Китай. 80-е и не только
16.4K subscribers
2.67K photos
68 videos
18 files
1.47K links
Авторский канал Ивана Зуенко

"Долгие восьмидесятые" в Китайской Народной Республике. История, культура, прямая речь

Письма в редакцию: https://yangx.top/ivanzuenko
加入频道
04. Пекин, 1989.
05. Поезд "Москва - Пекин", 1989.
06. Шанхай, 1990-1991.
07. "Поезд в Пекин", 1992.
08. Муданьцзян, 1991.
09. Середина 1990-х, локация неизвестна.
10. Гонконг, дата неизвестна.
Уже больше ста голосов за девушку из поезда в Пекин - это просто топ! ⬆️⬆️⬆️
Друзья! Спасибо за отклики! Давайте подводить итоги.

Мне близки и дороги все фотографии, участвовавшие в конкурсе, но победило фото, которое я условно называл "Девушка едет в столицу". И мне кажется, это правильный выбор 👍

Второе место занял гонконгский неон (немеркнущая классика).

Третье место - фотография целующихся на фоне портрета Мао (кстати, я сам голосовал за эту фотографию, поскольку в ней, как мне кажется, выражен сам дух китайских долгих восьмидесятых).

.
Я обещал подробнее рассказать о фотографии, которая победит, и выполняю своё обещание.

Победившая фотография - одна из версий обложки для альбома Coming Home (именно так, без перевода на китайский) дивы кантопопа Ван Фэй (Faye Wong).

Этот альбом был записан в 1992 году в Гонконге после возвращения домой с годичной стажировки в Нью-Йорке - это объясняет название и атмосферу альбома. А вот картинка для обложки, сделанная фотографом Чжоу Юэ, содержит отсылку к поездам в материковом Китае и является оммажем творчеству великого китайского фотографа Ван Фучуня (о нём напишу отдельно).

Кстати, выбор иероглифов для таблички неслучаен. В итоговой версии обложки (на слайде) мы видим только иероглиф 京 (столица), что можно трактовать по-разному. Как минимум, два города в Китае содержат этот иероглиф в названии: Пекин и Нанкин. Но важно то, что сама Ван Фэй родилась именно в Пекине и переехала в Гонконг только в 18 лет - в 1987 году. На других версиях фото видно полное название точки назначения - 北京 (Пекин).
Другой любопытный момент на обложке альбома Coming Home - то, что Ван Фэй выступает здесь ещё под своим ранним творческим псевдонимом Ван Цзинвэнь 王靖雯 (по-кантонски читается Вонг Цзин Ман).

Причём здесь представлена вообще некая промежуточная форма, поскольку на заре своей карьеры в Гонконге англоязычным псевдонимом певицы было Shirley. А здесь она уже Faye, но ещё Вонг Цзин Ман.

Начиная с этого альбома, идёт всекитайская слава Ван Фэй. Мировому признанию способствовало также то, что в 1994 году она снялась у Вонг Карвая в "Чунцинском экспрессе", а спустя 10 лет - у него же в "2046". Причём в первом случае в титрах фигурировала как Faye, а во втором случае как Ван Цзинвэнь.

Так что, как ни парадоксально, лайкая фото неизвестной девушки, едущей в Пекин, мы лайкали фото будущей звезды "Чунцинского экспресса" и кантопоп-дивы.

PS. Примечательно, что в 2021 году появилась ещё одна певица под именем Ван Цзинвэнь 王靖雯 - это 20-летняя уроженка Харбина, победительница китайской версии шоу "Голос" 中国好声音.
Ван Фэй в объективе Вонг Карвая в фильмах "Чунцинский экспресс" и "2046".
Победившая фотография - оммаж и отсылка к творчеству Ван Фучуня. Некоторое время мне даже казалось, что это и есть работа Ван Фучуня, смущало только, что фото цветное, а не черно-белое, как остальные работы мастера.

Собственно, это обстоятельство и заставило покопаться и размотать сюжет о Ван Фэй, который я рассказал выше.

Однако, как мне кажется, сам выбор тематики победившего фото - девушка в поезде - заставляет нас обратиться, собственно, к творчеству Ван Фучуня - одного из самых ламповых и душевных фотографов, запечатлевших китайские "долгие восьмидесятые".

Ван Фучунь 王福春 , 1943 года рождения - дунбэец, выходец из провинции Хэйлунцзян. Родился в городе Суйхуа в 150 км к северу от Харбина. Незадолго до начала "культурной революции" он отучился на машиниста локомотива в Харбине и начал работать на железной дороге. Все "лихие годы" он проработал на различных должностях в железнодорожном транспорте, совмещая работу с хобби - фотографией. Иногда его фотографии печатали хэйлунцзянские газеты для железнодорожников.

А в 1984 году, то есть в 41 год, начал работать только фотографом. Две основные темы в творчестве Ван Фучуня - Северо-Восток и железнодорожный транспорт. И там, и там его интересовали, прежде всего, люди. Самые известные фотоальбомы мастера: "Чёрная почва", "Дунбэйцы" и, конечно же, "Китайцы в поездах" 火车上的中国人 - великая фотосерия, которая прославила его.

Уже став знаменитым фотографом, Ван Фучунь всегда подчёркивал, что держится корней. Он жил на два города - Пекин и Харбин, и продолжал ездить в поездах, не брезгуя даже 无座 (уцзо) - самым дешёвым классом, где билет предполагает только нахождение в вагоне, без гарантий места.

Предпочитал маршруты, так или иначе связанные с Северо-Востоком, хотя, по собственному признанию, объехал весь Китай: "от Мохэ на севере до Гуанчжоу на юге, от Суйфэньхэ на востоке до Голмуда на западе". Считается, что Ван Фучунь снимал только на старенькую шанхайскую камеру марки "Хайоу".

Мастер умер в 2021 году в возрасте 78 лет. Его фотографии - пожалуй, лучшее, что есть на тему китайского железнодорожного транспорта в период реформ. Но, вместе с тем, они не столько не про поезда, сколько про общество, людей, их надежды и желание жить даже в самой тяжёлой ситуации.

Для меня они по-своему близки как отсылка к тем счастливым временам, когда я открывал Китай, передвигаясь в "уцзо" и в лучшем случае на третьей полке плацкартного вагона. А в поездах все разговаривали и смеялись (правда, ещё и повсюду курили и ели), а не зависали в телефонах, как сейчас.

Мне настолько нравятся фотографии Ван Фучуня, что я не буду ограничивать себя 2-3 наиболее характерными кадрами, как это делаю обычно, а выложу почти всё, что удалось скачать в разных источниках. Давайте наслаждаться вместе.
Фотограф Ван Фучунь, воспевший китайские поезда "долгих восьмидесятых": 1943-2021.
Из серии "Китайцы в поезде" 火车上的中国人