«ОПЯТЬ ГЛУБОКАЯ НОЧЬ, - я никак не выйду из этих глухих и поздних ночей, опять синеет за окнами рассвет, и кажется, что этот рассвет — единственный в мире, самый томительный, самый прекрасный, потому что вот в это столетие, в этот год, в эту ночь и на этом рассвете живете Вы, Таня.
Я благодарен судьбе за то, что из сотен и тысяч лет, когда я мог бы родиться, я живу именно сейчас, в одно время с Вами, и мне страшно от мысли, что могло бы быть иначе, что на протяжении огромных времен я мог бы не встретить Вас.
Начинаешь верить в судьбу. Она есть.
И, пожалуй, ни на какое счастье не променяешь всю эту щемящую тревогу, горечь, необъяснимую печаль и любовь (такую же необъяснимую), которые измучили сердце.
Как будто дыхание чего-то огромного, того, что сильнее смерти входит в жизнь.
В этом есть какая-то непомерная чистота, ясность.
И какая-то внутренняя дрожь, какая бывает только холодным, чистым, очень ранним утром, когда еще вся земля спит. Чистота. «Да святится имя твое»,— помните?
Как странно, даже страшно, но прекрасно, когда поэзия становится самой жизнью.
Это бывает, наверное, раз в сотни лет. И это нельзя передать ничем,— никакими словами.
Все это похоже на бред, то я пишу ночью, и все время давит в груди, как будто от невыплаканных слез.
О чем?
О каждом Вашем шаге, которого я не вижу, о каждом слове, которого я не слышу сейчас.
Ваш К. Паустовский.»
14 июля - ДЕНЬ ПАМЯТИ ПАУСТОВСКОГО.
@Лариса Бравицкая
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
👇👇👇
Я благодарен судьбе за то, что из сотен и тысяч лет, когда я мог бы родиться, я живу именно сейчас, в одно время с Вами, и мне страшно от мысли, что могло бы быть иначе, что на протяжении огромных времен я мог бы не встретить Вас.
Начинаешь верить в судьбу. Она есть.
И, пожалуй, ни на какое счастье не променяешь всю эту щемящую тревогу, горечь, необъяснимую печаль и любовь (такую же необъяснимую), которые измучили сердце.
Как будто дыхание чего-то огромного, того, что сильнее смерти входит в жизнь.
В этом есть какая-то непомерная чистота, ясность.
И какая-то внутренняя дрожь, какая бывает только холодным, чистым, очень ранним утром, когда еще вся земля спит. Чистота. «Да святится имя твое»,— помните?
Как странно, даже страшно, но прекрасно, когда поэзия становится самой жизнью.
Это бывает, наверное, раз в сотни лет. И это нельзя передать ничем,— никакими словами.
Все это похоже на бред, то я пишу ночью, и все время давит в груди, как будто от невыплаканных слез.
О чем?
О каждом Вашем шаге, которого я не вижу, о каждом слове, которого я не слышу сейчас.
Ваш К. Паустовский.»
14 июля - ДЕНЬ ПАМЯТИ ПАУСТОВСКОГО.
@Лариса Бравицкая
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
👇👇👇
ЭТО НЕ БЫЛ бурный роман, это была невероятная тяга друг к другу двух совершенно взрослых семейных людей, и они сделали очень много для того, чтобы не быть вместе.
ОНА - талантливая актриса театра Мейерхольда Таня АРБУЗОВА, жена известного драматурга, ей он посвятил одну из лучших своих пьес «Таня»;
ОН -знаменитый писатель ПАУСТОВСКИЙ.
Это была любовь вопреки здравому смыслу и трезвому расчету.
Впрочем, когда отношения строятся на расчете, разве это любовь?
Впервые они встретились еще до войны, в Ялте в канун Нового года.
Он ей совершенно не понравился «своей изолированностью и, как ей показалось, даже надменностью, чопорный, небольшого роста мужчина, застёгнутый на все пуговицы.»
Тогда она не знала, что таким его воспринимали все, и что это впечатление было обманчивым.
А он влюбился моментально в красавицу-блондинку с большими голубыми глазами, тонкими чертами лица, бледно-розовой кожей, длинноногую, с лёгкой летящей походкой, окруженную роем поклонников.
Для друзей она - бескорыстный, преданный товарищ, никогда не гналась за модой, никакого вещизма, при этом любое убогое жилище умудрялась превратить в красивое, уютное гнездо, была «щедра, гостеприимна, безудержна в поступках и пугающе вспыльчива».
Он посылал ей огромные букеты, при этом вел себя деликатно и благородно, но она по-прежнему его не замечала.
Все случилось в эвакуации, где он раскрылся пред нею невероятно сердечным, заботливым, искренне любящим, ничего не требующем взамен.
Вдохновленный любовью он написал свои лучшие лирические новеллы «Снег» и «Дождливый рассвет», День Победы они встречали в Москве уже вместе.
В обмен на свободу он оставил бывшей жене квартиру, дачу в Переделкине, долгое время жил с Татьяной, ее дочерью Галей и новорожденным сыном Алешей в 14-метровой комнате.
На разве это так важно, когда он был так счастлив и утопал в океане любви.
«Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь – чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю».
Она бросила актерство, посвятила себя семье, на протяжении почти двадцати лет совместной жизни преданно служила мужу, заботилась о его здоровье, создавала все условия для творчества, приобрела половину бревенчатой избы в Тарусе, соорудила беседку (летний кабинет), заложила сад, пристроила террасу и кабинет писателя.
«Танюша, моя радость, спасибо тебе за всё, за всё, – за то, что ты живёшь на свете со мной и возишься со мной. Я сразу заскучал и по тебе, и по Алёшке, и по Галке. <…>
Здесь, в отдалении, особенно ясно, как я люблю тебя и этого трогательного и необыкновенного маленького человека. В общем, мы счастливые, конечно.
Целую тебя, Тань-Тань. И Алёшку, и Галку, и всех.
Твой Костъка.»
Он написал «Повесть о жизни», а свою главную книгу «Золотая роза» посвятил ей, музе и «преданному другу Татьяне Алексеевне Паустовской».
После его смерти, она пережила смерть сына Алеши, он умер в 26 лет, посвятила себя увековечению памяти великого писателя.
Это благодаря ей возник мемориальный дом-музей, дому и могиле Паустовского на кладбище в Тарусе были присвоены статусы памятников истории и культуры, охраняемых государством, и до самой своей смерти бережно хранила мемориальную обстановку и архив писателя, завещая дочери завершить дело по созданию музея.
По завещанию матери, дом с полностью сохранившейся мемориальной обстановкой, дочь Галина передала в дар городу Москве.
«Золотое сердце моё, прелесть моя, я не сумел дать тебе ту счастливую жизнь, какой ты заслуживаешь, может быть, одна из тысяч людей. Но Бог дал мне счастье встретить тебя, этим оправдана и моя жизнь, и моя работа, – в общем, незаметная перед лицом моей любви. Благодаря тебе я был счастлив в этой земной жизни. И поверил в чудо...
Да святится имя твое, Танюша!»
@Лариса Бравицкая
ОНА - талантливая актриса театра Мейерхольда Таня АРБУЗОВА, жена известного драматурга, ей он посвятил одну из лучших своих пьес «Таня»;
ОН -знаменитый писатель ПАУСТОВСКИЙ.
Это была любовь вопреки здравому смыслу и трезвому расчету.
Впрочем, когда отношения строятся на расчете, разве это любовь?
Впервые они встретились еще до войны, в Ялте в канун Нового года.
Он ей совершенно не понравился «своей изолированностью и, как ей показалось, даже надменностью, чопорный, небольшого роста мужчина, застёгнутый на все пуговицы.»
Тогда она не знала, что таким его воспринимали все, и что это впечатление было обманчивым.
А он влюбился моментально в красавицу-блондинку с большими голубыми глазами, тонкими чертами лица, бледно-розовой кожей, длинноногую, с лёгкой летящей походкой, окруженную роем поклонников.
Для друзей она - бескорыстный, преданный товарищ, никогда не гналась за модой, никакого вещизма, при этом любое убогое жилище умудрялась превратить в красивое, уютное гнездо, была «щедра, гостеприимна, безудержна в поступках и пугающе вспыльчива».
Он посылал ей огромные букеты, при этом вел себя деликатно и благородно, но она по-прежнему его не замечала.
Все случилось в эвакуации, где он раскрылся пред нею невероятно сердечным, заботливым, искренне любящим, ничего не требующем взамен.
Вдохновленный любовью он написал свои лучшие лирические новеллы «Снег» и «Дождливый рассвет», День Победы они встречали в Москве уже вместе.
В обмен на свободу он оставил бывшей жене квартиру, дачу в Переделкине, долгое время жил с Татьяной, ее дочерью Галей и новорожденным сыном Алешей в 14-метровой комнате.
На разве это так важно, когда он был так счастлив и утопал в океане любви.
«Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь – чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю».
Она бросила актерство, посвятила себя семье, на протяжении почти двадцати лет совместной жизни преданно служила мужу, заботилась о его здоровье, создавала все условия для творчества, приобрела половину бревенчатой избы в Тарусе, соорудила беседку (летний кабинет), заложила сад, пристроила террасу и кабинет писателя.
«Танюша, моя радость, спасибо тебе за всё, за всё, – за то, что ты живёшь на свете со мной и возишься со мной. Я сразу заскучал и по тебе, и по Алёшке, и по Галке. <…>
Здесь, в отдалении, особенно ясно, как я люблю тебя и этого трогательного и необыкновенного маленького человека. В общем, мы счастливые, конечно.
Целую тебя, Тань-Тань. И Алёшку, и Галку, и всех.
Твой Костъка.»
Он написал «Повесть о жизни», а свою главную книгу «Золотая роза» посвятил ей, музе и «преданному другу Татьяне Алексеевне Паустовской».
После его смерти, она пережила смерть сына Алеши, он умер в 26 лет, посвятила себя увековечению памяти великого писателя.
Это благодаря ей возник мемориальный дом-музей, дому и могиле Паустовского на кладбище в Тарусе были присвоены статусы памятников истории и культуры, охраняемых государством, и до самой своей смерти бережно хранила мемориальную обстановку и архив писателя, завещая дочери завершить дело по созданию музея.
По завещанию матери, дом с полностью сохранившейся мемориальной обстановкой, дочь Галина передала в дар городу Москве.
«Золотое сердце моё, прелесть моя, я не сумел дать тебе ту счастливую жизнь, какой ты заслуживаешь, может быть, одна из тысяч людей. Но Бог дал мне счастье встретить тебя, этим оправдана и моя жизнь, и моя работа, – в общем, незаметная перед лицом моей любви. Благодаря тебе я был счастлив в этой земной жизни. И поверил в чудо...
Да святится имя твое, Танюша!»
@Лариса Бравицкая
120 ЛЕТ со дня смерти ЧЕХОВА и более ста лет как биографы и историки мучительно ищут ответ на вопрос:
Зачем Чехов отправился на Сахалин? Что заставило его, уже пять лет серьезно больного туберкулёзом и кашлявшего кровью, отправиться в рискованное путешествие на остров, совершив подвиг?
За год до поездки, в письме к Суворину, как бы в шутку, он пишет:
«Не жениться ли мне? Или не уехать ли врачом на пароходе Добровольного флота?».
Этот флот осуществлял регулярные рейсы между Одессой и Дальнем Востоком, доставлял ссыльных и каторжных на загадочный Сахалин, который только 15 лет как перешел в полное владение России.
На мой взгляд, 1-я причина - освещение каторжной истории загадочного острова.
2-я, более вероятная - внутренний, душевный кризис. Чехову 30, он - уездный доктор и знаменитый писатель. «Медицина - законная жена, литература-любовница», но обременённый многочисленной семьей и долгами, он не в состоянии сделать выбор между медициной и литературой.
Но есть и 3-я причина.
Ей 19, у нее пепельные локоны, серые глаза и красивое нежное имя - Лика.
Через 2 месяца Чехов объявляет о своем отъезде на Сахалин, где содержаться каторжане.
Его отговаривают, он стоит на своем: ему необходимо окунуться в самую гущу русской действительности…
Провожать Чехова на Ярославский вокзал приходит целая толпа родных, друзей, многочисленных поклонниц, «антоновок», и среди них Лика.
К ней он подходит последней, протягивает конверт, в котором фотография с надписью:
«Добрейшему созданию, от которого я бегу на Сахалин и которое оцарапало мне нос. P. S. Эта надпись ни к чему меня не обязывает».
Что это значит, Лика не понимает, но…она успела влюбиться в Чехова и решает его ждать.
81 день добирается он из Москвы на остров. Дорога была трудной, остров встретил неласково, началось погружение в повседневную жизнь ада. Чехов видит каторжан в кандалах, но такие на острове редкие. В большинстве своем каторжане свободно ходят по улицам, воры, убийцы, насильники, мошенники работают кучерами, сторожами, поварами, кухарками. Местные семьи спокойно оставляют своих детей на нянек-каторжанок.
«Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется и трахнет! <…> Или, бывало, рано утром, часа в четыре, просыпаешься от какого-то шороха, смотришь — к постели на цыпочках, чуть дыша, крадется каторжный. Что такое? Зачем? "Сапожки почистить, ваше высокоблагородие"».
Чехов встает каждый день в 5 утра,объезжает все поселения, заходит во все избы, переписывает около 10000 человек.
На Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, с которым он бы не разговаривал.
Во время переписи Чехов встречает и легендарную 45-летнюю Соньку Золотую Ручку. «Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. На руках у нее кандалы... Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке...»
Он посещает рудники, бараки, тюрьмы, принимает амбулаторных больных и каторжных в лазаретах, ужасается состоянию медицины: ни таза, ни ваты, ни зондов, ни порядочных ножниц, ни даже воды в достаточном количестве, больничные порядки отстали лет на 200.
Пробыв на «проклятом острове» три месяца и два дня, еще восемь месяцев он добирается обратно.
Дома он сразу садится за работу, пять лет пишет книгу «Остров Сахалин».
Книга производит в свете фурор. Общественность заговорила о Сахалине, было привлечено пристальное внимание правительства к участи каторжников и поселенцев.
Сахалин изменил и самого Чехова. После путешествия московская жизнь кажется ему мещанскою и скучною, отношения с Ликой сходят на нет.
И жить, и писать, как прежде, он уже не мог.
«Сахалин - это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен вольный и подневольный... Жалею, что я не сентиментален, а то я сказал бы, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть на Сахалин, как военные на Севастополь».
@Лариса Бравицкая
Зачем Чехов отправился на Сахалин? Что заставило его, уже пять лет серьезно больного туберкулёзом и кашлявшего кровью, отправиться в рискованное путешествие на остров, совершив подвиг?
За год до поездки, в письме к Суворину, как бы в шутку, он пишет:
«Не жениться ли мне? Или не уехать ли врачом на пароходе Добровольного флота?».
Этот флот осуществлял регулярные рейсы между Одессой и Дальнем Востоком, доставлял ссыльных и каторжных на загадочный Сахалин, который только 15 лет как перешел в полное владение России.
На мой взгляд, 1-я причина - освещение каторжной истории загадочного острова.
2-я, более вероятная - внутренний, душевный кризис. Чехову 30, он - уездный доктор и знаменитый писатель. «Медицина - законная жена, литература-любовница», но обременённый многочисленной семьей и долгами, он не в состоянии сделать выбор между медициной и литературой.
Но есть и 3-я причина.
Ей 19, у нее пепельные локоны, серые глаза и красивое нежное имя - Лика.
Через 2 месяца Чехов объявляет о своем отъезде на Сахалин, где содержаться каторжане.
Его отговаривают, он стоит на своем: ему необходимо окунуться в самую гущу русской действительности…
Провожать Чехова на Ярославский вокзал приходит целая толпа родных, друзей, многочисленных поклонниц, «антоновок», и среди них Лика.
К ней он подходит последней, протягивает конверт, в котором фотография с надписью:
«Добрейшему созданию, от которого я бегу на Сахалин и которое оцарапало мне нос. P. S. Эта надпись ни к чему меня не обязывает».
Что это значит, Лика не понимает, но…она успела влюбиться в Чехова и решает его ждать.
81 день добирается он из Москвы на остров. Дорога была трудной, остров встретил неласково, началось погружение в повседневную жизнь ада. Чехов видит каторжан в кандалах, но такие на острове редкие. В большинстве своем каторжане свободно ходят по улицам, воры, убийцы, насильники, мошенники работают кучерами, сторожами, поварами, кухарками. Местные семьи спокойно оставляют своих детей на нянек-каторжанок.
«Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется и трахнет! <…> Или, бывало, рано утром, часа в четыре, просыпаешься от какого-то шороха, смотришь — к постели на цыпочках, чуть дыша, крадется каторжный. Что такое? Зачем? "Сапожки почистить, ваше высокоблагородие"».
Чехов встает каждый день в 5 утра,объезжает все поселения, заходит во все избы, переписывает около 10000 человек.
На Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, с которым он бы не разговаривал.
Во время переписи Чехов встречает и легендарную 45-летнюю Соньку Золотую Ручку. «Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. На руках у нее кандалы... Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке...»
Он посещает рудники, бараки, тюрьмы, принимает амбулаторных больных и каторжных в лазаретах, ужасается состоянию медицины: ни таза, ни ваты, ни зондов, ни порядочных ножниц, ни даже воды в достаточном количестве, больничные порядки отстали лет на 200.
Пробыв на «проклятом острове» три месяца и два дня, еще восемь месяцев он добирается обратно.
Дома он сразу садится за работу, пять лет пишет книгу «Остров Сахалин».
Книга производит в свете фурор. Общественность заговорила о Сахалине, было привлечено пристальное внимание правительства к участи каторжников и поселенцев.
Сахалин изменил и самого Чехова. После путешествия московская жизнь кажется ему мещанскою и скучною, отношения с Ликой сходят на нет.
И жить, и писать, как прежде, он уже не мог.
«Сахалин - это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен вольный и подневольный... Жалею, что я не сентиментален, а то я сказал бы, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрьмоведы должны глядеть на Сахалин, как военные на Севастополь».
@Лариса Бравицкая
Telegram
Лариса Бравицкая
ЗА 44 ГОДА, что было отпущено Антону Павловичу ЧЕХОВУ, он успел написать около 1000 выдающихся произведений и стать всемирно известным писателем.
Но быть писателем - означает еще и нравственный долг по отношению к окружающим, писал Чехов и подтверждал эту…
Но быть писателем - означает еще и нравственный долг по отношению к окружающим, писал Чехов и подтверждал эту…
70 ЛЕТ НАЗАД, в румынской тюремной больнице скончался выдающийся певец Петр ЛЕЩЕНКО.
Он свободно говорил на русском, украинском, немецком, румынском и французском языках, записал свыше 180 граммофонных пластинок. Шаляпин восторгался его мелодичным, душевным исполнением романсов.
Родился в Одесской губернии, с раннего детства пел в церковном хоре, после мутации голоса почти 15 лет танцевал.
В Первую Мировую воевал в Донском казачьем полку, был ранен, революцию застал в госпитале, за это время Бессарабия отошла Румынии, из госпиталя он выписывается уже румынским подданным и начинаются его скитания.
Кем он только не работал: токарем, псаломщиком, регентом церковного хора, пел в Кишиневской опере, танцевал в Бухарестском театре и в кинотеатрах, затем, во Франции учился в лучшей балетной школе, где знакомится с будущей женой Жени (Зинаида) Закитт, латышкой из Риги. Их танцевальный дуэт в мировом гастрольном турне имеет бешеный успех, затем, они едут в Ригу, где он знакомится с композитором Оскаром Строком. Танго «Ах эти чёрные глаза…», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия», романс «Спи, моё бедное сердце» были написаны специально для Лещенко.
Ему предлагают на 10 дней поехать в Берлин для записи песен на студии, также заключает контракт и с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia», где записывает около 80 песен.
Пластинки певца издаются на четырех континентах, во всех странах, кроме СССР.
Лещенко с семьей решает осесть в Бухаресте, открывает ресторан «Лещенко», где с успехом выступает с женой и двумя младшими сестрами.
С началом войны, всеми правдами и неправдами пытается уклониться от службы в румынской армии и продолжает концертировать.
Однажды, получает предложение от директора Одесского оперного театра выступить, но отказывается - город оккупирован румынами и немцами. Директор бьет по «больному месту» артиста: «билеты раскуплены, публика ждет»….
Эта поездка для Лещенко станет судьбоносной. В Одессе он знакомится с 19-летней студенткой консерватории Верочкой Белоусовой, увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.
После входа сов.войск в Бухарест он с Верочкой дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. На одном из выступлений, после исполнения песен «Я тоскую по родине» и «Надя-Надечка» Маршал Жуков встал со своего места и первым горячо зааплодировал «королю танго».
После войны Лещенко решает вернуться на Родину, пишет письма Сталину, есть сведения, что Вождь отреагировал так же, как и на обращение Вертинского: «Пусть едет и поет…»
Но тут всплывает интересная версия:
Когда еще в 1944-м Лещенко хотели арестовать как «обслуживающего фашистов », за него неожиданно вступился генерал-майор КГБ Наум Эйтингон и сообщил, что 10 лет назад успешно его завербовал.
Но…в 1951-м органы госбезопасности Румынии по наводке КГБ произвели
арест Лещенко во время антракта его очередного концерта. В этот же самый день, десятью часами ранее, был арестован Эйтингон…
На допросах от Лещенко требовали дать показания на Эйтингона как на одного из участников сионистского заговора в МГБ, но Лещенко свидетельствовал об успешном сотрудничестве Эйтингона с ним в Бухаресте. Вот тогда ему и припомнили и концерт в оперном театре Одессы, и студийные записи в Германии.
Арестовали и Верочку, ей предъявили обвинение в измене Родине (брак с иностранцем) и приговорили к смертной казни.
Через год им разрешают одно свидание.
«Исхудавший, в чужих рубашке и брюках...глаза красные, припухшие…-вспоминала Вера.- Он стоял от меня в четырёх метрах за колючей проволокой худой и замученный с почерневшими от пыток руками. Последние его слова были: „Перед Богом клянусь - я ни в чём не виноват“».
Больше они не виделись.
Смертную казнь Вере заменили на 25 лет лагерей, позднее срок сократили до 5 лет, а потом и вовсе освободили из-под стражи.
Лещенко три года переводили из одной тюрьмы в другую, в результате, он попал в тюремную больницу, где и скончался в возрасте 56 лет. Точное место захоронения неизвестно, материалы по делу великолепного певца до сих пор закрыты.
@Лариса Бравицкая
Он свободно говорил на русском, украинском, немецком, румынском и французском языках, записал свыше 180 граммофонных пластинок. Шаляпин восторгался его мелодичным, душевным исполнением романсов.
Родился в Одесской губернии, с раннего детства пел в церковном хоре, после мутации голоса почти 15 лет танцевал.
В Первую Мировую воевал в Донском казачьем полку, был ранен, революцию застал в госпитале, за это время Бессарабия отошла Румынии, из госпиталя он выписывается уже румынским подданным и начинаются его скитания.
Кем он только не работал: токарем, псаломщиком, регентом церковного хора, пел в Кишиневской опере, танцевал в Бухарестском театре и в кинотеатрах, затем, во Франции учился в лучшей балетной школе, где знакомится с будущей женой Жени (Зинаида) Закитт, латышкой из Риги. Их танцевальный дуэт в мировом гастрольном турне имеет бешеный успех, затем, они едут в Ригу, где он знакомится с композитором Оскаром Строком. Танго «Ах эти чёрные глаза…», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия», романс «Спи, моё бедное сердце» были написаны специально для Лещенко.
Ему предлагают на 10 дней поехать в Берлин для записи песен на студии, также заключает контракт и с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia», где записывает около 80 песен.
Пластинки певца издаются на четырех континентах, во всех странах, кроме СССР.
Лещенко с семьей решает осесть в Бухаресте, открывает ресторан «Лещенко», где с успехом выступает с женой и двумя младшими сестрами.
С началом войны, всеми правдами и неправдами пытается уклониться от службы в румынской армии и продолжает концертировать.
Однажды, получает предложение от директора Одесского оперного театра выступить, но отказывается - город оккупирован румынами и немцами. Директор бьет по «больному месту» артиста: «билеты раскуплены, публика ждет»….
Эта поездка для Лещенко станет судьбоносной. В Одессе он знакомится с 19-летней студенткой консерватории Верочкой Белоусовой, увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.
После входа сов.войск в Бухарест он с Верочкой дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. На одном из выступлений, после исполнения песен «Я тоскую по родине» и «Надя-Надечка» Маршал Жуков встал со своего места и первым горячо зааплодировал «королю танго».
После войны Лещенко решает вернуться на Родину, пишет письма Сталину, есть сведения, что Вождь отреагировал так же, как и на обращение Вертинского: «Пусть едет и поет…»
Но тут всплывает интересная версия:
Когда еще в 1944-м Лещенко хотели арестовать как «обслуживающего фашистов », за него неожиданно вступился генерал-майор КГБ Наум Эйтингон и сообщил, что 10 лет назад успешно его завербовал.
Но…в 1951-м органы госбезопасности Румынии по наводке КГБ произвели
арест Лещенко во время антракта его очередного концерта. В этот же самый день, десятью часами ранее, был арестован Эйтингон…
На допросах от Лещенко требовали дать показания на Эйтингона как на одного из участников сионистского заговора в МГБ, но Лещенко свидетельствовал об успешном сотрудничестве Эйтингона с ним в Бухаресте. Вот тогда ему и припомнили и концерт в оперном театре Одессы, и студийные записи в Германии.
Арестовали и Верочку, ей предъявили обвинение в измене Родине (брак с иностранцем) и приговорили к смертной казни.
Через год им разрешают одно свидание.
«Исхудавший, в чужих рубашке и брюках...глаза красные, припухшие…-вспоминала Вера.- Он стоял от меня в четырёх метрах за колючей проволокой худой и замученный с почерневшими от пыток руками. Последние его слова были: „Перед Богом клянусь - я ни в чём не виноват“».
Больше они не виделись.
Смертную казнь Вере заменили на 25 лет лагерей, позднее срок сократили до 5 лет, а потом и вовсе освободили из-под стражи.
Лещенко три года переводили из одной тюрьмы в другую, в результате, он попал в тюремную больницу, где и скончался в возрасте 56 лет. Точное место захоронения неизвестно, материалы по делу великолепного певца до сих пор закрыты.
@Лариса Бравицкая
ПЕТР ЛЕЩЕНКО…
Судьба человека и судьба страны в разломе эпох…
Что я могу еще добавить….
пожалуй, мою любимую «Синюю рапсодию»…
https://youtu.be/27AD20TAdC0?feature=shared
@Лариса Бравицкая
Судьба человека и судьба страны в разломе эпох…
Что я могу еще добавить….
пожалуй, мою любимую «Синюю рапсодию»…
https://youtu.be/27AD20TAdC0?feature=shared
@Лариса Бравицкая
YouTube
Синяя рапсодия
Provided to YouTube by MusicRT
Синяя рапсодия · Пётр Лещенко
Золотая коллекция
℗ MusicRT
Released on: 2017-05-23
Composer: О. Строк
Lyricist: Н. Лабковский
Auto-generated by YouTube.
Синяя рапсодия · Пётр Лещенко
Золотая коллекция
℗ MusicRT
Released on: 2017-05-23
Composer: О. Строк
Lyricist: Н. Лабковский
Auto-generated by YouTube.
Арх. ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ в брюссельском Храме, 1962 г.:
«Святая Церковь завтра прославляет св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-Мученика и иже с Ним убиенных.
В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках. Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме одного, в котором находился Царь со своей Семьей.
Так в день преп.Андрея Критского был спасен Наследник, а впоследствии Государь Николай Александрович и также в день св. Андрея Критского Государь был убит безбожниками и изменниками, умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ.
Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво,разрешали свои недоразумения мирным путем и по его личному почину была созвана Гаагская конференция. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение. Иоанна III, Иоанна Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский – он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном – в набожности.
Он начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Говорят, что он был доверчив. Но великий Отец Церкви св.Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.
Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились и начала охладевать любовь к Царю. Расчетливая злоба отделила Россию от своего Царя и в страшную минуту во Пскове он остался один. Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест и дальнейшие события были неизбежны. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом...
Под сводом Екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания.
Весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших».
Сегодня день скорби и покаяния.
«Святая Церковь завтра прославляет св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-Мученика и иже с Ним убиенных.
В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках. Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме одного, в котором находился Царь со своей Семьей.
Так в день преп.Андрея Критского был спасен Наследник, а впоследствии Государь Николай Александрович и также в день св. Андрея Критского Государь был убит безбожниками и изменниками, умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ.
Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво,разрешали свои недоразумения мирным путем и по его личному почину была созвана Гаагская конференция. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение. Иоанна III, Иоанна Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский – он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном – в набожности.
Он начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Говорят, что он был доверчив. Но великий Отец Церкви св.Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.
Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились и начала охладевать любовь к Царю. Расчетливая злоба отделила Россию от своего Царя и в страшную минуту во Пскове он остался один. Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест и дальнейшие события были неизбежны. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом...
Под сводом Екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания.
Весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших».
Сегодня день скорби и покаяния.
Почему Господь, спасши Царя в день Андрея Мученика, не спас его в день Андрея – учителя покаяния? Господь мог чудесно его спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин. Государь принял мученический венец.
Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Будем молиться и просить у Господа глубокого слезного покаяния и прощения для себя и для всего русского народа. Аминь.»
Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Будем молиться и просить у Господа глубокого слезного покаяния и прощения для себя и для всего русского народа. Аминь.»
Себе я не молю ни мира, ни блаженства –
Что бедный мой удел пред честью всей страны!
Я для нее хочу святого совершенства,
Покоя светлого и мощной тишины.
Автор этих строк 18-летний Кн.Владимир ПАЛЕЙ - сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс (первая жена умерла в родах).
Отношение к семье и браку у Царя было строгим, и его родной дядя оправился в изгнание, но всем сердцем рвался на Родину.
Владимиру было 11, когда семье было дозволено вернуться и именно в России открылся его поэтический дар.
С началом Первой Мировой 17-летний пылкий юноша, преисполненный патриотических чувств и горячей любви к России, отправился на передовую.
Несмотря на высокое происхождение, ему не было никаких поблажек.
Ходил в опасные разведки, вместе с солдатами в окопах делил лишения и тяготы войны.
За храбрость награжден военным орденом Анны 4-ой ст. и званием поручика, его очень любили солдаты, однополчане.
Революция застала его, тяжелобольного, в Царском Селе. Весной 1918-го был арестован.
Он не был носителем фамилии Романовых и вполне мог покинуть Россию как Палей.
На допросах Урицкий и предложил ему «самую малость»: отречься от отца, а взамен гарантировал жизнь.
Предательство для благородного юноши было недопустимо ни в каком виде, он категорически отвергает это «предложение» и тем самым подписывает себе смертный приговор.
«Все, что раньше меня интересовало: эти блестящие балеты, эта декадентская живопись, эта новая музыка, - всё кажется мне теперь пошлым и безвкусным. Ищу правды, подлинной правды, света и добра»(из последнего письма матери)
В ночь на 18 июля 1918 г. Владимир Палей был зверски убит большевиками.
Вместе с Ним погибли:
Вел.Княгиня Елизавета Федоровна
Великий Князь Сергей Михайлович
Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами веля князя Сергея Михайловича
Сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
Вел.Князья Константиновичи–трое сыновей Великого Князя Константина Романова (поэт КР):
Иоанн, 32 года
Константин мл, 27 лет
Игорь 24 года
Их живыми сбросили в шахту недалеко от Алапаевска и забросали сверху гранатами.
Владимир так и не узнал, что его отец Павел Александрович, последний сын Царя-Освободителя, был расстрелян в 1919 г. А ведь у него была возможность побега, но он, боевой генерал, отказался от свободы ради чести так же, как это сделал его сын, не отрекшийся от отца.
Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня...
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой.
Владимир Павлович ПАЛЕЙ
Поэт. Воин. Мученик. Святой.
9 января 1897-18 июля 1918
(21 год)
@Лариса Бравицкая
Что бедный мой удел пред честью всей страны!
Я для нее хочу святого совершенства,
Покоя светлого и мощной тишины.
Автор этих строк 18-летний Кн.Владимир ПАЛЕЙ - сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс (первая жена умерла в родах).
Отношение к семье и браку у Царя было строгим, и его родной дядя оправился в изгнание, но всем сердцем рвался на Родину.
Владимиру было 11, когда семье было дозволено вернуться и именно в России открылся его поэтический дар.
С началом Первой Мировой 17-летний пылкий юноша, преисполненный патриотических чувств и горячей любви к России, отправился на передовую.
Несмотря на высокое происхождение, ему не было никаких поблажек.
Ходил в опасные разведки, вместе с солдатами в окопах делил лишения и тяготы войны.
За храбрость награжден военным орденом Анны 4-ой ст. и званием поручика, его очень любили солдаты, однополчане.
Революция застала его, тяжелобольного, в Царском Селе. Весной 1918-го был арестован.
Он не был носителем фамилии Романовых и вполне мог покинуть Россию как Палей.
На допросах Урицкий и предложил ему «самую малость»: отречься от отца, а взамен гарантировал жизнь.
Предательство для благородного юноши было недопустимо ни в каком виде, он категорически отвергает это «предложение» и тем самым подписывает себе смертный приговор.
«Все, что раньше меня интересовало: эти блестящие балеты, эта декадентская живопись, эта новая музыка, - всё кажется мне теперь пошлым и безвкусным. Ищу правды, подлинной правды, света и добра»(из последнего письма матери)
В ночь на 18 июля 1918 г. Владимир Палей был зверски убит большевиками.
Вместе с Ним погибли:
Вел.Княгиня Елизавета Федоровна
Великий Князь Сергей Михайлович
Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами веля князя Сергея Михайловича
Сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
Вел.Князья Константиновичи–трое сыновей Великого Князя Константина Романова (поэт КР):
Иоанн, 32 года
Константин мл, 27 лет
Игорь 24 года
Их живыми сбросили в шахту недалеко от Алапаевска и забросали сверху гранатами.
Владимир так и не узнал, что его отец Павел Александрович, последний сын Царя-Освободителя, был расстрелян в 1919 г. А ведь у него была возможность побега, но он, боевой генерал, отказался от свободы ради чести так же, как это сделал его сын, не отрекшийся от отца.
Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня...
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой.
Владимир Павлович ПАЛЕЙ
Поэт. Воин. Мученик. Святой.
9 января 1897-18 июля 1918
(21 год)
@Лариса Бравицкая
17 ИЮЛЯ 1944 года, в 11 часов утра в Москве прошел знаменитый «МАРШ ПОБЕЖДЕННЫХ» из захваченных военнопленных войсками Красной Армии 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов.
Эта операция еще носила название «Большой вальс».
Более 120 тысяч москвичей и гостей столицы, среди которых иностранные корреспонденты, могли наблюдать за тем, как под конвоем военных и бойцов войск НКВД по московским улицам и Садовому кольцу идут почти 58 тыс. немцев, в их числе 1227 офицеров всех рангов, из них 19 генералов.
Накануне пленных усиленно кормили кашей и хлебом с салом, обеспечили достаточным количеством воды, которую привезли в двадцати пожарных цистернах.
Они должны были предстать перед глазами москвичей в том виде, в котором их захватили советские солдаты, поэтому никому из них не выдали трофейную форму, сделав исключение только для высших офицеров, которые должны были возглавить колонну.
По условиям сдачи им сохранили полный мундир и даже награды.
Всего в результате операции «Багратион» в плен был взят 21 немецкий генерал.
Немцам не сказали, зачем их везут в Москву, и они решили, что их будут показательно расстреливать.
Первые минуты шествие шло молча, в звенящей тишине раздавалось лишь шарканье ног по асфальту да тяжелое взволнованное дыхание. Потом, стали раздаваться одиночные возгласы: «Смерть Гитлеру!», «Чтоб вы сдохли!»…Но в основном, молчали.
Моя бабушка среди других москвичей наблюдала за этим «парадом», потом рассказывала, что многие немцы оставляли после себя следы диареи, возникшей после усиленного пайка.
Следом за колонной пленных ехали поливальные машины, которых в Москве не видели с начала войны, и смывали следы «парада побежденных». В этом был не только гигиенический смысл, но и символ: с московских мостовых смывали фашизм…
– Была ли к ним ненависть? - спросила я бабушку.
– Почему-то ненависти не было…- ответила она. - Сама себе тогда удивилась. Пока шла на этот парад, внутри все кипело, думала, убью, разорву гадов собственными руками, но когда увидела их, жалких, раздавленных, гадящих под себя….ненависть вдруг куда-то испарилась и сменилась на презрение. Презрение и, знаешь…пожалуй, что и жалость. Жалкие они были, эти «завоеватели». Я оглянулась и заметила, что похожие чувства испытываю не одна я. Вот такая она, наша уникальная русская душа….способная жалеть даже презираемого заклятого врага.
Посмотрите хроникальные кадры, вглядитесь в лица наших людей - победивших фашизм, и лица побежденного врага.
https://youtu.be/Nzhgm3IQY84?feature=shared
@Лариса Бравицкая
Эта операция еще носила название «Большой вальс».
Более 120 тысяч москвичей и гостей столицы, среди которых иностранные корреспонденты, могли наблюдать за тем, как под конвоем военных и бойцов войск НКВД по московским улицам и Садовому кольцу идут почти 58 тыс. немцев, в их числе 1227 офицеров всех рангов, из них 19 генералов.
Накануне пленных усиленно кормили кашей и хлебом с салом, обеспечили достаточным количеством воды, которую привезли в двадцати пожарных цистернах.
Они должны были предстать перед глазами москвичей в том виде, в котором их захватили советские солдаты, поэтому никому из них не выдали трофейную форму, сделав исключение только для высших офицеров, которые должны были возглавить колонну.
По условиям сдачи им сохранили полный мундир и даже награды.
Всего в результате операции «Багратион» в плен был взят 21 немецкий генерал.
Немцам не сказали, зачем их везут в Москву, и они решили, что их будут показательно расстреливать.
Первые минуты шествие шло молча, в звенящей тишине раздавалось лишь шарканье ног по асфальту да тяжелое взволнованное дыхание. Потом, стали раздаваться одиночные возгласы: «Смерть Гитлеру!», «Чтоб вы сдохли!»…Но в основном, молчали.
Моя бабушка среди других москвичей наблюдала за этим «парадом», потом рассказывала, что многие немцы оставляли после себя следы диареи, возникшей после усиленного пайка.
Следом за колонной пленных ехали поливальные машины, которых в Москве не видели с начала войны, и смывали следы «парада побежденных». В этом был не только гигиенический смысл, но и символ: с московских мостовых смывали фашизм…
– Была ли к ним ненависть? - спросила я бабушку.
– Почему-то ненависти не было…- ответила она. - Сама себе тогда удивилась. Пока шла на этот парад, внутри все кипело, думала, убью, разорву гадов собственными руками, но когда увидела их, жалких, раздавленных, гадящих под себя….ненависть вдруг куда-то испарилась и сменилась на презрение. Презрение и, знаешь…пожалуй, что и жалость. Жалкие они были, эти «завоеватели». Я оглянулась и заметила, что похожие чувства испытываю не одна я. Вот такая она, наша уникальная русская душа….способная жалеть даже презираемого заклятого врага.
Посмотрите хроникальные кадры, вглядитесь в лица наших людей - победивших фашизм, и лица побежденного врага.
https://youtu.be/Nzhgm3IQY84?feature=shared
@Лариса Бравицкая
YouTube
Парад побежденных
Утром 17 июля 1944 года 57 000 пленных фашистов прошли колонной по центру Москвы. Люди выходили на улицы, чтобы своими глазами увидеть тех, кто отнял у них детей, мужей, отцов. Основная масса пленных была из группы армий «Центр», которую разгромила Красная…
100 лет Татьяне ЛИОЗНОВОЙ, «железной леди советского кино»,самому успешному режиссеру.
Она сняла всего девять картин – «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Рано утром», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», «Конец света с последующим симпозиумом», – большая часть из которых стали культовыми.
Итак, 9 шедевров, созданные за невероятно короткие сроки, она снимала быстро, одной камерой, ее так и называли - «стремительный» режиссер, с
железным характером, который сформировала война. Она потеряла на фронте отца и трех дядей.
Поступила в Авиационный, потом, во ВГИК на курс Герасимова и Макаровой.
После ВГИКа устроилась на студию Горького, откуда ее уволили, год она проработала швеей, обшивала знакомых, шила на продажу, вязала свитера. Через год вернулась на киностудию, устроилась ассистентом по реквизиту и только через 9 лет после ВГИКа ей доверили первый самостоятельный фильм – «Память сердца».
Думаю, благодаря такой закалке, невероятной силе воли, внутреннему стержню, внешне хрупкая, маленького роста женщина смогла снять такой мощный, абсолютно мужской фильм «17 мгновений весны».
Когда картина вышла, в городах замирала жизнь, все бежали по домам, прилипали к телеэкранам и с нетерпением ждали выхода следующих серий. Двенадцать мешков писем получила она от зрителей и прочитала их все, до единого.
40 лет фильм не сходил с экранов, фразы растащили на цитаты, о героях сложили анекдоты. Вот так надо снимать сериалы, а не вот это вот всё…
До этого великого фильма, она сотворила кино-шедевр «Три тополя на Плющихе», где восхитительно-совершенно абсолютно все:
сценарий, режиссер, оператор, композитор, художник, актеры.
А ведь по современным меркам фильм, по мнению прокатчиков, провальный, ни тебе жгучих поцелуев, ни постельных сцен.
Однако и сегодня, спустя 56 лет, пронзительная история любви Нюры и Саши, любви, которая не сложилась, смотрится на одном дыхании, со слезами на глазах.
Любила ли она сама?
Ее любили Константин Симонов, Станислав Ростоцкий, летчик, Герой Советского Союза Василий Колошенко, боготворил Арчил Гомиашвили, но не смог простить, что роль Штирлица досталась не ему.
А она…занималась подлинным искусством, мучительным и таким желанным творчеством, да и замужем она была за кинематографом, отдавая ему всю себя, без остатка, ничего не требуя взамен. Для нее были важны не количество снятых картин и заработанные деньги, а качество, художественная ценность и ее собственная совесть.
Последняя картина «Конец света с последующим симпозиумом» появился в 1986-м, когда начался стремительный процесс развала страны, духовные ценности резко сменились на материальные и все, что было дорого и свято, что являлось смыслом жизни и творчества полетело в тартарары.
Великая режиссер доживала свой век в безденежье, все, что она смогла накопить за жизнь - это коллекция гжели да скромная квартира.
И все же, на излете жизни, Господь даровал ей любовь.
В последние годы рядом с ней была Люда, родная мать девушки умерла, всю нерастраченную материнскую любовь Татьяна Михайловна излила на девушку, «материнская любовь других сильней», - говорила она. Люду она называла родной дочкой, а та, в ответ, мамулечкой и любила ее всем сердцем.
Искусство жестоко. Оно требует от художника полного отречения, повиновения и бескорыстного ему служения, перемалывает до хруста. Как говорил великий Щепкин: «Священнодействуй или убирайся вон!»
Однако в истории Мировой культуры, ее Золотом Фонде остаются творения и имена только таких бескорыстных художников, посвятивших свою жизнь искусству.
Нынче век ремесленников от искусства, коих имеем в избытке, а вот художников, таких, как Татьяна Лиознова…всего 9 картин… и вся жизнь.
@Лариса Бравицкая
Она сняла всего девять картин – «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Рано утром», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», «Конец света с последующим симпозиумом», – большая часть из которых стали культовыми.
Итак, 9 шедевров, созданные за невероятно короткие сроки, она снимала быстро, одной камерой, ее так и называли - «стремительный» режиссер, с
железным характером, который сформировала война. Она потеряла на фронте отца и трех дядей.
Поступила в Авиационный, потом, во ВГИК на курс Герасимова и Макаровой.
После ВГИКа устроилась на студию Горького, откуда ее уволили, год она проработала швеей, обшивала знакомых, шила на продажу, вязала свитера. Через год вернулась на киностудию, устроилась ассистентом по реквизиту и только через 9 лет после ВГИКа ей доверили первый самостоятельный фильм – «Память сердца».
Думаю, благодаря такой закалке, невероятной силе воли, внутреннему стержню, внешне хрупкая, маленького роста женщина смогла снять такой мощный, абсолютно мужской фильм «17 мгновений весны».
Когда картина вышла, в городах замирала жизнь, все бежали по домам, прилипали к телеэкранам и с нетерпением ждали выхода следующих серий. Двенадцать мешков писем получила она от зрителей и прочитала их все, до единого.
40 лет фильм не сходил с экранов, фразы растащили на цитаты, о героях сложили анекдоты. Вот так надо снимать сериалы, а не вот это вот всё…
До этого великого фильма, она сотворила кино-шедевр «Три тополя на Плющихе», где восхитительно-совершенно абсолютно все:
сценарий, режиссер, оператор, композитор, художник, актеры.
А ведь по современным меркам фильм, по мнению прокатчиков, провальный, ни тебе жгучих поцелуев, ни постельных сцен.
Однако и сегодня, спустя 56 лет, пронзительная история любви Нюры и Саши, любви, которая не сложилась, смотрится на одном дыхании, со слезами на глазах.
Любила ли она сама?
Ее любили Константин Симонов, Станислав Ростоцкий, летчик, Герой Советского Союза Василий Колошенко, боготворил Арчил Гомиашвили, но не смог простить, что роль Штирлица досталась не ему.
А она…занималась подлинным искусством, мучительным и таким желанным творчеством, да и замужем она была за кинематографом, отдавая ему всю себя, без остатка, ничего не требуя взамен. Для нее были важны не количество снятых картин и заработанные деньги, а качество, художественная ценность и ее собственная совесть.
Последняя картина «Конец света с последующим симпозиумом» появился в 1986-м, когда начался стремительный процесс развала страны, духовные ценности резко сменились на материальные и все, что было дорого и свято, что являлось смыслом жизни и творчества полетело в тартарары.
Великая режиссер доживала свой век в безденежье, все, что она смогла накопить за жизнь - это коллекция гжели да скромная квартира.
И все же, на излете жизни, Господь даровал ей любовь.
В последние годы рядом с ней была Люда, родная мать девушки умерла, всю нерастраченную материнскую любовь Татьяна Михайловна излила на девушку, «материнская любовь других сильней», - говорила она. Люду она называла родной дочкой, а та, в ответ, мамулечкой и любила ее всем сердцем.
Искусство жестоко. Оно требует от художника полного отречения, повиновения и бескорыстного ему служения, перемалывает до хруста. Как говорил великий Щепкин: «Священнодействуй или убирайся вон!»
Однако в истории Мировой культуры, ее Золотом Фонде остаются творения и имена только таких бескорыстных художников, посвятивших свою жизнь искусству.
Нынче век ремесленников от искусства, коих имеем в избытке, а вот художников, таких, как Татьяна Лиознова…всего 9 картин… и вся жизнь.
@Лариса Бравицкая
ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ СВЯТОЙ равноапостольной княгини ОЛЬГИ, великой княгини Киевской, одной из немногочисленных
правителей женщин в истории России, внесший огромный вклад в укрепление мощи древнерусского государства.
В «Повести Временных Лет», самой ранней древнерусской летописи говорится, что родом Ольга была из Пскова, из незнатной семьи, женой князя Игоря стала случайно: на переправе князь заметил, что перевозчик – юная девушка, переодетая в мужскую одежду и тотчас разгорелся желанием, но Ольга пригрозила, что бросится в воду, если тот попытается взять её силой.
Игорь был настолько очарован её красотой и неприступностью, что взял Ольгу в жены.
Свой след в истории Ольга оставила после смерти Игоря, погибшего от рук древлян, возмущенных постоянными поборами.
Историю о жестокой мести, которую она учинила над древлянами за убитого мужа, знают все. Но здесь важно помнить, что тогда Ольга была еще язычницей. Известно, насколько крещение может кардинально изменить человека, мы это и по себе знаем, как меняется наша жизнь после того как с верой проходим через таинство крещения и возрождаемся к новой жизни.
Ольга направляется в Византию. В Константинополе ее радушно встречает император Константин Багрянородный и тут же предлагает выйти за него замуж. Ольга отказывается, мол, не подобает христианину жениться на язычнице.
Тогда Константин и патриарх Феофилакт, высочайшие лица Византийской империи, крестят её в храме Святой Софии, а затем, император повторяет своё предложение, но Ольга вновь отказывается, ведь теперь она приходится ему крестной дочерью.
Константин поражен ее умом и находчивостью, щедро одаривает и отпускает домой.
Так Ольга первой из русских правителей принимает крещение и получает имя Елены – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина, имя Ольга оставалось пока еще языческим.
Ольга (Елена) возвращается из Византии домой, с собой везет священные книги, православных священников и начинает проповедовать на Руси христианство.
В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой»
Благодаря ей в том же Киеве, еще до Крещения Руси, возникло немало православных церквей, впервые появились каменные храмы, где священники совершали Литургию, звучала христианская молитва – первая на Русской земле.
Сильная личность, умелый политик, умная, мудрая, она фактически оставалась правителем Руси вплоть до своей смерти, пока ее сын великий князь Святослав находился в постоянных военных походах.
Русь православной стала в том числе и благодаря огромному влиянию княгини Ольги, ее искренним молитвам о просвещении Руси светом Христовой веры.
Умерла Ольга в Киеве 24 июля 969 г., канонизирована в 1547 г.
Интересно, что в чине равноапостольных, помимо княгини Ольги, прославлено всего 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина.
Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».
М.Нестеров. Св.Ольга, роспись верхнего южного придела Владимирского собора в Киеве (1893 г)
@Лариса Бравицкая
правителей женщин в истории России, внесший огромный вклад в укрепление мощи древнерусского государства.
В «Повести Временных Лет», самой ранней древнерусской летописи говорится, что родом Ольга была из Пскова, из незнатной семьи, женой князя Игоря стала случайно: на переправе князь заметил, что перевозчик – юная девушка, переодетая в мужскую одежду и тотчас разгорелся желанием, но Ольга пригрозила, что бросится в воду, если тот попытается взять её силой.
Игорь был настолько очарован её красотой и неприступностью, что взял Ольгу в жены.
Свой след в истории Ольга оставила после смерти Игоря, погибшего от рук древлян, возмущенных постоянными поборами.
Историю о жестокой мести, которую она учинила над древлянами за убитого мужа, знают все. Но здесь важно помнить, что тогда Ольга была еще язычницей. Известно, насколько крещение может кардинально изменить человека, мы это и по себе знаем, как меняется наша жизнь после того как с верой проходим через таинство крещения и возрождаемся к новой жизни.
Ольга направляется в Византию. В Константинополе ее радушно встречает император Константин Багрянородный и тут же предлагает выйти за него замуж. Ольга отказывается, мол, не подобает христианину жениться на язычнице.
Тогда Константин и патриарх Феофилакт, высочайшие лица Византийской империи, крестят её в храме Святой Софии, а затем, император повторяет своё предложение, но Ольга вновь отказывается, ведь теперь она приходится ему крестной дочерью.
Константин поражен ее умом и находчивостью, щедро одаривает и отпускает домой.
Так Ольга первой из русских правителей принимает крещение и получает имя Елены – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина, имя Ольга оставалось пока еще языческим.
Ольга (Елена) возвращается из Византии домой, с собой везет священные книги, православных священников и начинает проповедовать на Руси христианство.
В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой»
Благодаря ей в том же Киеве, еще до Крещения Руси, возникло немало православных церквей, впервые появились каменные храмы, где священники совершали Литургию, звучала христианская молитва – первая на Русской земле.
Сильная личность, умелый политик, умная, мудрая, она фактически оставалась правителем Руси вплоть до своей смерти, пока ее сын великий князь Святослав находился в постоянных военных походах.
Русь православной стала в том числе и благодаря огромному влиянию княгини Ольги, ее искренним молитвам о просвещении Руси светом Христовой веры.
Умерла Ольга в Киеве 24 июля 969 г., канонизирована в 1547 г.
Интересно, что в чине равноапостольных, помимо княгини Ольги, прославлено всего 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина.
Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».
М.Нестеров. Св.Ольга, роспись верхнего южного придела Владимирского собора в Киеве (1893 г)
@Лариса Бравицкая
ОДИН из самых известных памятников святой равноапостольной княгине ОЛЬГЕ находится в Киеве, скульптор Иван Кавалеридзе.
В центре скульптурной композиции княгиня Ольга, по правую руку апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.
По задумке, этот памятник должен быть центром величественного проекта, от которого формируется целая аллея, от Софийской до Михайловской площадей.
Было время, когда по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. А как иначе? Киев - мать городов русских. Вспомним, как эти слова звучат в летописи: «И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: “Се буди мати городом русскымъ”. И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью».
Иными словами, князь Олег провозглашает Киев не просто столицей Руси, но центром всего богоспасаемого мира.
Государь Николай II проект одобряет и выделяет на строительство личных 10 000 рублей.
Памятник открывают в 1911 году, на постаменте устанавливают две таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».
Правда, открывают памятник без особых пышных торжеств и помпы, в это время в больнице умирал Петр Столыпин.
После революции, а точнее в 1919 году, княгиню Ольгу сбрасывают с пьедестала, разбивают, на ее месте водружают Тараса Шевченко, а Андрея Первозванного и Кирилла с Мефодием сначала заколачивают досками, а потом и их ломают и обустраивают сквер.
Шли годы, и дошли они до 1996-го, в сквере начинаются археологические раскопки, находят фрагменты разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепляют и ставят в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске, а композицию на Михайловской площади вновь воссоздают и возводят заново.
Работают над воссозданием ученики первого автора памятника -Ивана Кавалеридзе.
Говорят, что в прошлом году на великую княгиню Ольгу очередные манкурты надели бронежилет…спасибо, что не снесли.
Ничего не меняется, строим - ломаем - ломаем - строим или, как говорил Михаил Задорнов: «храм - бассейн, бассейн - храм...»
Однако вернемся к пророческому завету святой равноапостольной княгини Ольги нам, последующим поколениям, с глубоким христианским смирением исповедавшей веру о своем народе:
«Воля Божия да будет! Аще восхощет Бог помиловати роду моего Земли Руския, да возложит на сердце им обратитися к Богу, якоже и мене Бог сие дарова».
@Лариса Бравицкая
В центре скульптурной композиции княгиня Ольга, по правую руку апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий, просветители славянского народа.
По задумке, этот памятник должен быть центром величественного проекта, от которого формируется целая аллея, от Софийской до Михайловской площадей.
Было время, когда по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. А как иначе? Киев - мать городов русских. Вспомним, как эти слова звучат в летописи: «И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: “Се буди мати городом русскымъ”. И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью».
Иными словами, князь Олег провозглашает Киев не просто столицей Руси, но центром всего богоспасаемого мира.
Государь Николай II проект одобряет и выделяет на строительство личных 10 000 рублей.
Памятник открывают в 1911 году, на постаменте устанавливают две таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву».
Правда, открывают памятник без особых пышных торжеств и помпы, в это время в больнице умирал Петр Столыпин.
После революции, а точнее в 1919 году, княгиню Ольгу сбрасывают с пьедестала, разбивают, на ее месте водружают Тараса Шевченко, а Андрея Первозванного и Кирилла с Мефодием сначала заколачивают досками, а потом и их ломают и обустраивают сквер.
Шли годы, и дошли они до 1996-го, в сквере начинаются археологические раскопки, находят фрагменты разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепляют и ставят в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске, а композицию на Михайловской площади вновь воссоздают и возводят заново.
Работают над воссозданием ученики первого автора памятника -Ивана Кавалеридзе.
Говорят, что в прошлом году на великую княгиню Ольгу очередные манкурты надели бронежилет…спасибо, что не снесли.
Ничего не меняется, строим - ломаем - ломаем - строим или, как говорил Михаил Задорнов: «храм - бассейн, бассейн - храм...»
Однако вернемся к пророческому завету святой равноапостольной княгини Ольги нам, последующим поколениям, с глубоким христианским смирением исповедавшей веру о своем народе:
«Воля Божия да будет! Аще восхощет Бог помиловати роду моего Земли Руския, да возложит на сердце им обратитися к Богу, якоже и мене Бог сие дарова».
@Лариса Бравицкая