О ДУХОВНОСТИ И ДУШЕВНОСТИ
Думаю, для многих из вас не секрет, что душу имеют растения и животные. Правда, у животных уровень гораздо выше, чем у растений, животные уже имеют не только жизнь, но и чувства, понимание, эмоции. Однако, ни растения, ни животные не имеют духа.
Дух имеет только душа человека.
В современной культуре слово ДУХОВНОСТЬ зачастую используется неверно.
Сегодня, говоря о «духовной культуре», «духовном творчестве» или «духовном очищении» описывают проявления ДУШЕВНОСТИ.
Так что же такое ДУШЕВНОСТЬ и ДУХОВНОСТЬ?
ДУШЕВНОСТЬ - это сочувствие, доброта, мягкость, заботливость, внимание к окружающим, их проблемам, иными словами, положительные эмоциональные качества характера человека,
ДУХОВНОСТЬ - это прежде всего вера в Триединство Отца, Сына, Святого Духа, одинокая человеческая душа отражает в себе Божественную Троицу.
Есть ли знак равенства между душевным человеком и духовным?
Нет.
Душевные дарования, какими бы высокими они ни были деградируют, вырождаются, если человек оторван от Бога и Его святой воли.
Душевный человек, без жизни вне Церкви, без Таинства исповеди, приобщения Святых Даров, без следования религиозным учениям и без соответствующих практик, - так и останется «просто хорошим, добрым, душевным человеком».
И вот тут для «душевных, хороших и добрых» таится страшная опасность:
обращая внимание к проблемам, тревогам, переживаниям, без соответствующего управления душой и злоупотребляя душевностью, человек вдруг начинает нагнетать, сеять раздор, разжигать ненависть, распаляться, бесноваться, призывать убить, растоптать, уничтожить неугодных, и тд.
Наука, музыка, литература, искусство или, казалось бы, искренняя любовь к человеку или Отчизне, порожденные душой без духа, могут деградировать, а сама личность пасть ниже животных, лишиться рассудка, погубить душу.
СЕГОДНЯ, поздравляя всех вас С Днем СВ.ТРОИЦЫ, желаю душевным гасить в себе угли ненависти, не потворствовать бесам, но искать и взращивать в себе искры Божьей любви.
А если короче:
«Духа не угашайте!»
(1 Фес. 5: 19)
С ПРАЗДНИКОМ!
@Лариса Бравицкая
Думаю, для многих из вас не секрет, что душу имеют растения и животные. Правда, у животных уровень гораздо выше, чем у растений, животные уже имеют не только жизнь, но и чувства, понимание, эмоции. Однако, ни растения, ни животные не имеют духа.
Дух имеет только душа человека.
В современной культуре слово ДУХОВНОСТЬ зачастую используется неверно.
Сегодня, говоря о «духовной культуре», «духовном творчестве» или «духовном очищении» описывают проявления ДУШЕВНОСТИ.
Так что же такое ДУШЕВНОСТЬ и ДУХОВНОСТЬ?
ДУШЕВНОСТЬ - это сочувствие, доброта, мягкость, заботливость, внимание к окружающим, их проблемам, иными словами, положительные эмоциональные качества характера человека,
ДУХОВНОСТЬ - это прежде всего вера в Триединство Отца, Сына, Святого Духа, одинокая человеческая душа отражает в себе Божественную Троицу.
Есть ли знак равенства между душевным человеком и духовным?
Нет.
Душевные дарования, какими бы высокими они ни были деградируют, вырождаются, если человек оторван от Бога и Его святой воли.
Душевный человек, без жизни вне Церкви, без Таинства исповеди, приобщения Святых Даров, без следования религиозным учениям и без соответствующих практик, - так и останется «просто хорошим, добрым, душевным человеком».
И вот тут для «душевных, хороших и добрых» таится страшная опасность:
обращая внимание к проблемам, тревогам, переживаниям, без соответствующего управления душой и злоупотребляя душевностью, человек вдруг начинает нагнетать, сеять раздор, разжигать ненависть, распаляться, бесноваться, призывать убить, растоптать, уничтожить неугодных, и тд.
Наука, музыка, литература, искусство или, казалось бы, искренняя любовь к человеку или Отчизне, порожденные душой без духа, могут деградировать, а сама личность пасть ниже животных, лишиться рассудка, погубить душу.
СЕГОДНЯ, поздравляя всех вас С Днем СВ.ТРОИЦЫ, желаю душевным гасить в себе угли ненависти, не потворствовать бесам, но искать и взращивать в себе искры Божьей любви.
А если короче:
«Духа не угашайте!»
(1 Фес. 5: 19)
С ПРАЗДНИКОМ!
@Лариса Бравицкая
АННЕ АХМАТОВОЙ -135!
Анна Андреевна АХМАТОВА
23 июня 1889-5 марта 1966
(76 лет)
«Анна Сретенская», так она себя называла…
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
@Лариса Бравицкая
Анна Андреевна АХМАТОВА
23 июня 1889-5 марта 1966
(76 лет)
«Анна Сретенская», так она себя называла…
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
@Лариса Бравицкая
ПО МАТЕРИ АХМАТОВА- из рода Мотовиловых, стало быть, родственница Николая Мотовилова- собеседника преп.Серафима Саровского, его первого биографа.
Обладала тонкой интуицией, предчувствовала грядущую трагедию:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно звонят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло.
Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится
дворец.
(1910 г.)
Есть предание, что Ахматова в переписке с о.Николаем Гурьяновым исповедовалась ему и будто Старец говорил о ней: «Жизнь ее была целеустремленной, всегда к Богу, к Небу. Ее творчество было пророческим служением, оно оказывало огромное благодатное влияние на души людей во времена безбожия».
«Бога любила, и Он ее слышал и многое ей открывал. Очень честная и правдивая душа у нее была. Покаяние глубокое.»
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это Ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Прежде, чем исповедоваться о.Николаю Гурьянову, припала к ногам Нектария, одного из последних Оптинских старцев, и Нектарий, окормлявший поэтессу Надежду Павлович, художника Бруни, его жену - Нину Бальмонт, Михаила Чехова, прочитав стихи Ахматовой, сказал: «Она достойна. и праведна... приехать в Оптину пустынь...».
О.Михаил Ардов: «Больше всего написанного на свете Ахматова любила Библию. Она великолепно знала Ветхий и Новый Завет. К цитатам из Писания она часто прибегала как в жизни, так и в творчестве...»
Б.Анреп: «Во время одного из наших свиданий в 1915 году, я говорил о своем неверии и о тщете религиозной мечты. А.А. строго меня отчитывала, указывала на путь веры как на залог счастья. «Без веры нельзя.»
Воспоминания Ахматовой о Гумилеве:
«Когда в 1916 году я как-то выразила сожаление по поводу нашего в общем несостоявшегося брака, он сказал: «Нет - я не жалею. Ты научила меня верить в Бога и любить Россию.»
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безвольно догореть,
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь
В.Ардов: «Она была очень верующая, чтила христианскую этику.»
Л.Чуковская, о поездке с Ахматовой в Сергиев Посад 1 мая 1953г.: «Она рассказывала нам о Сергие Радонежском, о возведении Лавры... Из Патриаршего храма мы вышли в другой... Анна Андреевна опустилась на колени перед иконой Божьей Матери».
А.Найман: «В советские годы, когда регулярное посещение церкви было для поэта практически невозможно, она по-прежнему говорила о себе как о человеке верующем, а время отмеряла по церковному календарю: «светлый, светлый Духов День», «Страстная неделя», «Святки», «разрешенье вина и елея», «канун Крещения», а незадолго до смерти Ахматова ему признается:
«Поверьте, я бы ушла в монастырь, это единственное, что мне сейчас нужно. Если бы это было возможно».
И.Бродский: «В разговорах с ней, просто в питье с ней чая или, скажем, водки ты быстрее становился христианином - человеком в христианском смысле этого слова, нежели читая соответствующие тексты или входя в церковь. Роль поэта в обществе сводится в немалой степени именно к этому»
Чуткий Мандельштам, увидев ее духовный образ, написал:
Как черный ангел на снегу,
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Что на тебе печать Господня.
Такая странная печать?
Как бы дарованная свыше?
Что кажется: в церковной нише
Тебе назначено стоять...
@Лариса Бравицкая
Обладала тонкой интуицией, предчувствовала грядущую трагедию:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно звонят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло.
Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится
дворец.
(1910 г.)
Есть предание, что Ахматова в переписке с о.Николаем Гурьяновым исповедовалась ему и будто Старец говорил о ней: «Жизнь ее была целеустремленной, всегда к Богу, к Небу. Ее творчество было пророческим служением, оно оказывало огромное благодатное влияние на души людей во времена безбожия».
«Бога любила, и Он ее слышал и многое ей открывал. Очень честная и правдивая душа у нее была. Покаяние глубокое.»
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это Ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Прежде, чем исповедоваться о.Николаю Гурьянову, припала к ногам Нектария, одного из последних Оптинских старцев, и Нектарий, окормлявший поэтессу Надежду Павлович, художника Бруни, его жену - Нину Бальмонт, Михаила Чехова, прочитав стихи Ахматовой, сказал: «Она достойна. и праведна... приехать в Оптину пустынь...».
О.Михаил Ардов: «Больше всего написанного на свете Ахматова любила Библию. Она великолепно знала Ветхий и Новый Завет. К цитатам из Писания она часто прибегала как в жизни, так и в творчестве...»
Б.Анреп: «Во время одного из наших свиданий в 1915 году, я говорил о своем неверии и о тщете религиозной мечты. А.А. строго меня отчитывала, указывала на путь веры как на залог счастья. «Без веры нельзя.»
Воспоминания Ахматовой о Гумилеве:
«Когда в 1916 году я как-то выразила сожаление по поводу нашего в общем несостоявшегося брака, он сказал: «Нет - я не жалею. Ты научила меня верить в Бога и любить Россию.»
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безвольно догореть,
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь
В.Ардов: «Она была очень верующая, чтила христианскую этику.»
Л.Чуковская, о поездке с Ахматовой в Сергиев Посад 1 мая 1953г.: «Она рассказывала нам о Сергие Радонежском, о возведении Лавры... Из Патриаршего храма мы вышли в другой... Анна Андреевна опустилась на колени перед иконой Божьей Матери».
А.Найман: «В советские годы, когда регулярное посещение церкви было для поэта практически невозможно, она по-прежнему говорила о себе как о человеке верующем, а время отмеряла по церковному календарю: «светлый, светлый Духов День», «Страстная неделя», «Святки», «разрешенье вина и елея», «канун Крещения», а незадолго до смерти Ахматова ему признается:
«Поверьте, я бы ушла в монастырь, это единственное, что мне сейчас нужно. Если бы это было возможно».
И.Бродский: «В разговорах с ней, просто в питье с ней чая или, скажем, водки ты быстрее становился христианином - человеком в христианском смысле этого слова, нежели читая соответствующие тексты или входя в церковь. Роль поэта в обществе сводится в немалой степени именно к этому»
Чуткий Мандельштам, увидев ее духовный образ, написал:
Как черный ангел на снегу,
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Что на тебе печать Господня.
Такая странная печать?
Как бы дарованная свыше?
Что кажется: в церковной нише
Тебе назначено стоять...
@Лариса Бравицкая
ЭТОЙ МИЛОЙ, с нежным ликом сестре милосердия, что глядит на нас с фотографии прошлого века, сегодня исполнилось бы 130 лет.
Зовут ее Римма Иванова,родилась в Ставрополе, окончила Ольгинскую гимназию, только начала работать учительницей в земской школе, как началась Первая мировая, она возвращается в Ставрополь, выучивается на медсестру и добровольцем уходит на фронт.
На фронт попадает, как героиня «Гусарской баллады»: коротко стрижется, называется Иваном Ивановым, вскоре обман раскрывается, ее оставляют служить уже под своим именем и, невзирая на уговоры врача, офицеров, солдат, она всегда на передовой линии под страшным огнем перевязывает раненых, отличается храбростью, награждается двумя Георгиевскими медалями.
«Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество» - пишет Римма в письме родителям.
В бою погибают оба офицера, и Римма, с криком: «Братцы, за мной!» - поднимает солдат, бросается на врага, немецкие позиции взяты, но сама героиня погибает, получив смертельное ранение в бедро.
Ее последними словами были: «Боже, спаси Россию».
Тело Риммы вышел встречать весь Ставрополь.
Во время отпевания священник прот. Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву-Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву-Римму Иванову».
Похоронили Римму в ограде храма Андрея Первозванного, где ее и отпевали.
Слух о подвиге простой девушки пошел по всей России, дошел до императора, потрясенный ее мужеством, Николай II распоряжается наградить Римму посмертно орденом Св. Георгия 4-й степени. Случай уникальный, в России эту высокую награду имела только Екатерина II, которая и учредила орден Св. Георгия, сама себе его вручила, как основательнице.
В честь Риммы Ивановой назвали стипендию для учащихся в Ставропольской фельдшерской школе, Ольгинской гимназии города Ставрополя и земской школе села Петровского, ее имя высекли на памятнике героям Первой Мировой в Вязьме.
Собирались поставить памятник Римме в Ставрополе, звучали предложения о канонизации, но…
В сов.время о Первой Мировой, ее героях предпочитали не вспоминать, страницы славного прошлого были на долгие годы забыты или переписаны.
Памятник в Вязьме снесли, надгробие на могиле Риммы тоже снесли, могила затерялась, а память о героине стерлась из памяти потомков.
Правда нынче, говорят, установили предположительное место погребения, ее именем назвали улицу в Ставрополе, на здании бывш. Ольгинской гимназии установили мемориальную доску.
Но положа руку на сердце, у нас ведь до сих пор не принято вспоминать Первую из 2-х самых мощнейших и страшных Мировых войн в истории человечества. Не принято и чтить героев Первой Мировой.
А коли так, то есть огромная опасность не избежать и Третьей ибо, как сказал Цицерон, «Кто не знает истории, тот обречен на ее повторение».
Римма Михайловна ИВАНОВА
сестра милосердия, героиня Первой мировой войны, единственная в
России женщина, награждённая военным орденом
Св.Георгия 4-й степени.
27 июня 1894-22 сентября 1915
(21 год)
@Лариса Бравицкая
Зовут ее Римма Иванова,родилась в Ставрополе, окончила Ольгинскую гимназию, только начала работать учительницей в земской школе, как началась Первая мировая, она возвращается в Ставрополь, выучивается на медсестру и добровольцем уходит на фронт.
На фронт попадает, как героиня «Гусарской баллады»: коротко стрижется, называется Иваном Ивановым, вскоре обман раскрывается, ее оставляют служить уже под своим именем и, невзирая на уговоры врача, офицеров, солдат, она всегда на передовой линии под страшным огнем перевязывает раненых, отличается храбростью, награждается двумя Георгиевскими медалями.
«Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество» - пишет Римма в письме родителям.
В бою погибают оба офицера, и Римма, с криком: «Братцы, за мной!» - поднимает солдат, бросается на врага, немецкие позиции взяты, но сама героиня погибает, получив смертельное ранение в бедро.
Ее последними словами были: «Боже, спаси Россию».
Тело Риммы вышел встречать весь Ставрополь.
Во время отпевания священник прот. Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву-Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву-Римму Иванову».
Похоронили Римму в ограде храма Андрея Первозванного, где ее и отпевали.
Слух о подвиге простой девушки пошел по всей России, дошел до императора, потрясенный ее мужеством, Николай II распоряжается наградить Римму посмертно орденом Св. Георгия 4-й степени. Случай уникальный, в России эту высокую награду имела только Екатерина II, которая и учредила орден Св. Георгия, сама себе его вручила, как основательнице.
В честь Риммы Ивановой назвали стипендию для учащихся в Ставропольской фельдшерской школе, Ольгинской гимназии города Ставрополя и земской школе села Петровского, ее имя высекли на памятнике героям Первой Мировой в Вязьме.
Собирались поставить памятник Римме в Ставрополе, звучали предложения о канонизации, но…
В сов.время о Первой Мировой, ее героях предпочитали не вспоминать, страницы славного прошлого были на долгие годы забыты или переписаны.
Памятник в Вязьме снесли, надгробие на могиле Риммы тоже снесли, могила затерялась, а память о героине стерлась из памяти потомков.
Правда нынче, говорят, установили предположительное место погребения, ее именем назвали улицу в Ставрополе, на здании бывш. Ольгинской гимназии установили мемориальную доску.
Но положа руку на сердце, у нас ведь до сих пор не принято вспоминать Первую из 2-х самых мощнейших и страшных Мировых войн в истории человечества. Не принято и чтить героев Первой Мировой.
А коли так, то есть огромная опасность не избежать и Третьей ибо, как сказал Цицерон, «Кто не знает истории, тот обречен на ее повторение».
Римма Михайловна ИВАНОВА
сестра милосердия, героиня Первой мировой войны, единственная в
России женщина, награждённая военным орденом
Св.Георгия 4-й степени.
27 июня 1894-22 сентября 1915
(21 год)
@Лариса Бравицкая
ЛЕВ ЛАГОРИО - это имя сегодня мало, кому известно, а ведь когда-то он был признанным художником на самом высоком уровне, первый ученик Айвазовского, один из самых известных маринистов, его работами восхищались и цари, Александр II, Александр III, Николай II, и аристократы, и любители живописи, и студенты.
Родившийся в семье итальянца Феличе Лагорио, генуэзского аристократа, вице-консула королевств Обеих Сицилий и немки, Лев Лагорио почитал за честь именоваться русским художником.
Сегодня, возможно, кого-то подобный факт удивит, но в прошлые века такая любовь иностранца к России, желание называться русским, получить российское гражданство - чем-то экстраординарным или необычным никому не казалось.
Итак, любовь к России, живописи и морю стали для Лагорио судьбоносными.
Он окончил Императорскую Академию художеств, куда попал благодаря протекции Градоначальника Феодосии и герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, возглавлявшему Общество поощрения художеств.
После поездки по Кавказу представил Александру II три картины с кавказскими сюжетами, был награжден орденом Св.Анны 3-й степени, а в следующую поездку воевал против горцев и удостоился к уже имевшемуся ордену мечами.
Жил в Петербурге, летом в Судаке, участвовал и в русско-турецкой войне, запечатлел в своих картинах важные события, как, например, «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года»
Его картину «Вид из итальянского домика в сад» приобрела императрица Александра Федоровна, а он полученные солидные деньги пожертвовал в фонд помощи раненным в Крымской войне.
Тем из вас, кто помнит портрет Козьмы Пруткова, будет интересно узнать, что одним из авторов образа выдуманного Козьмы был Лагорио.
И все-таки, море было его главной стихией, а от картин, пронизанных удивительным светом, веет таким покоем и умиротворением, что становится несомненным, их писал чистый сердцем художник.
Профессор, почетный член Академии художеств, уважаемый живописец, он получал пожизненное пособие.
Умер от воспаления легких, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Государь император лично назначил пенсии и вдове, и дочери художника.
После революции его имя было забыто, могила влюбленного в Россию итальянца затерялась.
Мы бываем удивительно беспечными по отношению к нашей русской культуре.
«Весь мир разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим…».
Ломать, не строить. Пришло время собирать камни, не разрушать, а созидать и гордится тем, что являемся носителями великой русской культуры.
Как гордился этим высоким званием
Лев Феликсович ЛАГОРИО,
русский живописец, один из наиболее известных маринистов «киммерийской школы»
28 июня 1827-22 декабря 1905
(78 лет)
@Лариса Бравицкая
Родившийся в семье итальянца Феличе Лагорио, генуэзского аристократа, вице-консула королевств Обеих Сицилий и немки, Лев Лагорио почитал за честь именоваться русским художником.
Сегодня, возможно, кого-то подобный факт удивит, но в прошлые века такая любовь иностранца к России, желание называться русским, получить российское гражданство - чем-то экстраординарным или необычным никому не казалось.
Итак, любовь к России, живописи и морю стали для Лагорио судьбоносными.
Он окончил Императорскую Академию художеств, куда попал благодаря протекции Градоначальника Феодосии и герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, возглавлявшему Общество поощрения художеств.
После поездки по Кавказу представил Александру II три картины с кавказскими сюжетами, был награжден орденом Св.Анны 3-й степени, а в следующую поездку воевал против горцев и удостоился к уже имевшемуся ордену мечами.
Жил в Петербурге, летом в Судаке, участвовал и в русско-турецкой войне, запечатлел в своих картинах важные события, как, например, «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года»
Его картину «Вид из итальянского домика в сад» приобрела императрица Александра Федоровна, а он полученные солидные деньги пожертвовал в фонд помощи раненным в Крымской войне.
Тем из вас, кто помнит портрет Козьмы Пруткова, будет интересно узнать, что одним из авторов образа выдуманного Козьмы был Лагорио.
И все-таки, море было его главной стихией, а от картин, пронизанных удивительным светом, веет таким покоем и умиротворением, что становится несомненным, их писал чистый сердцем художник.
Профессор, почетный член Академии художеств, уважаемый живописец, он получал пожизненное пособие.
Умер от воспаления легких, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Государь император лично назначил пенсии и вдове, и дочери художника.
После революции его имя было забыто, могила влюбленного в Россию итальянца затерялась.
Мы бываем удивительно беспечными по отношению к нашей русской культуре.
«Весь мир разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим…».
Ломать, не строить. Пришло время собирать камни, не разрушать, а созидать и гордится тем, что являемся носителями великой русской культуры.
Как гордился этим высоким званием
Лев Феликсович ЛАГОРИО,
русский живописец, один из наиболее известных маринистов «киммерийской школы»
28 июня 1827-22 декабря 1905
(78 лет)
@Лариса Бравицкая
«ЧИНОВНИКИ. Под этим именем следует разуметь всех, кто существует своей службой. Это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным морально.
Среди них редко встречаются порядочные люди.
Хищения, подлоги, превратное толкование законов — вот их ремесло.
К несчастью, они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им всем известны все тонкости бюрократической системы.
Они боятся введения правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят тех, кто преследует взяточничество, и бегут их, как сова солнца.
Они систематически порицают все мероприятия правительства и образуют собою кадры недовольных; но, не смея обнаружить причины своего недовольства, они выдают себя также за патриотов.»
Из отчёта III отделения, 1827 год, автор Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ, известный российский государственный деятель, организатор создания тайной полиции и жандармерии.
4 июля 1781-23 сентября 1844
(63 года)
Итак, сегодня день рождения «сатрапа», «жандарма», «спрута, повсюду запустившего свои щупальца»,«душителя свободы», – таким представлялся в сов.учебниках Бенкендорф.
Но так ли это на самом деле?
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
И
продолжение ЗДЕСЬ
@Лариса Бравицкая
Среди них редко встречаются порядочные люди.
Хищения, подлоги, превратное толкование законов — вот их ремесло.
К несчастью, они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им всем известны все тонкости бюрократической системы.
Они боятся введения правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят тех, кто преследует взяточничество, и бегут их, как сова солнца.
Они систематически порицают все мероприятия правительства и образуют собою кадры недовольных; но, не смея обнаружить причины своего недовольства, они выдают себя также за патриотов.»
Из отчёта III отделения, 1827 год, автор Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ, известный российский государственный деятель, организатор создания тайной полиции и жандармерии.
4 июля 1781-23 сентября 1844
(63 года)
Итак, сегодня день рождения «сатрапа», «жандарма», «спрута, повсюду запустившего свои щупальца»,«душителя свободы», – таким представлялся в сов.учебниках Бенкендорф.
Но так ли это на самом деле?
ДАЛЕЕ, ЗДЕСЬ
И
продолжение ЗДЕСЬ
@Лариса Бравицкая
ГРАФ БЕНКЕНДОРФ, блистательный русский офицер, герой войны 1812 г., автор военно-мемуарных «Записок», потомственный военный, в 16 лет уже прапорщик, флигель-адъютант императора Павла I, волонтёром записывается в Кавказский корпус, командует «летучим отрядом» казаков, за конную атаку при штурме крепости Гянжи награжден орденами Св.Анны и Св.Владимира IV степени.
Война 1806-1807-участвует в сражении при Прейсиш-Эйлау,вновь отличается храбростью, достойной лучших русских офицеров, получает орден Св.Анны 2-й степени и чин полковника.
В русско-турецкой войне, в тяжелейших боях, во главе полка совершает чудеса храбрости и награждается орденом Св.Георгия 4-й степени.
Война 1812 - во главе «летучего отряда» храбро освобождает занятый французами город Велиж, производится в генерал-майоры.
Как только французы покинули Москву,
становится временным комендантом, спасает город от мародеров, наводит относительный порядок, а затем, гонит французов до Немана, первым переходит реку, берет в плен трех генералов, более 6000 солдат и офицеров, во всех битвах показал себя храбрым русским воином, всегда в гуще военных событий и никогда - в тыловых штабах.
Это он, Бенкендорф, взял Амстердам и Утрехт, захватил несколько крепостей, даровал независимость Нидерландам и назначил гарантом власти суверенного государства Вильгельма-Фридриха Оранского, династия которого правит до сих пор.
Король Нидерландов наградил его шпагой и пожаловал голландское гражданство.
Помнят ли сегодня потомки короля, кому и чем они обязаны?
Бенкендорф продолжает отчаянно сражаться в Бельгии, Дании, Берлине, награды осыпают героя - помимо «Георгия» III и IV степеней, «Анны» и «Владимира», несколько иностранных орденов, три шпаги за храбрость, за беспримерное мужество, проявленное во время трехдневного прикрытия прохода русских войск награжден золотой саблей с алмазами, войну закончил в звании генерал-майора.
Не раз спасал он простой люд.
В 1812 году, к Москве подошел Наполеон,на защиту встали вооруженные вилами и топорами крестьяне, помещики забили тревогу, губернатор Волоколамского уезда отправил донесение о «крестьянском восстании». Для усмирения бунтовщиков направили Бенкендорфа, который как раз сражался неподалеку. В ответ, тот отправил императору записку, в которой подробно описал храбрость крестьянских партизанских отрядов, трусость помещиков, наотрез отказался подавлять «бунт», приказ об усмирении был отменен.
Грибоедов вспоминал, как во время наводнения 1824 г, когда «император появился на балконе, вдруг один человек из его окружения сбросил с себя мундир и кинулся прямо в воду. Это был генерал-адъютант Бенкендорф. Тогда он многих спас от потопления». До 3 часов ночи он успел спасти огромное число людей.
В мирное время - на государевой службе главы жандармского полицейского управления. В этом служении он видел помощь монарху ответственно управлять государством.
Кстати, цензоров он набрал поистине великих: Тютчев, Аксаков, Вяземский. Они должны были следить, чтобы в печати не обсуждались особы императорской фамилии и события не толковались таким образом, что возникла бы опасность «вовлечь государство в бездну несчастий».
Что же касается «душителя свободы», одним из первых понял, к чему может привести «брожение умов» в офицерских собраниях и за 4 года до декабрьского восстания положил на стол императору записку о тайных обществах, «Союзе благоденствия», где рассматривал причины возникновения, задачи и цели этих обществ, а также, необходимость создания специального надзорного органа, пресекающего противоправную деятельность.
Про него сложили байку, будто следствии на по делу декабристов, на первый допрос собрал всех обвиняемых и сказал:
«Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально.
Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным - да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали, как бездомные собаки, с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью – поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет прекращено, так как они действительно поступают согласно собственной совести. Я жду.
Война 1806-1807-участвует в сражении при Прейсиш-Эйлау,вновь отличается храбростью, достойной лучших русских офицеров, получает орден Св.Анны 2-й степени и чин полковника.
В русско-турецкой войне, в тяжелейших боях, во главе полка совершает чудеса храбрости и награждается орденом Св.Георгия 4-й степени.
Война 1812 - во главе «летучего отряда» храбро освобождает занятый французами город Велиж, производится в генерал-майоры.
Как только французы покинули Москву,
становится временным комендантом, спасает город от мародеров, наводит относительный порядок, а затем, гонит французов до Немана, первым переходит реку, берет в плен трех генералов, более 6000 солдат и офицеров, во всех битвах показал себя храбрым русским воином, всегда в гуще военных событий и никогда - в тыловых штабах.
Это он, Бенкендорф, взял Амстердам и Утрехт, захватил несколько крепостей, даровал независимость Нидерландам и назначил гарантом власти суверенного государства Вильгельма-Фридриха Оранского, династия которого правит до сих пор.
Король Нидерландов наградил его шпагой и пожаловал голландское гражданство.
Помнят ли сегодня потомки короля, кому и чем они обязаны?
Бенкендорф продолжает отчаянно сражаться в Бельгии, Дании, Берлине, награды осыпают героя - помимо «Георгия» III и IV степеней, «Анны» и «Владимира», несколько иностранных орденов, три шпаги за храбрость, за беспримерное мужество, проявленное во время трехдневного прикрытия прохода русских войск награжден золотой саблей с алмазами, войну закончил в звании генерал-майора.
Не раз спасал он простой люд.
В 1812 году, к Москве подошел Наполеон,на защиту встали вооруженные вилами и топорами крестьяне, помещики забили тревогу, губернатор Волоколамского уезда отправил донесение о «крестьянском восстании». Для усмирения бунтовщиков направили Бенкендорфа, который как раз сражался неподалеку. В ответ, тот отправил императору записку, в которой подробно описал храбрость крестьянских партизанских отрядов, трусость помещиков, наотрез отказался подавлять «бунт», приказ об усмирении был отменен.
Грибоедов вспоминал, как во время наводнения 1824 г, когда «император появился на балконе, вдруг один человек из его окружения сбросил с себя мундир и кинулся прямо в воду. Это был генерал-адъютант Бенкендорф. Тогда он многих спас от потопления». До 3 часов ночи он успел спасти огромное число людей.
В мирное время - на государевой службе главы жандармского полицейского управления. В этом служении он видел помощь монарху ответственно управлять государством.
Кстати, цензоров он набрал поистине великих: Тютчев, Аксаков, Вяземский. Они должны были следить, чтобы в печати не обсуждались особы императорской фамилии и события не толковались таким образом, что возникла бы опасность «вовлечь государство в бездну несчастий».
Что же касается «душителя свободы», одним из первых понял, к чему может привести «брожение умов» в офицерских собраниях и за 4 года до декабрьского восстания положил на стол императору записку о тайных обществах, «Союзе благоденствия», где рассматривал причины возникновения, задачи и цели этих обществ, а также, необходимость создания специального надзорного органа, пресекающего противоправную деятельность.
Про него сложили байку, будто следствии на по делу декабристов, на первый допрос собрал всех обвиняемых и сказал:
«Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально.
Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным - да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали, как бездомные собаки, с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью – поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет прекращено, так как они действительно поступают согласно собственной совести. Я жду.
Нет никого?
Как странно... Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну. И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!…
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сие –политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь - всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!»
Байка это интересна тем, что характеризует Бенкендорфа, противника террора и гос.переворота.
В обществе стало модным сочинять и переписывать возмутительные стихи, бранить царя, правительство, Бенкендорф предлагает создать в России политическую полицию, пресекать деятельность оппозиции и стремится понять, какие действия правительства вызывают в обществе раздражение. Так, например, он считал, что мятеж декабристов явился итогом «обманутых ожиданий» народа, поэтому общественное мнение необходимо уважать, «его нельзя навязывать, за ним надо следовать… Его не засадишь в тюрьму, а, прижимая, только доведешь до ожесточения».
Когда Вяземский в раздражении написал на Бенкендорфа эпиграммы, то Пушкин ему посоветовал:
«..так как в сущности этот честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить тебе, не допускай в себе враждебных чувств и постарайся поговорить с ним откровенно».
Уж кто-то, а Пушкин редко ошибался в людях.
Вот такой он был, оклеветанный советскими историками граф
Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ
@Лариса Бравицкая
Как странно... Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну. И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!…
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сие –политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь - всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!»
Байка это интересна тем, что характеризует Бенкендорфа, противника террора и гос.переворота.
В обществе стало модным сочинять и переписывать возмутительные стихи, бранить царя, правительство, Бенкендорф предлагает создать в России политическую полицию, пресекать деятельность оппозиции и стремится понять, какие действия правительства вызывают в обществе раздражение. Так, например, он считал, что мятеж декабристов явился итогом «обманутых ожиданий» народа, поэтому общественное мнение необходимо уважать, «его нельзя навязывать, за ним надо следовать… Его не засадишь в тюрьму, а, прижимая, только доведешь до ожесточения».
Когда Вяземский в раздражении написал на Бенкендорфа эпиграммы, то Пушкин ему посоветовал:
«..так как в сущности этот честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить тебе, не допускай в себе враждебных чувств и постарайся поговорить с ним откровенно».
Уж кто-то, а Пушкин редко ошибался в людях.
Вот такой он был, оклеветанный советскими историками граф
Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ
@Лариса Бравицкая
Друзья мои! Я опять не уложилась в усеченный формат Телеграмм-канала. Сокращала текст, сокращала…и все равно не уложилась. Расстроилась ужасно.
Впрочем, надеюсь, кому интересно, дочитает до конца заметку, посвященную памяти графа Бенкендорфа.
Сегодня, в день рождения героя войны 1812 года, портрет которого висит среди других героев в Военной галерее Эрмитажа, консерватора,
верного служителя Отечеству, ваше внимание и память порадовали бы генерала Бенкендорфа.
@Лариса Бравицкая
Впрочем, надеюсь, кому интересно, дочитает до конца заметку, посвященную памяти графа Бенкендорфа.
Сегодня, в день рождения героя войны 1812 года, портрет которого висит среди других героев в Военной галерее Эрмитажа, консерватора,
верного служителя Отечеству, ваше внимание и память порадовали бы генерала Бенкендорфа.
@Лариса Бравицкая
«У МОРЯКА нет трудного или легкого пути: есть только один... путь – славный».
«Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь и мундир, который носишь».
Павел Степанович НАХИМОВ
5 июля 1802-12 июля 1855
(53 года)
@Лариса Бравицкая
«Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь и мундир, который носишь».
Павел Степанович НАХИМОВ
5 июля 1802-12 июля 1855
(53 года)
@Лариса Бравицкая
АДМИРАЛ НАХИМОВ, патриот и гордость России, ненавидел преклонение перед Западом и презрение к русскому народу, был убеждён, что Российской Империи нужно служить, не щадя живота своего, его называли «человеком, забывшим влюбиться, забывшим жениться», «адмиралом, женатым на морской службе», «отцом» и «матросским батькой» и буквально все отмечали его беспримерное служение Отечеству, неутомимое трудолюбие, жертвенность и преданность своему делу.
Пользовался невероятным авторитетом у матросов как смелый и справедливый командир, слыл требовательным офицером, заботился о подчиненных как родной отец.
Любимец и ученик адмирала Лазарева, под началом которого храбро сражался в Наваринском сражении, получил Георгия IVст., разгромил турецкий флот Синопской гавани, захватил в плен вице-адмирала Осман-паша и получил Георгия II ст.
Император уже мечтал об освобождении православных народов от османского ига, контроле над Босфором и Дарданеллами, Константинополе, как православной столице и возникновении мощной православной империи, которая, как Покрова, накрыла бы всю Европу.
После Синопской победы цель была так близка, но Британии эта перспектива так не понравилась, что вместе с Францией она неожиданно вступила в войну. Войска высадились в Крыму, осадили Севастополь, с моря их поддерживал громадный паровой флот. Русская эскадра не могла ему противостоять, т.к. состояла из парусных кораблей, уступала в оружии и огневой мощи. Тогда было принято решение затопить несколько крупных судов, чтобы ими создать преграду. Со слезами смотрел Нахимов, как топили крепкие военные корабли. Снятые с них орудия и стволы установили на бастионах. Адмиралы, морские офицеры, матросы сошли на берег и приготовились к защите Севастополя. Нахимов лично участвовал в отражении атак. 8 долгих месяцев длилась осада, наконец, враг решился на большой штурм, их встретили ураганом картечи, но несмотря на потери, неприятель двинулся на захват Малахова кургана, где оборону держал Нахимов.
Бой длился много часов и настолько измотал обе стороны, что военные действия остановились, но Малахов курган взят не был.
Вскоре началась бомбардировка, моряки отражали атаки штыками и вновь Малахов курган выстоял. Адмирал Корнилов погиб, Нахимов поклялся сражаться вместе с офицерами и матросами до последней капли крови.
Ни разу он не испугался смерти, подшучивал над нею, никогда не проявлял ни капли трусости и матросы, видя, как сам Нахимов не щадит своей жизни, называли его отцом, благодетелем и бросались вслед за ним в огонь и на штыки.
«На все воля Бога!- говорил он.- Что бы мы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались - мы этим показали бы только слабость характера. Чистый душой и благородный человек будет всегда ожидать смерти спокойно и весело, а трус боится смерти, как трус»,
Он неизменно появлялся на бастионах в полной форме, поднимая своим видом дух защитников.
Возвышающаяся сутулая фигура адмирала в мундире со сверкающими эполетами была отличной мишенью.
В тот день его умоляли пригнуться, но он невозмутимо стоял в полный рост и смотрел в подзорную трубу. Первая пуля просвистела совсем близко, «они сегодня метко стреляют», - похвалил он французов за меткость и в эту минуту вторая пуля попала ему в голову…
Хоронить любимого Адмирала вышел весь город. Невиданная похоронная процессия молча двигалась к собору Св. Владимира, не прячась от пуль и артобстрелов. Впрочем, их и не было. Враги, отдавая дань уважения храброму воину, не сделали ни выстрела. Вдруг в напряженной тишине заиграл военный оркестр, ударили залпом русские пушки, на кораблях опустились флаги, но и на вражеских кораблях тоже приспустили флаги и английские офицеры на палубе сняли фуражки. Правда, потом, захватив город, англичане и французы по-скотски мародерствовали, разбили гробы адмиралов Нахимова, Лазарева, Корнилова и Истомина и украли золотые эполеты.Спустя время уже большевики снесли памятник Герою Адмиралу, «царскому слуге», но потом, почесав затылки и поразмыслив, а кому еще он мог служить? - памятник решили вернуть на место.
@Лариса Бравицкая
Пользовался невероятным авторитетом у матросов как смелый и справедливый командир, слыл требовательным офицером, заботился о подчиненных как родной отец.
Любимец и ученик адмирала Лазарева, под началом которого храбро сражался в Наваринском сражении, получил Георгия IVст., разгромил турецкий флот Синопской гавани, захватил в плен вице-адмирала Осман-паша и получил Георгия II ст.
Император уже мечтал об освобождении православных народов от османского ига, контроле над Босфором и Дарданеллами, Константинополе, как православной столице и возникновении мощной православной империи, которая, как Покрова, накрыла бы всю Европу.
После Синопской победы цель была так близка, но Британии эта перспектива так не понравилась, что вместе с Францией она неожиданно вступила в войну. Войска высадились в Крыму, осадили Севастополь, с моря их поддерживал громадный паровой флот. Русская эскадра не могла ему противостоять, т.к. состояла из парусных кораблей, уступала в оружии и огневой мощи. Тогда было принято решение затопить несколько крупных судов, чтобы ими создать преграду. Со слезами смотрел Нахимов, как топили крепкие военные корабли. Снятые с них орудия и стволы установили на бастионах. Адмиралы, морские офицеры, матросы сошли на берег и приготовились к защите Севастополя. Нахимов лично участвовал в отражении атак. 8 долгих месяцев длилась осада, наконец, враг решился на большой штурм, их встретили ураганом картечи, но несмотря на потери, неприятель двинулся на захват Малахова кургана, где оборону держал Нахимов.
Бой длился много часов и настолько измотал обе стороны, что военные действия остановились, но Малахов курган взят не был.
Вскоре началась бомбардировка, моряки отражали атаки штыками и вновь Малахов курган выстоял. Адмирал Корнилов погиб, Нахимов поклялся сражаться вместе с офицерами и матросами до последней капли крови.
Ни разу он не испугался смерти, подшучивал над нею, никогда не проявлял ни капли трусости и матросы, видя, как сам Нахимов не щадит своей жизни, называли его отцом, благодетелем и бросались вслед за ним в огонь и на штыки.
«На все воля Бога!- говорил он.- Что бы мы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались - мы этим показали бы только слабость характера. Чистый душой и благородный человек будет всегда ожидать смерти спокойно и весело, а трус боится смерти, как трус»,
Он неизменно появлялся на бастионах в полной форме, поднимая своим видом дух защитников.
Возвышающаяся сутулая фигура адмирала в мундире со сверкающими эполетами была отличной мишенью.
В тот день его умоляли пригнуться, но он невозмутимо стоял в полный рост и смотрел в подзорную трубу. Первая пуля просвистела совсем близко, «они сегодня метко стреляют», - похвалил он французов за меткость и в эту минуту вторая пуля попала ему в голову…
Хоронить любимого Адмирала вышел весь город. Невиданная похоронная процессия молча двигалась к собору Св. Владимира, не прячась от пуль и артобстрелов. Впрочем, их и не было. Враги, отдавая дань уважения храброму воину, не сделали ни выстрела. Вдруг в напряженной тишине заиграл военный оркестр, ударили залпом русские пушки, на кораблях опустились флаги, но и на вражеских кораблях тоже приспустили флаги и английские офицеры на палубе сняли фуражки. Правда, потом, захватив город, англичане и французы по-скотски мародерствовали, разбили гробы адмиралов Нахимова, Лазарева, Корнилова и Истомина и украли золотые эполеты.Спустя время уже большевики снесли памятник Герою Адмиралу, «царскому слуге», но потом, почесав затылки и поразмыслив, а кому еще он мог служить? - памятник решили вернуть на место.
@Лариса Бравицкая