ку-ку
37.4K subscribers
12.7K photos
532 videos
5 files
2.76K links
Курьер культуры. Аналитика, инсайды и неочевидное про мир искусства

Автор: искусствовед Ксения Коробейникова — основательница «ку-ку клуба» для музейщиков и канала «ку-ку киндер»

С вопросами и предложениями к @kseniakorobeynikova

№ 4777876370
加入频道
#непроходитемимо

Экс-глава отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев в интервью Анне Толстовой разнес происходящее везде: в Галерее, «ГЭС-2» и МАММ. Не сложно догадаться, с кем эту ночь проведет куратор. Думается, традиционного в таких случаях многочасового звонка Ольги Свибловой не избежать.

На фото — фрагмент инсталляции Ирины Кориной «Назад в будущее!», о которой идет речь
#представьтесебе

галереи современного искусства, за которыми стоит следить по итогам Cosmoscow. Здесь нет тех, кто показал не пойми что или не высказался внятно:

▪️Alina Pinsky
▪️a—s—t—r—a
▪️Deep List
▪️fābula
▪️Jessica
▪️Myth
▪️Futuro
▪️Pennlab
▪️Shift
▪️XL
▪️

Список не полный без Vladey и Triumph, которые вне Cosmoscow и делают свои ярмарки. Ещё не хватает Anna Nova, Artwin, Gisich, Iragui, KGallery, pop/off/art, Sample и Szena, которые не впечатлили, хотя обычно предстают с чем-то стоящим. Галерейная карта ограничилась Москвой, Питером и Нижним, хотя география на ярмарке — как и в жизни — шире
#непроходитемимо

Завершаем разговор про ярмарки чтением репортажа в «РБК Стиле» галеристки Алины Пинской из Парижа. Она стала нашими глазами и ушами на местной Art Basel, параллельных выставках-блокбастерах и ярмарках-сателлитах. Их — уже 10, а не 7 как в том году.

Алина со знанием дела объясняет, почему Art Basel Paris из подростка перерос во взрослого и рискует каннибальски поглотить родителя из Базеля. Почему галеристы еле уговаривают своих работников выходить на стенды в последние дни ярмарки. И как для приманки коллекционеров по пятницам и субботам завели акцию «О ля ля», где показывают хайлайты.

Не обошлось без цифр, точнее семизначных цифр. За такие сумму проводятся сделки. Хотя так и не удалось узнать, во сколько оценили одно из самых дорогих и обсуждаемых произведений этой ярмарки — «Супрематизм» Казимира Малевича со стенда швейцарцев Hauser & Wirth. В общем, Алина подметила главное и заразила нас парижской атмосферой бурления, за что ей спасибо
#вдень

Как проведете День балета — в театре или Эрмитаже и ГМИИ, любуясь танцовщицами Эдгара Дега? Кто забыл про праздник и не попадёт ни туда ни сюда, не расстраивайтесь. Крупнейшие театры объединились, чтобы порадовать вас в вашем доме.

До конца 3 ноября пользователям ВКонтакте, Одноклассники и Дзен по хэштегу #балетбезграниц ждет эксклюзивный контент об искусстве театрального танца. Засняли красивейшие спектакли, клипы и лекции, чтобы увлечь вас балетом. Коллеги проделали грандиозную работу и подарили нам идеальный план на выходные!
#непроходитемимо

Противоречивые отзывы о ярмарках небеспочвенны: после них коллекционеры остались голодными до искусства. И оторвались на Vladey. У них двое подряд успешных торгов. Неделю назад, продавая коллекцию Георгия Гурьянова для создания его музея в Питере, установили мировой рекорд с рисунком Виктора Цоя за ₽8 млн. А вчера на фирменных торгах «ВСЁ ПО 100» сумма продаж современного искусства превысила ₽26 млн.

Ушли 52 работы, не обошлось без рекордов. Ставки начинались со €100 и выше всего поднялись за работы с иллюстрации. Слоник Владимира Дубосарскского улетел за €30 тыс, семейный портрет питерской художницы Надежды Косинской — за €28 тыс (год семьи сыграл роль?), облако Ивана Чуйкова — за €27 тыс. Я билась, сколько могла, за него, но в какой-то момент сошла с дистанции. Хотела себе эту вещь, поскольку в неё меня в свое время влюбил сам Чуйков рассказами. Она с его знаковой выставки в Доме Ученых.

Таких работ с безупречной историей и провенансом вчера было много. Вот и результат!
Forwarded from ку-ку киндер
#успетьбы

На какие образовательные программы сходить с детьми в музеи, вы уже знаете. Теперь подскажем выставки для семьи:

▪️«Если бы я был…» в МАММ — выставка Владимира Мишукова про детей, представляющих себя взрослыми. Ещё в МАММ — «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье». Это конгениальные произведению Льюиса Кэрролла работы Павла Пепперштейна. До 15 ноября и 15 декабря, 16+

▪️«Брюллов. Классная классика» в Русском музее — выставка для детей в дополнение к проекту «Великий Карл». До 12 января, 6+

▪️«Васнецовы» в Третьяковке — посвящение художникам династии — Виктору, Аполлинарию и Андрею. От сказочных сюжетов и храмовых росписей до «сурового стиля». До 4 ноября, 12+

▪️«Дом, там, где» в ММОМА в Ермолаевском — выставка для всей семьи, где родители и дети исследуют через современное искусство, что значит быть вместе. До 24 ноября, 0+

▪️«Уроки Золотой рыбки» в Доме Остроухова — погружение в сказочный мир Пушкина с «морем» иллюстраций и инсталляций. До 17 ноября, 6+

▪️«Львы, орлы и краснозобые казарки» в «Царицыно», где скульпторы и живописцы ХХ века воплотили в материале восторг перед природой. До 26 января, 0+

▪️«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музее, где воссоздали мир витебского детства художника: летающие рыбы, ангелы, цирк и мегараскраска. До 12 января, 0+

▪️Vladey предлагает ребятам организовать свою выставку — создать шедевры и выставить их на аукцион. 9-10 ноября, 6-12 лет
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
#кукукино

Если планировали выбраться на «Передвижников», но снег склонил остаться дома, посмотрите хороший фильм про них. Его к выставке инициировала Третьяковка (вот что значит — PR работает) и снял «Первый канал» с режиссером Юлией Ермолиной. Назвали «Передвинем Передвижников».

Раскрывают тайны музейной кухни, ключевых шедевров и художников. Рассказчики — с десяток музейных работников во главе с замдиректора по науке Татьяной Карповой и куратором проекта Татьяной Юденковой. Наконец-то им дали слово, а то годами у галереи была только одна говорящая голова. Показали тех, кем славен музей, и слушать кого — удовольствие
#вдень

Народного единства явили Национальный центр «Россия» на территории «Экспоцентра». Он по указу президента стал итогом одноимённой выставки на ВДНХ. Запустили проект международным симпозиумом «Создавая будущее».

Ощущение, что организаторы смотрели в сторону питерского культурного форума. Или все это родила одна голова, но без участия Владимира Кехмана? Иначе не отсутствием же воображения объяснять схожесть тем, формат, спикеров из стран БРИКС и главного героя в лице ИИ? В Москве за него отвечает Аэлита, а в Питере был робот, поющий с Надеждой Бабкиной. Площадку тоже не стали строить новую, а обжили готовую. Козырный Эрмитаж против «Экспоцентра», где квартировала в том году ярмарка Cosmoscow.

Немного выселки, но чем богаты. Ориентир для входа, как подсказывает многочисленный персонал на улице, — храм. Его — Серафима Саровского — неужели успели построить к открытию Центра? Если так, то боюсь представить, чем в следующем году ответит в Питере Владимир Абрамович. Биржей? Одним Новым штабом же сыт не будешь.

Новому штабу хоть с десяток лет, но он с иголочки, по сравнению с «Экспоцентром» 1980-ых. Его застроили за 3 месяца, как смогли, в том числе в цвета российского флага. Вид получился свежий, если не заходить в гардероб и туалеты. Охраны и волонтеров достаточно, помогают молниеносно и работают без суеты. Мегастатусных героев не ожидается: без президента, патриарха и Татьяны Голиковой, как в Питере. Топ спикеров состоит из немногих имен, среди которых Сергей Кириенко и Михаил Ковальчук. Ставку в программе сделали не на чиновников, а на ученых, журналистов и культурных деятелей из 100 стран.

Тут все беднее демократичнее и более по-деловому. За все секции не берусь судить, остановлюсь на музейной. Ее курирует директор ГМИИ Елизавета Лихачева и курирует умно. Особенно по сравнению с невнятной музейной частью в Питере. За неё отвечал Михаил Пиотровский. То ли ничего не было сделано из-за его болезни и отсутствия, то ли потому что «и так сойдет».

В Москве наоборот проходят живые дискуссии с теми, кого не для галочки позвали. Всё транслируют и после выкладывют на сайт. Свезли музейщиков из ОЭА, Египта и Индии. Российские институции представлены Екатериной Проничевой из Владимиро-Суздальского музея, Виктором Шалаем из Музея Арсеньева и Семеном Михайловским из Академии художеств.

Он же курирует серию диалогов и выставку «Наследие для будущего» с работами студентов арт-заведений стран БРИКС. Она облагородила происходящее и выгодно отличила Центр от питерского форума, который может тоже разродиться в 2025 выставкой по предложению директора ПФКИ Романа Карманова. Было бы неплохо.

Как и если бы повторили хорошую идею представленную на ВДНХ с поп-апами регионов. В итоге: симпозиум, как и форум, по сути — скомканная выставка достижений народного научно-культурного и иного хозяйства + площадка для дискуссий, которые пытаются заглянуть в будущее. Оно, по словам Ковальчука, ожидается безоблачным, но пока туманно, как погода сегодня
#представьтесебе

выставка «Великий Карл» про Брюллова стала столь популярной, что появились перекупщики. Не только у входа в Русский музей, но и в онлайне. Они наделали сайты-двойники и фейковые ресурсы для продажи левых билетов. Будьте осторожны и покупайте проходки только на официальном сайте. Браво Алле Маниловой, которая первая среди новых музейных директоров сделала выставку, пользующуюся спросом даже у спекулянтов
#непроходитемимо

Пока в Питере стоят очереди на выставку Карла Брюллова, в Москве очереди в музеи стояли только в «Ночь искусств». Не только потому, что они работали бесплатно и допоздна, что уже не мало. А из-за особой программы, с которой организаторы акции в этом году превзошли сами себя.

Я намечала попасть на 5 событий, но после насыщенных двух завершила марафон под джаз Игоря Бутмана, который отмечал 25-летие своего коллектива. До этого была в «Зотове» на премьере перформанса «Биомеханика VR» и чуть ли не театрализованной экскурсии по выставке Мейерхольда. Расстроилась, что не успела на концерт Николы Мельникова с оркестром в специально открытом для него Рижском вокзале и оперетту «Летучая мышь» в постановке Алексея Франдетти.

Ещё было минимум два десятка стоящих событий в музеях, театрах и даже на улицах Москвы. Но везде не успеть — тем более если программа из 200 пунктов
#кукурисерч

Музеи защищают выставочные планы в Минкультах местных и федеральном, а не плохо бы вспомнить и про науку. Музеи — научные заведения прежде всего: они сохраняют, исследуют и выставляют коллекции, которые принадлежат государству. Наукой занимаются и сами работники музея — внутренние ученые, и независимые. И на науке у нас кое-где поставлен крест или висит амбарный замок.

Посмотрите на результат моего 3-месячного исследования. Таблица сделана на основании полученных мной данных и разговоров с независимыми исследователями, которые лично запрашивали информацию. Даю результаты ответов ключевых российских музеев — в столицах и регионах.

Из флагманов «отличился» только ГМИИ, оттуда уже четвертую неделю нет конкретного ответа, хотя по регламенту музей должен отвечать в течение месяца. В регионах не среагировали никак в Томском, Тверском и Слободском музеях. Остальные (строка во главе с Нижегородским) — молодцы. Абрамцево и Эрмитаж — лидеры. Первый дал самый быстрый ответ на запрос, второй — полнейший. Третьяковка и Русский отвечают примерно одинаково быстро, но галерея делится информацией щедрее.

Сразу видно, где порядок наведен, а где на одну из своих главных функций — исследование коллекции плевать хотели. Независимые ученые или ещё студенты/аспиранты — такие же двигатели научных процессов. Как и те, кто сидит в музеях, порой над златом чахнет и не готов делиться общедоступной по закону информацией. Выходит, что нерадивые музейщики препятствуют развитию национальной науки? Коллеги, пора навести порядок в этом.

Театральные музеи Москвы и Петербурга не попали в таблицу, так как ответ от них еще не получен, но контакт установлен. Про них будет отдельный разговор
#культурныйшок

Галеристы пишут мне, что у них на Винзаводе происходят странные акции в духе исторической реконструкции. Прямо сейчас происходит налет мужчин с топорами в одежде рабочих, представляющих неизвестную организацию. Они начали с галереи pop/off/art.

Одним они говорят, что это инспекция ГИН пришла сносить незаконные постройки внутри цехов, другим — что это Росгвардия. При этом ни одна из упомянутых организаций не уполномочена производить подобные действия. Документы мужчины не показывают.

Команда Винзавода вызвала полицию. Галеристы заперлись и ждут официальных комментариев. Пост будет обновляться по мере поступления информации.

Апдейт: Винзавод сказал, что приходила госинспекция по недвижимости выяснять, есть ли незаконные пристройки. Они не предъявили документов, после поднятого скандала удалились. Полиция приезжала, зафиксировала жалобу и уехала. Все работают в штатном режиме. Странная ситуация, с каких пор госинспекция начала приходить с топорами? Много вопросов. Вот первые ответы