ку-ку
39.7K subscribers
13.4K photos
565 videos
5 files
2.9K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#вследующейжизни

увидим новые зарубежные проекты:

▪️арку в виде клетки с силуэтами беженцев от Ай Вэйвэя у Национального музея Стокгольма

▪️художественный музей и мост Банданона по проекту бюро Керстин Томпсон в австралийском Иллару

▪️музей художника-ботаниста Цзэна Сяоляня от бюро Elepheno Architects в китайском Куньмине

Фото из соцсетей музеев
#представьтесебе

несмотря на то, что приписываемая Андрею Рублеву «Троица» вернулась в Третьяковку предварительно (!) без видимых ухудшений, она уходит на месяцы на наблюдение. После
в случае удовлетворительного состояния сохранности икону разместят в экспозиции галереи,
но не раньше следующего года.

То есть из-за 1,5 дней её бессмысленного пребывания в Троице-Сергиевой лавре (прежде всего, потому что икона не является чудотворной), общественность утратила возможность видеть памятник минимум 3 месяцев.

На вопрос — как это возможно, ведь все, кто в курсе ситуации, понимали последствия — мой собеседник из Московской патриархии объяснил: «Святейший рассчитывал на присутствие первого лица на знаменательной службе. Поскольку месяц назад пришёл однозначный отказ, была найдена равноценная замена музейного достоинства».

Фото Третьяковской галереи
#непроходитемимо

скульптурного дворика Музея архитектуры, где пишу лонгрид о «Троице», а в это время мой песёль изучает экспонаты. Вот такая у нас семейка: каждый что-то разнюхивает
#вдень

рождения Ильи Остроухова вспомним его не только как художника, затерявшегося среди Игоря Грабаря, Василия Поленова и Ильи Репина. Не только как руководителя Третьяковской галереей, которую за 14 лет он превратил в национальный музей русской живописи. Не только как коллекционера — от бабочек и птичьих яиц до живописи импрессионистов и иконы — менее прославленного, чем Морозовы и Щукины. Не только как музейщика, сформировавшего свой личный обаятельный Музей живописи и иконописи в Трубниковском переулке, который теперь часть Литмузея и попадает в мою подборку #неочевидныемузеи.

А ещё как специалиста, с именем которого связано открытие древнерусской иконописи в начале ХХ века, в частности «Троицы», приписываемой Андрею Рублеву. Именно по совету Остроухова собор монахов Троице-Сергеевой лавры согласился на первую реставрацию иконы и поручение этого опытному иконописцу Василию Гурьянову. Знания, полученные в окружении Мамонтовых, помогли Остроухову
следить за расчисткой памятника
и участвовать в его сохранении.

На фото Третьяковки портрет Ильи Остроухова кисти Михаила Вербова
#полноекуку

после выдачи «Троицы» неудивительно, что в Госдуме объявили о готовности принять поправки про передачу икон из музеев в храмы.

Во-первых, не исключено, что у патриарха есть своё лобби, причём в каждой фракции. Во-вторых, уже началась соответствующая пиар-кампания — окончательный возврат церкви национализированного. В-третьих, выдача «Троицы» — это начало новой реальности, о которой говорил мой собеседник из Московской патриархии. И это стало возможно из-за слабости руководителей Третьяковки. Боюсь, будем свидетелями падения домино.

Знаю, что серьезно сейчас по этому поводу негодует директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который прикладывал колоссальные усилия по защите музейного достояния
от РПЦ. Увы, Михаил Борисочович, прорвало там, где не ждали
#представьтесебе

в моем распоряжении оказался внутренний документ Третьяковки, исходя из которого ясно, что перевозка «Троицы» прошла с критическими нарушениями:

▪️икону транспортировали и устанавливали не в специальных климатических капсулах, а в обычных витринах (!).

▪️эти витрины сотрудники галереи сами впопыхах (большего времени им просто не дали) снабдили оборудованием, датчиками.

▪️компания «Арт-курьер» не дала возможность сотрудникам галереи финально осмотреть витрины.

▪️витрина в соборе не обеспечивала должный температурно-влажностный режим; была со слабыми креплениями стёкол. Температура в ней не соответствовала предельно допустимой.

▪️вероятно, витрина в храме не была устойчива. И открывать ее было вообще не безопасно.

▪️влажность и температура в соборе значительно не соответствовали нормам.

Как все это отзовётся на состоянии иконы, гадать не будем. Ждём вердикт реставраторов и хранителей. Но по их предварительным ощущениям — ничего хорошего ждать не стоит.

UPD: от компании, которая профинансировала перевозку «Троицы», узнала, что деньги передавались на климатическую витрину, а не на обычную. Разница в стоимости — миллионы рублей
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#вдень

своего рождения директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва, с чем ее поздравляю, снова первой среди музейных директоров высказалась против заявления Госдумы про готовность принять поправки о передаче икон из музеев в храмы и про историю с «Троицей»
#представьтесебе

последние инициативы министерства культуры, которые пока не были афишированы, но всколыхнули музейное сообщество:

▪️госучреждениям спустили разнарядку готовить выставки в ЛНР и ДНР и представить проекты, если не в этом году, то в начале следующего, и попатриотичнее;

▪️начался сбор товаров и средств для «спасения и выживания» по акции «Все для победы!». Пока она проходит в рекомендательном характере, но мне шепнули в ведомстве — если сборы будут слабые, придётся принимать меры. Например, автоматически высчитывать процент из зарплат.

▪️для этого с музейными работниками начинают проводить, условно говоря, психологические беседы и вообще добавлять в штат людей, специализирующихся на таких функциях. Так, к директору Пушкинского музея Марине Лошак приставили нового заместителя — из бывших военных или фсбшников.

Все это словно было придумано
для моей рубрики #полноекуку
#непроходитемимо

Уверена, у какого-то из моих читательниц есть грешок, как у меня — страсть к брендовым сумкам. Но не попсовым, а лимитированным достойным моделям, в том числе из разряда —круиз или винтаж. Бутики закрылись, а вернисажи, поездки на биеннале да и культурные походы, где не хочется сливаться с окружающими особами, никуда не делись. К счастью или сожалению.

Не скрою, моя душа отдана Миучче Прада, что подметил «РБК Стиль». Но то было до 24 февраля. Где сейчас тот Miu Miu, где та Prada? Ау! В ответ — тишина. Да и доходы с тех пор осели, чего уж скрывать. А по комиссионкам я не ходок: и нет таких, с кем совпадаю эстетически и кому доверяю. Сами знаете, сложно не нарваться на подделки.

Вот этим как раз меня и подкупили к себе энергичные девушки — владелицы первой в России ресейл платформа акссесуаров с селекционным подходом The Cult. Между собой они зовут его «Культ», потому что проект — про культовые сумки. Важно, что все они проходят тщательный отбор не только с помощью аппаратов аутентификации, но и через фильтр представлений о прекрасном. То есть никаких левых и китчевых моделей, перелистывая которые, начинает дергаться глаз, там нет.

Помимо люксового сегмента найдёте более скоромные, но не менее симпатичные нишевые бренды, которые практически не представлены в стране. В общем, пойду выбирать себе поощрение
за бесконечные переработки.
Если не влезу в бюджет — оформлю выгодную рассрочку там же на сайте. И не забуду забить скидку в 2 тыс по промокоду CULTCOURIER.
И да, #партнерскаяинтеграция
#представьтесебе

вероятно, подлинное яйцо Карла Фаберже власти США нашли на арестованной яхте сенатора Сулеймана Керимова. Источник говорит мне, что речь идёт об оригинале, но без документов. И аукционы он якобы не проходил.

Выход, видимо, у владельца один — обратиться в Эрмитаж за экспертизой. Авось Михаил Борисович не откажет. Хотя мне объясняют, что Керимов не собирался пока предъявлять яйцо, так как не хотел перепродавать его и делать «выставочную» историю.

На вопрос — откуда оно, ответили — из таинственных запасников. Но не музейных, а государственных, находившихся в подчинении разных ведомств, вплоть до Минобороны.

Исходник фото — кадр из видео ESysman SuperYachts/Youtube
#представьтесебе

моя статья могла завершаться словами моих преподавателей из МГУ, которые ещё годы назад сформулировали вердикты по выдаче «Троицы»:

▪️историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова — из текста «Артгида»: «Два человека, которых я вижу перед собой, — директор Третьяковской галереи и главный хранитель галереи, — вам вручено огромное национальное достояние, и вы за него отвечаете. Вместе с тем вы готовы дать разрешение, — пусть на три дня, — на перевозку иконы. Мне представляется, что это… Я скажу грубо: должностное преступление».

▪️историк искусства Михаил Алленов — из текста «Артгида»:
«В любой профессии существует, что называется профессиональной этикой — кодекс чести, подобный клятве Гиппократа у врачей. В адрес директора и главного хранителя, готовых согласиться на выдачу «Троицы», было произнесено: «Должностное преступление». Я с этим не согласен. Если врач, будучи по должности главным, прописывает пациенту перемену климата, зная, что это связано с риском для жизни, а по мнению консилиума противопоказано, то это не должностное преступление — это клятвопреступление. Он может остаться в должности главным, но он перестает быть врачом. Если музейному хранителю сверху предлагается подвергнуть аналогичному эксперименту единственное в мире создание, вверенное его хранению, то это значит, что ему предлагается забыть не о своей должности, а о своей миссии хранителя, то есть совершить клятвопреступление.
Единственная адекватная реакция с его стороны как законопослушного гражданина — отречься от служения такой власти, то есть подать в отставку. Тогда как власть, склоняющая к клятвопреступлению, утрачивает в глазах законопослушного гражданина легитимность — не правда ли?
».

Не убавить — не прибавить. Разве что остаётся назвать имя того, кто пошёл на должностное преступление. Это Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи. Отвечать ей.

Фото Софьи Багдасаровой
#вдень

рождения Ольги Розановой стоит выпить шампанского, которым она, вполне вероятно, как и дамы её эпохи, не пренебрегала. Тем более что #выхинезагорами. Плюс хорошо бы выбраться в Ростов (всего два часа от Москвы, да и
гид по нему уже собран), чтобы помедитировать у её «Зелёной полосы» в местном Кремле.

На фото Ивановского музея автопортрет художницы и
«Полоса» в моем исполнении
#кукугиды

сбежать от жары загород и по пути продолжить изучать современную архитектуру и не только. Самые заманчивые локации — Сколково, Мещерский парк и Переделкино.

Поехать: если на метро, то обратите внимание на станцию «Солнцево» по проекту бюро Nefa Architects. А если на машине и по Ленинскому, то не пропустите — штаб-квартиру «Новатэк» от бюро «СПИЧ». Если по Вернадкского
— БЦ «Академик» от UNK project

Посмотреть: Сколтех от бюро Herzog & de Meuron; клубный дом в гольф-клубе «Сколково» Шигеру Бана; «Матрешку» и «Гиперкуб» Бориса Бернаскони в центре «Сколково»; новую выставку Дома творчества Переделкино «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется» о книге Льва Кассиля

Поесть: в ресторане гольф-клуба; The Rink; «Лесной чайной»; кафе
и ресторане Дома творчества

Фотографии Дмитрия Чебаненко (1, 4), Константина Антипина, Ильи Иванова с выставки Музея архитектуры «Москва. Реальное»