ку-ку
39.7K subscribers
13.4K photos
565 videos
5 files
2.9K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#кукурисерч #вдень

Когда до нового учебного года остался месяц, опросила тех, кто уехал из России не только работать, но и получать образование. В арт и архитектурных ВУЗах. Самый показательный опыт оказался у моей приятельницы, будущего архитектора Насти, которая четыре года назад переехала из Москвы в США, чтобы получить бакалавра в Род-Айлендской школе дизайна (РИСД). Это старейший частный художественный университет,
между Бостоном и Нью-Йорком.
Вот что Настя рас(под)сказала:
▪️почему не Россия: ее родители, в юности столкнувшиеся с вынужденной миграцией, с детства Насти хотели, чтобы она училась заграницей и заранее откладывали на это деньги.

▪️выбор страны — продиктован языком, который учила в школе. Плюс Австралия показалась ей далекой, а Англия дорогой. Выбор пал на Америку. Её английский был близок к американскому из-за влияния американской поп-культуры в юности.

▪️выбор университета: сначала училась в Дрексельском, но ушла из-за слабой программы. Поступила в РИСД, где ценят общее художественное образование. Сначала всех учат основам: композиция, форма, рисунок, скульптура, а также истории искусств, литературе и философии. Можно взять вне дисциплины любые предметы: шелкографию, скульптуру, фотографию или графический дизайн. Профессора фокусируются на происходящем в мире, обществе и том, как они меняют архитектуру. Студенты не просто придумывают проекты, дискутируют, читают и обсуждают профлитературу.

▪️минусы — отсутствие стипендий для иностранцев. Зачастую неадекватная реакция руководства на финансовые нужды студентов. Нежелание пожилых профессоров адаптироваться к изменениям в образовании, что усложняет жизнь студентов. Но отношение к ним уважительное, и вообще они чувствуют себя свободно. Так как их воспринимают как клиентов: образование почти всегда платное.

▪️деньги: обучение покрывают родители Насти. Она же зарабатывает только на жизнь. Нагрузка такая, что успевает работать в двух местах: преподавать английский по зуму ученикам из России и в кафе универа. Получает в месяц $700, которых хватает только на продукты и оплату мелких расходов (мобильная связь, материалы для моделей и тд). При этом выигрывать стипендии и гранты вполне реально. Сейчас Настя проходит летнюю учебу в калифорнийском университете Беркли с хорошей стипендией. В стоимость обучения не входит жильё, питание, поездки. Зато можно бесплатно пользоваться библиотекой, спортзалом, техническим оборудованием (от камер и проекторов до пил, дрелей и 3D принтеров), лабораторией с таксидермией и скелетами (для рисунков/скульптур…).

▪️быт: на территории много общежитий. Варианты разнятся от комнаты с соседом без удобств и кухни до собственной квартиры со всеми нуждами. Это отражается на цене. Питание в четырех кампусовских столовых. Там же библиотека, спортзал, канцелярский и строительный магазины.

▪️студенты: координаторы консультируют насчет документов для визы. Ребята приезжают в основном из Китая, Индии и Кореи. Размер факультета сильно меняется: на керамике обычно 10-15 человек, в то время как на иллюстрации около 400.

▪️разница с нашим образованием: Настя наслышана о ней от друзей из России. У нас образование хорошее, но нагрузки заранее невыполнимы. Не всегда понятная программа. Бывают ненужные предметы типа физ-ры. Во многих (но не всех) ВУЗах к студентам неуважительное отношение, прав и свобод, как в США, у них нет.

▪️расписание: четырехдневка или пятидневка. Уроки по 3-7 часов. Студии длятся 5 часов, сопромат — 3, «обычные» предметы — 1-2. Осенний семестр: начало сентября — середина декабря. Зимний — месяц. Весенний: конец февраля — конец мая.

▪️поездки: летом РИСД предлагает 4-7 программ в формате выездных студий. Всегда разные: например, в римский филиал или Португалию. Обмены с другими универами студенты организуют сами. Баллы за уроки оттуда переносятся. РИСД соседствует с Брауновским университетом, с которым делятся библиотеки/спортзалы/музеи. Студенты могут брать уроки в соседнем заведении. Настя ходила на литературу и историю в Браун, так как там ей было интереснее. Не в формате свободного слушателя: училась на равных и получила итоговую оценку в аттестат. И наоборот: брауновцы, которым важнее художественные дисциплины, ходят в РИСД.

▪️рядом: музей университета, фестиваль огня, много кафе, книжных и галерей. Час на электричке до Бостона, 3,5 — до Нью-Йорка, 40 минут на автобусе — до Ньюпорта с красивой старой и приятной архитектурой. Этот район называется Новой Англией. Там красивая природа, много пляжей, парков и троп для коротких походов
#естьпочитатьчто

▪️едва ли не вся оставшаяся интеллигенция перевозбудилась из-за статьи в «Новой газете. Европа» о якобы империалисте Иосифе Бродском. Можно изучить и более ранний текст с похожими мыслями Ольги Берельсон.

▪️летописец президента Андрей Колесников описал в «Къ» похождения своего героя в «ГЭС-2». Хотя куда приятнее прочесть изобретательную рассылку Дома культуры про коллекционирование. Среди спикеров — #культурнаяСтоляр и перевозивший «Троицу» из Третьяковки в Лавру «Арт-курьер».

▪️«РГ» докладывает, что патриарх Кирилл открывает дом-музей деда, священника Василия Гундяева в Нижегородской области. Интересно, к чему бы такое внезапное решение семейных вопросов? Не к пенсии?

▪️после истории с «Троицей» ушла с головой в ветхозаветные и христианские сюжеты, от которых не оторваться в исполнении теолога Инны Царёвой. Она (ещё и художница) стилизует каналы в Ютубе и телеграме, а такие эстеты, как я, залипают от этой красоты.

▪️ Катя Федорова составила для The Blueprint таймлайн лучших примеров модно-танцевальных видео, чтобы отследить, как сотрудничали мода и движение. Обратите внимание на перформанс Виктора и Рольфа в Музее Ван Гога.

▪️если нет времени ходить на лекции по истории искусства, а разбираться хочется, причём с проводниками — ведущими экспертами страны из Третьяковки, МГУ и ГМИИ, то вам в Magisteria. Слушаю там своих преподавателей, чьи пары порой пропускала. И знаете, тут даже приятнее, так как бодро и лаконично. Рекомендую.

На фото «Эрмитажа» портрет «Неизвестного, читающего газету» кисти Андре Дерена из коллекции
и с выставки Сергея Щукина
#кукурисерч #вдень

рождения Константина Мельникова взглянем на его главное творение — собственный Дом в Кривоарбатском переулке. Несколько фактов о нем:

▪️Мельников был не только архитектором, но и заказчиком, инженером и инвестором, поэтому экономил каждый рубль, каждую копейку. Отсюда дом принял круглую, более экономную форму.

▪️множество продырявливающих фасад окон — их 120 (половина заложены) — по той же причине. Они обходились дешевле дорогостоящего кирпича. Почти все окна шестиугольные, и только одно восьмиугольное, в гостиной. Оно пропускало лучи закатного солнца.

▪️изначально Дом должен был быть прямоугольным и по типу относится к избе. Стоит на фундаменте старой русской архитектуры. Не просто так Мельников писал: «Классика и модерн — две архитектурные клячи». Памятник русский по
духу и мировой по значению.

▪️Дом — не только икона, но и чудо инженерии. В нем есть холодный шкаф (по-нашему холодильник), компост (Мельников был ещё тем ЗОЖником), телефон — воздушный, с коммуникациями внутри и вне здания. Это ещё и прообраз современного домофона.

▪️почему дом не сожрали плесень и влага? В том числе потому что Мельников прокладывал полы газетами. Исследователи во главе с директором Дома Павлом Кузнецовым, по мотивам статьи которого написан этот пост, и главой Музея архитектуры (Дом в его ведении) Елизаветой Лихачевой обнаружили новости за май 1929-го: о параде физкультурников на Красной площади и возвращении Максима Горького из эмиграции.

▪️отопительная система в Доме настолько «умная», что требует почти в два раза меньше тепла по сравнению с типовыми советскими квартирами. Мельников любил показывать ее гостям, спускавшись в подвал. Не только проводил им экскурсию, но и наливал по рюмке-другой чего покрепче. Сегодня тоже есть повод выпить. А кому-то может повезёт сделать это в саду Дома.

Фотографии Ольги Отченашевой, чьи работы можно встретить сейчас на выставке «Москва. Реальное» в Музее архитектуры
#представьтесебе

говорят, что залы ММОМА на Гоголевском простаивают сейчас закрытыми, потому что наследницы Олега Целкова не согласовали продление выставки художника из-за испортившейся репутации музея после 24 февраля. Это не правда. Я связалась с его падчерицей Ольгой Шмитт, которая опровергла слухи. Она уточнила, что им «предлагали продлить выставку до 10 июля (она должна была закончиться в майе), и мы с радостью согласились. Как планировалось, она закрылась 11 июля, и работы вернулись. Если бы нам предложили продлить проект еще раз, мы бы согласились».

При этом природа возникновения слухов понятна. Музей и правда скомпрометировал себя за последние месяцы увольнением сотрудников из-за анти******* заявлений и закрытием выставки студентов магистратуры «Гаража» после звонка из Депкультуры. В этой истории, кстати, никто не обратил внимание на то, как странно повела себя институция. По сути, своим заявлением она перевела стрелки на коллег и сняла с себя ответственность. Хотя сомнительно, что руководство ММОМА не знало, чем именно планировали открыть проект.

Музейные выставки, особенно последние пять месяцев, готовятся под микроскопом. Каждая итерация проектов согласовывается всеми участниками процесса, причём еженедельно или даже ежедневно. Если в ММОМА этого не было, то возникает вопрос, чем заняты их выставочный отдел и руководство?

Недопонимания со столкновениями в арт-мире случаются, когда одни предписывают произведению нейтральную позицию, а другие — мыслят художественную практику в оппозиции к процессам медийным и политическим. Отсюда и полемики, которые обострились не вчера, а полвека назад. В связи с отменённой ретроспективой Ханса Хааке и удалением работы Даниеля Бюрена из музея Гуггенхайма. (Именно эти художники придумали институциональную критику.) Протестовал тогда весь честной народ, вплоть до кураторов музея. Но откуда же теперь ему взяться?!