Центр «Хризма»
6.48K subscribers
2.93K photos
548 videos
2 files
4.53K links
Православный исследовательский центр «Хризма» (кратко - Центр «Хризма») занимается аналитикой в области церковной жизни.

Сайт:
zen.yandex.ru/media/id/5f244705fd3f2b5772973d28/

Обратная связь: @Chrizma_bot

Поддержать нас: 2200 7009 5904 2036 (Т-Банк).
加入频道
9 марта архиепископ Елпидофор (Ламбриниадис), экзарх Константинопольского патриарха, объявил о создании Викариата приходов славянской традиции в составе Греческой архиепископии в Америке. В состав Викариата вошли 3 общины, расположенные во Флориде и Бруклине, в которых служат священники, отколовшиеся от Русской Православной Церкви Заграницей. Об этой группе духовенства уже писали православные СМИ.

Данный факт примечателен не только тем, что Елпидофор принял в состав архиепископии клириков сомнительного канонического статуса. В последнее время такая практика является для Фанара довольно распространенной.

Прежде всего, создание Викариата следует рассматривать в контексте заявленного ранее Елпидофором курса на создание в США поместной церкви (не путать с автокефальной!) под главенством Константинополя, о чем мы уже писали

На Фанаре понимают, что чрезмерная грекоориентированность их юрисдикции в США затрудняет возможность архиепископии позиционировать себя в качестве точки сборки американского православия. Поэтому Константинополю важно показать себя в Америке церковью, способной удовлетворять религиозные потребности разных этнических групп. В данной связи примечателен также тот факт, что архиепископия в апреле 2020 г. впервые проведет во Флориде конференцию, посвященную вопросам окормления испаноязычных православных. Конференция и создание Викариата призваны подчеркнуть полиэтничный характер архиепископии. 

Елпидофор явно торопится создать образ архиепископии как «церкви для всех американцев». Ему нужно успеть это сделать до приезда в США патриарха Варфоломея в мае этого года. Константинопольский патриарх, предположительно, будет искать у американских властей поддержки в создании под своим омофором поместной американской церкви. «Положительные» примеры универсального характера архиепископии должны повысить шансы греков на успех в переговорах с Вашингтоном.
#Константинопольский_патриархат #Православие_в_США
Антоний Дулевич, руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии:
«Православная тувинка Дарья крестилась в 2018 году. Воцерковившись, она стала молиться на церковно-славянском языке. Когда ей были непонятны некоторые слова, она спрашивала о их значении у миссионеров. Однажды, думая, что ей будет легче понять молитвы, я дал ей молитвослов на русском языке. Прочитав его, Дарья сказала: "это что-то не то, на церковно-славянском мне гораздо ближе..." А сегодня встретил её с цс-словариком.

Для неё, как и для многих других ставших христианами тувинцев, нет никакой проблемы со знакомством с церковно-славянскими словами. (...)

Для искренне стремящихся ко Христу языковые проблемы, если они вообще есть, решаются просто. Таковым не составляет труда спросить или посмотреть в словарике то, что им непонятно. А неимеющим такого смиренного стремления, как мне кажется, никакие переводы богослужения на русский язык не помогут
».

Источник: страница А. Дулевича в «Фейсбуке».

#миссия #церковнославянский_язык
Проходит первое в 2020 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, повестка «достаточно обширная» и включает «много важных вопросов, в том числе непростых кадровых». Вероятно, эти слова можно расценивать как указание на возможную смену руководства тех или иных синодальных учреждений.

Также Патриарх отметил, что полезно обсудить «возможную реакцию нашей Церкви» на проблему распространения коронавируса.

В контексте прошедшей встречи в Аммане будет обсуждена ситуация во вселенском Православии «в связи с развитием событий на Украине».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5605029.html
Церковь Чешских земель и Словакии отказалась прекращать богослужения по указанию властей. Пресс-секретарь Митрополичьего совета Петер Сорока сообщил, что Литургии будут совершаться во всех православных храмах Словакии, никаких запретов (на целование икон и пр.) из-за коронавируса не вводится.

При этом костелы и кирхи в Словакии в ближайшие две недели будут закрыты. Католики и протестанты подчинились решению властей о запрете на это время публичных мероприятий. А православным уже грозят санкциями.
Священный Синод утвердил тему XXIX Международных Рождественских образовательных чтений (24-27 января 2021 г.): «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Тема хорошая и симфоничная, ведь ещё в 2014 году Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Невского.

http://www.kremlin.ru/acts/news/46050

#РПЦ
📣 #Мысли вслух от СПЖ 📣
Коронавирус как репетиция последних гонений на Церковь

Беседуя со своими учениками о последних временах, Господь сказал: «…будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Причем ненавидимы до такой степени, что «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2).

Чем же христиане должны будут так провиниться перед людьми, чтобы навлечь на себя такую ненависть? Ну в языческие времена, понятно: не поклоняешься идолам – навлекаешь беду на все общество. Но в наше-то «просвещенное» время?

А вот теперь коронавирус и дает нам представление о том, как все может быть.

Церковь не может жить без богослужений, без совершения Таинств, без Причастия. И вот в связи с эпидемией это все запрещают. Да, пока на несколько недель. Но где гарантия, что запрет не продлят? И должна ли Церковь повиноваться такому запрету? Ведь запрет на богослужение – это удар в самое сердце Церкви.

Это похлеще чем ПЦУ, угрозы переименования и даже конфискации храмов. В конце концов, Церковь жила и без Лавр, и без храмов. Отберут – будем как в апостольские времена «…преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца…» (Деян. 2, 46) то есть совершая Таинство Евхаристии, это ведь в связи с ПЦУ не запрещают. А в связи с коронавирусом – запрещают. Вот в Словакии Церковь уже заявила, что не подчинится и государственные власти сейчас раздумывают как Ее теперь наказать.

Коронавирус – это только цветочки, на самом деле. Смертность порядка 2%. Передается только при длительном контакте с заболевшим. В Китае уже сворачивают мобильные госпитали. К лету ученые обещают вакцину. Ажиотаж вокруг всего этого нагнетается искусственно с политическими и экономическими целями. А теперь давайте себе представим заболевание с действительно высокой смертностью и действительно легким способом передачи.

Когда запреты на проведения массовых мероприятий, в том числе богослужений, действительно будут оправданы с медицинской точки зрения. И не на недели, а на годы. Что делать тогда христианам?
Вот тогда-то верные Христу, которые предпочтут рискнуть заразиться самим и заразить окружающих, но не лишать себя «Хлеба Жизни» (Ин. 6, 35)? и станут в глазах общества такими ненавистными людьми, что убить их будет считаться благим делом.
«Пришло время сказать своё слово нам - церковному народу»

Верующие Тверской епархии, ранее выступившие против незаконных попыток митрополита Саввы (Михеева) русифицировать богослужение, опубликовали новое обращение по проблеме антицерковной деятельности так наз. «кочетковцев».

На этот раз предметом разбора стал не вопрос богослужебного языка, а еретические заблуждения священника Георгия Кочеткова. Авторы показывают, что в сравнительно недавно изданном «катехизисе» Кочеткова отрицается приснодевство Пресвятой Богородицы, содержатся соблазнительные высказывания относительно божественности Христа и пр.

Пример тверских христиан очень примечателен, и вот почему:
1. Православные люди самоорганизовались, грамотно и корректно излагают и отстаивают свою позицию. Это ещё один показатель того, что церковный народ меняется. Церковное возрождение последних десятилетий, при всех противоречиях, привело к формированию устойчивого «ядра» консервативно настроенных и богословски грамотных прихожан. Ими уже невозможно помыкать, и их голос будет всё более значим.
2. Тверичане от следствий идут к причинам: если изначально рассматривался «всего лишь» вопрос языка богослужения, то теперь на примере кочетковской полусекты говорится о недопустимости искажения самой православной веры, а не только богослужебного строя. Это принципиально. И очень важно, с учётом порою вопиющего пренебрежения к истинам веры в церковных рядах.
3. Протест выходит за рамки Тверской епархии. Во-первых, сами проблемы имеют характер совсем не местный. Во-вторых, сами тверские прихожане просят верующих из других епархий о поддержке.
4. Тверские верующие осуществляют своё дело последовательно и методично. Это не разовая эмоциональная вспышка.

В общем, церковный народ потихоньку «просыпается» и активно проявляет свою позицию. И это хорошо. Черногория и Украина тому пример.

#кочетковцы #РПЦ

https://www.youtube.com/watch?v=XTNw6P-KKEI&feature=share
Сегодня день памяти прп. Иоанна Кассиана Римлянина (+ ок. 435), который учил так: «Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца».

Тропарь святого:
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

#святые
Forwarded from ОВЧА
Важно
"Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах. Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции.
Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих.
Священный Синод считает важным последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемиологическая обстановка официально признана тяжелой, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие, использование одноразовых стаканчиков для запивки." (из Заявления Священного Синода в связи с распространением коронавирусной инфекции, 11 марта 2020г. Москва)
Ущерб, причиненный Русской православной церкви
в годы Великой Отечественной войны по материалам Государственного архива РФ

Немецко-фашистские захватчики уничтожили и повредили на территории СССР, подвергшейся оккупации, 1 670 церквей и 69 часовен.

Определяя материальный ущерб, нанесенный фашизмом Русской Православной Церкви в минувшей войне, приходиться иметь дело с таким количеством фактов, какое в сжатом отчете можно представить только цифровыми итогами. Эти итоги очень значительны, но они, оставаясь сухими и отвлеченными цифрами, ни в какой степени не выражают страшного смысла скрытых в них преступлений врага. Нужно понять, что эти преступления, порожденные оскудением души и совести преступников, наносят и нам, пострадавшим, какой-то нравственный ущерб, не поддающийся бухгалтерскому учету. Поэтому мы должны рассказать не только о фактах немецких злодеяний, но, главным образом, о том, что эти факты означают для нас. Тогда, с уяснением внутреннего смысла пережитых ужасов, откроется нам и целительная сила нравственных страданий.

http://statearchive.ru/1177

#история #РПЦ
Так кто же всё-таки станет новым апостольским нунцием в России?
#вопрос
Попадание в точку

Госдума и Совфед утвердили текст поправок к Конституции. Среди них такая: «Государственным языком Российской Федерации на всей
ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации
».

Интересно, что в 2018 году сотрудник нашего Центра Е. Иванов именно об этом говорил на конференции «Межнациональное и межрелигиозное согласие - основополагающий фактор стабильности в России и мире», прошедшей в Московском доме национальностей.

Цитируем: «Игнорирование русского народа как исторического субъекта на уровне Основного закона страны является одной из причин наличия в обществе националистических (в т. ч. радикальных) настроений, поскольку «русский вопрос» тем самым оказывается отдан на откуп радикалам – вместо того, чтобы быть гармонично решённым на высшем государственном уровне».

«Национальная политика в современной России представляет собой попытку плавного перехода от второй модели к третьей*, что и является, на наш взгляд, желаемой и наиболее приемлемой для страны перспективой. Переход этот был обозначен выходом в 2012 г. программной статьи В. В. Путина «Россия: национальный вопрос»».

* «Политика баланса в национальных отношениях, при которой закреплён статус и права русского народа как имеющего большинство и являющегося основным творцом и носителем исторической российской государственности и культуры, но при этом гарантируются, защищаются права других народов».

«Многие аспекты национальной политики вызывают вопросы. В частности, то, что в государственных документах русский язык упоминается исключительно как язык межнационального общения, а не родной язык русского народа».

«Полагаем, что руководство страны обладает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для выстраивания сбалансированной национальной политики, а намеченные позитивные тенденции будут закрепляться
».

https://mdn.ru/download/Knigi/Sbornik_MNPK.pdf

#Конституция
О субботе христианина

Преподобный Макарий Великий
:
«В сени закона, данного чрез Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А сие было образом и сению истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздною и свободною от всех темных дел. Ибо там в прообразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное упокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоющейся в вечном Господнем покое и в радости».

#суббота
Уважаемые подписчики! Пожалуйста, примите участие в опросе. На Ваш взгляд, как изменились отношения Русской Православной Церкви с другими поместными православными Церквями за последнее десятилетие?
Final Results
12%
Улучшились.
14%
Остались на прежнем уровне.
52%
Ухудшились.
21%
Затрудняюсь ответить.
Forwarded from Правблог
Филарет переходит в контрнаступление?

Филарет планирует масштабный «архипастырский» визит в США в июне этого года. В официальном сообщении УПЦ КП говорится о том, что главной целью поездки является встреча с украинской диаспорой, но кроме этого планируются встречи с политическими и общественными деятелями.

Полагаем, что таким образом Филарет преследует несколько целей.

Во-первых, он, безусловно, попытается договориться с Госдепом о защите Киевского патриархата от окончательного разгрома. Напомним, в октябре 2019 года глава «ПЦУ» Епифаний съездил в штаты (после того, как Филарет подал в суд на Минкульт за снятие устава КП с регистрации), а уже в ноябре Апелляционный административный суд принял решение в пользу «ПЦУ» и дал «зеленый свет» ликвидации «Киевского патриархата».

Тем не менее, юридическая служба УПЦ КП продолжает бороться за восстановление регистрации филаретовской структуры. На наш взгляд, вряд ли эта борьба будет успешной, поскольку восстановление КП ставит под вопрос легитимность создания «ПЦУ». А для кураторов «автокефального проекта» такой расклад недопустим.

В этом контексте, вряд ли Филарету удастся убедить Госдеп поддержать идею с воскрешением УПЦ КП. Однако, остается еще вариант с регистрацией новой структуры. Это тоже не в пользу «ПЦУ» и Константинополя, но с точки зрения закона украинские власти не могут отказать в такой регистрации. Ведь у Филарета есть достаточное количество верующих и духовенства, чтобы успешно функционировать в качестве религиозной организации. И если Госдеп даст отмашку, то Филарету никто не помешает создать новую УПЦ КП.

Во-вторых, Филарет пытается сохранить определенное влияние на украинскую диаспору и контроль над зарубежными приходами КП. Напомним, ряд приходов в Западной Европе предпочли лучше остаться в Киевском патриархате, чем влиться в Константинопольский патриархат, как того требуют условия томоса. Такой демарш ставит «ПЦУ» в неудобное положение и дает Филарету определенные козыри.

Кроме этого, у Филарета в США наверняка остались связи. Те же Наталья Яресько (бывшая министр финансов Украины) и ее брат Джон.

Так что борьба Филарета и Епифания еще не окончена и 91-летний «почетный патриарх» еще может удивить предавшего его ученика.

#Василий_Мирянин

https://www.facebook.com/PhilaretPatriarch/photos/a.109983460353812/209212167097607/?type=3&theater
С Воскресным днём!

Сегодня христиане вспоминают святителя Григория Паламу. О его значении для Церкви читайте в переведённой нашим Центром статье о. Георгия Металлиноса. Как он пишет, «познание Бога на пути обожения – путь доступный всем, образованным и необразованным, мудрым и немудрым, а не только лишь философствующим».

«Даже в малом мы не должны отклоняться с пути святителей Фотия Великого и Григория Паламы, покуда Латинская церковь продолжает настаивать на своих заблуждениях»
.

Читать статью:
https://stbasil.center/2018/03/02/znachenie-bogoslovija-grigorija-palamy/

#Воскресный_день #святые
Уважаемые подписчики! Пожалуйста, примите участие в опросе. На Ваш взгляд, как изменились отношения Русской Православной Церкви с другими поместными православными Церквями за последнее десятилетие?
Final Results
12%
Улучшились.
14%
Остались на прежнем уровне.
52%
Ухудшились.
21%
Затрудняюсь ответить.
Forwarded from Лекарь.zp
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Ситуация, которая произошла во время попытки презентации советником секретаря СНБО Сергеем Сивохо платформы Национального примирения, ярко проиллюстрировала кто сегодня управляет нашей страной. Госдеп США через своих ставленников показал нашему Президенту и украинскому народу «кто в доме хозяин». Платформу по примирению и единству создавали в рамках мирных инициатив Владимира Зеленского, который, как и обещал, пытается найти возможность прекратить войну в стране. Но эти инициативы не вписываются в геополитические планы США, поэтому нам и было показано, у кого в стране власть. Потому что без поддержки силовых структур такая ситуация была бы невозможна. Немыслимо себе представить, чтобы в какой-то цивилизованной стране хулиганы совершали насилие над представителем Президента, а полиция смотрела бы на все это со стороны и демонстративно не принимала никаких мер, чтобы остановить противоправные действия. Это плевок не только в лицо Президента, но и в сторону всего украинского народа.
Увы, реальная власть в нашей стране у тех, кто служит заокеанским хозяевам. Сергей Сивохо на своей странице в Facbook объяснил зачем нужна война американской прислуге в Украине: «Потому что война – это бизнес и большие деньги». Силовым инструментом в руках этих людей являются т.н. «патриоты» в лице националистов и других радикальных сил. Маски ада пришли в наш дом. И они будут творить здесь все, за что им платят заокеанские хозяева.

Я пишу об этой политической ситуации лишь по той причине, что она очень хорошо объясняет почему УПЦ стала мишенью для этих лжепатриотов и тех, кто за ними стоит. Именно потому, что наша Церковь стремится к тому, о чем говорил Президент в своем Новогоднем поздравлении - чтобы в стране был мир, чтобы наши дети и внуки работали не за рубежом, а дома, чтобы люди жили без страха за будущее. За это проплаченные антиукраинскими силами СМИ вешают на нас ярлыки и поливают грязью.
При том не только УПЦ, но и любая Поместная православная церковь, которая остается верной Правде Божией, стала врагом для этих сил. Потому что за теми людьми, которые борются с Церковью, стоит сам дьявол. Мы знаем, что дано «ему будет вести войну со святыми и победить их», и дана будет ему «власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7). Но мы также знаем, что придет время, когда всю эту нечисть «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Сол. 2:8). А пока что пусть «неправедный еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11).
Разрушение Вавилонской башни

Ранее мы писали, о том, что актуальная тенденция глобального развития тяготеет к регионализации мира наподобие модели существования национальных государств конца XIX в., начала XX в. По распространённому мнению пик глобализации ( а также развития наднациональных центров принятия решений) пришёлся на президентство Обамы с 2009 по 2017 год, и если до 2019-20 года мир как бы ещё колебался, то с приходом вируса COVID-19 мир не просто распался на кластеры, но фактически закрыл границы между государствами.

Вавилонская башня стремительно разрушается у нас на глазах, а вместо разных языков народы вынужденно возвращаются к самостоятельному управлению и как следствие к ценностям самостоятельного развития.

С экономической точки зрения, мировой финансовый кризис, наложенный на кризис, связанный с распространением коронавируса, грозит не только безработицей и нищетой, но и распадением глобальных технологических и торговых цепочек, на чём, собственно, и основывался глобализм.

Нас ждёт период глобальной перестройки и турбулентности. К сожалению, есть вероятность, что самостоятельность национальных государств выразится в конкуренции проектов «цифровых концлагерей», но это отдельная тема.

Между тем, для Церкви это прекрасное время возможностей, в том числе стать смысловой и духовной точкой сборки для России. После совещания в Аммане мы доказали возможность проведения независимой церковной политики. Да и при всех несовершенствах вводимых поправок в Конституцию отказ от навязанной Штатами, как победителем в «Холодной войне», Конституции 93-го года является необходимым обретением большей самостоятельности и независимости.

#глобализм #Церковь #коронавирус
Почему многие поместные Православные Церкви (включая, например, Болгарскую) взволнованы коронавирусом, разрушающим тело, больше, чем фанаровирусом, разрушающим «душу» Церкви?

#вопрос