#представьтесебе
на ПМЭФ разговоры музейщиков сводились к одной теме — семье Пиотровских. В кулуарах можно было услышать: «А ты уже знаешь, что Пиотровский-старший сидит в Эрмитаже до осени//зимы, а потом переходит в президенты, уступая место сыну? Оно «куплено», и сам понимаешь чем на фоне последних событий». Не могу подтвердить, но и не могу опровергнуть этот слух.
Фото из VK Бориса Пиотровского
на ПМЭФ разговоры музейщиков сводились к одной теме — семье Пиотровских. В кулуарах можно было услышать: «А ты уже знаешь, что Пиотровский-старший сидит в Эрмитаже до осени//зимы, а потом переходит в президенты, уступая место сыну? Оно «куплено», и сам понимаешь чем на фоне последних событий». Не могу подтвердить, но и не могу опровергнуть этот слух.
Фото из VK Бориса Пиотровского
#культурныйшок
«Троица» экспонируется в храме Христа Спасителя в аномальных условиях. Вместо положенной влажности в 50–55% её хранят при 44%. Это может привести к фатальным последствиям. Есть мнение среди специалистов, что они неминуемы, а может быть уже начались, поэтому икону оставили в храме ещё на месяц, чтобы хоть как-то подлатать. Но никаких пруфов на этот счет пока нет.
Зато есть понимание, что памятник не поддается реставрации — его невозможно «починить», привести в порядок. И прав был Михаил Швыдкой, когда сказал, что ему поможет только консервация. То есть фиксация текущего состояния. А это значит: покой в депозитарии галереи, мониторинг и укрепление проблемных участков. Другого рецепта нет. Но если так дальше пойдет, то и это уже не спасет.
Второе фото тг-канала «Кураев»
«Троица» экспонируется в храме Христа Спасителя в аномальных условиях. Вместо положенной влажности в 50–55% её хранят при 44%. Это может привести к фатальным последствиям. Есть мнение среди специалистов, что они неминуемы, а может быть уже начались, поэтому икону оставили в храме ещё на месяц, чтобы хоть как-то подлатать. Но никаких пруфов на этот счет пока нет.
Зато есть понимание, что памятник не поддается реставрации — его невозможно «починить», привести в порядок. И прав был Михаил Швыдкой, когда сказал, что ему поможет только консервация. То есть фиксация текущего состояния. А это значит: покой в депозитарии галереи, мониторинг и укрепление проблемных участков. Другого рецепта нет. Но если так дальше пойдет, то и это уже не спасет.
Второе фото тг-канала «Кураев»
#художникнеотсловахудо
Национальная портретная галерея в Лондоне открылась после трехлетней реконструкции и предъявила commission — входные двери по эскизам женских портретов (от матери до незнакомок) Трейси Эмин. Вот как нестандартно можно взаимодействовать с художниками!
Кстати, недавно одно из зданий галереи назвали именем самого большого за историю музея жертвователя Леонида Блаватника.
А ещё одна русская пара пыталась купить на Art Basel свежее полотно Эмин. Но, вроде, безуспешно, так как галеристы в этом году активно проверяли «чистоту» российских денег. Например, связаны ли с нефтедобычей, офшорами и тд. Проверки идут через спецорганы.
Фото из соцсетей художницы
Национальная портретная галерея в Лондоне открылась после трехлетней реконструкции и предъявила commission — входные двери по эскизам женских портретов (от матери до незнакомок) Трейси Эмин. Вот как нестандартно можно взаимодействовать с художниками!
Кстати, недавно одно из зданий галереи назвали именем самого большого за историю музея жертвователя Леонида Блаватника.
А ещё одна русская пара пыталась купить на Art Basel свежее полотно Эмин. Но, вроде, безуспешно, так как галеристы в этом году активно проверяли «чистоту» российских денег. Например, связаны ли с нефтедобычей, офшорами и тд. Проверки идут через спецорганы.
Фото из соцсетей художницы
#непроходитемимо
Кажется, галерист Дмитрий Ханкин знатно отпраздновал вчера день рождения. Полиция окружила галерею «Триумф». Надеюсь, обошлось без происшествий)
Апдейт: оказывается, рядом отделение полиции. Но отметили, говорят, как следует: 30 бутылок Dom Pérignon и всё в таком духе
Кажется, галерист Дмитрий Ханкин знатно отпраздновал вчера день рождения. Полиция окружила галерею «Триумф». Надеюсь, обошлось без происшествий)
Апдейт: оказывается, рядом отделение полиции. Но отметили, говорят, как следует: 30 бутылок Dom Pérignon и всё в таком духе
#кукугиды
докатились до Казани. Делюсь паролями и явками по городу:
▪️музеи: Кремль,«Остов-град Свияжск», изобразительных искусств, «Эрмитаж-Казань», художественная галерея, Ленина
▪️институции: центр современной культуры «Смена», artist-run-space Plague office, фонд «Прометей», национальная библиотека республики Татарстан
▪️#непроходитемимо: книжных в «Смене», «Любителя» и в национальной библиотеке; дома Ушковой; мастерской художника и сооснователя «Смены» Ильгизара Хасанова; завода искусственных кож с выставкой «День восьмой»
▪️#пожитьэстетски: Neo Kazan Palace by TASIGO, Cho hotel, Karl house, «Ногай» в бывшем доме печати (конструктивистский дом)
▪️#поесьсовкусом: «Чирэм», «Ща» , «Солома», «Артель», «Энотека S», «Порт», «Истина», «Бранч», «На бокальчик», «Ясный», «Ранняя пташка», «Ботаника»,«Фомин бар»
докатились до Казани. Делюсь паролями и явками по городу:
▪️музеи: Кремль,«Остов-град Свияжск», изобразительных искусств, «Эрмитаж-Казань», художественная галерея, Ленина
▪️институции: центр современной культуры «Смена», artist-run-space Plague office, фонд «Прометей», национальная библиотека республики Татарстан
▪️#непроходитемимо: книжных в «Смене», «Любителя» и в национальной библиотеке; дома Ушковой; мастерской художника и сооснователя «Смены» Ильгизара Хасанова; завода искусственных кож с выставкой «День восьмой»
▪️#пожитьэстетски: Neo Kazan Palace by TASIGO, Cho hotel, Karl house, «Ногай» в бывшем доме печати (конструктивистский дом)
▪️#поесьсовкусом: «Чирэм», «Ща» , «Солома», «Артель», «Энотека S», «Порт», «Истина», «Бранч», «На бокальчик», «Ясный», «Ранняя пташка», «Ботаника»,«Фомин бар»
#представьтесебе
ситуация с «Троицей» — критическая. Работники Третьяковки больше не могут молчать. Первое интервью мне дает старший научный сотрудник музея Левон Нерсесян.
Почему вы согласились на разговор?
В наших решениях мы исходили и исходим не из собственных амбиций, а из интересов иконы. Мы молчали, не общались с прессой не из-за запретов, а потому что приняли совместное решение. Пытались решить проблему путем переговоров. Создание инфошума могло им помешать. Однако переговоры ни к каким результатам не привели. Лучше не стало, а хуже сделать трудно. Остается выйти в инфополе. Это сейчас делают и мои коллеги. По крайней мере, у нас будет ощущение, что мы сделали все, что могли, оповестили общественность и исполнили профессиональный долг.
Руководство вас поддерживает?
Оно больше не уговаривает нас молчать. Вопрос пытались решить административным путем. Сейчас уже очевидно, что сделать ничего не удалось.
За время пребывания в храме состояние иконы ухудшилось?
Проверить это через витрину мы не можем. Слава Богу, она не начала разваливаться на куски. Но мы практически уверены, исходя из предыдущего опыта, что негативные процессы продолжаются. Речь идет о микропроцессах, которые накапливаются и усугубляются. Они продолжаются, так как стабильное состояние иконы нарушено. Чтобы ответить, нужны исследования. Как после Лавры.
Почему её не возвращают в ГТГ?
Вероятно, боятся, что икона вернётся, и исследование покажет уже не 60 изменений как в прошлом году, а например, 600.
В каких условиях её экспонируют?
Не в климатической витрине, а в обычном стеклянном ящике без автономного климата. Температура в храме нормальная, а влажность сильно ниже необходимой. При сухом воздухе все процессы отставания и отшелушивания интенсифицируются. Условия не чудовищные, но не идеальные. Лучше, чем в Лавре.
Есть шанс вернуть ее в галерею?
Небольшой. Сейчас это наша первоочередная задача. Мы должны оценить масштаб бедствий и произвести консервационные работы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
По договору она должна вернуться?
Да, он на временное экспонирование. Стандартный договор, подлежащий пролонгации. Но нам предложили странное с юридической точки зрения решение – без возвращения иконы и закрытия одного договора, заключить другой и передать её в Центр Грабаря.
На реставрацию?
Да, хотя у меня язык не поворачивается повторить это слово. Реставрация и консервация — абсолютно разные вещи. «Троица» — не стул и не комод. Её нельзя «починить» и начать использовать как ни в чем ни бывало. Можно только законсервировать, то есть сделать так, чтобы она не разрушалась дальше.
В Грабарях смогут это сделать?
Мы уверены в профессионализме коллег, но… Там нет идеальных условий. Они сами это произнесли. Такого идеального помещения для консервации, как депозитарий ГТГ, у них точно нет. У них нет и опыта обращения с этим памятником. Они просто потеряют время на изучение, которое в ГТГ уже осуществлено. Это как передать пациента от одного врача другому без всяких на то оснований.
Могут привлечь вас и коллег из ГТГ?
Может да, а может нет. Но это абсурдная ситуация. Пригласить галерейских реставраторов в ВХНРЦ намного сложнее, чем вернуть икону в ГТГ. Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. По всей вероятности ей сейчас станет хуже. Но повторяю – её нельзя «починить», чтобы она была как в 1427 году. Даже если соберут реставраторов из всех институтов, центров и музеев. Можно только остановить процесс разрушения.
К чему он может привести?
Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой. Это уже произошло после поездки в Лавру. Левкас начнёт отставать, вспучиваться, а красочный слой шелушиться и осыпаться. На Измайловском вернисаже мы видели рядом с нормальными иконами старые, почти облупившиеся доски. Страшно подумать, что нечто подобное может случиться с «Троицей». Но движемся мы, к сожалению, именно в этом направлении
ситуация с «Троицей» — критическая. Работники Третьяковки больше не могут молчать. Первое интервью мне дает старший научный сотрудник музея Левон Нерсесян.
Почему вы согласились на разговор?
В наших решениях мы исходили и исходим не из собственных амбиций, а из интересов иконы. Мы молчали, не общались с прессой не из-за запретов, а потому что приняли совместное решение. Пытались решить проблему путем переговоров. Создание инфошума могло им помешать. Однако переговоры ни к каким результатам не привели. Лучше не стало, а хуже сделать трудно. Остается выйти в инфополе. Это сейчас делают и мои коллеги. По крайней мере, у нас будет ощущение, что мы сделали все, что могли, оповестили общественность и исполнили профессиональный долг.
Руководство вас поддерживает?
Оно больше не уговаривает нас молчать. Вопрос пытались решить административным путем. Сейчас уже очевидно, что сделать ничего не удалось.
За время пребывания в храме состояние иконы ухудшилось?
Проверить это через витрину мы не можем. Слава Богу, она не начала разваливаться на куски. Но мы практически уверены, исходя из предыдущего опыта, что негативные процессы продолжаются. Речь идет о микропроцессах, которые накапливаются и усугубляются. Они продолжаются, так как стабильное состояние иконы нарушено. Чтобы ответить, нужны исследования. Как после Лавры.
Почему её не возвращают в ГТГ?
Вероятно, боятся, что икона вернётся, и исследование покажет уже не 60 изменений как в прошлом году, а например, 600.
В каких условиях её экспонируют?
Не в климатической витрине, а в обычном стеклянном ящике без автономного климата. Температура в храме нормальная, а влажность сильно ниже необходимой. При сухом воздухе все процессы отставания и отшелушивания интенсифицируются. Условия не чудовищные, но не идеальные. Лучше, чем в Лавре.
Есть шанс вернуть ее в галерею?
Небольшой. Сейчас это наша первоочередная задача. Мы должны оценить масштаб бедствий и произвести консервационные работы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
По договору она должна вернуться?
Да, он на временное экспонирование. Стандартный договор, подлежащий пролонгации. Но нам предложили странное с юридической точки зрения решение – без возвращения иконы и закрытия одного договора, заключить другой и передать её в Центр Грабаря.
На реставрацию?
Да, хотя у меня язык не поворачивается повторить это слово. Реставрация и консервация — абсолютно разные вещи. «Троица» — не стул и не комод. Её нельзя «починить» и начать использовать как ни в чем ни бывало. Можно только законсервировать, то есть сделать так, чтобы она не разрушалась дальше.
В Грабарях смогут это сделать?
Мы уверены в профессионализме коллег, но… Там нет идеальных условий. Они сами это произнесли. Такого идеального помещения для консервации, как депозитарий ГТГ, у них точно нет. У них нет и опыта обращения с этим памятником. Они просто потеряют время на изучение, которое в ГТГ уже осуществлено. Это как передать пациента от одного врача другому без всяких на то оснований.
Могут привлечь вас и коллег из ГТГ?
Может да, а может нет. Но это абсурдная ситуация. Пригласить галерейских реставраторов в ВХНРЦ намного сложнее, чем вернуть икону в ГТГ. Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. По всей вероятности ей сейчас станет хуже. Но повторяю – её нельзя «починить», чтобы она была как в 1427 году. Даже если соберут реставраторов из всех институтов, центров и музеев. Можно только остановить процесс разрушения.
К чему он может привести?
Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой. Это уже произошло после поездки в Лавру. Левкас начнёт отставать, вспучиваться, а красочный слой шелушиться и осыпаться. На Измайловском вернисаже мы видели рядом с нормальными иконами старые, почти облупившиеся доски. Страшно подумать, что нечто подобное может случиться с «Троицей». Но движемся мы, к сожалению, именно в этом направлении
#непроходитемимо
В музее им. Рублева идет дивная выставка — «Модерн в русской иконе». Мало того, что многие не знали, что он вообще существует, так и не видели эти малоизвестные иконы, оклады, складни, киоты и прочие вещицы. Если соберётесь завтра, попадете ещё и на концерт
В музее им. Рублева идет дивная выставка — «Модерн в русской иконе». Мало того, что многие не знали, что он вообще существует, так и не видели эти малоизвестные иконы, оклады, складни, киоты и прочие вещицы. Если соберётесь завтра, попадете ещё и на концерт