Китай. 80-е и не только
16.4K subscribers
2.67K photos
68 videos
18 files
1.47K links
Авторский канал Ивана Зуенко

"Долгие восьмидесятые" в Китайской Народной Республике. История, культура, прямая речь

Письма в редакцию: https://yangx.top/ivanzuenko
加入频道
Пару месяцев назад довольно неожиданно для себя дал большое интервью газете "Культура".

Интервью позиционировалось "Культурой" как разговор "о Востоке в России", что для меня, конечно, звучит диковато — поскольку я Россию от Востока не отделяю. Поэтому пришлось начать с некоторых отсылок к самому существу ориентализма, понятии "дихотомии Востока и Запада", концепциям евразийства. Но потом поговорили и о Китае, и о всём понемногу: тюркизмах в русском языке, храмовой литературе, отношении китайских интеллектуалов к коммунизму и так далее.

Пробничек наугад:

— ...То есть, на ваш взгляд, Восток для России не является чем-то «внешним». Он как бы уже есть внутри нас с самого начала.

— Именно. И это очень важный момент, хотя я бы оговорил и другое. Сама по себе дихотомия "Запад–Восток" довольно неоднозначная вещь. Например, для Западной Европы Византия — это Восток, которому они себя противопоставляли. А, например, для России Византия — это скорее европейское, западное начало, и то, что нами было воспринято из Византии, соответственно, воспринимается как нечто европейское, западное, в отличие от того, что мы получили, например, от контактов с тюркским миром. То есть я хочу сказать, что с понятиями Восток и Запад нужно быть очень аккуратными, поскольку они весьма относительны.

Более того, в Новое время взгляд на Восток в России переживает любопытную метаморфозу. Он формируется нашими западниками (зачастую выходцами из европейских стран), которые, начиная с XVIII века, постепенно привнесли на нашу культурную почву откровенно ориенталистский взгляд на Восток — как на нечто чуждое; экзотическое, но отсталое.

— То есть все эти разговоры об особой, свойственной России «азиатчине» или «татарщине» — это, по сути, остатки ориентализма, который был сформулирован российскими западниками?

— Конечно. Тут еще стоит учесть, что ориентализм как таковой с его противопоставлением Востока и Запада становится особенно актуальным в XIX веке. Важный исторический фон — экспансия Британской империи, появление обширных британских колоний на Востоке, прежде всего в Индии, интенсификация контактов Востока и Запада. Помните эту известную фразу Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

В то время всем было очевидно, какая цивилизация является более модернизированной, хотя, конечно, при этом говорили, что у Востока есть чему поучиться в духовном плане. Однако представление о Востоке как о чем-то архаичном, а о Западе — как о чем-то продвинутом стало в это время своеобразной аксиомой. Понятно, что сегодня такой взгляд и сам уже превратился в архаику, но инерция этого дискурса, к сожалению, все еще очень сильна.

Читать полностью здесь: https://portal-kultura.ru/articles/world/342926-ivanom-zuenko-vostokoved-my-vsegda-umeli-prislushivatsya-k-vostoku-v-sebe/

.
Пара реплик про Китай и влияние Китая на российскую культуру (которую я, кстати, оценил как очень незначительное):

— Если поднятья над тем влиянием, которое разлито в повседневности, условно, к «верхним этажам» российской культуры, можно ли зафиксировать здесь отчетливые следы восточных культур? Я говорю, например, о самосознании, мировосприятии.

— Самое главное здесь, конечно, — это общественно-политическое устройство, свойственное России. У нас большое значение имеет общинность, очень глубоко выстроена связь с государством. Можно сказать, что сильное государство, сколько бы мы его ни ругали, все-таки воспринимается нами как благо. И это очень роднит нас с подавляющим большинством восточных обществ.

Любопытно, кстати, что с точки зрения истории возникновение таких государств связано с пространством великих рек, где была необходима мощная координирующая, подчас деспотичная, роль государства для того, чтобы поддерживать масштабную гидравлическую инфраструктуру — как в Китае. Но в России хоть и не было такого фактора, идея сильного государства все равно во многом была унаследована по двум генеалогическим цепочкам. Во-первых, от древних государств Ближнего Востока через византийское влияние. Во-вторых, от древних государств Дальнего Востока через монгольское завоевание и последующую политическую зависимость от тюрок.

<....>

— Если поместить левые идеи в контексте той тяги к общественности, о которой вы сказали, можно ли говорить о том, что, условно, восточное в нас сделало возможным советский проект?

— Это хороший вопрос для дискуссии, но мне кажется, что здесь не все так очевидно. Левый проект — это все-таки продукт западной цивилизации. Недаром китайские интеллектуалы так любят говорить о том, что коммунизм — это, конечно, хорошо, но мы должны понимать, что это часть западной модернизации, это все привнесенные для нас вещи.

— Разве Китай не переработал левые идеи?

— Безусловно, переработал. По сути, он создал свою собственную версию коммунистической идеологии, которую переплел с традиционными конфуцианскими концепциями. Однако сам момент появления в Китае коммунистической идеологии абсолютно четко идентифицируется китайскими интеллектуалами, многие из которых на самом деле противопоставляют себя партийным идеологам, как привнесение западных гуманитарных инноваций. И в России, кстати, реакция на коммунизм поначалу была схожей. Вспомните хотя бы, о чем писали те же веховцы.

— Насколько сильным оказалось влияние Китая на российскую культуру, с учетом нашего территориального соседства?

— Контакты с Китаем у России были давними. Та же чайная торговля и российский «чайный путь» — это как «Шелковый путь» для народов Центральной Азии. Многие сибирские города выросли на торговле чаем. А культура чаепития, как, я думаю, вы прекрасно знаете, плотно вошла в нашу повседневность. Но иных серьезных влияний я не усматриваю.

Более того, даже сейчас в той же Москве люди до сих пор воспринимают Китай как нечто очень далекое, экзотичное, даже враждебное. Некоторые бравируют таким восприятием, чтобы использовать это как маркер своей принадлежности к Европе, к западной цивилизации. Дистанцированность от Китая заметна даже в том, как слабо на нас работает его мягкая сила. Мы просто не слушаем китайскую музыку, не смотрим китайское кино, не читаем китайскую литературу.

— Как это объяснить?

— Думаю, что объяснение лежит на поверхности. В двадцатом веке Китай, в отличие от той же Японии, пережил очень серьезный экономический и социальный кризис. То есть Китай просто очень долго был бедной страной. В СССР об этом знали, и это знание как бы дискредитировало собой весь Китай. И это, увы, не могло не повлиять на отношение к нему и в постсоветской России.

(отсюда)
Среди архивных документов белой эмиграции в Маньчжурии мною было прочитано одно письмо, по духу очень напоминающее «отчет» о выезде современных футбольных фанатов. Не смог удержаться, чтобы не процитировать его.

Итак, письмо майора Штина (октябрь 1924 года)

(подлинник: ГАРФ, Фонд 5881, Оп. 1, год 1926. Д. 555. Л. 1-52. Цит. по Анташкевич, 2013. С. 344-347, приводится с сокращениями с сохранением орфографии автора кроме написания имен и топонимов):

<майор едет из Харбина в штаб китайского милитариста Чжан Цзунчана, который собирает из русских эмигрантов т.н. "Русскую группу" численностью до 4000 штыков и сабель>

13-15 октября. Мукден

…Вчера доехали до столицы Чжан Цзолиня. По КВЖД ехали в вагоне четвертого класса с группой из восьми человек. В Мукдене на вокзале нас встретил какой-то «ходька», который и оказался комендантом. Он задрал свой халат, тронулся со всеми нами в китайский город, где устроил в местной гостинице на канах.

Грязь там была такая, что просто невозможно описать. Мы с летчиком пошли в город на японскую концессию и там в русском кабаке хорошенько закусили, выпили графин водки и поехали на рикшах делать осмотр города и попали в корейский публичный дом.

Этих заведений тут полно. Тянутся целые кварталы японских и корейских публичных домов. На последних имеются вывески с русскими надписями. Вероятно, это сохранилось с японской войны или когда мы тут были хозяевами. Тоже свидетельство силы нашей культуры.

Надписи гласят: «Корейский публичный дом». Некоторые ещё более откровенные, и слова публичный дом заменены просто одним! Когда едешь по улочке с этими заведениями, все кореянки стоят на пороге своего жилища и заманивают путников. В общем время провели здорово и только под утро явились в свою гостиницу. Выезжаем сегодня с дневным поездом по Пекинско-Тяньцзиньской дороге.

15–16 октября. Поезд по дороге в Тяньцзинь

Все битком забито китайцами. Каким образом им удалось пролезть в третий класс – не пойму. Второй тоже полон народу. Больше всего причиняет беспокойство китайская солдатчина: все серые, лезут всюду и никакого им препятствия! Нигде они его не встречают. Только в первом классе всего двое или трое китайских офицеров. И это благодаря тому, что здесь едут иностранцы.

Местность, по которой мы едем, густо заселена. Поля – тщательно обработанные. Гаолян, чумиза и кукуруза уже собраны. На остановках китайские крестьяне разносят яйца и какие-то корзиночки, запечатанные проклеенной бумагой или чем-то вроде того. В них какие-то невероятно острые, замаринованные корешки. Китайцы эту штуку поедают с наслаждением. Мы тоже купили, но есть не смогли, даже в виде закуски, т. к. у нас с собой еще есть водка.

17 октября. Тяньцзинь

Большой город. У вокзала ждет комендант, русский офицер, майор китайской службы. Он ведает отправкой пополнения в штаб группы. Мы оставили наших спутников в распоряжении коменданта, а сами поехали на рикшах по иностранным концессиям.

Бесконечный китайский город. Конечно, все торгуют и на каждом шагу – харчевни. На французской, английской и итальянской концессиях – чисто, прохладно, тихо. Стоят, вытянувшись по струнке, вымуштрованные иностранцами китайские полицейские. Большие магазины, банки, кафе и рестораны. Говорят, что самая большая концессия в городе русская. Ее ухватил после усмирения Боксерского восстания сам генерал Линевич.

Завтракали в кафе Рислинга. Там все на иностранный лад, хотя русская водка процветает. За отдельными столиками сидят какие-то иностранцы, больше похожие на бердичевских граждан, чем на великолепных дельцов, каких они хотят из себя изобразить.

Вечера офицеры проводят в иностранной части Тянцзина, куда ездят на рикшах. Все довольно дорого, правда. Бары тут – ай люли малина! Явился к себе только под утро...
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это я, когда уложился в несколько промежуточных дедлайнов и уехал на острова Императрицы Евгении. В ближайшую неделю.. писать не обещаю.

PS. За видео отдельно благодарю @chinavideoroom
Всем привет в начале последней полноценной недели лета!

Островной лук. Мыс Ликандера, Японское море.

PS. Считайте, что это реклама магазина "Аргумент".
Классический пример того, как работает постправда:

Вчера, 26 августа 2022 года некто Анатолий Шарий в своём канале на 600+ тысяч подписоты постит картинки неких зданий в колониальном стиле, окутанных пороховым дымом, сопровождая их короткой, но многозначительной записью:

"Судя по серьезности подготовки, китайцы не собираются отправлять многокилометровые колонны без топлива и поддержки в расчете на цветы и восторги населения, падающую от хлопка армию да на разбегающиеся в ужасе местные власти".

Ничего более не говорится, но читатель, конечно, понимает, что это камень в огород глупых русских, которые ни к чему никогда толком не готовятся — в отличие от солидных китайцев, которые уже в пяти минутах от вторжения на остров, где всё пойдёт по плану ("смотрите, уже штурм президентского дворца репетируют").

Впрочем, достаточно пары кликов мышкой, чтобы понять, что ничего громкого в этой "новости" нет. И это вообще не новость. Фоточки реальные, но появились они ещё в 2015 году (!) — в газете Washington Post, которая в свою очередь сделала скрин из официального видео учений НОАК.

То есть, если следовать логике блогера, у китайцев подготовка не только "серьёзная", но и какая-то очень уж долгосрочная — вот уже семь лет готовятся, да всё никак не начнут ничего.

Многозначительность выводов и аналогий от этого, конечно, страдает. Но поймёт это только тот, кто проверяет/фильтрует информацию или просто системно следит за ситуацией в том или ином регионе мира. Остальные дружно схавают. У поста полмиллиона просмотров, 2800 пересылок и 11 репостов. Сами понимаете. И русских поддеть, и китайцами постращать — это ж святое.

.

...Ну а если серьёзно, нам всем пока везёт, что вторая держава мира, сталкиваясь с провокациями, проявляет столько выдержки и благоразумия (пусть их даже довольно легко принять за растерянность и нерешительность). Были бы на их месте представители просвещённого Запада — скорее всего, жили бы уже во вселенной "Метро 2033"... Но вечно дёргать за усы Китай я бы всё же не советовал.

.
А в качестве картинки для привлечения внимания вот вам фото из 1980-х годов.

Президентский дворец в Тайбэе.

С картой 中华民国 Китайской Республики на переднем фоне — на случай, если кто-то забыл, что за государство сейчас де-факто контролирует остров Тайвань.
Что касается недавнего "скандала" по поводу того, что президенты Казахстана и Азербайджана на двусторонних переговорах говорят, видите ли, не на русском языке и пользуются переводчиком.

Могу отметить, что два выпускника МГИМО Касым-Жомарт Токаев и Ильхам Алиев, безусловно, на высоком уровне владеют русским языком (я читал литературные работы Токаева, которые он пишет на русском, и там всё очень хорошо), и — я не сомневаюсь — в кулуарах они говорили между собой именно на русском. Но протокол есть протокол. Профессиональные дипломаты Токаев и Алиев понимают этот момент гораздо лучше блогеров.

Тем более, если в Казахстане законодательно допускается использование русского языка в официальной обстановке, то в Азербайджане русский язык не имеет официального статуса и является иностранным. Так с какой протокольной стати президент этой страны в общении с президентом третьей страны должен использовать русский язык?..

Так что получилось как получилось. Небольшим возмущением российских ура-патриотических блогеров можно пренебречь (тем более в Казахстане на них давний и очень болезненный зуб) — так или иначе, получилась хорошая дымовая завеса для РЕАЛЬНОГО развития сотрудничества с Россией в непростых условиях санкционного и информационно-пропагандистского давления. А это гораздо важнее.

Сунь-цзы называл это "Создать угрозу на востоке, ударить на западе"; в современных учебниках по менеджменту такие действия обозначаются термином "отвлечение внимания на негодный объект". Так что иногда действительно лучше "скрывать свои силы, держаться в тени". Главное, самому не запутаться в собственной "многовекторности" и заигрываниях с популистами.
Кстати, я на прошлой неделе вернулся из отпуска во Владивостоке. Впечатлений накопилось много, так что понемногу буду о них рассказывать. Едва ли не главное "экспертное" впечатление — настоящий логистический бум на Дальнем Востоке.

Дискурс о "международной изоляции" России напрочь разбивается о суровую цыфирь внешнеторговой статистики. Как минимум, на восточном направлении. Владивостокский порт (хотя на самом деле это 4-5 отдельных "портов") работает на пределе своих возможностей. То же самое — Восточный, Находка, Зарубино.

Очередь для контейнеровозов на рейде составляет от недели и больше. Рассказывают байки о "пяти неделях на рейде", но звучат они неправдоподобно даже для сумасшедшего 2022 года.

А вот что 100%-ный факт — так это невиданный ажиотаж с ввозом в Россию японских машин. Благодаря сильному рублю, ввоз увеличился даже по сравнению с "сытыми нулевыми". Специалисты в отрасли говорят, что по итогам года, возможно, будет установлен рекорд по числу ввезённых автомобилей за всю историю.

Кто работает в логистике, растаможке и на японских аукционах — перешли на работу без отпусков и выходных, и даже волшебный приморский август им не указ. В отрасли, конечно, как всегда, настроены осторожно и не исключают, что "золотая жила" так же внезапно иссякнет.

Но сейчас логистика через восточные порты России в огне (в хорошем смысле этого выражения). Ухода Maersk'а и прочих "святош" никто не заметил. Дело доходит до того, что сейчас порты даже разрывают контракты с некоторыми небольшими китайскими перевозчиками, чтобы сконцентрироваться на работе с более крупными игроками.

Так что, конечно, нынешний логистический бум говорит не только об активной внешней торговле России, но и хронической недоразвитости и неготовности дальневосточных портов и дорог переваливать возросшее число азиатских грузов. Сколько я слежу за ситуацией, столько мы об этом говорим, и столько же ничего значимого на эту тему не делается. Во Владивостоке появилось несколько небольших терминалов, но фактически вся инфраструктура — это советское наследство.

В результате "поворот на Восток", с одной стороны, состоялся; с другой стороны, мы сами — ни инфраструктурно, ни ментально — оказались к нему не готовы.

Но продолжать вещать о какой-то "международной изоляции" России на этом фоне — просто смешно.
Вчера я написал про бум на ввоз японских автомашин на Дальний Восток.

Но ведь такая же ситуация наблюдается и с другой автотехникой — из Китая.

Уважаемые коллеги из Генконсульства России в Харбине сообщают, что на 150% вырос ввоз автотехники через "Краскино" (причём задействована даже трансграничная железная дорога, которая долгие годы толком не работала — в этом году через неё ввезли 51 контейнер с китайскими внедорожниками).

Бум торговли позволил оживить даже такой на ладан дышащий погранпереход как "Турий рог — Мишань", нынче там на 50% вырос грузооборот по сравнению с прошлым годом.

И это только то, что на поверхности. В рамках первичного ознакомления с материалом.

Теперь надо, чтобы, наконец, довели до ума погранпереходы на российской стороне. А то позоруха там страшная. Оно-то, конечно, понятно, что контрабандистам так удобнее, но пора уже менять устои. А вместе с ними меняться и самим.

.
Ещё одна примечательная история с берегов Тихого океана — об автомобильном заводе "Соллерс".

О! это замечательный завод! В истории его сплелось сразу несколько показательных сюжетов о развитии Дальнего Востока. Я расскажу, а выводы делайте сами.

В общем, напомню, что завод "Соллерс" в устье бухты Золотой рог во Владивостоке появился в 2009 году — аккурат через год после знаменитых "автомобильных протестов" в столице Дальнего Востока против решения правительства о повышении пошлин на ввоз иномарок. Руководству страны нужно было показать, что "не иномарками едиными...", а компании "Соллерс" — расширить свой бизнес, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой. В общем, интересы совпали, и началось.

Изначально на "Соллерсе" занимались крупноузловой сборкой южнокорейских автомобилей Ssang Yong. Машины были хорошие, но все равно дороже, чем подержанные иномарки (даже после повышения пошлин). Чтобы завод продолжал работать, государству пришлось предоставить компании нулевой ЖД-тариф для перевозки автомобилей из Владивостока в Москву на продажу.

С 2012 года «Соллерс» сотрудничает с японцами. Некоторое время на заводе собирали Toyota Land Cruiser Prado (российско-японское СП "Соллерс-Бусан") — потом перестали, в значительной степени из-за того, что не получили субсидии для ЖД-перевозок. Одновременно запустили сборку автомобилей "Мазда" (ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус"). Этот проект оказался наиболее успешным из всех.

Работало предприятие по весьма забавной схеме. Собранные в Японии машины "Мазда" сначала везли в корейский Поханг, где разбирали. А затем везли в контейнерах во Владивосток, где снова собирали. (Не спрашивайте: логика и логистика — это разные вещи. Бизнесу так дешевле, потому что можно сэкономить на таможенных пошлинах).

Огромным преимуществом "Соллерса" является его положение между судоходной бухтой и железнодорожными путями. Грубо говоря, контейнер с комплектующими приходит с моря прямо на завод, а оттуда уже по железной дороге отправляется готовый автомобиль.

Под стратегически важную миссию «автопроизводства на Дальнем Востоке» логистический терминал компании даже получил статус «особой экономической зоны», причём на создание инфраструктуры были потрачены федеральные и региональные деньги. Потом она волшебным образом стала частью ТОР «Надеждинская».

Со временем логистикой стало заниматься выгоднее, чем автосборкой. Хотя и она продолжалась. Вплоть до весны 2022 года, когда выяснилось, что из-за рисков вторичных санкций и нарушения логистических цепочек, на завод не могут прийти комплектующие.

При этом японская компания "Мазда" не ушла с рынка и не уволила своих сотрудников — они честно собирали автомобили аж до 5 мая и были отправлены в отпуск только когда закончились машкомплекты. Более того, представители японской компании заявляют о своём горячем желании сохранить производство. Не в последнюю очередь, чтобы не отдавать всё готовенькое китайцам.

Однако, то, что легко сделать российскому физлицу — сложно сделать крупной зарубежной корпорации. Короче, завод по-прежнему не работает. Сотрудники производства в отпуске, а вот в офисе работают, не покладая рук.

На поверхности идея собирать на "Соллерсе" китайские машины. А именно компании 吉利 (Cherry). Но проблема в том, что в случае с китайскими комплектующими нивелируется главное преимущество завода с точки зрения логистики — расположение прямо в порту. Китайские машкомплекты можно и сушей перевозить. Так проще, а главное, не нужно потом заморачиваться, как вести готовую продукцию через всю страну к покупателю.

Пока с новым партнёром по автопроизводству не договорились, на "Соллерс" активно завозят готовые китайские машины в контейнерах. Недовольны только логисты компании, которые занимаются коммерческими грузами, так как машины занимают слишком много места на терминале. И ситуация эта может длиться вечно.

Японская компания хочет продолжать работу, но пока осторожничает с санкциями. Китайцы готовы прийти, но у них много других вариантов. А в порту Владивосток оказывается проще и выгоднее всё же переваливать грузы, а не собирать автомобили.
Про Горбачёва можно написать много.

Для восьмидесятых он — краеугольная фигура. Не только для постсоветского пространства, но и для всего мира. Китай — не исключение.

В Китае много анализировали личность Горбачёва и его роль в советских реформах. Пожалуй, даже преувеличивали значение её. Я знаю пару десятков академических работ, где скрупулёзно и аргументированно доказывается, что Гээрбацяофу (китайское произношение его фамилии) является основным виновником развала КПСС и СССР, подробно разбираются его ошибки, и едва ли не главной называется то, что Горбачёв "недооценивал Китай, относился к китайским реформам свысока, не хотел у них учиться".

Гораздо реже вспоминают тот факт, что Горбачёв был одним из "действующих лиц" событий на #тяньаньмэнь_89 , а его визит в Пекин 15-18 мая, собственно, и затащил протесты за точку невозврата. Чтобы добиться своих требований — впрочем, достаточно иллюзорных и заведомо невыполнимых — студенты заняли площадь, начали голодовку, помешали проведению официальной встречи советского лидера, чем очень разозлили власти. И судьба движения, увы, как я чётко вижу сейчас после изучения сотен документов на эту тему, была предопределена уже тогда, в середине мая.

Сам Горбачёв, кстати, это необычное обстоятельство признавал и немного его стеснялся: "Откровенно говоря, из Москвы мы все же не представляли масштаб этих выступлений. Пик студенческого протеста совпал с моим приездом в Пекин, но было бы, конечно, большим упрощением и просто неправдой усматривать здесь какую-то взаимосвязь, как это пытались делать многие из тысячи двухсот иностранных журналистов, съехавшихся освещать визит".

Поэтому он и не вышел на площадь Тяньаньмэнь (хотя его ждали, а спонтанное общение с народными массами было фирменной фишкой Горбачева). А правительство СССР после разгона демонстраций официально выразило поддержку действиям Пекина, при том, что сам Горбачёв в своих мемуарах неоднократно подчеркивал симпатию к протестующим.

Советско-китайские отношения вообще начали бурно развиваться именно при Горбачёве, и Москве было что терять в случае неосторожного проявления эмоций. США и Великобритания осудили действия Пекина, СССР поддержал. Спустя два года СССР не стало, но российско-китайское сближение продолжилось.

Процесс этого сближения начался ещё при Андропове, но довольно робко и несистемно. Так что именно Горбачёв в 1987 году поручил издать в СССР сборника речей Дэн Сяопина и постепенно готовить советско-китайскую встречу на высшем уровне (тот самый пекинский саммит 15-18 июня 1989 года). А предшествовала этому программная речь Горбачёва во время посещения Владивостока в июле 1986 года. Эта речь, по сути, лежит в основе не только нынешних российско-китайских отношений, но и всего российского "поворота на восток".

Вообще историки должны быть благодарны Горбачёву. Он прожил долгую жизнь — 91 год — из которых значительную часть провёл на пенсии, в результате чего оставил после себя массу источников: мемуаров, статей, видео- и фотоматериалов, текстов выступлений. Из всех лидеров нашей страны в этом плане Горбачёв, пожалуй, самый плодовитый. Стоит сказать ему "спасибо" хотя бы за это.

PS. Но то, что в течение бурного 2022-го один за другим умирают деятели, причастные к развалу Советского Союза: от подписантов Беловежского соглашения: Бурбулиса, Шушкевича, Кравчука, до самого Горбачёва, конечно, просто мистика какая-то...
PPS. Классика европоцентричного взгляда на мировую политику:

По каналам о постсоветской проблематике распространяется пост, где говорится о том, что Горбачёв был последним из плеяды политиков, которые руководили своими странами на рубеже 1980-90-х. Называются Рейган, Буш-младший, Тэтчер, Миттеран, бегло упоминаются некие "лидеры Китая и Японии". Все они ушли раньше...

Так, да не так. С 1989 года первым лицом в китайской иерархии власти был Цзян Цзэминь. Горбачёв с ним неоднократно встречался — см. фото (Цзян, кстати, ещё успел с Путиным так называемый "Большой договор" в 2001 году подписать).

Товарищ Цзян Цзэминь в свои 96 лет жив, здравствует и даже на партсобрания ходит. Долгих лет жизни!

Но европоцентричный взгляд этого не замечает: подумаешь, какой-то китаец, они же там все на одно лицо и зовут их непонятно...

Сразу вспоминается байка из будней одной московской редакции, в которой перепутали французского националиста Ле Пена и бывшего премьера Госсовета КНР Ли Пэна...
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Михаил Сергеевич Горбачёв и китайский народ. Май 1989-го.
Искусство плаката.
Надпись на плакате:

"Горячо приветствуем Горбачёва! Салютуем посланнику демократизации! Укреплять гласность!"

(май 1989 года, на #тяньаньмэнь_89 ждут, что к ним выйдет М.С. Горбачёв)