В самой крайней точке бытия
2.54K subscribers
2.62K photos
202 videos
1K links
«Я живу в России, в самой крайней точке бытия. Я живу в России — это просто Родина моя» ©

Канал бизаируется на Чукотке и знакомит с Крайним Севером

Группа канала: @chukotk87

Рекламу не продаём
加入频道
​​Предыдущий пост был про морской зверобойный промысел, в частности, про добычу китов представителями одного из коренных малочисленных народов Чукотки, а сегодня хочется вспомнить писателя, родившегося в семье таких же простых охотников на морского зверя, внука настоящего шамана, чукчи по национальности Юрия Сергеевича Рытхэу.

Сегодня день памяти этого писателя, которого, на мой взгляд, заслуженно считают самым известным писателем из числа коренных малочисленных народов Севера. Ровно 11 лет назад, 14 мая 2008 года, покинул он наш мир, оставив наследство, которое нельзя оценить никакими деньгами — многочисленные романы, повести и рассказы. Каждое произведение этого писателя открывает нам удивительный мир этой суровой, но прекрасной земли, учит понимать и любить ее красоту.

Слышали, наверное, такие распространенные у нас выражения: «Север притягивает» или «Если Север примет человека, то не отпустит»? Если прочитаете хоть одну из 44 книг данного писателя, то, думаю, поймете, почему люди здесь так говорят, почему эти фразы для северян являются не пустые слова. Ранее один из моих постов был посвящен биографии и творчеству Юрия Сергеевича, с которым также можно ознакомиться сегодня здесь.
​​​​​​Про якутских лошадей знают многие, а про якутских коров, на мой взгляд, слышали единицы. Тем временем в республике Саха выведена своя порода коров, прародителем которой является индийский зебу, от которого коровы данной породы унаследовали горбатость и густую, длинную шерсть.

Якутская корова несомненно уникальный домашний скот. Специалисты относят ее к коровам мясо-молочного направления. Эта порода выведена в суровых условиях нашего Крайнего Севера. Именно поэтому этот скот обладает повышенной морозоустойчивостью и хорошей выносливостью — могут жить в неотапливаемых помещениях даже при минус 50 градусов по Цельсию.

На снимке эвенкийка верхом на корове. Фото начала 20 века.
​​Наверное, в недавнем прошлом трудно было найти в нашей стране людей, не знакомых с творчеством всемирно известного певца из числа коренных малочисленных народов Севера, заслуженного артиста РСФСР, ветерана Великой Отечественной войны Николая Ивановича Бельды, более известного всему советскому и российскому народу как Кола Бельды.

Николай Иванович Бельды — представители одного из коренных малочисленных народов Севера — нанаец. Он выступал от имени всех малых народов Севера. Героями его песен являются чукчи, якуты, нанайцы, ханты и многие другие представители народов Крайнего Севера. Пел Бельды про северных охотников и рыбаков, про славный город Нарьян-Мар, о том, как за Полярным кругом чукчи в чуме ждут рассвета, а его все нет и нету, так как полярная ночь, обещает увезти в тундру и показать, что Север бескрайний, и о многом другом.

2 мая 2019 года исполнилось 90 лет со дня рождения прославившегося на весь мир народы Заполярья певца. Несмотря на то, что с момента смерти Николая Ивановича прошло уже больше 25 лет (скончался 21 декабря 1993 года), северяне помнят его, любят его творчество и восхищаются им самим. Завтра, 18 мая, на родине артиста в Синдинском сельском поселении Нанайского района Хабаровского края будут проведены разного рода благотворительные мероприятия, приуроченные к 90-летию артиста: посажена аллея Кола Бельды из 90 деревьев, концерт, разного рода выставки, в том числе о жизни и творчестве знаменитого певца, соревнования по национальным видам спорта и другие.

Несколько его выступлений можно посмотреть здесь.
​​​​​​​​​​Одним из немногих населенных пунктов России, жителей которого никак не коснулась ни Гражданская, ни Первая, ни Вторая Мировые войны, является эвенское национальное село Березовка в сегодняшнем Среднеколымском районе Якутии. Дело в том, что березовские эвены находились на стыке Якутии с Магаданской областью, в труднодоступных просторах нашей страны, поэтому долгое время они были изолированы от остального мира.

В наши дни в это трудно поверить, но на территории Березовки испокон веков люди вели патриархально-общинный образ жизни, пасли оленей рядом и подчинялись своего рода князю. И это продолжалось аж до 1954 года. Именно в этом году местный князь потерял былой авторитет, люди были зарегистрированы и установилась здесь Советская власть.

Сейчас в социальных сетях, и не только, из уст злых языков можно услышать, что СССР подобным образом уничтожал малые народы Севера. Прошу вас, друзья, оставаться реалистами и не обращать внимания на подобные выходки. Первым делом, что делала власть в подобных населенных пунктах Севера — открывала школы, где молодое поколение обучали всем премудростям современного мира, при этом не забывая учить детей писать, читать на родном языке. Село Березовка этому не исключение. На территории села в 1954 году открыта школа, чуть позже — сельский клуб, учреждения торговли и здравоохранения.

На снимке жители Березовки в национальных эвенских костюмах в наши дни. Фото из соцсетей.
​​Друзья, сегодня, 21 мая, жители России, проживающие за Полярным кругом, специалисты разных профессии, работающие в условиях Крайнего Севера по сезонам или вахтовым методом, отмечают свой профессиональный праздник — День полярника.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех, кто связал свою судьбу с жизнью и работой в регионах Арктики. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, любви и всего только наилучшего.

Особый привет и искренние поздравления моим соотечественникам, живущим и работающим здесь на постоянной основе. Несмотря на то, что былую популярность Север утратил, давно забыто такое понятие, как «длинный северный рубль», они продолжают честно трудиться в суровых климатических условиях, не видя при этом солнечного света месяцами и годами не выезжая за пределы арктической зоны страны. Надо признать, что с каждым годом нас становится все меньше. Хочется, конечно, при этом верить, что ситуация изменится в лучшую сторону и жизнь снова здесь «закипит».
​​​​​​Ни для кого не секрет, что 24 мая в России является государственным днем славянской письменности и культуры. В нашей стране данный праздник статус государственного приобрел 30 января 1991 года, когда постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР 24 мая был объявлен таковым.

Принято считать, что славянскую письменность, так называемую «кириллицу», придумали родные братья из греческого города Солуни — Кирилл со своим старшим братом Мефодием. Ученые считают, что братья создали данную азбуку примерно в 863 году нашей эры, когда они несли монашеский обет в греческом православном монастыре.

Появлению Дня славянской письменности и культуры в нашей стране мы обязаны заполярному городу Мурманску, где 24 мая 1986 года по инициативе мурманских писателей впервые в СССР начали отмечать этот праздник. В знак признательность жителям Мурманска Болгария подарила городу 6-метровый памятник Кириллу и Мефодию, представляющий собой точную копию монумента болгарского скульптора Владимира Гиновского, расположенного перед фасадом здания Национальной библиотеки в городе Софии.

На фото торжественное открытие первого в СССР памятника создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. Мурманск, 22 мая 1990 года.
​​Одним из самых известных людей из числа эвенков считается почетный житель упразднённого в 2006 году Эвенкийского АО Мукто Валерий Иванович, которому накануне, 24 мая, исполнилось бы 77 лет.

Валерий Иванович — известный эвенкийские певец, мелодист, автор и исполнитель песен как на эвенкийском языке, так и на русском. Родился в фактории Виви Илимпийского района Эвенкии 24 мая 1942 года. Учился в школе-интернате, лишь лето проводил у родителей в тайге. С раннего возраста начал увлекаться музыкой, очень любил петь на родном языке.

После окончания школы поступил в республиканскую школу киномехаников в Новосибирске, затем обучался в Туринском медицинском училище и Восточно-Сибирском Государственном институте культуры в Улан-Уде, которые также успешно окончил.

Настоящая слава пришла в 60-х годах прошлого века, когда Мукто стал солистом в национальном эвенкийском ансамбле «Осиктакан», где стал лидером ансамбля. В составе коллектива проездил все района округа, по многим республикам бывшего Советского Союза, выступал в других странах мира, был настоящий подвижником эвенкийской песни.

В последние годы жизни работал в окружном отделе культуры Эвенкии, руководил Домом народного творчества, Домом культуры. Был лауреатом многочисленные фестивалей и конкурсов. Ушел из жизни в 2000 году. Песни в исполнении Валерия Ивановича Мукто можно в Телеграм послушать здесь.
«На границе тучи ходят хмуро…» — строки знаменитой песни о дальневосточной границе. Собственно и легендарная «Катюша» — тоже о дальневосточных рубежах России. 28 мая в 1918 году декретом СНК учредили пограничную охрану границы РСФСР. Теперь в этот день ежегодно отмечается День пограничника. За десятилетия изданы многочисленные альбомы, сборники мемуаров, воспоминания ветеранов дальневосточной границы. Но разве всё расскажешь? Тем более, что каждая жизнь и каждая история — уникальны.DV встретился с двумя ветеранами, чья служба прошла на дальневосточной границе:
​​​​Архивных снимков, сделанных на Крайнем Севере, трудно найти, так как их не так много, как хотелось бы, а архивных снимков, сделанных на Севере с помощью фотошопа — если сказать, что они настоящие сокровища, то, на мой взгляд, ничего не сказать. Как-то я рассказывал про снимок времен Великой Отечественной войны «Олень Яшка на войне», сегодня хочется рассказать про снимок Геннадия Копосова «-55 градусов по Цельсию».

Ниже фотография рожденная в Эвенкии в 1964 году искусственно. Геннадий Копосов, являясь в то время фотографом известного журнала «Огонек», собрал ее из двух кадров. По слова автора, идея пришла совершенно случайно. Получилось так, что два его снимка — «Мальчик» и «Олений поезд» — были опубликованы в одном из журналов, напечатаны на соседних страницах друг над другом. И вот когда автор взял в руки эти страницы и согнул так, чтобы одна фотография, с оленями, наложилась сверху на вторую, на мальчика, его осенило. Остальное было делом техники.

Снимок «-55 градусов по Цельсию» признан одним из лучших снимков в международном конкурсе World Press Photo в 1964 году. В частности, данная фотография заняла первое место в номинации Features.
​​​​Фотография из истории Ненецкого автономного округа. На снимке легендарная личность из числа коренных малочисленных народов Севера, первый ненец пилот Семён Николаевич Явтысый со своим отцом в тундре.

К сожалению, судьба молодого летчика-ненца оборвалась трагически. 12 марта 1974 года он разбился на вертолете Ми-4, когда летел в район Холодной губы, перевозил геологов. В катастрофе не было его вины. Причиной аварии стал дефект лонжерона, микротрещина в металле, не замеченная производителями воздушного судна.

Когда начали поиски и обнаружили разбитый вертолет, то выяснилось, что запястья рук Явтысого были перебиты до костей — до последнего момента пытался посадить вертолет. Ему было всего 31 год.

Именем Семена Николаевича Явтысого названа одна из улиц Нарьян-Мара.
​​Как думаете, чем мы, люди, похожи на косаток? Что между нами может быть общего? Внешне, конечно, трудно найти подобное, но в действиях, образе жизни отдельных представителей рода человеческого есть общее. Люди, как и косатки, являются единственными представителями живых организмов, которые охотятся на самых крупных животных в мире — серых китов. У этих китов больше нет естественных врагов.

Косатки в водах Берингово моря. Чукотка, Сиреники, 03 июня 2019 года. Видео из соцсетей.
​​​​В этот день, 6 июня 1937 года, была торжественно открыта первая в мире советская полярная научно-исследовательская станция «Северный полюс-1».

Четыре полярника, в числе которых руководитель Иван Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и гидробиолог Пётр Ширшов, проработали на дрейфующей льдине 274 дня, проплыв на ней 2050 километров. Научные результаты, полученные в дрейфе, получили высокую оценку специалистов. За выдающийся подвиг в деле освоения Арктики всем четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза.

На фото папаниская четверка, «Северный полюс-1», 1937 год. Небольшую подборку фотографии также можно посмотреть здесь.
​​​​Знаете ли вы, что бубны, в том числе шаманские, как и все музыкальные инструменты настраиваются? Для того, чтобы это можно было сделать нужен обычный костер. И делается это очень просто — надо нагреть над огнем. Если это делать, то стягивается кожа, которой обтянут каркас бубна, тем самым меняется звучание инструмента.

На фото эвенкийский (тунгусский) шаман нагревает свой бубен над огнем перед камлением. Автор снимка А. Слапинс, 1975 год.
​​​​​​Многие народы Севера в недавнем прошлом использовали воздушный способ погребения своих умерших соотечественников. Для того, чтобы похоронить человека использовали «балаганы», представляющие собой сооружения на четырех столбах высотой чуть выше человеческого роста. Под этим сооружением, как правило, разводили костер, кидали туда разного рода пищу, тем самым «кормили» покойника.

Эвены, например, хоронили своих умерших следующим образом: Если человек умер, то одевали его в одежду без узлов, после чего ложили в такое сооружение головой на запад. Они верили, что дух погибшего «держит путь на восток», а отсутствие узлов на одежде — «облегчит душе освободиться от тела».

В летнее время порядка месяца родственники каждый день ходили к покойнику, в знак горя отрезали свои волосы и бросали в костер, плакали, тем самым показывали свое горе умершему. По истечении месяца гроб закапывали на том же месте. В случаях, когда эвены умирал зимой — процесс закапывания в землю проводили в теплое время года.

На фото могила представителя коренного малочисленного народа Севера, похороненного воздушным способом.
​​Вечная мерзлота хранит в себе не мало тайн из прошлого нашей планеты, о которых мы и не догадываемся. Если в местах, где температура поднимается выше ноля градусов по Цельсию, в процессе чего многие вещи из истории нашей Земли с течением времени растворяются, меняют свои формы под влиянием окружающей среды, то Крайний Север, как правило, умеет хранить в своих недрах много интересного в первозданной форме.

Необычная находка попалась недавно местному жителю Павлу Ефимову из Абыйского района Якутии. Житель Крайнего Севера нашел у себя в районе у реки Тирехтях в вечной мерзлоте отрубленную голову самого древнего в мире волка, относящегося к периоду, принятого называть в научных кругах «плейстоценом». По версии ученых, голова доисторического хищника является трофеем древнего охотника и имеет натуральную величину. Специалисты считают, что этот волк жил примерно 40 тысяч лет назад, при этом был гораздо крупнее своих современных сородичей.

Ученые уже оценили возраст зверя — 40 тысяч лет. В настоящее время планируют лабораторно сравнить находку с современным волком. В ближайшем будущем мы узнаем о том, как эволюционировал этот вид.

На снимке первая в мире находка останков доисторического волка с неповрежденным мозгом и хорошо сохранившейся тканью кожи, обитавшего в наших краях во времена ледникового периода. За фото спасибо Yakutia.com, за наводку — автору телеграм-канала NewsOfYakutia.
​​Накануне прошла историческая дата для Северной столицы России — Санкт-Петербурга. В этот день, 12 июня 1991 года, в городе на Неве на обсуждение горожан был вынесен вопрос о возвращении городу его исторического названия. В Ленинграде был проведен референдум, по итогам которого город был переименован в Санкт-Петербург.

Опрос горожан проводился совместно с выборами президента России и мэра города. Вопрос звучал следующим образом: «Желаете ли Вы возвращения нашему городу его первоначального названия — Санкт-Петербург». Предлагали два варианта ответа — «Да» и «Нет». Горожане должны были вычеркнуть один из вариантов, оставить тот, который им был по нраву. За переименование проголосовали 54% жителей, 42% — высказались против.

Идею переименования связывают с противниками советского прошлого. По некоторым данным, одним из инициаторов был тогдашний мэр города Анатолий Собчак. Было даже предложение назвать город Свято-Петроградом — именно такое название городу предложил писатель Александр Солженицын.
Дорогие друзья, если бы завтра провели референдум и спросили ваше мнение, то какое название городу вы выбрали?
Anonymous Poll
76%
Санкт-Петербург
24%
Ленинград
​​​​Каждый из нас любит свою малую родину. Куда бы судьба не занесла человека, он будет думать о земле, где родился, вырос и прожил большую часть своей жизни. Думаю, многие со мной согласятся. А кто из читателей не согласен — наверное, не осознал еще этого. Но, на мой взгляд, такое время обязательно наступит. Каждый из нас будет стараться любой ценой попасть на свою малую родину, где бы находился.

Взгляните, друзья, на фото. На снимке можно увидеть Чондара — старика из числа эвенков, уроженца Вилюйского улуса Якутии, который из приюта Магадана идет в настоящее время домой... пешком в Якутию. Именно там у пенсионера дом — в 2297 километрах от столицы Колымы.

В социальных сетях люди пишут, что эвенк очень стеснительный, не пьяный, помощи ни у кого не просит, попутные автомобили не останавливает и ночует на обочине дороги. Также пользователи сообщают, что пенсионеру добрые люди в пути уже помогли с продуктами.
​​​​Десять лет назад, 19 июня 2009 года, в самом северном городе России и мира с населением более 150 тысяч человек — Норильске Красноярского края — был открыт один из первых памятников шаману, который сидит и камлает с бубном в руке.

Многие из местных жителей считают, что этот памятник не простой. Люди верят, что он исполняет желания. У шамана на бубне написано: «Прошепчи мне на ухо свое желание, и оно сбудется». Многие шепчут.

Отлили скульптуру из бетона в кировском заводе «ВяткаСтройДеталь». Памятник поставили у единственного роддома Норильска. В народе памятник имеет и второе название — Белое ухо.
​​​​Ровно 77 лет назад, 18 июня 1942 года, на самый крупный город России за Северным полярным кругом Мурманск немцами было сброшено более 12 тысяч авиабомб, в результате чего разрушено более 600 домов.

По словам очевидцев, после авианалета горело абсолютно все, что было на земле, в том числе камни и сама земля. И это продолжалось целые сутки. Даже на следующий день сквозь дым не мог пробиться ни один луч солнца.

Всего в годы войны на Мурманск было совершено 792 авианалёта, при этом сброшено около 200 тысяч зажигательных бомб, 7 тысяч фугасных бомб. По некоторым источникам, по суммарному количеству сброшенных на город бомб Мурманск уступает лишь Сталинграду.

Не смотря на большие потери после авианалета 18 июня 1942 года, город выжил и продолжал нести свой вклад в победу над фашистами в Великой Отечественной войне. Местные жители поселились в землянки и продолжали работать в невыносимых условиях. За мужество и стойкость мурманчан городу Мурманск 6 мая 1985 года присвоенио почетное звание «Город-герой».

На фото город Мурманск после авианалета 18 июня 1942 года. Также небольшую подборку фотографии можно посмотреть в группе канала.
​​Сегодня, 20 июня, в Намском улусе Якутии проходит один из самых главных национальных якутских праздников — Ысыах Олонхо, посвященный якутскому героическому эпосу, представляющего собой устное нематериальное наследие человечества, включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО.

По традиции на празднике проходят конкурсы исполнителей древнего эпоса, состязания по стрельбе из якутского лука, соревнования по национальные виды спорта, конкурсы национальных костюмов и многие другое.

Накануне в Якутию прибыли гости из других регионов России и других стран нашей необъятной планеты. Масштаб впечатляет — на празднике присутствуют порядка 35 тысяч человек. Подробно мероприятие освещают наши якутские друзья: @ykt2100 и @NewsOfYakutia.