Центр «Хризма»
6.2K subscribers
2.78K photos
526 videos
2 files
4.36K links
Православный исследовательский центр «Хризма» (кратко - Центр «Хризма») занимается аналитикой в области церковной жизни.

Сайт:
zen.yandex.ru/media/id/5f244705fd3f2b5772973d28/

Обратная связь: @Chrizma_bot

Поддержать нас: 2200 7009 5904 2036 (Т-Банк).
加入频道
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Преподобный Паисий Святогорец о нынешних временах:

Зри в корень. Возможно, нам придется пережить многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе. Наступила апостасия, и сейчас осталось только придти сыну погибели (2 Фес. 2,3).

Безразличие к Богу приводит к безразличию во всем остальном, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, тот не любит ничего. И Родины своей он тоже не любит…

Меня безпокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Что из этого выйдет, не знаю, положение очень сложное. Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее… Время очень сложное.

Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы все это улетело, нужно, чтобы сильно подуло… Страшно! Наступило вавилонское столпотворение! Требуется Божественное вмешательство… Происходит великое волнение. Такая каша! Голова у народа совсем заморочена. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Есть все же часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Всеблагий Бог терпит нас и снова приведет все в порядок.

Не бойтесь! Мы пережили столько гроз и не погибли. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не погибнем и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила. Тяжелых лет будет немного. Лишь одна гроза…

Не расстраивайтесь нисколько, ибо над всеми Бог, Который управляет всем и посадит каждого на скамью подсудимых дать ответ за содеянное, в соответствии с чем каждый и воздаяние от Него получит. Будут вознаграждены те, кто в чем-то поможет добру, и будет наказан тот, кто делает зло. Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы.
Вот отличный ответ тем, кто постоянно сетует на нашу молодежь. Эти молодые Люди (с большой буквы) спасли людей, не потерялись и уже в подростковом возрасте совершили Подвиг.

Причем, вполне возможно, что они слушают какой-то неправильный рэп, слушают неправильных блогеров и т.д. Но когда надо, они совершили Подвиг.

Лично мне доводилось видеть подростков, которые помогали луганскому ополчению жарким летом 2014 года. Обычные луганские пацаны с окраин.

Так что не надо говорить "молодежь у нас не такая". Вы ее просто не знаете.

#Александр_Феликс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В России усиливается депопуляция. По данным Росстата, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в 2023 г. опустился до 1,41. Для простого воспроизводтства населения данный показатель должен составлять 2,1.

Текущие показатели это минимум за последние 17 лет. СКР в России достигал максимума за новейшую историю в 2015 г. (1,78) и с тех пор демонстрировал тенденцию к снижению. В пандемическом 2020-м он составил 1,51. В 1990-е гг. на фоне «демографической ямы» показатель сокращался до 1,2–1,3, а абсолютный антирекорд был зафиксирован в 1999 г. (1,16).

Наименьшие значения СКР отмечены в Ленинградской области и Севастополе — там коэффициент составил меньше одного ребенка на женщину (0,88 и 0,98 соответственно). Богатая Москва тоже в антилидерах - 1,05.

При всем этом в России есть 3 региона, где СКР составляет больше 2 - Чеченская Республика (2,66), Тува (2,44), Республика Алтай (2,03).
Суд лишил Черкасскую епархию УПЦ земельного участка под Свято-Михайловским кафедральным собором Черкасс. Шестой апелляционный суд оставил без изменений соответствующее решение Черкасского окружного административного суда от 22 сентября 2023 г.

Земельный участок площадью 8,7 га парка «Соборный», где находится собор, власти планируют отдать под общественные нужды.

Свято-Михайловский храм - не старинный объект, он не находится в аренде у УПЦ, как некоторые храмы и монастыри (Киево-Печерская лавра и т.д.). Его построили недавно, в 2002 г. на месте старого кладбища. Собор один из крупнейших на Украине. Одновременно он способен вместить 12000 верующих. 

Тем не менее, власти активно ищут пути к лишению местной епархии УПЦ ее кафедрального собора. Если данный подход украинских чиновников в борьбе против УПЦ окажется результативным, стоит ожидать его масштабирования и в других епархиях. 

Еще один важный момент. Совсем не случайно, что все это происходит в епархии митрополита Феодосия, который стоит на позициях церковного единства и продолжает поминать на богослужении Патриарха. Напомним, в ноябре 2023 г. раскольники из ПЦУ осуществили в Черкассах резонансный силовой захват женского Рождество-Богородичного монастыря. 
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
LGBT флаги больше не будут вывешивать на зданиях посольств США.

Все благодаря "бюджетным" баталиям в Конгрессе. В проект бюджета на 1,2 триллиона долларов, принятом на ближайшие полгода, республиканцам удалось включить некоторые свои символические инициативы. В их числе - отмена флагов на америнских посольствах в некоторых странах мира во время «Месяца гордости», ежегодно проходящего в США с 1969 г. в июне.

Первым, кто ввёл практику поднятия радужных флагов на зданиях диппредставительств США, был Б. Обама. При Д. Трампе от этого отказались, а старик Байден все вернул.
Channel photo updated
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Экс-президент США и кандидат на этот же пост Дональд RussianAgent Трамп пообещал вернуть в США христианство. Из-за отсутствия Веры, по его мнению, в стране все идет наперекосяк.

Естественно, он заверил, что если его выберут, то он make America great again, ну а как же без этого.

Поэтому он предложил всем американцам обзавестись Библией собственного издания — God Bless the USA Bible. В ней, кроме текста Писаний, есть еще и Конституция США. То есть, это одобренная Трампом Библия.

Конечно же, Трамп не был бы Трампом, если бы предложил ее бесплатно — стоит издание всего лишь $59.99. Отметим, что это вынужденный ход Дональда - он погряз в судах и ему грозит банкротство. Продажа Библии, по идее, должна помочь Трампу прикрыть его финансовую брешь.

Кстати, Bloomberg пишет, что конкурент Трампа Джо Байден начал догонять его в шести из семи колеблющихся штатов. В Висконсине Байден уже обогнал Трампа на один пункт, хотя прошлом месяце отставал на четыре. В Пенсильвании преимущество Трампа в шесть пунктов также исчезло.
О группе «Пикник» и сатанизме

После страшного теракта в Крокус Сити Холле в сети стали активно распространяться слухи о том, что группа «Пикник», на концерте которой все случилось, сатанисты. Как старый фанат этой группы хочу сказать кое-что по этому поводу.

В творчестве группы «Пикник» есть оккультные нотки. Например, есть очень мощная песня «Пентакль», которая явно звучит как воспевание магии и прочей бесовщины. Хотя сам автор текстов и солист группы Эдмунд Шклярский это отрицает.

В одном из интервью на вопрос о том, есть ли в его жизни мистика он ответил: « С мистикой Бог миловал. Никаких марсиан не было, никаких потусторонних сил. Единственное, 13 числа возникают все время какие-то технические неполадки. Но я думаю, это совпадение».

Одним из доказательств сатанизма называют эмблему группы «Пикник» (на груди у Шклярского на фото). По словам самого Шклярского, «Графически этот знак был придуман где-то в 90-х годах, а сделал его (с помощью обычных напильников) строитель из города Запорожье. Именно его вы можете видеть на наших концертах».

«По значению, я думаю, мы ничего не сможем прояснить. Это некий фамильный герб группы "Пикник", не более того», — рассказал музыкант.

По вероисповеданию Шклярский называет себя католиком, однако насколько он воцерковлен — судить сложно. На эту тему, как и на многие другие, музыкант старается не распространяться. Судя по всему, он до сих пор находится в некоем духовном поиске и периодически его заносит в сторону мистики или оккультизма.

Не могу судить, что именно творится в душе у Эмунда Мечиславовича и его отношениях с Богом, но «Пикник» — точно не сатанисты. Да, наслушавшись его песен, можно «очароваться узорами пентакля». Но такой риск есть и в связи с творчеством Джоан Роулинг, Джона Толкина или Клайва Льюиса.

Однако никаких откровенных кощунств или богохульств в творчестве «Пикника» нет.

#Александр_Феликс
Румыния уделяет "особое внимание" Бессарабской митрополии. Об этом заявил государственный секретарь Департамента по связям с Республикой Молдова при Правительстве Румынии Адриан Дюпу в ходе встречи с епископом Южной Бессарабии Вениамином и с епископом Бельцким Антонием в штаб-квартире посольства Румынии в Республике Молдова. 

Дюпу обсудил с иерархами вопросы координации деятельности румынских властей и указанных епархий "в интересах верующих на всей территории Прута".
 
Румынский патриархат подписал в прошлом году протокол о сотрудничестве с Департаментом по связям с Республикой Молдова, в соответствии с которым правительство Румынии берет на себя поддержку строительства и ремонта церквей в Митрополии Бессарабии, ремонта музеев и памятников румынской истории, а также образовательных проектов по укреплению румынской идентичности.

В 2024 г. БМ получит от Румынского правительства 2 млн евро. В 2025 г. эта структура планирует отпраздновать 100-летие своего существования.  
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Царьград" возмущается тем, что Ксения Собчак заявила о взятии под свою опеку четырех детей, оставшихся без родителей из-за теракта в Крокус-сити. Автор задаётся, конечно, справедливыми вопросами - какой пример подаст детям Собчак и нужна ли им такая опека?

Мы ни коем случае не сторонники Собчак и не разделяем её убеждений и принципов.

Вместе с тем, на наш взгляд, проблема не в том, что Собчак взяла под опеку осиротевших детей. А в том, что кроме неё никто этого больше не сделал.

Почему, к примеру, никто из состоятельных православных бизнесменов и медийных деятелей не пошёл на такой шаг? А ведь могли бы подать хороший пример остальным.
27 марта Церковь вспоминает благоверного Ростислава, в крещении Михаила, великого князя Киевского (+1167). В драматической истории древней Руси он предстаёт нашему взору как человек «срединный». Он старался не участвовать в противостоянии Ольговичей и Мономаховичей, искать разумные компромиссы.

После многих лет успешного правления Смоленским княжеством св. Ростислав стал великим князем Киевским.

Особую привязанность князь имел к Киево-Печерской лавре, в Великий пост приглашал к своей трапезе печерского игумена с братией.

В 1167 г., возвращаясь в Киев издалека, св. Ростислав заболел и скончался. Похоронен в Киеве в Феодоровском монастыре.

Тропарь, глас 6:
Обре́те тя строи́теля градо́в и церкве́й/ земля́ Ки́евская,/ вели́кий кня́же Ростисла́ве,/ сму́ты устраня́л еси́, еди́нство храня́,/ те́мже Госпо́дь тебе́ му́дрость ниспосла́,/ сего́ ра́ди Христу́ Бо́гу моли́ся// спасти́ся душа́м на́шим.

Святый благоверный княже Ростиславе, моли Бога о мире на Руси!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Поражу пастыря и рассеются овцы

Начавшаяся в отдельных областях Украины насильная мобилизация священников УПЦ, так же как и обострившиеся параллельно процессы лишения епархий прав на землю и имущество (кафедральный собор в Черкассах и храм в Каневе), на наш взгляд, могут получить продолжение на всеукраинском уровне.

На фоне пробуксовки в Раде законопроекта о запрете УПЦ, власти вполне способны пойти на подобные антицерковные меры - физическое устранение пастырей путем отправки их на фронт. Рассчет, видимо, состоит в том, чтобы в дальнейшем попытаться навязать обезглавленным общинам "правильных" священников с дальнейшим их переводом в ПЦУ.
Некоторые мысли к дискуссии о смертной казни
(начало)

После террористического акта в «Крокус Сити Холле» в российском обществе, в том числе среди православных, идёт активная дискуссия о смертной казни. Напомним, такая мера наказания предусмотрена законодательством, однако действует мораторий на её применение.

Следует ли отменить этот мораторий?

Прежде чем попробовать ответить на этот вопрос, сверимся с действующей церковной позицией. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (ОСК) сказано, что допустимость смертной казни признаётся в Библии и в историческом наследии Церкви. Однако «христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни», и Церковь «не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания». Более того, «отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе». При этом «вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учётом состояния в нём преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступал против применения смертной казни в России по состоянию на 2011 год, однако не исключал возможность её введения в будущем для особых случаев (включая массовые убийства и террор), при условии безупречной работы судов: «Давайте начнем эффективно изменять судебную систему в наших странах. Суд должен быть неподкупным, суд должен быть авторитетным, следственные органы должны работать безукоризненно — с тем чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправы с неудобными».

Эти, указанные Святейшим Патриархом, критерии, являются очень важными при рассмотрении вопроса о смертной казни. Несомненно, при решении вопроса о допустимости смертной казни у общества должна быть уверенность в достодолжной работе судов и правоохранительных органов.

Если смотреть на позицию политического руководства России, то Президент страны В. Путин говорил, что смертная казнь «бессмысленна и контрпродуктивна». В 2022 году, уже в разгар военных действий, Глава государства подтвердил актуальность своей позиции против снятия моратория на смертную казнь.

Теперь попробуем рассмотреть некоторые аспекты темы.

Во-первых, есть нравственные основания, которые сложно проигнорировать. Каким бы ни был человек негодяем, извергом, убийцей, он остаётся человеком (в т. ч. чьим-то сыном, братом, отцом). А значит, способен, хотя бы теоретически, покаяться, оплакать свой грех. В эти великопостные дни читается книга Бытия, включая повествование о первом убийце – Каине. Для Каина, по его собственному признанию, как раз терзания совести, изгойство и неприятие людьми и стало самым тяжким наказанием (Быт. 4:13-14). Почему Бог его не казнил? «Суд Божий на Каина … показывает, что Бог не хочет смерти грешника. Он делает его безопасным от скорой и внезапной смерти, дабы показать ему и в самом наказании возможность и надежду милосердия» (свт. Филарет Московский). Мы верим в Бога, который «и Манассиину в покаяние молитву приемый». Можем ли мы сказать, что каждый потенциально приговорённый к смертной казни – хуже злодея Манассии и хуже братоубийцы-Каина? Можем ли мы уверенно сказать, что смертная казнь как предельная мера наказания лучше пожизненного заключения? Современная пастырская практика Церкви скорее даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Сам Святейший Патриарх беседовал с пожизненно осуждённым человеком, который затем принёс глубокое покаяние за свои преступления.

Завершение
Читать полностью
Некоторые мысли к дискуссии о смертной казни
(завершение)

Во-вторых, в рассуждениях о смертной казни люди часто упускают из внимания фигуру палача. Они готовы «с дивана» кого-нибудь отправить на казнь. Но не готовы ни сами привести её в исполнение, ни войти в положение палача. Убийство остаётся убийством, даже если оно совершено справедливо. Можно вспомнить о временном отлучении от причастия для воинов, совершивших убийство на войне (по несколько подзабытому правилу свт. Василия Великого). И дозволяя смертную казнь, мы на чью-то ещё душу возлагаем грех отъятия человеческой жизни. И как бы ни изощрялись люди в изобретении «бесчеловечных» (т. е. не требующих личного «нажатия на курок») способов казни, в полной мере устранить человеческий фактор из процесса невозможно.

В-третьих, когда говорят, что наличие смертной казни положительно влияет на ситуацию с преступностью (из-за страха смерти), зачастую упускают из виду, что ситуация с преступностью (включая особо тяжкие преступления) зависит от множества факторов, включая даже культурные и социально-экономические. Это сложное явление. Опыт разных стран, включая Россию, показывает, что возможно добиться серьёзного снижения уровня преступности и без введения смертной казни. Кроме того, сегодня есть многие ранее недоступные возможности напустить страху на потенциальных преступников или пресечь преступления. Например, в Москве за последние годы благодаря системе видеонаблюдения и анализа данных «Безопасный город» пойманы тысячи разыскиваемых лиц, пресечены или раскрыты по горячим следам тысячи преступлений. И если у общества не исчерпан потенциал применения других средств снижения преступности помимо смертной казни, то к чему её разрешать?

Наконец, говоря «да» смертной казни, общество должно быть готово сказать «нет» абортам. Иной вариант будет чудовищным, аморальным диссонансом: если вы так цените человеческую жизнь, если вы считаете совершенно справедливым и правильным лишать человека жизни за особо тяжкие преступления, то будьте добры – заступитесь за нерождённых младенцев, заявите о неприемлемости «казни» тех, кто ни в чём не провинился.

В общем, пока не наблюдается совершенно очевидных, неоспоримых оснований для снятия в России моратория на смертную казнь. Тема смертной казни не «живёт» объективно, но поднимается при очередном всплеске эмоций после террористических актов и тому подобных событий. И складывается ощущение, что многие её педалируют для пресловутого «хайпа» на крови других людей. Как писал протоиерей Валентин Свенцицкий, «можно теориями и текстами создать «софистическое» оправдание этой ужасной форме наказания, но живое народное чувство не может быть «загипнотизировано» софизмами, и его ненависть к палачу есть в то же время и ненависть к смертной казни».

Автор – Евгений Иванов

P. S.
Изложенная выше позиция не претендует на то, чтобы быть всеобъемлющей и неоспоримой. Тема сложная, и «с наскока» в ней разобраться не получится. Справедливости ради отметим, что у сторонников возврата смертной казни также есть серьёзные аргументы (см., например, мнение о. Георгия Максимова по этому вопросу).

И ещё: независимо от отношения к смертной казни нет никакого оправдания террористам и убийцам. Они должны быть наказаны по всей строгости закона.

Начало
Читать полностью
Патриарх Кирилл беседует с пожизненно осуждённым в Бутырской тюрьме. 2018 год.