Центр «Хризма»
6.2K subscribers
2.78K photos
526 videos
2 files
4.37K links
Православный исследовательский центр «Хризма» (кратко - Центр «Хризма») занимается аналитикой в области церковной жизни.

Сайт:
zen.yandex.ru/media/id/5f244705fd3f2b5772973d28/

Обратная связь: @Chrizma_bot

Поддержать нас: 2200 7009 5904 2036 (Т-Банк).
加入频道
Власти Нью-Йорка обнаружили сеть прорытых под землей туннелей, которые вели к синагоге. Оказалось, что их построили хабадники во время локдауна, связанного с коронавирусом.

Иудеи настолько хотели попасть в синагогу в районе Crown Heights, что выкопали катакомбы.

Теперь администрация города решила залить их бетоном. В ответ иудеи устроили беспорядки, арестованы 12 человек.

Напомним, что в секторе Газа армия Израиля заливает тоннели ХАМАС. Но не бетоном, а водой из Средиземного моря.
В Болгарской Православной Церкви опубликовали послание Патриарха Неофита, приуроченное к празднику Богоявления Господня.

В документе помимо прочего говорится о "разрушительной агрессии против братской Украины", а также подчёркивается, что «Господь Бог и Святая Церковь благословляют только ту армию, которая не проявляет агрессии, единственная цель которой – защитить свой народ и страну в пределах ее международно признанных территориальных границ».

Послание процитировали некоторые местные и украинские СМИ, сделав акцент на "осуждении" Болгарским Патриархом России.

Подобный вывод, действительно, напрашивается из содержания послания, хотя в тексте Россия прямо не упоминается.

Отметим, правда, что более точной была бы формулировка "осудил, не приходя в сознание". По нашим данным, состояние Патриарха, находящегося с 29 ноября в больнице, тяжёлое. Но об этом ни Синод БПЦ ни её пресс-служба не говорят.

Контролирующие в БПЦ информационную политику лица просто приписали Патриарху слова, "удачно" вписывающиеся в доминирующую в Болгарии повестку "русофобии". Примечательно, что ранее, находясь в добром здравии, Патриарх Неофит не позволял себе подобных высказываний и оценок.

Помимо того, что такие приёмы, как минимум, неэтичны, они свидетельствуют о том, что контроль в руководящих органах БПЦ постепенно перехватывают русофобы. Увы, с учётом затянувшейся болезни Болгарского предстоятеля, вполне возможно, что подобные его "высказывания" окажутся не последними.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Функционеры ПЦУ, которые ночью захватывали Казанский храм в Ладыжине, пытаются перекреститься, но нечистая сила так крепко засела в их душах, что не дает им сделать элементарного христианского действия
Депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ К. Затулин считает ошибочным решение Русской Православной Церкви отказаться от участия в Критском соборе в 2016 г. По мнению депутата "это было решение, которое создало дополнительные поводы для того, чтобы в дальнейшем греческие иерархи, прежде всего, конечно, Варфоломей, заняли такую позицию по Украине...

Мы надеемся на перспективу, что вернемся к каким-то формам диалога с нашими друзьями в Греции. Не надо мазать их одной краской. Действительно там много людей, которые переживают происшедший раскол. И в конце концов мы должны признать, что мы крестились по греческому канону и именно оттуда к нам пришло Православие. Это очень важно. Вот преодолеть этот раскол несмотря на все политические разногласия – это большая задача в будущем".

Затулин озвучил весьма расхожий в узких околоцерковным кругах тезис о том, что РПЦ нужно было принять участие в Критском соборе и тогда Фанар, якобы, не инициировал бы новый раскол на Украине.

В данной связи важно помнить, что основная причина нынешнего разделения в мировом Православии - это неопапизм Константинопольского патриархата, его стремление стать "первым без равных". И Критский собор, и украинский раскол - лишь инструменты, используемые Фанаром для утверждения своей власти над остальными Поместными Церквями.

Не случайно Варфоломей, не без помощи своих заокеанских партнёров, прикладывает огромные усилия, чтобы обязать другие Церкви признать ПЦУ. Сделав это, они, тем самым, как сказано в томосе ПЦУ, признают своим главой Константинопольский патриархат.

Добавим, что тема создания на Украине "единой автокефальной церкви" стала прорабатываться украинскими раскольниками при непосредственном участии Константинопольского патриархата задолго до Критского собора. Поэтому считать его некой отправной точкой для вмешательства Фанара на Украину вряд ли будет верным.

Возвращаясь к Затулину, отметим, что он в последнее время озвучивает явно провокационные идеи. Не так давно этот деятель предлагал привезти в Россию 2 млн гастарбайтеров, фактически оппонируя Патриарху, справедливо поднявшего тему угрозы национальной идентичности со стороны мигрантов.

Мы бы посоветовали товарищу Затулину перед тем как высказываться по болезненному церковному вопросу для начала ознакомиться с позицией Московского патриархата, изложенной, например, в документе "Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей" (документ одобрен Архиерейским совещанием в июле 2023 г.). А то получается, что человек занимает ответственный пост председателя Комиссии по международной политике Межпарламентской Ассамблеи Православия, но транслирует выгодные Фанару тезисы об "ошибках" РПЦ в истории с Критским собором.

Позволим себе дать дружеский совет "Ассоциации православных экспертов" - усильте просветительскую работу в Институте стран СНГ. А то немного недорабатываете...
Новый скандал в Ватикане. Его "героем" стал новый глава Дикастерии доктрины веры кардинал В. М. Фернандес, который 18 декабря 2023 г. подписал Декларацию "Fiducia Supplicans", одобряющую благословение однополых пар.

Как недавно стало известно широкой общественности  еще в 1998 г. Фернандес написал книгу "Мистическая страсть: духовность и чувственность", которую можно отнести к категории "мягкой эротики". Примечательно, что в представленной на сайте Ватикана биографии Фернандеса данный факт не упоминается.

На страницах своей книги Фернандес много размышляет о схожести ощущений некоторых "святых" в момент их молитвенного обращения к Богу с оргазмом. Будучи на тот момент священником Фернандес объясняет разницу между мужским и женским оргазмом, говорит о "возможности достижения своего рода полноценного оргазма в наших отношениях с Богом", называет оргазм "возвышенным актом поклонения Богу" и пр.

Новость вызвала бурное недовольство консервативных католиков. После разразившегося скандала Фернандес попытался оправдаться, заявив, что "книга о сексуальности и духовности, которую он опубликовал 25 лет назад, является книгой его юности, которую он, конечно, не написал бы сейчас”. Для подкрепление своих слов он добавляет, что ни разу не дал своего разрешения на переиздание книги.

В общем, папа Франциск назначил правильного человека на пост главы Дикастерии. Можно не сомневаться, что Фернандес продолжит начатое понтификом разрушение остатков христианской морали в РКЦ.
Уже несколько дней интернет бурлит на тему священника Алексея Уминского, которого лишили должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах и отправили в запрет. На его же место поставили отца Андрея Ткачева.

Что хочется сказать. Во-первых, стоит отметить, что дело выглядит крайне непонятным. Указ был опубликован с большим опозданием, перед этим он появился на либеральных ресурсах, активно эту тему "форсили" Би-би-си и прочие голоса. Налицо информационная недоработка.

Во-вторых, для тех, кто возмущен запретом Уминского хочется напомнить вот это его заявление: "Если есть храм, где есть священники, которые стараются не очень сильно военный дух укреплять на литургии и со своей собственной позиции больше молятся о мире, нежели о победе, и понимают, что любая победа – это пиррова победа, которая равна самоуничтожению, православные должны их искать".

То есть, речь идет не о том, что он за или против СВО — это его право. Дело в том, что он говорит: ходите только в правильные храмы, а в неправильные не ходите. Причем, эта "правильность" определяется политической позицией.
Forwarded from ОВЧА
Последнюю неделю православных штормит от новости о запрещении в служении о.Алексея Умнинского. Домыслы о публикации Указа, письмо в защиту с фейковыми подписями, а суть то ушла на третий план.

В сентябре позапрошлого года Святейший Патриарх впервые вознес особую молитву. Она получила название - Молитва о Святой Руси. В сети встречаются разные преткновения с ней связанные. Но подробного разбора её основных положений ни кто не сделал. Максимум объяснений: она о победе, а надо о мире. Очень похоже на знаменитое: "Пастернака не читал, но осуждаю".

Вот уместные рассуждения от брата и сослужителя:

"Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: "

В смиренном обращении к Богу не вижу ничего особенного.

"се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея."

Помню был вопрос про эту непривычную многим фразу "брани хотящие", она взята из евхаристической молитвы литургии свт. Василия Великого: «Помяни, Господи, благоверных и христолюбивых правителей, ихже оправдал еси правити на земли: оружием истины, оружием благоволения венчай я, осени над главами их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их правление, покори им вся варварския языки, брани хотящия: даруй им глубокий и неотъемлемый мир: возглаголи в сердцах их благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». И в этом прошении явно видна и просьба о победе и просьба о мире. И следующее прошение молитвы о Святой Руси отличается лишь тем, что не правителям просим победу, а людям, верующему народу. Не русским или украинцам или белоруссам, а единому народу Святой Руси.

"Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу."

Кто люди Его? Единый народ Святой Руси. Какая этому народу нужна победа? Победа не над русскими, украинцами или белоруссами. Победа над чающими резделити и погубити единый народ.

"Верным чадам Твоим, о единстве Русския Церкви ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни."

Тут прошение о победе в борьбе за единство Церкви, о укреплении в духе братолюбия.

"Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!"

Тут и вовсе не понимаю к чему можно придраться. Особенно человеку считающему себя умнее властей.

"Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!"

Это прошение о воинах очень христианское. И даже слово Отечество не об одной какой-то стране, раз речь в молитве о Святой Руси.

"Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!"

Не знаю, что тут может не нравиться.

"Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!"

Всем. Понимаете? Речь о едином народе. Всем.

"Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, друг ко другу любовь обнови в людях Твоих, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

И окончание. Тут просим мир. Этого хотят критикующие, но дочитали ли они до этого места? И ещё раз слово победа, но оно через запятую с заступлением и спасением, да ещё и "Ты бо еси... (потому что Ты, это...)", а значит речь о победе в духовной брани за спасение наших душ.

Прекрасная молитва. Читаю её на каждой литургии. И взял за ежедневное правило прочитывать трижды, на каждой славе при келейном чтении кафизмы.

Нужно быть ну очень предвзятым человеком, чтобы увидеть в тексте молитвы нечто такое, что перевешивает собственное священнослужение и судьбы любимой паствы.
Делами Сливенской митрополии в Болгарии займётся архиерей, поддержавший УПЦ

На внеочередном заседании 10 января 2024 г. Св. Синод Болгарской Православной Церкви под председательством митрополита Великотырновского Григория (ввиду того, что Святейший Патриарх Неофит все еще находится в больнице) избрал митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна временно управляющим овдовевшей Сливенской митрополичей кафедрой.

Владыка Иоанн будет проводить выборы нового митрополита (напомним, архиереи в Болгарии избираются) и управлять делами епархии, пока новый, канонично избранный митрополит не вступит в должность.

За вышеуказанное решение голосовали Великотырновский митрополит Григорий,
Ловчанский митрополит Гавриил,
Варненский и Великопреславский митрополит Иоанн,
Неврокопский митрополит Серафим,
Врачанский митрополит Григорий,
Видинский митрополит Даниил. Против голосовали
Западно– и Среднеевропейский митрополит Антоний,
Русенский митрополит Наум, Старозагорский митрополит Киприан,
Доростольский митрополит Иаков.

Напомним, митрополит Варненский Иоанн был одним из трех болгарских митрополитов, выступивших в 2018 г. в защиту каноничной УПЦ.

Назначение такого архиерея даёт надежду на то, что Сливенскую митрополию не займут профанарские силы, что могло бы изменить баланс сил в Синоде БПЦ в худшую сторону.
Об «объективности» теолога Андрея Шишкова

Ранее на нашем канале был опубликован пост о ситуации в Эстонии. После этого публикация на эту же тему появилась на канале Анастасии Коскелло «Черное и белое», своего рода как ответ на наш пост.

В комментарии в «Черное и белое» пришел покинувший Россию теолог Андрей Шишков, после чего у нас возник спор. В частности, Шишков заявил, что Эстония — это правовое государство и никаких оснований думать, что там есть гонения на Церковь, нет.

Стоит напомнить, кто такой этот господин Шишков. Он был секретарем Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви, сейчас ведет канал "Православие и зомби". В 2022 году он уехал из России в связи с несогласием с позицией Патриарха Кирилла по СВО и стал преподавать в Тартусском университете.

➖️️Осенью 2022 года начался скандал: министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс потребовал от главы Эстонской Православной Церкви митрополита Евгения (Решетникова) осудить Патриарха в связи с его позицией по СВО. При этом глава МВД пригрозил митрополиту лишить его вида на жительство в Эстонии.

После этого Шишков решил поиграть в объективность и заявить в интервью, мол, «подобные ультиматумы — это достаточно редкая вещь».

🔻️️«То, что ощущают простые прихожане, можно передать какой-то атмосферой страха. То есть люди боятся в этой ситуации неопределенности, когда непонятно, действительно ли будет запрет на деятельность церкви, действительно ли закроют храмы, лишатся ли они тогда возможности участвовать в богослужениях или нет», — заявил господин Шишков.

Несколько контрастирует с заявлениями в комментах у Коскелло про "правовое государство" и про то, что никакой антицерковной кампанией и не пахнет, не так ли?

При этом он выразил и поддержку властям Эстонии — естественно, ведь у него там был вид на жительство: «на мой взгляд, запрос Министерства внутренних дел к митрополиту Евгению выразить позицию по отношению к действиям патриарха Кирилла вполне справедлив, потому что в данном случае в эстонском обществе существует на это запрос, чтобы узнать позицию митрополита».

Но все это «ни вашим, ни нашим» не помогло и в январе 2023 года господина Шишкова лишили вида на жительство в Эстонии. «Причина отказа - санкции против россиян и белорусов, введенные еще в апреле 2022 года. Так что все по закону», — не стал артачиться он.

Теперь же господин Шишков активно ходит по комментариям и топит за Эстонию — мол, это просто правовое государство у них такое. Ну просто они ставят ультиматумы митрополитам с требованием сделать политические заявления. Но это не со зла, а от того, что запрос в обществе такой.

🔻️️️️️️Хотелось бы напомнить господину Шишкову, что в 1930-х годах в немецком обществе тоже был определенный запрос. А вот в палестинском обществе прямо сейчас тоже есть определенный запрос. Господин Шишков считает, что государство должно идти на поводу у запросов общества, даже если они деструктивны?

Эстония сейчас полностью убирает русский язык из школ, несмотря на то, что русскоязычные на 2023 год составляют там почти четверть населения — 22,46%. После этого в ООН появилось заявление о том, что «ограничение возможности получить образование на русском языке в Эстонии противоречит международным договорам по правам человека». Но министр иностранных дел Эстонии не увидел в этом никаких нарушений прав.

Хотелось бы напомнить, что мы и ранее публиковали материалы о склонности господина Шишкова к репродукции фанариотских месседжей.

#Александр_Феликс
Репродуктивное поведение этнических русских граждан Казахстана и казахов в корне отличается. По данным переписи 2021 г. среднее значение суммарного коэффициента рождаемости (показывает среднее число детей, рождаемых женщиной в течение репродуктивного периода жизни) русских составляет 1,55, а казахов - 3,88.

Если добавить к этому растущие темпы эмиграции русских (в 6 раз больше, чем прибывающих), усилившиеся после политического кризиса в начале 2022 г.,то вопрос о будущем русских Казахстана как отдельного этноса повисает в воздухе. По состоянию на начало 2022 г. В Казахстане проживало 3,4 млн русских, что на 1,4 % меньше, чем годом ранее.

Есть над чем задуматься руководству Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Казахстане. Без активной миссии среди казахов и других народов республики наша Церковь в долгосрочной перспективе при условии сохранения указанных тенденций может просто остаться без паствы.
Икона Матроны Московской, которая хранится в тбилисском кафедральном Соборе Святой Троицы - Самеба, должна быть переписана. Ранее из-за нее начался скандал, так как на ней изображен Иосиф Сталин.

"Так как встреча Иосифа Сталина со Святой Матроной из-за недостаточных доказательств не включена в канонические тексты ее жизни, не признана Русской православной церковью, которая признала ее святой и провела специальное исследование в связи с этим вопросом, обязательным является поменять этот эпизод и учесть другие детали иконописания", - говорится в заявлении Патриархии Грузии.
Архиерейские выборы

В контексте предстоящих выборов нового правящего архиерея Сливенской митрополии Болгарской Православной Церкви (БПЦ) предлагаем взглянуть на то, как проходит этот процесс.

Предварительно отметим, что правящий архиерей избирается (не назначается) на кафедру пожизненно, перемещать архиереев с одной кафедры на другую запрещено (!) Уставом БПЦ. Интересны также некоторые их критериев для кандидатов во епископы - высшее богословское образование, опыт жизни в монастыре не менее 3 лет и пребывания в клире не менее 10 лет.

Процедура выборов правящего архиерея епархии (митрополита) регламентирована Уставом БПЦ и в них важную роль играет институт выборщиков. В каждой епархии есть свои выборщики - по 6 от каждого благочиния, из которых 3 мирянина и 3 в священном сане. Выборщики выбирают епархиальных представителей для выбора Патриарха, членов епархиального совета и, соответственно, правящего митрополита.

Сами выборщики избираются на 4 года на епархиальном съезде представителей каждого прихода епархии. Если такой выборщик умирает или покидает пределы епархии, вместо него выбирается другой человек, а правящий архиерей информирует об этом Синод.

Что касается процедуры выборов митрополита, то они проходят в несколько этапов. Сначала Синод составляет список кандидатов из числа действующих епископов. После этого в епархиальном центре (митрополичьем доме) выборщики епархии путем тайного голосования избирают из числа предложенных Синодом кандидатур двух кандидатов. Интересно, что выборщики указывают в бюллетенях имена двух кандидатов, бюллетень с одним отмеченным кандидатом считается недействительным. Избранными считаются два епископа-кандидата, набравшие больше половины голосов. Из них Синод выбирает уже правящего митрополита епархии.

Такая процедура избрания правящего архиерея выглядит довольно демократичной, миряне играют в ней не последнюю роль. С одной стороны, в этом есть частичное отражение практики выборов епископов времен раннехристианской Церкви, что у многих может вызвать симпатии и желание брать пример. С другой стороны, подобные "демократические" подходы в современных условиях не лишены побочных "явлений".

В 2013 г. при выборах нового митрополита Варны разразился скандал, поскольку достоянием общественности стали факты подкупа выборщиков, особенно из бедных сельских приходов, одним из кандидатов в митрополиты. Синоду даже пришлось отменять решения выборщиков и назначать повторное голосование. Подробности здесь. Остается надеяться, что ничего подобного не повторится при выборах нового Сливенского митрополита.
Анонс: рождественские песнопения на пяти языках

🎄 14 января в 13:00 в храме свт. Николая Мирликийского при Синодальном миссионерском отделе прозвучат песнопения на церковнославянском и греческих языках, а также колядки на русском, английском, французском языках.

Выступать будут:

- Хор «Русский Формат»
- Хор Школы византийского пения «Схолион Псалтикис»
- Английский хор «St. Felix Chanters»
- Французский хор храма свт. Николая

Вход свободный. Приглашаем всех!

🏠 ул. Долгоруковская, д. 25
Экзарх Константинопольского патриарха в Литве иеромонах Иустин Кивилоо дал развёрнутое интервью литовской прессе. Кивилоо приехал в Литву из Эстонии в начале года, совершив 6 января первое богослужение. По его словам, патриарх Варфоломей предложил ему стать экзархом ещё в июне 2023 г.

Знаковые моменты интервью:

1. Сейчас в Литве 10 приходов Константинопольского патриархата. Уже составлен Устав экзархата и ориентировочно в феврале он должен получить государственную регистрацию.

2. Сейчас службы идут в протестантских и католических храмах. Есть планы строительства в Вильнюсе кафедрального собора, власти уже предложили место. Средств нет, идёт поиск меценатов (если речь зашла о кафедральном соборе, значит главой экзархата все же будет епископ. Возможно, на повышение пойдёт сам Кивилоо).

3. В Литве будут две параллельные юрисдикции. Кивилоо заявляет, что не планирует враждовать с Литовской епархией РПЦ и намерен встретится с митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием.
11 января Патриарх Иерусалимский Феофил принял в своей резиденции Посла России в Израиле А.Д.Викторова.

В ходе встречи стороны отметили важность укрепления христианского присутствия на Ближнем Востоке, поддержания статус-кво и межрелигиозного баланса в Иерусалиме, а также сохранения и обеспечения неприкосновенности христианских религиозных объектов и святынь.

Отдельное внимание было уделено необходимости поддержания межцерковного диалога в интересах сохранения духовного единства всех православных верующих. Отмечена контрпродуктивность избранного коллективным Западом курса на внесение раскола в мировое православие, уже приведшего к гонениям киевского режима на каноническую Украинскую православную церковь.

А.Д.Викторов акцентировал неизменную и решительную поддержку Россией усилий Патриарха Феофила по сохранению подлинного христианского духовного и культурного наследия в Святой земле.

Патриарх Феофил и Викторов договорились продолжать поддерживать контакты.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уния на марше.

6 января 2024 г. в Тернополе на праздник Крещения (по новоюлианскому календарю) "митрополиты" ПЦУ Тернопольский Нестор Пысык и УГКЦ Тернопольско-Зборовский Василий Семеняк "освятили" воду.

Ранее подобные акции, как правило, проходили при участии священников обеих конфессий. Сейчас подключаются епископы. До совместной литургии остался небольшой шаг.

В комментариях к видео на фб-странице телеканала, опубликовавшего ролик, подмечено, что используемые в "освящении" воды архиерейские трикирии по форме напоминают тризубцы.
Блогер из Северного Казахстана Аслан записал видеоролик в защиту русских.

Мы уже неоднократно писали о проблеме русофобии в Казахстане, которая проявляется в том числе и в церковной сфере. Очень приятно, что есть казахи, которые выступают в поддержку русских людей в своей стране.

Предлагаем нашим подписчикам поддержать Аслана распространением данного видео.
Запрещенный в служении протоиерей Алексей Уминский повторно не явился на заседание суда. Об этом пишет РИА Новости.

"Протоиерей Алексей Уминский вновь не явился на заседание церковного суда, на которое был вызван, не объяснив причин", — сообщил источник агентства.