемой Андрею Рублеву, капитально аукнется музейному миру. В администрации президента окончательно одобрили принятие поправок о передаче РПЦ икон из музеев, по данным моего источника оттуда. Вот что он говорит: «Детали будут утрясаться осенью в Думе в рамках законопроекта. Политические риски оценены как минимальные решение пройдёт под «анестезией спецоперации». Патриархия торопит. После потери трети своей паствы в Украине возникает серьёзная угроза: возможен созыв Вселенского собора, на котором православные патриархи могут признать «концепцию русского мира» Кирилла еретической и предать его анафеме. В этих условиях национальные святыни будут полезны для удержания власти и оставшейся паствы».

Фото пресс-службы патриарха с передачи РПЦ списка Иверской иконы Божией Матери в 2012-м
#есливечеромделатьнечего

посмотрите, как Иосиф Бродский читает стихотворение «На независимость Украины». Из-за него дугинцы объявили поэта имперцем. На самом деле в нем — только эмоции, связанные то ли с погромами или Бабьем Яром, то ли с ответом на антисемитизм, который он ощущал в глубинной Украине. Послушайте подкаст «Полка» с разбором
#представьтесебе

вот мы удивлялись, куда смотрят музейные директора в Англии и Европе, что допускают тепловые удары сотрудников от жары на работе, а сами недалеко ушли. Коллеги из Русского музея (корпуса Бенуа) рассказали мне, что падают в обмороки от духоты, а несколько посетителей выставки Врубеля в прямом смысле сварились на экспозиции и поехали после в больницу сбивать давление. Климат в этой части музея не просто ненормированный, а дикий. И это губительно как для людей, так и графики, которая экспонируется.

А что руководство? Вот закрыло постоянную экспозицию на неопределённый срок. И тут снова всплыла отписка сезона — «по техническим причинам». Что за причины такие, которые нельзя было устранить своевременно? Разве не хватает миллиардов, выделяемых на содержание и реставрацию? Простите, а куда они деваются-то? Случайно не на климатические системы в виллах на Комо и Малаге? Если так,то совесть там же осталась. Здесь ей душно.

Фото Евгения Павленко из «Къ»
с выставки Малевича, которая проходила в корпусе 10 лет назад
#кукурисерч #вдень

Когда до нового учебного года остался месяц, опросила тех, кто уехал из России не только работать, но и получать образование. В арт и архитектурных ВУЗах. Самый показательный опыт оказался у моей приятельницы, будущего архитектора Насти, которая четыре года назад переехала из Москвы в США, чтобы получить бакалавра в Род-Айлендской школе дизайна (РИСД). Это старейший частный художественный университет,
между Бостоном и Нью-Йорком.
Вот что Настя рас(под)сказала:
▪️почему не Россия: ее родители, в юности столкнувшиеся с вынужденной миграцией, с детства Насти хотели, чтобы она училась заграницей и заранее откладывали на это деньги.

▪️выбор страны — продиктован языком, который учила в школе. Плюс Австралия показалась ей далекой, а Англия дорогой. Выбор пал на Америку. Её английский был близок к американскому из-за влияния американской поп-культуры в юности.

▪️выбор университета: сначала училась в Дрексельском, но ушла из-за слабой программы. Поступила в РИСД, где ценят общее художественное образование. Сначала всех учат основам: композиция, форма, рисунок, скульптура, а также истории искусств, литературе и философии. Можно взять вне дисциплины любые предметы: шелкографию, скульптуру, фотографию или графический дизайн. Профессора фокусируются на происходящем в мире, обществе и том, как они меняют архитектуру. Студенты не просто придумывают проекты, дискутируют, читают и обсуждают профлитературу.

▪️минусы — отсутствие стипендий для иностранцев. Зачастую неадекватная реакция руководства на финансовые нужды студентов. Нежелание пожилых профессоров адаптироваться к изменениям в образовании, что усложняет жизнь студентов. Но отношение к ним уважительное, и вообще они чувствуют себя свободно. Так как их воспринимают как клиентов: образование почти всегда платное.

▪️деньги: обучение покрывают родители Насти. Она же зарабатывает только на жизнь. Нагрузка такая, что успевает работать в двух местах: преподавать английский по зуму ученикам из России и в кафе универа. Получает в месяц $700, которых хватает только на продукты и оплату мелких расходов (мобильная связь, материалы для моделей и тд). При этом выигрывать стипендии и гранты вполне реально. Сейчас Настя проходит летнюю учебу в калифорнийском университете Беркли с хорошей стипендией. В стоимость обучения не входит жильё, питание, поездки. Зато можно бесплатно пользоваться библиотекой, спортзалом, техническим оборудованием (от камер и проекторов до пил, дрелей и 3D принтеров), лабораторией с таксидермией и скелетами (для рисунков/скульптур…).

▪️быт: на территории много общежитий. Варианты разнятся от комнаты с соседом без удобств и кухни до собственной квартиры со всеми нуждами. Это отражается на цене. Питание в четырех кампусовских столовых. Там же библиотека, спортзал, канцелярский и строительный магазины.

▪️студенты: координаторы консультируют насчет документов для визы. Ребята приезжают в основном из Китая, Индии и Кореи. Размер факультета сильно меняется: на керамике обычно 10-15 человек, в то время как на иллюстрации около 400.

▪️разница с нашим образованием: Настя наслышана о ней от друзей из России. У нас образование хорошее, но нагрузки заранее невыполнимы. Не всегда понятная программа. Бывают ненужные предметы типа физ-ры. Во многих (но не всех) ВУЗах к студентам неуважительное отношение, прав и свобод, как в США, у них нет.

▪️расписание: четырехдневка или пятидневка. Уроки по 3-7 часов. Студии длятся 5 часов, сопромат — 3, «обычные» предметы — 1-2. Осенний семестр: начало сентября — середина декабря. Зимний — месяц. Весенний: конец февраля — конец мая.

▪️поездки: летом РИСД предлагает 4-7 программ в формате выездных студий. Всегда разные: например, в римский филиал или Португалию. Обмены с другими универами студенты организуют сами. Баллы за уроки оттуда переносятся. РИСД соседствует с Брауновским университетом, с которым делятся библиотеки/спортзалы/музеи. Студенты могут брать уроки в соседнем заведении. Настя ходила на литературу и историю в Браун, так как там ей было интереснее. Не в формате свободного слушателя: училась на равных и получила итоговую оценку в аттестат. И наоборот: брауновцы, которым важнее художественные дисциплины, ходят в РИСД.

▪️рядом: музей университета, фестиваль огня, много кафе, книжных и галерей. Час на электричке до Бостона, 3,5 — до Нью-Йорка, 40 минут на автобусе — до Ньюпорта с красивой старой и приятной архитектурой. Этот район называется Новой Англией. Там красивая природа, много пляжей, парков и троп для коротких походов
#естьпочитатьчто

▪️едва ли не вся оставшаяся интеллигенция перевозбудилась из-за статьи в «Новой газете. Европа» о якобы империалисте Иосифе Бродском. Можно изучить и более ранний текст с похожими мыслями Ольги Берельсон.

▪️летописец президента Андрей Колесников описал в «Къ» похождения своего героя в «ГЭС-2». Хотя куда приятнее прочесть изобретательную рассылку Дома культуры про коллекционирование. Среди спикеров — #культурнаяСтоляр и перевозивший «Троицу» из Третьяковки в Лавру «Арт-курьер».

▪️«РГ» докладывает, что патриарх Кирилл открывает дом-музей деда, священника Василия Гундяева в Нижегородской области. Интересно, к чему бы такое внезапное решение семейных вопросов? Не к пенсии?

▪️после истории с «Троицей» ушла с головой в ветхозаветные и христианские сюжеты, от которых не оторваться в исполнении теолога Инны Царёвой. Она (ещё и художница) стилизует каналы в Ютубе и телеграме, а такие эстеты, как я, залипают от этой красоты.

▪️ Катя Федорова составила для The Blueprint таймлайн лучших примеров модно-танцевальных видео, чтобы отследить, как сотрудничали мода и движение. Обратите внимание на перформанс Виктора и Рольфа в Музее Ван Гога.

▪️если нет времени ходить на лекции по истории искусства, а разбираться хочется, причём с проводниками — ведущими экспертами страны из Третьяковки, МГУ и ГМИИ, то вам в Magisteria. Слушаю там своих преподавателей, чьи пары порой пропускала. И знаете, тут даже приятнее, так как бодро и лаконично. Рекомендую.

На фото «Эрмитажа» портрет «Неизвестного, читающего газету» кисти Андре Дерена из коллекции
и с выставки Сергея Щукина
#кукурисерч #вдень

рождения Константина Мельникова взглянем на его главное творение — собственный Дом в Кривоарбатском переулке. Несколько фактов о нем:

▪️Мельников был не только архитектором, но и заказчиком, инженером и инвестором, поэтому экономил каждый рубль, каждую копейку. Отсюда дом принял круглую, более экономную форму.

▪️множество продырявливающих фасад окон — их 120 (половина заложены) — по той же причине. Они обходились дешевле дорогостоящего кирпича. Почти все окна шестиугольные, и только одно восьмиугольное, в гостиной. Оно пропускало лучи закатного солнца.

▪️изначально Дом должен был быть прямоугольным и по типу относится к избе. Стоит на фундаменте старой русской архитектуры. Не просто так Мельников писал: «Классика и модерн — две архитектурные клячи». Памятник русский по
духу и мировой по значению.

▪️Дом — не только икона, но и чудо инженерии. В нем есть холодный шкаф (по-нашему холодильник), компост (Мельников был ещё тем ЗОЖником), телефон — воздушный, с коммуникациями внутри и вне здания. Это ещё и прообраз современного домофона.

▪️почему дом не сожрали плесень и влага? В том числе потому что Мельников прокладывал полы газетами. Исследователи во главе с директором Дома Павлом Кузнецовым, по мотивам статьи которого написан этот пост, и главой Музея архитектуры (Дом в его ведении) Елизаветой Лихачевой обнаружили новости за май 1929-го: о параде физкультурников на Красной площади и возвращении Максима Горького из эмиграции.

▪️отопительная система в Доме настолько «умная», что требует почти в два раза меньше тепла по сравнению с типовыми советскими квартирами. Мельников любил показывать ее гостям, спускавшись в подвал. Не только проводил им экскурсию, но и наливал по рюмке-другой чего покрепче. Сегодня тоже есть повод выпить. А кому-то может повезёт сделать это в саду Дома.

Фотографии Ольги Отченашевой, чьи работы можно встретить сейчас на выставке «Москва. Реальное» в Музее архитектуры