Обложки книг Николая Шундика, опубликованные в разные годы разными советскими издательствами.
Один из его романов — «Белый шаман» — был экранизирован режиссером Анатолием Ниточкиным в 1982 году. Смотрели этот фильм? Если нет, то это можно сделать здесь.
Один из его романов — «Белый шаман» — был экранизирован режиссером Анатолием Ниточкиным в 1982 году. Смотрели этот фильм? Если нет, то это можно сделать здесь.
На острове Врангеля, находящегося в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями, закончилась великая эпоха мамонтов. Последние измельчавшие (не больше современных азиатских слонов) мамонты вымерли около 3700 лет назад.
В последние годы очень часто можно прочитать новость о том, что тот или иной ученый из того или иного университета собирается возродить мамонтов. Как к этой идее относитесь вы, дорогие читатели?
В последние годы очень часто можно прочитать новость о том, что тот или иной ученый из того или иного университета собирается возродить мамонтов. Как к этой идее относитесь вы, дорогие читатели?
В связи с тем, что в конце 19 века иностранцами незаконно была захвачена большая часть торговли на побережье Берингова и Чукотского морей, которые практически грабили местное население, хищнически истребляли моржей и китов в водах этих морей, спаивали коренные народы полуострова, для защиты их от нарастающей экспансии зарубежных стран 131 год назад, 3 августа 1889 года, русским военным врачом и полярным исследователем Леонидом Гриневецким был основан самый северо-восточный форпост Российской империи — пост Ново-Мариинск, известный в наши дни как столица Чукотского АО город Анадырь.
Сегодня Анадырь выглядит так, как на фото выше. Снимок взят из официального информационно-правового ресурса городского округа Анадырь. Очень яркий и красивые город, согласны?
Сегодня Анадырь выглядит так, как на фото выше. Снимок взят из официального информационно-правового ресурса городского округа Анадырь. Очень яркий и красивые город, согласны?
«...В 1927 году здесь [на Чукотке] собрался первый съезд Советов. Съехались делегаты из всех сорока семи советов.
Все делегаты были неграмотные. Самые дальние были с мыса Шелагского. Люди проехали на собаках туда и обратно две тысячи четыреста километров. Ехать нужно было более пятидесяти дней, и самое главное - не ошибиться, не приехать, когда съезд кончится. Почти за год предупреждали делегатов о съезде Советов.
Я вспомнил, какая невероятная организационная работа потребовалась, чтобы провести этот съезд! Чтобы выбрать и проинструктировать делегатов, приходилось месяцами объезжать все эти колоссальные пространства Чукотской земли.
Календаря - в нашем смысле - у чукчей не было. Нужно было придумать, как отметить день, в который надо собраться на съезд в Уэлене. Впервые чукчи узнали, что один месяц содержит тридцать дней, а другой - тридцать один. О самом маленьком - феврале - пока не было речи, чтобы не внести путаницы во времяисчисление.
Чтобы не пропустить съезд, делегаты нарезали на палке зарубки. Когда набиралось тридцать зарубок, они брали другую палку, и когда было девять палок и на десятой двадцать зарубок - делегат знал, что в этот день начнется "праздник говоренья". Так чукчи и эскимосы назвали съезд Советов.
Ничто не могло послужить препятствием: ни расстояние, ни пурга, ни отсутствие в иных местах корма для собак. Впервые в истории этого народа собаки везли своих хозяев по такому важному делу: обсуждать и самим строить жизнь. Делегаты приехали на съезд все как один...»
«Чукчи», Тихон Сёмушкин.
На фото анадырские чукчи и эскимосы. Снимок из альбома Чукотской лётной экспедиции Сергея Владимировича Обручева 1932-1933 гг. Взят для ознакомления из фондов Музейного центра «Наследие Чукотки».
Все делегаты были неграмотные. Самые дальние были с мыса Шелагского. Люди проехали на собаках туда и обратно две тысячи четыреста километров. Ехать нужно было более пятидесяти дней, и самое главное - не ошибиться, не приехать, когда съезд кончится. Почти за год предупреждали делегатов о съезде Советов.
Я вспомнил, какая невероятная организационная работа потребовалась, чтобы провести этот съезд! Чтобы выбрать и проинструктировать делегатов, приходилось месяцами объезжать все эти колоссальные пространства Чукотской земли.
Календаря - в нашем смысле - у чукчей не было. Нужно было придумать, как отметить день, в который надо собраться на съезд в Уэлене. Впервые чукчи узнали, что один месяц содержит тридцать дней, а другой - тридцать один. О самом маленьком - феврале - пока не было речи, чтобы не внести путаницы во времяисчисление.
Чтобы не пропустить съезд, делегаты нарезали на палке зарубки. Когда набиралось тридцать зарубок, они брали другую палку, и когда было девять палок и на десятой двадцать зарубок - делегат знал, что в этот день начнется "праздник говоренья". Так чукчи и эскимосы назвали съезд Советов.
Ничто не могло послужить препятствием: ни расстояние, ни пурга, ни отсутствие в иных местах корма для собак. Впервые в истории этого народа собаки везли своих хозяев по такому важному делу: обсуждать и самим строить жизнь. Делегаты приехали на съезд все как один...»
«Чукчи», Тихон Сёмушкин.
На фото анадырские чукчи и эскимосы. Снимок из альбома Чукотской лётной экспедиции Сергея Владимировича Обручева 1932-1933 гг. Взят для ознакомления из фондов Музейного центра «Наследие Чукотки».
Ежегодно 9 августа во всем мире отмечается международный праздник — День коренных народов мира. Этот праздник ставит перед обществом благородную цель — оказать содействие представителям коренных народов в решении их проблем и защите их прав.
Ни для кого не секрет, что в настоящий момент коренные народы сталкиваются с большими трудностями: вырубаются леса, добываются углеводороды, благородные металлы, идет промышленная добыча рыбы, морепродуктов в местах традиционного природопользования, где испокон веков жили представители коренных народов. На своей земле они оказываются лишними, мешают промышленникам зарабатывать на том, что хранили эти народы, получая у природы ровно столько, сколько им требовалось для жизни. Сегодняшний праздник направлен на то, чтобы мировое сообщество обратило на это внимание и помогло найти компромиссы в решении таких жизненно важных для аборигенов вопросов.
В нашей стране насчитывается 47 коренных малочисленных народов. Из них 7 проживают в европейской части страны – абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету, шапсуги. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока находятся 40 народов: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, уйльта (ороки), ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры. Пользуясь случаем, поздравляем всех представителей этих народов с Международным днем коренных народов мира.
Уважаемые друзья, а среди ваших хороших знакомых, может быть, вторых половин, друзей или коллег есть люди, которые относятся к коренным малочисленных народам европейской части России или Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, список которых представлен выше?
Ни для кого не секрет, что в настоящий момент коренные народы сталкиваются с большими трудностями: вырубаются леса, добываются углеводороды, благородные металлы, идет промышленная добыча рыбы, морепродуктов в местах традиционного природопользования, где испокон веков жили представители коренных народов. На своей земле они оказываются лишними, мешают промышленникам зарабатывать на том, что хранили эти народы, получая у природы ровно столько, сколько им требовалось для жизни. Сегодняшний праздник направлен на то, чтобы мировое сообщество обратило на это внимание и помогло найти компромиссы в решении таких жизненно важных для аборигенов вопросов.
В нашей стране насчитывается 47 коренных малочисленных народов. Из них 7 проживают в европейской части страны – абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету, шапсуги. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока находятся 40 народов: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, уйльта (ороки), ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры. Пользуясь случаем, поздравляем всех представителей этих народов с Международным днем коренных народов мира.
Уважаемые друзья, а среди ваших хороших знакомых, может быть, вторых половин, друзей или коллег есть люди, которые относятся к коренным малочисленных народам европейской части России или Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, список которых представлен выше?
12 августа 1934 года родился знаменитый советский писатель, геолог и геофизик Олег Михайлович Куваев, на собачьих упряжках, пешком, на байдарах и резиновых лодках исколесивший вдоль и поперек весь Чукотский полуостров, руководитель экспедиции на остров Врангеля, известный ледовыми высокоширотными работами в бассейне Ледовитого океана.
Олег Михайлович прожил всего 41 год, но навсегда остался среди настоящих мечтателей и романтиков Севера. За свою недолгую жизнь он написал множество произведений о Заполярье, людях с характером и сильных духом.
Олег Куваев на Чукотке считается одним из самых известных геологов и писателей, которого в наших краях, на мой взгляд, знает все, кто хоть немного интересуется историей региона. А вам, уважаемые друзья, знаком Куваев? Читали его книги?
Олег Михайлович прожил всего 41 год, но навсегда остался среди настоящих мечтателей и романтиков Севера. За свою недолгую жизнь он написал множество произведений о Заполярье, людях с характером и сильных духом.
Олег Куваев на Чукотке считается одним из самых известных геологов и писателей, которого в наших краях, на мой взгляд, знает все, кто хоть немного интересуется историей региона. А вам, уважаемые друзья, знаком Куваев? Читали его книги?
Обложки книг Олега Михайловича Куваева, опубликованные в разные годы в разных советских издательствах.
Самая известная из них — роман «Территория» — два раза была экранизирована. В первый раз режиссером Александром Сурином снят фильм в далеком 1978 году, второй раз — в 2014 году режиссером Александром Мельником.
А вы смотрели хотя бы один из них? Если нет, то оба фильма, снятые по мотивам этого знаменитого романа, легко можете сделать в ленте группы канала, как и скачать там несколько его книг.
Самая известная из них — роман «Территория» — два раза была экранизирована. В первый раз режиссером Александром Сурином снят фильм в далеком 1978 году, второй раз — в 2014 году режиссером Александром Мельником.
А вы смотрели хотя бы один из них? Если нет, то оба фильма, снятые по мотивам этого знаменитого романа, легко можете сделать в ленте группы канала, как и скачать там несколько его книг.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Тем временем на Чукотку прибыл премьер-министр РФ Михаил Машустин с рабочей группой. Наш подписчик прислал видео, которое он снял в стенах Чукотской окружной больницы, где второй человек России желает всем посетителям больницы не болеть.
Как правило, когда на Чукотку прибывают важные гости, то их везут в обрацово-показательное село Канчалан Анадырского района Чукотского АО. Пригоняют туда стадо оленей, чумработниц переодевают в традиционные кухлянки и показывают, как же здесь все хорошо. На самом деле не так все однозначно. Особенно в селах.
Как думаете, все пойдет по этому сценарию? Посетит Машустин село Канчалан или выберет другое национальное село? Медведев, кстати, был в Канчалане в свое время.
Как правило, когда на Чукотку прибывают важные гости, то их везут в обрацово-показательное село Канчалан Анадырского района Чукотского АО. Пригоняют туда стадо оленей, чумработниц переодевают в традиционные кухлянки и показывают, как же здесь все хорошо. На самом деле не так все однозначно. Особенно в селах.
Как думаете, все пойдет по этому сценарию? Посетит Машустин село Канчалан или выберет другое национальное село? Медведев, кстати, был в Канчалане в свое время.
«...Эну прислушивался к словам старой Нау не только разумом, но и чувствами своими. Что-то было в ее словах действительно весомое, мудрое. Мир для нее в самом главном всегда оставался единым. Наивысшим существом для нее всегда был кит…
— А откуда появились другие боги? — осторожно спросил Эну.
— Других богов в природе не существует, — сердито ответила Нау. — Их придумали себе люди. Из страха перед тайной. Когда нет желания разумом отгадать тайну, начинают делать богов. Сколько тайн, столько и богов, на которых легко свалить все. Когда человек проявляет слабость, он часто объясняет это вмешательством непонятных сил. А порой и силу свою начинает приписывать им… Это уже совсем недостойно человека!
— Однако мы все же чтим кита как предка своего, — напомнил Эну.
— Кит — не бог, — решительно сказала Нау. — Он просто наш предок и брат. Он просто живет рядом с нами, готовый прийти на помощь...»
«Когда киты уходят», Юрий Рытхэу. Фото Ольги Филатовой.
Хочется добавить, что чукчи и эскимосы считают кита своим прародителем. Существуют множество легенд, связанных с этими морским великанами. По одной из них, род человеческий произошел от женщины и кита. Все началось с того, что кит влюбился, увидев молодую красавицу-чукчанку на берегу моря. После этого он принял человеческий облик, вышел на сушу и стал жить с ней, как с женой. Они построили хижину, сначала появились у них дети-китята, потом начали рождаться дети в человеческом обличии. Так и заселили они все побережье.
— А откуда появились другие боги? — осторожно спросил Эну.
— Других богов в природе не существует, — сердито ответила Нау. — Их придумали себе люди. Из страха перед тайной. Когда нет желания разумом отгадать тайну, начинают делать богов. Сколько тайн, столько и богов, на которых легко свалить все. Когда человек проявляет слабость, он часто объясняет это вмешательством непонятных сил. А порой и силу свою начинает приписывать им… Это уже совсем недостойно человека!
— Однако мы все же чтим кита как предка своего, — напомнил Эну.
— Кит — не бог, — решительно сказала Нау. — Он просто наш предок и брат. Он просто живет рядом с нами, готовый прийти на помощь...»
«Когда киты уходят», Юрий Рытхэу. Фото Ольги Филатовой.
Хочется добавить, что чукчи и эскимосы считают кита своим прародителем. Существуют множество легенд, связанных с этими морским великанами. По одной из них, род человеческий произошел от женщины и кита. Все началось с того, что кит влюбился, увидев молодую красавицу-чукчанку на берегу моря. После этого он принял человеческий облик, вышел на сушу и стал жить с ней, как с женой. Они построили хижину, сначала появились у них дети-китята, потом начали рождаться дети в человеческом обличии. Так и заселили они все побережье.
Древнее жилище, сделанное из челюсти кита, называемое у чукчей «валькараном». Эскимосы же, в свою очередь, подобные жилища называют «нынлю». Конкретно этот экземпляр был обнаружен археологами Государственного музея Востока в древнем Эквенском поселении в 30 километрах от села Уэлен Чукотского АО. Ученые считают, что это жилище было построено в 1 тысячелетие нашей эры.
Эти и другие доказательства существования жизни в далекой древности мы получаем благодаря археологам, которые сегодня, 15 августа, отмечают свой профессиональный праздник. Пользуюсь случаем, поздравляем всех причастных с Днем археолога!
Дорогие друзья, присоединяйтесь к поздравлениям!
Эти и другие доказательства существования жизни в далекой древности мы получаем благодаря археологам, которые сегодня, 15 августа, отмечают свой профессиональный праздник. Пользуюсь случаем, поздравляем всех причастных с Днем археолога!
Дорогие друзья, присоединяйтесь к поздравлениям!