Чырыстон Ир ☦️ Православная Осетия
275 subscribers
1.05K photos
163 videos
14 files
100 links
加入频道
Forwarded from nARTHORIUS
Епископ Американский и Канадский Мардарий (Ускокович), 1889-1935.
Первый сербский архиерей на американском континенте с титулом "Американский и Канадский".
Прославлен Сербской церковью в лике святых в 2015-м году.
В период с января по июль 1917 года трудился преподавателем гомилетики Ардонской духовной семинарии.
Краткая биография святителя Мардария
Еще с древнеарийских времен у иранцев сохранилось представление о том, что сутки начинались с захода солнца и продолжались
до следующего захода. Сутки делились на четыре составные части вечер (изæр), полночь (æхсæв), полдень (райсом) и послеобеденное
время (сихор).

Дни недели
1. Къуырисæр – понедельник (дослов. «голова недели», «начало недели»), день Уацилла, впоследствии еще и Аларды (возможно,
первоначально был днем всех святых).
2. Дыццæг – вторник (дослов. «второй»), день Уастырджи (св. Георгия).
3. Æртыццæг – среда (дослов. «третий»), хæйрæджыты бон«день чертей».
4. Цыппæрæм – четверг (дослов. «четвертый»), день Мыкалгæбыртæ (архангелов Михаила и Гавриила), мæрдты бон («день
мертвых»).
5. Майрæмбон – пятница (дослов. «день Марии»), день Мады Майрæм, Матери Марии (т.е. Богородицы).
6. Сабат – суббота (от евр. «саббат» – покой), мæрдты бон («день мертвых»).
7. Хуыцаубон – воскресенье (дослов. «день Бога»).
Аналогичное значение дни недели имеют и у соседних кавказских народов, а также во всем православном мире [Чибиров 1976: 42].
В пятницу (день Богородицы) запрещалось трудиться, в особенности начинать какое-нибудь новое дело. Особенно строго этот запрет соблюдали женщины, называя его «барыски бон» (дослов. «день поста, траура»). В христианстве пятница также считается постным днём в память о распятии в этот день Иисуса Христа. В нартовском эпосе пятница называется днем поединков, военных столкновений, что, видно, являлось в прошлом основным функциональным назначением данного дня, прочие же функции лишь вытекали из него.
Суббота считалась поминальным, нерабочим днем, однако, в отличие от перечисленных, в этот день разрешалось организовывать
коллективные помочи – «зиу» [Чибиров 1976: 43].
Воскресный день, согласно христианской традиции, посвящался Господу.
Еще доминиканский монах Юлиан в ХIII в. писал о высокой значимости этого дня у алан. Воскресенье, отмечал он, аланы
«настолько чтят, с точки зрения религии, что каждый, независимо от совершенного им преступления или количества имеющихся у
него врагов, может безопасно ходить с оружием или без него даже среди тех, у которых он убил родителей или причинил какое-либо другое зло».
Среда считалась днем нечистой силы («хæйрæджыты бон» – «день
чертей»), т. е. временем, когда она имела наибольшую силу. В христианстве среда считается днём, когда предали Христа. (Сатана вошел в Иуду, и тот встал с тайной вечери , пошёл и предал Христа). Поэтому в этот день не проводилось торжеств, но и для работы он был неблагоприятным.

доктор исторических наук
Сланов Алан Акимович
"Христианские элементы в традиционном осетинском календаре".
Семья священника Николая (Микъала) Цопанова.
НИККОЛАЙ ЗАР
Сугъзæрийнæ æ базуртæ æнцæ,
Никкола ба хуарз æй, хуарз!
Дæ рунтæ дин бахуæрæн, Никкола
Хуарз æй Никкола!
Загътан ин уой, загътан.
Нæ Никкола хуарз æй, хуарз!
Сæуирай нæ фæккæна,
Уæ, нæ Никкола, уæ хуарз!

32. ПЕСНЯ О НИККОЛЕ
ПНТО, в. II, с. 139, диг. д., исп. неизв., зап. М. Гарданов.

На фотографии:
1) храм св. Николая Чудотворца. г. Цхинвал
2-3) Хуарз Никколайы дзуар - Сатайы обау, Лезгор.
...Уордæмæ Никкола мæгур лæги кувд ку фегъуста,

Йеци сахат изæдти астæуæй фæййаууонæй,

И денгизмæ мæгур адæммæ ниррæхсбетуй,

И денгизæй мæгуыр адæми и сормæ ку 'рбайефхæссуй,

Сæ науæй дæр син фæйнæги æрхъез, зæгæли саст

Исæфун нæ бауагъта, табу йин уæд! .. Осетинская традиционная песня "Никколайы зар" XIX в
Forwarded from nARTHORIUS
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сюжет телеканала "Культура" о Вознесенском соборе города Алагир
Цырт «в Бозе почившего Фомы Гуриева... скончавшегося в 1896 г....К тихому пристанищу Твоему притекаю».
Цин кæн, Майрæм, дæуæй райгуырди
Фыдæл адæмы ысуæгъдгæнæг,
Зындоны хицау арф аныгъуылди,
Адæмыл зындоны сæхгæнæг.

Цин кæн, Майрæм, дæуæй сæрттывта Рæстдзинады хур, адæмы фæтæг,
Зындоны цæджындз бынæй сæфтыдта Адæмæн радта дзæнæты рæстæг...

Секъа

#Цыппурс
Аслан Цуциев:
На этом фото столетней давности снят участок кладбища Mountain View Cemetery (Ванкувер, Канада). Четыре надгробия на переднем плане принадлежат Темболату Джибилову, Ладемиру Дзестелову, Сламбегу Толпарову и Бечиру Сопоеву. Не знаю, кто, когда и зачем их переделал, но сейчас они выглядят совсем по-другому. Рухсаг ут, лæппутæ!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА в Ардоне стал ещё красивее в ночное время суток.

К Рождеству АМС района и города приобрели специальные прожекторы, и теперь визитная карточка Ардона радует красивыми световыми бликами посетителей.
Часть оборудования приобрел представитель малого бизнеса, пожелавший не указывать своё имя.
-
Благодарим всех монтажников и электриков, которые принимали участие в установке.
Для справки.
Каменная церковь в Ардоне строилась с 7 июня 1898 по 23 июля 1900 года. Освящена в 1901 году епископом Владикавказским Владимиром. Для церкви отведено 180 десятин земли под ремонт и причтовых 90 десятин.
Архитектором церкви был областной коллежский асессор Ковалев. Инженер строительства Штемплер.
Фейсбук АМС г. Ардон
С Рождеством Христовым!
Чырыстийы Рухс Райгуырды хорзæх!

...Минуты сочтены, повсюду бьют тревогу...
Уж брезжит луч зари, играя на штыках...
Лишь грянут выстрелы, и "Слава в вышних Богу"
Победно прогремит на светлых облаках...

Коста.
"Не упрекай меня". 1893 г.?

#Коста
#душою_с_Коста
Патриарх Иерусалимский Феофил разрезает праздничный хлеб "Василопита" (греч. Βασιλόπιτα — пирог Святого Василия) в день празднования памяти святителя Василия Великого. Аналогичный праздничный день в религиозной традиции можно наблюдать у русских - Васильев день; осетин - Басылтӕ; грузин, мегрелов, сванов - Basiloba, Basilay, Basili и мн. др.
Anzor Darchiev (историк, правнук родного брата священника Соломона Дарчиева +1914): отец Соломон потерял сознание во время пасхальной службы в Закка (повторюсь, он там служил). Чувствуя свою скорую смерть, он попросил доставить его в отцовский дом в Лисри, где умер и был похоронен у церкви. Напомню, Церковь была построена по инициативе и на средства жителей Лисри, на земле, принадлежащей клану Хæмæттæ и выделенной ими для этого строительства (дом Соломона и его родственников практически рядом с церковью). Отец Соломона, Гавриил Дарчиев, участвовал в строительстве в качестве каменщика.