Центр «Хризма»
6.48K subscribers
2.93K photos
548 videos
2 files
4.53K links
Православный исследовательский центр «Хризма» (кратко - Центр «Хризма») занимается аналитикой в области церковной жизни.

Сайт:
zen.yandex.ru/media/id/5f244705fd3f2b5772973d28/

Обратная связь: @Chrizma_bot

Поддержать нас: 2200 7009 5904 2036 (Т-Банк).
加入频道
О субботе христианина

Прп. Марк Подвижник
:
«суббота суббот (Лев. 16, 31) есть душевный покой разумной души, которая, отвлекая ум даже от всех Божественных словес, сокровенно заключённых в существах (сотворённых), в восторге любви всецело облекла его в единого Бога и таинственным богословием сделала ум совершенно неотделимым от Бога».

#суббота #святые
С Воскресным днём - Крестопоклонной неделей!

Свт. Василий Великий
:
«Узрят знамение Сына Человеческого (Мф. 24:30), - то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа, имже святым мир распяся, и они миру (ср. Гал. 6:14) (...). Для чего Крестом совершено Домостроительство Вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крил земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырёх частей мира».

#Воскресный_день
Сегодня день памяти сорока Севастийских мучеников (+ок. 320) - воинов-христиан, которые под угрозой смерти не отреклись от Христа.

Об их подвиге говорил свт. Василий Великий:
«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

«Град мучеников есть град Божий, «емуже художник и содетель Бог» (Евр. 11, 10), «вышний Иерусалим» (Гал. 4, 26).

«Сии непобедимые и мужественные воины Христовы (...) свободным голосом, смело и небоязненно, нимало не устрашившись видимого, не ужаснувшись угроз, возвестили о себе, что они христиане
».

Читать об их подвиге:
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/19

#святые
Forwarded from Правблог
​​Евангелие от церковных либералов

Паникой среди людей пользуются не только спекулянты и мародеры, но и... богословы либерального толка, которые используют момент эмоциональной нестабильности для проталкивания своих идей.

Они пытаются навязать мысль, что богослужения и таинства не важны, или не столь важны, как общественное благо. Мол, это всего лишь «обряды», а подлинное христианство это прежде всего «любовь к ближнему», ради которого можно и нужно отказаться от общей молитвы на период карантина.

Таким образом, они сводят христианство к этике, где вера в Бога играет подчиненную роль, как в учении немецкого философа Эммануила Канта. У него религия, по сути, это производное от этики и не имеет самостоятельного значения.

«Кант выводит формулу, согласно которой религия является совокупностью определенных нравственных обязанностей. Человеку же достаточно быть хорошим в своей обыденной жизни, а все догматы ритуалы и подобные им явления являются ненужными атрибутами, коими можно пренебречь».

Похожую позицию, на наш взгляд, навязывают и церковные модернисты типа Кирилла Говоруна и Юрия Черноморца.

Для них нет ничего страшного в том, что богослужения и таинства прекратятся на неопределенный срок. Для них реальным является лишь «ближний», в то время как Бог, промысл, благодать, обожение превращаются в пустые и ненужные абстракции. А к проявлениям храмового благочестия они относятся с откровенной брезгливостью (см.скрин - "лижут кресты").

Подобно атеистам и секуляристам они признают только то, что можно калькулировать, и из чего можно просчитать пользу для общества и т.д.

Если чудо это явление редкое, а промысел - непостижим, значит и уповать на него безрассудно и дерзко с их точки зрения. И вообще, чудес не бывает. Есть только «всемогущая» наука и спасти могут только средства гигиены.

Да и «любовь к ближнему» они незаметно подменяют общественным благом и политикой. Для них важен не ближний сам по себе, не спасение его души, а его положение в составе некоего коллектива - «нации», «народа», общества и т.д. Высшим предназначением человека становится не вера в Бога, не молитва, не покаяние, а участие в политике!

С этой точки зрения, самой «прогрессивной» украинской конфессией становится «ПЦУ». У которой политических сторонников раз в десять больше, чем верующих, посещающих храмы. И для них это не недостаток, а наоборот — преимущество. Мол, что толку в отживших обрядах — главное ведь это быть «патриотом» и общественным активистом. Патриот?! Считай уже спасся!

Такое вот «евангелие от церковного либерала».

#Василий_Мирянин
Клаудия Мейджор, аналитик по международной безопасности в Немецком институте международных отношений и безопасности (German Institute for International and Security Affairs) в Берлине: "Этот кризис является подтверждением структурных изменений в политическом лидерстве США". "Нет глобального лидерства США и нет модели США", — заявила госпожа Мейджор. "Реакция Трампа — действовать в одиночку". 

Как можем видеть, влияние США как ведущей державы мира стремительно затухает. Каждый справляется с пандемией самостоятельно. Мнения о рукотворности вируса пока слабо соответствуют реальности, поскольку непонятен выгодоприобретатель от его распространения: страдает весь мир.

Можно согласиться с тем, что мир действительно меняется, превращаясь все более в "концлагерь", где "тюрьмами" являются целые страны. Самым отчетливым образом это влияет и на Церковь, которая все чаще вынуждена подчиняться государственным распоряжениям по борьбе с коронавирусом. Последствия такого подчинения зависят от длительности ситуации и масштаба запретительных мер. Пока ситуация стабильная, но при принудительном закрытии храмов можно будет наблюдать всплеск недовольства вплоть до социального взрыва со стороны верующих.

Каким выйдет мир из актуального глобального кризиса покажет время, хотя есть основания полагать, что прежним мир уже не будет.

#вирус #сша #Церковь #глобализм
«Коронавирусную» устойчивость Церкви тестируют через ЛДПР

Глава партии ЛДПР Владимир Жириновский призвал Русскую Православную Церковь прекратить богослужения.
«Мы рады, что многие конфессии уже пошли навстречу властям и соблюдают условия карантина: прекратили все службы в своих храмах, ‒ заявил Жириновский. ‒ Хотелось бы, чтобы так поступили и православные. Но пока что РПЦ продолжает службы, причастия, а верующие целуют иконы и мощи. Этого сейчас делать нельзя, нужно соблюдать строжайшие нормы карантина. Сегодня единственный способ остановить пандемию – это самоизоляция. А когда люди сотнями собираются в одном помещении даже с самыми благими целями — это не самоизоляция, а коллективизация, способствующая распространению вируса».

Господин Жириновский хочет осуществить то, что не удалось даже большевикам. Впрочем, не Жириновскому и иже с ним решать, что нам - христианам - делать и не делать. «Коронавирусное» давление на Церковь не пройдёт.

Жириновский мог бы быть более последовательным и предложить запретить заседания Госдумы, на которых присутствуют как раз сотни людей.

Также отметим, что Жириновский должен находиться на карантине, а не в Госдуме, поскольку его возраст значительно выше 65 лет.

https://ldpr.ru/event/81622

#РПЦ #коронавирус
Владимир Жириновский на заседании Госдумы 19 марта, которое прошло с участием 370 депутатов. А теперь его слова против Церкви 23 марта: «когда люди сотнями собираются в одном помещении даже с самыми благими целями — это не самоизоляция, а коллективизация, способствующая распространению вируса».

Оцените уровень лицемерия!
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил нижеследующие тексты молитв в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

На сугубой ектении:

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.


Иная молитва:

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

#РПЦ #коронавирус
Что будет, если закроют храмы?

Не хочется углубляться в обсуждение возможности такого развития событий, но предположим: мы проснулись, а все храмы закрыты на карантин - что тогда делать? и как отреагирует церковный народ?

Напрашиваются два основных сценария и модели действий верующих:

1. Спокойная реакция. В исключительных случаях (эпидемия является таковым) для Исповеди и Причастия можно позвать священника домой.

К сожалению, батюшек не так много (и, возможно, их просто не хватит на всех желающих), но возможность участия в Таинствах лучше её полного отсутствия. Вместе с тем, жизнь христианина не исчерпывается Таинствами, хотя и невозможна без них.

Молитва в храме и дома очень разная сама по себе, да и соборная молитва является частью жизни христианина. Поэтому в случае продолжительного закрытия храмов есть вероятность неконтролируемых стихийных служб на дому, как в раннехристианские времена (никакие «онлайн-трансляции» не восполнят обычное богослужение). С точки зрения тех или иных групп это не уменьшит риски распространения заболевания и будет свидетельствовать о «неконструктивности» Церкви. И здесь уже имеет смысл говорить о втором сценарии.

2. Радикальная реакция. Такое развитие событий нежелательно, но приходится описывать и его. Существует вероятность повторения "чумных бунтов". Некоторая пассионарная часть прихожан может воспринять ограничения на проведение богослужений крайне отрицательно. В закрытии храмов увидят возможность их закрытия навсегда и попрания свободы вероисповедания. Далее начнется психотизация процесса, выделение лидеров и обвинение священноначалия в предательстве веры. Часть радикально настроенных священников может перейти на сторону протестующих. Ничто так не консолидирует, как борьба за правду и истину (и неважно - за мнимую или подлинную), а значит требований открыть церкви и перехода в оппозицию к священноначалию и государству долго ждать не придётся. Более того, возможны насильственные сценарии, когда Росгвардия или полиция вынуждена будет вмешаться для успокоения народа, который, например, захочет силой открыть храмы. Если государство применит явно силу против прихожан, то общественные последствия таких действий слабо предсказуемы. Здесь у нас богатый исторический опыт.

Вывод напрашивается такой: храмы следует оставить открытыми, поскольку компенсировать их закрытие для верующих невозможно.

При этом, в случае необходимости запрета массовых богослужений или закрытия храмов крайне важно смягчить ситуацию. Надо продумать последствия и предложить хоть какую-то альтернативу. К примеру, ввести «онлайн»-трансляции служб и консультации со священниками, объяснить временный и необходимый характер мер, обеспечить возможность Исповеди и Причастия на дому всем желающим. В общем, постараться максимально минимизировать негативные последствия. Нельзя забывать, что верующие в большинстве своём лояльны государственной и церковной власти.

Худшим решением видится как запрет на хождение в храмы, так и запрет на посещение священниками частного жилища для молитвы и проведения Таинств.

И, конечно, с точки зрения веры и даже актуальной эпидемиологической обстановки храмы должны быть открыты. Принятых мер вполне достаточно.

P.S. С позиции государства, Церкви и общества, храмы лучше не закрывать. Контролировать проще поток людей, идущих в храмы, а не разбегающихся кто куда.

#храмы #коронавирус #вера
Рекомендуем ознакомиться с размышлениями коллеги о причинах и возможных социально-политических последствиях короновирусной "пандемии". Несколько цитат: ВОЗ, который больше всех нагнетает панику, признал данные о том, что коронавирус уже добрался аж до ШЕСТНАДЦАТОГО места в мире среди инфекционных заболеваний по количеству погибших в день. На первом месте (опережая COVID-19 примерно в пятьдесят раз) – туберкулёз. Но туберкулёз – это ныне неинтересно и непрезентабельно. Хотя по степени заразности, по смертности на количество заразившихся и прочим показателям он идет намного впереди коронавируса. Где же вопли о пандемия по поводу туберкулеза? Где перекрытия городов и закрывания стран? 
Мы видим грандиозный спектакль, в конечном итоге невыгодный всем национальным государствам, даже США, экономика которых тоже начинает проседать, зато очень выгодный сверхвлиятельным транснациональным силам, которые с его помощью взрывают национальные суверенитеты, постепенно создавая всепланетное государство, своими очертаниями живо напоминающее царство из Апокалипсиса.
В российских СМИ также вовсю восхваляется китайский опыт закрытия всего и вся. А это, повторюсь, опыт применения гильотины для лечения перхоти. Это пример искусственного обрушения коммуникаций, экономики, элементарных прав человека у году глобальным силам зла. Это хуже любой эпидемии и приводит к многократно большему числу человеческих жертв
Приходский священник из епархии Билокси в Миссисипи, США, Пэдди Моклер, провел воскресную мессу в резиновых перчатках.

Этот человек считает, что может заразиться через Тело Христово (ведь он верит, что облатка – это Тело Христово?).

Коронавирус, как оказывается, обнажил огромное количество проблем современного человека, и первая из них - маловерие. Как после этого можно говорить, что Тело Христово - это Источник Жизни?

Смотреть с 25-й минуты: https://www.youtube.com/watch?v=-lbH05-zZ3U
Русская Православная Церковь даёт ответ на инициативы об ограничении богослужебной жизни

24 марта управделами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил епархиальным архиереям в России циркулярное письмо в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

В письме отмечается, что рабгруппой при Госсовете РФ 20 марта было дано поручение главам регионов «проработать с главами основных религиозных конфессий вопрос введения ограничений на посещение культовых учреждений на период режима повышенной готовности».

В случае обращения по этому поводу от властей архиереям рекомендуется предложить главе региона прорабатывать вопрос в непосредственном личном взаимодействии. «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие», — подчеркивается в документе.

#РПЦ #коронавирус

http://www.patriarchia.ru/db/text/5612244.html
Евгений Иванов
Башня Силоамская: о трагедии в Кемерове и нашем покаянии
Сегодня - вторая годовщина пожара в Кемерово, унёсшего жизни 64 людей...

Погибшие в Кемерово не потому претерпели муки, что они хуже, грешнее нас, живых. Всеведущий Господь сказал в Евангелии: «думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4-5).

Давайте покаемся и исправимся, чтобы не погибали мы и наши дети лютой смертью. Давайте быть ревностными в вере, чтобы пример нашей благочестивой жизни и наше приправленное евангельской солью слово обращали людей ко Христу, отвоёвывая многие и многие души у беспощадного царства мамоны и греха.

И тогда, быть может, каждый из нас станет человеком, чья жизнь угодна Богу. А про такого сказано: «и волос не упадёт с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне» (1 Цар. 14:45).

Читать:
https://stbasil.center/2018/03/30/siloam-and-kemerovo/
«Пусть скорбь откроет нам двери к покаянию»

Сегодня - день памяти святителя Григория Двоеслова (+604), Папы Римского.

Когда в Риме была чума, Папа Григорий призывал народ к покаянию, чтобы снискать прощение и милость от Господа: «Подобает нам, возлюбленные братья, трепетать перед ударами бича Божия… Пусть скорбь откроет нам двери к покаянию, и пусть кара, которая нас постигла, смягчит жестокость сердец наших… Помыслите же, каким предстанет перед взором строгого Судии тот, кому уже не дано времени оплакать содеянное… Так обратимся же к Богу с неотступным плачем пред мечом, грозящим столь страшной карой». Папа устраивал крестные ходы по Риму с пением «Кирие элеисон», и вскоре чума прекратила истреблять жителей «вечного города».

О святителе Григории читайте здесь:
https://pravoslavie.ru/88906.html

#святые #история
Греческий богослов Василий Тулумцис пишет: «В эти дни из-за общей суматохи вокруг коронавируса среди прочего возникла дискуссия о том, должна ли церковная власть изменить образ преподания Святого Причастия. Слышатся различные мнения».

Некоторые ссылаются на авторитет прп. Никодима Святогорца, в т. ч. «утверждается идея о возможности передачи вируса через Божественное Причастие, что якобы заставило прп. Никодима вернуть более древнюю литургическую практику и предложить дезинфицирующие меры гигиены святых сосудов». Прп. Никодим писал, что после причащения чумных больных «сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец».

В связи с этим В. Тулумцис отмечает: «комментарий прп. Никодима относится к особому случаю причащения больных, которое происходит не в рамках Божественной Литургии, совершаемой в храме, но вне его, в незапланированное время, в тех известных случаях, когда священник берёт из дарохранительницы частицу высушенного Хлеба, освящённого в Великий Четверток, и приносит его лежачему или любому больному, неспособному прийти для участия в общей Божественной Евхаристии. Следовательно, в любом случае неуместно использовать этот комментарий для того, чтобы утверждать о необходимости принятия мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний через Божественное Причастие, когда совершается Божественная Евхаристия».

«Если бы прп. Никодим имел склонность к микробофобии, как некоторые из наших современников относительно Святой Чаши, он, несомненно, сделал бы свои предписания по дезинфекции общими (...). К тому же он пространно разобрал бы этот вопрос, а не ограничился бы лишь одним кратким комментарием».

«Даже в современной священнической практике любое омовение священных сосудов после Божественного Причастия носит исключительно характер благочестия, чтобы предотвратить возможность того, что в них останется хотя бы малейшая частица Пречистых Таин, и никогда никто не говорил о возможности передачи заболеваний».

https://stbasil.center/2020/03/25/st-nikodimos-agioretes-regarding-holy-communion/
Вот сейчас в некоторых православных каналах продолжают критически обсуждать временные изменения в практике причащения в Русской Церкви, с цитатами из некоторых отцов. Спрашивается: зачем? Чтобы привнести разделение и лишнюю смуту в умы? Речь ведь не идет о каких-то сущностных, принципиальных вещах. Приходите в храм – причащайтесь, соединяйтесь со Христом. Это возможно! 

А в нынешней ситуации нам в Церкви необходимо единство. Перед лицом новых вызовов и потенциальных внешних угроз.

п.с. Рекомендуем ещё раз прослушать обращение наместника Лавры.
Президент России Владимир Путин обратился к народу в связи с угрозой распространения коронавируса. Сам факт обращения свидетельствует о том, что дела серьёзны. Как и то, что общенародное голосование по поправкам в Конституцию перенесено.

Президент озвучил ряд мер в социальной и экономической сферах, направленных на минимизацию ущерба. В числе их - дополнительное налогообложение «офшорной аристократии», которая выводит свои доходы за рубеж.

С обращением Президента можно ознакомиться здесь:
https://youtu.be/KQ9T6mdR_Tc

#Россия #коронавирус
⚡️ Мэр Москвы призвал воздержаться от посещения религиозных объектов

Сергей Собянин: «Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов».

Мэр отметил, что принятые уже меры «являются беспрецедентными в современной истории Москвы и создадут множество неудобств для повседневной жизни каждого человека.
Но – поверьте – они абсолютно необходимы для того, чтобы замедлить распространение коронавирусной инфекции и уменьшить число заболевших
».

Очевидно, приближается «час Икс», когда властям и светским, и церковным придётся решать вопрос о временном ограничении доступа в храмы.

https://www.sobyanin.ru/koronavirus-zakrytie-restoranov-i-parkov
Понятно, что многим не до того, но всё же: а каковы теперь перспективы «Амманского процесса» и всеправославного обсуждения вопросов Константинополя и Украины?

#вопрос
Приведёт ли коронавирусный кризис к прагматическому сближению России и США?

Греко-американский аналитик Ник Стаматакис размышляет над стратегическими последствиями пандемии коронавируса. Автор констатирует «конец глобализма» и Евросоюза: воздвигаемые вновь национальные ограды «окончательно разрушили глобалистскую повестку «открытых границ»».

Другое последствие - усиление образа Китая как источника угрозы и сопутствующее этому возрождение национальной промышленности в США.

Стаматакис прогнозирует «пост-коронавирусный бум», «новый американский век», в который ряд отраслей (оборонная, аэрокосмическая, фармацевтическая и др.) «достигнут необычайного роста».

При этом эксперт считает необходимым сближение США и России для предотвращения риска войны: «После «Брекзита» и со смертью ЕС администрации Трампа нужно будет просто выдвинуть на передний план цель кампании 2016 года - подписать пакт с Россией, чтобы иметь возможность ограничить экспансию Китая и стать снова бесспорным мировым лидером». По мнению автора, «семена» такого пакта уже посеяны «за кулисами», а следующие шаги «являются лишь вопросом времени».

Стаматакис в связи с этим полагает необходимым пересмотреть курс США и Фанара в отношении Православной Церкви и Украины. Стаматакис излагает это в виде ироничного обращения к константинопольским «православным» (он пишет именно в кавычках) иерархам, которых он называет «бизнес-лидерами»: «пора менять «церковную» политику в отношении Украины, вы на проигрывающей стороне истории. Украина никогда не покинет полностью российскую сферу влияния. И Россия никогда не отдаст Варфоломею 70% православных верующих Украины. Важно, чтобы вы и ваши заблуждающиеся друзья в Государственном департаменте как можно скорее почитали историю». Стаматакис в связи с этим пишет о расколе в Православии и утрате «вселенского» статуса как результатах ошибочной политики Фанара.

Время покажет, насколько предположения греческого аналитика будут верными. Так или иначе, «коронавирусный» кризис в качестве одного из сценариев содержит возможность новой российско-американской «разрядки», в том числе в церковной сфере.

https://www.helleniscope.com/2020/03/22/the-global-strategic-effects-of-coronavirus/

#США #Россия #Украина #глобализм