ЧИТАЕМ СВЯТЫХ ОТЦОВ
12.3K subscribers
616 photos
29 videos
1 file
639 links
Отрывки из творений отцов Церкви.

Для связи:@maksimym_happy

Слушать на Литрес: https://www.litres.ru/podcast/protoierey-maksim-gorozhankin/chitaem-svyatyh-otcov-71453215/

Читаем святых отцов на RUTUBE: https://rutube.ru/channel/38681220/
加入频道
Не оставляй молитвенного правила, чтоб не впасть в руки врагов твоих.

Прилежи псалмопению, оно сохранит тебя от осквернения мечтанием греховным.

Люби телесные подвиги и лишения, – и укротятся в тебе страсти.

Отечник.
Интервью с о.Максимом Горожанкиным, администратором канала "Читаем святых отцов" @consensuspatrum

1. Как пришла идея запустить тг-канал со святоотеческой тематикой?

Идея была навеяна традицией духовных школ начала прошлого века. Так, в Санкт-Петербургской духовной академии был Златоустовский кружок, который организовал архимандрит Феофан (Быстров). Студенты, входящие в этот кружок, читали святых отцов и вместе размышляли над прочитанным. Златоустовским он именовался потому что чтение начали с творений свт. Иоанна Златоуста.
В наше время формат тг-канала вполне подходит для того, чтобы публиковать какие-то отрывки из творений отцов Церкви. Когда я только начал вести канал, главным для меня было, да и остаётся по сей день, вот что. На канале публикуются не просто цитаты, таких каналов в телеграмме тоже хватает. Публикуются именно отрывки из той или иной книги. Это самые яркие или значимые для меня лично строки. Так, например, книга вопросов и ответов преп. Анастасия Синаита была таким образом пройдена от начала и до конца. К концу приближается выборочное цитирование отрывков Лествицы и Древнего Патерика.
Чтение святоотеческих произведений может стать неплохим смысловым дополнением к келейному молитвенному правилу. И тут канал "консенсус патрум" может стать добрым помощником. Неслучайно отрывки из книг публикуются утром и вечером.
Возможно кто-то из читателей возьмёт в руки ту или иную книгу, с которой встретился здесь и прочтет ее самостоятельно от начала и до конца. Так порой и бывает.

2. Помогает ли это в преподавательской работе?

Студенты семинарии знают о существовании канала и некоторые подписаны, но это дело исключительно добровольное и в плане аттестации ни на что не влияет. Программа бакалавриата семинарии идёт своим чередом, канал движется по своей внутренней логике. В конце лекции мы можем обсудить тот или иной отрывок, который студенты прочли на канале. В своей преподавательской работе я уделяю большое значение месту самостоятельного изучения святоотеческих творений. Мало толку говорить о том, что отцы читали Гомера и Платона и не читать Гомера и Платона. В равной степени можно много часов посвятить, например, личности и роли в истории Церкви того же бл. Августина или свт. Иоанна Златоуста, но без чтения и размышления над их творениями все это может быть недостаточным. Нужно не говорить о молитве, а молиться и не говорить о пользе чтения отцов, но читать творения отцов Церкви.

3. Как руководство семинарии относится к Вашей работе в ТГ?

Не слышал комментариев на сей счёт.

4. Какова реакция читателей? Существует ли обратная связь?

Обратная связь существует, мне можно написать и люди часто пишут. Спрашивают, что можно почитать и с чего начать свое знакомство со святоотеческим наследием. Один священник даже просил составить список тех творений, с которыми нужно ознакомиться в первую очередь.
Судя по тому что люди делятся постами, реакция положительная и я благодарен всем читателям, епископам, священникам и мирянам, которые читают и делятся прочитанным на своих телеграм каналах. Прошу молитв обо мне грешном.

5. Ваш совет начинающим православным телеграмщикам

Если у вас есть желание открыть какой-то полезный тг-канал не смущайтесь, делайте. И не смущайтесь, если он будет развиваться не так быстро как вам хотелось бы. Всему свое время #TelegramМиссия
Пусть лучше считают тебя необразованным за малость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.
Будь нищ ради смирения и не будь богат ради бесстыдства. Тех, которые держатся учения противного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностью слов твоих. Кротостью и спокойствием уст своих заграждай уста бесстыдству непокорных и заставляй его умолкнуть. Обличай невоздержных благородством жития своего, а тех, у кого бесстыдны чувства,– воздержностью очей своих.

Преп. Исаак Сирин.
Слова Подвижнические.
ЧИТАЕМ СВЯТЫХ ОТЦОВ pinned «Интервью с о.Максимом Горожанкиным, администратором канала "Читаем святых отцов" @consensuspatrum 1. Как пришла идея запустить тг-канал со святоотеческой тематикой? Идея была навеяна традицией духовных школ начала прошлого века. Так, в Санкт-Петербургской…»
Спаситель! Снова вижу я Тебя,
И сердце вновь уязвлено любовью,
И не могу я на Тебя смотреть,
Но не смотреть мне тоже невозможно.
Тебя не видеть, Боже, не могу,
С Тобой разлуки вынести не в силах!
Ведь неприступна красота Твоя,
Прекрасен облик, слава несказанна.
Кто из людей мог созерцать Тебя?
Кто мог когда-либо увидеть Бога?
Чей глаз способен Бога опознать?
Чей ум – постичь Того, Кто выше всех,
Кто всю вселенную рукой содержит,
Кто Сам есть Все, но Сам и вне всего,
Кто космос весь собою наполняет,
Но вместе с тем – опять скажу я – вне
Таинственно живет и существует.
Однако вижу я Тебя, как солнце,
Тебя я созерцаю, как звезду,
Тебя ношу я в сердце непрестанно,
Как дорогой сияющий алмаз,
Смотрю я на Тебя, как на светильник,
Горящий ярко в глубине сосуда.

Преп. Симеон новый Богослов.
Божественные гимны.
Вечная память!
Чем полнее устремляется дух наш вслед Иисусу Назарянину, тем разительнее становится контраст между Его небесным миром и видимой реальностью нашей вселенной. Одним из первых последствий прародительского падения было братоубийство. И с того времени вся история наша полна преимущественно этим грехом. Естество Всечеловека оказалось разорванным в клочья: встречаясь с себе подобными, люди уже не узнают самих себя: единства всем нам общей жизни. Борясь за свое индивидуальное существование, они убивают братьев, не разумея, что тем же самым жестом погружают и себя в общую смерть. На смену союзу любви в души людей проникла губительная страсть: доминировать над ближними, чтобы обеспечить себе и детям комфортабельную жизнь. В силу этого ослепления весь наш мир погрузился в моря крови, в атмосферу вражды, в кошмар взаимных истреблении. Грех прародителей внес повсюду распад. От одержимости духом братоубийства человечество до сего дня не только не освободилось, но продолжает еще более погрязать в смертоносном дурмане. Опыт веков не научил людей. Победа насилием в этом мире всегда и неизбежно временна; при переходе в вечность она явится нескончаемым позором.

Архимандрит Софроний (Сахаров).
О молитве.
____________.doc; filename= UTF-8''Анисия.doc
37 KB
Отец Августин Соколовски прислал перевод жития святой мученицы Анисии. Ее память сегодня. Прекрасное творение в переводе одного из самых образованных священников нашей Церкви.
Непрестанною молитвою в душе приготовляйся к предстоянию твоего моления, и вскоре преуспеешь. Видел я блистающих послушанием, и по возможности не нерадящих о памяти Божией, совершаемой умом, которые, ставши на молитву, вскоре овладевали умом и проливали потоки слез, потому что были предуготовлены святым послушанием.

Псалмопение во многолюдстве сопровождается пленениями и парениями, уединенное же не столько; но здесь нападает уныние, а том, от примера других, рождается усердие.

Любовь воина к царю показывается во время брани: а любовь монаха к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной.

Преп. Иоанн Лествичник.
Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание. Если мне позволено будет говорить так, то я согласен, что есть три времени; признаю, что их три. Пусть даже говорят, как принято, хотя это и не правильно, что есть три времени: прошедшее, настоящее и будущее: пусть говорят. Не об этом сейчас моя забота, не спорю с этим и не возражаю; пусть только люди понимают то, что они говорят и знают, что ни будущего нет, ни прошлого. Редко ведь слова употребляются в их собственном смысле; в большинстве случаев мы выражаемся неточно, но нас понимают.

Блаженный Августин.
Исповедь.
Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь. Рассмотри же хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог явился во плоти потому, что следовало этой проклятой плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо.

Свт. Василий Великий.
Гомилия на Рождество Христово.
Когда душа Духом Святым познает Господа, то каждую минуту непрестанно удивляется она милосердию Божию, и величию, и могуществу Его, и Господь Сам, Своею благодатью, милостиво, как мать любимое дитя, учит душу смиренными благими помышлениями и дает чувствовать Свое присутствие и близость Свою душе, и душа в смирении созерцает Господа без всяких помышлений.

Архимандрит Софроний (Сахаров).
Старец Силуан.
Устроение твое покажет молитва; ибо богословы утверждают, что молитва есть зеркало иноков.

Кто, занимаясь каким-либо делом, продолжает его и тогда, когда настал час молитвы, тот бывает поруган бесами; ибо то и намерение у сих татей, чтобы одним временем похищать у нас другое.

Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нем с сокрушением сердца.

Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила.

Преп. Иоанн Лествичник.
Во время борьбы со страстями, подвергаясь скорби от них, мы должны терпеливо переносить это состояние, не предаваться унынию и расслаблению, но в смиренномудрии вопиять к Богу и укрепляться надеждою. Страсти потухнут в свое время.

Отечник.
Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, – и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым. Не преподавай другому того, чего сам не достиг, чтоб не было тебе стыдно себя самого и, по сличении жития твоего, не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властью и бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения, и побудить их выслушать речь твою, и приступить к деланию, и будешь почтен в глазах их. Если можешь, то в подобных случаях говори со слезами, чтобы доставить пользу и себе, и слушающим тебя, и будет с тобою благодать Божия.

Преп. Исаак Сирин.
Слова Подвижнические.
При молитве о людях сердце нередко ощущает духовное или душевное состояние тех, о ком приносится Богу молитва. Благодаря сему, духовник может переживать их «судьбы»: довольство и счастье в любви, изнеможение в трудах, страхи от грядущих на них бедствий, ужасы отчаяния и подобное сему. Вспоминая пред Господом болящих, он духом склоняется над одрами миллионов людей, в каждый данный момент смотрящих в лицо смерти, пребывающих в мучительной агонии. Переводя внимание на умерших, иерей естественно умом идет в тот мир и соучаствует или в спокойной преданности души Богу, или в испуге пред неведомым, поражающем воображение прежде, чем постигнет самый факт ухода из этого мира.
И если стояние у постели только одного умирающего в агонии дает нам видение, потрясающее своим контрастом с нашим представлением о первозданном человеке, то мысль духа нашего о всех страдальцах земли становится превышающей меру выносливости нашей психики и даже тела. Для священника и духовника это чрезвычайно ответственный порог: что сотворить? Закрыть ли глаза на все ради нормального всем нам инстинкта самосохранения, или же пойти дальше? Без предварительного подвига глубокого покаяния по дару Свыше это «дальше» недоступно человеку.
По существу речь уже идет о следовании за Христом в Гефсиманский сад и на Голгофу, чтобы вместе с Ним, Его силою, жить трагедию мира, как свою ЛИЧНУЮ; сверхвременно и сверхпространственно в духе обнимать сострадательной любовью весь род наш, погрязший в неразрешимых конфликтах. Сердцевина всемирной трагедии в том, что нами забыто и даже отвергнуто изначальное призвание наше.

Архимандрит Софроний (Сахаров).
О молитве.
Всякую добродетель, но в особенности молитву, должны мы всегда совершать со многим чувством; а душа тогда молится с чувством, когда она бывает превыше раздражительности.

Приобретенное многими молитвами и годами бывает твердо и прочно.

Кто стяжал Господа, тот уже не скажет своего слова в молитве; ибо Дух Святый тогда молится о нем и в нем, (Рим.8:26).

Во время молитвы не принимай никакого чувственного мечтания, чтобы не впасть в исступление ума.

Преп. Иоанн Лествичник.
Вразумляя нас однажды, старец говорил нам: «Поверьте мне, чада! Расколы и ереси ни к чему другому не ведут во святой Церкви, как только к ослаблению любви к Богу и ближнему».

Луг Духовный.
Творческая идея Бога осуществляется и материализуется в мире, но тварная свобода идет обратным путем: она ищет Самого Бога, в Котором ее последняя цель и последний смысл ее бытия. Цель тварного мира не в его бытии самом по себе, в самом себе, ради самого себя, в своем образе бытия, а познание тварью Творца и обожение твари.

Причиною сотворения мира является преизбыточествующая благость Божия и никак не необходимость воплощения Бога-Слова; иными словами: воплощение Бога-Слова никак не являлось необходимым для Самого Слова, и творение мира никак не являлось только предварительным актом для воплощения Бога.

Снисхождение Слова не есть показатель самодовлеющей ценности мира, но цель или смысл этого снисхождения открывается в том имени, которое воспринял смиренно воплотившийся Бог-Слово: Иисус-Спаситель «и наречешь имя Ему Иисус, ибо Он спасет людей Своих» (Мф. 1,21).

Архимандрит Софроний (Сахаров).
Старец Силуан.
Стяжи ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять в тайне сердца о таких делах, которые стыдишься совершать пред человеками.

Познается древо от плода, и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души.

Доколе побеждает тебя грех, хотя и в мелочах, не признавай себя бесстрастным.

Кому дарована свобода, в памяти того уже не возобновляются страстно согрешения, соделанные им прежде.

Отечник.