ку-ку
37.4K subscribers
12.8K photos
536 videos
5 files
2.77K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#искусствоведческиесреды

отдаются Сергею Щукину, чью коллекцию выставил Эрмитаж. Почему не Морозовым? Не потому что уже писала про них (читайте The Blueprint) или не высоко оценила проект Пушкинского, тем более не из-за сегодняшнего дня рождения мецената. А в чем дело?

Часть I. Щукин и Морозовы

Все в третьем поколении представляли видные купеческие династии, чьи состояния исчислялись миллионами. Были текстильщиками: одни производили ткани, другой — продавал. Чтобы разбираться в текстиле, нужен художественный вкус. В том числе так пришли к коллекционированию.

У каждого были свои метод и концепция. Щукин влюблялся в художника, тут же покупал и надолго брал в оборот. Иван осторожничал, выжидал месяцами и прикидывал, где разместит. Михаил предпочитал русских художников, Иван и Сергей — были по французам.

Соперничали? Разве что за Гогена, имели равноценные собрания его работ. Амбассадорил Матисса и Пикассо Щукин, Ван Гога, Дега и Сезанна — Морозов.

Пересечения по авторам были. Абрам Эфрос не просто так выдал: «Щукинские мастера с поправкой на Морозова». Последний ценил в живописи безмятежность и радость, первый — сложность и геометрию. Иван довёл собрание до неповторимости за счёт русской живописи. Щукин снимал сливки во Франции, первым открыв новое искусство.

Дело не в старшинстве: Сергей был старше на 17 лет и раньше попал в омут собирательства. Он был более страстным и увлекающимся. В отличие от Морозова, ходил по мастерским. Доверял только себе (Иван часто решал по совету Тугенхольда). Отсматривал у галеристов ВСЕ работы, а не выборку. Да, у Морозова превосходные вещи, но с налётом консерватизма. А ещё эклектичности, так как не успевал концентрироваться на художнике.

Коллекция Щукина вошла в историю как наиболее острая и радикальная. Как минимум для директора МоМА Альфреда Барра, биографа коллекционеров Беверли Уитни, формирователей Первого Музея западного искусства. И, похоже, наших современников, которые начали коллаб с фондом LV именно с неё.

Портреты Морозовых кисти Серова, Щукина — Корнелиуса
#полноекуку

Зураб Церетели подарил музею Мирового океана в Калининграде скульптуру «Детство Петра». Ее собираются установить у Фридрихсбургских ворот, где в крепости учился будущий монарх.

Музею пришёлся по вкусу памятник или его навязали? Может за него и заплатить пришлось (как минимум за доставку и транспортировку?), как это бывает, не буду показывать пальцем, у кого? Можно же отказываться от сомнительных подарков ещё и высотой 2,3 метра
+ 3-метровых постаментов и
не компрометировать музей.

Коллеги, ещё не поздно опомниться и не повторять ошибок москвичей.

Фото и рендер музея
#вдень

рождения (115-й) Фриды Кало неплохо бы доехать до ее музея в Мексике. Так как это будет #вследующейжизни, пока можно посмотреть его — Голубой дом — онлайн. Музейщики оцифровали, приготовив такой #подарокнадр

Фото из соцсетей музея
#вдень

135-летия Марка Шагала и дня поцелуя вспомним его «День рождения» из коллекции МоМА. Фото работы прислал мне специалист по художнику, который готовит его монографию и вот что добавил после моей просьбы подсказать, на какой картине поцелуй Марка и Беллы удачней:

«Ни на какой. Он её не любил и бегал, как мог до вынужденной женитьбы в 1915-м. В ГМИИ есть рисунок 1909 года, где он прикрывает своё достоинство, спасаясь от её домогательств. Белла всегда изображена уродливо, а сам он — чрезмерно красиво. Кстати, когда она умерла
в Америке, он тут же спутался с Вирджинией Хаггард, и сын
Давид родился через год.

Серия любовников — скорее символическая: это образы Пьеро и Коломбины в контексте русского провинциального взгляда. Любви там нет, зато присутствует весь набор сентиментальных эффектов. На мой взгляд, лучшая работа серии «Розовые влюблённые», подаренная
Абраму Эфросу.

А если уж показывать «любовь» этой пары, надо привести «Двойной портрет с бокалом вина», где Шагал взгромоздился ей на плечи. Или «Прогулку» из
Русского музея, где он одной рукой держит синюю птицу, а другой — отпускает любимую в небо.. лети с богом.

Любовь Шагала и Беллы —
миф, придуманный семьёй для поднятия котировок в 1960-е. Шагал должен был стать равновеликим Пабло Пикассо: тот безжалостный скептик и аналитик, а этот — романтик с голубыми глазками»
#представьтесебе

бизнесмен Шалва Бреус всё-таки откроет музей современного искусства, но не в «Ударнике», как планировал когда-то, а в бывшей тбилисской больнице. Что касается здания московского кинотеатра, которое располагается между «ГЭС-2» и Кремлем, то вот вам эксклюзив — там тоже планируют открыть культурный проект.

О подробностях пока умолчу: что могла, написала. Открытый аукцион по покупке здания ещё впереди. Мой собеседник в Мосгорнаследии будет держать меня в курсе новостей, а я — вас. Надеюсь, Леонид Михельсон приобретёт пространство, приведёт его в порядок с помощью бюро «Апекс» и удивит нас новым проектом
#вдень

рождения Густава Малера, слушая его третью симфонию в исполнении Теодора Курентзиса, прочтите слова другого Теодора — Адорно, который был философом и говорил: «Малер прав, когда в ответ на предложение некоего доброхота затемнить концертный зал для создания соответствующего настроения ответил, что если концерт не заставляет забыть о том, что тебя окружает, такой концерт ничего не стоит» #докпроза
#представьтесебе

из-за одиозного интервью Михаила Пиотровского, которым шокированы и во Франции, уже доктора наук покидают Научный совет «История мировой культуры», где председательствует директор Эрмитажа. Вот, пожалуйста, обращение главного научного сотрудника РГГУ и профессора Высшей школы экономики Сергея Зенкина.

При этом в «РГ», где вышло, интервью, последовало продолжение. В оде Пиотровскому объясняется, почему и кто его не любит: «…только публика, все на свете конспирологизирующая, да читатели "желтых" новостей, которым подавай скандалы, компроматы, подмену картин на зарубежных выставках, распродажу Эрмитажа из-под полы и прочее в стиле "улиц разбитых фонарей».
Вот как все просто, господа, оказывается, можно объяснить.

В газете добавили, что Пиотровский — не только человек России, но и мира, специалист по культуре древнего Йемена — его надо бы уважать. На что один из моих постоянных читателей отозвался: «Вот пусть в Йемен и едет, там зауважают. Там сейчас Саудиты зачистку произведут в обмен на снижение цены на нефть. Он может войти в территориальную оборону йеменцев. Он же идеи мира защищает. Пресс-службу может с собой взять. Там они лучше будут смотреться — как военизированная пехота на верблюдах». Йемен — это привлекательно, но не так быстро.

Сначала разобраться бы с делами насущными. Тут замминистра культуры Григория Пирумова приговорили к 8,5 годам колонии строгого режима. В том числе за хищение 900 млн., выделенных на строительство комплекса зданий Эрмитажа. С гостиницей музея тоже все неоднозначно. В общем, у Пиотровского дел невпроворот.

Тем более, рано или поздно кто-то поймёт, что так не бывает, когда зам по строительству виноват, замминистра — тоже, а ключевые герои не при делах. Или бывает?!
#успетьбы

▪️до 10 июля на ретроспективу Олега Целкова в ММОМА. Читайте одно из последних интервью художника, которое он дал мне.

▪️до 15 июля 31 августа (продлили) на «Двойные отражения» Дмитрия Плавинского, которую галерея «Веллум» сделала к его 85-летию.

▪️до 15 июля на офорты Ивана Фомина в Музей архитектуры. Смотрите мини-экскурсию от директора Елизаветы Лихачевой.

▪️до 24 июля могла проходить выставка Гриши Брускина в Новой Третьяковке, которая ещё не разобрана. Мало ли кому повезёт.

▪️до 24 июля на «Между землей и небом» в ГМИИ, где выстроили диалог между Рембрандтом, Гойей, Чекрыгиным и Штейнбергом.

▪️до 31 июля на Эдуарда Штейнберга в Новую Третьяковку, подготовленную к 85-летию автора.

▪️до 31 июля на выставку «Из историй Дома Брюсова», где обитает Музей Серебряного века
#выхинезагорами

когда подруги намекают вечером на кабачок, а у тебя в голове — одноимённая работа Эдуарда Мане из коллекции Морозовых. Хватит музеев на сегодня — пора выпить
и завершить рабочую неделю
#вдень

85-летия Дэвида Хокни расчехляю свой фотоархив его автопортретов, созданных с помощью кисти, фотокамеры и компьютерной графики. Часть фото из монографии, другие — с его персоналок в Тейт Британ, Метрополитен и Центре Помпиду. Жаль, что теперь Москву не накроет хокнимания, которая сопровождала его шоу в мировых арт-столицах, так как выставке Хокни в Пушкинском не суждено случиться. По крайней мере, не через пару лет, как замышлялось