CatScience
2.35K subscribers
438 photos
5 videos
205 links
Доступно и увлекательно обо всем, от биологии до криминалистики. Телеграм-канал паблика ВКонтакте "CatScience". Добро пожаловать!

Если вы хотите поддержать наш канал, у нас есть специальная карта: 2202 2021 2782 2322 (Сбер). Мур!
加入频道
Кто построил египетские пирамиды?

Время боится пирамид. Они никогда не делились своими секретами. Масштабы этого строительства поражают. Как утверждают сторонники Лаборатории альтернативной истории, египтяне построить не могли. По их мнению, пирамиды мог построить кто угодно: атланты, представители внеземных цивилизаций, представители иных народов, но не сами египтяне. Этот очень странный тезис во многом основывается на том, что египтяне не обладали совершенными технологиями, которые позволили бы им начать обработку высокотвердых пород камня, поднимать большие тяжести и тому подобное.

Многие из ранних пирамид были построены достаточно грубо. Они сложены из небольших каменных блоков и несовершенны в плане укладки. Эти пирамиды по своей красоте несравнимы с теми, которые стоят, предположим, в Некрополе Гиза. И тут многие сторонники Лаборатории альтернативной истории прибегают к обману: они убеждают нас в том, что более совершенные пирамиды и есть самые первые. А менее совершенные — построены египтянами. То есть получается подгонка фактов.

Нам сегодня очень тяжело представить эпоху, которая отстоит на несколько тысячелетий назад. И поэтому многие люди, выросшие в век современных технологий, не могут представить себе жизнь без железа, без машин, не могут понять, каким образом люди, которые не обладали всем этим, могли построить такие впечатляющие сооружения.

В чем заключается основной аргумент в пользу того, что именно египтяне строили свои пирамиды? Дело в том, что они пришли к этому не сразу. Сначала была тысячелетняя эпоха Каменного века, в течение которого египтяне научились просто обрабатывать камень. А вот что касается способов доставки камня к месту строительства, тут возникает другой вопрос.

Нужно понимать, что самые крупные пирамиды сложены удивительно гармонично и правильно. Самые крупные блоки уложены в основании, то есть их не нужно было поднимать на значительную высоту. А ближе к вершине лежат блоки меньшего размера. Таким образом, строители экономили свое время и ресурсы. Они прекрасно понимали, что крупные блоки невозможно поднять на большую высоту, для этого нужны очень значительные усилия многих тысяч людей. Согласно найденным в гробницах рисункам большие тяжести, как правило, перетаскивали люди либо быки, другой силы у египтян не было. Поэтому мы можем сделать вывод: для египтян было очень важно, чтобы в этих пирамидах воплотился дух нации, чтобы они могли таким образом заявить о себе в истории, что в этом грандиозном строительстве они смогли аккумулировать все свои знания.

Египтяне не сразу пришли к идее создания помещений внутри самой пирамиды. Изначально все помещения находились под землей, то есть под линией основания, а сама пирамида была пуста. И только по мере совершенствования принципов строительства, когда возникла так называемая идея ступенчатого свода, они начинают проектировать помещения внутри самой пирамиды. Что явилось толчком для этой революции в архитектуре, мы не знаем. Есть гипотеза, согласно которой подземные помещения затапливались грунтовыми водами, поэтому пришлось искать новые решения. Чтобы обезопасить саркофаг с мумией, его старались поднять как можно выше. И для этого придумали сперва идею ступенчатого свода — то, что мы видим в пирамидах Снофру, а впоследствии и в пирамиде Хафры, где применены разгрузочные камеры. Таким образом, с каждой новой пирамидой саркофаг с мумией царя поднимается все выше и выше. Впоследствии все пирамиды строили уже с погребальным покоем на линии основания, что сокращало и удешевляло процесс строительства, он становился экономически более целесообразным. И постепенно египтяне совсем отказываются от строительства пирамид.

Когда говорят о пирамидах вообще, то используют такой термин, как «полигональная кладка». Правда, она характерна для Латинской Америки, в частности, культуры инков. Но тем не менее есть несколько образцов полигональной кладки, которая использовалась при строительстве из гранитных блоков в долинном храме царя Хафры.
Дело в том, что полигональная кладка — это не искусство обработки камня, а использование природных камней и какой-то конкретной ситуации. То есть египтяне не подгоняли камни, вместо этого они использовали их естественные неровности для создания поверхности.

Среди конспирологов очень распространен тезис, что камни из известняка подобраны идеально, что между ними невозможно вставить лезвие ножа, лист бумаги и тому подобное. Однако необходимо упомянуть одно из важнейших свойств известняка — его пластичность. Этот камень под большим давлением начинает спрессовываться. И если при этом сохраняется благоприятная влажность воздуха, то протекает процесс диффузии — взаимопроникновения. В течение тысячелетий, когда блоки лежали друг на друге, они частично срослись друг с другом. А нам сегодня кажется, что это просто идеальный шов. Хотя изначально швы не могли быть безупречно идеальными.

Кроме того, известняк, из которого построены египетские пирамиды, очень легко поддается не только обработке, но и воздействию окружающей среды. Поэтому современные пирамиды по большей части не имеют облицовки — за многие века известняк выветрился. И если даже просто сильно надавить на него рукой, то он начинает сыпаться под нашими пальцами. И хотя говорят о том, что время боится пирамид, на самом деле это не так. Пирамиды разрушаются, и чем они старше, тем хрупче становится известняк, из которого они сложены. Постепенно камни осыпаются, и многие даже срываются со своих мест.

Любая пирамида сегодня требует мер по сохранению, и поэтому многие камни в пирамиде Хуфу покрывают специальным полимеросодержащим составом, чтобы предотвратить воздушную и водную эрозию. Пирамида — замечательное сооружение, но она также памятник великому гению египетского народа. Именно египтяне впервые научились обрабатывать известняк. Египетская цивилизация — это цивилизация известняка, из которого сложено большинство египетских храмов.

Для строительства пирамиды необходимы были существенные знания математики. И сегодня ученые убеждены, что египтяне выполняли математические расчеты, прежде чем приступить к строительству. Но свидетельств их математического мышления не сохранилось. Мы не знаем, как они планировали, задумывали и пытались рассчитать прочность той или иной пирамиды. Но мы точно знаем, что изначально строился макет. Он мог быть деревянным или каменным. Но на этом макете просчитывались все возможные решения. Если по ходу строительства оказывалось, что расчет не верен, египтяне вносили коррективы. Знаменитая пирамида Снофру, ломаная пирамида в Дахшуре, изначально задумывалась с идеально правильными гранями. Но постепенно масса возводимых уровней пирамиды начинала давить на внутренние помещения. В результате строители поняли, что если они продолжат возведение в том же темпе и при тех же габаритах, то внутренние помещения обрушатся. В результате им пришлось как можно скорее сокращать высоту пирамиды. Поэтому она получилась ломаная.

Пирамида в Медуме тоже была задумана как правильная. Но в ее конструкции была впервые применена так называемая кладка ложного свода. Строители неправильно рассчитали высоту стен внутреннего погребального покоя, и пирамида просто рассыпалась. Ее верхняя часть до сих пор лежит в руинах, хотя снаружи она и сохранила какую-то первоначальную форму.

Важно понять, что египтяне сооружали свои пирамиды методом проб и ошибок. Естественно, у них не было современного развитого математического аппарата, но они владели секретами, позволявшими возводить величественные сооружения. Они никогда не делились этими секретами, не писали учебников. Свое мастерство они передавали по наследству от отца к сыну, и поэтому мы не можем понять их до конца. Например, они возводили насыпи, благодаря которым каменные блоки перемещались на значительную высоту. Как потом ликвидировали эти насыпи? Но мы хотя бы знаем, что эти насыпи были, сохранились их остатки. Но главное, египтяне использовали еще энергию воды, энергию Нила. Так что древнеегипетская цивилизация — это цивилизация реки Нил.
Вскрываемся, котята. Ответ на игру — пирамида Маслоу.

Теория человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу — одна из самых популярных иерархий наших смертных нужд. Самое забавное, что в изначальной статье никакой картинки с пирамидой не было, лишь перечислялась последовательность потребностей.

1 ключ — Голод. Низшая ступень пирамиды — физиологическая потребность в еде, воде, тепле и все такое;

2 ключ — Социальная принадлежность. В общем, нужда в осознании себя как части социума (например, как части какой-то субкультуры);

3 ключ — Эстетика. Одна из самых высоких потребностей - эстетическая, наше удовлетворение красотой и искусством.

4 ключ — Пирамида. И так все понятно, да?

В вк первым комментатором, давшим верный ответ, стал Дмитрий Плотников.

А у нас на канале победителем оказался Alex Sagaida, угадавший ответ буквально на пару минут после вк! Пока мы не знаем, как наградить победителя с нашего канала, поэтому вы, как уже было сказано, получаете наше безграничное уважение и ваше чувство собственного интеллектуального превосходства (но если же вы юзер вк, то свяжитесь с нами, мы подарим вам стикеры!) Также мы благодарим всех остальных участвовавших в этом челлендже, надеемся вам было интересно.

Отдельная благодарность авторам, которые поддержали идею и помогли с работой над текстами:

🐾 Анастасия #Кастенхольц — первая принесла свой текст, который провисел в ожидании фиг знает сколько;
🐾 Лера #Тутаева — жертва невнятного тех.задания: "напиши ченить про эстетику";
🐾 Снежа #Зюбанова — таки согласившаяся слепить нам третью подсказку.

P.S. Очень извиняемся за путаницу с порядком текста в последней подсказке — телеграм иногда любит вот так чудить, а мы не успели оперативно поправить, потому что уже пошли комменты. Но вы и без того молодцы!

#Форт_боярд
#res_publica
Ударим моралью по этике! Общий экскурс.

Как-то в одном пространстве встретились медик, философ, священник и юрист. Первый сказал, что может клонировать человека, второй спросил зачем, третий наложил на первых двух епитимью, а последний ее заверил. Примерно так появилась одна из самых интересных и наиболее равномерно размазанных по всем естественным наукам дисциплин – биоэтика.

А теперь серьезно. С развитием медицины, биологии, экологии, да и вообще всех технологий, человечество огребло не только блага, но и кучу различных вопросов морали, этики и прочих сложностей мировоззрения, и список их никогда не уменьшается. Так или иначе, любой человек задумывался о таких: можно ли делать аборты, почему бы не разрешить эвтаназию, какие проблемы несет клонирование и так далее. А, еще про «да нахрен надо держать эту мерзость в Австралии, если можно ее просто зачистить?» спрашивают. Именно на них призвана ответить биоэтика.

1. Немного истории.

Собсно, упоминание этого термина приписывается американскому онкологу Вану Ренселлеру Поттеру в 1970м, но задумывались о ней гораздо раньше. Например, клятву Гиппократа можно считать одной из первых попыток создать свод принципов для медицинских работников, но это будет небольшой натяжкой совы на глобусик.

В наше время и научными словами этот термин звучит так: «Биоэтика – междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использовании в здравоохранении высоких технологий».

2. Нахрена, а главное зачем?

Но ведь каждый может решить для себя пользоваться чем-то или нет, просто сделайте и дайте возможность юзеру получить доступ, хватит время тратить на поиск каких-то ответов, раз не выходит! Вот только на самом деле интересы данной дисциплины не столько в ответе на вечные вопросы, сколько в выработке условий и принципов, регулирующих этот самый доступ. В том числе юридически.

Ты, читатель, наверное, и не думал (как и автор, до тех пор, пока не вдался в вопрос), что то, как с тобой обращаются врачи (и то, почему иногда их можно засудить) регулируется в том числе через биоэтику. Фактически, именно она диктует общепринятые принципы, которые должны регулировать взаимоотношения врач-пациент, а также исследователь-подопытный и другие, которые задевают первые два варианта. Если и это не отвечает на вопрос «так нахрена?», то у меня остался последний козырь: реальная польза.

3. Реальная польза.

Во-первых, чтобы понять, что биоэтика это все же не просто «а я считаю, что ты аморален!» и «а может ты аморален?!», стоит сказать, что у нее все же есть свод правил и терминов, регламентирующих (и усложняющих) дискуссии по ее вопросам. Их можно найти во «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» от Юнеско за 2005й год. В ней указаны основные принципы – например, соотношения пользы и вреда, согласия, совместного использования благ и т.д. – а также даны пояснения, что именно под ними понимается для исключения неверных интерпретаций.

А во-вторых, биоэтика действует на опережение. Одним из самых странных в силу свежести вопросом оказался вопрос… Клонирования. Вот только возмущает он не столько религиозные общины, как можно было бы подумать, сколько юристов и медработников.

На данный момент человечество зашло достаточно далеко, чтобы выращивать клетки в пробирках. Периодически слышны новости о выращивании искусственного мяса, изредка проскакивают о выращивании органов, так или иначе большинство слышало про Долли, но где же примархи, или хотя бы штурмовики? Ответ прост: они запрещены. В большинстве стран даже есть соответствующие уголовные статьи за опыты по клонированию цельного человека, но не отдельных частей, выращенных из стволовых клеток. Почему?
Одной из причин является отсутствие юридической базы, которая бы определяла границы индивидуальности, самого понятия «человек», а также позволила бы выделить какие права будут у клонированных, как регулировать их взаимоотношения с «оригиналами» и так далее. Собсно, именно попытки хотя бы очертить контуры такой базы вызывают самые ожесточенные споры, но об этом в другой раз

Примерно так выглядит в общих понятиях биоэтика, котаны. Напишите, было ли интересно/интересно, но нихера не понятно/«афпфтор мудак, выкинь клаву». Если окажется хотя бы второе, в следующий заход раскроем подробнее сам вопрос клонирования, в том числе почему ему требуются юристы, а дальше посмотрим. Как уже было сказано в начале, биоэтика предмет широкий, а значит интересного там достаточно много.

#философия
#медицина
#Юсим
#архив
Соотношение религии и прогресса продолжает терзать умы людей. Хватает ё̶б̶а̶н̶ы̶х̶ ̶д̶о̶л̶б̶о̶ё̶б̶о̶в̶ неблагоразумных личностей, считающих, что эти явления всегда находились в непримиримой оппозиции. В особенности это относят к христианской церкви времён Средневековья, которую называют гнездом мракобесия, обскурантизма и разнузданного произвола. Во многом это мнение опирается на современный опыт, в особенности российский, где церковь — лишь паразит на теле общества, и крайне вредный. Но так было не всегда и не везде. В этом цикле я расскажу о позитивной, созидательной стороне христианства в средневековой Европе. И начну с заката Римской империи и тёмных веков Западной Европы.

https://telegra.ph/CHto-poleznogo-dalo-hristianstvo-srednevekovoj-Evrope-Vzglyad-ateista-CHast-1-Temnye-veka-01-21

P.S. Как и все циклы, этот будет публиковаться каждую субботу! Не пропустите следующий выпуск 17 февраля.

#Религия
#Ларионов
#лонг
Вы задумывались, сколько железа люди выплавили о за почти три тысячи лет с начала железного века?

Сколько топоров, мотыг, украшений, доспехов, оружия, кораблей, танков, арматуры, автомобилей, мостов, обшивки космических аппаратов и чугунных унитазов человечество произвело и куда-то потеряло? Да, много, и продолжает. Черная металлургия живет и здравствует рядом с нами.

Разумеется, "технически чистое железо" очень дорого, сложно, и редко где нужно. А вот сплавы железа с углеродом - эти ваши чугуны и стали - используются повсеместно. Если углерода в соединении меньше 2.14% - у нас получилась сталь, это круто. Углерода меньше 0.02% - это то самое "технически чистое железо". Если от 2.14% до 6.67% - чугун, ну, неплохо, но хрупко. Если больше 6.67% то это брак, идите на декарбонизацию (да, даже сотую долю нельзя проморгать).

А все потому что углерод это вредитель и от него стараются избавляться. В чугуне его больше, чем в стали, и поэтому чугун более хрупкий (с другой стороны, он куда дешевле...). Углерод не единственная вредная примесь, но ей аж целую диаграмму посветили, о чем ниже. Собсна, суть производства стали - удалить из чугуна как можно этой примеси, а еще выжечь кремний, марганец, фосфор и т.д.

Диаграмма фазового равновесия (она же диаграмма состояния сплавов Fe3C) показывает, что происходит с тем или иным сплавом железа с углеродом при определенной температуре. Железо по гендеру полиморфное, у него могут быть разные кристаллические решетки (а значит и свойства готовой детали). В общем виде это называется "фазами" (именно они обозначены на диаграмме буквами А, Л, Ц, П, Ж и др.) - когда в одной части детали у тебя одна кристаллическая решетка, а потом начинается поверхность раздела за которой уже другая фаза, с другой решеткой и другими свойствами. Может быть не теми, которые мы в итоге хотим получить.

Разумеется, самый простой способ расшевелить и изменить решетку, это прогреть ее до нескольких сотен градусов. И не надо думать "а зачем, если в итоге все остынет до нижней полоски". Просто добавь немного легирования - и условный аустенит (А) останется аустенитом даже после остывания. Легирование это отдельная тема в металлургии и материаловедении... В общем, огромная таблица Менделеева это круто, но люди могут вырастить целую науку из сплава всего двух ее элементов.

#Дубогрызов
#Технологии
Простыми словами о сложном: археологический глоссарий.

Археология, как самая главная и важная из наук, обладает собственным понятийным аппаратом. Он во многом достаточно далёк от общеупотребительного лексикона, поэтому мы решили дать вам небольшой тезаурус и рассказать о некоторых базовых вещах в археологической практике, зная которые, вам будет приятнее читать наши тексты.

Начнём с буквы «А», и первое слово – артефакт. По легенде, когда появляется археолог, он говорит не «агу», а именно «артефакт». Артефакт в археологии – это любой объект, созданный или изменённый в результате человеческого действия в прошлом. Слово «артефакт» не характеризует ценность предмета. Золотая маска, костяная иголка или уголь из костра неандертальцев – всё это археологические артефакты. Само слово «Артефакт» пришло в русскую научную речь относительно недавно. До этого сложилась несколько иная терминология:
• вещественные источники – артефакты без любых письменных сведений;
• предметы материальной культуры – это любые артефакты, характерные для определённой территории, которые можно обобщить;
• археологические памятники – тоже артефакты, только массовые, например, пещера, развалины замка, курган или захоронение;
• археологическая находка – это тоже артефакт.

Следующее понятие – «культурный слой». Это слой земли на месте поселения человека, в котором сохранились следы его деятельности (артефакты). Культурных слоёв может быть много, если, например, на одном и том же месте жили люди в разные исторические периоды. В зависимости от местности культурный слой может быть как объёмным, так и совершенно незначительным. Посмотрите на фотографию № 1. На ней хорошо видны культурные слои, кроме того, они выделены цветом непосредственно на стене раскопа.

Под культурным слоем лежит «материк». Он наш следующий термин. «Материковая порода» – это слой грунта, в котором нет никаких следов жизни человека. Археологи не только доходят до материка в обязательном порядке, но и углубляются в него, чтобы убедиться, что ниже не лежит ещё один скрытый культурный слой.

Следом в терминологическом плане идёт обязательный элемент любого раскопа – «шурф» или «разведывательный шурф». Это небольшого размера археологический раскоп, цель которого – выявить, есть ли тут культурный слой, прорезать его и дойти до материка. Весь грунт из шурфа изымается, внимательно изучается на наличие артефактов. Шурфов закладывают (выкапывают) несколько, для того чтобы точно установить территорию изучаемого объекта, его границы. В дальнейшем шурф становится частью раскопа. На фотографии № 2 хорошо виден шурф, из которого изъята земля. Обратите внимание на то, насколько ровно вынут грунт. Это сделано для того, чтобы случайно не попасть в другой слой, слои снимаются последовательно.

«Раскоп» – это конкретный ограниченный по размеру элемент раскопок. На одном крупном археологическом объекте может находиться много раскопов. Поверхность каждого из раскопов нивелируется (т. е. устанавливается уровень поверхности и находок от конкретной единицы, например, высота над уровнем моря).
Раскоп разделяют на квадраты, обычно 2×2 метра. Посмотрите на фотографии 3 и 4. На фотографии 3, кроме автора этого текста, можно увидеть два квадрата раскопа, с которых автор только что закончил снимать слой дёрна – происходит увеличение раскопа. На задней части второй фотографии и на фото № 4 чётко виден раскоп и разделение на квадраты.
Раскоп квадратами ведётся в том числе и для того, чтобы было легко зафиксировать контекст. Контекст – это точное положение конкретного предмета в конкретном месте. Например, осколки керамики, обработанные камни, отдельные более ценные предметы. Само их расположение позволит позже, при анализе, выяснить их предназначение. К сожалению, есть печальный пример, когда чёрные копатели разграбили захоронение и добыли три меча. Всё, что наука смога получить, – лишь сведения о том, что такие мечи существовали в регионе. Вопрос о том, как столь ценные вещи вообще оказались в земле (ведь в исторический период собирали вообще весь металл на поле боя, он был очень ценен) уже не будет изучен – контекст был полностью уничтожен.

Часто при анализе артефактов используют понятия «археологическая культура» и «традиция». Они во многом синонимичны и обозначают комплекс общих черт у артефактов, которые позволяют говорить о том, что предметы изготавливались и использовались условно в одно время. Термин «культура» обычно применяют для глобальных обобщений, например «культура штриховой керамики» (культура получила название от орнамента керамики в могилах), эта культура была распространена от современной Германии до Московских земель и дальше. Традицией чаще называют более узкое сходство, например, принципы обработки материалов. Сейчас начинают использовать понятие «археологический горизонт», оно также означает общность находок, которые можно обобщить хронологически и регионально. Артефакты культуры штриховой керамики вы можете рассмотреть на фото № 5, 6, 7.

Естественно, археологическая терминология богата, слегка запутана и непонятна, как и положено сленгу важных учёных мужей, но мы надеемся, что теперь вам будет интереснее читать наши тексты, да и мы смогли рассказать вам пару базовых вещей из мира археологии – лучшей из наук.

#Латышев
#Археология