По следам Мистера Курца / Sur les traces de M Kurtz
329 subscribers
366 photos
16 videos
48 links
Исторические этюды об Африке 🌄

Обратная связь: +23672695024
加入频道
Пятничный контент подоспел.

На любой выпад "Франсафрик" у нас есть свой ответ 👊

#ирония #антиколониализм
📍Mbote na bino

▪️После первой поездки в ДР Конго меня заинтересовал язык лингала - один из четырех официальных языков страны. На улицах конголезцы чаще всего общаются между собой именно на этом языке.

▪️Лингала - язык группы банту. Распространен в ДР Конго, Республике Конго, частично в ЦАР и Анголе. Общее число носителей - более 10 млн человек.

▪️Основу лингалы составляет диалект бобанги. Лингала использовалась как язык торговцев ещё до прихода европейских колонизаторов. С началом бельгийской колонизации лингала получила более широкое распространение. Она стала языком миссионеров, военных и администрации.

▪️В России лингала практически не изучалась. Единственные работы на русском, которые удалось найти, принадлежат советскому и российскому филологу И.Н.Топоровой.

#лингвистика
#ДРКонго
📍Их нравы

▪️В лингала существует два слова "год" в значении временной отрезок: mbula и mobu.

▪️Если с mbomu все предельно ясно, это "год", "возраст", то термин mbula гораздо интереснее и многозначнее.

▪️Первое значение - это "дождь", "сезон дождей". Здесь мне пришла в голову аналогия с нашим великим и могучим. Как известно, в древнерусском языке и старославянском языке существовало слово лѣто — «время вообще», «год», «лето (время года)». То есть возраст человека считали по количеству прожитых летних сезонов. Так и в обоих Конго возраст исчисляется в количестве прожитых сезонов дождей.

▪️Внимание, если вдруг окажетесь в Браззавиле, то во избежание недопонимания носители просят в общении использовать вместо mbula слово mvula. В местном диалекте лингалы mbula означает женский половой орган.

#лингвистика
#Конго
#занудство
📍Рать Фоккара
(часть 2)

▪️Состав Генерального секретариата Администрации Президента Франции по делам Африки и Мадагаскара имел отличительные черты. Ж.Фоккар, не долюбливая кадровых дипломатов, комплектовал свою команду из людей, которые по своему опыту знали африканский континент. Тщательный отбор кадров был одним из залогов успехов деятельности Ж.Фоккара на Черном континенте.

▪️Основной костяк состоял из молодых колониальных администраторов. Их средний возраст - 30-40 лет. Большая часть - выпускники Национальной школы заморской Франции 1940-х гг. Они осознавали, что работа в Генеральном секретариате является ключевым этапом в их карьере.

▪️Несмотря на сокращение бюджета Генерального секретариата, Ж.Фоккар сохранил сотрудников африканского происхождения. С его точки зрения, они воплощали живую связь между Францией и африканскими государствами.

▪️Молодые люди, получившие опыт под руководством Ж.Фоккара, во многом обеспечили преемственность африканской политики Парижа.

#françafrique
📍В тени фараона

▪️При Президенте Гамаль Абдель Насере Египет играл ключевую роль в борьбе африканских государств против бывших метрополий. Египет оказывал как прямую поддержку освободительному движению в странах Африки южнее Сахары, так и через спецслужбы.

▪️В 1954 г. была создана Служба общей разведки. В 1960-е гг. она значительно активизировалась в странах Африки, получивших независимость, особенно там, где существовала значительная мусульманская община. Одним из ярких примеров был Чад.

▪️В 1958 г. основана египетская торговая компания El Nasr. Ее представительства были открыты во многих бывших колониях Франции. Работа в El Nasr часто служила прикрытием для египетской агентуры. Особую активность проявляли представительсива в Дуале и Леопольдвиле (ныне Киншаса)

▪️Каир также направлял военных советников в дружественные страны. Так, в 1964 г. генерал Махмуд Альхамзауи и подполковник Хассан Йатта Нагиб оказывали содействие Браззавилю в осуществлении реформы полиции.

#деколонизация
#ХолоднаяВойна
📍25 мая мир отмечает День Африки

▪️Именно в этот день в 1963 г.в Аддис-Абебе была основана Организация африканского единства.
📍Возвращение к истокам

▪️20 мая 1967 г. в "Манифесте Нселе" была провозглашена заиризация страны, т.е. отказ от колониального наследия и возвращение к подлинным африканским истокам.

▪️В результате 27 октября 1971 г. Демократическая Республика Конго была переименована в Республику Заир. Все населенные пункты также были переименованы. Так, столица Леопольдвиль стала Киншасой.

▪️Граждане должны были в течение 48 часов должны были изменить имя и фамилию на африканские. Пример подал сам Президент Жозеф Дезире Мобуту, став Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ваза Банга, что на языке нгбанди означало "могучий воин, шагающий от триумфа к триумфу, оставляющий после себя пепел".

▪️Жители Нижнего Конго африканизировали свои европейские имена. Альфонсо становился Ндофунсу, Антуан - Ндотони, Эммануэль - Ндоманвеле.

#ДРКонго
#деколонизация
#ИхНравы
📍Первый конголезский миллионер

▪️Жозеф Капенда Чомбе - отец лидера сепаратистского движения Катанги и конголезского премьер-министра Моиза Чомбе - родился в 1889 г. Он стал первым самым богатым африканцем в Конго.

▪️Свой бизнес Жозеф Капенда Чомбе начал с торговли леопардовыми шкурами и слоновой костью. В 1914 г. он приступил к импорту маниока из Касаи в Капангу. Примечательно, что "чомбе" на одном из наречий означает "маниок".

▪️Впоследствии Жозеф Капенда Чомбе стал владельцем плантаций, складских помещений, мельниц, отелей, мясобойни в провинции Катанга. Чомбе был первым конголезцем, купившим машину Шевроле. На его предприятиях даже работали европейские поселенцы.

▪️В 1948 г. Чомбе-старший совершил туристическую поездку в Бельгию несмотря на существование ограничений для конголезцев на въезд в метрополию.

#ДРКонго
📍Имперский марш независимости

▪️К концу 1960 г. на территории современной ДР Конго действовало 6 провинциальных правительств и 6 парламентов. Многое написано о сепаратизме Катанги, тогда как сецессия Касаи остаётся в тени.

▪️8 августа 1960 г. Альбер Калонджи, один из сподвижников Лумумбы, ссылаясь на право народа на самоопределение, объявил о создании суверенного государства - Горнорудного государства Южное Касаи. Сам он принял титул Верховный Глава Народа Мулуба и Неоспоримый Протектор Объединённых Племён.

▪️12 апреля 1961 г. Собрание вождей приняло постановление об учреждении монархии. Был восстановлен древний титул – Мулопве, который обычно переводится как – Император. Южное Касаи превратилось в монархию.

▪️Огромные запасы алмазов в Южном Касаи обещали этому новому государство – процветание, однако уже в конце 1961 г. имперские войска были разгромлены, а сам Мулопве Альбер I был арестован. Империя просуществовала восемь с половиной месяцев.

#ДРКонго
#история
#деколонизация
🇨🇩30 июня 1960 г. ДР Конго получила независимость от Бельгии.

Нет ничего дороже свободы и независимости!

#деколонизация
#ДРКонго
📍Хорошие новости для лингвистических маньяков

▪️В приложении автоматического перевода Google Translate появился Санго - национальный язык ЦАР.

▪️Внедрение санго стало плодом деятельности Центральноафриканской диаспоры в Бельгии. Доступен перевод с санго на английский, французский, финский и датский языки и обратно.

▪️Разработчики считают, что интеграция национального языка ЦАР в веб-службы Google стало важным этапом в его признании в международном масштабе и упростит его изучение и распространение.

▪️Язык санго используется ок.5 миллионами человек в качестве первого или второго языка. Помимо ЦАР он распространен также в некоторых районах ДР Конго, Республики Конго, Камеруна и Чада.

#ЦАР
#лингвистика
#языки
📍Их нравы

▪️Самым популярным напитком в королевстве Куба, которое существовало на территории современной провинции Касаи (ДР Конго) в XVII-XIX вв., было пальмовое вино.

▪️Традиционно напиток подавался в специальных чашах Mbwoong Ntey. Сосуды украшались элегантной резьбой. Если чаша предназначалась для правителя, то она имела форму человеческой головы.

▪️Также производились чаши с антропо- и зооморфными изображениями, например, головой барана. В королевстве Куба баран воплощал амбиции и стремление к совершенству.

#ДРКонго
#культура
#ИхНравы
📸 Харизма фотографии зашкаливает! Три наиболее эксцентричных африканских лидера XX века вместе.

Маршал Жозеф Мобуту Сесе Секо (Заир), фельдмаршал Иди Амин Дада (Уганда) и маршал Жан-Бедель Бокасса (Центральноафриканская Республика), 1 января 1976 г.

#визуализация
#история
#ДРКонго
#ЦАР
#Уганда
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
▪️Обнаружил любопытное свидетельство о первых контактах жителей современной ЦАР с европейцами. Это придание существовало в устной форме и было записано миссионерами в 1980-х гг.

"В 16 км к югу от Банги, на берегу реки была расположена деревня Бокасси. Она была основана в 1850 г. четырьмя десятками глав семей, перешедших из деревни Кполо, расположенной в Конго недалеко от современной деревни Нодале, в 50 кг к югу. Они ушли оттуда из-за разногласий при разделе охотничьей добычи.

Они были из племени Итеи, Мбака-Монжомбо. Их вожака звали Бокасси. После его смерти, старейшиной или судьёй стал Нгаба, сын Тоа.

Из-за шума лопастей его лодки, на которой он поднимался по реке, люди прозвали его "Мачече".

Лодка попыталась причалить к берегу, чтобы заключить союз. Некоторые местные жители считали, что этот Белый - злой дух воды. Вождь Нголоссо, будучи реалистом, решил напасть на экипаж на боевых пирогах. Столкнувшись с таким приемом, Мачече решил продолжить путь со своими лодочниками и войнами Бангала. Боевые пироги приследовали их до Бокасси.

Отношения с жителями Бокасси сложились лучше. Мачече называл обитателей деревни ndeko, что на языке лингала означает "друг". В деревне он встретил военнопленную по имени Мбондобеле родом из Нгомбе, возле Либенге, которая говорила на лингала. Она стала его переводчиком.

На первую встречу Нгаба направил старейшин Ботамби и Гонон, а также ту женщину. Затем Нгаба решил принять Мачече и его свиту во дворе своего жилища, расположенного в центре деревни под хлопковым деревом, которое сегодня выкорчевано.

Однако жители деревни Бобасса прибыли на прирогах и решили учинить войну. Они хотели убедить Нгаба присоединиться к ним, но Нгаба отказался. Тогда Бобасса напали одни. Они кидали копья, ножи и дротики и ранили несколько жителей Бангала. Последние были вынуждены защищаться и убили Кему из ружья. Бобасса попросили Мачече воскресить его, но из-за невозможности этого они вернулись в свою деревню, чтобы похоронить его.

Мачече причалил у деревни Ботамби и с частью своей команды заключил мир с Нгабой. Нгаба посадил его на kpoloko, кресло вождя на трёх ножках, сделанное из дерева kombo. Был проведен ритуал скрепления альянса кровью. Нгаба и Мачече сделали небольшие надрезы на запястьях и на лбу, обменялись кровью, а на раны нанесли немного белой глинистой земли, называемой boumou. Они закопали ружья, патроны, дротики, ножи и стрелы. Они убили петуха, поджарили на углях его печень. Два союзника разделили её в знак дружбы.

Затем пришла очередь даров: козы, выращенные Ваполмой, первой женой Нгабы, бананы и другие продукты".


#ЦАР
#колонизация
#империализм
📍В отрывке, приведенном выше, речь, вероятно, идёт об экспедиции Луи Дюно, который заключил договор 7 октября 1888 г. с вождём Мавоко в окрестностях современного Банги.

#ЦАР
#колонизация
#визуализация
📍Банда - вторая по величине этническая группа ЦАР (ок.23% населения страны). Ее представители говорят на языке убангийской группы адамава-убангийской подсемьи саваннской семьи нигеро-конголезской макросемьи языков. Проживают банда в центральной и восточной частях страны.

▪️Банда в основном исповедуют христианство: 52% католики, 38% протестанты. Существует небольшая группа банда-мусульман, которые именуются ранга. В колониальную эпоху многие банда охотно обращались в христианство, но сохраняли элементы традиционных верований. Пасторы играли важную роль в жизни сообщества, хотя иногда рвали отношения с иностранными миссионерами и создавали собственные церкви.

▪️В доколониальную эпоху банда делились на кланы. Клан объединял несколько небольших деревень. Наследственных правителей у них не было.

▪️Банда верили в мифического предка Нгаколу. Считалось, что он даёт и забирает жизнь. Важное место в жизни банда занимал обряд инициации.

▪️В XIX в. работорговцы из Чада и Судана начали проникать на территории банда. К началу XX в. многие поселения банда на востоке современной ЦАР перестали существовать.

▪️Примечательно, что с момента получения независимости в ЦАР не было ни одного президента из народности банда. Они играли незначительную роль в политике. Возможно, по этой причине они были в меньшей степени втянуты в гражданские конфликты между "северянами" (гбайа, сара) и "южанами" (нгбанди и нгбака).

#ЦАР
#этнология
#история
▪️В мифологии банда верховное божество Эйлингу отправил на землю Тере, чтобы сделать её плодородной. Однако Тере по неосторожности запутался в лианах, которые связывали небо и землю. Тогда Эйлингу направил на землю Нгаколу, чтобы тот восстановил порядок. Он прекрасно справился с задачей, но установил настолько жёсткий порядок, что люди восстали против него.

▪️Кстати, отец-основатель ЦАР Б.Боганда вел борьбу против культа Нгаколы, что привело к уничтожению изображений этого традиционно божества банда и утрате знаний о деталях культа.

#ЦАР
#этнология
#ИхНравы
#история